Давайте начнём с источника художественных решений, а именно режиссёра. Зовут его Ацуши Кобаяши. Впервые слышите? Не волнуйтесь, я тоже. На первый взгляд это какой-то нонейм, которого взяли за неимением альтернатив. Just Because! — единственная его полноценная режиссёрская работа, что как бы намекает.
Но мне кажется, что его назначение на эту должность было вполне осознанным решением боссов студии. Посудите сами. Хоть его режиссёрский дебют и прошёл не слишком удачно, ему удалось продолжить работу в индустрии и даже поучаствовать в съёмке Винланд-саги. Да и до этого ему приходилось работать над парочкой заметных проектов. Гаргантия, танкодевки, школа-тюрьма — уже неплохо. И обратите внимание, на каких должностях он закрепился. Ассистент режиссёра, режиссёр эпизодов, ключевой аниматор — Кобаяши создаёт впечатление опытного менеджера среднего звена. Мужик хорошо разбирается в производственном процессе, собаку съел на воплощении чужих задумок в жизнь и вряд ли запросит заоблачный гонорар. Идеальный выбор для проекта маленькой студии, делающей ставку на сценариста и не желающей конфликтов с ним.
Результат же его работы я оценю достаточно высоко. Постановка Just Because! получилась качественной, хоть и с минимальным количеством изысков. Всё же большая часть хронометража посвящена болтовне школьников, над съёмкой которой запаривается дай бог каждый пятый. В итоге приходится наблюдать не общение людей, а обмен репликами между NPC в обливионе. Но здесь всё в порядке.
Друзья ведут себя как друзья
Нелепо шутят
В общем, общаются раскованно. Не самое плохое достижение. Жаль лишь, что по-настоящему красивых сцен в аниме мало. Тут и жанр не располагает, и бюджет не велит. Но сделали что могли. К примеру, эпизод выяснения отношений через игру в бейсбол.
Это не только выглядит красиво, но и интегрировано в повествование максимально естественно. В общем, постановщику “зачёт”.
Но в противовес его труду выступает графика, и тут у нас полный набор проблем: и зацикленные однообразные анимации, и ракурсы со спины, и дешёвый CGI. Полный комплект для ТВ-аниме, которому удивляться даже не стоит. Но вот местные задники это что-то с чем-то. В комментариях отметили их сходство с кадрами из Google Maps.
Что же, это имеет место быть. Использование обработанных фотографий в качестве фонов стало нормой даже для манги — что же говорить об анимации. Это и дёшево, и выглядит ОК. Но если совсем продешевить, то выйдет хреново. А если ещё и поставить нарисованных персонажей…
Дамочки, покиньте декорации. У нас тут спектакль запланирован!
Я всё понимаю: денег нет, бюджета мало и т.п. Но может стоило делать упор на качество, а не количество? Вместо сотни скверных фонов можно было заказать несколько десятков качественных? Всё равно вы их используете в основном для перебивок. Без них художественная ценность уж точно не станет меньше.
С анимацией тоже происходят просадки. Например. Рисование — и уж тем более анимация — кистей рук является страхом художника. Понимаете: анатомия, маленький объект, 16 суставов. Такого даже в CG избегают, что уж говорить о мультипликации. Но вот захотелось режиссёру использовать их для придания динамики монотонному разговору. Выходит вот это:
Также замечу: качество графики планомерно падает с каждой серией. Аналогичная сцена в первом эпизоде выглядела вполне нормально. Почему так случилось — неизвестно. То ли коррективы вносились на ходу, то ли кто-то из подрядчиков — один из двадцати — подкачал. В итоге вполне интересные режиссёрские задумки так и не обрели должной формы.
Дизайнерские же решения я опишу как типичные. Раз уж мы имеем дело с потугами в жизу и реализм, то не стоит удивляться убитой цветовой палитре. В смысле в таких произведениях трудно найти цвета кроме синего, серого и болотно-зелёного. С другой стороны, эта тусклость хорошо работает на контраст с немногочисленными яркими моментами, так что придираться больше положенного я не стану. Зато предъявлю за флешбеки. Почему они в принципе никак не оформлены? Ни титров, ни белого окаймления, ни цветофильтра, ни банального перехода со вспышкой. Из-за этого порой становится сложно определиться с хронологией событий.
1919x1079
Общее качество рисовки можно оценить как достойное, но не слишком. Всё же скромный бюджет не даёт щеголять визуальными излишествами. Но режиссёр сделал всё возможное, чтобы это компенсировать. И будь Кобаяши каким-то уникальным визионером, то могло получиться очень даже солидно. Но увы, он хоть и толковый, но постановщик по найму. Выполнил чужие указания и пошёл заниматься чем-то серьёзным. А нам осталось радоваться, что всё не сложилось хуже. Слабое, но утешение.
Визитной карточкой аниме-сериалов традиционно являются их опенинг с эндингом. Just Because! исключением не стал. Что же можно сказать о них?
