Преодоление себя
Одарив всех своих механических дочерей душой («Мистической розой» - волшебным кристаллом, в котором эта душа заключена), он предоставил кукол самим себе. Чтобы снова встретиться с Розеном, кукла должна достигнуть совершенства. Для этих целей существует некий мистический ритуал, наподобие дуэли, называемый «Игрой Алисы». Победитель при этом забирает себе Мистическую Розу побеждённого, и таким образом не только лишает его жизни, но и аккумулирует в себе все его положительные черты. В конце же должна была остаться лишь одна. С тех самых пор, уже более ста лет, куклы Розена ведут беспощадную и непрекращающуюся битву за обладание титулом «Алисы» и исполнение мечты своего творца, которого они безмерно любят и боготворят. И не известно, как бы все продолжалось, пока в XXI веке их, раскиданных по разным уголкам планеты, не решил ненароком собрать у себя дома один японский школьник.
В общем, с виду кукольный Fate.
Стоит упомянуть, что по японским поверьям кукла, достигшая ста лет, обретает душу. Куколкам из аниме немного побольше.
Каждая Дева Розена имеет собственные атакующие и защитные магические способности, небольшого духа, похожего на светящийся цветной шарик, и чемодан, в котором она спит - это считается священным ритуалом для Дев Розена, подтверждая их связь с Отцом. Кроме того, в чемодане куклы хранят ключ для завода своего механизма, также на нём они могут летать. Каждая кукла способна к переходу в Н-поле, своеобразную параллельную реальность, где магия кукол особенно сильна. Свою силу Девы Розена обычно черпают от медиума - человека, с которым кукла заключает договор, в ходе которого будущий медиум целует розу на кольце куклы, и получает такое же. Если кукла расходует слишком много энергии, то это может сильно ослабить её медиума и даже убить его.
Стоит упомянуть пару терминов:
N-поле (на англ. "Мир мечты") - местное зазеркалье (аналог зеркала души в Fate), этакий параллельный астральный мир, в котором, зачастую, и проходят бои между куклами. Попасть туда можно через зеркала. Подобный мир, к тому же, имеется у каждой из кукол, причём бои на его территории будут усиливать хозяйку N-поля, заведомо ставя противника в невыгодное положение. Также, атмосфера и внешний вид поля определён характером и душевными переживаниями его хозяек. Так, у впавшей в печаль и отчаяние SuigintouСуйгинто это мрачный заброшенный готический город с миллионами разбитых игрушек, у сдержанной и манерной ShinkuСинку роскошный особняк XIX века, у SuiseisekiСуйсэйсэки, призванной охранять души людей - лес, наполненный духовными древами, а у застрявшей в детстве HinaichigoХинаитиго - огромный магазин игрушек.
Мир Мечты - проэкция духовного мира людей, содержащая в себе воспоминания и дорогие сердцу предметы.
Духовное древо - сердце "мира мечты", символизирует жизненную силу и психическое состояние человека. Суйсесеки и Сойсесеки благодаря своим орудиям садовничьего труда (лейка и ножницы) способны ухаживать за духовным деревом человека, помочь ему расти.
Рукотворный дух - сгусток магической энергии, управляемый куклами для усиления собственных атак и защиты. Обладает разумом, за сериал пару раз пытался даже предупредить медиумов о том, что с хозяйкой стряслась очередная беда. Название каждого духа, во-первых, соответствуют названиям различных парфюмерных ароматов, а во-вторых, символизирует личность хозяйки: Мей-мей (тень) - у SuigintouСуйгинто, Холли (остролист) - у ShinkuСинку, Пиццикато (приём игры на скрипке) - у KanariaКанария, Берибелл (рождественский венок) - у HinaichigoХинаитиго, Суидрим (аметистов сон) и Лемпика - у близнецов.
Магический инструмент - предмет, отражающий способности кукол и служащий оружием в битве. Есть у всех кукол, кроме HinaichigoХинаитиго. Меч - у SuigintouСуйгинто, трость - у ShinkuСинку, скрипка - у KanariaКанария, волшебная лейка и ножницы - у SuiseisekiСуйсэйсэки и SouseisekiСосэйсэки соответственно.


