>>> Игра “Пожалей светлячков” переоценена
Это второе произведение со “светлячками” в названии, которое умудрилось меня разочаровать. Умудрилось разочаровать, потому что при просмотре/чтении каждого произведения я задаюсь одним вопросом: “Для чего я за этим наблюдаю?”. И это аниме мне не дал внятный ответ на данный вопрос. Первое и единственное, что тут можно углядеть - так это антивоенный посыл. Тут действительно хорошо раскрыто влияние военных действий на мирное население. Шоковых моментов тут полно из-за которых испытываешь страх, но в большей степени он возникает из-за внешней оболочки, “боди-хоррорности” происходящего. За этим действительно неприятно (в хорошем смысле) наблюдать, однако для становления статуса шедевра японской анимации этого явно недостаточно, не так ли? Копнем глубже ради поиска смысла. Поговорим про “слезовыжималки”. Знаете, они бывают разные и работают по всевозможным принципам, пришедшие людям в голову. Hotaru no HakaМогила светлячков в этом случае выступает в роли игровой модели “пожалейка”. Это очень простой, но достаточно эффективный способ вызвать у зрителя эмоции. Для этого необходимо создать и поддерживать эмоциональную связь с героям, выработать чувство привязанности к персонажу. В качестве главного объекта сопереживания в аниме выступает, в первую очередь, сестра, потом брат, следом в абстрактной совокупности дети, народ и т.д. Лично я могу пожалеть кого-то, если я посчитаю это логически и эмоционально обоснованным, но здесь… Тут эту игру нагло пихают прямо вам на лицо:
"они остались одни"
"брат и младшая kawaii сестра"
"они без опеки родителей"
"на улице война"
"и бла, бла, бла…"
А, извините, а почему я должен их жалеть? Почему конкретно их? Все карты раскрыты в самом начале. Ты знаешь конец, а значит авторы делают акцент на путь: какие события произошли, что привело к такому печальному концу? Ок, посмотрим на путь, а он… {автор отзыва, Hayart, делает facepalm}. Краеугольный камень в моей разочарованности - это главный герой, SeitaСэйта. Простите, хоть он 14 летний, но это не отменяет того, что он откровенно умственно-отсталый. Строит из себя бойца, представителя японской нации, а на самом деле он ленивый разгильдяй, не умеющий соображать. Вместо того, чтобы реально помогать своему народу: работать в конце концов, а не сидеть на шее тёти, он решает жить бездомным, быть партизаном против собственного народа, рисуя очевидный конец судьбы своей маленькой сестры. Для чего я за этим наблюдаю? Чтобы пожалеть его? Посочувствовать? Не, не, не. Я не буду подыгрывать создателям, не буду верить, не буду играть в пожалейку, ведь таким героям мне нет смысла переживать. Проблема истории в том, что она думает, что скудоумные поступки главного героя вызваны влиянием войны, и при этом хочет вызвать жалость и сочувствие в зрителях. В глупых поступках война не виновата, виноват человек и/или человеческая глупость. Жалеть полудурка я точно не буду, а жалеть сестру лишь только потому, что она милая, уж простите, я не смогу. Остальные аспекты картины неплохи особенно для 1988 года. Визуал есть, анимация присутствует, музыка вроде как и есть, а вроде и нет. Всё. Перестану мусолить тайтл. Ставлю ≈4.0 светлячков из 10.
P.S. Интерактив. Вот вам ребус: