В первой части рецензии присутствуют спойлеры только к первой серии аниме. Предисловие, первая часть и итог подходят не смотревшим аниме. Во второй части рецензии присутствуют спойлеры к аниме и манге Город, в котором меня нет.
Предисловие
С кем не бывало такого, что посреди учёбы или работы вы вдруг начинали фантазировать, какого было бы обладать какими-то сверхспособностями? Да так, чтоб рядом с вами происходила катастрофа, и надежды на спасение нет, и тут появляетесь вы, и благодаря своим невероятным способностям всех спасаете. Эх, сколько не воображай, а способностей нет, а катастрофы как назло происходят не возле вас. Остаётся продолжать заниматься осточертевшей рутинной работой, да думать о том, как вы дошли до жизни такой. Похоже что из такой фантазии о возможности отматывать время на несколько минут и началась работа Кэя Самбэ над тем, что в итоге стало Городом, в котором меня нет. Тут Самбэ понесло, и сюжет оброс погоней за маньяком, путешествием в прошлое на 18 лет, и страданиями невинных детей и хомяков. Манга мгновенно стала успешной. Да настолько что производство аниме и игрового фильма по ней началось до её окончания, так всем не терпелось выпустить очевидный хит.
Работа над адаптацией досталась студии A-1 Pictures. Режиссёром стал Томохико Ито, выходец из Madhouse с опытом работы над другими остросюжетными сериалами (Монстр, Тетрадь смерти, Акаги, легенда маджонга). Из его интервью и твиттера видно, что он следит за трендами, разбирается в западном кинематографе и вдохновляется им, и тяготеет к работам рассчитанным на широкую аудиторию. Тяжело найти в индустрии аниме кандидатуру более подходящую для аниме-адаптации Город, в котором меня нет.
Синопсис и персонажи
Сперва вспомним события первых серий аниме и его главных персонажей. Начинается сериал с идущего к успеху Фудзинумы Сатору. Он одинокий мангака, безуспешно пытающийся добиться публикации своих работ. На мопеде с логотипом пиццерии, в которой вынужден работать герой, пока любимое дело не приносит прибыль, к своей мечте не добраться. Его гнетёт безвыходное положение. Он не может нащупать, чего ему не хватает для написания успешной манги, понять в какой момент его жизнь пошла не в том направлении, и ему страшно "заглянуть в глубины своего сердца". Время от времени из обыденного существования Сатору вырывает его сверхспособность — когда рядом с ним происходит происшествие, угрожающее чьей-то жизни, он переносится на несколько минут в прошлое до тех пор, пока не сможет спасти невинно пострадавшего.
При предотвращении одного такого происшествия он попадает в больницу, куда его приходит навестить Айри Катагири. Семнадцатилетняя девушка работает курьером в том же заведении что и протагонист истории, и всегда приветливо с ним общалась, стараясь приободрить. Она жизнерадостная, активная, честная, открытая оптимистка — противоположность Сатору. Айри видела смелый поступок парня и прониклась к нему симпатией. У больничной койки она говорит ему, что слова материальны, и, вот так новость, Сатору уже где-то слышал эту необычную идею. И именно слова и поведение этой, на первый взгляд легкомысленной, а на второй взгляд зрелой, девочки становятся катализатором дальнейшей истории. Сатору начинает постепенно вспоминать события восемнадцатилетней давности.
Выписанного из больницы протагониста дома встречает мама — Сатико Фудзинума. Раньше она работала диктором на телевидении, пока её не уволили за стремление говорить о том, что хотели скрыть от слушателей. В её образе Кэй Самбэ изобразил своё представление об идеальной матери. Она вырастила Сатору (куда делся его отец в аниме не уточняется) в одиночку. С детства она воспитывала в нём высокие моральные качества: честность, храбрость и внимательность к окружающим. Однако однажды в прошлом она решила замолчать правду. Убедила себя и своего сына, что будет полезнее забыть о неких страшных событиях. Несомненно, это сильно травмировало её сына. На следующий день Сатико и Сатору стали свидетелями похищения девочки. Его удалось предотвратить благодаря способности Сатору отматывать время. Сам герой не понял, какому происшествию он помешал, а вот Сатико узнала похитителя. Восемнадцать лет назад он был одним из подозреваемых в серии убийств детей. Именно их Сатико пыталась стереть из памяти сына. Убийца тоже заметил и узнал Сатико. После он убивает женщину в доме Сатору, и проделывает всё так, что теперь её сына считают главным подозреваемым в убийстве.