Nori SakuradaНори Сакурада - старшая сестра Джуна, оставленная присматривать за домом и братом, пока родители разъезжают по командировкам. Из-за мягкого характера, отсутствия опыта (для общения с Джуном использует воспитательное пособие) и чрезмерной занятости поначалу с огромным трудом справляется со своими обязанностями, по сути посадив младшего братца себе на шею и беспрекословно ему подчиняясь. Прибытие кукол начинает менять девочку. Забота о тяжелохарактерных Джуне, Суйсейсеки и Хиноичиго делает робкую студентку более требовательной к себе и окружающим, и Нори принимается за воспитание Джуна, под конец сериала значительно закаляя характер в борьбе с превратностями судьбы и собственными недостатками, все-таки полностью оправдывая звание старшей сестры.
Tomoe KashiwabaТомоэ Касиваба - одноклассница Дзюна, староста его класса в средней школе. Не слишком разговорчива, хорошо учится.

ShinkuСинку (Чистый Рубин) - пятая кукла из серии «Девы Розена», воплощение достоинства.
Внешность: Одета в английское красное платье в стиле викторианской моды (к. XVIII в.). У неё золотистые волосы, собранные в два длинных хвоста (признак цундэрэ) и большие круглые, «кукольные» голубые глаза.
Характер: обладает изысканными манерами леди викторианской эпохи в сочетании с заносчивым и высокомерным характером: строга, сдержана, вежлива. Благодаря этому, зачастую, кажется старшей среди всех сестёр. Долго не может освоиться в XXI веке, сохраняя старые привычки.
Архетип: цундэрэ с приматом физического воздействия.
Предпочтения: любит смотреть шоу «Детектив Кун-кун» и читать книги по немецкой философии, не мыслит своей жизни без хорошо заваренного чёрного чая (five o’clock). В своём сундуке хранит собственный чайный набор и пьёт только из него. Коронная фраза: "Джун, принеси мне чаю".Терпеть не может котов, считая их дьявольскими созданиями - с ними связаны неприятные воспоминания Синку.
Отношение к другим: к Дзюну относится покровительственно и строго, как и должна относиться хорошая хозяйка к слуге. Постоянно пытается добиться от него надлежащего выполнения своих приказов, используя для этого в том числе и методику "кнута и пряника".






Поначалу Синку не желает признавать сестрой куклу без «мистической розы», унижает и называет хламом, но потом, победив её в борьбе, очень жалеет о потере сестры, что меняет Синку в лучшую сторону. Она задумывается о смысле «Игры Алисы» и титула Идеальной девочки, требующего избавиться от сестер.
В финале цун-цун Синку куда-то испаряется и изливаются реки дэрэ-дэрэ. Цундэрэ-лоликонщики останутся в восторге.


Внешности: самая маленькая кукла Розена. Её волосы уложены во французскую детскую прическу середины XIX столетия.
Характер: ведёт себя, как несмышленый, игривый (и, зачастую, эгоистично-избалованный) ребёнок. При этом, как и любой ребёнок, не знает границ между добром и злом, и может быть достаточно жестока. Свою речь оснащает фразами на французском языке.
Предпочтения: очень любит сладкое, особенно «Унью» - японские рисовые пирожки с клубникой. Часто добавляет к предложениям приставку «-на но»; в предвкушении чего-либо, иногда добавляет к предложению «-уню», а по большей части называет так свою любимую сладость. Любит разрисовывать всё, что попадётся под руку, хотя рисовать особо-то не умеет.


Внешность: носит зелёное фламандское платье эпохи XVIII-XIX вв. Визитной карточкой Суйсэйсэки, как и её сестры Соусейсеки, являются гетерохромичные глаза. У её близняшки эта черта повторена зеркально.
Характер: капризна, самолюбива, мелочна, коварна и злопамятна. Обладает качествами профессионального психолога (и манипулятора).
Архетип: цундэрэ с приматом психологического воздействия (манипуляций и унижения).
Отношения к другим: Тайно влюблена в Джуна и делает все, чтобы тот обратил на неё внимание, оттого, помимо актов трепетной заботы о хозяине, унижает его не меньше, чем Синку, обзывая парня «глупым коротышкой» и стремясь разбить ему окно своим сундучком. В сущности, она глубоко переживает за всех в её жизни, даже если не выказывает этого: эти качества проявляются обычно в опасные моменты.

Особенности: Почти к каждой фразе добавляет приставку «-дэсу» (что переводится как «ведь» или «же»).
Внешность: внешне напоминает мальчика, что подчеркивается лаконичностью речи и твёрдостью характера. Одета в классический мужской голландский костюм XIII-XIV вв., у неё короткие каштановые волосы (признак сильной девушки) и гетерохромные глаза.
Характер: сильный, нордический. Говорит о себе «боку» - местоимение первого лица единственного числа в японском языке, используемое в основном мужчинами. К «Игре Алисы» относится более серьёзно и официально, нежели Суйсэйсэки; также, в отличие от сестры, обладает спокойным характером и «острым языком», близким, скорее, Синку. Самая адекватная из кукол Розена.
SuigintouСуйгинто (Ртутная Лампа) - первая и самая сильная из кукол серии «Девы Розена», принципиально обходящаяся без медиума.
В сериале Суйгинто - неоконченная кукла: у неё недостает фрагмента живота (в манге этого недостатка не имеет).
Внешность: одета в чёрное платье «готической лолиты», украшенное перевёрнутыми крестами, на голове носит чёрную повязку с розочкой.
Характер: внешне изображается обиженной на всех стервой, но раскрывая мотивы её поведения, многим её гнев может показаться обоснованным. Уже заранее будучи "браком", она всё равно хочет стать совершенной. И это не просто из-за любви к отцу, а нечто личное: доказать всем, что она не "хлам". За внешним гневом и местью скрывается очень чувствительная душа: она способна как на мерзкое зло, так и на прекрасное самопожертвование. Эта мотивация и противоречивый характер делают её "живее" остальных кукол.
Отношения к другим: обожает Розена. В аниме люто ненавидит Синку. Причины раскрываются и досконально разжёвываются в Rozen Maiden: OuvertüreДевы Розена: Увертюра.
Вообще, мега-имбовая кукла. Но знаете, этот "эпичный слив" уберкуклы обычному человеку, в которого она даже не может попасть, мне что-то напоминает.






Все показанные персонажи (кроме разве что Matsu ShibasakiМацу Сибасаки) проработаны хорошо, что нынче редко встретишь в аниме. Куклы выглядят, как куклы. Особенно хорошо удались глаза. Фанаты Rozen Maiden высказали предположение, что облик и характер каждой из Дев - это разные представление о женском совершенстве.
Кстати, вот как выглядят качественные и дорогие шарнирные куклы (современные).









Поведение кукол архитипичное: цундэрки Синку и Суйсэйсэки, этакая генки Хинаитиго, кудэрэ Сосэйсэки. С Суйгинто ситуация лучше: она оказывается куда глубже простой стервы. Люди проработаны на порядок лучше кукол, что логично. Но при этом абсолютно все персонажи раскрываются и развиваются. Даже такой овощ как Matsu ShibasakiМацу Сибасаки умудряются раскрыть в сюжете сна за пару мощных сцен.
Несмотря на наличие очевидных сюжетных антагонистов, однозначных злодеев (как и кристально чистых идеалов во плоти), кроме Розена, нет и в помине. У каждого героя поведение обосновывается по ходу сериала, а авторы таким образом получают широкое пространство для развитие характеров персонажей. Это вносит в сериал нотки реализма, позволяя аниме оставаться фэнтэзийной сказкой об очаровательных механических девочках.
Помимо этого есть сюжетные линии других персонажей:
1. Линия противостояния ShinkuСинку и SuigintouСуйгинто. Очень трагичная сюжетная ветка. Развивает тему ShinkuСинку "Жизнь - это борьба" в "Жизнь - это любовь и жертвенность" (развитие этой темы увидим во втором сезоне) и "борьба - не единственный путь достижения мечты".
2. Линия старшей сестрички Нори, которая начинает понимать, как правильно проявлять заботу о близких, начинает постигать азы воспитания, переставая потакать капризам других.
3. Линия кукол близнецов. Очень эффектная, но грубо проработанная. Тему SuiseisekiСуйсэйсэки я бы определил как "трудности любви". Отдельную долю перца здесь добавляет её гордость (цундерность). Мы видим её дружескую любовь к Синку, зарождение её романтического чувства к Джуну, сестринскую любовь к своей второй половинке SouseisekiСосэйсэки. С SouseisekiСосэйсэки как-то попроще. Персонаж раскрыт хуже, чем все остальные "Девы Розена", да и хронометраж у персонажа поменьше. Но вот тема куда глубже и драматичнее. А всё благодаря пожилой паре Motoharu ShibasakiМотохару Сибасаки и Matsu ShibasakiМацу Сибасаки. Я бы описал эту тему как "любить - значит отпускать" или "эгоцентризм любящего". SouseisekiСосэйсэки проявляет к Motoharu ShibasakiМотохару Сибасаки ту редкую безусловную любовь, которую боготворил древнегреческий философ Платон (агапэ), когда делаешь всё не для себя, а для другого, не ожидая ничего взамен.
4. Линия HinaichigoХинаитиго с темой "эгоистичная любовь может причинить вред" (жалко, что как-то не подстроили под тему Сосэйсэки).
5. Линия Tomoe KashiwabaТомоэ Касиваба с темой "мы в ответе за тех, кого приручили" (впоследствии передаёт эту эстафету Джуну).
6. Линия SuigintouСуйгинто с темами "комплекс несовершенства" (им страдает и Синку, когда ей отрывают руку - ключевой момент в развитии этой темы и темы противостояния (1) в сериале) и "безответная любовь к непутёвому родителю". Самый трагичный персонаж. Её линия должна тронуть каждого сентиментального зрителя.

Дальше идея романтической линии между человеком и куклой, которая в более умелых руках могла бы развить и исследовать некоторые очень щекотливые идеи об отношениях (как в Hotori: Tada Saiwai wo KoinegauХотори: Я просто хочу счастья, HalХал, Eve no JikanВремя Евы ONA, Plastic MemoriesПластиковые воспоминания, Armitage IIIАрмитаж III), в этом аниме полностью лишена морального контекста или психологической сложности. Тут можно вспомнить El Hazard: The Magnificent WorldУдивительный мир Эль-Хазард. Но, понимаете, там сама романтическая линия куда тоньше показана и на ней делается явный акцент, да и тема отношений человека и машины не нова... и это ещё куда не шло. Но отношения с куклами - куда более спорное дело. Можно же было углубить тему до идеалистической любви душ (Mardock Scramble, Plastic MemoriesПластиковые воспоминания). Но это всего лишь задел для второго сезона с его темами абстрактной христианской любви и самопожертвования. Из-за плохой проработки романтической линии трудно избавиться от ощущения, что аниме представляет собой жуткое исполнение желаний отаку, чьи отношения со своими аниме-фигурками через-чур интимны.
Отдельно выделю проникновенное завершение линии вражды Синку с Суйгинто. Судьба главной антогонистки и её романтическая мотивация многих тронут за душу. Катарсис Синку при виде превращающейся в хлам соперницы качественно обоснован и может передаться зрителю.
Во-вторых, поднимается тема "жизнь - это борьба", связанная, прежде всего, с Синку.

Нельзя также не сказать, что «красной нитью» в аниме проходит тема "недостижимости идеала", связанный с Розеном, который, собственно, в сериале не показан.






Шоу Detective Kun-KunКун-Кун - явная аллюзия на другое известное аниме [Detective Conan] (в плане названия и, возможно, кукольности), а также Kindaichi Shounen no JikenboДело ведёт юный детектив Киндаити (в плане детективных клише, которые показываются). Еще одно известное аниме, активно цитируемое здесь, это DoraemonДораэмон.










Для фанатов манги сериал будет "сущим филлером". Для непритязательных зрителей аниме может оказаться "идеальной помесью повседневной романтики и сцен домашнего уюта со сказочно-духовной атмосферой, привлекающей зрителя своим мистическим антуражем и держащим его в напряжении".
P.S.
Спасибо
@Пазу, " творчество Достоевского про убийц, педофилов, отвратительных отцов и негодяев всех мастей"ну как бы - да
@Юнис Бранка,@Пазу@Пазу,@Lord Protektor@Юнис Бранка, вижу, однако я говорю о концептуальной связи. Наличие моэ не даёт поводов для связи с педофилией, как и наличие негодяев не делает творчество Достоевского аморальным. Мне просто вспомнилась критика Набоковым творчества Достоевского. Он такие же параллели проводил: в его творчестве психи совершают всякие ужасы - чтение для душевнобольных.@Lord Protektor@Lord Protektor, а что вы думаете об аниме «Детское время»?@Lord Protektor@Пазу, если я скажу свое мнение, меня запрут далеко и надолго.@Пазу@Юнис Бранка, ну как бы в первом это мои слова, а второе это цитата@Пазу, Лол. Набоков со своей пидофильской историей критикует Достоевского с его психами. А весело у них было@Lord Protektor, я просто о том, что «только ситхи возводят все в абсолют». Вы очень категоричны. Хотя соглашусь, что Лолиту сложно читать из-за подробных описаний чувственности главного героя по отношению к юной героине. Но роман совсем о другом. Этакий эпатаж намеренно введён писателем, однако я не одобряю подобные методы в литературе. Набоков тот ещё тролль: делил читателей на тех, кто понял, и тех, кто увидел пошлятину. Подобные психологические тесты над читателем - такое себе. Ну ещё, как можно понять, самомнение у него было... через чур гипертрофировано.@Lord Protektor@Пазу, ну мир не делится на черное и белое, однако если начать различать все оценки серого, то можно сойти с ума.Так же, про кресты на платье Суйгинто можно было добавить, что перевёрнутый крест ‒ это символ бунтарства, непокорности, а под влиянием массовой культуры он вообще превратился в символ сатанизма. Ну, и ещё можно было добавить, что Суй ненавидит розы, наверное, из-за того, что они у неё ассоциируются с Шинку.
В «Аллюзии» можно было написать про Демона Лапласа, который олицетворяет одноимённый мысленный эксперимент и в тоже время является отсылкой к кролику из «Алисы в Стране Чудес».
А теперь, немножко критики.
Что касается романтической линии, то её не развили, потому что PEACH‐PIT не ставили своей целью её раскрывать и развивать. Всё отдано на откуп зрителю/читателю. Сюжет же концентрируется на психологических проблемах и на философских вопросах (вроде, обязательно ли нужна борьба между сёстрами для достижения идеала, а можно ли достичь идеала другим путём, а достижим ли идеал вообще и т.д.). Вплетать сюда ещё и романтический сюжет было бы ещё большим нагромождением побочных сюжетов, прямо не связанных с основным.
@Пазу@Полезный Мусор,@Полезный Мусор@weitman, Жуть! Сразу хруст французской булки послышался десу!@weitman@Полезный Мусор, Боже, Соусейсеки храни, desu!@Полезный Мусор@weitman, Во истину десу!@weitman, спасибо за замечания. Я уже давно готовлю ревизию данной статьи, но некоторые замечания оказались полезными.@weitman@Пазу, У вас написано@Пазу@weitman, были на всё, кроме ОВА. Но удалил, так как не устраивали. Меня и эта не сильно устраивает, но я решил дать ей шанс в роли макета для обновы.@weitman@Пазу, А новая рецензия будет по всей франшизе или только по первому сезону?@Пазу@weitman, по первому. На второй будет отдельная. На 2013 я ещё подумаю (будет, но вот когда...).@weitman@Пазу, Хорошо. Буду ждать.