Пытаться вернуть нельзя
Того, что взяла земля.
Того, что взяла земля.
Многие сериал 2003 года не любят. И есть за что — сценарий этой итерации Алхимика порой напоминает телегу, у которой на ходу отваливается то одно, то другое колесо, и на ходу же создатели все это латают с помощью подручных материалов. Много хороших идей и находок, но какие-то из них не раскрыты до конца, какие-то — раскрыты, но не в ту сторону. А еще повторилась та же история, что и с первым Хеллсингом. Создатели потеряли почву под ногами на полпути и старались ее нащупать, как могли. И хотя их консультировала Аракава, порой сюжет заносит не туда.
Некоторые вещи, которые не понравились
1) Дилемма Ала о том, существовал ли он когда-нибудь. Можно было весьма интересно это обыграть, например, раскидав по сериалу перед этим побольше намеков и крючков, вызывавших у Ала сомнения. Но до пятой лаборатории такой был всего один, да и тот притянули за уши.
2) Фрэнк Арчер. Видно, что его задумывали как этакого Жидкого Терминатора. И под конец он буквально Терминатор, пусть и твердый. Но... Получился просто тупой солдафон-карьерист, ему не хватает суровости и непоколебимости, он не внушает ужас. Казалось бы, какая разница? Но когда во время финальной зарубы он появляется в новом обличье, то вызывает не ужас, а, скорее, раздражение и недоумение. Ну ты-то не путайся под ногами, а!
3) Смерть Жадности. Персонаж по характеру такой, немного на приколе, потому ему бы пошла как смерть с кривляниями, так и смерть с серьезным лицом. Первое было бы в его духе, второе добавило бы персонажу глубины. Но создатели решили впихнуть и то, и другое. В итоге Жадность сначала выдает пафосную и трогательную прощальную речь, а затем делает КРЯ и корчит рожу. И в таком виде помирает. Эд в шоке (он убил человека, играет драматичная музыка... Но эта лыба и искривленная рожа Жадности, еще и поза, в которую его скрючило, странная... Все это добавляет ситуации комизма, совершенно неуместного.
4) Зольф Кимбли. Просто скучный психопат-пироманьяк. Тут комментировать не буду.
5) Хоэнхайм. Он... Ну, существует. Персонажа быстренько ввели, потом так же быстренько убрали. Он даже с главзлодеем подраться толком не успел.
6) То, как вновь ввели братьев Трингамов в сюжет. У персонажей был невероятный потенциал (сыновья одного из первых государственных алхимиков, впервые за долгое время доперших до тайны Философского Камня), но в историю их вернули буквально в последний момент. И только затем, чтобы на блюдечке вручить Эду информацию о подземном городе. А больше они, по сути, и не нужны — даже прошлое вспоминать не было времени. Потому смотрится это, как рояль из кустов.
7) Задел на сиквел. Что-то мне подсказывает, что серий за 5 до финала авторам сказали, что им дадут сделать продолжение. И они решили, что оставят в финале намеки на него. Ну а сам сиквел... Мде...
8) Филлеры. Особенно серия про Маджхала. Единственный раз, когда мне хотелось пристрелить сценаристов. Это воплощение того, как делать НЕ НАДО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. История, взятая с потолка, банальная мотивация злодея, нелепая гибель, ВНЕЗАПНО обнаружившаяся пропавшая любовь... И как вишенка на торте — мораль. "Алхимия тоже может навредить". ВОТ ЭТО ОТКРЫТИЕ! А ТО ВЫ ОБА, БЛИН, НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ ХОДЯЧИМ ТОМУ НАПОМИНАНИЕМ! Того, кто это писал, нужно как следует отшлепать. Занятно, что тот же человек писал филлеры про Венецию и двух ишварских детей, у которых мать умерла (и оба филлера тоже не фонтан).
И так далее...
2) Фрэнк Арчер. Видно, что его задумывали как этакого Жидкого Терминатора. И под конец он буквально Терминатор, пусть и твердый. Но... Получился просто тупой солдафон-карьерист, ему не хватает суровости и непоколебимости, он не внушает ужас. Казалось бы, какая разница? Но когда во время финальной зарубы он появляется в новом обличье, то вызывает не ужас, а, скорее, раздражение и недоумение. Ну ты-то не путайся под ногами, а!
3) Смерть Жадности. Персонаж по характеру такой, немного на приколе, потому ему бы пошла как смерть с кривляниями, так и смерть с серьезным лицом. Первое было бы в его духе, второе добавило бы персонажу глубины. Но создатели решили впихнуть и то, и другое. В итоге Жадность сначала выдает пафосную и трогательную прощальную речь, а затем делает КРЯ и корчит рожу. И в таком виде помирает. Эд в шоке (он
эпизода про Маджхала НЕ БЫЛО, но об этом позже
4) Зольф Кимбли. Просто скучный психопат-пироманьяк. Тут комментировать не буду.
5) Хоэнхайм. Он... Ну, существует. Персонажа быстренько ввели, потом так же быстренько убрали. Он даже с главзлодеем подраться толком не успел.
6) То, как вновь ввели братьев Трингамов в сюжет. У персонажей был невероятный потенциал (сыновья одного из первых государственных алхимиков, впервые за долгое время доперших до тайны Философского Камня), но в историю их вернули буквально в последний момент. И только затем, чтобы на блюдечке вручить Эду информацию о подземном городе. А больше они, по сути, и не нужны — даже прошлое вспоминать не было времени. Потому смотрится это, как рояль из кустов.
7) Задел на сиквел. Что-то мне подсказывает, что серий за 5 до финала авторам сказали, что им дадут сделать продолжение. И они решили, что оставят в финале намеки на него. Ну а сам сиквел... Мде...
8) Филлеры. Особенно серия про Маджхала. Единственный раз, когда мне хотелось пристрелить сценаристов. Это воплощение того, как делать НЕ НАДО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. История, взятая с потолка, банальная мотивация злодея, нелепая гибель, ВНЕЗАПНО обнаружившаяся пропавшая любовь... И как вишенка на торте — мораль. "Алхимия тоже может навредить". ВОТ ЭТО ОТКРЫТИЕ! А ТО ВЫ ОБА, БЛИН, НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ ХОДЯЧИМ ТОМУ НАПОМИНАНИЕМ! Того, кто это писал, нужно как следует отшлепать. Занятно, что тот же человек писал филлеры про Венецию и двух ишварских детей, у которых мать умерла (и оба филлера тоже не фонтан).
И так далее...
Но как по мне, аниме не заслуживает ненависти. Поскольку хоть телегу и заносит то в одну, то в другую сторону, она все еще едет вперед. Сюжет оступается, но со временем создатели вновь нащупывают нужный настрой и неплохо следуют ему. Темп неспешный, но это даже в плюс — есть время и у создателей раскрыть персонажей, и у зрителей привязаться к ним. Например, Эд и Ал живут с Ниной не пару недель, а около полугода, и за это время ты начинаешь привязываться к ней и воспринимать чуть ли не как компаньона главных героев. Да и живут они, как своего рода семья. Тем сильнее бьет по мозгам то, что с ней в итоге делает Такер. И тем больше веришь в шок и слезы Эда. Которому, кстати, в этот момент лет меньше было, чем в оригинале, если память не изменяет.
Персонажи, чье раскрытие мне понравилось
Эд
Каким обычно представляется главный герой сёнэна? Чаще всего, он не унывает, идет к своей цели, верит в лучшее. И, как правило, он такой же наивный идеалист что в начале, что в конце. А еще ему все время везет, и зачастую его мечта исполняется.
