Преодоление себя
Одарив всех своих механических дочерей душой («Мистической розой» - волшебным кристаллом, в котором эта душа заключена), он предоставил кукол самим себе. Чтобы снова встретиться с Розеном, кукла должна достигнуть совершенства. Для этих целей существует некий мистический ритуал, наподобие дуэли, называемый «Игрой Алисы». Победитель при этом забирает себе Мистическую Розу побеждённого, и таким образом не только лишает его жизни, но и аккумулирует в себе все его положительные черты. В конце же должна была остаться лишь одна. С тех самых пор, уже более ста лет, куклы Розена ведут беспощадную и непрекращающуюся битву за обладание титулом «Алисы» и исполнение мечты своего творца, которого они безмерно любят и боготворят. И не известно, как бы все продолжалось, пока в XXI веке их, раскиданных по разным уголкам планеты, не решил ненароком собрать у себя дома один японский школьник.
В общем, с виду кукольный Fate.
Стоит упомянуть, что по японским поверьям кукла, достигшая ста лет, обретает душу. Куколкам из аниме немного побольше.
Каждая Дева Розена имеет собственные атакующие и защитные магические способности, небольшого духа, похожего на светящийся цветной шарик, и чемодан, в котором она спит - это считается священным ритуалом для Дев Розена, подтверждая их связь с Отцом. Кроме того, в чемодане куклы хранят ключ для завода своего механизма, также на нём они могут летать. Каждая кукла способна к переходу в Н-поле, своеобразную параллельную реальность, где магия кукол особенно сильна. Свою силу Девы Розена обычно черпают от медиума - человека, с которым кукла заключает договор, в ходе которого будущий медиум целует розу на кольце куклы, и получает такое же. Если кукла расходует слишком много энергии, то это может сильно ослабить её медиума и даже убить его.
Стоит упомянуть пару терминов:
N-поле (на англ. "Мир мечты") - местное зазеркалье (аналог зеркала души в Fate), этакий параллельный астральный мир, в котором, зачастую, и проходят бои между куклами. Попасть туда можно через зеркала. Подобный мир, к тому же, имеется у каждой из кукол, причём бои на его территории будут усиливать хозяйку N-поля, заведомо ставя противника в невыгодное положение. Также, атмосфера и внешний вид поля определён характером и душевными переживаниями его хозяек. Так, у впавшей в печаль и отчаяние SuigintouСуйгинто это мрачный заброшенный готический город с миллионами разбитых игрушек, у сдержанной и манерной ShinkuСинку роскошный особняк XIX века, у SuiseisekiСуйсэйсэки, призванной охранять души людей - лес, наполненный духовными древами, а у застрявшей в детстве HinaichigoХинаитиго - огромный магазин игрушек.
Мир Мечты - проэкция духовного мира людей, содержащая в себе воспоминания и дорогие сердцу предметы.
Духовное древо - сердце "мира мечты", символизирует жизненную силу и психическое состояние человека. Суйсесеки и Сойсесеки благодаря своим орудиям садовничьего труда (лейка и ножницы) способны ухаживать за духовным деревом человека, помочь ему расти.
Рукотворный дух - сгусток магической энергии, управляемый куклами для усиления собственных атак и защиты. Обладает разумом, за сериал пару раз пытался даже предупредить медиумов о том, что с хозяйкой стряслась очередная беда. Название каждого духа, во-первых, соответствуют названиям различных парфюмерных ароматов, а во-вторых, символизирует личность хозяйки: Мей-мей (тень) - у SuigintouСуйгинто, Холли (остролист) - у ShinkuСинку, Пиццикато (приём игры на скрипке) - у KanariaКанария, Берибелл (рождественский венок) - у HinaichigoХинаитиго, Суидрим (аметистов сон) и Лемпика - у близнецов.