И вот, когда Сатору уже почти схватила полиция, и надежды на спасение, казалось бы, нет, он переносится на восемнадцать лет назад. Сатору, по мере взаимодействия со своим тогдашним окружением, начинает вспоминать об убийствах, и пытается их предотвратить. Десятилетний Сатору часто общался с Дзюном Сиратори — 23-летним закомплексованным добрым парнем, часто пытающимся морально поддержать таких же одиноких и потерянных детей, коим и он когда-то был. Именно Дзюна обвинили в серии убийств. Сатору в прошлом не удалось убедить полицию, что его друг (которого он звал Юки — справедливость) мог совершить подобное.
В школе Сатору дружил с четырьмя ребятами: Кэньей Кобаяси, Хироми Сугитой, Осаму и Кадзу. Кэнья наблюдательный, спокойный, умный не по годам мальчик, которому недостаёт смелости и решительности, чтобы направить свои таланты на благое дело. Хироми Сугита тихий одинокий мальчик, похожий на девочку. Он был третьей жертвой в серии убийства, произошедших в городе. Два оставшихся персонажа неважны для сюжета, и их характер нам почти не демонстрируют.
В одном классе с Сатору учится первая жертва таинственного маньяка — Каё Хинадзуки. Нелюдимая грустная девочка, на первый взгляд ко всему безразличная. Сатору время от времени видел её одиноко гуляющей в парке, в том числе и в день её убийства. Он часто хотел заговорить с ней, да всё никак не решался. Быстро выясняется, что она жертва домашнего насилия, и показное безразличие является для неё защитным механизмом. Правдоподобная история девочки и её характер, вкупе с трогательной историей, плюс озвучка Аой Юки, и яркий образ одетой в красное девочки, одиноко стоящей у дерева. Вот из чего состоит любимый большинством зрителей "Города..." персонаж, судьба которого может заинтересовать больше детективной интриги.
Теперь Сатору предстоит предотвратить серийные убийства детей, вычислить убийцу, стать защитником справедливости, и узнать, что настоящая сверхспособность это дружба, а не перемещения во времени.Визуал
В манге рисовка персонажей сильно отличается. Кэя Самбэ выдающимся художником не назвать


А вот все задники в сериале 3D-шные. Они неплохо обработаны разными фильтрами и заблюрены, а в кадр часто стараются добавить какой-то источник света, чтоб их было не рассмотреть. В общем, с переменным успехом делается всё, чтобы дешевизна не сильно бросалась в глаза, и интерьеры с экстерьерами выглядели реалистично. Персонажи органично вписываются в обстановку, что при использовании 3D фонов бывает не всегда.
Если долго смотреть на отвратный CG снег, то CG снег начнёт смотреть в тебя. Так что не рекомендуется всматриваться в фоны этого аниме.
Кроме кадров с пейзажами — они заслуживают пристального любования. Фотореалистичные серые пейзажи неприветливого городка хорошо знакомы жителям стран СНГ. Львиная доля атмосферы сериала держится на данных кадрах.
Аниме отходит от манги и по визуальной подаче. Опускаются лишние куски фраз и диалогов, либо передаются через действия или мимику героев. При раскадровке мало опирались на мангу, и каждый режиссёр эпизода делал раскадровку сцен иначе, лишь иногда цитируя фреймы из манги.
В "Городе..." нет экшена, он целиком состоит из диалогов. Привычный японский подход с минимальной анимацией во время болтовни, и крутой сакугой во время экшена для этого сериала не подходил. Авторы сосредоточились на стабильном уровне анимации на протяжении всех двенадцати серий. Что, на самом деле, сложная задача, ведь им приходилось уделять больше внимания лицевой анимации и реалистичной анимации языка тела. Приоритеты были расставлены правильно, и такой подход оказался тем, что нужно данному сериалу.
Больше всего выделяются фрагменты с ключевой анимацией Такахито Саказуме и его птичий символизм:
Есть в сериале художественный образ, превращённый в нарративный инструмент. Закладывается он с опенинга, в начале которого взрослый Сатору вместе с Сатору-ребёнком приходят в кинозал смотреть на свою жизнь. Переплетённый комок киноленты появляется во время анализа Сатору событий прошлого, и во время важных сюжетных событий. Также эпизоды воспоминаний Сатору обрамлены киноплёнкой сверху и снизу (см. картинки справа). А события 1988 года всегда показываются с "кинематографичными" чёрными полосами, что даёт понять — кино закончится, и герой вернётся в своё время. Кинолента как линия жизни образ затёртый до дыр. Однако тут и не преподносят его как откровение, а лишь используют как инструмент для подачи сюжета и передачи эмоционального состояния Сатору.
Опенинг/эндинг, музыка
Вернёмся к опенингу. В нём сосредоточены все сюжетные мотивы сериала. Его даже можно смотреть вместо трейлера, и понять синопсис аниме и его настроение.
