Романтическо-приключенческая история о наследном принце Оскаре, на которого наложено проклятие, не позволяющее ему самому иметь наследника, и о "ведьме" (хотя правильнее было бы называть ее волшебницей) Тинаше, в которую принц влюбляется и пытается убедить выйти за него замуж. Фэнтезийные элементы (драконы, магия, среднивековый антураж и прочие атрибуты) в аниме также присутствуют, но упор больше делается на персонажах и их вполне взрослых взаимоотношениях.
Сюжет: Стремясь найти способ избавиться от своего "проклятия", наложенного на Оскара еще в детстве "ведьмой Тишины" Лавинией, принц Оскар направляется к другой "ведьме" - Тинаше. Последняя известна тем, что исполняет желания тех, кто способен покорить ее магическую башню. Оскар, первый за многие десятилетия, без труда справляется с заданием, демонстируя при этом ум (при разгадывании загадок), ловкость и силу. Вроде бы классические элементы европейских сказок на месте, включая прекрасную волшебницу Тинашу, которую Оскар находит на последнем этаже ее башни. Волшебница оказывается вполне дружелюбной, добросердечной и, на удивление Оскара, юной (лишь на вид, ведь ей больше четырехсот лет) и очень красивой. Однако, из разговора с Тинашей за чаем выясняется, что "проклятие" Оскара вовсе не проклятие, а своеобразное благословение, настолько защищающее будущее дитя Оскара, что способно убить женщину, которая рискнет зачать от него ребенка. Снять благословение Тинаша не в состоянии, но предлагает альтернативное решение - найти женщину, способную противостоять магии благословения и выносить ребенка Оскара. Видя, насколько красива, женственна и добросердечна Тинаша, Оскар уточняет, способна ли она сама противостоять подобной магии и, получив утвердительный ответ, предлагает Тинаше выйти за него замуж. Последняя протестует, но как-то нерешительно и даже с элементами игры (флирта) - вместо того, чтобы сказать, что слишко стара для вынашивания ребенка, бесплодна и т.д., Тинаша говорит, что у нее не то, что мужа нет, но и мужчин никогда не было. Разумеется, сильнее разжечь желание Оскара заполучить ее было бы сложно. Покорить неприступную красавицу, сидящую в девственницах уже много сотен лет, для такого человека, как Оскар, привыкшего во всем быть первым, идти наперекор судьбе и преодолевать препятствия, намного желанней, чем покорить магическую башню или победить противника в бою на мечах. Потому когда Тинаша, отвергнув его предложение, угрожает стереть ему память и вышвырнуть из башни, Оскар, со своей стороны, также угрожает ей своим королевским мечом, способным развеять любую магию. Поскольку оба противника стоят на своем и не в состоянии добиться желаемого применением силы, Оскар предлагает компромисс - Тинаша должна год прожить в его замке, занимаясь поисками способа снять благословение Лавинии. Волшебнице, которой явно понравился мужественный и решительный Оскар, но которая не желает в этом признаться ни ему, ни самой себе, такой компромисс приходится по вкусу - ведь им можно оправдать ее подспудное желание узнать Оскара поближе, закончив свою многовековую изоляцию в башне. Такова завязка сюжета, включающего развитие отношений главных героев на фоне сьоненовских приключений. Однако же сьоненом аниме назвать сложно, поскольку герои тут вовсе не сьоненовские, да и само повестсвование скорее камерное, больше завязанное на взаимоотношениях героев, чем на их взаимоотношениях со внешним миром.