Магический инструмент - предмет, отражающий способности кукол и служащий оружием в битве. Есть у всех кукол, кроме HinaichigoХинаитиго. Меч - у SuigintouСуйгинто, трость - у ShinkuСинку, скрипка - у KanariaКанария, волшебная лейка и ножницы - у SuiseisekiСуйсэйсэки и SouseisekiСосэйсэки соответственно.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230017.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230019.jpg)
Nori SakuradaНори Сакурада - старшая сестра Джуна, оставленная присматривать за домом и братом, пока родители разъезжают по командировкам. Из-за мягкого характера, отсутствия опыта (для общения с Джуном использует воспитательное пособие) и чрезмерной занятости поначалу с огромным трудом справляется со своими обязанностями, по сути посадив младшего братца себе на шею и беспрекословно ему подчиняясь. Прибытие кукол начинает менять девочку. Забота о тяжелохарактерных Джуне, Суйсейсеки и Хиноичиго делает робкую студентку более требовательной к себе и окружающим, и Нори принимается за воспитание Джуна, под конец сериала значительно закаляя характер в борьбе с превратностями судьбы и собственными недостатками, все-таки полностью оправдывая звание старшей сестры.
Tomoe KashiwabaТомоэ Касиваба - одноклассница Дзюна, староста его класса в средней школе. Не слишком разговорчива, хорошо учится.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/original/680612/1238164.jpg)
ShinkuСинку (Чистый Рубин) - пятая кукла из серии «Девы Розена», воплощение достоинства.
Внешность: Одета в английское красное платье в стиле викторианской моды (к. XVIII в.). У неё золотистые волосы, собранные в два длинных хвоста (признак цундэрэ) и большие круглые, «кукольные» голубые глаза.
Характер: обладает изысканными манерами леди викторианской эпохи в сочетании с заносчивым и высокомерным характером: строга, сдержана, вежлива. Благодаря этому, зачастую, кажется старшей среди всех сестёр. Долго не может освоиться в XXI веке, сохраняя старые привычки.
Архетип: цундэрэ с приматом физического воздействия.
Предпочтения: любит смотреть шоу «Детектив Кун-кун» и читать книги по немецкой философии, не мыслит своей жизни без хорошо заваренного чёрного чая (five o’clock). В своём сундуке хранит собственный чайный набор и пьёт только из него. Коронная фраза: "Джун, принеси мне чаю".Терпеть не может котов, считая их дьявольскими созданиями - с ними связаны неприятные воспоминания Синку.
Отношение к другим: к Дзюну относится покровительственно и строго, как и должна относиться хорошая хозяйка к слуге. Постоянно пытается добиться от него надлежащего выполнения своих приказов, используя для этого в том числе и методику "кнута и пряника".
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230079.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230080.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230085.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230086.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230087.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230091.jpg)
Поначалу Синку не желает признавать сестрой куклу без «мистической розы», унижает и называет хламом, но потом, победив её в борьбе, очень жалеет о потере сестры, что меняет Синку в лучшую сторону. Она задумывается о смысле «Игры Алисы» и титула Идеальной девочки, требующего избавиться от сестер.
В финале цун-цун Синку куда-то испаряется и изливаются реки дэрэ-дэрэ. Цундэрэ-лоликонщики останутся в восторге.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230093.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230095.jpg)
Внешности: самая маленькая кукла Розена. Её волосы уложены во французскую детскую прическу середины XIX столетия.
Характер: ведёт себя, как несмышленый, игривый (и, зачастую, эгоистично-избалованный) ребёнок. При этом, как и любой ребёнок, не знает границ между добром и злом, и может быть достаточно жестока. Свою речь оснащает фразами на французском языке.
Предпочтения: очень любит сладкое, особенно «Унью» - японские рисовые пирожки с клубникой. Часто добавляет к предложениям приставку «-на но»; в предвкушении чего-либо, иногда добавляет к предложению «-уню», а по большей части называет так свою любимую сладость. Любит разрисовывать всё, что попадётся под руку, хотя рисовать особо-то не умеет.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230112.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230113.jpg)
Внешность: носит зелёное фламандское платье эпохи XVIII-XIX вв. Визитной карточкой Суйсэйсэки, как и её сестры Соусейсеки, являются гетерохромичные глаза. У её близняшки эта черта повторена зеркально.
Характер: капризна, самолюбива, мелочна, коварна и злопамятна. Обладает качествами профессионального психолога (и манипулятора).
Архетип: цундэрэ с приматом психологического воздействия (манипуляций и унижения).
Отношения к другим: Тайно влюблена в Джуна и делает все, чтобы тот обратил на неё внимание, оттого, помимо актов трепетной заботы о хозяине, унижает его не меньше, чем Синку, обзывая парня «глупым коротышкой» и стремясь разбить ему окно своим сундучком. В сущности, она глубоко переживает за всех в её жизни, даже если не выказывает этого: эти качества проявляются обычно в опасные моменты.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230116.jpg)
Особенности: Почти к каждой фразе добавляет приставку «-дэсу» (что переводится как «ведь» или «же»).
Внешность: внешне напоминает мальчика, что подчеркивается лаконичностью речи и твёрдостью характера. Одета в классический мужской голландский костюм XIII-XIV вв., у неё короткие каштановые волосы (признак сильной девушки) и гетерохромные глаза.
Характер: сильный, нордический. Говорит о себе «боку» - местоимение первого лица единственного числа в японском языке, используемое в основном мужчинами. К «Игре Алисы» относится более серьёзно и официально, нежели Суйсэйсэки; также, в отличие от сестры, обладает спокойным характером и «острым языком», близким, скорее, Синку. Самая адекватная из кукол Розена.
SuigintouСуйгинто (Ртутная Лампа) - первая и самая сильная из кукол серии «Девы Розена», принципиально обходящаяся без медиума.
В сериале Суйгинто - неоконченная кукла: у неё недостает фрагмента живота (в манге этого недостатка не имеет).
Внешность: одета в чёрное платье «готической лолиты», украшенное перевёрнутыми крестами, на голове носит чёрную повязку с розочкой.
Характер: внешне изображается обиженной на всех стервой, но раскрывая мотивы её поведения, многим её гнев может показаться обоснованным. Уже заранее будучи "браком", она всё равно хочет стать совершенной. И это не просто из-за любви к отцу, а нечто личное: доказать всем, что она не "хлам". За внешним гневом и местью скрывается очень чувствительная душа: она способна как на мерзкое зло, так и на прекрасное самопожертвование. Эта мотивация и противоречивый характер делают её "живее" остальных кукол.
Отношения к другим: обожает Розена. В аниме люто ненавидит Синку. Причины раскрываются и досконально разжёвываются в Rozen Maiden: OuvertüreДевы Розена: Увертюра.
Вообще, мега-имбовая кукла. Но знаете, этот "эпичный слив" уберкуклы обычному человеку, в которого она даже не может попасть, мне что-то напоминает.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230132.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230133.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230134.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230143.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230144.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230145.jpg)
Все показанные персонажи (кроме разве что Matsu ShibasakiМацу Сибасаки) проработаны хорошо, что нынче редко встретишь в аниме. Куклы выглядят, как куклы. Особенно хорошо удались глаза. Фанаты Rozen Maiden высказали предположение, что облик и характер каждой из Дев - это разные представление о женском совершенстве.
Кстати, вот как выглядят качественные и дорогие шарнирные куклы (современные).
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231083.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231084.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231085.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231086.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231092.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231095.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231097.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231099.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1231100.jpg)
Поведение кукол архитипичное: цундэрки Синку и Суйсэйсэки, этакая генки Хинаитиго, кудэрэ Сосэйсэки. С Суйгинто ситуация лучше: она оказывается куда глубже простой стервы. Люди проработаны на порядок лучше кукол, что логично. Но при этом абсолютно все персонажи раскрываются и развиваются. Даже такой овощ как Matsu ShibasakiМацу Сибасаки умудряются раскрыть в сюжете сна за пару мощных сцен.
Несмотря на наличие очевидных сюжетных антагонистов, однозначных злодеев (как и кристально чистых идеалов во плоти), кроме Розена, нет и в помине. У каждого героя поведение обосновывается по ходу сериала, а авторы таким образом получают широкое пространство для развитие характеров персонажей. Это вносит в сериал нотки реализма, позволяя аниме оставаться фэнтэзийной сказкой об очаровательных механических девочках.
Помимо этого есть сюжетные линии других персонажей:
1. Линия противостояния ShinkuСинку и SuigintouСуйгинто. Очень трагичная сюжетная ветка. Развивает тему ShinkuСинку "Жизнь - это борьба" в "Жизнь - это любовь и жертвенность" (развитие этой темы увидим во втором сезоне) и "борьба - не единственный путь достижения мечты".
2. Линия старшей сестрички Нори, которая начинает понимать, как правильно проявлять заботу о близких, начинает постигать азы воспитания, переставая потакать капризам других.
3. Линия кукол близнецов. Очень эффектная, но грубо проработанная. Тему SuiseisekiСуйсэйсэки я бы определил как "трудности любви". Отдельную долю перца здесь добавляет её гордость (цундерность). Мы видим её дружескую любовь к Синку, зарождение её романтического чувства к Джуну, сестринскую любовь к своей второй половинке SouseisekiСосэйсэки. С SouseisekiСосэйсэки как-то попроще. Персонаж раскрыт хуже, чем все остальные "Девы Розена", да и хронометраж у персонажа поменьше. Но вот тема куда глубже и драматичнее. А всё благодаря пожилой паре Motoharu ShibasakiМотохару Сибасаки и Matsu ShibasakiМацу Сибасаки. Я бы описал эту тему как "любить - значит отпускать" или "эгоцентризм любящего". SouseisekiСосэйсэки проявляет к Motoharu ShibasakiМотохару Сибасаки ту редкую безусловную любовь, которую боготворил древнегреческий философ Платон (агапэ), когда делаешь всё не для себя, а для другого, не ожидая ничего взамен.
4. Линия HinaichigoХинаитиго с темой "эгоистичная любовь может причинить вред" (жалко, что как-то не подстроили под тему Сосэйсэки).
5. Линия Tomoe KashiwabaТомоэ Касиваба с темой "мы в ответе за тех, кого приручили" (впоследствии передаёт эту эстафету Джуну).
6. Линия SuigintouСуйгинто с темами "комплекс несовершенства" (им страдает и Синку, когда ей отрывают руку - ключевой момент в развитии этой темы и темы противостояния (1) в сериале) и "безответная любовь к непутёвому родителю". Самый трагичный персонаж. Её линия должна тронуть каждого сентиментального зрителя.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230159.jpg)
Дальше идея романтической линии между человеком и куклой, которая в более умелых руках могла бы развить и исследовать некоторые очень щекотливые идеи об отношениях (как в Hotori: Tada Saiwai wo KoinegauХотори: Я просто хочу счастья, HalХал, Eve no JikanВремя Евы ONA, Plastic MemoriesПластиковые воспоминания, Armitage IIIАрмитаж III), в этом аниме полностью лишена морального контекста или психологической сложности. Тут можно вспомнить El Hazard: The Magnificent WorldУдивительный мир Эль-Хазард. Но, понимаете, там сама романтическая линия куда тоньше показана и на ней делается явный акцент, да и тема отношений человека и машины не нова... и это ещё куда не шло. Но отношения с куклами - куда более спорное дело. Можно же было углубить тему до идеалистической любви душ (Mardock Scramble, Plastic MemoriesПластиковые воспоминания). Но это всего лишь задел для второго сезона с его темами абстрактной христианской любви и самопожертвования. Из-за плохой проработки романтической линии трудно избавиться от ощущения, что аниме представляет собой жуткое исполнение желаний отаку, чьи отношения со своими аниме-фигурками через-чур интимны.
Отдельно выделю проникновенное завершение линии вражды Синку с Суйгинто. Судьба главной антогонистки и её романтическая мотивация многих тронут за душу. Катарсис Синку при виде превращающейся в хлам соперницы качественно обоснован и может передаться зрителю.
Во-вторых, поднимается тема "жизнь - это борьба", связанная, прежде всего, с Синку.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230334.jpg)
Нельзя также не сказать, что «красной нитью» в аниме проходит тема "недостижимости идеала", связанный с Розеном, который, собственно, в сериале не показан.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230339.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230337.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230390.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230340.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230341.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230338.jpg)
Шоу Detective Kun-KunКун-Кун - явная аллюзия на другое известное аниме [Detective Conan] (в плане названия и, возможно, кукольности), а также Kindaichi Shounen no JikenboДело ведёт юный детектив Киндаити (в плане детективных клише, которые показываются). Еще одно известное аниме, активно цитируемое здесь, это DoraemonДораэмон.
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230351.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230352.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230346.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230349.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230350.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230348.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230345.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230347.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230356.jpg)
![](https://desu.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/680612/1230357.jpg)
Для фанатов манги сериал будет "сущим филлером". Для непритязательных зрителей аниме может оказаться "идеальной помесью повседневной романтики и сцен домашнего уюта со сказочно-духовной атмосферой, привлекающей зрителя своим мистическим антуражем и держащим его в напряжении".
P.S.
Спасибо
@Пазу, " творчество Достоевского про убийц, педофилов, отвратительных отцов и негодяев всех мастей"ну как бы - да
@Юнис Бранка,@Пазу@Пазу,@Lord Protektor@Юнис Бранка, вижу, однако я говорю о концептуальной связи. Наличие моэ не даёт поводов для связи с педофилией, как и наличие негодяев не делает творчество Достоевского аморальным. Мне просто вспомнилась критика Набоковым творчества Достоевского. Он такие же параллели проводил: в его творчестве психи совершают всякие ужасы - чтение для душевнобольных.@Lord Protektor@Lord Protektor, а что вы думаете об аниме «Детское время»?@Lord Protektor@Пазу, если я скажу свое мнение, меня запрут далеко и надолго.@Пазу@Юнис Бранка, ну как бы в первом это мои слова, а второе это цитата@Пазу, Лол. Набоков со своей пидофильской историей критикует Достоевского с его психами. А весело у них было@Lord Protektor, я просто о том, что «только ситхи возводят все в абсолют». Вы очень категоричны. Хотя соглашусь, что Лолиту сложно читать из-за подробных описаний чувственности главного героя по отношению к юной героине. Но роман совсем о другом. Этакий эпатаж намеренно введён писателем, однако я не одобряю подобные методы в литературе. Набоков тот ещё тролль: делил читателей на тех, кто понял, и тех, кто увидел пошлятину. Подобные психологические тесты над читателем - такое себе. Ну ещё, как можно понять, самомнение у него было... через чур гипертрофировано.@Lord Protektor@Пазу, ну мир не делится на черное и белое, однако если начать различать все оценки серого, то можно сойти с ума.Так же, про кресты на платье Суйгинто можно было добавить, что перевёрнутый крест ‒ это символ бунтарства, непокорности, а под влиянием массовой культуры он вообще превратился в символ сатанизма. Ну, и ещё можно было добавить, что Суй ненавидит розы, наверное, из-за того, что они у неё ассоциируются с Шинку.
В «Аллюзии» можно было написать про Демона Лапласа, который олицетворяет одноимённый мысленный эксперимент и в тоже время является отсылкой к кролику из «Алисы в Стране Чудес».
А теперь, немножко критики.
Что касается романтической линии, то её не развили, потому что PEACH‐PIT не ставили своей целью её раскрывать и развивать. Всё отдано на откуп зрителю/читателю. Сюжет же концентрируется на психологических проблемах и на философских вопросах (вроде, обязательно ли нужна борьба между сёстрами для достижения идеала, а можно ли достичь идеала другим путём, а достижим ли идеал вообще и т.д.). Вплетать сюда ещё и романтический сюжет было бы ещё большим нагромождением побочных сюжетов, прямо не связанных с основным.
@Пазу@Полезный Мусор,@Полезный Мусор@weitman, Жуть! Сразу хруст французской булки послышался десу!@weitman@Полезный Мусор, Боже, Соусейсеки храни, desu!@Полезный Мусор@weitman, Во истину десу!@weitman, спасибо за замечания. Я уже давно готовлю ревизию данной статьи, но некоторые замечания оказались полезными.@weitman@Пазу, У вас написано@Пазу@weitman, были на всё, кроме ОВА. Но удалил, так как не устраивали. Меня и эта не сильно устраивает, но я решил дать ей шанс в роли макета для обновы.@weitman@Пазу, А новая рецензия будет по всей франшизе или только по первому сезону?@Пазу@weitman, по первому. На второй будет отдельная. На 2013 я ещё подумаю (будет, но вот когда...).@weitman@Пазу, Хорошо. Буду ждать.