Сюжет
6
Нормально
Персонажи
7
Хорошо
Рисовка
6
Нормально
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
6
Нормально
Kareshi Kanojo no Jijou (для краткости Kare Kano) — сёдзе-манга авторства Masami Tsuda, выходившая в японском журнале LaLa Magazine и публиковалась издательством Hakusensha с 1995 по 2005. Официально считающаяся законченной, она насчитывает 21 том.
А ещё – это крайне неоднозначная аниме-адаптация от Gainax и J.C.Staff. Сделанная Hideaki Anno в сжатые сроки, при навязанных условиях (его имя в титрах указано на катакане, возможно, в знак протеста). Незадолго до Kare Kano он снял подростковый live-action "Love & Pop" и имел слабое представление об экранизации сёдзе: по своему заявлению, Анно не понимал женщин, поэтому для работы над «Евангелионом» читал некоторые женские романы, а в своем дебютном фильме для большей достоверности поощрял импровизацию актрис. Зато Хидэаки хорошо знал как показать в анимации рефлексию. Важно отметить, что вторую скрипку в сериале сыграл его друг и протеже в Gainax — второй режиссёр Neon Genesis Evangelion Kazuya Tsurumaki, ответственный за общую тёплую атмосферу и комедийную составляющую.
Сюжет и режиссура сериала
Юкино Миядзава — вроде бы обычная девочка из нормальной семьи – папа, мама, две младшие сестрички. Но чуть ли не с детского сада Юкино живет двойной жизнью. Дело в том, что ей безумно нравится, когда ее хвалят, ставят в пример другим детям. Поэтому в школе она старательно изображает из себя идеальную ученицу – утонченную интеллектуалку, отличницу, спортсменку, активистку, да к тому же модницу и красавицу, в общем, с какой стороны ни глянь – во всем она лучшая. Только никто не знает, что такое совершенство дается Юкино тяжелым трудом и постоянным притворством, лишь дома она может немного расслабиться – неряшливая, в очках и старом свитере, слушающая попсовую музыку и читающая бульварные журнальчики, а вовсе не мировую классику, которой она хвалится в школе. Но в старшей школе Юкино вдруг оказывается в тени Соитиро Аримы, который в школьных показателях лучше её. Это просто бесит Юкино, и она из кожи вон лезет, лишь бы превзойти Соитиро. В конце концов это ей удается, более того, Соитиро признается ей в любви, которую Юкино отвергает, но почему-то это не приносит ей удовлетворения. А тут вдруг Соитиро узнает её страшный секрет, застав Юкино дома врасплох...
Первые четыре эпизода Kare Kano — лучшая часть сериала. Именно в них вложена большая часть бюджета студии, так как Анно явно понимал ценность исходного материала, завязки оригинальной манги. Происходящее подчеркнуто динамично, зритель узнаёт все необходимое о главных героях, их прошлом, сложностях в семье, и немаловажно, что протагонисты сами открываются друг другу. Пятый эпизод начинается с введения закадычного друга Соитиро и здесь сериал медленно начинает обрастать новыми персонажами. С этого момента Kare Kano становится беззаботным школьным слайсом, чья визуальная составляющая становится откровенно упрощённой и комедийной, в такт самому сюжету. И вот именно вторая четверть тайтла ощущается палкой о двух концах: вспоминая об опыте от Ore Monogatari!!, в 6-13 эпизоде можно предугадать, что сериал при очень бодром старте становится заложником собственной формулы успеха, не оставив пространства для интриги развития героев в будущем. Так и случается: новая героиня, вредная хулиганка Цубаса, оказывается новой девочкой с комплексами, своеобразным отражением Соитиро Аримы, а сюжет также показывает её в разных ситуациях.
