Итак, экспозиция. В одной глубинке жили были подростки. Мальчик-гитарист, мечтающий о большой сцене с признанием. И простая девочка с младшей сестрой, которая любила... паренька и музыку которую он играет ей. По окончанию школы парень планировал отправиться покорять большой город и девочка собиралась поехать с ним. А младшая сестра росла, восхищаясь мальчиком... и игрой на гитаре. Правда у героев ничего не сложилось и в результате мальчику пришлось ехать в большой город одному, а девочке заботиться о сестре. Повествование начинается спустя 10 лет от лица повзрослевшей младшей сестры, которая сама стала бас-гитаристкой...
С первого взгляда "Она видела небо" больше всего напоминает завязку Ano Hi Mita Hana no Namae wo Bokutachi wa Mada Shiranai.Невиданный цветок c Kokoro ga Sakebitagatterunda.Сердцу хочется кричать. Aoi AioiАой Айой сталкивается с "проекцией, как это объясняют персонажи, ShinnoСинно 13-летней давности, который испытывает чувства к своей бывшей девушке Akane AioiАканэ Айой после того, как она отказалась переехать с ним в Токио. Для Аой Синно олицетворяет то ушедшее время задолго до смерти родителей, когда она вместе с сестрой и друзьями могла невинно мечтать о достижении успеха в Токио, не думая о реальных жизненных обстоятельствах. Однако, в отличие от Meiko HonmaМэйко Хомма из аноханы, Shinnosuke KanomuraСинносукэ Каномура на самом деле не умер.
Сразу оговорюсь, "Она видела небо" - не про музыку. Тема музыки присутствует в произведении в ключе "то чем герои занимаются". И это не романтическая мелодрама. Сильных и ярких страстей вы тут не увидите. Однако и романтичные натуры могут найти тут сдержанную, но трогательную любовную линию; главное и титры не забыть посмотреть.
Если вы взрослый человек, который когда-либо задавался вопросом: "Насколько я изменился с тех пор? (не важно каких) И в лучшую ли сторону?", тогда этот фильм явно для вас. Хотя "Она видела небо" - аниме-фильм, как о взрослых, так и о подростках. Взрослые персонажи помогают закрепить эмоции, выражаемые персонажами-подростками.
Ещё одна вещь, которая мне нравится в "Она видела небо", - это акцент на семейных отношениях, а не на романтических. Аканэ отвергает Синно, потому что она хочет позаботиться о своей младшей сестре Аой, и она не меняет своего мнения, даже когда Синно снова появляется в жизни Аканэ. На протяжении всего фильма горстка благонамеренных людей навязывает Аканэ идею о том, что она не может быть счастлива, будучи одинокой, заботящейся о своей семье в захолустном городке. Аканэ отмахивается от всего этого с весёлым стоицизмом. Она сталкивается с большим давлением со стороны окружающих, что может показаться знакомым взрослым зрительницам. Среди аниме-персонажей Аканэ - крайне неординарный персонаж. Её готовность отвергнуть привлекательные жизненные стратегии ради близких и найти в выбранном пути своё счастье - поведение взрослой гармоничной личности.
Что касается Аой, то она типичный подросток, который в подростковом духе пытается "помочь" сестре и вернуть Синно времён золотой поры её детства. На протяжении фильма мы видим, как она преодолевает эмоциональную отчуждённость ("ненавижу" всё), получает шишки в своих стремлениях "помощи" и приходит к пониманию окружающих. Однако приходит к пониманию она очень резко.
Shinnosuke KanomuraСинносукэ Каномура - мужик возрастом за тридцать, автор песни давшей фильму название. Синноскэ как раз тот человек, который перестал видеть синеву небес, разучился мечтать и верить в будущее. Ему отлично противопоставлена Аканэ, которая не сдаётся и не унывает.
Однако такой ход построения истории с участием подростков и взрослых в основном составе героев заслуживает похвалы. Так можно поднять куда более серьёзные проблемы, и тем самым, привлечь, как юных зрителей, так и взрослую аудиторию.
Однако у "Она видела небо" есть одна серьёзная проблема. История не очень хорошо структурирована для фильма и больше похожа на телесериал, у которого не хватило хронометража. В фильме множество сюжетных линий и конфликтов, но далеко не все доведены до логического завершения. Например, сюжетные линии второстепенных персонажей, вроде Масамити Накамуры -приятеля Акане по работе, влюблённого в неё, о которых в какой-то момент напрочь забывают, а потом вспоминают, но уже всё хорошо. На протяжении всего фильма есть несколько кульминаций, которые заставляют вас думать: «О, сейчас всё выйдет из строя», только для того, чтобы все вернулось к норме в следующей сцене. В конце концов, смотреть на это становится немного утомительно. С точки зрения структуры сюжета фильм очень плох. Эх, а какое бы было произведение, будь это аниме-сериал.
Помимо прочего, один из кульминационных моментов - встреча Синноскэ и Синно - крайне театральна и и сильно выбивается из размеренного и серьёзного повествования. Это как в "Мстителях", когда судьба Вселенной на волоске, герои выясняют кто прав, а кто крут.
