
Это мини-эссе для тех, кто:
- Уже посмотрел или ещё в процессе — чтобы взглянуть на тайтл под другим углом.
- Только собирается посмотреть, но уже немного в курсе про завязку и главных героев — чтобы понять, к чему стоит присмотреться во время просмотра.
Что служит топливом для всемирной истории? Что заставляет вращаться шестерёнки этого огромного механизма?
Обычные человеческие желания. Поначалу примитивные, с появлением социума они становятся всё разнообразнее и сложнее. Преследуя эти желания, человек начинает создавать целые концепции — системы идей и взглядов, которые призваны помочь ему в достижении цели. В принципе, любого человека можно цинично разложить на эти простые кирпичики: на желания, которые им движут, и на концепции, знанием которых он обладает.
При чём тут Vinland Saga? Здесь за каждым персонажем ты видишь конкретные желания и идеи, которые движут вот этим человеком. Немного эмпатии и знания исторического контекста — и вот, ты потихоньку начинаешь понимать этих людей, проникаться их ходом мыслей. Всё это делает местных персонажей какими-то по-своему живыми, что ли. В иных тайтлах такого добиваются либо путём тщательной проработки персонажей, либо грамотным показом их с нужной стороны. В Vinland Saga, думаю, нет ни того, ни другого. Но при этом почти все персонажи здесь так похожи на реальных людей — ты просто смотришь на них и думаешь "да, они легко могли бы существовать и в реале". В каком другом тайтле вас посетят подобные мысли?
Параллельно с этим Vinland Saga умудряется добавить в местных героев и своего символизма — каждый мало-мальски значимый персонаж здесь является носителем какой-то идеи. И хотя эти идеи порой бывают схожи, все они разные. Тайтл же показывает их на практике, через призму жизни соответствующих персонажей.

Взять Торкелля — его идея это война. Просто война. Если у Ницше "хорошая война оправдывает саму себя", то у Торкелля её даже оправдывать не надо, лишь бы было весело. Вот он и находится в постоянном поиске новых сражений, меняя стороны как перчатки. Но на этом его личность не заканчивается — проработка персонажа не ограничивается вложенной в него идеей. Торкелль — это жизнерадостный мужик, который любит есть, веселиться и вести сражения со смертельным исходом (у всех свои недостатки
). Хорошо провести время, короче. При этом он не держит ни на кого обиды за свои поражения, им не движет месть или нечто подобное. Торкелль соблюдает условия поединка и уважает своего соперника. Он прямо воплощение идеального человека по языческо-скандинавской морали. Торкелль даже стремится к мудрости, которую скандинавы считают едва ли не самой большой добродетелью — параллельно с ведением войны он пытается понять, что значит быть настоящим воином. Но, будучи полной противоположностью тому, что он ищет, Торкелль никогда не сможет этого сделать — а встречи с другими персонажами его вряд ли изменят. В общем, такой трагично-комичный персонаж.
При чём тут Vinland Saga? Здесь за каждым персонажем ты видишь конкретные желания и идеи, которые движут вот этим человеком. Немного эмпатии и знания исторического контекста — и вот, ты потихоньку начинаешь понимать этих людей, проникаться их ходом мыслей. Всё это делает местных персонажей какими-то по-своему живыми, что ли. В иных тайтлах такого добиваются либо путём тщательной проработки персонажей, либо грамотным показом их с нужной стороны. В Vinland Saga, думаю, нет ни того, ни другого. Но при этом почти все персонажи здесь так похожи на реальных людей — ты просто смотришь на них и думаешь "да, они легко могли бы существовать и в реале". В каком другом тайтле вас посетят подобные мысли?
Параллельно с этим Vinland Saga умудряется добавить в местных героев и своего символизма — каждый мало-мальски значимый персонаж здесь является носителем какой-то идеи. И хотя эти идеи порой бывают схожи, все они разные. Тайтл же показывает их на практике, через призму жизни соответствующих персонажей.

