И снова тот случай, когда мне советовали какой-либо тайтл, а я в свою очередь откладывал его на лучшие дни, действуя по принципу "Лучшее - на потом". Плюс, из-за того, как во время рассказов об этом аниме его описывали, я относился с небольшим скепсисом. Тем не менее, внезапно мне захотелось ознакомиться с ним. И в очередной раз я понимаю, что мне не зря его советовали, о чём я сейчас и поведаю вам.
Небольшой дисклеймер: данный отзыв посвящён всей серии "Моногатари". поскольку, по моему мнению, это не то, что стоит разбирать посезонно, это цельное произведение, где всё тесно связано между собой. И ещё: оцениваю я исключительно субъективно, основываясь на первом впечатлении.
Начнём разбор сия произведения с сюжета. Изначально, при просмотре первого сезона - Истории Монстров (Bakemonogatari), зрителю может показаться, что это простенькое произведение, в котором главный герой, в прошлом вампир (на самом деле, это важный для сюжета факт) сталкивается и борется с паранормальными явлениями, дабы помочь своим друзьям. Однако стоит отметить, что уже с этого начала, хоть и немного, я бы даже сказал, еле заметно, проявляется одна из особенностей "Цикла Историй", а именно - применения аллегорий, рассказывающих о реальных, эмоциональных и психологических переживаниях персонажей, и , как следствие, закладывающих почву для дальнейшего их раскрытия. В дальнейшем, сюжет развивается исходя из того, возникло в результате всех этих действий и манипуляций, затрагивающих сверхъестественные явления, помогая раскрыть внутренние, а если быть конкретнее - ментальные, раны каждого, кто поставлен в центр повествования в конкретной арке. Именно поэтому каждый сможет осознать, что все лица, принимающие участие в повествовании не так уж и однозначны. Каждый новый сезон даёт раскрыться каждому персонажу. Будет ли правильным, в таком случае, утверждение, что данное аниме о том, как персонажи пытаются через определённые образы решить свои проблемы, принять самих себя и жить дальше ? Я думаю - да. Подтверждением данной мысли служит высказывания одного из персонажей (не помню, кого именно, вроде бы Мэмэ Осино), пытающееся донести идею о том, что наше человеческое сознание и создаёт все этим паранормальные явления и сверхъестественные сущности. Апогеем данной задумки служит последний сезон - История Финала (или же Последствий): Продолжение (Zoku Owarimonogatari), возводя её во главу повествования и красиво, я бы даже сказал великолепно, разрешает все конфликты в итоге и подводит всё к логическому завершению. Немалую роль играет и весьма специфические способы повествования, по типу активное использование текста, иногда чересчур быстро сменяющего себя. Данный приём служит пояснением в сценах, где за миг нужно донести суть, которую сложно в одной простой небольшой сцене рассказать. Подогревает интерес к сюжеты другие средства, требующие внимательности и понимания (скорее знания) культурных особенностей японцев, а также гэгов (которые перевести трудно), ломание четвёртой стены, многочисленные отсылки, говорящие имена. Также, ещё можно упомянуть приём "пустого окружения" и бесконечных, нелогичных строений (лестниц, например), создающего атмосферу мистики (а где-то и сюрреализма), которую подогревает и использование определённых цветов в визуальной составляющей
.
И не стоит забывать о нелинейном повествовании: Ну например, первая часть Истории Финала идёт параллельно Циклу Историй: Второй сезон, чтоо заметно сперва будет по мелочам, вроде внешнего вида персонажей, заканчивая небольшими сценами, отмечающими хронологию происходящего. Разумеется, что всё это мы видели неоднократно, но приковывает остроумное применение сей методов. Что мы получили в итоге ? Ну, если быть максимально точным, то, в принципе, логично выстроенный сюжет, основанный на причинно-следственных связях, что будет понятно при осмыслении всего сюжета при просмотре последнего сезона, наполненный множеством мелких деталей, понятных далеко не каждому, прибегая при этом к смене визуальной стилистике время от времени, что будет сказано мною позже. Собственно, уже за это я субъективно ставлю высокую оценку.