Лишь то, что эти композиции откровенно никакие. Да, они функциональны. Оп — типичная бодрая музычка, вполне подходящая для разогрева. Эндинг — дефолтная тоскливая песня под стать настолько же тоскливому аниме. Но это лишь программа-минимум. Ни на что большее рассчитывать не приходится. Типичный проходной саунд, мгновенно затерявшийся среди себе подобных. Это тот случай, когда скипать их можно без намёка на угрызения совести.
И насколько я безразличен к композициям ключевым, настолько же я лоялен композициям фоновым. Вот с ними у нашего пациента всё в порядке. Звучат когда надо, не отвлекают и отлично вписываются в соответствующие им сцены. Даже интеграция порой изобретательная. Вроде расслабленной сцены в торговом центре под типичную для него мелодию. Что в лишний раз подтверждает, что авторам было как минимум не плевать на свой продукт.
Озвучка же получилась...японской. На данный момент я уже достаточно много (в основном нелестного) высказал в адрес озвучек аниме. И ничего нового добавить не выйдет. Всё как обычно. Нужно спокойно произнести реплику? Будет сделано. Возникла необходимость натурально изобразить экспрессию? Это вы слегка не по адресу.
Притом обвинить актёров я не смогу. Они играют как им скажут. А если сказать им какую-то чушь то и отыграют они...то что собственно получилось. В пользу версии недостаточной работы с сэйю также говорят периодический отыгрыш роли вне контекста (например, персонаж после бега и во время спуска по лестнице не отыгрывает ни одышку, ни сбивчивость — налицо отсутствие описания сцены) и игра конкретно Lynn. Нет, она не облажалась. Даже наоборот — сумела безупречно отыграть персонажа с каким-никаким характером. Но она такая ОДНА. Судя по всему, режиссёр просто раздал текст своим актёрам с дальнейшим приказом импровизировать. В итоге одна актриса всё угадала, а остальные — где-то через раз.
Ну и в качестве контрольного выстрела — укладка. Да, на синхронизацию звука с движением мало кто вообще обращает внимание. Но я именно из таких людей. Липсинк, конечно, вышел сносным. Порой попадаются рассинхроны, но совсем незначительные. А вот со всеми остальными звуками как-то печально. Я понимаю, что укладывать смех в такт движений трясущегося человека — дело муторное, но ошибки в этом деле зрителя раздражают. Может, во избежание этого стоило всё же заплатить укладчику? Желательно деньгами.
Итог. Несмотря на мои многочисленные замечания, звучит Just Because! вполне терпимо. Желание выбросить наушники в окно не возникало — и на том спасибо. Проблема скорее в том, что положительных сторон толком нет. В прошлых своих рецензиях я нередко ругал звуковую составляющую. Но даже так удавалось найти положительные стороны. Будь то круто отыгранный сложный образ, общий уровень работы актёров, крутой саунд-дизайн… Да хотя бы одну отдельную композицию! Здесь же пришлось положительно выделять совсем обыденные вещи, хотя это вроде как данность. А так даже по-настоящему похвалить не за что.
Ладно, что там с повествованием? Чтобы не копировать синопсис, опишу ситуацию кратко. У нас тут любовная...так, главных героев пять...пентаграмма. Комия любит Изуми, Изуми любит Нацуме, Нацуме любит Сому, Сома любит Морикаву, Морикава любит дудеть. Такой у нас замес.
Но прежде чем вдаваться в его детали, стоит обсудить общее содержание аниме. Точнее, его бессодержательность. Прозвучит странно, но значительная часть весьма скромного хронометража отдана под филлер. Выглядит это приблизительно вот так:
Хазуки вместе с родственниками пошла в магазин. По всей логике эта сцена должна показать её как ответственного семейного человека… Вот только недавно была аналогичная сцена, демонстрировавшая то же самое. Зачем повторять уже пройденный материал? Другой пример. Изуми встречает Мио в компании её старшей сестры. Завязывается разговор, который ведёт прямо в никуда. Обменялись приветствиями и разошлись. Что это сейчас было? Кто знает. Или вообще вопиющий случай с семьёй Сомы. Что нам только не показали: что живёт он с дедом и бабкой, что мамочка его любит, что батя его помер. Насчёт последнего мои соболезнования, но к чему была вся эта информация? Можно было с таким же успехом сказать, что парень увлекается коллекционированием носков. Или варит отличную уху из щуки. Прикольно, но знать не обязательно.
Не подумайте, конкретно наличию филлера я не возмущаюсь. Он присутствует в большинстве произведений кинематографа, особенно сериального формата. НО. Во-первых, напрягает его количество. 12 серий и без того ограничивают неслабо, так ещё и какой-то умник решил потратить драгоценные минуты на это. Во-вторых, эти сцены вполне могли не оказаться филлерными. Та же семья Сомы. Можно ведь было добавить ещё информации. Дескать смерть отца поставила крест на планах поступления в университет, а неудачи школьной команды по бейсболу окончательно похоронили мечты о спортивной карьере. Жизнь Харуты — череда неудачных совпадений, которые никак не зависели от его действий. И лишь поддержка близких помогает ему не отчаиваться. Что является отличной параллелью для событий аниме. Но это я сейчас придумал. Ничего подобного здесь нет.