Взять Торкелля — его идея это война. Просто война. Если у Ницше "хорошая война оправдывает саму себя", то у Торкелля её даже оправдывать не надо, лишь бы было весело. Вот он и находится в постоянном поиске новых сражений, меняя стороны как перчатки. Но на этом его личность не заканчивается — проработка персонажа не ограничивается вложенной в него идеей. Торкелль — это жизнерадостный мужик, который любит есть, веселиться и вести сражения со смертельным исходом (у всех свои недостатки

Особенности сеттинга и его реализации в Vinland Saga
Вы же не думали, что я буду хвалить сеттинг за достоверность и реализм?
Хотелось бы, но здесь он а-ля Assassin's Creed. Вроде и на исторической основе, но вроде и с приколом (привет Торсу, который прыгает на 10 метров вверх). Так почему я выделил тайтл в этом аспекте? Потому что сеттинг здесь влияет на происходящее. Он действительно вносит какой-то импакт, а не является простой декорацией.

Возвращаясь к серии игр Assassin's Creed — в первых частях (1, 2, Brotherhood, Revelations) сеттинг был именно что декорацией. Красивой, большой, с историческими справками... но просто декорацией. В плане саундтреков или геймплея эти 4 части не так сильно отличаются друг от друга — а там, где отличаются, это не обусловлено сеттингом. Хотя казалось бы:, и должны различаться кардинально, но в самой игре эта разница не чувствуется. Да, локации меняются, цветовые фильтры разные... но всё это поверхностно. Наполнение, суть игры остаются теми же. То же самое и с большинством тайтлов — понапридумывают себе какие-то навороченные миры, а потом оказывается, что от нашего они по факту никак не отличаются 

А вот в AC3 и AC4 сеттинг чувствуется — именно потому что он влияет на игру и ощущения от неё. В 3-й части это наличие фронтира, в 4-й части это наличие моря и общий нарратив, пропитанный духом золотого века пиратства. Вот и в Vinland Saga выбор сеттинга отражается на происходящем — эту историю не получится просто взять и перенести в другой сеттинг, ничего не потеряв.
Взять, к примеру, поведение персонажей. Вам местные даны не кажутся какими-то дикими, кровожадными варварами?вы ещё не видели норвежцев Это неудивительно, ведь наши современные представления о добре и зле основаны на христианской морали. Поэтому и в местных скандинавах мы (точно так же, как христиане этого тайтла или, например, Аскеладд) видим каких-то исчадий ада.
Но скандинавы не были иррациональными, кровожадными дикарями. Это были люди, которые построили свою цивилизацию, в некоторых моментах даже превосходившую остальную Европу того времени. Да, скандинавы имели довольно воинственную культуру, но они (как и все остальные народы) имели и свою мораль. Они уважали честь, лояльность, честность, храбрость, личную независимость, а также стремление к мудрости. И хотя скандинавов можно упрекнуть в выборочном применении морали, но разве язычники когда-нибудь вообще претендовали на универсальный характер своей морали? Кроме греков, которые вывели вопрос морали за рамки религии (прямо в сферу философии). В любом случае, скандинавам не откажешь в наличии своего понятия о добре и зле.
Господа викинги приплыли и разграбили вашу деревеньку? "Бесчестные и подлые демоны
", скажете вы. На что скандинавы ответят — действительно бесчестно было бы украсть, но эти трофеи мы добыли в честном бою. То, что вы были недостаточно сильны — это ваша проблема, и вы это знаете. Что вообще могут говорить о чести те, кто проиграл и не пытается взять реванш? Если хотите отмыться от своего позора, то приплывайте к нам с ответным рейдом. Если же вы на такое неспособны, то мы приплывём и разграбим вас снова, и поделом вам будет 
(конечно, далеко не всё решалось силой — просто в аниме почти все персонажи являются воинами и ведут себя соответствующе; но вспомните деревеньку Торфинна, старика Лейфа, Кнуда и Рагнара — они ведь тоже скандинавы)

Жёстко? Жёстко. Но и скандинавы живут в довольно суровом уголке, где тебя в любой момент готовы убить голод, холод, звери и соседи. Жизнь тогда вообще была тяжёлой. Такие условия воспитывают сплочённость общины, взаимовыручку, значимость дружбы и честность. Потому что всё это помогает выжить. По той же причине в скандинавской мифологии столько юмора, а скандинавская музыка (аутентичная, не закос под неё) в целом звучит довольно жизнерадостно. Мрачное бытие надо было как-то скрасить. Что показательно, для скандинавов смыслом жизни вообще было не последующее попадание в рай (как у христиан), а достижение счастья на этом свете.
И вот подобное отношение к жизни отлично объясняет поведение данов. Начинаешь понимать, почему они лезут в битву, почему чтут личные поединки (хольмганги). Торкелль уже не выглядит полным психопатом, которого просто тянет всех убивать. Ко всему этому true viking mindset примешивается стремление попасть в местный аналог рая, Вальгаллу (самый надёжный способ — достойно умереть в битве). А ещё у скандинавов есть такая вещь, как хамингья.

Как думаете, часто ли средневековый скандинав-язычник встречает в своей жизни богов? Мне вот кажется, что редко — это событие из ряда экстраординарных. Но есть другие сущности, которые окружают скандинава-язычника всегда и везде — это различные духи. Именно взаимодействие с духами составляло основную часть религиозной жизни язычников как Германии, так и Скандинавии. Что забавно, некоторые неоязычники соответствующей направленности вообще вычеркнули это из уравнения, оставив себе лишь пантеон богов
Возвращаясь к хамингье — это как раз такой волшебный дух. С подачи христианства хамингья начинает приобретать значение "удача", но в оригинальном виде это был именно что дух, который является персонификацией удачи. Хамингья — это достояние всей семьи и передаётся по наследству. При этом хамингью можно как приумножить, так и потерять. Внимание, вопрос — какое влияние на хамингью окажет недостойная смерть в битве, а то и бегство с неё? Вся та "удача", которую фармил твой отец, дед и фиг знает кто ещё, может быть утеряна в одно мгновенье. Короче говоря, для скандинавов того времени это был полный кринж. И когда участники отряда говорят, что Аскеладд растерял свою удачу — они говорят именно про хамингью.
И вот все эти скандинавские штуки, о которых я писал ранее — они ведь в тайтле присутствуют и действительно на что-то влияют. Вообще респект Саге за то, что она хоть иногда показывает мировоззрение людей того времени и связанные с этим моменты. Не респект за то, что всё это никак не объясняется зрителю. Если ты шаришь за все эти штуки, тебе будет приятно увидеть отсылки — а если не шаришь, то все они пройдут мимо тебя. Христианско-языческий синкретизм, например — ну кто заметит, что старик Лейф в одном предложении говорит про Одина, а в следующем — уже про деву Марию? А если и заметит, то не поймёт, почему так.


Возвращаясь к серии игр Assassin's Creed — в первых частях (1, 2, Brotherhood, Revelations) сеттинг был именно что декорацией. Красивой, большой, с историческими справками... но просто декорацией. В плане саундтреков или геймплея эти 4 части не так сильно отличаются друг от друга — а там, где отличаются, это не обусловлено сеттингом. Хотя казалось бы:
AC1
AC2 и AC: Brotherhood
AC: Revelations