Также не помогает то, что Chouheiwa Busters в третий раз создают аниме с аналогичной концепцией магического реализма, что может ослабить его влияние на опытного аниме-зрителя.
Собственно, о чём аниме-фильм? О честности с самим собой. В фильме даже есть отрывок притчи с прямой моралью "не ври себе".
Почти все персонажи честны с собой. А вот Синноскэ не был откровенен с собой в том, что же для него важно: карьера или Аканэ. И в конце он приобретает мужество определиться, получая в награду и то, и другое. Аканэ же понимает, что сестра выросла и больше не нуждается в ней, зачинит, можно жить своей жизнью.
В фильме есть несколько песен. Например, рок-версия легендарной песни "Гандхара" японской группы GODIEGO в исполнении Синно (1) и Аой (2).
Пару слов о дубляже Reanimedia. Он шикарен. Одна из лучших их работ. Не хуже оригинала. Дубляж получился крайне аутентичным. Другое дело - перевод. Он явно делался с английских субтитров. Например, дословный перевод названия аниме "Тот, кто знает неба синеву" (это очень важно в контексте посыла фильма). Дальше перевод песни с этим же названием. Он неплох именно настолько, насколько был хорош перевод на английский (а он хорош). Но осознавать, что слушаешь перевод перевода не особо радует.
@Пазу, точнее флешфорвардом, но дело не в этом. Прикол в том, что прошло более года. И всё это время Рюджи с Тайгой встречались, о чём знает вся школа. То есть их отношения прошли проверку временем. Ранобэ же возвращает нас к их прежнему быту, игноря здоровенного слона в комнате.@Roshanak, то есть когда нам половину истории талдычили что-то в духе "ты с Минори и Тайгой выглядите как пара с маленьким ребёнком - это малёха нездорово" - это ничего. Впрочем ладно, я уже понял с каким "знатоком" общаюсь. Оригинал у неё порезали, я манал.@Roshanak@Пазу, а я и не утверждаю, что у Рюджи с Тайгой созависимость. Это утверждение принадлежит Ами, что талдычит об этом. Аниме её слова опровергает, книжки же игнорируют. Открытые финалы вообще зло.Кстати, не подкинешь какой-нибудь понятной и специализированной литературы по художественным направлениям, в частности романтизме?
@Roshanak@Пазу, так это про подростков и если про подростков, то это уже несерьезно? В ваших речах я не слышу речи зрелого человека. И да, такое не только в литературе встречается, а в жизни и не так уж редко. К тому же в самом аниме все имеет причинно-следственную связь.@Пазу@Holy Ghost, ау! Они не встречались. Так думали окружающие из-за их близких отношений. Встречаться они начали в конце. И вы с таким речами говорите, что читали или смотрели ранобэ?И это малеха нездорово не в плане того, что там созависимость, а в плане того, что все три участника были заинтересованы друг другом в любовном плане(Тайга и Рюдзи это не совсем осознавали в отличие от той же Минори, которая заметила, что парочка имеет влечение друг к другу, хотя Рюдзи считал себя влюбленным в нее) и вот такое игнорирование привело бы к проблемам и то там Ами бесилась, что Минори имея шансы не захапала его себе, потому что на нее тот никак не реагировал. Единственное, что не поняла, то либо ее проницательности хватило на Минори, либо она тупо игнорировала Тайгу, потому что явно игнорировала тот факт, что Рюдзи увлечен Тайгой и чем дальше, тем больше оставляя чувства к Минори в прошлом.
@Holy Ghost, и в книге эти слова опровергаются.Напомните как в аниме опровергли ее слова?
И памятуя какая сама Ами не ей говорить о созависимости.
@Holy Ghost@Roshanak, как - я указал выше. На подлинность высказывания Ами не претендуют, что я тоже указал. И да, Тайгу не просто так идентифицировали как "ребёнка", то есть со стороны Минори и Тайга не выглядели равнозначно. Что, ох вейт, я тоже сказал. В общем, снова мои слова интерпретируют максимально упорото, чтобы поймать меня за руку как дешёвку. Ладно, мне проще признать поражение, чем в сотый раз повторять одно и то же. Ты победила, я слит. Поздравляю!@Roshanak@Roshanak, я говорю не столько о серьёзности. Хотя, как любовная драма, меня ТораДора перестала впечатлять к годам 20. Mimi wo SumasebaШёпот сердца как-то реалистичнее. Даже если брать что-то близкое по уровню, Itazura na KissОзорной поцелуй, набитый штампами, к концу как-то лучше смотрится. Я о том, что слишком задраматизированно. Вот такого в жизни не бывает, а если и бывает, то подростки просто понасмотрелись вот такого и творят лютую дичь под гормональным буйством.@Roshanak,@Sarevok@Holy Ghost, ребенком ее идентифицировали из-за ее внешности, а не по ее умственным способностям или еще почему-то. Если вы не забыли, то она очень маленького роста и вообще по всем параметрам миниатюрная. Тайга и Минори равнозначны как личности. Никто не выглядит равнозначным в плане внешности. И на подлинность высказываний нигде не претендовалось с учетом ее вовлеченности во все это. Как ваши слова интерпретировать, если вы пишите так, как написали? Вас под дулом заставляли писать?@Пазу, извините, но что в Шепоте, что в ТораДоре одно и то же. Только атмосфера разная.В ТораДоре была ровно столько же драмы, сколько и в Шепоте. И там и там герои задумываются о будущем, на время расстаются, чтобы соединиться после. С учетом написанного вами, то скорее всего дело не в задраматизированности, сколько в том, что вы почему-то считаете, что если герои старше подростков, то уровень серьезности повышается. Опять же в ТораДоре четко объясняют почему они сделали так, а не так и герои взрослеют отказавшись от бегства и примирившись с родными.
@Пазу@Roshanak, в Шёпоте нет бунта. Максимум Shizuku TsukishimaСидзуку Цукисима говорит, что хочет попробовать писать и договаривается с родителями. Seiji AmasawaСэйдзи Амасава вообще серьёзно подошёл к своему будущему. Их отношения показаны без пафоса. Я не случайно упомянул именно этот фильм. Сюжет схож, но разница в его показе капитальная. С другой стороны, чего ждать от оригинала, который мало чем отличается в стиле и манере изложения от фанфика. Но если брать историю в целом, то всё равно аниме лучше большинства сериалов в данном жанре.@RoshanakЯ от студии Ghibli мало фильмов смотрел (из романтических точно попробую ознакомиться с Kaze TachinuВетер крепчает), но понравился Umi ga KikoeruЗдесь слышен океан. Это пример токсичной, но достаточно реалистичной романтики. Забавно, что даже при этой токсичности концовка у фильма куда более позитивная, чем концовка "Шепота Сердце", которую я, будучи человеком не слишком романтичным и довольно циничным, считаю печальной, просто подана она в том же глуповато-наивном виде.
@Пазу@Sarevok, о, "Ветер крепчает", по-настоящему взрослая история. Автобиографичная, в какой-то мере. Шёпот сердца - очень наивная картина. Да, момент с погоней за котом забавный. Сам Миядзаки в комментариях (доп. материалы на BD) отмечал, что надо было как-то аккуратно подвести героиню к нужному "необычному месту". "Получилось не самым изящным образом, но дети должны быть в восторге".А вообще, проблема раннего творчества Миядзаки в ориентированности на детей. Все эти коммментирования своих действий, лаконичные комментарии о происходящем или произошедшем... или, как в Шёпоте - бубнение под нос в духе "Котик! Куда это он?" и т.п. Тоторо - приятное исключение. В Ветре такого уже нет. Однако дети обходят картину стороной. У меня на кинокружке его посмотрели только старшеклассники.
@Sarevok@Пазу, в Шепоте и брошенных детей при разводе нет, как и матери-одиночки, которая сбежала из дома, чтобы родить сына и это все не подано, как что-то трагичное в квадрате. Просто такая вот жизнь, такие вот проблемы. Герои ТораДоры тоже не легкомысленно подошли к данному вопросу четко ставя в приоритет совместное будущее и семью и даже исправили некоторые косяки своих родителей.Да и ранобэ не фанфик и манера изложения и стиль еще зависит от перевода. И скажу честно, что даже с любительским переводом данное ранобэ хорошо написано.
@Пазу@Roshanak, скажу конкретнее. Кульминация очень сентиментальная, я бы даже сказал, театральная. Сам этот любовный четырёхугольник и его разрешение, как через пень колоду (было бы нормально, если бы не Minori KushiedaМинори Кусиэда и её "демоны"). Начало хорошее, не спорю.@Roshanak@Пазу, так-с. В чем театральность? Как такового особого квадрата там нет, потому что с Юсаку ситуация разрешилась в середине сериала, до конца шел только любовный треугольник, которого тоже по сути не было, потому что и Минори отказала.Минори и ее демоны равны Аканэ и ее демонам. У первой всегда будет впереди Тайга, у второй Аой.
В Шепоте между прочим тоже был любовный квадрат и тоже драма завязанная а этом.
@Пазу@Roshanak, с Минорин всё сложно. В любом случае, меня утомила наша дискуссия. Думаю. тут дело вкусов. Предлагаю на этом остановиться.@Roshanak@Пазу, Минорин как раз просто, как и с Аканэ на самом-то деле. Думаю, что дело действительно во вкусах, а не в том, что та или иная история плохая, т.к. во всех приведенных вами тайтлах между историями и персонажами можно поставить знак равно.@Пазу, понял Вас. Извините, если немного грубовато про Mimi wo SumasebaШёпот сердца написал. Таланта создателей фильма, конечно, не отрицаю, просто лично у меня возникли проблемы с его восприятием и, соответственно, получением удовольствия от просмотра. Спасибо, что столь дипломатично реагируете на подобное.@Пазу@Sarevok, да что там. Произведение со своими минусами. Далеко не лучшее творение маэстро. Но с точки зрения эстетики и драматургии - хорошая кинокартина для подростков.@Пазу, прекрасный отзыв! Спасибо вам большое!