ДЕТЕКТИВ, КОТОРЫЙ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ДЕТЕКТИВ.
Привет 2016-му из 2024-го. Я очень рад, что тогда достойный тайтл мог получить действительно высокую оценку в рейтингах Шикимори. Сейчас так уже не бывает...
За эти годы тут написали более трёх сотен отзывов, все их я не читал, но пробежавшись по диагонали по нескольким десяткам, я понял, что мне есть что написать. Правда, я постараюсь не повторяться и минимально писать всякую банальщину, поэтому текст получается довольно рваный, за это прошу прощения. В негативных отзывах многие пишут, что детектив слабый и никакой интриги. Так вот, детектив тут - декорация для драмы про мораль и философию. И это хорошо видно в отзывах: негативные останавливаются на первом "слое", позитивные - разбирают следующие слои.
В первую очередь моральные уроки "Города, в котором нет только меня" - о семье. В центре главной арки - противопоставление семьи Фудзинумы и семьи Хинадзуки. Они находятся на совершенно одинаковой стартовой позиции - мать одна растит своего ребёнка.
Семья Фудзинума
О детективной интриге.
Как я уже сказал выше, главное в тайтле было раскрыть мораль и философию. Классический детектив как поиск героем произведения преступника - это побочная арка.
Прежде чем написать свои мыли о самом важном вопросе тайтла, который обсуждается в комментах, отзывах и страницах персонажей, важно раскрыть тот самый главный моральный и философский урок сериала. Это в лучшем виде сделал товарищ@RUWASU в своём отзыве /animes/z31043-boku-dake-ga-inai-machi/reviews/99170 . Возьму на себя смелость кратко пересказать суть:
И теперь, через призму этого знания, можно рассмотреть самый острый вопрос тайтла: Сатору и Каё .
В общем, это один из тех редких тайтлов, которым удалось сказать больше, чем было показано в кадре. 10 из 10. А кто с этим не согласен - (голосом Каё) baka ja.
Привет 2016-му из 2024-го. Я очень рад, что тогда достойный тайтл мог получить действительно высокую оценку в рейтингах Шикимори. Сейчас так уже не бывает...
За эти годы тут написали более трёх сотен отзывов, все их я не читал, но пробежавшись по диагонали по нескольким десяткам, я понял, что мне есть что написать. Правда, я постараюсь не повторяться и минимально писать всякую банальщину, поэтому текст получается довольно рваный, за это прошу прощения. В негативных отзывах многие пишут, что детектив слабый и никакой интриги. Так вот, детектив тут - декорация для драмы про мораль и философию. И это хорошо видно в отзывах: негативные останавливаются на первом "слое", позитивные - разбирают следующие слои.
В первую очередь моральные уроки "Города, в котором нет только меня" - о семье. В центре главной арки - противопоставление семьи Фудзинумы и семьи Хинадзуки. Они находятся на совершенно одинаковой стартовой позиции - мать одна растит своего ребёнка.
Семья Фудзинума
спойлер
Семья ХинадзукиДетям вообще свойственно принимать то что вокруг них происходит, за обыкновенность. Это естественно, у них очень мало опыта, просто не с чем сравнить, да и возможности анализа происходящего крайне ограничены. Например они часто просто не понимают опасности происходящего. Ну или наоборот, не могут по достоинству оценить какие-то уникальные блага. Вот первая встреча Сатору и Сатико не производит особого впечатления, ситуация обычная просто жиза как - мать по привычке пытается окружить сына заботой, а её уже выросший ребёнок чувствует себя от этого не в свой тарелке, он и стесняется, и не хочет создавать неудобств, и пытается одновременно и намекнуть, что в такой заботе уже не нуждается, и боится обидеть её таким намёком. В общем, впечатление совершенно обычной мамы и совершенно обычного выросшего сына. А вот когда начались флэшбэки, Сатору смог посмотреть на свою мать уже глазами взрослого человека, и понял, насколько она уникальна и как ему с ней повезло, пусть это и сформулировалось в "Да ты демон"))). И он как мог стал показывать свою благодарность и любовь. Собственно, сериал по сути запускается убийством матери Сатору и его реакцией - отчаянной попытке не допустить её смерти.
спойлер
Повторюсь, что тайтл по своей сути является не психологическим (каким было, например, "Я побрился...") , а морально-философским. То есть сюжетные арки развиваются для передачи какой-то идеи, а не для раскрытия личности. Поэтому было бы ошибкой утверждать, что центральной темой является насилие в семье. Нам практически не показывают те изменения личности, которые происходят с детьми, подвергающимися систематическому насилию (для сравнения можно вспомнить Лизу Мисима из Резонанса Террора ). Нам показывают другое - зеркальную позицию к семье Фудзинома. Насколько Сатико является хорошей матерью, настолько же Акэми является матерью плохой. Но Каё - ребёнок, у неё никак нет возможности сравнить, поэтому она начале оценивает своё положение как совершенно нормальное. И только благодаря заботе Сатору, его друзей и семьи она получает тот опыт отношений, который позволяет оценить происходящее более объективно. Кульминация этой сюжетной арки происходит в сцене со "смертью" Акэми - не физической, разумеется, а смерти её роли матери. И реакция Каё на это - бесценна. По законам хэппи-энда мать и дочь должны рыдать обнявшись, типа прости меня - я всё прощу - и будем жить счастливо. С точки зрения особенностей детей, подвергающихся насилию, реалистично было бы примерно тоже самое - ребёнок наконец получает от родителя желанную порцию любви, и он в этот момент счастлив и на всё согласен (только жить дальше счастливо в реале не получится, насилие быстро возвращается на круги своя). Но в этом тайтле реакция Каё подчиняется законам морали и кармы, и Акамэ получает самое страшное наказание (в том числе с точки зрения восточной философии) - равнодушие.
О детективной интриге.
Как я уже сказал выше, главное в тайтле было раскрыть мораль и философию. Классический детектив как поиск героем произведения преступника - это побочная арка.
спойлер
Тем более что миссия нашего героя в том, чтобы СПАСТИ ЖЕРТВУ, а не ПОЙМАТЬ ЗЛОДЕЯ. А если жертву успешно спасти, то преступления не случилось, и преступника поймать невозможно - он же преступником так и не стал. Чтоб он стал преступником, нужно чтоб оно совершилось, чтоб появилась жертва. Дилемма. Вторая проблема в том, что многие быстро вычислили злодея. Ну не знаю, я за себя точно скажу, что в момент раскрытия карт я был вполне солидарен с Сатору. Правда, с другой стороны экрана я до самого конца поддерживал мысль, что столь навязчивый акцент на подозрении конкретного персонажа вполне вероятно приведёт к сюжетному твисту. Ну в какой-то степени твист таки удался... Но это не важно. Это всё побочная арка и декорация, не более.
Ещё надо сказать о сцене кульминации на крыше. Считать план Сатору тупым тут неправильно. Получилось, что преступлений не произошло, и злодея обвинить тупо не в чем. Поэтому, чтобы наказание его настигло, нужно его на преступление спровоцировать. Поэтому многоходовочка с крышей - она же на самом деле красивая. Выведение философско-морального урока требовало сцены разговора о нитях паутины, но попробуем убрать её, и получаем план проще и надёжнее. Телефон, типа передающий разговор с признанием был наживкой. Решётка на крыше была повреждена в определённом месте, под котором друзья приготовили батут. Злодей находит телефон, ломает его (отпечатки!!!), а далее Сатору бодро сам укатывает на коляске с крыши через пролом в решётке... Да в это в жизнь никто не поверит! Ведь всё указывает на то, что еле пришедшего в себя инвалида с крыши скинул конкрентый человек. Это же та самая подстава, которую неоднократно повторял преступник. Совершить преступление так, чтобы в нём обвинили другого человека. Для большей надёжности достаточно не посвещать друзей в детали (что инвалид собрался сам бодро рулить на коляске вниз), правду о произошедшем на крыше знают только двое, Сатору даёт свои показания, логика и доказательства указывают на их правдивость. И злодей укатывает за решётку за покушение на убийство.
Ещё надо сказать о сцене кульминации на крыше. Считать план Сатору тупым тут неправильно. Получилось, что преступлений не произошло, и злодея обвинить тупо не в чем. Поэтому, чтобы наказание его настигло, нужно его на преступление спровоцировать. Поэтому многоходовочка с крышей - она же на самом деле красивая. Выведение философско-морального урока требовало сцены разговора о нитях паутины, но попробуем убрать её, и получаем план проще и надёжнее. Телефон, типа передающий разговор с признанием был наживкой. Решётка на крыше была повреждена в определённом месте, под котором друзья приготовили батут. Злодей находит телефон, ломает его (отпечатки!!!), а далее Сатору бодро сам укатывает на коляске с крыши через пролом в решётке... Да в это в жизнь никто не поверит! Ведь всё указывает на то, что еле пришедшего в себя инвалида с крыши скинул конкрентый человек. Это же та самая подстава, которую неоднократно повторял преступник. Совершить преступление так, чтобы в нём обвинили другого человека. Для большей надёжности достаточно не посвещать друзей в детали (что инвалид собрался сам бодро рулить на коляске вниз), правду о произошедшем на крыше знают только двое, Сатору даёт свои показания, логика и доказательства указывают на их правдивость. И злодей укатывает за решётку за покушение на убийство.