А теперь, следует обсудить ещё одну не менее значимую часть этого тайтла - его персонажи. Тут можно много чего сказать, поскольку, как я сказал ранее, их внутренний мир, их переживания и проблемы составляют основу для развития сюжета, ибо из этого и строятся конфликты в данном аниме. Надо признать, что сама по себе идея взаимосвязи сверхъестественных явлений с конкретными внутренними терзаниями реализована достойно, хотя не всегда очевидна эта связь (пожалуй, самое очевидное - демонический кот Ханэкавы). Но сперва стоит описать всех персонажей, для полного понимая картины. Итак, центральным лицом сия действия выступает Коёми Арараги, обычный, казалось бы ничем не примечательный школьник, производящей уже в первых сценах не особо интересующийся окружением личностью, и даже интровертом. К слову, данная тема со временем начнёт раскрываться. Но не всё так просто.. Вторым важным персонажем я бы назвал Хитаги Сэндзёгахару, как одного из лучших и запоминающих лиц всего Цикла. Цепляет свой манерой речи, полную саркастичностью, циничным юмором и местами прямолинейностью, не боясь в такие моменты говорить прямо в лоб (вот такие у противоположности в ней переплетаются). . Ещё один важный персонаж всего тайтла - Синобу Осино - вампирша, партнёр главного героя в сверхъестественных делах. Пожалуй, она единственная, чью историю в принципе можно продолжить, так как сказано о ней не так много. Но всё же какое-то образ всё же выстраивается, исходя из всего рассказанного. . Другой важный персонаж - Цубаса Ханэкава - которая являлась одним из основных друзей главного героя. К слову, она - один из умнейших персонажей тайтла. . Следующий персонаж - Надэко Сэнгоку - скромная, застенчивая девчонка, про которую идеально подходит фраза "Нас уродуют наши же родители" , хоть тут немного сложнее. . Таким образом, как мы видим, персонажи развиваются по одному типу, затрагивающих тему принятия себя и реальности. Можно также упомянуть и Маёй Хатикудзи, которая в первой своей арке "Улитка Маёй" по своей же сути послужила отражением проблем Арараги в рамках это сюжетной линии. Упоминания достоин и Дэйсю Кайки - циничный мошенник, обманувший множество людей, из-за чего многие (в самом аниме) его ненавидят. Можно сказать, что он - один из лучших персонажей тайлта, особенно после последних серий Второго сезона (Цикл историй: Второй сезон), в которых повествование идёт от его лица, из-за чего он раскрывается с другой стороны и ему даже начинаешь сопереживать.
А теперь обсудим другие элементы данного аниме. Что же по визуальной составляющей, то тут явно запомнится уникальный стиль рисовки, наполненный немного мрачноватой цветовой гаммой, так сказать, под стать атмосфере тайлта, которую, как и говорилось выше, создают также и специальные визуальные эффекты, вроде безлюдных улиц и тому подобное. Причём, важно уточнить, это было явно сделано ради восприятия действия так, чтобы формировалась нужная атмосфера, концентрируясь при этом на главных героев в сценах. Неплохо реализован переход к разным стилистикам рисовки, а то и вовсе кадрам с живыми актёрами. Это проявляется также в опенингах и эндингах, про которые можно сказать, что они яркие и запоминающиеся. Что уж там говорить, если опенинг из арки "Змея Надэко" - это в принципе один из известных в аниме-индустрии (да и мне нравится, хотя я также в свои любимые записал бы опенгинги второго сезона, особенно из арки "Конец Хитаги").
Повторять о том, что это аниме надо смотреть в оригинале с субтитрами, а то и полностью в оригинале, выучив предварительно японский язык на приличном уровне, и хорошо ознакомившись с японской культурой. пожалуй не стану, но скажу одно: хочется отметить перевод от AniFilm за хорошую адаптацию манеру речи Синобу Осино, разговорившую в оригинале при помощи старинных оборотов. Так вот, в их переводе адаптировали это, применяя литературные речевые обороты 19-го века, добавляя также славянизмы по типу: аще, аже, ежели. По крайней мере, такая адаптация встречается в последних сезонах.
В заключение проставлю оценки:
Истории Монстров - 9/9 , с учёт того, что этот сезон вводит в курс проблем
Истории Подделок - 8/10
История Кошки: Чёрная глава - 7/10
Цикл Историй: Второй Сезон - 9/10 , за интересные сюжетные линии и развитие персонажей
История Цветов - 7/10
История одержимости - 7/10
История финала - 8/10
История Ран (все 3 фильма) - 8/10
История Коёми - 7/10
История Финала 2 и Истории Финала: Последствия - 10/10 за то, что великолепно завершают сюжет, разрешая конфликты, расставляя все точки на "i".