Сразу бросается в глаза повторение Анно разных приёмов, которые он применял в NGE: позы персонажей, освещение в сценах самокопания, нестандартные и пафосные ракурсы, попытки подражать меха-боевику для комедии (в 19 эпизоде это сильно помогло создателям). Однако из-за ограниченного бюджета заметно, что режиссёр вынужден злоупотреблять всеми этими приемами: поначалу необычное повествование со временем становится нудным, ближе к концу очевидна становится некоторая претенциозность режиссуры. И это половина беды: Gainax в целях экономии был вынужден с первых же эпизодов растягивать хронометраж, периодически вставляя двухминутные драматичные пересказы прошлых серий от имени двух сестер Миядзавы. В 14-15 эпизоде это выходит за рамки: оба эпизода оказываются музыкальным рекапом первой половины сериала. 16 эпизод оборачивается флэшбеком отца Миядзавы, сделанном в стиле черно-белого
«Ева» во все поля и из всех щелей
Существует легенда, что на 18 эпизоде Анно ушёл из сериала, поругавшись с автором манги в силу творческих разногласий касательно видения экранизации. В действительности, всё было не совсем так: по документам имя Анно убрали из главных титров, официально назначив новым режиссёром Кадзуя Цурумаки, однако Анно посещал студию и помогал с постановкой. И такой демонстративный уход неспроста: на 19 эпизоде, ознаменовавшем новую сюжетную арку подготовки к школьному фестивалю, аниме попадает в лимб из скучной повседневности и душных рассуждений персонажей, где даже новая парочка не спасает положение, так как во многом повторяет отношения предыдущих двух. Вернувшийся Анно хоть и помог с производством последних эпизодов, но уже не желал иметь с серией ничего общего и это ярко демонстрируется в 24 эпизоде. Начинаясь как комедийная зарисовка, эпизод неожиданно перерастает в очередное драматичное терзание Соитиро и это под сюрреалистичный видеоряд на статичном фоне в стиле 25-26 эпизодов NGE. С поддержкой Миядзавы образ взрослого Аримы здесь принимает проекцию себя из детства и данный финал о принятии себя психологически был бы вполне логичен для такого персонажа как Арима и это могло бы стать хорошей точкой для сериала...
Не стреляйте в пианиста, у него лапки
А вот как бы не так. Конечно, Анно не был бы Анно, если бы не поиздевался над аудиторией: играя на нервах зрителя, предвкушающего развязку, этот эпизод в середине преобразуется в уже третий рекап (довольствоваться старым, не гнаться за переменами, сосредоточиться на стиле — двусмысленно гласит описание эпизода). В 25 эпизоде показан филлер про двух сестер Миядзавы (в его начале семейка Юкино рушит четвёртую стену, здороваясь со зрителем). 26 эпизод — перерисованная манга без анимации, где сейю в неполном составе зачитывают действия и диалоги. На такой наплевательской со стороны студии ноте история Kare Kano обрывается, адаптировав только первые 7 томов манги. При этом Gainax перед эндингом つづく(продолжение следует) убирать не стал, несмотря на то что Анно, после продкашена сериала погрузившийся в кино и продюссирование собственных проектов, никогда не возвращался к телевизионной анимации.
Главная героиня, надменная и уверенная "королева тщеславия". Стабильно удерживает в школе образ уверенной и успешной отличницы, так как с детства хорошо уяснила, что нравится взрослым. На её несчастье, этот образ даёт трещину, когда она случайно встречается с Соитирой Аримой, своим главным конкурентом в рейтингах популярности и успеваемости. Вместе с тем, настоящая личность Юкино, в которой находится среди семьи, не так зажата как её альтер-эго и более непосредственна, что делает героиню очень живой. Именно принятие и открытие окружающим настоящей Миядзавы является главной идеей Kare Kano.
Стоит отметить дизайн Юкино: она в меру красивая, в меру очаровательная, без перегибов. Мангака хорошо поработала над внешним видом персонажа, а художники в Gainax усилили его, добавив множество карикатурных преображений агрессивной Юкино.
Главный герой, не самый обычный японский школьник. Всегда опрятный и вежливый отличник, в прошлом брошенный жестокими и безответственными родителями и выросший в приёмной семье. Арима как и Миядзава держит на публике маску, скрывающую его депрессивную и социально отдалённую личность, которая показана как двойник в чёрной школьной форме (на такой приём повлияли психоделичные разговоры детей с личными проекциями, созданных ангелами, в поздних эпизодах Neon Genesis Evangelion). Вроде как самокопания должны стать сетапом на какое-то важное событие в его отношениях с Юкино, но нет, всё сводится к тому, что близкие морально поддерживают ударяющегося в рефлексию Ариму. Щелчка не случается, курок на ружье не нажимается и во второй половине Соитиро служит скорее придатком для героини.
Очаровательная нелюдимая девушка, выглядящая младше своего возраста, основная соперница Юкино. С начальных классов Соитиро заменял для неё родную семью, отчего она честно и самобытно бросает вызов его избраннице. Вкупе со специфичным взрослым голосом, противоестественными гримасами и деформациями (а не приходится ли Цубаса родственником Гуу?) главный источник юмора в сериале.
История одинокой и непонятой отцом Сибахимэ — лучшее, что есть в Kare Kano, её плавное раскрытие это именно то, чего не хватило большинству персонажей. Для Mayumi Shintani Цубаса была дебютом в аниме и после этого её взяли уже на основную роль Харуко Харухары. Заметно, что на основе персонажа позднее создавались типичные для Rie Kugimiya персонажи формата tsundere + legal loli. К сожалению, как и многие персонажи во второй половине сериала превращается в фон для Миядзавы.
Изящная и рассудительная отличница, одноклассница Аримы и Миядзавы. Испытывает зависть к Юкино из-за похожей личностной природы, однако является намного более беспринципной и использует репутацию в классе, чтобы навредить конкурентке с помощью других. Традиционной японской внешностью с родинкой напоминает Томиэ. Не очень приятен факт того, что взаимоотношения девушки с неким таинственным дантистом автор манги решила оставить за кадром.
Спортсменка, задира и красавица Цубаки — одна из школьных подруг Юкино. Ещё один потенциально любопытный персонаж, не получивший завершения в аниме. Её ориентация, которую она выставляет на показ при общении с парнями и девушками, является ширмой, которая понемногу даёт трещину, когда объявляется Такэфуми Тонами — её друг из начальных классов, в прошлом страдавший от лишнего веса и получавший излишнее внимание от хулиганов. Дизайн персонажа вероятнее всего дал начало Makoto KonnoМакото Конно, Tatsuki ArisawaТацуки Арисава и другим школьницам-пацанкам.
Лучший школьный друг Соитиро, комедийный дамский угодник с внешностью рокового красавчика, предопределивший Tamaki Suou и подобных ему персонажей. Обожает знакомиться и флиртовать с девушками и для привлечения внимания старается задействовать в этом Ариму, отчего испытывает недовольство его выбором одной-единственной Миядзавы и во время знакомства вступает с ней в конфликт. После перехода в друзья Юкино — мебель.
Из остальных персонажей заслуживают упоминания очаровательная семья Юкино Миядзавы (в частности, наивный и энергичный отец Hiroyuki MiyazawaХироюки Миядзава), стереотипный участник рок-группы Kazuma IkedaКадзума Икэда (озвученный Akira Ishida), целеустремлённый харизматичный баскетболист Takefumi TonamiТакэфуми Тонами (бывший друг детства Цубаки) и пара школьных подруг Юкино, Aya SawadaАя Савада и Rika SenaРика Сэна (вторую озвучила Yukari Fukui, популярная характерная сейю Gainax и Trigger). К слову, сейю сестёр Юкино читают анонс в конце каждого эпизода.
Персонажи больше тянут на героев какого-то школьного ситкома, нежели сёдзе, складывается впечатление, что мир Kare Kano это какая-то параллельная вселенная из позитива и легкомыслия, где обычно нет каких-то серьёзных затруднений в жизни и всё решается быстро и просто. Более-менее выделяется из персонажей второго плана только Тонами, чья с Цубаки история обрывается на полуслове.
Заметно, что режиссер смакует в кадре разные детали урбанистики (в поздних эпизодах также есть обработанные фотографии города) и иногда использует бесцветные кадры в стиле манги для подчёркивания атмосферы момента, а после четвёртого эпизода явно экономит на прорисовке массовки. В 16 и 25 эпизодах аниме (о членах семьи Миядзавы) даже меняет формат изображения, а иногда и цвет.
372x280372x280372x280372x280372x280372x280372x280372x280
Уровень графики сериала даже в BD оставляет желать лучшего, при этом высокое разрешение не решает проблемы с приглушённым тоном картинки и нечёткой обводкой персонажей. Причины низкого качества кроются в отношении студии к собственной работе, вялившемуся в сожжение cel'ов и в итоге халатное редактирование сериала. Аналогичное качество было в , тогда в студии уже на момент релиза утратили исходники.
Аниматорам в комедийных сценах явно дали свободу и они развернулись на полную, создав много ярких сцен и безумных для сёдзе про школу образов. Больше всего здесь отличился тогда никому неизвестный Hiroyuki Imaishi, отвечавший за ключевую анимацию сериала. Именно с его подачи в работы студии (а затем и в ранний Trigger) через Kare Kano проникли рожицы, экспрессивные движения, зеттай рёки и динамичная постановка камеры.
Референс к прологу Акира
Главной любимицей аниматоров стала Цубаса Сибахимэ. Даже в статичных и обыденных сценах она находится в движении или превращается в причудливое существо.
19 эпизод — мета-нарративный крик протеста студии о ситуации, в которой она оказалась из-за серьёзных проблем с графиком и финансированием. Использовав цветные фотографии-макеты города, аниматоры смастерили к ним движущиеся бумажные фигурки-марионетки персонажей, развернув эксцентричную битву двух гигантов-кайдзю, где Юкино становится впавшим в берсерк Евангелионом: Модулем-01, а её врагом выступает проходной школьный персонаж, созданный с фото головы аниматора Gainax.
Тот самый бумажный театр в 19 эпизоде с использованием фото аниматора Kazuhiro Takamura и самоироничным разгромом штаб-квартиры Gainax
26 эпизод можно расценить как китч, насмешку над автором манги, требовавшей большего соответствия духу своего оригинального произведения без перебора с комедией. Gainax и TV Tokyo пустили в эфир перерисованные фреймы из манги с озвучкой, стараясь использовать как можно более серьёзный тон.
Приём с зачиткой манги Kazuya Tsurumaki через год реализовал в одной из сцен FLCL
Симпатичные боксы с иллюстрациями Masami Tsuda для японского издания саундтрека
Анно в четвёртый раз привлёк к работе над своим тайтлом композитора Shirou Sagisu. У него получился очень приятный OST о летних школьных деньках, запечатлевший меланхоличную и азартную сторону начинающейся юности. К сожалению, саундтрек во многом состоит из повторов.
В саундтреке можно услышать Моцарта, Баха, Клода Дебюсси и, неожиданно, аранжировки половецких плясок композитора Александра Бородина из оперы «Князь Игорь».
Анно ещё с времён препродакшена NGE настаивал на половецких плясках в опенинге
Некоторую музыку Kare Kano Сагису годы спустя задействовал в Evangelion: 2.0 You Can (Not) Advance и Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time.
В начале 19, 25 и 26 эпизодов как пасхалка звучит музыка из Uchuu Senkan Yamato, космооперы о путешествии экипажа звёздного линкора, спасающего умирающую Землю.
Опенинг Tenshi no Yubikiri хорошо иллюстрирует чувство окрылённости влюбленных героев, но в целом его песня однообразна.
Эндинг Yume no naka e это лучшее, что есть в саундтреке. Анно использовал известную с 1973 года (50 лет!) песню «Словно во сне», не применув продемонстрировать свою любовь к live-action, начатую ещё в студенчечские годы, поэтому у данного эндинга насчитывается 25 вариаций.
Впервые Анно использовал проезжаюущую по помещению камеру в превью 26 эпизода The End of Evangelion для DVD-издания фильма
Оригинальная песня 1973-го года в исполнении Yosui Inoue (из сборника лучших песен 1999-го года выпуска)
Японская реклама с участием А. Макаревича, в которой японские ребята лепят снеговиков, согреваются чаем, поют «Yume no Naka E», разговаривают по-русски и даже поют «Полюшко-поле»
Несколько записей выступлений за 80-90-е года японской певицы, актрисы, поэтессы и писательницы Yuki Saito с песней «Yume no Naka e»
«Yume no Naka e» исполняется в Судзумэ, закрывающая двери
Для 25 эпизода студия разорилась на , посвящённый сёстрам Миядзавы.
Kare Kano — сериал о том, как важно быть самим собой, не удержавший высокую планку завязки, несмотря на то что после 13 эпизодов он утонул в самодеятельности Gainax. Это даже в чем-то безумный по современным меркам эксперимент, когда студия во время финансовых неурядиц сделала из проходной истории площадку для креативности аниматоров. Вполне возможно, что работа над этим тайтлом только сильнее подтолкнул студию и лично Кадзуя Цурумаки разработать проект, предопределивший её направление на ближайшие десять лет — FLCL, без которого индустрия бы не увидела Tengen Toppa Gurren Lagann и ряд других тайтлов, в том числе от студии Trigger. Но продолжению Kare Kano в планах Gainax места не нашлось.
Бонус: Ролик о творчестве Хидэаки Анно (таймкод про производство Kare Kano)
Забыла уже, что были настолько странные серии, после этих подробностей так и хочется прочитать не
Ну правда х)
Эндинг чудесен, безусловно.
@Mokkoriman@Leviathan, добавил ссылку@Mokkoriman@Пазу, кстати, хоть оно и звучит странно, но такую фразу использовали в одной киношколеwww.google.com
@Пазу@Mokkoriman, это не отменяет лексической ошибки. Достаточно открыть Словарь юного киноведа, дабы убедиться, что тут масло масляное, вместо нормального "драматургия".@Mokkoriman, где то я видел хентай который начинался так же@Mokkoriman@World_Houp, был вариант написать про Paradise KissРайский поцелуй, но теперь уже такое возможно только за деньги@World_Houp@Mokkoriman, Паракисс, кстати - тот случай, когда аниме мне однозначно зашло лучше первоисточника.Найди работу, делов-то
@Mokkoriman@Mokkoriman@Integrity_Knight, немного потерял@Mokkoriman, первая рецка которую я прочёл (скипнул экспозицию), годно.мне ещё зашла история отца Юкинон.
@MokkorimanРецензию прочитал с удовольствием, пиши еще! Ее нестандартна подача материала мне больше импонирует, чем даёт повод для критики.
@Mokkoriman@geneya,@S John, спасибо