>>> Игра “Пожалей светлячков” переоценена
Это второе произведение со “светлячками” в названии, которое умудрилось меня разочаровать. Умудрилось разочаровать, потому что при просмотре/чтении каждого произведения я задаюсь одним вопросом: “Для чего я за этим наблюдаю?”. И это аниме мне не дал внятный ответ на данный вопрос. Первое и единственное, что тут можно углядеть - так это антивоенный посыл. Тут действительно хорошо раскрыто влияние военных действий на мирное население. Шоковых моментов тут полно из-за которых испытываешь страх, но в большей степени он возникает из-за внешней оболочки, “боди-хоррорности” происходящего. За этим действительно неприятно (в хорошем смысле) наблюдать, однако для становления статуса шедевра японской анимации этого явно недостаточно, не так ли? Копнем глубже ради поиска смысла. Поговорим про “слезовыжималки”. Знаете, они бывают разные и работают по всевозможным принципам, пришедшие людям в голову. Hotaru no HakaМогила светлячков в этом случае выступает в роли игровой модели “пожалейка”. Это очень простой, но достаточно эффективный способ вызвать у зрителя эмоции. Для этого необходимо создать и поддерживать эмоциональную связь с героям, выработать чувство привязанности к персонажу. В качестве главного объекта сопереживания в аниме выступает, в первую очередь, сестра, потом брат, следом в абстрактной совокупности дети, народ и т.д. Лично я могу пожалеть кого-то, если я посчитаю это логически и эмоционально обоснованным, но здесь… Тут эту игру нагло пихают прямо вам на лицо:
"они остались одни"
"брат и младшая kawaii сестра"
"они без опеки родителей"
"на улице война"
"и бла, бла, бла…"
А, извините, а почему я должен их жалеть? Почему конкретно их? Все карты раскрыты в самом начале. Ты знаешь конец, а значит авторы делают акцент на путь: какие события произошли, что привело к такому печальному концу? Ок, посмотрим на путь, а он… {автор отзыва, Hayart, делает facepalm}. Краеугольный камень в моей разочарованности - это главный герой, SeitaСэйта. Простите, хоть он 14 летний, но это не отменяет того, что он откровенно умственно-отсталый. Строит из себя бойца, представителя японской нации, а на самом деле он ленивый разгильдяй, не умеющий соображать. Вместо того, чтобы реально помогать своему народу: работать в конце концов, а не сидеть на шее тёти, он решает жить бездомным, быть партизаном против собственного народа, рисуя очевидный конец судьбы своей маленькой сестры. Для чего я за этим наблюдаю? Чтобы пожалеть его? Посочувствовать? Не, не, не. Я не буду подыгрывать создателям, не буду верить, не буду играть в пожалейку, ведь таким героям мне нет смысла переживать. Проблема истории в том, что она думает, что скудоумные поступки главного героя вызваны влиянием войны, и при этом хочет вызвать жалость и сочувствие в зрителях. В глупых поступках война не виновата, виноват человек и/или человеческая глупость. Жалеть полудурка я точно не буду, а жалеть сестру лишь только потому, что она милая, уж простите, я не смогу. Остальные аспекты картины неплохи особенно для 1988 года. Визуал есть, анимация присутствует, музыка вроде как и есть, а вроде и нет. Всё. Перестану мусолить тайтл. Ставлю ≈4.0 светлячков из 10.
P.S. Интерактив. Вот вам ребус:
Комментарии
Твой комментарий
@Hayart@kost12000, если рассуждать в таком контексте, то да: всё переоценено. Особенно выделяется человечество, поэтому вера в него нулевая )Это история про то, как эгоистичный мажор даже потеряв все не может плюнуть на гордость и пойти хреначить в три пота хоть где-нибудь, вместо этого играет в героя и не желает марать руки. И в итоге гробит не только себя, но и тех, о ком должен был заботиться.
Ну и как по мне, фильм не про ужасы войны (замени ее на стихийное бедствие и мало что поменяется), а про эгоизм, холодность и самодовольство людей. Собственно, война тут потому и ужасна, что даже заплатив высокую цену люди не делают НИКАКИХ выводов и становятся только хуже. Всем на всех плевать, все устали, каждый сам за себя — и даже общая беда ничему их не научила. Ощущение после фильма — отвращение и разочарование в человечестве. ВСЕ, кто есть в этом фильме, ведут себя как слизняки, включая даже главного героя. Разве что малышка слишком мелкая и невинная, ее наоборот, обнять хочется. Ну и тот дедушка в фуражке был лучиком света.