В целом, было приятно смотреть. По правде говоря, даже грустно становится зато, что уже всё закончилось. Буду надеяться на экранизацию продолжения, ведь насколько мне известно, там будут многое посвящено Синобу.
Небольшой дисклеймер: данный отзыв посвящён всей серии "Моногатари". поскольку, по моему мнению, это не то, что стоит разбирать посезонно, это цельное произведение, где всё тесно связано между собой. И ещё: оцениваю я исключительно субъективно, основываясь на первом впечатлении.
Начнём разбор сия произведения с сюжета. Изначально, при просмотре первого сезона - Истории Монстров (Bakemonogatari), зрителю может показаться, что это простенькое произведение, в котором главный герой, в прошлом вампир (на самом деле, это важный для сюжета факт) сталкивается и борется с паранормальными явлениями, дабы помочь своим друзьям. Однако стоит отметить, что уже с этого начала, хоть и немного, я бы даже сказал, еле заметно, проявляется одна из особенностей "Цикла Историй", а именно - применения аллегорий, рассказывающих о реальных, эмоциональных и психологических переживаниях персонажей, и , как следствие, закладывающих почву для дальнейшего их раскрытия. В дальнейшем, сюжет развивается исходя из того, возникло в результате всех этих действий и манипуляций, затрагивающих сверхъестественные явления, помогая раскрыть внутренние, а если быть конкретнее - ментальные, раны каждого, кто поставлен в центр повествования в конкретной арке. Именно поэтому каждый сможет осознать, что все лица, принимающие участие в повествовании не так уж и однозначны. Каждый новый сезон даёт раскрыться каждому персонажу. Будет ли правильным, в таком случае, утверждение, что данное аниме о том, как персонажи пытаются через определённые образы решить свои проблемы, принять самих себя и жить дальше ? Я думаю - да. Подтверждением данной мысли служит высказывания одного из персонажей (не помню, кого именно, вроде бы Мэмэ Осино), пытающееся донести идею о том, что наше человеческое сознание и создаёт все этим паранормальные явления и сверхъестественные сущности. Апогеем данной задумки служит последний сезон - История Финала (или же Последствий): Продолжение (Zoku Owarimonogatari), возводя её во главу повествования и красиво, я бы даже сказал великолепно, разрешает все конфликты в итоге и подводит всё к логическому завершению. Немалую роль играет и весьма специфические способы повествования, по типу активное использование текста, иногда чересчур быстро сменяющего себя. Данный приём служит пояснением в сценах, где за миг нужно донести суть, которую сложно в одной простой небольшой сцене рассказать. Подогревает интерес к сюжеты другие средства, требующие внимательности и понимания (скорее знания) культурных особенностей японцев, а также гэгов (которые перевести трудно), ломание четвёртой стены, многочисленные отсылки, говорящие имена. Также, ещё можно упомянуть приём "пустого окружения" и бесконечных, нелогичных строений (лестниц, например), создающего атмосферу мистики (а где-то и сюрреализма), которую подогревает и использование определённых цветов в визуальной составляющей
.
И не стоит забывать о нелинейном повествовании: Ну например, первая часть Истории Финала идёт параллельно Циклу Историй: Второй сезон, чтоо заметно сперва будет по мелочам, вроде внешнего вида персонажей, заканчивая небольшими сценами, отмечающими хронологию происходящего. Разумеется, что всё это мы видели неоднократно, но приковывает остроумное применение сей методов. Что мы получили в итоге ? Ну, если быть максимально точным, то, в принципе, логично выстроенный сюжет, основанный на причинно-следственных связях, что будет понятно при осмыслении всего сюжета при просмотре последнего сезона, наполненный множеством мелких деталей, понятных далеко не каждому, прибегая при этом к смене визуальной стилистике время от времени, что будет сказано мною позже. Собственно, уже за это я субъективно ставлю высокую оценку.