Для опенинга из изначальной композиции группы Asian Kung-Fu Generation выкинули полутораминутный инструментальный проигрыш, оставшуюся часть перемонтировали, оставив только самые цепляющие фрагменты. Так и получился бодрый хитовый трек. За режиссуру, раскадровку и концепцию опенинга отвечал режиссёр картины Томохико Ито. Получилось отличное сочетание киноприёмов с анимационной экспрессией.
Опенинг/эндинг, музыка
Вернёмся к опенингу. В нём сосредоточены все сюжетные мотивы сериала. Его даже можно смотреть вместо трейлера, и понять синопсис аниме и его настроение.
Анализ опенинга
Итак, два Сатору приходят в кинозал, вспоминают как весело было ребячиться с друзьями, потом герой вспоминает/видит надвигающуюся опасность (вероятно, отсылка на "Сияние"), появляется кинолента как символ жизненных выборов, показывают большинство героев с закрашенными глазами (красные глаза в "Городе..." символизируют зло и скрытые мотивы, и здесь подразумевается, что герой не знает кто убийца или предатель, он не видит их глаз), затем демонстрируют Сатико, Айри и Каё на голубом фоне, то есть Сатору однозначно им доверяет и они много для него значат, но всё прерывается красной фигурой, а значит героини в опасности, но Сатору потерян и не знает, что ему делать. Помогут ему часики (перемещение во времени). Затем кровь и смерть, навстречу которым идёт Сатору, а в конце за ним летит пуля, избежать попадание которой он не может (снова образ опасности, но уже другой, безликой, что олицетворяет фатум, определённую цену, которую Сатору неизбежно заплатит).
Для опенинга из изначальной композиции группы Asian Kung-Fu Generation выкинули полутораминутный инструментальный проигрыш, оставшуюся часть перемонтировали, оставив только самые цепляющие фрагменты. Так и получился бодрый хитовый трек. За режиссуру, раскадровку и концепцию опенинга отвечал режиссёр картины Томохико Ито. Получилось отличное сочетание киноприёмов с анимационной экспрессией.
За эндинг ответственен аниматор и режиссёр опенингов и эндингов со своим уникальным стилем — Масаши Ишияма. Абстрактные образы, минимализм, потрясающая работа с цветовой палитрой, прекрасная анимация — в данном эндинге есть всё, за что любят работы Ишиямы . Эмоционально-надрывная песня в эндинге не дотягивает до визуального ряда, зато её лирика писалась специально для сериала.
Саундтрек сериала написан Юки Кадзиурой. Её знает каждый второй любитель аниме, обожает каждый третий, её саундтрек к Мадоке находится во всевозможных топах лучших саундтреков аниме всех времён и народов. И на этом фоне музыка в "Городе..." вызывает реакцию "Ой, а разговоров-то было"

Различия в сюжете аниме и манги
С визуальными отличиями аниме и манги разобрались. Но отличается ли сюжет манги Город, в котором меня нет нет от сериального?
В первую серию аниме втиснули целых шесть первых глав манги. Под нож пошёл один разговор Сатору с Айри, и спасение ими ребёнка. Сюжетная линия Хироми Сугиты также не влезла в первую серию, и впоследствии её нет во всём сериале. Сугита по манге не был в компании друзей с Сатору, а был таким же одиноким ребёнком, как и Каё, отчего, в том числе, маньяк и выбрал его жертвой. Сатору симпатизировал Сугите, однако не подружился с ним, за что винит себя. История Сугиты во многом повторяет историю Каё, и Кэй Самбэ словно забывает про него на большую часть манги. А дополнительная сцена с Айри и спасением ребёнка повторяет начальную сцену. Выходит, изменения пошли только на пользу. Первая серия динамичная, в ней нет лишних сцен, и она интригует зрителя клиффхэнгером.

После первой серии сюжет аниме начинает точно следовать первоисточнику (опускаются совсем уж филлерные моменты).
Начинают выкидываться многие сцены из манги лишь в 9 и 10 эпизодах аниме. Два диалога Сатору и Гаку Ясиро в машине объединили в один, что не сильно повредило повествованию. А вот выброшенный разговор Сатору с Кэньей довольно важен. В нём Сатору подробнее делится с другом своими переживаниями, а тот рассказывает про своего отца, от которого все отвернулись за защиту в суде подозреваемого в убийстве. Он считал, что подозреваемого подставили. Так на самом деле и было, убийство совершил Гаку Ясиро, как обычно подставив невиновного. Один в один история про отца Айри. Только того "отменили" за подозрения в воровстве шоколадки из магазина.
Понятно, что Кэй Самбэ хочет сказать. Мол, общество легко навешивает ярлык на людей, и потом уже не важно, совершал ли человек то, что ему приписывают. И главное в такой ситуации быть на стороне жертвы, и отстаивать справедливость, и даже если у вас это не получится, вы вдохновите своим примером кого-то другого, и мир станет немного лучше. Вот только Кэй Самбэ придумывает чересчур несуразные примеры, пытаясь донести свою мысль, из-за чего они вызывают скорее недоумение, чем сочувствие.