А вот в AC3 и AC4 сеттинг чувствуется — именно потому что он влияет на игру и ощущения от неё. В 3-й части это наличие фронтира, в 4-й части это наличие моря и общий нарратив, пропитанный духом золотого века пиратства. Вот и в Vinland Saga выбор сеттинга отражается на происходящем — эту историю не получится просто взять и перенести в другой сеттинг, ничего не потеряв.
Взять, к примеру, поведение персонажей. Вам местные даны не кажутся какими-то дикими, кровожадными варварами?
Но скандинавы не были иррациональными, кровожадными дикарями. Это были люди, которые построили свою цивилизацию, в некоторых моментах даже превосходившую остальную Европу того времени. Да, скандинавы имели довольно воинственную культуру, но они (как и все остальные народы) имели и свою мораль. Они уважали честь, лояльность, честность, храбрость, личную независимость, а также стремление к мудрости. И хотя скандинавов можно упрекнуть в выборочном применении морали, но разве язычники когда-нибудь вообще претендовали на универсальный характер своей морали? Кроме греков, которые вывели вопрос морали за рамки религии (прямо в сферу философии). В любом случае, скандинавам не откажешь в наличии своего понятия о добре и зле.
Господа викинги приплыли и разграбили вашу деревеньку? "Бесчестные и подлые демоны


(конечно, далеко не всё решалось силой — просто в аниме почти все персонажи являются воинами и ведут себя соответствующе; но вспомните деревеньку Торфинна, старика Лейфа, Кнуда и Рагнара — они ведь тоже скандинавы)

Жёстко? Жёстко. Но и скандинавы живут в довольно суровом уголке, где тебя в любой момент готовы убить голод, холод, звери и соседи. Жизнь тогда вообще была тяжёлой. Такие условия воспитывают сплочённость общины, взаимовыручку, значимость дружбы и честность. Потому что всё это помогает выжить. По той же причине в скандинавской мифологии столько юмора, а скандинавская музыка (аутентичная, не закос под неё) в целом звучит довольно жизнерадостно. Мрачное бытие надо было как-то скрасить. Что показательно, для скандинавов смыслом жизни вообще было не последующее попадание в рай (как у христиан), а достижение счастья на этом свете.
И вот подобное отношение к жизни отлично объясняет поведение данов. Начинаешь понимать, почему они лезут в битву, почему чтут личные поединки (хольмганги). Торкелль уже не выглядит полным психопатом, которого просто тянет всех убивать. Ко всему этому true viking mindset примешивается стремление попасть в местный аналог рая, Вальгаллу (самый надёжный способ — достойно умереть в битве). А ещё у скандинавов есть такая вещь, как хамингья.

Как думаете, часто ли средневековый скандинав-язычник встречает в своей жизни богов? Мне вот кажется, что редко — это событие из ряда экстраординарных. Но есть другие сущности, которые окружают скандинава-язычника всегда и везде — это различные духи. Именно взаимодействие с духами составляло основную часть религиозной жизни язычников как Германии, так и Скандинавии. Что забавно, некоторые неоязычники соответствующей направленности вообще вычеркнули это из уравнения, оставив себе лишь пантеон богов

Возвращаясь к хамингье — это как раз такой волшебный дух. С подачи христианства хамингья начинает приобретать значение "удача", но в оригинальном виде это был именно что дух, который является персонификацией удачи. Хамингья — это достояние всей семьи и передаётся по наследству. При этом хамингью можно как приумножить, так и потерять. Внимание, вопрос — какое влияние на хамингью окажет недостойная смерть в битве, а то и бегство с неё? Вся та "удача", которую фармил твой отец, дед и фиг знает кто ещё, может быть утеряна в одно мгновенье. Короче говоря, для скандинавов того времени это был полный кринж. И когда участники отряда говорят, что Аскеладд растерял свою удачу — они говорят именно про хамингью.
И вот все эти скандинавские штуки, о которых я писал ранее — они ведь в тайтле присутствуют и действительно на что-то влияют. Вообще респект Саге за то, что она хоть иногда показывает мировоззрение людей того времени и связанные с этим моменты. Не респект за то, что всё это никак не объясняется зрителю. Если ты шаришь за все эти штуки, тебе будет приятно увидеть отсылки — а если не шаришь, то все они пройдут мимо тебя. Христианско-языческий синкретизм, например — ну кто заметит, что старик Лейф в одном предложении говорит про Одина, а в следующем — уже про деву Марию? А если и заметит, то не поймёт, почему так.
Живи Аскеладд в наше время, его саундтреком был бы постпанк
Если персонажи — это актёры, участвующие в постановке, то этот персонаж идеален. Харизматичный подлец с запоминающийся историей и эффектным уходом со сцены. Но уходил он долго и по-своему трагично — с какого-то момента всё, что копил Аскеладд эти долгие годы, начинает стремительно утекать у него из рук.
Может, правы были его соратники, и Аскеладд действительно растерял свою хвалённую удачу?. Что вообще осталось у этого человека? Красивая легенда об, которая так и не воплотилась в жизнь? Аскеладд уже и сам понимает, насколько она фантастична — но всё равно не отпускает, ибо больше у него ничего нет. Аскеладд — это человек, который просто устал. Подобно тому, как, например, устал Эрвин Смит в Атаке Титанов. Идти вперёд через горы трупов, снова и снова — непонятно ради чего, в ожидании события, которое произойдёт неизвестно когда... Грабежи, убийства, угон людей в рабство — всё это давно стало обыденностью, лишь продолжением той дорожки, на которую Аскеладд встал когда-то давным-давно. Нет, единственное, что его гнетёт — это ожидание. Определённо, Аскеладд движется вперёд — но лишь по инерции от собственных амбиций, тяжёлую ношу которых он готов с радостью возложить на первого же достойного ( и ). Прямо аки волшебный меч, который нужно вытащить из камня, чтобы стать королём. Кстати, не напомните, из какой это легенды? 
А когда Аскеладд говорит "поскорей бы Рагнарёк, Апокалипсис или ещё чего наконец перемолол этот мир — жаль только, не доживу", ты прямо через экран чувствуешь, как ему всё это осточертело
В общем, персонаж с довольно тяжёлой историей, который просто... устал (я бы подобрал другое слово, да мат на Шики пока запрещён). Но именно поэтому ему хочется сопереживать, хотя и злодей, каких поискать. Аскеладд — это эдакий Гарри Дюбуа, типичный персонаж Райана Гослинга и смесь прочих депрессивных literally me в одном флаконе.

Если персонажи — это актёры, участвующие в постановке, то этот персонаж идеален. Харизматичный подлец с запоминающийся историей и эффектным уходом со сцены. Но уходил он долго и по-своему трагично — с какого-то момента всё, что копил Аскеладд эти долгие годы, начинает стремительно утекать у него из рук.
Отряд, с которым Аскеладд ходил бóльшую часть своей жизни, рассыпается от разлада и погибает — частично от рук Аскеладда же. Безнадёжно раненного Бьёрна (вероятно, единственного друга Аскеладда) последнему приходится собственноручно добить. И ведь ни отряд, ни Бьёрн против Аскеладда ничего не имели — просто так вышло. Не было какой-то особой причины, из-за которой им всем пришлось умереть. Не было какой-то цели, ради которой они пожертвовали собой. Они просто умерли — это бесполезные смерти, которых можно было избежать, но судьба решила иначе.
Может, правы были его соратники, и Аскеладд действительно растерял свою хвалённую удачу?. Что вообще осталось у этого человека? Красивая легенда об
= короле Артуре
когда Аскеладд предложил Торсу стать их вождём — он ведь даже не шутил
Кнуду он присягнул тоже неиронично

А когда Аскеладд говорит "поскорей бы Рагнарёк, Апокалипсис или ещё чего наконец перемолол этот мир — жаль только, не доживу", ты прямо через экран чувствуешь, как ему всё это осточертело

Секрет стремительного личностного роста Кнуда раскрыт — нужно принимать перед сном обычный советский...
... обман. Никакого секрета нет — потому что у Кнуда никогда не было того личностного роста, который ему приписывают. Аскеладд ведь говорил, что умеет определять, кто перед ним стоит, и в Кнуде он увидел что-то. Кнуд с самого начала был таким, что видно и по его взаимодействию с Торфинном . Ну а просто позволила ему раскрыться. Ящик Пандоры был открыт.

... обман. Никакого секрета нет — потому что у Кнуда никогда не было того личностного роста, который ему приписывают. Аскеладд ведь говорил, что умеет определять, кто перед ним стоит, и в Кнуде он увидел что-то
что заставило его пойти all-in, сделав ставку на этого тихоню
показывающим, что Кнуд — не стеснительный, не робкий и не социофоб, каким может поначалу казаться
смерть Рагнара, который на самом деле лишь сдерживал Кнуда
Почему Торфинн такой чмоня?
Большинству людей, которым не зашла Vinland Saga, больше всего не нравится именно Торфинн. Какой-то непонятный пацан, который "только бегает и орёт" ©. Но знаете, что иронично? Хейтеры Торфинна неправы только в одном — они недооценивают, насколько же Торфинн в ж... на дне. Он ведь спустил 11 (!) лет своей жизни буквально в никуда, слепо гонясь за какой-то эфемерной местью ради мести. Он ненавидел войну, но ему приходилось в ней участвовать. Он ненавидел Аскеладда, но ему приходилось ему подчиняться. Пока Аскеладд с Кнудом гнут свою линию, Торфинн продолжает лететь прямо вниз, до самого последнего момента не осознавая, что происходит.
Как итог — да, Торфинн задуман быть жалким и презираемым. Зрителем, Аскеладдом, в конце — уже и самим Торфинном... Но в массовой поп-культуре уже был похожий персонаж, которого не то уже забыли, не то вовсе никогда не знали. Это Джоффри Баратеон из Игры Престолов. Тоже герой, которого все ненавидят. Но если вдуматься, вся ненависть зрителей в его адрес — это ведь одна большая похвала актёру за то, насколько хорошо он сыграл свою роль. Чем же отличается ситуация с Торфинном?
Что забавно, он ведь даже и не ГГ толком. Не дайте первым сериям себя обмануть — его вклад в сюжет находится буквально где-то на уровне Торкелля. Так зачем Торфинн тут вообще нужен? Что он делает среди главных героев? Какой вообще смысл был в первом сезоне? Название последней серии ответит за меня:


Большинству людей, которым не зашла Vinland Saga, больше всего не нравится именно Торфинн. Какой-то непонятный пацан, который "только бегает и орёт" ©. Но знаете, что иронично? Хейтеры Торфинна неправы только в одном — они недооценивают, насколько же Торфинн в ж... на дне. Он ведь спустил 11 (!) лет своей жизни буквально в никуда, слепо гонясь за какой-то эфемерной местью ради мести. Он ненавидел войну, но ему приходилось в ней участвовать. Он ненавидел Аскеладда, но ему приходилось ему подчиняться. Пока Аскеладд с Кнудом гнут свою линию, Торфинн продолжает лететь прямо вниз, до самого последнего момента не осознавая, что происходит.
Как итог — да, Торфинн задуман быть жалким и презираемым. Зрителем, Аскеладдом, в конце — уже и самим Торфинном... Но в массовой поп-культуре уже был похожий персонаж, которого не то уже забыли, не то вовсе никогда не знали. Это Джоффри Баратеон из Игры Престолов. Тоже герой, которого все ненавидят. Но если вдуматься, вся ненависть зрителей в его адрес — это ведь одна большая похвала актёру за то, насколько хорошо он сыграл свою роль. Чем же отличается ситуация с Торфинном?
Что забавно, он ведь даже и не ГГ толком. Не дайте первым сериям себя обмануть — его вклад в сюжет находится буквально где-то на уровне Торкелля. Так зачем Торфинн тут вообще нужен? Что он делает среди главных героев? Какой вообще смысл был в первом сезоне? Название последней серии ответит за меня:

Комментарии

lycopene#
Хороший отзыв. С радостью бы глянул подобный и на второй сезон. Однозначно луцк
Твой комментарий