Эд в начале и Эд в конце — это два разных человека. В начале он самоуверен, спокоен, напорист и твердо уверен в том, что все знает... Но сдав экзамен на алхимика с лету, в первом же реальном бою он чуть не погибает от рук психа с ножом. Ему может быть страшно, он может ошибаться и заблуждаться. Но он учится на своих ошибках, узнает больше, становится сильнее и крепче морально. Правда, он порой не знает, что об этом думать — в одной из последних серий он сам немного шокирован тем, с какой легкостью убивает гомункула в обличии собственной матери.
Мечта, ради которой они с Алом сожгли свой дом и отправились в путь, становится реальной для него на какой-то миг. Но только для него и только ценой жизни Ала. И он без колебаний жертвует собой, чтобы вернуть брата назад. Жертвует во второй раз. И именно этим он доказал настоящую цену братства — готовность пожертвовать всем ради самого дорогого человека в жизни. И за это я им восхищаюсь..
Эд в начале и Эд в конце — это два разных человека. В начале он самоуверен, спокоен, напорист и твердо уверен в том, что все знает... Но сдав экзамен на алхимика с лету, в первом же реальном бою он чуть не погибает от рук психа с ножом. Ему может быть страшно, он может ошибаться и заблуждаться. Но он учится на своих ошибках, узнает больше, становится сильнее и крепче морально. Правда, он порой не знает, что об этом думать — в одной из последних серий он сам немного шокирован тем, с какой легкостью убивает гомункула в обличии собственной матери.
Мечта, ради которой они с Алом сожгли свой дом и отправились в путь, становится реальной для него на какой-то миг. Но только для него и только ценой жизни Ала. И он без колебаний жертвует собой, чтобы вернуть брата назад. Жертвует во второй раз. И именно этим он доказал настоящую цену братства — готовность пожертвовать всем ради самого дорогого человека в жизни. И за это я им восхищаюсь.
И я рад, что добрый, мягкий и спокойный Ал чуть ранее точно так же, не колеблясь, сделал то же самое ради своего брата
Такер
В версии 2009 его просто убили. Здесь его оставили в живых.
Такер не псих и не злой гений. Такер — идиот, который из множества неправильных решений выбрал максимально неправильное и аморальное. В этом сериале он осознал свою ошибку, пускай и слишком поздно. И весь остаток сериала он пытается исправить ее и вернуть к жизни Нину. Да только ничего не выходит — сначала он теряет тело, а потом и разум. Мне кажется, кара куда более заслуженная и жестокая, чем обыкновенная смерть. И отличный урок о том, к чему приводят бездумные попытки исправить то, что исправить невозможно по определению.
Такер не псих и не злой гений. Такер — идиот, который из множества неправильных решений выбрал максимально неправильное и аморальное. В этом сериале он осознал свою ошибку, пускай и слишком поздно. И весь остаток сериала он пытается исправить ее и вернуть к жизни Нину. Да только ничего не выходит — сначала он теряет тело, а потом и разум. Мне кажется, кара куда более заслуженная и жестокая, чем обыкновенная смерть. И отличный урок о том, к чему приводят бездумные попытки исправить то, что исправить невозможно по определению.
Мустанг
Как и братья, тащит на себе груз вины. В его случае — за Ишвар. Что началось, как обычная война, в том числе благодаря ему превратилось в избиение младенцев. Чем дольше он принимал в этом участие, тем сильнее это ломало его психику. Окончательно доломало ее убийство двух врачей.
Благодаря Марко, Хьюзу и другим сослуживцам Мустанг не спился и не повторил ошибку Эда и Такера. Но он не тот человек, что просто примет свою вину и смирится с ней. Ему не плевать на окружающих, и именно поэтому он и идет вверх. Чтобы изменить систему изнутри, и чтобы другие не проходили через то же, что и он. И мне кажется, именно поэтому Винри если не простила его, то как минимум поняла, что его раскаяние искреннее.