Персонажи: Главным героем я бы назвал Тинашу - ей посвящено большинство времени, да и удалась она автору лучше всего. Видимо, писала Тинашу автор с себя, либо с близкой закомой или родственницы, поскольку женская психология передана в волшебнице очень достоверно. Настолько достоверно, что аниме часто напоминает женский роман, с вечными сомнениями и метаниями главной героини по поводу и без него, сменами настрояни, близкими к биполярке, скрытым нарциссизмом, соединящим самобичевание и неуверенность в себе со стремлением манипулировать Оскаром, вызывая его ревность, создавая триангуляции и провоцируя главного героя на постоянные подтверждения любви. Мелодрама на пустом месте, женские манипуляции и женские же заблуждения (еще ярче выраженные в новелле и манге) относительно мужской психологии и мотивации часто утомляют и раздражают, особенно в середине аниме, но, с другой стороны, придают характеру Тинаши глубину и реалистичность, несмотря на все старания автора ее идеализировать. Тинаше, конечно, в угоду сьоненовским клише, приписали некоторые маскулинные черты, вроде избыточной силы и владения мечом, но в остальном характер ее остался целиком женским, как и ее поведение - она прекрасно готовит, ведет себя скромно и, ближе к финалу, слушается Оскара, не претендуя на лидерство или даже "равноправие" в принятии решений. Все обременительные мужские обязанности она, в конечном счете, передает своему мужчине. Мужской персонаж, Оскар, автору не так удался - видно слабое понимания автором мужской психологии. Однако то, что автор - женщина, не разбирающаяся в фантазиях мальчиков-подростков, спасло повествование от многих болячек и стереотипов сьонена. Главный герой тут не вечно смущающийся невзрачный и мелкий, полудохлый ОЯШ с гаремом сохнущих по нему писаных красавиц, покоренных его "добротой" и "пониманием", а решительный, мужественный, высокий, сильный и умный мужчина, ведущий себя с достоинством и без нелепых смущений, дурацкого юмора и кривляний. В этом смысле "Безымянная память" скорее напоминает сьодзе, чем сьонен. Однако и персонажем сьодзе Оскара также не назовеш - он не смазлив и уж слишком мужественен для аудитории девочек-подростков. Такой, мужественный, взрослый мужчина пожалуй, незрелых девиц скорее испугает, чем привлечет. Это не женоподобный "плохой парень", беспринципный подонок с "ранимой душой", достучаться до которого может лишь протагонистка, укротив его, подчинив и заставив измениться и слушаться лишь ее одну. Так что главный герой и не персонаж фантазий девочек-подростков и инфантильных женщин. Оскар вполне справляется с манипуляциями Тинаши (кроме сюжетных ходов с провокациями ревности, попыткой изнасилования Оскаром Тинаши и заморочек с разнообразными "бывшими", видимо, вызванными чересчур буйными женскими фантазиями автора, в которых поведение Оскара не соответствует его характеру), непреклонен, принципиален и сам управляет собой, их взаимоотношениями да и самой Тинашей, позволив ей расслабиться и постоянно сидеть у него на коленях, как маленькая, четырехсотлетняя девочка. Ведь по сути, все женщины, независимо от их возраста, такими и являются (в смысле, маленькими девочками, а не четырехсотлетними ведьмами).
Недостатки: К недостаткам я бы отнес рваное повествование - из аниме вырезали большую часть сюжета новеллы/манги, не позаботившись нормальной редактурой и склейкой оборванных сюжетных линий. Часто сюжетные линии начинаются так же внезапно, как и обрываются, безо всяких связей и переходов. Хотя мне лично нравится неяркий, тонкий психологизм отношений Тинаши и Оскара, когда развитие отношений больше показано через поступки, чем через слова и комментарии, но многим, особенно привыкшим к клишированным ромкомам, романтика между Оскаром и Тинашей будет непонятна и сомнительна с вопросами, вроде: откуда взялся поцелуй? почему в аниме нет букетов, конфет, свиданий, бурных признаний в любви и прогулок за ручку? Ведь в этом же "романтка"! К недостаткам я причисляю и избыточный мелодраматизм - среди прочего, проблемы на пустом месте, постоянные метания Тинаши, ее игра с чувствами Оскара через провоцирование ревности, утаивание важной информации, всякие "бывшие" и прочие ее выходки. Мужчина с таким, как у Оскара характером, после некоторых, особо отвязных выходок Тинаши в середине аниме, попросту расстался бы с подобной женщиной раз и навсегда, несмотря на всю ее красоту, вечную молодость и женственность. Ну и не особо понравилась картинка - фоны пусты и невыразительны, анимация довольно посредственная.
Достоинства: Аниме довольно уникально и не подпадает под обычные жанровые клише. Некоторые черты аниме, которые можно воспринимать как недостатки, для меня являются достоинствами. Мне понравилось раскрытие взаимоотношений между персонажами - без синкаевского сентиментализма, а по-взрослому, через действия и взаимопонимание без слов и комментариев. Чего только стоит сцена коротких взаимных извинений, где чувства героев переданы не через пространные разглагольствования, а тонко, через паузу, молчание и объятия. Женской части аудитории, возможно, понравятся мелодраматические элементы - сцены спровоцированной Тинашей ревности Оскара, его "несдержанность" после этого, метания и нерешительность Тинаши, ее самобичевания и размышления о будущем ребенка, который родится у них с Оскаром, и т.д. К достоинствам я бы отнес психологическую достоверность отношений, большое внимание к проработке персонажей, хорошие диалоги (что для аниме несказанная редкость) и завершение сезона. Последняя серия, хоть она и не лишена мелодрамы и сюжетных дыр, прекрасно удалась и искупила для меня предыдущие недостатки аниме. Также отметил бы прекрасные опенинг и, особенно, эндинг.
В целом, "Безымянная память" вызвала у меня двойственные ощущения - на ряду с достоинствами, к которым я бы отнес взрослый и серьозный тон повествования, прекрасно прописанную женскую психологию и, в кои-то веки нормального, мужественного главного героя, у аниме также есть множество недостатков, связанных как с его производством (качество анимации, обрезанный сюжет и прочее), так и с теми самыми особенностями автора, которые позволили ей так прекрасно изобразить отношения Оскара и Тинаши - в аниме, как на мой вкус, много мелодрамы и сюжетных дыр, вызванных, к сожалению, не проблемами редактуры, а проблемами повествования самого автора, зачастую также автор, плохо разбираясь в мужской психологии, поведению Оскара приписывает сугубо женскую мотивацию. Однако жанровая уникальность "Безымянной памяти" и интересная концовка явно выделяют это аниме среди множества прочих.
Как я уже писал, очень сильным получился финальный эпизод, в котором Оскару приходится иметь дело с последствиями несчастливого магического происшествия. В этом эпизоде заключен хороший урок: забыть или стереть свое прошлое, каким бы плохим оно ни было, - это то же самое, что забыть и стереть самого себя. Наше прошлое определяет, кто мы есть, оно является частью нашей личности. Как сказал Оскар, только дети захотят стереть все страдания из своего прошлого, поскольку, поступая так, они сотрут самих себя.
Сюжет: Стремясь найти способ избавиться от своего "проклятия", наложенного на Оскара еще в детстве "ведьмой Тишины" Лавинией, принц Оскар направляется к другой "ведьме" - Тинаше. Последняя известна тем, что исполняет желания тех, кто способен покорить ее магическую башню. Оскар, первый за многие десятилетия, без труда справляется с заданием, демонстируя при этом ум (при разгадывании загадок), ловкость и силу. Вроде бы классические элементы европейских сказок на месте, включая прекрасную волшебницу Тинашу, которую Оскар находит на последнем этаже ее башни. Волшебница оказывается вполне дружелюбной, добросердечной и, на удивление Оскара, юной (лишь на вид, ведь ей больше четырехсот лет) и очень красивой. Однако, из разговора с Тинашей за чаем выясняется, что "проклятие" Оскара вовсе не проклятие, а своеобразное благословение, настолько защищающее будущее дитя Оскара, что способно убить женщину, которая рискнет зачать от него ребенка. Снять благословение Тинаша не в состоянии, но предлагает альтернативное решение - найти женщину, способную противостоять магии благословения и выносить ребенка Оскара. Видя, насколько красива, женственна и добросердечна Тинаша, Оскар уточняет, способна ли она сама противостоять подобной магии и, получив утвердительный ответ, предлагает Тинаше выйти за него замуж. Последняя протестует, но как-то нерешительно и даже с элементами игры (флирта) - вместо того, чтобы сказать, что слишко стара для вынашивания ребенка, бесплодна и т.д., Тинаша говорит, что у нее не то, что мужа нет, но и мужчин никогда не было. Разумеется, сильнее разжечь желание Оскара заполучить ее было бы сложно. Покорить неприступную красавицу, сидящую в девственницах уже много сотен лет, для такого человека, как Оскар, привыкшего во всем быть первым, идти наперекор судьбе и преодолевать препятствия, намного желанней, чем покорить магическую башню или победить противника в бою на мечах. Потому когда Тинаша, отвергнув его предложение, угрожает стереть ему память и вышвырнуть из башни, Оскар, со своей стороны, также угрожает ей своим королевским мечом, способным развеять любую магию. Поскольку оба противника стоят на своем и не в состоянии добиться желаемого применением силы, Оскар предлагает компромисс - Тинаша должна год прожить в его замке, занимаясь поисками способа снять благословение Лавинии. Волшебнице, которой явно понравился мужественный и решительный Оскар, но которая не желает в этом признаться ни ему, ни самой себе, такой компромисс приходится по вкусу - ведь им можно оправдать ее подспудное желание узнать Оскара поближе, закончив свою многовековую изоляцию в башне. Такова завязка сюжета, включающего развитие отношений главных героев на фоне сьоненовских приключений. Однако же сьоненом аниме назвать сложно, поскольку герои тут вовсе не сьоненовские, да и само повестсвование скорее камерное, больше завязанное на взаимоотношениях героев, чем на их взаимоотношениях со внешним миром.