А жертвы... А что жертвы, забыты они. Страдают? Все страдают, неча уповать. Да и, вон, чьи-то дома война не затронула вообще. Сестричку кремируют, тело долбодятла, что ее угробил, бросят в кучу таких же тел. А руины отстроят. И никто никаких выводов не сделает.
Собственно, тем фильм и ценен. Вроде про жертв войны, а жертвы если и вызвают сочувствие, то какое-то страное. С нотками брезгливости.
Тем интереснее, что это автобиография, насколько я знаю. Только автор оригинала, в отличие от героя, выжил и дожил до старости.
@Andrey Pakhomikov,@Hayart@Hayart,@lyricaltockareff, Именно так, это автобиография и рассматривать ее нужно именно как автобиографию и, более того, как историческое свидетельство. Здесь можно увидеть со стороны Японцев последствия американских стратегических бомбардировок, когда выжигались целые города. Эту автобиографию как и любой другой исторический акт нужно рассматривать с точки зрения принципа историзма, то-есть в контексте тех исторических событий, в период которых она существовала. А события там были следующие, каждый четвертый городской житель просто напросто остался без крыши над головой и сотни тысяч Японцев бомжевали и умирали от голода. Нужно понимать, что всеобщий голод был вызван объективными причинами: разрухой после войны и упадком экономики. Соответственно история гг и его сестры это лишь одна из десятков, нет, сотен тысяч судеб японских детей, оставшихся на улице и без крохи в кармане. И эта история олицетворяет глобальную проблему на примере героев. Тут конечно можно упрекнуть японцев, мол они сами виноваты, потакали милитаристскому, антигуманному и империалистическому режиму, да так то оно так, но какая вина может лежать на детях? Особенно на детях, которым 4 года? Вина в том, что они родились не в том месте и не в то время? И поэтому их можно жечь в атомном огне и огне напалма? А потом еще и говорить, что они сами виноваты, что умерли от голода?@Hayart@lyricaltockareff, Приветствую.Возможно, ты прав, однако я этого не увидел и вряд ли увижу от слова совсем, так как у меня пока нет желания смотреть данный фильм а третий раз.
С учётом опыта просмотра в прошлые два раза я до сих пор воспринимаю Светлячок как мощного (в плане визуального хоррора) представителя антивоенного посыла, только сделанной студией Гибли.
У меня не было идей так обширно мыслить в тех рамках, что ты описал. Мои глаза увидели фокус на локальную историю про брата и сестру, которую можно проецировать на общество, размышляя про деградацию сознания общества, но для меня тобой описанное уже заходит на область СПГС: подтягивание некоторых элементов фильма, исходя из реальных исторических событий.
Мой хейт к фильму сводится к банальному: не могу сопереживать тем людям, которые виновны в происходящем по своей же глупости, из-за чего всё вышеперечисленное на меня попросту не действует.
Как ранее уже сказал я увидел локальную историю, поэтому я судил исключительно её, а не фон да обстановку, отражающие историческую действительность тех лет. Меня сильно выбесил Сэйта, по причинам указанных в отзыве, отчего картина вызвала во мне негатив. Не думаю, что таких эмоций добивались от меня создатели.
Если акцент был бы более глобален, то, возможно, меня бы зацепило, а так нет.
Кстати, я бы хотел прочитать Босоногого Гэна, ведь из того, что я знаю о ней, там определенно лучше раскрыто психологическая составляющая военных событий тех лет, но это не точно. Нужно прочесть.
P.S. Совет: если хочешь, чтобы я заметил ваше написанное сразу же, а не через несколько дней/недель, то пиши сообщение как ответ, то есть с
@Hayart, ... , поскольку не практикую проверку всех своих отзывовОднако, проблема для меня заключается в том, что такую историю, являющимся реальным историческим событием, раскрывают через главного героя, который мне неприятен. Я не могу сопереживать ему. У него были реальные возможности не оказаться в той яме, что погубило как его младшую сестру, которая не может за собой постоять, так и себя. Из-за чего для меня идея и посыл фильма не сочетается с Сайтом -> низкая оценка.