Да. Помните, что я говорил выше про исполнение мечты? Хоть он побеждает Кинга Брэдли в конце, его план стать Фюрером... ну, не терпит крах, строй он таки изменил. Вот только у власти теперь парламент, Мустанг не у дел, а войны как шли, так и будут идти. Ну, хоть ишварцев вернули домой.
Благодаря Марко, Хьюзу и другим сослуживцам Мустанг не спился и не повторил ошибку Эда и Такера. Но он не тот человек, что просто примет свою вину и смирится с ней. Ему не плевать на окружающих, и именно поэтому он и идет вверх. Чтобы изменить систему изнутри, и чтобы другие не проходили через то же, что и он. И мне кажется, именно поэтому Винри если не простила его, то как минимум поняла, что его раскаяние искреннее.
Да. Помните, что я говорил выше про исполнение мечты? Хоть он побеждает Кинга Брэдли в конце, его план стать Фюрером... ну, не терпит крах, строй он таки изменил. Вот только у власти теперь парламент, Мустанг не у дел, а войны как шли, так и будут идти. Ну, хоть ишварцев вернули домой.
Хьюз
Действительно добрый и душевный человек. И тут он погибает почти в середине сюжета, а до того успевает оставить заметный след в судьбах многих персонажей.
За это время к нему успеваешь привязаться, к его чудачествам привыкнуть, а его взвешенным спокойствием в серьезные моменты — проникнуться. И уж совсем не ожидаешь, что такой дурашливый и веселый человек может быть отличным и проницательным бойцом. Потому и его смерть воспринимается куда острее.
А как же восхитительно поставлен его финальный поединок! Никаких пафосных ползаний по коридорам штаба на глазах у адъютанта, никаких стонов "Должен... Сообщить... Остальным...", как в Бразерхуде — Хьюз действует четко, решительно и быстро, даже будучи раненым. И умирает практически сразу, без особо длинных флэшбеков и истеканий кровью. А ведь будь на месте врага кто-то кроме гомункула (которого просто так не убить), у врага не было бы шансов.
За это время к нему успеваешь привязаться, к его чудачествам привыкнуть, а его взвешенным спокойствием в серьезные моменты — проникнуться. И уж совсем не ожидаешь, что такой дурашливый и веселый человек может быть отличным и проницательным бойцом. Потому и его смерть воспринимается куда острее.
А как же восхитительно поставлен его финальный поединок! Никаких пафосных ползаний по коридорам штаба на глазах у адъютанта, никаких стонов "Должен... Сообщить... Остальным...", как в Бразерхуде — Хьюз действует четко, решительно и быстро, даже будучи раненым. И умирает практически сразу, без особо длинных флэшбеков и истеканий кровью. А ведь будь на месте врага кто-то кроме гомункула (которого просто так не убить), у врага не было бы шансов.
Похоть
Стоит объяснить, какая тут у гомункулов мотивация. Они — люди, которых пытались получить путем трансмутации. На выходе всегда получается НЕХ, но эту самую НЕХ можно привести к человеческому облику, накормив эрзац-философскими камнями. Правда, помнить она будет мало. Неведома зверушка, наделенная разумом, чувствует и мыслит, как человек. Но она — все еще почти человек, даже если скопирует воспоминания и внешность. И вот это самое "почти" не отпускает их ни на секунду, все их существо говорит, что им НАДО стать людьми.
Но создатели пошли дальше. Они ухитрились превратить самого фансервисного персонажа Алхимика в одного из самых трагичных. Вплоть до того, что она, поняв, что Хозяин обманывает их, предает его и переходит на сторону Эда. Раскрытие подобного типажа со столь необычной стороны нечасто встретишь. Ну, и конкретно она желала не только стать человеком. Она желала понять, кто она, что она и чего хочет на самом деле. Желала свободы, возможности самостоятельно принимать решения. Даже если свобода эта означала смерть.
Но создатели пошли дальше. Они ухитрились превратить самого фансервисного персонажа Алхимика в одного из самых трагичных. Вплоть до того, что она, поняв, что Хозяин обманывает их, предает его и переходит на сторону Эда. Раскрытие подобного типажа со столь необычной стороны нечасто встретишь. Ну, и конкретно она желала не только стать человеком. Она желала понять, кто она, что она и чего хочет на самом деле. Желала свободы, возможности самостоятельно принимать решения. Даже если свобода эта означала смерть.
Гнев
Многих он бесит, и я прекрасно понимаю, из-за чего. Гневный, упрямый и очень сильный шкет, который при этом не наделен смекалкой или собственной философией. Он бьет, потому что ему больно и он хочет выместить эту боль на других. И потому что его за это хвалят. Но...
Я понимаю, что он творит дичь. Но ведь творит он ее, скорее, из-за того, что не слишком хорошо разбирается в людях. Его ненависть — это комбинация проснувшихся воспоминаний о бросившей его Идзуми и о годах, проведенных в небытие, и промывки мозгов от Зависти. А все, что ему надо было, это материнская любовь. И, получи он ее, он бы как минимум поспокойнее стал. А "матерью" ему в итоге стала холодная, расчетливая и жестокая Лень.
И вроде бы, наказание свое он заслуживает, и тебе не должно быть его жаль, но... Мне вот было. Мне хотелось его обнять и сказать, что все будет хорошо. Замотать раны, подлечить и сказать, что больше его никто никогда не обидит. А потом пойти с ним на рыбалку. Или просто на пикник. И рассказать ему о том, какой вокруг прекрасный и яркий мир.
Все-таки в нем было светлое зерно, которое могло бы взять верх. Но сначала он сам отверг его (опять же, незнание людей + Зависть, настроивший его против людей), а потом что-либо исправлять оказалось поздно. Но я тут не вижу какого-то вселенского зла, а вижу обычного проблемного ребенка, который сам не до конца понимает, что творит. И которого при желании можно было наставить на путь истинный... вот только когда он сам понял, что натворил дел, он уже никому не был нужен.
Я понимаю, что он творит дичь. Но ведь творит он ее, скорее, из-за того, что не слишком хорошо разбирается в людях. Его ненависть — это комбинация проснувшихся воспоминаний о бросившей его Идзуми и о годах, проведенных в небытие, и промывки мозгов от Зависти. А все, что ему надо было, это материнская любовь. И, получи он ее, он бы как минимум поспокойнее стал. А "матерью" ему в итоге стала холодная, расчетливая и жестокая Лень.
И вроде бы, наказание свое он заслуживает, и тебе не должно быть его жаль, но... Мне вот было. Мне хотелось его обнять и сказать, что все будет хорошо. Замотать раны, подлечить и сказать, что больше его никто никогда не обидит. А потом пойти с ним на рыбалку. Или просто на пикник. И рассказать ему о том, какой вокруг прекрасный и яркий мир.
Все-таки в нем было светлое зерно, которое могло бы взять верх. Но сначала он сам отверг его (опять же, незнание людей + Зависть, настроивший его против людей), а потом что-либо исправлять оказалось поздно. Но я тут не вижу какого-то вселенского зла, а вижу обычного проблемного ребенка, который сам не до конца понимает, что творит. И которого при желании можно было наставить на путь истинный... вот только когда он сам понял, что натворил дел, он уже никому не был нужен.
Главный злодей
То есть, Данте.
В сёнэнах (да и в аниме вообще) очень распространены благородные экстремисты. Которых мир обидел, и которые потом осознают, что натворили, пытаются все исправить, а то и вовсе встают на путь истинный. У Данте язык подвешен, он разговаривает, как такой же экстремист. И в ее словах действительно есть доля правды — мир несправедлив, а среди людей есть невероятные сволочи, которым не стоит доверять в руки артефакт, меняющий законы мироздания. Вот только Данте благородства лишена, она точно такая же сволочь, которая хочет вечной жизни любой ценой, и ради этого хоть весь мир готова уничтожить.