Такой расклад можно списать на отчаянную попытку дотянуть хронометраж до необходимого. Но я вижу в этом отголоски куда больше проблемы. Представьте студента, что пришёл сдавать лабораторную работу с методичкой в руках. Предварительно прогуляв все лекции и консультации. Велик ли его шанс на сдачу? Очевидно, нет. И даже если он каким-то чудом выполнит все манипуляции с минимальным ущербом для себя, то гарантированно завалится на контрольных вопросах. Это наглядная иллюстрация подхода к написанию сценария Just Because! Он одновременно методичный и бездумный. Благодаря чему теоретически рабочие элементы применяются попросту неправильно. Где-то кто-то прочитал, что “для реалистичной атмосферы нужно детализировать события”, а остальные поверили. Да вот примечание “детали должны быть ценными для повествования” на радостях никто и не приметил.
С этим знанием давайте наконец перейдём к основному сюжету. Помните тот клубок отношений, о котором я заявил ранее? Забудьте. Где-то к середине Мио окончательно забудет свою старую мотивацию, потому историю можно спокойно разбить на два отдельных подсюжета.
1) Изуми мечется между Мио и Комией. С одной стороны “Ах, я же люблю её половину жизни (и за четыре года разлуки не нашёл себе новый объект для обожания)”, с другой — “А может передумаешь, а? Эна же неплохая баба!” В общем, опостылевший любовный треугольник, причём с очень уж манипулятивной постановкой. С одной стороны Нацуме, что не особо-то стесняясь держит ГГ во френдзоне. С другой — вся такая милая, добрая, весёлая и заботливая Комия. Которая в Изуми души не чает и постоянно за ним плетётся. Ничего не имею против честных и заботливых женщин, но столь активное проталкивание конкретного персонажа на звание сезонной вайфу выглядит непорядочно.
Хотел бы я разобрать как эта история развивается, но она не развивается в принципе. Всё что мы имеем — переливание из пустого в порожнее и выяснение, кто же кому объяснится в чувствах. Знаете, эти типичные диалоги в духе “Признайся ей!” - “Нет, я не могу сделать это сейчас
И меня в том числе, но по несколько иным причинам. Я не поддерживаю вайфусрачи, не люблю рассматривать любовные отношения как спортивное соревнование с обязательным присутствием зрителей, да и шипперов за их деяния давно призываю сажать в тюрьму (в одну камеру с фурри). Потому меня не интересует, кто кого в итоге “выбрал”. Но местный финал банально противоречит логике произведения. Под этим
Начнём с Нацуме. Чуть менее чем всё своё экранное время она тратит на переживания по поводу поступления в университет и своих чувств к Харуте. Кстати, вы знаете почему она втрескалась в него?
Из-за одолженного ластика! В подростковом аниме этот предмет обладает какими-то волшебными свойствами в плане завоевания сердец. Ну да неважно, ведь Нацуме в какой-то момент берёт и демонстративно возвращает заветный канцтовар владельцу. И тут у меня сразу два вопроса. Первый: почему она это сделала? Нам ясно дают понять, что Мио не изменилась со средней школы. И на момент начала сериала всё ещё сохнет по Соме. С чего вдруг такая перемена во взглядах — хз. Второй: что это меняет для Изуми? Я напомню, парень крепко сидит во френдзоне. И особой близости между ними нет. Более того, Мио не стесняется напомнить парню о его месте.
1919x1079
Тем не менее, наша ГГиня внезапно для себя осознаёт, что любит Изуми. Вот так просто. Я нашёл три эпизода, что должны были к этому подвести:
1) Когда Нацуме застала Изуми во время разговора с Комией в школьном коридоре. И сразу в груди защемило, ух! Ну да, конечно. Четыре года не виделись и вообще плевать. Но тут выяснилось, что он умеет разговаривать с женщинами и всё — любовь до гроба!
2) Когда Изуми прибежал к Нацуме, чтобы успокоить её перед экзаменом. Так себе повод для прозрения, ведь из флешбеков мы знаем: парень постоянно волочится за ней. Ничего же не поменялось.
3) Когда Комия интересуется, можно ли ей приударить за понравившимся парнем. Что у Нацуме вызывает приступ ревности. Но разве это проявление любви? Так, собственница боится за свою игрушку. Причём игрушку не слишком любимую — просто выбросить жалко.
Короче говоря, в пересмотр ей собственных ценностей верится с трудом. Да и с чего бы это? У неё экзамены, поступление, перспектива взрослой жизни. Тут не до дел сердечных.
Теперь Изуми.
690x437
Окей, парень влюблён в Мио ещё со средней школы. И несмотря на четыре (!) года разлуки продолжает пускать на неё слюни. Зная, что та любит его одноклассника. И растрындев о своих чувствах этому самому однокласснику (да, Эйта отрицает данный факт, вот только больше некому было это сделать). И я бы понял, получи Эйта отказ. Но ведь он даже не пытается их отношения хоть как-то развить. Или хоть признаться своей избраннице. Чего он ждёт — хз. Наверное, что ангел спустится с небес и всех нас съест.
И тут прибежала Эна Комия. Умница, красавица, фотограф, обладательница кота и мопеда и т.д. Которую наш главнюк прям заинтересовал своим рвением. Которого, напомню, нет. Просто Камошида при всей своей фантазии так и не придумал, чем хмырь с постной рожей может кого-то впечатлить. Это не остаётся незамеченным, и вот уже Сома говорит Изуми дельные вещи. Дескать ты уже с Нацуме знатно обосрался — так найди себе иной объект для обожания. И даже если ты не пересмотришь отношение к Нацуме, то переосмысли себя. Ведь правда, какая-то левая деваха за пару месяцев продвинулась в отношениях с Изуми куда дальше, чем он с Мио за всё время их знакомства. Это на что-то точно намекает. Хотя бы на смену модели поведения.
Но нет, наш парень не пальцем делан (50 IQ это вам не это). Он упёрся рогами и продолжает тащиться за старой подругой аки прицеп. Причём даже решает поступать в тот же самый универ, чтобы...хз, продолжать её сталкерить. Притом что у него уже есть рекомендация в более престижный вуз. Притом что она вполне может поменять решение (что она и делает). Итог: парень экзамены проваливает, деваха экзамены сдаёт и поступает туда, куда у парня была рекомендация. Они встречаются, природа вокруг окрашивается в розовый, радость, счастье, ликование.
1919x1079
Хотя стоп, чему мы радуемся? Эти двое обменялись спонтанными признаниями в любви, только и всего. С их-то умением строить отношения дай Бог неделю повстречаться. Реализм, конечно, завязан на правде жизни. Но если она не слишком удобна, то не так уже она и нужна?
И самое главное, что в этом финале нет логики. У Изуми имеются все поводы поменять своё отношение к жизни, но он под конец откатывается к состоянию первой серии. Нацуме находится в статичном положении, но разворачивает свои взгляды на 180 градусов по мановению руки сценариста. Ну хочешь ты такую концовку — окей, тогда историю пиши соответственно. Пусть Мио поменяется, пока Эйта удостоверится в своих чувствах. Но нет, у нас сюжет совершенно иной. Даже противоположный.
Притом я понимаю, что истории по типу “парень в попытках добиться внимания старой любви находит новую” считались избитыми ещё во времена Торадоры. Но это произошло по причине полнейшей безотказности. Это же классический сюжет о переосмыслении ценностей, поставленный на рельсы любовной романтики. Если тебе хватает смелости отвергнуть труд многих поколений писателей, то уж изволь предоставить достойную альтернативу. В противном случае получится лишь дешёвое позёрство.
Из-за одолженного ластика! В подростковом аниме этот предмет обладает какими-то волшебными свойствами в плане завоевания сердец. Ну да неважно, ведь Нацуме в какой-то момент берёт и демонстративно возвращает заветный канцтовар владельцу. И тут у меня сразу два вопроса. Первый: почему она это сделала? Нам ясно дают понять, что Мио не изменилась со средней школы. И на момент начала сериала всё ещё сохнет по Соме. С чего вдруг такая перемена во взглядах — хз. Второй: что это меняет для Изуми? Я напомню, парень крепко сидит во френдзоне. И особой близости между ними нет. Более того, Мио не стесняется напомнить парню о его месте.
Тем не менее, наша ГГиня внезапно для себя осознаёт, что любит Изуми. Вот так просто. Я нашёл три эпизода, что должны были к этому подвести:
1) Когда Нацуме застала Изуми во время разговора с Комией в школьном коридоре. И сразу в груди защемило, ух! Ну да, конечно. Четыре года не виделись и вообще плевать. Но тут выяснилось, что он умеет разговаривать с женщинами и всё — любовь до гроба!
2) Когда Изуми прибежал к Нацуме, чтобы успокоить её перед экзаменом. Так себе повод для прозрения, ведь из флешбеков мы знаем: парень постоянно волочится за ней. Ничего же не поменялось.
3) Когда Комия интересуется, можно ли ей приударить за понравившимся парнем. Что у Нацуме вызывает приступ ревности. Но разве это проявление любви? Так, собственница боится за свою игрушку. Причём игрушку не слишком любимую — просто выбросить жалко.
Короче говоря, в пересмотр ей собственных ценностей верится с трудом. Да и с чего бы это? У неё экзамены, поступление, перспектива взрослой жизни. Тут не до дел сердечных.
Теперь Изуми.
