Сюжет
6
Нормально
Персонажи
5
Более-менее
Рисовка
6
Нормально
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
6
Нормально
"Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство" у меня всегда вызывал один вопрос: почему люди в своё время были поражены этим сериалом? Там разве история не построена по шаблону какой-нибудь "Сэйлор Мун"?
Лично я никогда подобные сериалы не смотрел, потому просмотр данного стал чем-то вроде испытания для меня и немного шоком. А всё начиналось довольно невинно: вечер, случайная статья на Луркоморье, из которой я почерпнул информацию о деконструкции жанра, которую этот сериал продемонстрировал на пару с отложенной премьерой последних серий из-за землетрясения в 2011 году. На тот момент мне показалось, что этот сериал был частично проклят так же, как и "Mahou no Princess Minky MomoПринцесса-волшебница Минки Момо" (на премьере нескольких эпизодов происходили явления в духе внезапного включения системы аварийного оповещения по всей Японии и парочка землетрясений во время показа последней серии и её ретрансляции). Возможно, это просто совпадения, но уже заставляет напрячься.
Посчитав, что было бы неплохо выйти за рамки оценочного суждения через просмотр, проскочило в голове немало. Разные параллели, но про "само-отсылки" я говорить точно не буду: был только один просмотр, да и фразы, которые могли бы заставить думать об этом, в голове не всплывают, кроме "Да вас, видимо, сама судьбы свела" (цитата не является полностью точной). Возможно, её можно было бы привести в пример, но она какая-то излишне общая, как мне кажется.
Если вам не очень интересно читать следующий после условного пролога блок текста, то говорю о сути своего высказывания коротко: сериал явно обладает парой интересных параллелей и местами задаёт серьёзные вопросы, ломая атмосферу махо-сёдзе, сложившуюся по более радостным представителям данного жанра, но при этом будто бы специально делает всё так, чтобы почти никто из персонажей не смог вызвать ответную симпатию (но тут как посмотреть; также касается самой концепции магии в сериале). А обсуждение сюжета без спойлеров практически невозможно (некоторые из них действительно ломают картину махо-сёдзе), из-за чего придётся использовать намёки или речевые обороты, по которым будет нелегко понять, как они могут относиться к "Мадоке".
По Земле разгуливает воплощение магии в лице Кюбэя, способного исполнить одно желание любой девочки с магическим потенциалом, переживающей переходный возраст. Взамен он одаривает ту, с которой он заключил договор, магическими способностями, заключёнными в камне души, и отправляет её сражаться с ведьмами и их порождениями, убивающими людей. По мере использования способностей камень душ заполняется злобой, от которой нужно избавиться с помощью зерна бед (в зависимости от перевода его могут называть семенем скорби), которое можно найти после победы над ведьмой.
Данный свод правил является стартовым что для основных персонажей в лице Мадоки, Саяки и Мами, что для зрителя. Первые серии, за исключением пары сцен в первой и третьей сериях, стараются не спугнуть зрителя, показывая ему, что ничего не предвещает беды.
По мере движения сериала свод правил расширяется через примечания, которые относятся к уже существующим правилам: к примеру, Кюбэй исполняет желание девочки для поддержания баланса (услуга за услугу, а потом создание зла на созданное добро) или душа девочки, отделённую от тела и заточённую в камне души.
Такие пункты сами по себе уже вызывают вопросы: откуда в аниме про девочек-волшебниц такие потенциально жуткие моменты? Личный ответ: на это специально рассчитывали, ибо нестандартно. Возможно, есть люди, которые никогда не заходили на страницу этого аниме или смотрели её вскользь, потому отмечу одно: жанр "триллер" стоит не просто так.
Обычно сюжету нужно немного времени, чтобы настояться в голове и изложить вопросы к нему или просто выразить спойлеры к нему в отдельной графе, поэтому будет проще начать с технической.
Сначала графическая часть: Shaft отлично показывает, что создаваемые ими сериалы могут похвастаться интересными общими планами или нестандартным оформлением некоторых сцен. "Мадока" не является исключением: миры ведьм показаны через фотоколлажи, оформленные для каждой ведьмы (отличаются элементы окружения и местами цветовая гамма). Если сравнивать "Мадоку" с "Циклом историй" (в оригинале Monogatari), то можно заметить, что между сценами нет переходов в лице различных карточек с подписями их цветов или текстом (или некоторыми шутками, которыми будут понятны либо японцам, либо тем иностранцам, которым хватило терпения найти серии с субтитрами для всех таких переходов; не то чтобы их не было вообще, но не все успевают читать их, а тут ещё местами приходится останавливать серию, чтобы всё прочитать).
937x402 941x432
Что точно является чистой вкусовщиной, так это лица персонажей: иногда кажется, что на всех персонажей создали одно лицо и несколько вариаций его (синдром одного лица можно замаскировать с помощью разных причёсок), но это можно при желании игнорировать. Но лица основных девочек-волшебниц выглядят слишком юными. В сериале пару раз упоминалось, что они ходят в среднюю школу, то есть им примерно по 13-14 лет. Возможно, это не было бы придиркой, не будь у той же Shaft младшая сестра ГГ из Monogatari, у которой глаза не такие округлые, как здесь.
О музыке могу сказать вот что: вокальные композиции выше всяких похвал, эмбиенты тоже хороши. Здесь действительно говорить не о чем.
Здесь уже будет сложнее: изначально сериал поставил обычные правила игры, потому персонажи Мадоки, Саяки и Мами смотрелись вполне себе, но потом без Мами оставшаяся парочка начала неплохо так выводить из себя. Конечно, тип персонажей "наивный мечтатель" сам по себе не так плох, но не стоит при этом лишать персонажа зачатков критического мышления. На примере первой встречи Хомуры и Мадоки в серьёзной ситуации из первой серии можно было по фразам первой понять, что она явно что-то знает. Но что тогда, что в последующих эпизодах до Мадоки, а потом и до Саяки это не дошло, потому второй казалось необходимым считать Хомуру злой, хотя это не так. А Мадока попала немного другую ситуацию: она обладает наибольшим магическим потенциалом в истории (сюжетно объяснение имеется), но при этом Хомура всячески пытается уберечь Мадоку от заключения договора с Кюбэем, но из раза в раза наша розоволосая няша считает нужным спросить об этом, хотя тут даже самый несмышлёный зритель сможет придумать условную причину, которая смогла бы объяснить этот момент.
Но чего мы обходимся водой? Пора бы внести в образы персонажей конкретику (будем идти от наиболее понравившихся автору рецензии):
1. Кюбэй
Если вам кажется, что это миловидное существо с чертами кошки абсолютно безобидно, то вы явно ошибаетесь: эта магическая сущность, почти никогда не моргающая в кадре, сдаёт всем карты. Именно он является первой главной причиной произошедшего.
Самый настоящий кукловод, способный играть на желаниях и эмоциях волшебниц. Он постоянно хотел заставить Мадоку заключить с ним договор, говоря, что в ней магического потенциала гораздо больше, чем у кого-либо (в итоге был прав). Всегда исполняет желание будущей волшебницы, но при этом делает это так, чтобы вызвать у неё как можно больше эмоций.
Иногда даже складывалось ощущение, что он — воплощение дьявола-подстрекателя.
2. Акэми Хомура
Первая волшебница, предыстория которой была подана не через рассказ из её уст, а через повествование от третьего лица. Всегда ошивается где-то рядом с Мадокой или появляется будто бы из ниоткуда, всеми силами пытаясь вытаскивать её из ситуации, в которой ей пришлось бы стать волшебницей. От других волшебниц отличается тем, что использует не магию, а обычное оружие.
По мере развития сюжета ей только сильнее хочется посочувствовать, ибо ей приходится иметь с наивными мечтательницами в лице Мадоки и Саяки. А при раскрытии предыстории лучше заранее приготовить ей кровать.
3. Мами Томоэ
Сказать о ней особо нечего: волшебница, использующая свои силы ради спасения людей. Отметить можно следующее: в сюжете растворилась довольно быстро, потому сильно не раздражала. Выделяется своим "талантом". Просто душка.
4. Сакура Кёко
Из оставшихся основных персонажей она вызывала меньше недовольства у автора рецензии. В отличии от остальных героинь ей приделали любовь к еде (настолько сильную, что она постоянно что-то ест) и пару мелких зубиков (нужна ведь хотя бы одна отличительная черта, которая не будет заключаться в атрибутике волшебницы или в причёске), что сильно выделяет её. Жертва подхода к рассказу личной предыстории своими словами (и это при условии, что Хомуре дали отдельный эпизод для этого — видимо, из-за своей важности в контексте истории). Сама не верит в то, что людей стоит спасать с помощью магии, потому постоянно ждёт, когда прислуга ведьм устроит достаточно бед, чтобы превратиться в новых ведьм (семена есть только у них).
5. Саяка Мики
Далее идёт подруга Мадоки, которой поначалу казалось, что применение магии по той же причине, по которой ей пользовалась Мами, никак не помешает ей чистить свой камень души (но это, конечно же, неправда и никак не уберегло её от закономерной участи). Как и Мадока, наивна и не знает тонкостей дела волшебниц, в силу чего её злоключения подвергают опасности больше её, нежели Мадоку (сюжет старается держать её при себе для концовки).
6. Мадока Канамэ
Главная причина всего происходящего и при этом является персонажем из подтипа "наивный мечтатель" (сам подтип не такой плохой, как и любой другой, но над ним нужно работать, чтобы заставить персонажа из подтипа вызывать симпатию; даже имбалансных персонажей можно написать хорошо, но мало кто над этим желает сидеть). Постоянно оказывается в мирах ведьм со своими подругами по причине "я всегда иду со своими подругами" и постоянно спрашивает Хомуру о том, почему она всегда спасает её и говорит такие мрачные вещи. Обладает огромным магическим потенциалом (источником этой силы является Хомура), на что Кюбэй постоянно давит.
Казалось бы, всё не так плохо, но своей наивностью она первые разы даже не выводит из себя, но потом, когда шестерёнки в голове начинают накидывать всевозможные варианты развития сюжета (вплоть до аналогий с Богом), Мадока начнёт устраивать сжатие мозга до размеров боба. Поэтому и приходится продираться через серии, чтобы узнать, что в итоге произошло и чем всё закончится.
Говоря о сюжете, его можно делить на части: вводная (всё начинается как в обычном махо-сёдзе, если не учитывать пару сцен, которые немного рвут шаблон; первые три серии), основная (после первого разрыва шаблона его начинают рвать сильнее, задавая зрителю и Мадоке вопросы о судьбе, эгоизме, альтруизме и исполнении желаний через Кюбэя; 4-9 серии), пик разрыва (события раскаляются так сильно, что только и остаётся думать, как махо-сёдзе дошло до такого; десятая серия) и заключение (не менее раскаляющее, но при этом частично напоминает концовку "Экспериментов Лэйн", хотя может показаться, что её пытаются объяснить в другом аниме; последние две серии).
Это если говорить коротко, стараясь не спойлерить. Более полно это выглядит так:
Хомура в ранней вариации временной линии была спасена Мадокой от ведьмы, за что она решила ходить с ней и Мами. Дожив до столкновения с ведьмой Вальпургиевой ночи, в живых осталась только Хомура. Увидев труп Мадоки, она попросила Кюбэя изменить их отношения (Хомура спасает Мадоку, а Мадока встаёт в позицию потенциальной жертвы), за что получает способность отматывать время назад. Но из-за неё другие вариации временной линии начинают завязываться на Мадоке, давая ей всё больше и больше магических сил. Пытаясь спасти Мадоку, Хомура из раза в раз сражается с Вальпургиевой Ночью, но у неё ничего не получается. Даже попытки убить Кюбэя оказались тщетными: у него много тел, а сам он не считает поглощение энергии из эмоций волшебниц чем-то зазорным. В итоге Мадока, как ей было передно судьбой, становится волшебницей, а затем и богиней, перестраивая своим желанием вселенную (ведьмы заменяются на демонов, а сама девочка растворяется в мироздании, из-за чего видеть её могут только маленькие дети и Хомура). В альтернативной вселенной уже Хомура вместе с Мами и Кёко изничтожает демонов, помня о том дне, когда всё изменилось.
Отметить точно можно два конфликта, ярко идущих в сериале: Хомура-Мадока и Саяка (потенциальное зло на самом деле пытается помочь) и "Волшебницы"-Кюбэй (исполнение желаний за определённую плату). Содержания в скобках должно хватить, чтобы примерно представить, что они из себя представляют. Скажу только одно: я был на стороне Хомуры и Кюбэя.
Если смотреть на полотно в общем, то тут действительно есть элементы, появление которых в махо-сёдзе не ждёшь вообще (
концепция судьбы и Бога, страдания от безуспешных попыток изменить судьбу, равноценный обмен в духе "Стального алхимика", жестокость вроде бы приятного мира
Вывод однозначно положительный за внесение во вроде бы безобидный по большей части жанр идей, от которых можно начать думать о чём-то большем. Местами из-за привязки к Мадоке может полыхнуть сдержанность, до досмотреть до конца можно ради развязки или Хомуры (
спойлер: Хомуру постичнет та же участь, что и участь характера Арчера из Fate/Unlimited Blade Works
"Девочка-волшебница Мадока", несмотря на свою лживую обёртку (если судить по постеру и описания на Shikimori), и не совсем положительные ассоциации с жанром махо-сёдзе, которые могли возникнуть за годы жизни аниме-индустрии, позволяет хотя бы ненадолго покинуть обычный мир и перенестись в мир девочек-волшебниц, страдающих от недосказанностей и собственных желаний.
Данное аниме нельзя назвать "Зелёным слоником" от мира махо-сёдзе (да и при первом просмотре вряд ли получится уловить всё то, о чём твердят фанаты, хотя куски текста на немецком видны в двух-трёх сериях и аналогии с Богом и дьяволом тоже заметны; возможно, при первом просмотре уловить это довольно сложно), но посмотреть вечером можно. Можно и пропустить, многое не потеряете, особенно если смотрели "Эксперименты Лэйн". Но прецедент был создан.
Вердикт мой таков: ради выноса мозга разрывом шаблона о жанре можно, но при этом есть элементы из других аниме или их первоисточников, которые вышли раньше (Лэйн, "Стальной алхимик"; как ещё упоминают просвещённые фанаты, произведение "Фауст" за авторством Гёте).
Сюжет: 6/10 (взяв парочку идей из аниме/манги других жанров, Мадоке удалось их перенести в реалии махо-сёдзе, но при наличии этого аниме за спиной идея об отсутствии индивидуальности может прокрасться в голову).
Персонажи: 5/10 (будем честными: Хомура и Кюбэй тащат на себе всех остальных девочек-волшебниц, показывая, как идеи судьбы и равноценного обмена влияют на мир в целом и человека в частности)
Рисовка: 6/10 (детские лица у среднеклассниц и взрослых (в меньшей степени выражено) на пару с синдромом одного лица портят общее впечатление, но постановка боёв местами и общие планы в целом спасают глаза).
Звуковой ряд: 7/10 (одни вокальные композиции только чего стоят; другие треки также присутствуют, но западают в память не так хорошо, как вокал).
Итоговая оценка: 6/10
@chumm, нет.Весь текст - просто набор описания. Вам нужно было написать не "что это такое", а "почему это так". Как пример - самое очевидное: читателю не нужна информация, что сама Мадока наивная девочка, поэтому что это и так понятно, нужно написать почему она именно такая, плохо это или хорошо, а может и вовсе поставит себя на место сценариста и расписать зачем её сделали такой.
Говоря откровенно, неожидала от рецензии ничего хорошего, после вступления, где вы пишите, что ничего не смыслите в жанре. А с описания этого и стоило начинать
Оценку ставить не буду, так как это хотя бы не беспричинные десятки, но и вы недалеко ушли от слеповатого российского судьи
@AlterCore,@SergejVolkov@Sato(N0)Die, Да и сам же подтверждает, что не шарит в махо сёдзё. что уж там о стиле говорить?@nickelpower, да не бурчи, солнышко@kataneer,@StarX2Y,да а чо Клетус сразу?
о боги, у человека есть свое мнение и он его высказывает - только не это!
единственное, что да, написано довольно сумбурно, и еще, совершенно не согласен по моменту с Саякой и Мадокой, про первую, кста, ответ сами знаете где искать
@kataneer@еноеноено56, кусь за ушко@еноеноено56@kataneer,Теперь по поводу оценок - забей на -90 рейтинга и на слова по типу "это не твоё" и продолжай чёто делать и всё получится
// 6 баллов...
@Sato(N0)Die, это вообще фееричный перл. Автор, судя по всему, посмотрел немного Гатарей, немножко Мадоки, и делает какие-то заявления о рисовке (читай стиле) студии Шафт по дизайнам персонажей, не разбираясь, по сути, ни в том, ни в другом, ни в связи первого со вторым.Вот это тоже волшебно
@Locci5674@Hunter-chadМадока не настолько плоха, чтобы получить меньше девяти. Аргументировано?) Разверни мысль, рас уж утверждаешь.
@Пазу@Locci5674, интересно. А как тогда оценивать качество? Вот возьмём ДжоДжо. Франшиза почти полностью состоит из визуальных (и не только) отсылок. Крайне малый их процент работает на сюжет. Это плохо? Изначально визуальная отсылка была этакой данью уважения (особенно тем произведениям, которыми вдохновлялся автор при создании). В ДжоДжо отсылки выполняют роль постмодернистского брикколажа, проявляя интересы автора. Таким образом, автор выразил себя через отсылки, что придало произведению своеобразия.А вот в Мадоке не просто визуальные отсылки, а аллюзии, метафоры и символы. Допустим, когда мы впервые видим мир души Хомуры, где она рассказывает о Вальпургиевой ночи, можно заметить страницы кабалы на экранах и др. отсылки к "ереси", что дополняет сюжет, ибо это аллюзия как намёк на сюжетный мотив, причём, работающий в это самое время. И что тогда? Получается, ДжоДжо референсы - постмодернистская туфта?
Мне кажется, надо...
@Locci5674,@Slepoj@Пазу, ну, коллажи все-таки изобрели не постмодернисты. А дань уважения - оммаж - это и вовсе история древняя. Что там в ДжоДжо происходит - понятия не имею, говорю из общих соображений. Далее - постмодернистские тексты, конечно, часто строятся по принципу включения разных элементов других произведений или культуры вообще, но для целостного понимания (а оно и невозможно) это неважно. В постмодернистском дискурсе оценка качества в принципе невозможна.Каббала - это, конечно, можно назвать религиозным течением, но это скорее такая магическая надстройка над иудаизмом - никакой "еретической" коннотации я тут лично не вижу.
В этом смысле постмодернистской туфтой как раз должна была бы оказаться сама Мадока, так как она, как очень любят говорить фанаты, деконструирует махо-седзе.
@Хлебовская, Кишки вкус портят@Хлебовская@Mr.Incognito!, промыть их нада