Казалось бы, что в этом такого, что отличает ее от типичного тупого злодея? Но эпичность Данте, как антагониста, в единственной причине ее поведения. Она просто боялась смерти и желала получить максимум удовольствия от жизни. И все — ни психотравм детства, ни идеологии, ни рефлексии, ни попыток исправить мир. Чтобы превратиться в полное чудовище, ей было достаточно поддаться страхам и порокам, которые в той или иной степени присущи всем людям. Ближайший типаж из реальной жизни — алкоголичка, которая бухает как не в себя, творит пакости и твердит, что все ее обижают а мир жесток. Обижать, может, и обижают, но запах перегара в подъезде, пустые бутылки и крики по ночам никуда не деваются. Только Данте не бухает, а продлевает себе жизнь. И из последствий не испорченное имущество, а жизни миллионов людей.
Данте — злодей без всяких "но" и "а как же". Злодей умный, принципиальный, отбитый на голову. Но именно то, что обычный человек способен пасть так низко без весомой на то причины и превратиться в опасного паразита на теле мира, и делает ее действительно интересным персонажем.
В сёнэнах (да и в аниме вообще) очень распространены благородные экстремисты. Которых мир обидел, и которые потом осознают, что натворили, пытаются все исправить, а то и вовсе встают на путь истинный. У Данте язык подвешен, он разговаривает, как такой же экстремист. И в ее словах действительно есть доля правды — мир несправедлив, а среди людей есть невероятные сволочи, которым не стоит доверять в руки артефакт, меняющий законы мироздания. Вот только Данте благородства лишена, она точно такая же сволочь, которая хочет вечной жизни любой ценой, и ради этого хоть весь мир готова уничтожить.
Казалось бы, что в этом такого, что отличает ее от типичного тупого злодея? Но эпичность Данте, как антагониста, в единственной причине ее поведения. Она просто боялась смерти и желала получить максимум удовольствия от жизни. И все — ни психотравм детства, ни идеологии, ни рефлексии, ни попыток исправить мир. Чтобы превратиться в полное чудовище, ей было достаточно поддаться страхам и порокам, которые в той или иной степени присущи всем людям. Ближайший типаж из реальной жизни — алкоголичка, которая бухает как не в себя, творит пакости и твердит, что все ее обижают а мир жесток. Обижать, может, и обижают, но запах перегара в подъезде, пустые бутылки и крики по ночам никуда не деваются. Только Данте не бухает, а продлевает себе жизнь. И из последствий не испорченное имущество, а жизни миллионов людей.
Данте — злодей без всяких "но" и "а как же". Злодей умный, принципиальный, отбитый на голову. Но именно то, что обычный человек способен пасть так низко без весомой на то причины и превратиться в опасного паразита на теле мира, и делает ее действительно интересным персонажем.
FMA 2003 — законченное произведение, сюжет которого от начала и до конца
так, падажжите, то есть, чтобы вернуться в мир Аместриса, нужно умереть в нашем мире? Причем, на тебя должен грохнуться неизвестно откуда взявшийся немецкий цеппелин? А че, все так просто?
Что за мысль? А вот тут начинается то, за что я Алхимика 2003 года очень люблю.
Да, сценаристы и режиссеры периодически косячат и подкидывают глупости. Да, иногда их пафос совершенно не к месту. НО. Они замахнулись на то, на что значительная часть сёнэнов просто не решается замахнуться. На сам принцип сёнэна — что если много стараться, то твои старания обязательно окупятся. Что люди не безнадежны, и что на каждого злодея найдется свой герой, который скажет ему "Ты не прав, я тебя побью, а теперь давай дружить".
В Алхимике-2003 все куда приземленее:
— Равноценный обмен — может и действующий физический закон внутри этой вселенной, но как жизненный принцип не работает. Жизнь может как подкинуть тебе золотой горошок, так и впечатать в землю. Порой у этого нет никаких особых причин, ты просто попадешься кому-то под руку и всё.
Да и физическую суть равноценного обмена под конец объяснят так, что задаешься вопросом, такой ли уж этот обмен равноценный...
— Некоторые ошибки невозможно исправить. Бывает вина, которую не искупить. Остается только жить с напоминанием о совершенной тобой ошибке и не допустить ее повторения. А еще, если хочешь, можешь попробовать уговорить кого-то не наступать на те же грабли. Правда, не факт, что тем самым ты человеку не навредишь.
— У чудовищного зла может быть имя. Самое отвратительное, что порой оно выходит из недостатков, в той или иной степени присущих каждому человеку. Из эгоизма и нарциссизма, из глупости и зависти, из трусости и жадности. Часто такому злу нет никакого оправдания — ему нужно не позволить действовать дальше. Но...
— ...несправедливость жизни и наличие отбитого на голову зла — не повод становиться таким же чудовищем, как и те, с которыми ты столкнулся. Взглянув злу в глаза, ты должен остаться человеком во что бы то ни стало. И даже если ты лишился самого дорогого, ты должен научиться ценить то, что имеешь, и жить дальше.
Да, сюжет порой рассыпается под собственным весом, а одни противоречия сменяются другими. И концовка вышла оооочень скомканной. Но есть же произведения, которым ты прощаешь крупные косяки, если за ними просматривается интересная идея и если во время просмотра тебе было не наплевать. И FMA-2003 как раз из таких.
Потому что здесь у вины, у искупления, у печали, у радости, есть вес. И нередко ты воспринимаешь его, как свой собственный.
Ты чувствуешь груз ответственности, что они несут на плечах. Веришь в их чувства, потому что последствия от их ошибок заходят дальше пары серий. Переживаешь за них, потому что алхимия не всесильна, а мир опасен и суров. Ощущаешь тяжесть трагедии, которая случилась с братьями, с их учителем, с Марко, с Мустангом, с другими персонажами. Люди, у которых на сердце незаживающая рана, пытаются если не исправить ошибки, то хотя бы искупить свою вину. И даже если у них ничего не получается, они медленно растут. Становятся опытнее, спокойнее, устойчивее к трудностям. Потому когда Мустанг стоял рядом с Эдом и Алом и убеждал их не пытаться исправить этот мир (не хватит сил и психики), я ему верил. И потому, когда Эд, ожидая нового удара от Идзуми, получил объятия и тепло, я вжился в его шкуру и испытал то же, что он — вину за совершенную ошибку, раскаяние, и слезы от того, что даже после столь тяжкого преступления ты имеешь право на тепло и сочувствие. На тепло — но не абсолютное прощение.
Если бы версия 2003 года была фанфиком, написанным фанатами, то это был бы один из самых популярных фанфиков по Алхимику. Переосмысляющий его вселенную и раскрывающий некоторых персонажей с неожиданной стороны. Про эту вещь говорили бы что-то в духе "вот на экранизацию этого я бы посмотрел". Ну, вот вам и экранизация.
Стоит ли ее смотреть? Манга и версия 2009 лучше работают с нарративом, у Аракавы получилось собрать воедино множество сюжетных нитей и свести персонажей в одной точке так, чтобы это не вызывало особых вопросов у зрителя. А вот у Мидзусимы и Айкавы — не очень. Также мне немного меньше хочется придираться к сеттингу в манге, а вот попытка создателей аниме-2003 свести все к параллельным мирам крута и необычна, но вызывает слишком много вопросов из разряда "а как это вообще, блин, работает?". Но Алхимик-2003 создавался когда манга была готова от силы на треть. И как по мне, создатели, работая с тем, что было, выдали неплохой результат, вполне достойный просмотра. Способный пробрать вас настолько, что вы будете плакать.
Короче. Если вы начнете знакомство со вселенной с Алхимика-2003, то не пожалеете. Как не пожалел я.