Вернёмся к сюжетным отличиям. Десятая серия заканчивается сбрасывание Сатору в реку, и 11-я должна была начаться с флешбека в прошлое Гаку Ясиро. Непонятно, почему было принято решение вырезать именно этот фрагмент истории, оставив от него невнятный минутный монолог антагониста на фоне хомяков. Может, это подняло бы возрастной рейтинг сериала, или привело бы к его перемещению на более поздний временной слот на японском телевидении. Или режиссёр посчитал эту часть слишком сложной для понимания, или не соответствующей динамике сериала. Факт таков, что в аниме личность главного злодея не была интригой, так ещё и персонажем он оказался скучным.
Флешбек в прошлое Гаку Ясиро из манги
В манге Гаку Ясиро рассказывает о своём детстве. Его старший на два года брат был жестоким и глупым. Родители не знали, как с ним совладать, и пустили его воспитание на самотёк, уделяя внимание только младшему сыну. Гаку Ясиро же был мальчиком спокойным, хорошо учился. В какой-то момент он начал заманивать девочек к своему брату в сарай, где тот их насиловал. Дело в том, что у младшего брата не была развита эмпатия, он был практически безэмоциональным, и не способен был сочувствовать другим, так что никаких угрызений совести не испытывал. Заманивая девочек он учился манипулировать, втираться в доверие, притворяться таким же, как все. И ему это начало нравиться. Тогда же он прочитал рассказ "Паутинка" Рюносукэ Акутагавы. Вот пересказ этого рассказа в манге: "Кандата, совершивший много грехов при жизни, попал в Ад. За единственный добрый поступок, спасение паука, Будда решил дать ему ещё один шанс. Кандата карабкался по данной Буддой паутинке из Ада в Рай. Других грешников, последовавших за ним, он сбрасывал вниз. Но вдруг паутинка оборвалась, и Кандата упал обратно в Ад. Будда исчез, сказав напоследок только: "Что за безжалостный человек!" В рассказе Гаку Ясиро привлекла хладнокровная власть над человеческой жизнью, которой обладал Будда. Он попробовал воссоздать удовольствие от обладания такой властью бросив несколько (вроде восемь) хомяков в банку. Его потрясло, что один хомяк выжил, взобравшись на тела своих потонувших собратьев. Искажённое восприятие и отсутствие эмпатии вкупе с простой истиной "выживает сильнейший" и садистким получением удовольствия от власти над жизнью себе подобных — мальчик возомнил себя Буддой, бросив тем самым вызов Богу, и выжившим хомяком, поставив себя выше других людей. Гаку Ясиро начал заигрывать с судьбой брата, приводил к нему девочек, а сам убегал. Испугавшись, что возле сарая кто-то ходит его брат случайно задушил девочку. Тогда Гаку впервые увидел паутинку над головой брата. То есть посчитал его похожим на себя, но слабее. Он "обрезает паутинку" над головой брата, выставив всё как самоубийство из-за непреднамеренного убийства девочки. Мальчик вскоре переехал в другой город вместе с мамой, закончил школу и пошёл учиться на педагога. Он начал тщательно готовиться к будущим убийствам. Начал встречаться с детским психологом, чтобы лучше понимать детей, сам-то он их не понимал даже когда был их сверстником. Однако, его девушка после первого же убийства девочки в городе, начинает подозревать Гаку Ясиро, тогда он убивает и её. После чего видит паутинку уже у себя над головой, что приводит его в восторг — наконец-то он смог заполнить "пустоту в своём сердце".
У Кая Самбэ получился интересный правдоподобной портрет маньяка. У Гаку Ясиро врождённое отсутствие эмпатии, и склонность к садизму. Затем на него влияют детские травмы, а после он, постоянно находясь в одиночестве, оказывается в плену бредовых идей. Жертвами он выбирает таких же одиноких изгоев, каким был и остаётся он. И всего этого в аниме нет. Как в нём нет и последней трети манги. Всё содержание последних трёх томов изменили, чтобы впихнуть их в две серии, сохранив при этом оригинальную концовку.
Не вошедшая в аниме последняя треть манги значительно слабее. События развиваются медленнее, все разговоры словно повторяют всё, что было сказано ранее, и ничего принципиально нового автор в историю не привносит.
Не смотря на это, экранизация всех событий манги, пусть с сокращениями и ускоренным темпом повествования, была бы лучше, чем итоговая развязка аниме в последних двух сериях. Хотя вопрос этот дискуссионный. Всё-таки концовка аниме не так уж сильно отличается, а затягивание сериала ещё на 1-2 серии могло только усилить разочарование зрителей от финала. Адаптация динамичнее рассказывает ту же историю, и после неё читать мангу нет никакого смысла, кроме, разве что, одной главы про прошлое Гаку Ясиро. В манге же больше сюжетных деталей, подробнее разжёвываются чувства героев, и она ощущается чуть более продуманной и цельной. Аниме и манга "Города..." отличаются, но это не качественное отличие, они просто разные.

Критика сюжета
Критика Города, в котором меня нет всегда связана с обвинением сериала в сюжетных глупостях, в неоправданности некоторых сюжетных ходов, в нелогичном поведении персонажей, и далее по списку "дыр", "ляпов", "киногрехов". Защитники сериала называют всё перечисленное "придирками", сюжет крайне интересным, и вообще — Каё лучшая девочка.
Примыкать к какому-то из двух лагерей непродуктивно. Интереснее разобраться почему так происходит. Во время восприятия человеком повествовательного произведения искусства происходит намеренная приостановка неверия. Грубо говоря, воспринимающий субъект игнорирует огромное количество условностей, чтобы поверить в происходящее на сцене или экране, и, следовательно, переживать за вымышленных героев, испытать эмоциональное и интеллектуальное вовлечение. Однако различные факторы могут разорвать эту негласную сделку между зрителем и произведением. Факторы могут быть связаны с присущими произведению чертами, с контекстом, в котором оно находится, или с воспринимающим его человеком. Из-за следующих факторов не для всех зрителей Город, в котором меня нет шедевр на 10/10:
1. Жанровое разочарование. Когда человек ожидает от детектива увлекательное расследование, а от триллера напряжённого поиска ответов, и аниме позиционирует себя как представитель этих жанров, но при перечислении персонажей в первой части рецензии приходится избегать упоминания Гаку Ясиро, потому что одно только его упоминание заспойлерит читателю якобы главную интригу сериала, это много говорит о детективной линии сериала.
Ожидающих психологическое аниме и сэйнен увиденное также может разочаровать — поведение героев, сюжетная арка Сатору и главная идея "Города..." очень в духе сёненов. Это не значит, что в аниме нет напряжённых сцен, взрослых тем и прочего. Просто зритель может перестанет в них верить, обратив внимание на обратную сторону медали.
2. Отсутствие внутренней логики и продуманности вымышленного мира. Нет никакого сюжетного объяснения способности главного героя перемещаться во времени. Тема путешествий во времени совершенно не интересует автора. Не объясняется какая концепция перемещений во времени действует в рамках произведения. Сатору создаёт своими действиями другую временную линию? При изменении прошлого перемещается в другую временную линию? Временная линия одна, но динамически изменяется от действий главного героя?
Нам не объясняют правил. Их попросту нет, как автор решит, так и будет. Весь сюжет строится на роялях в кустах. Значит, героям ничего не угрожает, автор их спасёт. Подобная диктатура автора способна отбить интерес к происходящему у зрителя, и он начнёт критиковать каждую сцену.
3. Раздражающие художественные условности. Например, Сатору быстро приспосабливается к десятилетнему телу, и начинает себя вести не в соответствии со своим реальным возрастом. Взрослый Сатору дважды видит убийцу, но рассмотреть его лицо ему не удаётся. Затем, в какой-то момент он видит список подозреваемых в серийных убийствах, в котором есть имя Гаку Ясиро. Но он не начинает после этого внимательнее к нему относиться. Не соотносит внешность виденного убийцы с каждым подозреваемым. Он просто забивает на этот факт, и вспоминает о нём когда личность убийцы уже выясняется. Такого в "Городе..." много.
4. Резкая смена персонажей, сюжета, эстетики сериала. Последние две серии вызывают недоумение не только из-за комы главного героя на пятнадцать лет (в манге так вообще после 15-летней комы следует ещё одна кома на полтора года). Зритель привык к героям и их статус-кво в истории. Проникся атмосферой заснеженного городка. И тут всё рушится. Герои уже не те (Каё вообще выкидывают из сюжета), и весь мир какой-то не тот, и атмосфера не та. Подобные изменения может напрочь разрушить интерес зрителя — неважно, что произойдёт дальше, это не тот "Город...", который они полюбили.
5. Завышенные ожидания. Сериал в топе популярности, его часто советуют посмотреть друзьям, его часто упоминают блогеры. Информационный шум завышает ожидания зрителя, и он ждёт от сериала чего-то невозможного. Также у зрителя может неверно сформироваться представление о сериале, и он разочаруется, когда его фантазии будет разрушены. Либо же зритель изначально настроен скептически к "Городу..." из-за его "попсовости".
6. Неоправданные ожидания. Перекликаются с предыдущим пунктом. Например, многие зрители во время просмотра хотели развития романтической линии Каё и Сатору, и были разочарованы тем, как в итоге сложились их отношения.
7. Отсутствие у зрителя эмпатии к персонажам и их истории. Если жизненный опыт зрителя и его мировосприятие никак не перекликается с событиями и темами сериала, или они ему попросту неинтересны, он начнёт отрицать их правомерность. "Ну ходит какой-то местный дурачок Дзюн Сиратори, к детишкам пристаёт. Может и не убил никого, а ведь мог, это был вопрос времени! Вот хорошо, что в тюрьму посадили, спокойнее жить без таких. А Каё сама виновата, что её избивают, и мать её нереалистично показана".
Истина, как известно, где-то посередине. С одной стороны, стоит относиться к мультикам проще и снисходительнее. Иначе можно дойти до того, что "на экране двигаются разукрашенные линии, да как вообще можно на это смотреть"! С другой же стороны, у «Города…» действительно есть проблемы с отсутствием внутренней логики, и переизбытком худ. условностей и дурацких сцен. Дело, скорее всего, в наперёд продуманном Кэем Самбэ общем векторе истории, но непродуманных деталях и логике создаваемых им ситуаций, или игнорирование их в угоду содержанию, из-за чего в сюжете полно дурацких условностей, с которыми приходится мириться.

Образы/метафоры, идея
В "Городе..." хватает очевидных метафор и символизма. Образы, которые есть в аниме, но нет в манге: красные глаза (злость, бесчеловечность, скрытые мотивы), киноплёнка (жизнь как кино без права на перемотку + способность Сатору это самое время перематывать), птицы (чёрные вороны и белые чайки, объяснение здесь не требуется ), яблоко (в последнем эпизоде Гаку Ясиро счищает красную кожуру с яблока, режет его на девять долек, и угощает Сатору, что, вероятно, символизирует грехопадение серийного убийцы, и его желанием поделиться с Сатору своими чувствами, открыться ему).
Образы из аниме и манги: супергеройская маска (Сатору в детстве фанател от какого-то супергероя, он для него олицетворение храбрости, смелости и пр.), бумажный самолётик и снег (самолётик мечта и ностальгия по детству, про снег Сатору думает в манге в разряде "снег изначально чистый, мы сами выбираем, какие следы на нём оставим" , то есть снег = белый лист бумаги = бумажный самолётик), синяя бабочка (в аниме синяя бабочка время от времени появляется около героя, и является олицетворением духа/бога/кармы/вселенской справедливости/фигпоймичегоикого, что даровало возможность Сатору изменить свою судьбу при помощи перемещений во времени, ну и конечно синяя птица счастья + эффект бабочки = cиняя бабочка ; в манге бабочка появляется только в последней главе, где она избегает попадания в паутину, т.е. бабочка = Cатору), паук (метафора маньяка, охотившегося на жертву).
Глубина художественных образов на уровне книг по саморазвитию и пацанских пабликов не впечатляет. Но не время расстраиваться, ведь весь сериал — метафора! Смерти детей как метафора неправильных решений и ошибок, а серийный убийца это след (чувство вины, детская травма, частые депрессии), который они оставили. Этот след, "пустота в сердце", мешает добиться успеха в любой жизненной сфере. И чтобы справиться с психологическими проблемами, нужно к ним вернуться, проанализировать, проговорить и преодолеть.
Что герой и делает: возвращается в прошлое, и пытается справиться со своими травмами. С первого раза у него ничего не получается, потому что он пытается решить их сам. Потом он пытается снова, но теперь он честнее с собой и своим окружением, заручается поддержкой друзей и семьи, и "выходит из комы". После периода реабилитации происходит новая встреча с маньяком (триггерами травм), и он запросто его побеждает. Вот так в очередной раз хитрые японцы под видом увлекательного мультика подсовывают зрителю сеанс психотерапии.
В одной из не поместившихся в сериал глав манги Сатору представляет большую металлическую дверь на замке. Ключом к двери оказывается Айри. Она поверила в протагониста, и только благодаря её влиянию он смог справиться со своим прошлым. Так что никакого развития любовной линии с Каё, которого ждали зрители, не могло быть — Каё осталась в прошлом, Айри — настоящее.
Образ синей бабочки из аниме не вписывается в общую метафору. Третья сила, влияющая на судьбу главного героя, не вяжется с идеей "каждый сам кузнец своего счастья". Вот если бы была внятно рассказана история Гаку Ясиро, как в манге, то бабочка была бы олицетворением того самого Будды из "Паутинки", несущего возмездие маньяку, и дарующего шанс на спасение Сатору. К сожалению, этот смысловой пласт авторы аниме не докрутили.