Прежде чем написать свои мыли о самом важном вопросе тайтла, который обсуждается в комментах, отзывах и страницах персонажей, важно раскрыть тот самый главный моральный и философский урок сериала. Это в лучшем виде сделал товарищ
ключом является притча о Будде, разбойнике и паутинке. Сатору отдал свою "паутинку" своим близким, чтобы они смогли выбраться из ада, пусть он и сам остался там. Именно для такого поступка Будда дал шанс разбойнику, а увидев, что тот пытается сбросить остальных - порвал паутинку. А вот Сатору - выиграл в схватке со своим врагом.
И теперь, через призму этого знания, можно рассмотреть самый острый вопрос тайтла: Сатору и Каё .
спойлер
Очень многие комментаторы обвиняют Каё в том, что она предала Сатору, потому что пока тот был в коме - замутила с его другом и так серьёзно что даже ребёнка организовали. Так вот, эти мысли - чушь, бред и признак мышления шаблонами и штампами типа как у байкеров "села - дала, уронил - женился". Внятное осмысление показывает, что для таких мыслей нет оснований.
Во-первых, между Каё и Сатору не было романтики в принципе, им для этого тупо слишком мало лет. Да, дружба у них зародилась настоящая и крепкая, а для несчастной Каё это было в принципе соврешенно новые чувства и ощущения... Но не более.
Во-вторых, Сатору глобально спасал свою мать от убийцы, это было его главной целью, спасение Каё было одним из необходимых условий, чекпойнт при выполнении миссии. Спас Каё - тут же переключился на спасение следующей жертвы.
Наконец, Сатору сам сказал Каё, что случившееся стало следствием тех поступков, которые он осознанно совершил для достижения своей цели. Для спасения матери. Ему самому не требовались жертвы от друзей, он не для того, собственно, охранял девочек и гонялся за убийцей. Он должен быыл остаться в аду, чтоб другие выбрались по его паутинке. От друзей ему нужна дружба, а награду за свою жертву он получит прямиком от Будды, кармически.
Во-первых, между Каё и Сатору не было романтики в принципе, им для этого тупо слишком мало лет. Да, дружба у них зародилась настоящая и крепкая, а для несчастной Каё это было в принципе соврешенно новые чувства и ощущения... Но не более.
Во-вторых, Сатору глобально спасал свою мать от убийцы, это было его главной целью, спасение Каё было одним из необходимых условий, чекпойнт при выполнении миссии. Спас Каё - тут же переключился на спасение следующей жертвы.
Наконец, Сатору сам сказал Каё, что случившееся стало следствием тех поступков, которые он осознанно совершил для достижения своей цели. Для спасения матери. Ему самому не требовались жертвы от друзей, он не для того, собственно, охранял девочек и гонялся за убийцей. Он должен быыл остаться в аду, чтоб другие выбрались по его паутинке. От друзей ему нужна дружба, а награду за свою жертву он получит прямиком от Будды, кармически.
В общем, это один из тех редких тайтлов, которым удалось сказать больше, чем было показано в кадре. 10 из 10. А кто с этим не согласен - (голосом Каё) baka ja.
Комментарии
Твой комментарий
Короче всё правильно написано, тайлт заслуженно — 10 из 10.
@Zdesь был Leo@Роман Кушнир, про высокую оценку - это не столько про общие баллы рейтинга, сколько про успешное участие в турнирах. Я поучаствовал в турнирах в прошлом году и вижу, что победители сейчас несколько сомнительные.... При том что реально годные и хорошо сделанные тайтлы не попадают даже в десятку. А здесь впечатляющий список участия в турнирах, заслуженно.@Zdesь был Leo@Джой Бой, ну так это же самое интересное. В споре рождается истина, в драке - правота!!!@Джой Бой@Zdesь был Leo, И какая истина рождается в бесполезных спорах на шики, где один из ста если понимает, как вообще ведутся дискуссии, м? Драка же - вообще удел животных.@Zdesь был Leo@Джой Бой, база же. Я самый умный. Все, кто со мной не согласен - ничего не понимают.@Джой Бой@Zdesь был Leo, По такой логике проще второй акк в телеге создать и самому с собой так спорить.@kost12000,@Zdesь был Leo@Джой Бой,Кстати я знал таких.) Кто срался сам собой , общался сам собой и тд...) И это не шутка , к сожалению.
@Джой Бой@kost12000, да тут в любом топике такое. Вроде и ники даже разные, а толку - одинаково унылые срачи везде, на пустом месте, без повода, без аргументов, даже без попытки прочитать, что оппонент пишет. Отвратительно@Джой Бой, разговоры сам с собой - признак улетающей кукухи. Тем более что тут собеседники найдутся )))