А теперь, следует обсудить ещё одну не менее значимую часть этого тайтла - его персонажи. Тут можно много чего сказать, поскольку, как я сказал ранее, их внутренний мир, их переживания и проблемы составляют основу для развития сюжета, ибо из этого и строятся конфликты в данном аниме. Надо признать, что сама по себе идея взаимосвязи сверхъестественных явлений с конкретными внутренними терзаниями реализована достойно, хотя не всегда очевидна эта связь (пожалуй, самое очевидное - демонический кот Ханэкавы). Но сперва стоит описать всех персонажей, для полного понимая картины. Итак, центральным лицом сия действия выступает Коёми Арараги, обычный, казалось бы ничем не примечательный школьник, производящей уже в первых сценах не особо интересующийся окружением личностью, и даже интровертом. К слову, данная тема со временем начнёт раскрываться. Но не всё так просто.
Как мы заметим чуть позже, из-за множества проблем, пережитых им во время своего существования в качестве вампира, он заражён идеей помогать окружающим. Ведь, как можно заметить по фильмам Истории Ран, он изначально был закрытым и думающем только о себе человеком, который столкнулся с необычными неприятностями, выход из которых, казалось бы, невозможен. Собственно, это и породило одну из основополагающих проблем нашего сабжа - непринятие реальности таковой, какой она является в действительности. Говоря о последнем доводе, то это становится понятно в самой последней части (История Финала: Продолжение/Zoku Owarimonogatari), если как следует проанализировать диалог Арараги с Оги Осино. На протяжении всего Цикла Историй мы можем проследить развитие это идеи. Тут стоит также упомянуть, что сама Оги, будучи духом, порождённым сознанием самого Арараги. Её суть, "исправление" неприятностей, которых доставил Коёми во время помощи своим друзьям, полагая, что своим вмешательством он также и доставил не мало вреда окружающим. Его терзали сомнения, не делает ли он только хуже, ломая жизнь своим вмешательством. Например, Арараги считает, что его появление в жизни Хитаги Сэндзёгахары навредило ей. Хотя тут важно учесть некую двоякость взглядов на эту ситуацию, признавая отрицательное влияние и в то же время отвергая данную мысль. В дальнейшем, мы видим, как наш главный герой сталкивается с одной из главных проблем - он не может принять реальность таковой, какая она есть, что, в общем-то, разрешается путём заглядывая в "изнанку" мира и самого себя. Так Коёми и смог принять самого себя и те переменны, которые произошли с ним на протяжении цикла историй. Именно из-за этого, История Финала 2 и получит от меня такую высокую оценку.
Становится ясно, что у неё было непростое детство. Как это обычно и бывает, тяжёлая обстановка в семье повлияли на её характер, из-за чего она также становится нелюдимой (да, её проблема в виде краба - не единственная проблема). Судя по тому, что зрителю рассказывают о Хитаги с первых серий, зритель может сделать вывод, что у героини также имеются проблемы с доверием к окружающим, что в принципе, свойственно людям с таким характером. Но и тут мы узнаем из флешбеков, как она к такому пришла. Все её проблемы исходили из семейных проблем. Однако, после помощи со стороны Арараги, она начинает меняться, открываясь шаг за шагом для окружающих. Собственно. из-за этого у неё и возникают чувства к ГГ, что, как мы видим, меняет, особенно если рассматривать тайтл полностью, сосредотачиваясь на мелкие детали. Тут стоит отметить сюжетную арку "Конец Хитаги", которая показывает, насколько дороги ей чувства к Коёми, раз уж она обратилась за помощью к самому ненавистному человеку, разрушившему её семью, Дэйсю Кайки. Также про неё можно сказать, что она, подобно Арараги боялась принять себя и своё прошлое, которое и символизирует Краб, отобравший вес у героини
Наверное, после просмотра Цикла Историй, можно сделать вывод, что она явно устала от своей вампирской сущности, полной одиночества. По сути, она была довольна своей жизнью во время своей встречи с Первым слугой - Сэйсиро Сисируй, а второе - встреча с Арараги Коёми, хоть и после превращения в Синобу. Второй пункт интересен тем, что исходя из рассказанного в фильмах Истории Ран, становится понятно, что она была готова принять смерть, и лишь в последней момент, испугавшись неизвестности. Обретя нового слугу, она начинает привязываться к нему. Примечательны тут будут 2 сюжетных линий: Зомби Маёй, где смерть ГГ привела её кк ярости, что и спровоцировало зомби-апокалипсис; и концовка Истории Финала 2, где она приняла решение остаться с главным героем, несмотря возможность обрести свободу. Стоит отметить её благородное происхождение, которое можно сделать уже исходя из её манеры речи, наполненной литературными устаревшими оборотами
В чём же заключалась её проблема ? Тут она совсем немного похожа на Сэдзёгахару, так как у неё тоже были проблемы в семье, заложившие в ней источник основных неприятностей в виде стрессов, которые и превращают её в демонического кошко-человека. Как становится понятно, что дружба с Арараги была спасением для неё. Так и она тоже влюбилась в главного героя, но из-за "недоступности" своей любви. Собственно, это и породило новые её проблемы в виде негативных эмоций, получивших воплощение в виде "Тигра". И тут же ей предстоит пройти абсолютно тот же путь принятия самой себя, что и остальные главные герои. Благодаря Коёми и также своему сильному разуму без особых сложностей решает свою проблему.