Есть ещё один недокрученный смысловой пласт. Сатору по ходу повествования начинает относиться к Гакуто, как к своему отцу. Главный герой рос без отца, а недостаток отцовского воспитания часто является причиной безинициативности и пассивности мужчин, и именно от этих недостатков герой страдает в начале сюжета. Гакуто — мечта Сатору об идеальном отце, которого нет и быть не могло. А в действительности есть только "пустота в сердце" из-за безотцовщины. То есть, побеждая в конце фигуру отца, Сатору избавляется от связанных с отсутствием отца комплексов. К сожалению, этот сюжетный мотив появляется в повествовании поздно, и на нём не сделан акцент.

Этим "смысл" "Города..." не исчерпывается. "Всё новое — хорошо забытое старое" — эту поговорку многие забывают при переходе от молодости к зрелости. Начинают на многое закрывать глаза, а если смотрят, то не дальше своего носа. Черствеют, погружаясь в зыбучую бытовуху. Детские мечты отвергаются. Именно это происходит с Сатору в начале сериала. Маска супергероя и самолётик остались в детской комнате, а лишнее напоминание о них вызывает дискомфорт. В такой момент сёненовская истина о банальном добре может помочь осмотреться, и понять, кем ты был, и кем стал. Когда искренне желаешь стать героем, геройская маска прирастает к лицу. Когда хочешь поделиться своим теплом, оказывается, что того же хотят другие. Когда честность с собой и другими вырастает в желание жить. На другой стороне монеты не безумное воплощение зла с жаждой уничтожить всё живое. Нечто более коварное - обыденное зло. Когда надеваешь лживую маску нормальности, за ней по-прежнему виднеются красные глаза. Когда говоришь то, что хотят услышать, и молчишь о том, о чём не принято говорить. Когда скрытность мыслей и искажённость восприятия перерастает в психопатию. Каждый наш день состоит из маленьких выборов между банальным добром и обыденным злом. Непроговоренные признания в любви и непроговоренные травмы приводят к "пустоте в сердце". И нет проблемы, которую невозможно решить простым диалогом. Почему же порой так сложно их решить?
Итог
"Город, в котором меня нет" привлекателен благодаря своей жанровой нетипичности. Детективный сэйнен с взрослым протагонистом с фишкой в виде перемещением в прошлое на деле оказывается состаренным сёненом. И сериалу удаётся успешно балансировать между предпочтениями всех возрастных групп. Мало того, ему ещё и удаётся удовлетворить как насмотренного зрителя аниме, так и неофита. Однако часть зрителей будет разочарована, когда вместо жестокого и взрослого детективного триллера, получит детективный триллер для всей семьи.
Также сериал прекрасно балансирует между увлекательными и трогательными фрагментами. Иногда способен нагнать саспенса и жути. А Сатору, Сатико и Каё настолько "живые" и понятные персонажи, что на некоторых скучных статистов не обращаешь внимания.
Визуальный стиль и режиссура выпячивают все сильные стороны манги-первоисточника, и прячут её слабые стороны. Аниме в последних сериях отходит от манги, и в нём начинается ряд спорных сюжетных решений. Однако, спорных моментов хватает и в манге, просто там они другие, так что это не проблема плохой адаптации.
Популярность данного сериала понятна, и даже заслуженна. Вот пройдёт ли "Город..." испытание временем, и не будут ли на него оглядываться, не видя в нём ничего особенного, это большой вопрос, ответ на который узнаем лет через десять.
@c.Albedo,@Polycarpez,@Пазу[comment=8324490]1. Аналог F-паттерна, только еще имеются некоторые обобщения для динамики. Насколько мне известно, существует несколько версий объяснения эффекта, одна из которых связана с полушариями мозга, другая с правонаправленностью письма и, возможно, это одно и то же. Однако в известных мне экспериментах эти версии не подтвердились - для леворуких и людей из стран с левонаправленным письмом действуют те же самые законы композиции (например в аниме и западной анимации). Объясняют обычно тем, что в современном глобальном мире люди переучиваются на единую модель восприятия визуальной информации.
2. Рамочность внимания. То есть если имеется несколько выделенных рамкой (для картинок - это контраст с фоном страницы) участков, то внимание всегда сосредоточено только на одном из них. Причем поскольку рамка со стороны картинки имеет менее четкие границы чем со стороны фона страницы (и текста), то картинке легче потерять внимание.
Таким образом картинки справа могу полностью игнорироваться. Если они будут слева, то больше шансов, что внимание вначале будет сфокусировано на них. Потребуется определенное усилие, чтобы перевести его на текст.
Я скажу сразу, что не уверен, можно ли напрямую распространять опыт из кинематографии в веб-дизайн. Я очень мало знаю о последнем и познакомился с понятием F-паттерна только по наводке в вашем комментарии.) Мне кажется, что законы должны быть едиными и моя интуиция в данном вопросе совершенно безапелляционна. Но это не означает, что я не могу ошибаться.
@margaretti, ничего.С чего бы мнение тех же людей, что завысили оценку какому-нибудь калу, типа магбитвы, че-то значили для оценки отзывов?
@margaretti@Polycarpez, Если ты пишешь и делаешь что то для людей, то с их мнением считаться придется, да и не стоит все сводить к фанам магбитвы/мстюнов/иличтотамтебененравится.@никого нет дома,@Polycarpez@margaretti, о качестве оценки пользователей говорят в лучшем случае лишь косвенно, больше о востребованности (что куда важнее) или поддержки высоких/низких оценок. Претензии к качеству контента у любителей на подобном сайте я считаю бессмысленными. Тут не специализированное издание, а раздел сайта и с без того нехилыми требованиями. Замечания по улучшению конкретной работы - другое дело. Главное, чтобы соблюдались правила и в содержании был анализ или интерпретация произведения.Если говорить об оценке качества своего же тв-ва, то я, например, прежде всего ориентируюсь на собственное мнение. Например, около десятка рецок я просто удалил, ибо результат был постыдный. Да и сейчас есть дерьмо, которое глаза мозолит, вроде рецензий на Дев Розена или Монте-Кристо. С первой ещё не решил, что делать, а на Монте-Кристо перевыпущу. Есть рецки, которыми просто недоволен, вроде статей о Катанагатари и 2-го GitS SAC. Такие я потихоньку вычитываю, составляя план по переработке.
Также я ориентируюсь и на довольство заказчика. Например, огромный фолиант о Вайолет намеренно писался таким большим, так как была цель: разжевать тематические линии и развитие героини так, чтобы было понятно и ребёнку. Адресат оказался доволен. И хотя мне не очень нравится излишняя подробность статьи, я ей вполне удовлетворён, так как достиг цели. Аналогичная ситуация и с Апрельской ложью. Если я захочу что-то поменять (а у меня уже есть желание и идеи), то напишу новую рецку, ибо эта работа дорога как заказчику, так и мне. Отчасти поэтому у меня непонятная ситуация со статьей о Виви, так как адресат прочтёт её ещё не скоро. Но я постарался затронуть все моменты, которых мы только касались в беседах или которые предполагались. Поэтому и объём такой. Но для облегчения чтения я убрал основную массу текста под спойлеры. Кстати, хороший способ.
@margaretti@margaretti, так это хавают же, есен пень у него с этого горит.@margaretti@Пазу, Еще и заказы бывают, интересно. Я просто по приколу пишу, даже полезно иногда бывает.@никого нет дома, Так он вроде и популярные вещи хвалит.@никого нет дома@margaretti, ну-с, если есть за что хвалить, то почему бы и да? Просто когда видишь излюбленный аудиторией тутол, но не можешь найти в нём то, за что его можно похвалить, то да, неприятно!@margaretti, так я для себя пишу. На кой мне что-то ещё? Я потом смотрю на отзыв и понимаю - стоит ли тайтл того, чтобы его на пенсии, после альйгеймера пересмотреть.@margaretti@Polycarpez, Тогда никаких вопросов.[comment=8328888]@iNorman@Бернхард МюллеpДетективное аниме про перемещение во времени.
Плюсы:
Минусы:
Итог. Перехайпленный сериал со слитой концовкой. 7 из 10. На тему перемещений во времени лучше посмотрите Врата Штейна. Вот это действительно шедевр, и концовка там гениальная.
@Бернхард Мюллеp,@iNorman@iNorman, АХАХАХАХАХАхарош, вот это я понимаю нормальная рецензия
вообще я официально требую у администрации сайта ввести правило писать рецензии и отзывы только так, потому что читать 99 процентов отзывов на этом сайте просто невозможно
@SeyMur2,@Витя Стешенко@iNorman, кто-то решил что это реально краткое содержание рецензии и сразу минус влепил@Бернхард Мюллеp, вот вы так и пишите, если вам так нравится. Или признайте, что вам не по силам написать приличную рецензию на сериал, фильм или ОВА@Бернхард Мюллеp@SeyMur2, в смысле, мне не по силам накидать воды? Ты чо рофлишь?@SeyMur2@Бернхард Мюллеp, если в этой воде будут весомые аргументы с примерами и скриншотами... Видите ли, я такими вещами не люблю шутить... Вы технарь, но я - гуманитарий@Бернхард Мюллеp, по-моему на количество текста в рецензиях по большей части влияет количество правил для написания оных. Те кто смог осилить правила рецензии просто не хочет тратить время на короткую рецензию, а в случае отзывов: те кто быстро проверил правила - быстро состряпали эмоциональный отзыв, составляя акцент на том что бросается в глаза.