Снесите к черту эту гигантскую помойку, в которую превратился наш мир, и оставьте от нее лишь ровную и чистую площадку! Прекратите валяться в отбросах, словно свиньи, отриньте страх, забудьте про боязнь! © Рю Мураками, «Война начинается за морем»
Удивительно, но центральное анимационное произведение Катсухиро Отомо оставило куда меньше впечатлений, чем другие его проекты и — особенно — сама манга.
Дело даже не в первенстве первоисточника и какой-то его особенной ценности на фоне экранизации: хотя манга «Акира» определенно великое произведение, выходящее за рамки любого эстетического направления и жанра, было бы очень глупо говорить, что она по умолчанию лучше, чем экранизация, просто потому что она манга. Нет, дело вовсе не в этом.
Сильно чувствуется, что, хотя в руках Отомо-сан был карт-бланш на самостоятельное создание фильма на основе своего эпохального произведения (мечта едва ли не каждого писателя, а особенно комиксиста), перед ним стоял целый ряд проблем и далеко не со всеми он смог справиться. И в первую очередь это касается ритма произведения: хотя композиция фильма «Акира» стройная и крепкая (ну, то есть сюжетные ветки не перекрывают друг друга и не уходят в никуда, как это было с ОВА по «Angel Sanctuary»), нет нарастания напряжения, нет плавного подведения к катарсису — и это при умелом создании мрачной атмосферы нью-токийской урбанизированной разрухи. События выглядят не столько вытекающими сами собой из сложившейся ситуации, сколько конспектом развернутого первоисточника: сначала была такая завязка, потом произошло это, и от этого последовало то-то. Проще говоря, сильно не хватает развернутого контекста — он намечен, но не развернут, отчего мир Нью-Токио, с его экзальтационной одержимостью, яростью, жестокостью и при этом чисто человеческой усталостью и растерянностью перед грядущим остается немного вне истории. Это разумно, учитывая то, что при адаптации гигантского 28-томного произведения в полнометражку по-любому придется что-то терять, но всё равно грустно. Тем более что «Акира» подразумевает глубокую вовлеченность зрителя в созданный мир: это не только история про конкретно Тэцуо Шиму и его как бы друга Канэду, не только история про мальчишку, не справившегося с богоподобной силой, и конкретного паренька, пытающегося остаться человеком среди уничтожения всего человеческого, но это история о мире вообще и о том, что с ним станется. Конечно, понятно, почему так произошло, да и реализация в итоге вышла более чем достойная, но всё равно немного грустно.
Однако это сугубо личные впечатления, разумеется. «Акира» как фильм не становится хуже от того, что кому-то манга-первоисточник, а также другие анимационные произведения Отомо-сан показались несколько сильней и проработанней: это всё равно прекрасный пример анимационного фильма, выходящего за рамки стандартных представлений об аниме и научно-фантастической дистопии, а также очень умное и циничное размышление о человеческом стремлении вырваться за рамки человеческого — при современном научном прогрессе это более чем возможно, но будешь ли ты при этом человек, а не пожирающей саму себя и весь мир массой неконтролируемой силы?..
(и всё-таки, причём тут киберпанк?..)
Удивительно, но центральное анимационное произведение Катсухиро Отомо оставило куда меньше впечатлений, чем другие его проекты и — особенно — сама манга.
Дело даже не в первенстве первоисточника и какой-то его особенной ценности на фоне экранизации: хотя манга «Акира» определенно великое произведение, выходящее за рамки любого эстетического направления и жанра, было бы очень глупо говорить, что она по умолчанию лучше, чем экранизация, просто потому что она манга. Нет, дело вовсе не в этом.
Сильно чувствуется, что, хотя в руках Отомо-сан был карт-бланш на самостоятельное создание фильма на основе своего эпохального произведения (мечта едва ли не каждого писателя, а особенно комиксиста), перед ним стоял целый ряд проблем и далеко не со всеми он смог справиться. И в первую очередь это касается ритма произведения: хотя композиция фильма «Акира» стройная и крепкая (ну, то есть сюжетные ветки не перекрывают друг друга и не уходят в никуда, как это было с ОВА по «Angel Sanctuary»), нет нарастания напряжения, нет плавного подведения к катарсису — и это при умелом создании мрачной атмосферы нью-токийской урбанизированной разрухи. События выглядят не столько вытекающими сами собой из сложившейся ситуации, сколько конспектом развернутого первоисточника: сначала была такая завязка, потом произошло это, и от этого последовало то-то. Проще говоря, сильно не хватает развернутого контекста — он намечен, но не развернут, отчего мир Нью-Токио, с его экзальтационной одержимостью, яростью, жестокостью и при этом чисто человеческой усталостью и растерянностью перед грядущим остается немного вне истории. Это разумно, учитывая то, что при адаптации гигантского 28-томного произведения в полнометражку по-любому придется что-то терять, но всё равно грустно. Тем более что «Акира» подразумевает глубокую вовлеченность зрителя в созданный мир: это не только история про конкретно Тэцуо Шиму и его как бы друга Канэду, не только история про мальчишку, не справившегося с богоподобной силой, и конкретного паренька, пытающегося остаться человеком среди уничтожения всего человеческого, но это история о мире вообще и о том, что с ним станется. Конечно, понятно, почему так произошло, да и реализация в итоге вышла более чем достойная, но всё равно немного грустно.
Однако это сугубо личные впечатления, разумеется. «Акира» как фильм не становится хуже от того, что кому-то манга-первоисточник, а также другие анимационные произведения Отомо-сан показались несколько сильней и проработанней: это всё равно прекрасный пример анимационного фильма, выходящего за рамки стандартных представлений об аниме и научно-фантастической дистопии, а также очень умное и циничное размышление о человеческом стремлении вырваться за рамки человеческого — при современном научном прогрессе это более чем возможно, но будешь ли ты при этом человек, а не пожирающей саму себя и весь мир массой неконтролируемой силы?..
(и всё-таки, причём тут киберпанк?..)
Комментарии
Твой комментарий
@D-r Zlo, спасибо, читаю ваш уже второй за короткое время великолепный отзыв.Что касается темпа Акиры, могу согласиться, что можно было его построить в виде крещендо к заключительным сценам. Но и так, как сделано, получилось великолепно. К сожалению, построение завершающей части в аниме обычно впечатляет зрителя только на фоне аморфной и неубедительной основной части. В Акире не так, фильм держит в напряжении от первых до завершающих кадров. Добавить темпа в конце может быть было бы неплохой идеей. Но я не уверен, что это было бы хорошо воспринято в своей основной массе ленивым зрителем. Давайте не будем критиковать шедевры. Они хороши такими, какие они есть. Мы не знаем, как какое-нибудь изменение повлияет на общее впечатление от тайтла. Совсем не обязательно, что оно ему поможет.
@Winkel,@D-r Zlo@D-r Zlo, поправьте - не 28томного, а 6томного@S John, режиссер и мангака - один и тот же человек. Сравнивают как-раз мангу - с проработкой, кучей сюжетных линий и тд, и фильм. И фильм рядом выглядит очень бледно на самом деле, просто анимировали отдельные сцены из манги (какие режиссеру захотелось) и все.По мне так оценивать фильм по акире нужно чисто за картинку (которая в нем на высоком уровне) - за полной историей и героями - в мангу.
@S John,@Anticvariat,@D-r Zlo@Sleepwalker, я говорил немного про другое. Вопрос о соотношении оригинальной манги и аниме я не затрагивал.@Winkel@S John, мне не понравилась фраза "давайте не будем критиковать шедевры". Но никто и не критикует выше, а просто сравнивают фильм с первоисточником, за которые отвечал один и тот же человек. Если у тебя акира в виде фильма - шедевр, то представь что там в виде манги))Хотя, вполне вероятно, тебя интересует только картинка (а у катсухиро отомо она всегда хороша и необычна), а не сюжет, герои и мир - тогда само-собой манга тебя особо не впечатлит, тк анимацию в нее не подвезли.
@S John,@MiShiMa YuRi0@Sleepwalker, шедевр невозможно построить только на картинке.@Sleepwalker, почитать, что ли... Полномтражка-то не особо зашла, может манга больше понравится.@Winkel@Sleepwalker, дык я о том же самом кагбе говорю @_@ Но всё-таки было бы круто, чтобы и экранизация манге не уступала, а не являлась просто сжатым конспектом оригинальных событий.@S John, ур, всегда пожалуйста!Но мне всегда казалось, что киберпанк всё-таки подразумевает в качестве обязательной составляющей виртуальное пространство, разве нет? Я могу ошибаться, к сожалению, я не слишком хорошо в этом разбираюсь, но у "Акиры" мало общего и с работами Джеффа Нуна, и Филипа Дика, и прочими монстрами жанра. Потому меня всегда и смущала это безапелляционная маркировка "киберпанк" в его случае...
@S John@D-r Zlo, не обязательно. Слово кибернетика означает "контроль чего-то с использованием технологий". Вычислительная техника/виртуальное пространство только одно из приложений кибернетики. Таким образом кибер-панк, это протест (панк) против техногенного контроля (кибернетики). Например, сайт cyberpunkforums.com определяет киберпанк, как “low life, high tech” - высокие технологии, плохая жизнь.@Anticvariat, попробуй. Меня манга потрясла в свое время, как активностью событий так и количеством сюжетных линий) и графон там шикарный@Anticvariat@Sleepwalker, спасибо за наводку@Sleepwalker, Ну есть такие аниме, что ай-кэнди к манге. Getter Robo Armageddon тому пример. Так и тут - картинка зарадовала, за смыслом в мангу.