Она среди остальных героев тем, что её проблема заключается в её настоящей личности, которую она не может принять из-за своих родителей, намеренно делающую из неё миловидную "соплячку", а также своего окружения. Но в финальном сезоне, зрителю показывают отчётливо ей подлинную натуру. Да и из диалогов в арке "Медуза Надэко" проявляется её настоящий характер. И там же мы видим, что она терпеть не может образ, навязанный ей обществом, так как она не чувствует подлинной любви, а окружающие пользовались этим. По сути. Арараги - единственный, кто был добр к ней не из-за образа. Плюс надо понимать, что он - часть её наисчастливейших моментов в жизни, так как ГГ стал, в определённом смысле, одним из первых и единственных её друзей. Поэтому не сложно понять, почему её расстроил сам факт наличия девушки у Коёми. Но ей также стоило принять не только настоящую себя, но и веру в себя и свою мечту, что ,кстати говоря, и помогло ей решить собственные проблемы
А теперь обсудим другие элементы данного аниме. Что же по визуальной составляющей, то тут явно запомнится уникальный стиль рисовки, наполненный немного мрачноватой цветовой гаммой, так сказать, под стать атмосфере тайлта, которую, как и говорилось выше, создают также и специальные визуальные эффекты, вроде безлюдных улиц и тому подобное. Причём, важно уточнить, это было явно сделано ради восприятия действия так, чтобы формировалась нужная атмосфера, концентрируясь при этом на главных героев в сценах. Неплохо реализован переход к разным стилистикам рисовки, а то и вовсе кадрам с живыми актёрами. Это проявляется также в опенингах и эндингах, про которые можно сказать, что они яркие и запоминающиеся. Что уж там говорить, если опенинг из арки "Змея Надэко" - это в принципе один из известных в аниме-индустрии (да и мне нравится, хотя я также в свои любимые записал бы опенгинги второго сезона, особенно из арки "Конец Хитаги").
Повторять о том, что это аниме надо смотреть в оригинале с субтитрами, а то и полностью в оригинале, выучив предварительно японский язык на приличном уровне, и хорошо ознакомившись с японской культурой. пожалуй не стану, но скажу одно: хочется отметить перевод от AniFilm за хорошую адаптацию манеру речи Синобу Осино, разговорившую в оригинале при помощи старинных оборотов. Так вот, в их переводе адаптировали это, применяя литературные речевые обороты 19-го века, добавляя также славянизмы по типу: аще, аже, ежели. По крайней мере, такая адаптация встречается в последних сезонах.
В заключение проставлю оценки:
Истории Монстров - 9/9 , с учёт того, что этот сезон вводит в курс проблем
Истории Подделок - 8/10
История Кошки: Чёрная глава - 7/10
Цикл Историй: Второй Сезон - 9/10 , за интересные сюжетные линии и развитие персонажей
История Цветов - 7/10
История одержимости - 7/10
История финала - 8/10
История Ран (все 3 фильма) - 8/10
История Коёми - 7/10
История Финала 2 и Истории Финала: Последствия - 10/10 за то, что великолепно завершают сюжет, разрешая конфликты, расставляя все точки на "i".
В целом, было приятно смотреть. По правде говоря, даже грустно становится зато, что уже всё закончилось. Буду надеяться на экранизацию продолжения, ведь насколько мне известно, там будут многое посвящено Синобу.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев