Сюжет
9
Великолепно
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
10
Эпик вин!
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
8
Отлично
Вундерваффе или Юные камикадзе спасают мир
(присутствуют спойлеры)
Я обратил внимание на это аниме из-за красивой девушки на постере. Не часто такое можно было увидеть во времена господства насекомообразного дизайна.
Название, насколько я понял в борьбе с онлайн переводчиком, - Gunbuster - Чудо-оружие (вундерваффе).
Сюжет, судя по информации из википедии, оригинальный, создан Хидэаки Анно, Тосио Окада, Хироюки Ямага.
Дата выпуска - 1989 год!
Если вам кажется, что сюжет и приемы банальны, поймите - они были одними из первых. Это они дали начало жанру, многочисленные представители которого стали банальными.
ОВА сочетает в себе многие характерные приемы и особенности аниме, классическую космическую ретро-фантастику и, как мне кажется, ассоциации с историей Японии.
Сюжет очень хорошо продуман и крепко сделан. Начинается он расслабленно, со школьной комедии про трогательных девочек, красивого фансервиса, постепенно переходит в сёнен, затем драму и эпический финал.
Фантастическая идея фильма - встреча в космосе с чудовищами, явно навеяна фильмом "Чужой" 1979 года, но вот обоснование их агрессии - оригинальное, эпическое и поражающее воображение.
Однако, фантастическая идея не главное. Главное здесь - война. Созданное ощущение, что всё человечество напрягает все силы для борьбы с жестоким врагом, юные, храбрые воины, не задумываясь, отдают свои жизни, но этого недостаточно, враг слишком силён, и Земля оказывается на грани поражения.
1183x884
Это же история Японии во Второй мировой войне. Посмотрите, например аниме-фильм: "В этом уголке мира". Весь народ тяжело работал ради победы, храбрые моряки и летчики-камикадзе отдавали свои жизни за родину.
Но этого оказалось недостаточно. Враг оказался сильнее. И у них не было чудо-оружия, которое бы его остановило и дало время на создание ядерной бомбы. (правда, в реальности жестокий враг, оказался не таким уж жестоким, ему сдались, и он не уничтожил Японию, а сделал её своим союзником)
Когда мы, со слезами на глазах, смотрим наши старые фильмы о войне и слушаем песни тех лет, мы знаем - все жертвы были не зря, мы победили. А для японцев та война - национальная травма. И каждое поколение по своему переживает и переосмысливает её. Ганбастер - это один из элементов их национальной терапии - в нём есть Победа!.
Национальный самурайский дух тут ярко проявляется в том, что авторам, вслед за их предками, и в голову не приходит мысль, что, может быть, не стоит сразу бросаться в бой, что нужно предварительно изучить противника, и, оценив его потенциал, вести себя поскромнее, понять чем именно была вызвана агрессия и не делать так больше, по крайней мере, какое-то время, а, может быть, даже попытаться вступить в контакт ).
Оценить достоинства Ганбастера можно в сравнении, например, с таким классическим, высокорейтинговым, эпическим меховым экшеном, как "Код Гиасс". В нём также есть элементы школьной комедии, личных взаимоотношений персонажей, фантастики, эпических битв, драмы. (фансервиса нет) Но как это сделано: на протяжении 50! серий все его составляющие мешают друг другу (после сцен массовых убийств смотреть школьную комедию невыносимо), мотивация сверхпафосного главного героя и всякая его реалистичность исчезают, чем дальше, тем больше. Фантастические идеи, цели противостояния и вообще всё происходящее, доводятся до абсурда. (подробнее)
В Ганбастере чувствуется единство замысла и последовательность развертывания сюжета. Начало - трогательная история девочки, потерявшей отца,
1175x879
её беззаботные дни в школе,
1440x1080
комедийные моменты про подготовку пилотов мехов, аналогичную физподготовке,
очень красивый, уместно встроенный фансервис.
1175x8791175x8791173x881
Развитие, - элементы сёнена, - нарастание напряжения, первые трудности, препятствия и враги.
1440x1080
Затем органично подростковый сёнен переходит во взрослую драму: главная героиня встретила симпатичного парня, испытывает к нему симпатию, и в первом же бою он гибнет, защищая её.
Очень трогательна сцена, когда Норико ищет на погибшем корабле своего отца, открывает дверь на мостик, а там открытый космос. Первые сцены, рассказывающие о эпическом противостоянии человечества с чудовищным врагом.
1920x1080
Кульминация - эпическая битва, в которой удается уничтожить флот вторжения и защитить Землю. На фоне эпоса развивается сентиментальная и драматическая линия личных взаимоотношений героев второго плана.
1183x884
Примечательно, что главная героиня остается в стороне. Но она ощущает печаль от того, что, из-за временных эффектов, все её друзья, оставшиеся на Земле, проживают жизнь без неё.
1183x884
И наконец эпический финал. Он неоднозначен. Зрителя ставят перед философским вопросом - имеет ли право человечество уничтожить целый мир - центр галактики, ради собственного выживания. Если переносить в нашу реальность, вопрос звучит так: если бы Япония успела создать ядерное оружие, правильно ли было бы уничтожить им большую часть мира?
1440x873 1440x875 1440x875
Но, поскольку в аниме речь идет об отвратительных чудовищах, герои действуют без колебаний.
Персонажи раскрываются в основном в первой половине повествования. Наиболее живая и симпатичная - главная героиня.
1440x1080 1440x1080 1173x883
По нескольким кратким намекам понятно, что авторы продумали характер каждого персонажа и острую, драматичную линию развития их отношений. Например советская девушка с говорящим именем Юнг Фрейд (это фамилии основоположников психологии бессознательного), вечная соперница и лучшая подруга. Яркая, активная, сексуальная, веселая, всегда готова подраться, отбить парня, но и броситься вслед за подругами в смертельный бой.
639x480 1440x1080
Если бы этот сюжет анимировали сегодня, авторам понадобился бы не один сезон, чтобы раскрыть отношения персонажей так, как это сделано несколькими краткими сценами в Ганбастере.
Кроме ряда жанровых условностей, единственный серьезный недостаток - недостаток хронометража, не позволяющий раскрыть все линии сюжета и объяснить некоторые важные моменты.
Примеры жанровых условностей:
- роботы с руками, ногами и рогами в космосе (меха),
- физподготовка мехов (комедия),
- в бой посылают недоучившихся юных девушек (сёнен),
- и эти девушки очень непрактично одеты (фансервис),
- главные героини всегда оказываются в центре сюжета и спасают мир (сёнен).
Недостатки раскрытия сюжета:
- Совершенно не раскрыт тренер Ота Коитиро. в итоге, в сериале нет ничего, кроме его харизматичной внешности и необъяснимого (или необъяснённого)
упрямствафанатизма.
- Почему он выбрал главную героиню? Ведь не за то, что она дочка адмирала? За её скрытые таланты или "терпение и труд всё перетрут"?
- Чем он так привлекал девушек, что они из-за него соперничали?
- Линия личных отношений едва намечена. Любовный треугольник: Ота-Амано-Фрейд, соперничество Амано-Фрейд, дружба девушек - обо всём этом мы можем лишь догадываться.
- Трагически прерванный роман Такая и Смита сильно трогает за душу, он похож на эпизод из наших старых фильмов о войне (Летят журавли),но ему тоже уделено очень мало времени.
- Слабость обоснования тотальной войны - чем люди настолько обратили на себя внимание имунной системы галактики, что она попыталась их уничтожить?
- Финал жестко урезан. Главные героини возвращаются на Землю, но самое интересное - какой она стала и как девушки устроятся в новой, безумно далекой от нас, жизни, нам не показывают. Только, что их встречают.
Аниме задумано и сделано с крепким взрослым профессионализмом, как делали лучшие фантастические фильмы в то время. (Чужой, Хищник, Терминатор. (Звездные войны не тянут - слишком детские))
Оно сильно отличается от многих современных тайтлов, сделанных по манге - со всеми её длиннотами, неудачными ответвлениями, филлерами, невнятной сюжетной конструкцией (например, вообще без финала), плавающими в излишнем хронометраже.
Даже отношение к фетишу Ганбастера - мехам, показывает продуманность авторами. Первое, что мы видим - это юмор в их отношении - на них тренируются, повторяя физподготовку солдат в армии. Изнутри же это больше всего похоже на управление экскаватором или краном.
1440x1080
Затем авторы показывают нам причину своего скепсиса - управляемые вручную механизмы оказываются слишком медлительны в реальном бою. Затем, чем более серьезный оборот принимают события, тем меньше меха используются в изначально задуманной форме - как человекоподобные роботы. ибо руки и ноги в космосе не нужны.
1183x884 1183x884
В финале их используют как боевые космические корабли.
Графика создана великолепными художниками. Прежде всего, стоит учитывать, что в то время всё рисовалось вручную. Это огромный труд.
Как снимали мультфильм "Остров сокровищ"
– Правда, что киновставки делали, чтобы добавить материалу?
– Отчасти. Времени было мало 2 года – на 2 часа фильма. А норма была – 8-9 месяцев для создания 10-минутного мультфильма. Я шел на хитрости – придумывал песенные номера и т.д.
– Правда, что киновставки делали, чтобы добавить материалу?
– Отчасти. Времени было мало 2 года – на 2 часа фильма. А норма была – 8-9 месяцев для создания 10-минутного мультфильма. Я шел на хитрости – придумывал песенные номера и т.д.
Дизайн персонажей огранично сочетает в себе как комедийные мордашки юных девушек,
1440x1080
так и красивые, утонченные лица повзрослевших,
1440x1080 1440x1080 1440x1080
прекрасно нарисованные тела,
639x480 1440x1080
индивидуальность разных персонажей, выразительную, живую мимику,
1440x1080 1440x1080 1179x881
умелое построение сцен, в том числе потрясающих сцен космических масштабов.
1183x884 1440x740 1440x741
Особенно хочется отметить попытки авторов изобразить технические достижения будущего, некоторые из которых, действительно воплотились в реальности,
1171x881
а многое выглядит милым анахронизмом из фантастики прошлого.
Но традиции несокрушимы - на лунной базе девушки моются из тазиков )
1440x1080 1440x1080
Фансервис начинается еще с опенинга, когда мы можем полюбоваться прекрасной фигуркой главной героини.
1440x1080
Почти сразу нам показывают и ударную сцену - в бане. Движения одной из девушек
1440x1080 1440x1080 1440x1080
Эта сцена призвана показать мастерство авторов в данном направлении.
Далее начинаются очень драматические и напряженные события и фансервис исчезает, но иногда, неожиданно, его элементы появляются и заставляют остро ощутить, что главная героиня - не герой с плаката, а юная девчонка, ежедневно рискующая своей, еще только начинающейся, жизнью.
1173x881 1440x1080
В эндинге с юмором изображенное утро школьницы, также напоминает нам, что, прежде всего, это история юной девушки.
1440x1080 1440x1080 1440x1080
Кроме всего вышесказанного, художник часто использует прием сознательной примитивизации картинки:
1440x1080
Ведь наше зрение так устроено, что мы не всегда всё видим чётко в фокусе.
Почему финал сделан черно-белым я не знаю. Но стилистически он очень напоминает фантастические комиксы 30-50 годов. Может быть авторам не хватило денег, а может они разделили историю на цветную - "более реальную" и черно-белую - "эпическую" части, ибо финал настолько грандиозен, что его невозможно увидеть обычным зрением и нам как бы показывают реконструкцию событий...
1440x873 1440x740 1440x741
В самом начале, в первой серии музыкальное сопровождение повергло меня в шок. Бренькающий рояль создал впечатление, что это немой фильм столетней давности, сопровождаемый игрой тапера )
Но дальше, несмотря на сохраняющуюся простоту, музыка органично сопровождала сюжет и выполняла свою функцию эмоционального усиления.
Выводы:
Так сейчас не делают! Всем любителям космической фантастики и ретро-аниме смотреть обязательно. Ганбастер можно пересматривать много раз и каждый раз открывать новые, ранее не замеченные интересные моменты. Очень сожалею, что он был не доступен нам в момент выхода, тогда он произвел бы гораздо более потрясающее впечатление.
@Imperatorus@Imperatorus@Mokkoriman@Imperatorus@革命の灯, умеешь заинтриговать )@God_Complex,@Imperatorus@Василий Степанов, Тем ни менее, у вас под Изеттой стоит смайлик@Норк ДеддогКогда смотришь Ганбастер, то будто окунаешься в прошлое - в голливудские боевички и фантастику 80-х. Существовал тогда такой типаж спортивных, целеустремленных девушек, которые преодолевает трудности и побеждают. На втором плане таких было много. Например, в какой-нибудь Полицейской академии.
Няшки - подчеркнуто юные и хрупкие, почти дети, когда они нагибают, создается ощущение диссонанса и умиления.
А тут сделано интересно. Главная героиня на вид почти няшка, но она ни фига не нагибает. Наоборот, часто ничего у неё не получается, в первом бою чуть не гибнет. Да и в последующих побеждает, обходя главные силы врагов и чего-нибудь взрывая у них в тылу. Её подруги - совсем не няшки, скорее бой-бабы - спортивные, агрессивные, красивые, взрослые.
Ганбастер - это сёнен (+фантастика). Не знаю, бывают ли сёнены с няшками в качестве главного героя. Чтобы няшка потела на тренировках, а затем, сжав зубы, вся в грязи, поту и крови, дралась с врагами и, при этом, проигрывала, теряя товарищей.
И линии персонажей тут уделяется только половина времени, вторая половина отдана фантастике. И не в облегченной форме, как это часто бывает в аниме, а в качестве захватывающей воображение, самостоятельной идеи, что характерно для крепких фантастических фильмов того времени, например, тех же "Чужих".
@Норк Деддог@Drighten, Ну так няшка же. Просто я считаю что няшкам на войне не место. Именно после этого сериала.юастера и сами много чего позаимствовали, взять хотя бы общие чертыВероятно оттуда же "дёрнули" выкрутасы растянутого на световой/околосветовой скорости времени (хотя об этом было ещё у Станислава Лема в «Возвращении со звёзд») и дилемму о целесообразности уничтожении целого мира ради выживания, - только здесь ей придали поистине галактический масштаб.
повторяютпредвосхищают знаменитую сцену из фильма "Основной инстинкт". (он был снят только в 1992 году!)@Imperatorusв 50-х Рэй Бредбери уже иронизировал по этому поводу, как то так: "жукоглазые пришельцы хотят захватить Землю и отнять у нас наших женщин" )
Игру Эндера не читал, надо будет восполнить пробел. наверное путал его с мелодрамой про вор-Косыгиных, описание в чем-то похоже.
и в целом Ганбастер смотрится куда более взрослым. по сути он наполовину фантастический фильм и лишь наполовину - аниме.
и идеи там вполне взрослые, в отличии
а уж лаконичность изложения просто восхищает - авторы целую арку могли уместить в одну серию, тогда как в вышеупомянутом многие серии просто пустые и финал сверхзатянутый... только графическая составляющая и звуковой ряд с тех пор несомненно выросли.
А про страшненькую дочку вы зря - для любого отца его дочь же самая-самая.)
Это не отменяет того, что для Эндера автор тоже много чего стащил в т.ч. и у классиков НФ.
Вот авторы и мечутся по замкнутому кругу - чтобы привлечь самую прибыльную аудиторию - подростков, нужны сиськи, но показать их как есть - нельзя!
И, к слову, Франкс мне понравился... больше ГанБастера. Даже решил рецензию по нему писать (хочу растолковать кому и как его лучше воспринимать и что заимствования≠зло). Вот только это же пересказ знаменитой
@ImperatorusГолливуд забыл золотые времена, когда он был "фабрикой грез". я требую Одри Хепберн!
здесь имеет смысл обсуждать Франкс в сравнении с Ганбастером.
оба тайтла начинаются со школы и с шуток над мехами. оба переходят в эпическую драму и оба заканчиваются сказочным хэпи эндом. но:
Ганбастер - очень лаконичен, целен, его составляющие, кроме основной линии эпической борьбы с пришельцами, едва намечены. он похож на краткий пересказ большой фантастической книги. Франкс - затянут, рыхл, неоднороден. вначале это романтическая история в непонятном загадочном мире, затем несколько сменяющих друг друга сюжетов, иллюстрирующих различные идеи авторов: становление идеального коллектива в изоляции, обличение морального облика ученых (аморальные наймиты злых пришельцев), осуждение научно-технического прогресса, пропаганда опрощения и религиозности. при переходе к следующему сюжету, линии предыдущих замораживаются или просто выбрасываются.
в Ганбастере можно посмотреть серию и долго быть под впечатлением от её сюжета. во Франксе - (во второй части) льешь серию за серией, будто воду, пытаясь дождаться чего-то интересного в потоке феерической фантазии и пропаганды.
в Ганбастере персонажи раскрыты недостаточно. главная героиня, потеряв всех близких, отдается долгу и является наблюдательницей жизни подруг. линии второстепенных персонажей едва намечены. о них приходится догадываться и додумывать. во Франксе авторы будто не знали что им делать с главными героями после кульминации в 13 серии. они сидят в своей комнатке и рисуют детскую книжку. второстепенные персонажи раскрыты инфантильно и неестественно. они ходячие иллюстрации пропагандируемых авторами идей.
в Ганбастере люди уничтожили центр галактики, что рано или поздно приведет к катастрофическим последствиям и для Земли. но в итоге остается впечатление эпической победы человечества и оптимизма от будущего. во Франксе всё развалилось. остатки людей копаются на огородах и пекут булки под охраной древней подземной безмозглой цивилизации. как это вообще воспринимать? к чему они идут? возможен ли прогресс без прогресса? впечатления остаются сумбурные и гнетущие, нас убеждают, что мы не туда идем.
Чтобы не перегружать ветку ГанБастера обсуждение Франкса убрал под
...во Франксе авторы будто не знали что им делать с главными героями после кульминации в 13 серии. они сидят в своей комнатке и рисуют детскую книжку.
Хотя я не вижу проблемы - в дальнейшем в истории всё равно главенствует любовь, нет ничего зазорного в том чтобы дать основным героям паузу для мирной жизни и немного раскрыть остальных (меня никто из героев не раздражал, так что я был только рад).
Ну или просто потому что я убеждённый фаталист, и подобное мне заходит на ура)
И разве там не выстёбывается религия, когда круг правителей с неограниченной властью ряженых в стиле Ватиканских понтификов именуют "Папа", а паразиты буквально молятся на них.
Единственное что не оценил - это установку на
1280x7201280x7201280x720
@Imperatorus,@Imperatorus@ro.bean, мне кажется, далее лучше продолжить в профильной ветке: ответ