Окей, парень влюблён в Мио ещё со средней школы. И несмотря на четыре (!) года разлуки продолжает пускать на неё слюни. Зная, что та любит его одноклассника. И растрындев о своих чувствах этому самому однокласснику (да, Эйта отрицает данный факт, вот только больше некому было это сделать). И я бы понял, получи Эйта отказ. Но ведь он даже не пытается их отношения хоть как-то развить. Или хоть признаться своей избраннице. Чего он ждёт — хз. Наверное, что ангел спустится с небес и всех нас съест.
И тут прибежала Эна Комия. Умница, красавица, фотограф, обладательница кота и мопеда и т.д. Которую наш главнюк прям заинтересовал своим рвением. Которого, напомню, нет. Просто Камошида при всей своей фантазии так и не придумал, чем хмырь с постной рожей может кого-то впечатлить. Это не остаётся незамеченным, и вот уже Сома говорит Изуми дельные вещи. Дескать ты уже с Нацуме знатно обосрался — так найди себе иной объект для обожания. И даже если ты не пересмотришь отношение к Нацуме, то переосмысли себя. Ведь правда, какая-то левая деваха за пару месяцев продвинулась в отношениях с Изуми куда дальше, чем он с Мио за всё время их знакомства. Это на что-то точно намекает. Хотя бы на смену модели поведения.
Но нет, наш парень не пальцем делан (50 IQ это вам не это). Он упёрся рогами и продолжает тащиться за старой подругой аки прицеп. Причём даже решает поступать в тот же самый универ, чтобы...хз, продолжать её сталкерить. Притом что у него уже есть рекомендация в более престижный вуз. Притом что она вполне может поменять решение (что она и делает). Итог: парень экзамены проваливает, деваха экзамены сдаёт и поступает туда, куда у парня была рекомендация. Они встречаются, природа вокруг окрашивается в розовый, радость, счастье, ликование.
Хотя стоп, чему мы радуемся? Эти двое обменялись спонтанными признаниями в любви, только и всего. С их-то умением строить отношения дай Бог неделю повстречаться. Реализм, конечно, завязан на правде жизни. Но если она не слишком удобна, то не так уже она и нужна?
И самое главное, что в этом финале нет логики. У Изуми имеются все поводы поменять своё отношение к жизни, но он под конец откатывается к состоянию первой серии. Нацуме находится в статичном положении, но разворачивает свои взгляды на 180 градусов по мановению руки сценариста. Ну хочешь ты такую концовку — окей, тогда историю пиши соответственно. Пусть Мио поменяется, пока Эйта удостоверится в своих чувствах. Но нет, у нас сюжет совершенно иной. Даже противоположный.
Притом я понимаю, что истории по типу “парень в попытках добиться внимания старой любви находит новую” считались избитыми ещё во времена Торадоры. Но это произошло по причине полнейшей безотказности. Это же классический сюжет о переосмыслении ценностей, поставленный на рельсы любовной романтики. Если тебе хватает смелости отвергнуть труд многих поколений писателей, то уж изволь предоставить достойную альтернативу. В противном случае получится лишь дешёвое позёрство.
2) Сома пытается подкатить свои шары к Морикаве. Тут хоть затравка более-менее приличная. Харуто всё же нашёл избранницу больше исходя из её личностных качеств. Ещё бы, играть на трубе в жаркую погоду ради поддержки духа команды по бейсболу не каждый сможет. Да и ответный интерес с её стороны вполне понятен. Сома хоть и слегка придурковат, но показал себя вполне достойным парнем.
Но есть проблема. Морикава собралась уехать в другой город. Аж на другой конец страны, что исключает возможность регулярных свиданий.
Я знаю как минимум один более интересный способ потратить ♂three hundred bucks♂
И такой постановкой вопроса аниме само загнало себя в угол. Перспектива отношений на расстоянии — дело довольно серьёзное, потому такая тема и не подходит для совсем уж мейнстримной сериальной анимации. Как бы ты ни разрешил конфликт, значительная часть аудитории будет недовольна. Можно заявить, что расстояние любви не преграда, но тогда хоть сколько-то здравомыслящие зрители подавятся наивностью. Можно, напротив, донести отрезвляющую мысль, что это всё глупости и порой влюблённость нужно просто отпустить. Но тогда значительная часть зрителей — а именно мальчики-подростки с опасно низким уровнем тестостерона в организме — возмутятся покушением на собственные розовые мечты. Или можно последовать совету Герыча из Рыбии и не выбирать вовсе. Да, это полностью обесценит буквально весь сюжет, но как бы снимет ответственность с автора. Дескать он ничего не утверждал и никого не обидел. Дам вам самим возможность угадать,
1919x1079
Но если основная история столь далека от совершенства, то какой-то второстепенный сюжетец скрасит ситуацию? Смотрите. У нас есть история про Сому и его любовь к бейсболу. Сначала он расстроен, но потом перестаёт грустить. Всё. Есть история про фотокружок. Его хотят закрыть, но Комия против. Потому что любимое место. Дело ограничится только разговорами, а саму проблему в итоге будут решать вообще другие люди. Ещё есть подготовка к экзаменам, и тут остановлюсь подробнее.
Наша дорогая Нацуме, видите ли, решила подавать документы в престижный универ. И добрую половину сериала усиленно готовится к сдаче экзаменов. Наконец наступает важный день, но происходит страшное: внезапный снегопад среди зимы парализует движение общественного (да и личного тоже) транспорта. И вот уже бедная девушка вся в слезах мечется и паникует.
Я понимаю, у людей старше 18 начинают возникать закономерные вопросы, НО я попрошу придержать их. Предлагаю поверить, что прилежная ученица и председатель студсовета в прошлом, которая последние месяцы своей жизни угробила на подготовку к экзаменам, не удосужилась изучить регламент и историю проведения мероприятия. Вот не в курсе она, что произойдёт в случае ЧП и угрозы массовой неявки выпускников. А значит формальный повод для страдания есть. Давайте играть по установленным аниме правилам. Поверьте, так будет только смешнее.
Так что же с этой трагической ситуацией не так? Нужно задать ключевой вопрос: зачем она в принципе показана? Первый и самый очевидный ответ: вызвать сопереживание. Но он в корне неверный. Ведь оснований для такой реакции нет. Зритель не будет волноваться за Нацуме, ведь на неё фактически плевать. Жалеть он будет себя в случае гипотетического попадания в аналогичную ситуацию. Никакого сочувствия, только голая рефлексия. А причина у этого проста: и проблема, и её решение приходят извне. Сама девушка никак с ними не связана и никак не влияет на исход. Вашу ж мать, уже даже авторы фильмов-катастроф дают своим героям призрачную возможность побороться за свою жизнь. А что Нацуме? Валяется на полу вокзала (круто заниматься этим зимой, когда слякоть по колено) и истерит. А ведь можно было дать ей возможность самой поискать выход. Или представить эту ситуацию как результат её, пускай и не вполне осознанного, решения (захотела лишние полчаса поспать и выйти без запаса времени, например). И уже вовлечённость появляется! Магия да и только! Но в реальности у нас стихийная проблема. Да, это неприятно. Но также неизбежно, потому и нечего переживать.
И в этом весь Just Because! Собран из теоретически жизнеспособных элементов, которые испещрены изъянами и слабо стыкуются между собой. Будто проработка истории не пошла дальше основного концепта и набора начальных драфтов, из обрывков которых и был собран итоговый сценарий. Это аниме смелое где не нужно, но в ключевые моменты откровенно трусит. Оно ссылается на реализм и прикрывается приземлённостью, но уже через пару минут пускает в ход упоротые штампы из подростковой литературы. И оправдание, что записано в названии, ситуацию не спасает. “Ну бывает, лол” — это не причина и не следствие. Это отмазка человека, что ничего не соображает в деле, за которое взялся. Да что там, даже пафосные заголовки серий не помогли. “Анданте”, “Снежный день”, “Конец детства” — это ж идеальные названия для ванильного чтива.
Притом скверных историй в аниме я видел немало. Но за ними обычно наблюдается хоть какое-то решение. Будь то конъюнктурщина, эмоциональные манипуляции или попытки выдать собственные отклонения за глубокий внутренний мир — это всё я не одобрю, но хотя бы пойму. Даже плохие произведения хотя бы едины в своём безобразии. Но даже это явно не про нашего клиента.
Так, что хорошего можно сказать про местных героев? У них...дизайны нормальные. Да, плюс сомнительный, но немножко похвалы это тайтл заслужил. Раз уж персонажи у нас просты и без двойного дна, то и их внешность должна быть говорящей.
Сома, к примеру, высокий и с маленькими глазами. Благодаря этому он создаёт впечатление пухлощёкого истукана, излучающего дружелюбие. Комия одета не по форме, да и беспорядок на голове выдаёт в ней бунтарку и нонконформитску. А у Морикавы волосы до лопаток и длинная чёлка будто закрывают лицо от окружающих, тем самым показывая её отрешённость. И так далее. Внешность проста и уместна, несмотря на некоторую нехватку оригинальности. Порой даже очень .
На этом похвала заканчивается и начинается весьма резкая критика. Как видно из прошлого раздела, с историей имеются проблемы. Этот фактор отразился и на действующих лицах. У них простые и понятные характеры, но сюжет в принципе не предрасполагает к их развитию. Почему это так важно? Подумайте сами: зачем нам, зрителям, видеть что-то бессмысленное и рутинное? Этого и в жизни хватает. Фикшен имеет возможность сосредоточиться на чём-то реально важном и ценном, и отказываться от этого поистине глупо.
Притом все возможности есть. Бекграунд-то богат: окончание школы — переломный момент в жизни. Ещё вчера дружный коллектив теряет формальный повод для собраний, потому начинает планомерно распадаться. Кто-то пойдёт на работу, кто-то будет продолжать учиться, кто-то вообще укатит куда подальше — жизнь в любом случае не будет прежней. Но нет, нам скорее покажут
1919x1079
Хотя нас попытаются убедить в обратном. Иногда произнося вслух фразы вроде “О, ты так изменилась!”, а иногда и с помощью глубочайшего символизма.
Ну прям совсем другие люди
Кажется кто-то не понял принцип “показывай, а не рассказывай” (который является основополагающим не только для кино, но и для любого повествовательного вида искусства). Недостаточно просто сделать некое заявление, пускай даже визуально. Необходимо его подтвердить событийно. Ибо сказать можно что угодно, потому мы и нуждаемся в доказательствах. Персонаж прошёл через изменения? Ну так покажи, в чём они заключаются. Не выходит? Ну так нечего было трепаться.
Может, второстепенный каст исправит ситуацию? Нам на выбор предлагают: мальчика в очках, мальчика без очков, девочку в очках, девочку без очков… Причём здесь их внешность, если речь идёт о характере? А как я могу вести речь о том, чего физически нет? У нас тут просто набор разноцветных болванчиков. Куски массовки, коим дали имена и внешность, после чего отправили к главным героям с целью разнообразить их окружение. Но зачем так заморачиваться и платить дизайнеру, если можно просто поставить безликих NPC с жёлтыми восклицательными знаками над головой? Эффект тот же, а сэкономленные шекели можно пустить куда-то ещё. Особенно на этом поприще отличилась Ёрико.
Буквально вся её роль — задавать Морикаве правильные вопросы, чтобы та могла вслух проговорить свою мотивацию. Почему же так происходит? Судя по всему, в той же методичке говорилось, будто проработка окружения делает произведение более атмосферным. Но о какой атмосфере речь, если настолько яростно выпячивается утилитарность? Я понимаю, не хотелось опускаться до повествования через монологи, но участие брёвен не превратит их в диалоги. Фикшен не так работает.
Как-то всё печально выходит. Даже на этапе проработки действующих лиц возникли проблемы, хотя, казалось бы, что может быть проще. Проблемы эти разнообразны, но их все можно объединить одной фразой: нехватка человечности. Как бы не пытались давить на эмоции зрителя, его мозг сможет распознать фальшь. И тогда магия кино рухнет безвозвратно.
Каким-то таким получилось аниме Just Because! Даже если судить по приёму аудитории на агрегаторах, то картина не очень утешительная. Оценки на уровне аналогов (что с учётом положения дел на рынке слабое утешение), а отзывы какие-то...холодные, что ли. Да, нашлось несколько восторженных фанатов, боящихся ставить оценку ниже 9/10 в принципе. Но хоть сколько-то адекватная публика выражается достаточно единогласно. Если ругают, то беззлобно. Если хвалят, то без энтузиазма. Как заядлого троечника, что сумел сохранить успеваемость после долгих месяцев подготовки у репетитора. И на основе этих отзывов можно выделить две наиболее часто упоминаемые проблемы: дешевизна и вторичность. И вот с этой позицией я совершенно не согласен.
Да, это аниме отличается подобными качествами, но считать их проблемой и причиной всех бед? Не смешите. Тяжело требовать чего-то невероятного от японского анимационного телесериала — бюджеты не те. Клишированность тоже является повсеместной, ибо далеко не у всех есть возможность рисковать и идти против трендов.
Здесь проблема иного толка — у всех причастных к руководству проектом банально отсутствовало понимание выполняемой работы. Причём я сейчас не о понимании человеческой психологии, отношений и т.д. Тут в принципе с реализмом швах, так что и обсуждать нечего. Всё куда хуже. У создателей просто не было какого-то художественного направления. На руках был конспект сюжета, дизайн персонажей, купленные оптом музыкальные дорожки и слот на ТВ. А уж как это всё между собой состыковать — тут уж извините, наши полномочия всё. Стоит ли удивляться, что ничего стоящего в итоге не получилось? Даже пресловутые штампы выглядят не эксплуатацией жанра, а скорее последней попыткой исправить неисправимое. Потому что даже их нужно применять вдумчиво, с чем явно были проблемы.
Так что же, Just Because! плохое аниме? Разумеется, нет — оно просто никакое. Обычно даже этого фактора хватает для возмущения, но в нашем случае я скорее испытываю сожаление. Нет, говорить что-то в духе “А ведь могло выйти хорошо!” я не стану. Нужно здраво оценивать способности Камошиды и ресурсы маленькой полуподвальной студии. Но при должной проработке вышло бы нормальное аниме. Не шедевр, но и смотреть не стыдно. Потому что я вижу стремление создать хоть что-то стоящее. Но создатели сами не поняли, что конкретно должно получиться.
По итогу я не могу советовать Just Because! к просмотру. Это аниме безвредное, но и бесполезное. Даже если у вас появится несколько свободных часов и желание посмотреть сериал о подростковых переживаниях, то лучше будет уделить внимание аналогам. Есть замечательный Kokoro Connect. Есть ламповый Hanasaku Iroha. Да и остальные ориджиналы Окады, при всех недостатках, всё ещё на голову выше. Just Because! же интересен сугубо как экспонат. Напоминание, что к искусству нужно подходить с умом. А бездумное творчество ни к чему хорошему не приведёт.
Хорошая (местами только слог больно любительский, особенно ближе к концу), так что лайк.
ждем в комментариях одного известного графомана и его баттхерт@Holy Ghost@mainframe, любительский слог? Да, есть такое. Но я и не профессионал, потому могу немножко посмеяться. Тем более, поводов хватает.Спасибо.
@PeKa@вот тут, под спойлером[comment=3623472]), но вы, батенька, заставили меня вспомнить об этом. А я ж забыл...Как и три года назад, скажу: вот имеем мы, значит, «White Album 2Белый альбом 2». Вещица исключительно однобокая и сама об свою же глупость запинается. Спасает сериал только финал, а именно рут, по которому пошел главный герой.
Как по мне, если бы тут было так же, было бы куда лучше. Потому что в основном у людей пригорает именно от непроходимой упертости главного героя. Вот прям до конца гнул свою линию парень, что в какой-то момент даже абсурдным стало.
@Animeretard,@Holy Ghost@JosephА вот эти моменты, когда она (кажется), стоя на крыше в лучах предзакатного солнца, поет чудесную песню голосом профессиональной сейю, а волосы ее в слоу-мо развеваются под порывами внезапно поднявшегося ветра, просто дико доставляют своей абсурдностью наигранного действия. И так далее...
Вообще, тогда я еще под впечатлением от оригинального сериала «White AlbumБелый альбом» находился, который гораздо более серьезным произведением показался, меланхоличным, пытающимся взаимоотношения между людьми показать реальные, а не гипертрофированные, с главным героем, который как человек себя вел (довольно прескверный человек, но это-то и подкупало), а не как очередная размазня, как, опять же, этот ваш ритм-гитарист.
В оригинале были люди и они действительно страдали, без океанов слез и переигрываний, а тут «Мы всегда будем друзьяшками!», н-да. Надоело.
@Joseph, к сожалению или счастью, WA2 я не смотрел, да и к экранизациям ВН отношусь хуже, чем Ку-Клукс-Клановцы к представителям негроидной расы. По мне так вообще не стоило как-то играть с ожиданиями зрителя. Камошида специализируется на простых китчевых историях. Ему в принципе не стоило браться за дело, в котором он не соображает.@Joseph@Святой Дух, как по мне, «Just Because!Да просто так!» все же хороший. С ровным повествованием, без лишнего крика, мол, «Глядите, какая у нас тут драма! Вы что, драму не видите?! Ну вот же она, вот же, если вам мало!». Но слишком блеклый, посредственный.@Holy Ghost@Joseph, я вообще не думаю, что замена концовки что-то сильно исправит. Максимум снизит недовольство за счёт игры со зрительскими симпатиями. Проблем и без неё хватает, а множество дыр маленькой заплаточкой не закрыть.@SonOaBдодик пытался написать рецензию, в итоге пишет "все говорят так, все говорят эдак, а я типа не при делах", еще и совершенно непохожие аниме приплел под конец
зы отзыв мусор, концовка шикарная
@Святой Дух, рецензия, как всегда по вкусу, но скипнуть текста мне пришлось. Я попросту не понимаю, зачем уделять внимание столь невзрачной работе. Да, в конце упоминается, что это наглядный пример чего-там и тд, но неужели это так важно? В самом обозначении тезиса " А бездумное творчество ни к чему хорошему не приведёт." я вижу больше смысла, чем в необходимости использовать данный сабж в качестве показательного примера. Лично для меня( и думаю не только для меня), содержанию тайтла нечем зацепить глаз, оттого и читать о нем не шибко и интересно. Не думаю, тут уместен вариант "создание этого аниме гораздо интереснее его самого", так как я не вижу тут особого копания во внутренней кухне производства. Тогда в чем причина существования этой рецензии? Чистое человекоподобное любопытство...@Holy Ghost@SonOaB, причина в том, что этот тайтл мне было интересно разбирать. Есть произведения крутые, но причины этого лежат на поверхности и в разборе не нуждаются. Есть, наоборот, дико убогие, но они вгоняют в уныние в процессе изучения. А есть и такое, рецензирование чего я просто не вывезу.А тут у нас такой странный образчик. Чего бы не взяться? И людям пригодится, и я из ступора выйду.
@Holy Ghost@Left behind, так я плохим это аниме и не называл. Так, проходняк. Просто поводов поржать он даёт чересчур много.@Left behind@Святой Дух, ну, за остальных не скажу, но мне порой именно такого "проходняка" очень не хватает. Хотя конечно, объективно это не делает сериал лучше.Про поржать, ну было местами, но не так чтобы сильно много.
@Holy Ghost, на самом деле за любительский слог имхо спасибо. от этого рецензия не такая сухая, а скорее в манере диалога, что (конечно на любителя но) приятно. так что спасибо)