Персонажи: Главным героем я бы назвал Тинашу - ей посвящено большинство времени, да и удалась она автору лучше всего. Видимо, писала Тинашу автор с себя, либо с близкой закомой или родственницы, поскольку женская психология передана в волшебнице очень достоверно. Настолько достоверно, что аниме часто напоминает женский роман, с вечными сомнениями и метаниями главной героини по поводу и без него, сменами настрояни, близкими к биполярке, скрытым нарциссизмом, соединящим самобичевание и неуверенность в себе со стремлением манипулировать Оскаром, вызывая его ревность, создавая триангуляции и провоцируя главного героя на постоянные подтверждения любви. Мелодрама на пустом месте, женские манипуляции и женские же заблуждения (еще ярче выраженные в новелле и манге) относительно мужской психологии и мотивации часто утомляют и раздражают, особенно в середине аниме, но, с другой стороны, придают характеру Тинаши глубину и реалистичность, несмотря на все старания автора ее идеализировать. Тинаше, конечно, в угоду сьоненовским клише, приписали некоторые маскулинные черты, вроде избыточной силы и владения мечом, но в остальном характер ее остался целиком женским, как и ее поведение - она прекрасно готовит, ведет себя скромно и, ближе к финалу, слушается Оскара, не претендуя на лидерство или даже "равноправие" в принятии решений. Все обременительные мужские обязанности она, в конечном счете, передает своему мужчине. Мужской персонаж, Оскар, автору не так удался - видно слабое понимания автором мужской психологии. Однако то, что автор - женщина, не разбирающаяся в фантазиях мальчиков-подростков, спасло повествование от многих болячек и стереотипов сьонена. Главный герой тут не вечно смущающийся невзрачный и мелкий, полудохлый ОЯШ с гаремом сохнущих по нему писаных красавиц, покоренных его "добротой" и "пониманием", а решительный, мужественный, высокий, сильный и умный мужчина, ведущий себя с достоинством и без нелепых смущений, дурацкого юмора и кривляний. В этом смысле "Безымянная память" скорее напоминает сьодзе, чем сьонен. Однако и персонажем сьодзе Оскара также не назовеш - он не смазлив и уж слишком мужественен для аудитории девочек-подростков. Такой, мужественный, взрослый мужчина пожалуй, незрелых девиц скорее испугает, чем привлечет. Это не женоподобный "плохой парень", беспринципный подонок с "ранимой душой", достучаться до которого может лишь протагонистка, укротив его, подчинив и заставив измениться и слушаться лишь ее одну. Так что главный герой и не персонаж фантазий девочек-подростков и инфантильных женщин. Оскар вполне справляется с манипуляциями Тинаши (кроме сюжетных ходов с провокациями ревности, попыткой изнасилования Оскаром Тинаши и заморочек с разнообразными "бывшими", видимо, вызванными чересчур буйными женскими фантазиями автора, в которых поведение Оскара не соответствует его характеру), непреклонен, принципиален и сам управляет собой, их взаимоотношениями да и самой Тинашей, позволив ей расслабиться и постоянно сидеть у него на коленях, как маленькая, четырехсотлетняя девочка. Ведь по сути, все женщины, независимо от их возраста, такими и являются (в смысле, маленькими девочками, а не четырехсотлетними ведьмами).
Недостатки: К недостаткам я бы отнес рваное повествование - из аниме вырезали большую часть сюжета новеллы/манги, не позаботившись нормальной редактурой и склейкой оборванных сюжетных линий. Часто сюжетные линии начинаются так же внезапно, как и обрываются, безо всяких связей и переходов. Хотя мне лично нравится неяркий, тонкий психологизм отношений Тинаши и Оскара, когда развитие отношений больше показано через поступки, чем через слова и комментарии, но многим, особенно привыкшим к клишированным ромкомам, романтика между Оскаром и Тинашей будет непонятна и сомнительна с вопросами, вроде: откуда взялся поцелуй? почему в аниме нет букетов, конфет, свиданий, бурных признаний в любви и прогулок за ручку? Ведь в этом же "романтка"! К недостаткам я причисляю и избыточный мелодраматизм - среди прочего, проблемы на пустом месте, постоянные метания Тинаши, ее игра с чувствами Оскара через провоцирование ревности, утаивание важной информации, всякие "бывшие" и прочие ее выходки. Мужчина с таким, как у Оскара характером, после некоторых, особо отвязных выходок Тинаши в середине аниме, попросту расстался бы с подобной женщиной раз и навсегда, несмотря на всю ее красоту, вечную молодость и женственность. Ну и не особо понравилась картинка - фоны пусты и невыразительны, анимация довольно посредственная.
Достоинства: Аниме довольно уникально и не подпадает под обычные жанровые клише. Некоторые черты аниме, которые можно воспринимать как недостатки, для меня являются достоинствами. Мне понравилось раскрытие взаимоотношений между персонажами - без синкаевского сентиментализма, а по-взрослому, через действия и взаимопонимание без слов и комментариев. Чего только стоит сцена коротких взаимных извинений, где чувства героев переданы не через пространные разглагольствования, а тонко, через паузу, молчание и объятия. Женской части аудитории, возможно, понравятся мелодраматические элементы - сцены спровоцированной Тинашей ревности Оскара, его "несдержанность" после этого, метания и нерешительность Тинаши, ее самобичевания и размышления о будущем ребенка, который родится у них с Оскаром, и т.д. К достоинствам я бы отнес психологическую достоверность отношений, большое внимание к проработке персонажей, хорошие диалоги (что для аниме несказанная редкость) и завершение сезона. Последняя серия, хоть она и не лишена мелодрамы и сюжетных дыр, прекрасно удалась и искупила для меня предыдущие недостатки аниме. Также отметил бы прекрасные опенинг и, особенно, эндинг.
В целом, "Безымянная память" вызвала у меня двойственные ощущения - на ряду с достоинствами, к которым я бы отнес взрослый и серьозный тон повествования, прекрасно прописанную женскую психологию и, в кои-то веки нормального, мужественного главного героя, у аниме также есть множество недостатков, связанных как с его производством (качество анимации, обрезанный сюжет и прочее), так и с теми самыми особенностями автора, которые позволили ей так прекрасно изобразить отношения Оскара и Тинаши - в аниме, как на мой вкус, много мелодрамы и сюжетных дыр, вызванных, к сожалению, не проблемами редактуры, а проблемами повествования самого автора, зачастую также автор, плохо разбираясь в мужской психологии, поведению Оскара приписывает сугубо женскую мотивацию. Однако жанровая уникальность "Безымянной памяти" и интересная концовка явно выделяют это аниме среди множества прочих.
Как я уже писал, очень сильным получился финальный эпизод, в котором Оскару приходится иметь дело с последствиями несчастливого магического происшествия. В этом эпизоде заключен хороший урок: забыть или стереть свое прошлое, каким бы плохим оно ни было, - это то же самое, что забыть и стереть самого себя. Наше прошлое определяет, кто мы есть, оно является частью нашей личности. Как сказал Оскар, только дети захотят стереть все страдания из своего прошлого, поскольку, поступая так, они сотрут самих себя.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев