Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.
Константин Эдуардович Циолковский
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
1-е послание Коринфянам 13:11
В предыдущей статье разобрали поджанр научной фантастики киберпанк. Здесь разберём самого родителя научной фантастики, а именно тему освоения космоса.
Солнце, Луна, звёзды всегда были у людей над головой. Поэтому с древних времён наблюдение за небесными телами было хоть и не в приоритете, но очень важной задачей. Т.к. первым что люди научились делать, это отсчитывать дни по лунным циклам. И высаживать сельскохозяйственные культуры по расположению самой яркой звезды на небе Сириуса. А также ориентироваться в пути по звёздам, например, звезде Тубан в древние времена или Полярной звезде сейчас.
Но также как и цикличность движения небесных тел, сельское хозяйство было цикличным. Это посев и сбор урожая. Жизнь и смерть. Разумеется, люди наблюдая за всем этим задумывались и о собственной жизни. Таким образом космос и тема жизни и смерти тесно связаны.
Выход же человека в космос подобно новому рождению. Рождение или смерть — это достаточно болезненный процесс. В мире людей всё, что причиняет боль / горе / утрату, проходит через 5 стадий принятия.
- Отрицание
- Гнев
- Торг
- Депрессия
- Принятие
Тема освоения космоса их не избежала. Разберём каждую стадию принятия на примере произведений соответствующих историческим периодам.
МИФИЧЕСКИЙ ПЕРИОД · ОТРИЦАНИЕ
В древности у людей были достаточно точные календари, а значит миф про незнание людей о движении небесных тел ошибочно. Они прекрасно были осведомлены. Т.к. от правильной высадки сельскохозяйственных культур зависела их жизнь.
Однако, самого понимания, что это за объекты, не было. Из-за чего небесным телам приписывали различные человеческие качества. И сейчас названия небесных тел отражают древнегреческий / древнеримский пантеон. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и т.д. По сути, это была у них такая Санта-Барбара. Интриги, скандалы расследования. Кто-то женился, кого-то похищали, кто-то изменял, кто-то предавал и т.д. Как видим, люди с веками не меняются.
Интереса понять, что это за небесные объекты не было. Достаточно было придумать красивую сказку.
Египетская мифология объясняла движение солнца по небу таким образом: Ра в сопровождении других божеств (например, Сиа, Хека и т. д.) ежедневно выезжает с востока в барке Атет, чтобы освещать землю с рассвета до полудня, а между полуднем и сумерками пересаживается в барку Сектет, чтобы затем в течение 12 ночных часов озарять 12 мытарств загробного мира.
В загробном мире Ра встречался лицом к лицу с Апопом (Апофисом) — ужасным гигантским змеем, злым демоном тьмы, пытающимся проглотить солнце и навсегда лишить мир солнечного света. Апоп был противоположностью Маат, божественной справедливости Ра, и символизировал зло, хаос, разрушение и иноземное иго (начиная с периода Нового царства, когда, собственно, и оформился конечный вариант мифа о битве Ра и Апопа). Поэтому каждую ночь Ра в образе рыжего кота при помощи нескольких других богов, в том числе Баст, Серкет и Шу, побеждает и убивает (или пленяет) Апопа, чтобы вновь сразиться с ним следующей ночью.
Ра · Вики
Может это отсутствие точных измерительных инструментов. Может не было соответствующей методологии измерения, которую значительно позже заложили греки. Может это способствовало удержанию власти монарха. Согласитесь, намного лучше звучит «Наместник Солнца Ра на Земле», чем «Очень приятно, царь». А может всё вместе. В любом случае, долгие века люди жили примитивными мифами. Хотя допускаю, что локально были знающие люди, кто занимался исследованием ночного неба. Например, была развита арабская астрономия.
Более того, можно отметить десятичную систему счисления индо-арабских цифр. Что продвинуло их знания в математической области. И хорошо была развита медицина.
В аниме к мифическому периоду очень часто обращаются. Т.к. это готовые мифы, пригодные для экранизации.
Феникс (φοῖνιξ) — мифологическая долгоживущая птица, возрождающаяся после гибели. В древнеегипетской мифологии она называлась бенну, а в античной — связана с символом Солнца. Представлялась по величине и виду схожей с орлом, с ярко-красным или золотисто-красным оперением. На Руси у феникса были аналоги: жар-птица и финист. Символ вечного обновления, бессмертия.
Феникс · Вики
Или пусть даже не весь сюжет, а только лишь имена и немного антуража. Как это сделала Наоко Такэути при создании манги Красавица-воин Сейлор Мун. Король Эндимион (Мамору) и королева Серенити (Усаги, чьё имя происходит от лунный зайчик).
Эндимион — олицетворение красоты (Ἐνδυμίων) — в древнегреческой мифологии знаменитый своей красотой юноша. В него влюбилась Селена. От него у неё родились 50 дочерей. Зевс пообещал ему исполнить любое желание, и Эндимион пожелал навеки уснуть. Либо получил от Зевса дар умереть, когда он пожелает. Вознесён Зевсом на небо, где влюбился в Геру, введенный в заблуждение тучей, из-за этого низвергнут в царство Аида; либо влюбился в Геру, за что погружен в вечный сон. По другому рассказу, Селена сама усыпила Эндимиона, чтобы поцеловать спящего красивого юношу, к которому она питала сильную любовь; по третьей версии, Селена просила Зевса исполнить любое желание Эндимиона, а последний испросил себе вечный сон, с бессмертием и юностью.
Эндимион · Вики
Селена (σελήνη — «луна», σέλας — «свет, сияние») — в древнегреческой мифологии Селена была дочерью Гипериона, по некоторым источникам — Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; её чествовали жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней. Каждую ночь Селена приближается к спящему Эндимиону и, очарованная, молча любуется красотой юноши.
Селена · Вики
В начале вселенная была погружена в нечто вроде густой и бесформенной материи (хаос), погружённой в тишину. Позже появились звуки, указывающие на движение частиц. При этом движении свет и самые лёгкие частицы поднялись, но частицы не были такими же быстрыми, как свет, и не могли подняться выше. Таким образом, свет стал находиться наверху Вселенной, а под ним частицы образовывали сначала облака, а затем небо, называемые Такамагахара (Равнина высоких небес). Остальные не поднявшиеся частицы образовали огромную массу, плотную и тёмную, которую можно назвать Землёй.
Ступив на Амано Укихаси (Небесный Плавучий Мост) Идзанаги и Идзанами украшенное драгоценными камнями «небесное драгоценное копьё» (Амэнонухоко) погрузили в океан и начали перемешивать и взбивать массу, после чего вынули из океана копьё, капли солёной воды упали с наконечника копья, и образовали первый остров Оногоро (самосгустившийся остров). Сойдя на остров, Идзанаги и Идзанами воздвигли в его центре небесный столб (амэ-но махасира) и построили покои (дворец) Яхиродоно (покои в восемь хиро). Затем они исполнили брачный танец, в результате чего на свет появился весь Японский архипелаг.
Японский миф о сотворении мира · Вики
Поэтому нет ничего удивительного, что в Ван-Пис так много мифологии, поскольку обращается в первую очередь к юной аудитории, привыкшей воспринимать мир через сказки. Ода показывает полностью погружённый мир в воду. Рассказывает о сверхсильных правителях. Об удивительных способностях героев. И прочее, что можем найти в мифологии различных культур. Посвятил полностью одну из арок стране Вано, подобию феодальной Японии. Даже ввёл персонажа Ямато. Имя указывает на древнее самоназвание Японии. Для древних культур характерно локальное место сотворения. Если Греция, то гора Олимп. Если Япония, то острова посреди океана. Поскольку кругозор людей ещё очень мал, и у них нет возможности оценить весь масштаб мира. Собственно, как и ребёнок, который считает себя центром Вселенной, вокруг которого всё и вращается.
Исао Такахата экранизировал один из известных японских мифов о лунной принцессе Кагуя, датируемый 9-10 веком. Последняя его работа. Есть в ней что-то символическое.
Со временем Кагуя-химэ осознала, что она не принадлежит этому миру и должна вернуться домой на Луну. Подолгу глядела она на Луну, предаваясь грустным чувствам. Вскоре рассказала она старику, своему приёмному отцу, что она не из этого земного мира, и родилась в Столице Луны. Была она отправлена с небес на Землю, чтобы искупить грех, совершённый ею в одной из своих прошлых жизней. Теперь же время наказания подошло к концу, и вскоре прибудут за ней её родичи, посланцы Неба, чтобы забрать её домой, на Луну, хотя сама Кагуя-химэ не хотела того и желала остаться на Земле. Старик пожелал защитить Кагуя-химэ, и сообщил о том императору, попросив выслать множество воинов для этой цели. Две тысячи воинов собрались у дома старика Такэтори. Все они тоже были вооружены луками и стрелами. В полночь прибыли посланники Луны, чтобы забрать Кагуя-химэ домой. Дом старик Такэтори озарился ярким сиянием, и вокруг стало светлее, чем днём. С неба на облаках спустились неведомые лучезарные существа и построились в ряд, паря в воздухе над самой землёй. Небожители были одеты в великолепные наряды, и с ними была летучая колесница с навесом из тончайшего шёлка. Ничего с ними не смогли сделать воины императора: застыли они от ужаса и потеряли силы сражаться, а стрелы их полетели в другую сторону, далеко от цели. Вдруг все запертые двери раскрылись сами собой, и Кагуя-химэ вышла из дома. Небесные посланники дали ей напиток бессмертия и облачили в одежду из птичьих перьев, и сразу же угасли в ней все человеческие привязанности; говорят, что та одежда из птичьих перьев заставляет забыть всё земное. Перед этим она написала письмо императору и передала ему напиток бессмертия. Затем села она в летучую колесницу, и в сопровождении небесных посланников удалилась на небо.
Повесть о старике Такэтори · Вики
ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ · ГНЕВ
Да брось ты своё электричество! Изобрети что-нибудь такое, чтобы эти тупые европейские снобы скорее поубивали друг друга.
Из истории изобретения пулемёта Максима · Вики
Может показаться странным, но на самом деле закономерно, что выход человека в космос обязан военным изобретениям. Но всё началось гораздо раньше, когда людей в Европе перестала устраивать система знаний, основанная на мифах. Восток очень быстро развивался в познании мира, а в Европе остатки античной культуры тормозили развитие. Лишь только в 16 веке Николай Коперник опубликовал свой трактат О вращении небесных сфер (1543). Наконец-то предложив простую и изящную гелиоцентрическую систему. Пока ещё примитивную и грубую, но уже это был шаг вперёд.
Интересный факт:
В 1543 году берегов Японии достигли португальские мореплаватели, а позже — иезуитские миссионеры и голландские торговцы, положив начало коммерческому и культурному взаимодействию между Японией и странами Запада.
Япония · Вики
Следом Джордано Бруно выдвинул гипотезу, что Солнце не уникально, а рядовая звезда, как и другие звёзды. Таким образом, ещё больше расширив границы Вселенной. Можно сказать, добил остатки античной мифологии. После чего исследование космоса пошло семимильными шагами. У Бруно были тёрки с католической церковью, но к его гипотезам это отношения не имело.
И тут в дело вступают военные. Поскольку Европа соткана из множества маленьких стран, между ними постоянно шли войны. Одни правители свергали других, чтобы третьи свергли их. Монарху важно было иметь крепкие оборонительные сооружения и наступательное оружие. Посему, часто при дворе были умнейшие и талантливейшие творческие люди. Чтобы во-первых, монарху запечатлеть свои подвиги в картинах и статуях, а во-вторых, что самое главное, обезопасить себя и своё правление.
Так все знают Леонардо да Винчи по его картинам и фрескам. Но на самом деле он занимался обороной замка Сфорца в Милане. Архитектуру которого скопировали при строительстве Московского Кремля.
Он предложил множество улучшений существующего вооружения, многократно опередив своё время. Но как это часто бывает, если правильно помню, замок взяли банальным подкупом. Из-за чего мы лишились одной работы Леонардо – статуя Сфорца на коне, которую разломали.
Аналогично всё это было и ранее. В античные времена обороной Сиракузы занимался Архимед. Да, тот самый, который бегал голый по улицам и кричал: «Эврика!». Можно сказать, он был первым изобретателем лазера. Сжигая корабли противника направленным сконцентрированным источником света.
И кто бы сомневался, первая рабочая ракета была сделана для убийства европейцев. V2 (Фау 2, от нем. Vergeltungswaffe-2 — «Оружие возмездия») разработал немецкий конструктор Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун.
Все его знают под именем фон Браун. Так вот, до того как развернуть свои штыки в сторону СССР, Гитлер очень не любил англичан. Он поручил фон Брауну разработать вундервафлю, чтобы доставать до Лондона минуя ПВО противника. Тот такое оружие с успехом разработал. Надо сказать, немецкий das Ordnung хорошо работал. И у немцев было лучшее вооружение на планете Земля. СССР, в свою очередь, успешно и оперативно это оружие копировал. Поэтому и в СССР очень быстро появилась ракета, способная наносить удар по дальним целям. Вполне возможно, предтечей ей была реактивная система залпового огня БМ-13 Катюша.
Р-1 (индекс ГРАУ — 8А11, объект «Волга») — первая крупная баллистическая ракета, созданная в Советском Союзе под руководством Сергея Павловича Королёва. За основу была взята ракета A4 (Фау-2) немецкого конструктора Вернера фон Брауна. Имела определённые конструктивные отличия от прототипа, обусловленные отсутствием цельных образцов Фау-2 и различием в материальной и конструкторской базе.
Р-1 (ракета) · Вики
После окончания войны фон Брауна вывезли в США. Где он продолжил свои исследования в космической области.
Фау-2 — первая в мире баллистическая ракета дальнего действия, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны. Первый пуск состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск — 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек, обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании, в особенности отличающийся большой площадью Лондон. Является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт, достигнув при вертикальном запуске высоты в 188 км. Это произошло в 1944 году.
Фау-2 · Вики
В предыдущей статье о киберпанке не упомянул один достаточно важный европейский фильм-антиутопию Альфавиль (1965), в котором фигурировало имя фон Браун.
Лемми Коушен — частный детектив, который прибывает в город будущего Альфавиль, чтобы найти агента Генри Диксона. Его цель — уничтожить бесчеловечный порядок, запрещающий людям любые проявления эмоций и индивидуальности. В качестве главного оружия герой использует поэзию. Сам город Альфавиль находится под контролем профессора фон Брауна и управляется с помощью компьютерной системы под названием Альфа-60.
В городе объявлены вне закона все гуманные человеческие чувства, такие как любовь, нежность, сострадание и взаимопомощь, а также запрещены поэзия и романтика. Все эти запреты привели в Альфавиле к негуманному и отчуждённому обществу. Лемми Коушен пытается с помощью Наташи, дочери профессора фон Брауна, изменить ситуацию в городе к лучшему.
Альфавиль · Вики
В СССР был свой гений ракетостроения Сергей Павлович Королёв. И фактически, вся послевоенная космическая гонка — битва этих двух гигантов от науки. А ещё ранее в СССР был другой учёный муж Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Основоположник идеи доставки человека в космос реактивной ракетой. Он заложил основу для всей последующей аэрокосмической программы СССР. Можно сказать, усовершенствовал фантазию Жюль Верна о полёте человека на Луну в полом снаряде, который выстреливали из шахты-пушки.
Интересная деталь, фон Браун предложил вертикальный старт ракеты. В то время как у Циолковского была идея старта ракеты под наклоном (привет, Катюша). Т.е. здесь он идею Циолковского усовершенствовал. Хотя ранее V1 аналогично запускалась под наклоном, а также предполагал запуск ракеты из воды, но это было излишним.
В фильме Космический рейс (1933) отражены идеи Циолковского полёта человека на Луну. Скафандры и прочее прилагаются. Настоящая научная фантастика.
И от себя добавлю Last Exile. Когда смотрел его, в шутку сказал, что это аниме про Гагарина и Терешкову. Вот не знаю почему.
Пока зрители маленькие, но им когда-то придётся вырасти, — сказал мне продюсер. — Твой фильм поможет им.
Из интервью Хаяо Миядзаки
В Японии не было своей космической программы в этот период. Вероятно, поэтому Gainax поступает ровно так, как поступил Дж.Р.Р. Толкин. Если сказочных мифов в твоей стране нет — их нужно создать. Если нет космической программы — её нужно придумать. Для Хаяо же космос не был в числе интересов. Ему с детства нравились самолёты. И героем своего аниме он делает авиаконструктора. Человек, создающий самолёты, которые будут убивать людей. Здесь эти два аниме роднит не столько космос, сколько сама идея, что творение в первую очередь будет использовано для уничтожения людей. Какими бы мечтателями не были конструирующие их люди. Происходит столкновение мечты с реальностью. Персонаж уже не отрицает реальность, но активно борется с ней.
Вижу постоянное непонимание. Как же так, Ветер крепчает про авиацию, а нам нужен космос, Билли. Хочу обратить внимание, что данный период — это период становления. Ракетостроение напрямую связано с авиацией. Т.к. это первое верхнее пространство, которое освоили люди. Начиная от мифа про Икара, который поднялся близко к Солнцу, за что был наказан — расплавил воск крыльев и низвержен с неба. До первого космонавта, который был лётчиком-испытателем. В аниме Крылья Хоннеамиз авиация также занимает важное место. Студия даже планировала снять продолжение фильма Уру в синем. Но вовремя поняла ветер перемен и отправила наработки в другое аниме, которое вознесло студию на вершину индустрии.
Предшественник V2 — летающая бомба V1 — больше походила на самолёт, чем на современную ракету.
Что же получается, люди не могут без войны чего-то достигнуть? Неужели для этого нужно взаимное уничтожение? Походу, именно так. Любое техническое изменение вызывает перекос ресурсов, хаос, беспорядок, и чтобы создать новый порядок, нужно заново установить иерархию. Например, курицы клюют друг друга, и таким образом устанавливают иерархию и порядок в курятнике. Волки покусывают друг друга, чтобы определить иерархию в стае. Или даже дети дерутся друг с другом, чтобы определить иерархию в своей микро-банде. Т.е. это что-то на уровне инстинктов. Может ли разумный этого избежать? Думаю, что вполне, так даже в древности стремились свести потери к минимуму с обеих сторон.
И Пелиштимляне (Филистимляне) стояли на горе с одной стороны, а Исраэйльтяне (Израильтяне) на горе с другой стороны, а между ними – долина. И вышел из станов Пелиштимских единоборец по имени Гольят (Голиаф), из Гата (Гефа); рост его – шесть локтей с пядью (3,3 метра). И шлем медный на голове его, и в кольчугу одет он, и вес этой кольчуги – пять тысяч шекэлей меди (36 килограмм). И медные щитки на ногах его, и дротик медный за плечами его. И древко копья его, как ткацкий навой, а клинок копья его в шестьсот шекэлей железа. И щитоносец шел пред ним. И стал он, и воззвал к полкам Исраэйльским, и сказал им: зачем вам (всем) выходить затевать войну? Ведь я Пелиштимлянин, а вы рабы Шауловы (Сауловы); выберите у себя человека, и пусть он сойдёт ко мне. Если он сможет со мною сразиться и убьёт меня, то будем мы вам рабами; если же я одолею его и убью его, то будете вы нам рабами и будете служить нам.
Шемуэйл I 17:4-9
Они разгромили их по воле Аллаха. Давуд (Давид) убил Джалута (Голиафа), и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал. Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам.
Аль-Бакара 251
В аниме Боевые атлеты что-то подобное и предложили. Зачем всем погибать, пусть сильнейшие установят, кто кому подчиняется.
РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД · ТОРГ
Авторы, вдохновлённые умопомрачительным развитием техники, стали наперебой придумывать фантастические миры. В которых космические корабли бороздят просторы Большого театра. И всё-то у них замечательно. И на Марсе яблони цветут. И коммунизм победил. И летают на другой конец Вселенной, как к себе домой. И вкалывают роботы, а не человек.
Отличительная черта этого периода — примитивизм, упрощение. Никто не обращает внимание на детали. Что Земля, что Луна, что какая-нибудь планета Дюна или космический корабль. Всё единообразно. Люди ходят, дышат, едят, спят, общаются. Никакой разницы в температуре, давлении, гравитации.
Вот уже завтра будем летать на летающих машинах. Послезавтра будем завтракать на Марсе. Ну а послепослезавтра вообще не будем ничего делать, а будем вести светские беседы и наслаждаться жизнью. Красота.
К этому периоду отношу и какую-нибудь Аэлита (1923) Алексея Толстого, и С Земли на Луну (1865) Жюль Верна и Герберта Уэллса с его Первые люди на Луне (1901) и Войной миров (1897). Да и современные произведения часто можно к нему отнести: Интерстеллар, Аватар, Звёздные войны, ну и да, Дюна.
В отличие от киберпанка, здесь на сайте есть свой тег космос. По нему можно найти большинство аниме, относящиеся к теме.
Клушанцев стал пионером в этой области, а его фильмы намного опередили время. Именно его считали своим учителем такие знаменитые кинорежиссёры, как Джордж Лукас, Стэнли Кубрик, Джеймс Кэмерон, и многие другие. Придуманные ленинградским режиссёром приёмы комбинированных съёмок заметны в работах Стэнли Кубика и Ридли Скотта. Роберт Скотак вспоминал: «Павел Клушанцев был тем человеком, которого я пытался разыскать на протяжении многих лет. Когда мы снимали Терминатора, я приходил домой около полуночи и писал людям, живущим в России: «Вы уже нашли Павла? Жив ли он?» И вот его первое письмо, которое он мне послал и которое так взволновало меня 1 мая 1990 года: «Уважаемый коллега! Ваше письмо меня необычайно удивило и обрадовало. Я никогда не думал, что в далеком Голливуде кто-то может мною заинтересоваться. Сейчас я старик, на пенсии. Кинематографии посвятил 45 лет. Мною было создано около трёхсот оригинальных конструкций, способов съёмки и изобретений, помогающих обмануть зрителя».
Легенда по имени Клушанцев
Статья должна была быть про Лейдзи крч
Интервьюер: Кто является автором Ямато?
Мацумото: Если быть точным, то Нисидзаки руководил планированием и ранним наброском, но когда речь заходит о том, кто участвовал в создании сюжета, то это несколько туманно. Может быть, он был создан комитетом? Что я могу сказать, так это то, что я помню, что создал большую часть основных историй и идей для эпизодов, включая место действия и детали боевых сцен. Я не выдавал свои идеи единолично, потому что это была групповая работа.
Лэйдзи Мацумото, 1976
В 1954 году Мацумото дебютировал под своим настоящим именем Акира Мацумото в журнале Manga Shōnen. Большой успех пришел к Мацумото в 1971 году с серией Настоящий мужик Ойдон, повествующей о жизни молодого человека, готовящегося к вступительным экзаменам в университет. В 1972 году он создал для журнала Play Comic мрачный комедийный вестерн Ган Фронтир, выходивший с 1972 по 1975 год. Примерно в то же время он начал серию несвязанных между собой рассказов, действие которых происходит во время Второй мировой войны, которая в итоге стала популярной под названием Кокпит.
Лэйдзи Мацумото · Вики
Успех Звёздных войн вывел из забвения многие давно дремлющие нф-франшизы; даже в далекой Японии остро ощущался голод по астрогероям. Если вы собираетесь делать Звёздные войны, почему бы не обойти Лукаса и не обратиться к первоисточнику — Pulp-журналам?
И вот в 1978 году компания Toei Animation представила нам аниме-версию классического героя 40-х годов Капитан Фьючер. Загадочный герой космических просторов, Капитан Фьючер пилотирует могущественный корабль Комета, и с помощью своих странных и сильных друзей клянётся защищать Землю и всю нашу Солнечную систему от любого, кто угрожает миру — людей, зверей, инопланетян или разумных существ 4-го измерения вне времени!
Вызываю Капитана Фьючер!
Могу отметить нестандартное аниме Необыкновенная схватка (Вандербит). Битва происходит, так сказать, во внутреннем космосе человека. Корабль уменьшен до микроскопических размеров и введён в тело человека, чтобы сразиться внутри с пришельцами. Был такой фильм Фантастическое путешествие (1966) и более современное переосмысление Внутреннее пространство (1987). Аниме берёт за основу его идею, добавляя космическое вторжение.
Из игровой индустрии, конечно, отметились Starfield, No Man's Sky, Star Citizen и т.д. Игры про космос, но космос в них такой дружелюбный, такой дружелюбный.
Все переживают, что на пустых планетах будет скучно. Но когда астронавты отправились на Луну, там ничего не было. Им точно не было скучно.
Тодд Говард
В чём-то авторы могут увеличивать детализацию и прорабатывать миры, но в целом миры мало отличаются от Земли, настроение яркое, оптимистичное.
Вот тут я бы выделил мало отличаются от Земли. Авторы как бы цепляются за последнюю надежду, что в ближнем будущем ничего не изменится. Что всё также будут жить, уклад жизни не поменяется. И они сами не поменяются. Но это не так. И словно сжимая пружину, в какой-то момент сил делать этого уже не хватает, она с невероятной силой распрямляется, круша счастливый манямирок авторов 50-60ых.
ПЕРИОД ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ · ДЕПРЕССИЯ
Я был большим поклонником научной фантастики – мне нравился Бегущий по лезвию. Я написал текст с этой точки зрения, то есть что значит быть человеком. Эта идея жажды выразить свои эмоции и чувства, и чтобы это было признано. В моей жизни также был человек, чья личность была очень замкнутой и отталкивала всех, кто её любил. Но я видел, что под этой твёрдой оболочкой скрывается столько боли и всего того, что я ассоциировал с этим – мама никогда её сильно не любила, папа никогда не поддерживал с ней связь, это те вещи, которые на самом деле беспокоят этого человека.
Savage Garden – To The Moon & Back · Вики
Начало 90ых. Анно Хидэаки закончил работу над аниме Надя с загадочного моря. Он искал отдушину для себя. Потому что это аниме было совсем не то, чего он хотел. Романтический сюжет в духе 20000 льё под водой Жюль Верна. Герои, словно взятые из аниме Хаяо Миядзаки. Он не видел в этом аниме себя. А ведь у него за плечами уже была достаточно серьёзная работа Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз, для которой делал анимацию. И тогда он создаёт нечто, что рвёт шаблоны всей индустрии — Евангелион нового поколения.
Я долго не мог понять. Откуда эта эта идея мучений и страданий взялась. Просто буквально появилась из ниоткуда. Аналогично и не мог понять, откуда взялась столь нестандартная для игровой индустрии идея в игре Planescape: Torment. Вообще не было никаких предпосылок к их появлению.
И лишь недавно ознакомился с серией романов Дэна Симмонса Песни Гипериона. Первый роман, и наиболее значимый, был написан в 1989 году.
Древнее пророчество гласит, что в последние дни существования людей на планету Гиперион к так называемым Гробницам Времени должны отправиться паломники, чтобы разгадать их тайну и встретиться с древним чудовищем — Шрайком.
В паломничество отправляются герои романа: Консул, католический священник Ленар Хойт, полковник Федман Кассад, частный детектив Ламия Брон, учёный Сол Вайнтрауб, поэт Мартин Силен и тамплиер Хет Мастин. Согласно правилам церкви Шрайка, количество паломников в группе должно выражаться простым числом, однако восьмой на Гиперион отправляется и дочь Вайнтрауба — Рахиль. Но она ко времени паломничества грудной ребёнок, а значит её прибытие к Гробницам считается неосознанным.
В дороге паломники решают по очереди рассказать свои истории, во-первых, чтобы скоротать путь и лучше узнать друг друга, а во-вторых — чтобы понять, зачем их отправили на Гиперион и что их там ждёт.
Герои по очереди рассказывают 6 историй. Хет Мастин по пути при таинственных обстоятельствах исчез — поэтому он единственный участник паломничества, который ничего не рассказал.
Шрайк — монстр, состоящий из колючей проволоки, лезвий, шипов и других острых предметов. Объект поклонения Церкви Последнего Искупления, Повелитель Боли, страж Гробниц Времени. По легенде, насаживает людей на шипы Дерева Боли, обрекая на невыносимые муки. Вместе с Гробницами Времени движется из будущего в прошлое, способен управлять временем.
Гиперион · Вики
Фигура Шрайка в первом романе остаётся чем-то загадочным, автор отдаёт его образ на откуп фантазии читателя. Можно сравнить романтическую Дюну и совершенно неестественный, отталкивающий и какой-то неправильный роман Гиперион.
...Я понял тогда. Понял всё. Каким-то образом... даже раньше, чем прочел дневники. Понял, что он висел здесь... о, Боже милостивый... семь лет. Живой. Умирающий. Крестоформ... заставлял его оживать снова. Электричество... текло через него каждую секунду все эти... семь лет. Пламя. Голод. Боль. Смерть. Но каким-то образом проклятый... крестоформ... всасывая вещество из дерева, может быть, из воздуха, из того, что осталось... восстанавливал, что мог... принуждал его жить... и чувствовать боль... снова, и снова, и снова... Но он победил. Боль была его союзником. Господи Иисусе... Что такое несколько часов на кресте... а потом — копьё и покой... Семь лет!..
Вот так просто автор открыл двери в мир, где космос может причинять невыносимую боль. И это так. Человеческий организм не приспособлен для жизни в космическом пространстве. Звёздная система — это один большой ядерный реактор. В котором за пределами магнитного поля планеты находиться смертельно опасно. Чтобы мышцы на орбите не атрофировались, космонавты вынуждены постоянно давать физическую нагрузку своему телу. Иногда ракеты могут просто взорваться не долетев до орбиты. Дышать, отводить тепло, поддерживать давление. В случае поломки негде будет взять запасной кислород. И если что-то пойдёт не так, не сможешь вернуться домой. Никогда.
Можно вспомнить фильм Пола Андерсона Горизонт событий (1997). Пандорум (2009) об инциденте на спящем корабле от всё того же Андерсона. Или даже фильм Солярис (1972) Тарковского.
Блюз — это не что иное, как когда хорошему человеку плохо, потому что он думает о женщине, с которой однажды был.
Перекрёсток (1986)
Общая атмосфера, конечно, романтизирует космос, но, на мой взгляд, в большей мере представляет его довольно холодным и жестоким местом, где жизнь человека — это космическая пыль.
Не могу не признать, что в аниме Ковбой Бибоп есть депрессивные ноты. Размышления о жизни, об обществе, любви, поиска утраченного прошлого. Ватанабэ мастерски подаёт сюжет комбинируя серьёзные темы с общим несерьёзным повествованием. Так получается, что каждый выбирает то, что ему в данный момент необходимо. Мне аниме запомнилось, как весёлое приключение с вкраплением достаточно серьёзных тем и немного японской фатальной концовкой. Но не отрицаю, что другие увидели в нём нечто другое, потому что предпосылки к этому были. Что-то подобное видел в аниме Outlaw Star, когда общее несерьёзное повествование неожиданно сменялось серьёзной драмой. Может на этих перепадах произведение и запоминается, как нечто удивительное и ценное. Раскачивая эмоциональное переживание зрителя и позволяя глубже прочувствовать каждый из аспектов истории.
Как же наш любимый автор? А у него тоже всё в порядке. Даже в его ранней работе Из звёздных струн можно найти отсылки на космос. Маленький принц на новый лад. Где этот самый принц, или в данном случае принцесса, вынуждена страдать, страдать и страдать.
В этой манге Цукуси ещё не разошёлся в полную силу, так что и светлые моменты в ней тоже есть. Ещё он очень хорошо понял веяние того времени — крафт различных приспособлений для выживания, что получило широкое распространение в играх.
Если вы любите Маленького принца Экзюпери, то и эта манга не оставит вас равнодушным. Ужасно недооценена и удивительно, насколько мало популярна.
Однозначно рекомендую.
Из игр можно упомянуть Dead Space (2008) и Alien: Isolation (2014).
Alien: Isolation вообще имеет интересный сюжет. Дочура ищет маман, которая в детстве её оставила, обещав вернуться к её дню рождения, но так и не появилась. Так что и сам образ Чужого здесь имеет несколько другие ноты в отличие от фильмов. Цукуси в своей текущей манге поступил аналогично. Дочь спускается на дно Бездны, чтобы найти там свою мать. Оставившая её в детстве в приюте, потому что работа искателя оказалась важнее.
Из этой же темы на ум приходит одна сцена аниме Блэкджек, где без родительской любви героиня ощущала себя замороженной в лёд.
У Наоко был уход в эту сторону. Добавила в команду сейлоров девочку Хотару Томоэ, Сейлор Сатурн, у которой мать погибла в результате взрыва в лаборатории, и сама она умерла. Вот только отец поместил в её тело иноземную сущность, что вернуло её к жизни, но вместе с тем испытывает провалы в памяти и постоянные боли. Сейлор Сатурн использует Косу Безмолвия, что явная отсылка на Косу Смерти. Видимо, то ли Наоко, то ли её издатель, испугавшись, что это отпугнёт молодую аудиторию, вывернула руль на полную в сторону детскости. Очень было неожиданно такой контраст видеть. У Анно же хватило смелости продолжить мысль дальше и довести произведение до конца. Так вся история Хотару — это у него история Синдзи, потеря матери в результате несчастного случая в лаборатории и последующее отстранение отца.
ПЕРИОД СИМУЛЯЦИИ · ПРИНЯТИЕ
Вдоволь нарефлексировавшись, авторы начинают разумно подходить к освоению космоса. Без лишнего оптимизма, но и без депрессивных истерик. Да, есть опасности, есть сложности, но как их можно преодолеть? Для этого и есть симуляция, чтобы проверить идеи на работоспособность.
Совсем неудивительно, что фильм Марсианин (2015) c Мэтт Деймоном собрал достаточно хорошую кассу. Герой спокойно решает возникающие проблемы на поверхности Марса. Хотя скорее, ему следовало бы жить под поверхностью Марса всё из-за той же космической радиации.
За день организм человека или других живых существ будет накапливать на Марсе около 210 микрозиверта ионизирующего излучения. Это значение всего в 2 раза меньше, чем уровень радиации в открытом космосе. На Земле значение составляет 2-5 микрозиверта в сутки.
Ученые опубликовали первые оценки уровня радиации на поверхности Марса
В игре Kerbal Space Program игроку предлагается создать свою ракету и проверить её работу.
Какое-то очень такое простое отношение к космосу, без пафоса. Показано как есть, без растягивания одной секунды на всю серию — ты прям ощущаешь, насколько у людей, которые следят за ракетой, мало времени на то чтобы среагировать на аварийную ситуацию, и понимаешь, почему люди настолько доверяют автоматике и резервированию.
В аниме тоже стали создавать более проработанные миры и сюжеты. Более приближенные к реальности. Не забывая про этап подготовки будущих космонавтов. Могут подаваться и в более дурашливом виде, чтобы оставаться в переделах подростковой аудитории.
Анно всё это время сложа руки не сидел. За десятилетия со времени выхода оригинального сериала модифицировал идеи. Так Рей у него сейчас занимается сельским хозяйством. А в космос отправляет корабли-семена.
Что касается обозначенной проблемы в предыдущей статье — достижение предела развития. Перебрал концовки аниме Евангелион.
Не убегать — фраза, которую на всём протяжении аниме произносит Синдзи.
Концовки Евангелиона
Финальная сцена аплодисментов, как бы говорит: Ведь я старался, пожалуйста, признайте мои старания. Этого ли хотели зрители? Анно бежит от завершения сериала. Придумав сон собаки. Или сон пингвина. Вот, все живут в нормальном мире: мать, отец, друзья, школа. Все веселы, здорово, правда?
Нет.
Ты задумал сериал. Сформировал ожидания продюсеров и зрителей. Можно ли от этого так просто отмахнуться, сбежав в выдуманный счастливый мир?
Анно бежит от себя. Синдзи хочет задушить Аску, а Анно задушить Еву. Потому что Ева, т.е. фаны, душит его. Это проекция.
Он не может себе признаться, что не хочет работать над Евангелионом. Потому что многие на него надеются, а он не оправдывает чьи-то ожидания. Как не оправдывал ожидания отца в детстве. Потому что злость отца была вызвана физическим дефектом потери ноги, а ребёнок просто попадался под руку. Отец сам ощущал себя неполноценным.
Вместо того, чтобы признать свои чувства, Анно, как и его отец, выплёскивает накопленную агрессию вовне. Плюс горло, голосовые связки, может быть и не выговоренная обида. Вполне возможно, это и породило его фетиш на удушение.
Может и Хаяо Миядзаки выполнял роль строгого отца, когда Анно только начинал работать. Потому как если Хаяо видел талант, он с него и больше спрашивал.
Некоторые сотрудники в студии Ghibli предпочитают оставаться серыми мышками, чтобы просто хорошо работать.
Ёсиюки Садамото адекватно подошёл к концовке. Это как бы сёнэн, и есть ожидания сёнэна. Герой проходит испытания и в конце меняется. Чуть повзрослев. Это не делает мангу прямо шедевром, и такой подход не смог бы так круто выстрелить, как сериал, но ожидания читателей оправданы. Если оригинальный сериал был деконструкцией героики, то манга идёт по тропе героики.
Перед началом выпуска серий, Анно в 1993 году начал подготавливать и издал в апреле 1994 года небольшую книжечку (брошюра / артбук) для продюсеров. Которая была призвана заинтересовать телеканалы и выделить бюджет на производство сериала. В ней рассказано всё необходимое, на что выделяются деньги, и на какую аудиторию рассчитано. Что это за мир, место действия, история мира, в чём отличие от существующих работ, действующие лица и враги, краткое описание всех серий.
Моя реакция после прочтения:
Несколько раз перечитал. Скармливал разным распознавалкам текста и переводчикам. Все говорят, что написано на китайском традиционном. И все говорят: ну, да, хэппи-энд. 大圑圓 — это в их культуре круглый стол, за которым все собираются, чтобы отпраздновать. Что-то напоминает из оригинальной концовки.
Возможно, сон пингвина в оригинале и появился, как часть начального сценария. Или Анно не смог осознать, что это уже не тот Евангелион, который он планировал, или продюсеры тыкали в начальный сценарий, спрашивая, за что они деньги отдали.
Кого же мне это напоминает?
Начальный сценарий — это практически Надя 2.0. Где герой самоотверженно борется с врагами, спасая даму сердца. Анно сбежал от Нади и снова прибежал к Наде.
Название последнего эпизода Единственный разумный выход может быть отсылкой к нф-рассказу Джеймс Типтри-младший (Элис Хастингс Брэдли-Шелдон) The Only Neat Thing to Do. Neat — это слово-паразит в рассказе, означает: "круто", "здорово", "аккуратно", "необходимо", "лучшее" и т.д. Здесь заменяет "the only best thing to do". Сюжет повествует о путешествии к дальним границам космоса девочки-вундеркинда, в которой поселился разумный инопланетный микроскопический организм. В предыдущей статье имя Элис уже упоминалось, как автор рассказа Девочка, которую подключили. Для японцев рассказ Единственный разумный выход является чуть ли не культовым, и упоминается в других аниме и играх. В то время как на Западе о нём практически никто не знает. Счастливой историю нельзя назвать, что контрастирует с заявленным хэппи-эндом сериала. Словно в Анно, как и в рассказе, борются два желания: сделать аниме, как делают все, или сделать, как он считает необходимо сделать. Быть тем, каким его хотят видеть, в частности, быть любимым своим отцом, или быть самим собой. Финалом рассказа является тема суицида. В реальной жизни автор, действительно, совершила суицид, предварительно убив мужа. Вероятно, запреты, установленные от работы в ЦРУ, помноженные на старение организма, и побудили к написанию рассказа. Выбор этого произведения показывает, что ещё до создания аниме Анно уже был на грани.
Аналогично поступали и персонажи в его аниме: Аска, её мать, Рей, Синдзи своим бездействием в EoE, его мать и его отец, желающий совершить суицид всего мира. Внешне Анно рассказывает про хэппи-энд, а внутренне подавлен депрессией.
Создавая Евангелион, Анно ориентировался на аниме Робот Геттер, Мобильный воин Гандам, Идеон и прочие. Из последнего он взял, чисто, технические фишки, вроде, дизайна разумного робота и персонажей, компиляцию сериала, выпуск концовки в виде отдельного фильма, а так же показ в кинотеатре. Но также взял и идею уничтожения людей и повторного заселения Вселенной людьми. Надо сказать, он здесь не новатор.
Почти такую же концовку можно найти в 3 сезоне Сейлор Мун, в котором Хотару Томоэ, Сейлор Сатурн, умирает и перерождается в ребёнка вместо полного уничтожения мира. Вполне возможно, Наоко заимствовала идею уничтожения мира и перерождения из аниме Акира. Уж больно финальная локация его копирует. Акира, предполагаю, ровнялся на Идеон. Идея, музыка и прочее, ну вы поняли, копируется. А он, в свою очередь, на фильм 2001: Космическая одиссея (1968). Такая цепочка получается, приводящая к одному результату. Люди погибают и возрождаются снова во Вселенной в более лучшем виде. Можно провести параллель с насекомым. Нимфа насекомого полностью меняет свой внешний вид и становится взрослой особью имаго. Анно даже выразил это крыльями у Рей и как бы вылупление её из куколки. До меня только сейчас дошла задумка Анно насчёт куклы Рей: c латыни стадия развития насекомого pupa и переводится, как кукла.
В отличие от Евангелиона Идеон не отказался от своей концовки, а лишь слегка её улучшил. Да так хорошо, что и в Акире и в других аниме можем её увидеть. Люди в очередной раз просрали все полимеры, за что и поплатились. Но им дан ещё один шанс исправиться.
Анно снова бежит. Бежит от Ев, бежит от фанов, бежит от себя. Давайте, закроем уши, закроем глаза и представим, что ничего не было. Нет никаких Ев. Это сон пингвина. В аниме он стирает Ев, и Синдзи убегает в закат вместе со своей подружкой, бросив остальных персонажей на перроне.
В одном из интервью Анно говорил, что сейчас лучше понимает отца Синдзи. Находится уже не в роли Синдзи, а роли отца. Поэтому двояко можно расценивать финал. Может это очередное бегство, а может он признал в конце свои чувства. А может всё одновременно — что-то признал, а что-то нет.
Финальная сцена аплодисментов, как бы говорит: Ведь я старался, пожалуйста, признайте мои старания. Этого ли хотели зрители? Анно бежит от завершения сериала. Придумав сон собаки. Или сон пингвина. Вот, все живут в нормальном мире: мать, отец, друзья, школа. Все веселы, здорово, правда?
Нет.
Ты задумал сериал. Сформировал ожидания продюсеров и зрителей. Можно ли от этого так просто отмахнуться, сбежав в выдуманный счастливый мир?
Анно бежит от себя. Синдзи хочет задушить Аску, а Анно задушить Еву. Потому что Ева, т.е. фаны, душит его. Это проекция.
Как защитный механизм проекция позволяет человеку не чувствовать ответственность за собственные теневые содержания (неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и тому подобное) посредством восприятия таких чувств в качестве чужих. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств.
Проекция · Вики
Он не может себе признаться, что не хочет работать над Евангелионом. Потому что многие на него надеются, а он не оправдывает чьи-то ожидания. Как не оправдывал ожидания отца в детстве. Потому что злость отца была вызвана физическим дефектом потери ноги, а ребёнок просто попадался под руку. Отец сам ощущал себя неполноценным.
«Я бы никому не проиграл, будь у меня обе ноги здоровые». Если сын делал что-то не так, он избивал его. Иногда мать приходила на помощь и уводила из-под удара. Отец также сказал ему то, что говорят нежеланному ребёнку: «Лучше бы тебя не было».
Анно Хидэаки · Вики
Вместо того, чтобы признать свои чувства, Анно, как и его отец, выплёскивает накопленную агрессию вовне. Плюс горло, голосовые связки, может быть и не выговоренная обида. Вполне возможно, это и породило его фетиш на удушение.
Может и Хаяо Миядзаки выполнял роль строгого отца, когда Анно только начинал работать. Потому как если Хаяо видел талант, он с него и больше спрашивал.
Некоторые сотрудники в студии Ghibli предпочитают оставаться серыми мышками, чтобы просто хорошо работать.
Давайте, постараемся. Я собираюсь пройти свой путь своими ногами. Дорога может быть ухабистой и извилистой. Дождь и ветер могут бить в лицо. И будут дни, когда буду мёрзнуть от холода. Но даже так, я уверен, когда прибуду в место назначения, там будет светить солнце. Моё будущее простирается до бесконечности.
Ёсиюки Садамото адекватно подошёл к концовке. Это как бы сёнэн, и есть ожидания сёнэна. Герой проходит испытания и в конце меняется. Чуть повзрослев. Это не делает мангу прямо шедевром, и такой подход не смог бы так круто выстрелить, как сериал, но ожидания читателей оправданы. Если оригинальный сериал был деконструкцией героики, то манга идёт по тропе героики.
Перед началом выпуска серий, Анно в 1993 году начал подготавливать и издал в апреле 1994 года небольшую книжечку (брошюра / артбук) для продюсеров. Которая была призвана заинтересовать телеканалы и выделить бюджет на производство сериала. В ней рассказано всё необходимое, на что выделяются деньги, и на какую аудиторию рассчитано. Что это за мир, место действия, история мира, в чём отличие от существующих работ, действующие лица и враги, краткое описание всех серий.
Главный герой — обычный мальчик, которого можно встретить где угодно. До сих пор все пилоты анимационных роботов-гигантов с самого начала обладали природными способностями и талантом. К такому уникальному герою стремятся дети, с ним они роднятся.
Но что если... Однажды обычный 14-летний мальчик получает огромную силу, отправляется на задание, попадает в мир взрослых и вынужден взрослеть... Именно в такую ситуацию мы поставили нашего главного героя. Где бы он ни находился — в кабине гигантского робота, в школе, в центре одной из своих многочисленных битв или среди хаоса современного общества, — зрители проходят вместе с ним через его муки. Мы надеемся, что они спросят: "Что же мне теперь делать?".
Главный герой уже не ребёнок, но ещё не взрослый.
Он — четырнадцатилетний ученик средней школы, учащийся на втором курсе. Находясь в пубертатном периоде и вступая в бунтарский возраст, он находится на последних этапах формирования собственной самоидентификации. Одним словом, он находится в процессе вступления во взрослую жизнь. Поначалу он нерешителен и не уверен в себе в пылу сражения и во взрослых ситуациях, а мнения и взгляды взрослых вводят его в заблуждение и сбивают с толку. В нём можно увидеть образ современного японца, живущего в эпоху, насыщенную огромным количеством информации. Юный герой верит, что ничего не может сделать сам, но, по мере того как новый опыт меняет его и он способен взглянуть реальности в лицо, он учится и растёт как личность.
Эпизод 23: Проект комплементации человечества
Раскрыты секреты Евы и проекта "Комплементации человечества", а также правда о целях Рицко и отца Синдзи.
Эпизод 24: Настало обещанное время
Рей сломлена (или без сознания). Её секреты раскрыты. Пробудившись, двенадцать сильнейших Апостолов спускаются с Луны. Ева-06 и американский континент полностью испаряются. Люди признают свою беспомощность перед лицом сокрушительной силы Апостолов. Приближается обещанное время, когда люди вернутся в ничто. Человеческая драма в глубине отчаяния.
Эпизод 25: Арка, земля обетованная
В институте (NERV) хранятся древние руины Арки (город в Ливане), ставшие ключом. Чтобы остановить двенадцать Апостолов, глава Организации Объединенных Наций отменяет проект "Комплементации человечества", и хочет его уничтожить. Отец Синдзи против этого. Синдзи и остальные остаются в институте ради Рей. Драма столкновения людей, преследующих разные цели.
Заключительный эпизод: Единственный разумный выход
Финал истории.
Сцена разрушенного института, в котором все тайны и истории раскрываются.
Всё завершается счастливым концом.
Моя реакция после прочтения:
Несколько раз перечитал. Скармливал разным распознавалкам текста и переводчикам. Все говорят, что написано на китайском традиционном. И все говорят: ну, да, хэппи-энд. 大圑圓 — это в их культуре круглый стол, за которым все собираются, чтобы отпраздновать. Что-то напоминает из оригинальной концовки.
Возможно, сон пингвина в оригинале и появился, как часть начального сценария. Или Анно не смог осознать, что это уже не тот Евангелион, который он планировал, или продюсеры тыкали в начальный сценарий, спрашивая, за что они деньги отдали.
Эпизод 17: Аска, первое свидание
Первый раз Аска идёт в парк аттракционов. Прошлое Мисато. Весь эпизод — любовная комедия.
Эпизод 19: Боевые врата мужественности
Аска тяжело ранена, пытаясь защитить Синдзи от Апостола. Глядя на неё, Синдзи понимает, что должен выполнить свой мужской долг. Первый воздушный бой Евы. Смерть Кадзи.
Эпизод 22: Кот и переведённый студент
Впервые появляется человекоподобный Апостол. Красивый мальчик с котом. Получает разрешение на проникновение в NERV. Синдзи был ошарашен атакой человекоподобного Апостола. Тайны, скрытые внутри института, раскрыты.
После того, как мне понравился кто-то другой, я впервые почувствовала эмоции и любовь.
Из описания персонажа Рей Аянами
Кого же мне это напоминает?
Начальный сценарий — это практически Надя 2.0. Где герой самоотверженно борется с врагами, спасая даму сердца. Анно сбежал от Нади и снова прибежал к Наде.
Название последнего эпизода Единственный разумный выход может быть отсылкой к нф-рассказу Джеймс Типтри-младший (Элис Хастингс Брэдли-Шелдон) The Only Neat Thing to Do. Neat — это слово-паразит в рассказе, означает: "круто", "здорово", "аккуратно", "необходимо", "лучшее" и т.д. Здесь заменяет "the only best thing to do". Сюжет повествует о путешествии к дальним границам космоса девочки-вундеркинда, в которой поселился разумный инопланетный микроскопический организм. В предыдущей статье имя Элис уже упоминалось, как автор рассказа Девочка, которую подключили. Для японцев рассказ Единственный разумный выход является чуть ли не культовым, и упоминается в других аниме и играх. В то время как на Западе о нём практически никто не знает. Счастливой историю нельзя назвать, что контрастирует с заявленным хэппи-эндом сериала. Словно в Анно, как и в рассказе, борются два желания: сделать аниме, как делают все, или сделать, как он считает необходимо сделать. Быть тем, каким его хотят видеть, в частности, быть любимым своим отцом, или быть самим собой. Финалом рассказа является тема суицида. В реальной жизни автор, действительно, совершила суицид, предварительно убив мужа. Вероятно, запреты, установленные от работы в ЦРУ, помноженные на старение организма, и побудили к написанию рассказа. Выбор этого произведения показывает, что ещё до создания аниме Анно уже был на грани.
Примерно в это время произошли два «опасных инцидента», в которых Анно пытался совершить суицид: один раз — прыгнуть под поезд, другой — спрыгнуть с крыши студии Gainax. Однако в обоих случаях он решил этого не делать, потому что «хотел умереть так, чтобы не было больно».
Anime News Network
Аналогично поступали и персонажи в его аниме: Аска, её мать, Рей, Синдзи своим бездействием в EoE, его мать и его отец, желающий совершить суицид всего мира. Внешне Анно рассказывает про хэппи-энд, а внутренне подавлен депрессией.
Это слишком тяжело для Тэцуо. И для нас. И для Акиры. Это слишком сложно для нас, для таких, какие мы есть сейчас. Но когда-нибудь мы сможем... Видишь, всё уже началось.
Акира
Одно из названий, предложенных Анно, было Альцион (Алкион). Но название истории о роботе, в котором нет звонкого согласного звука, просто не цепляет. Поэтому я предложил Евангелион, как более сильное по звучанию, которое ранее было отвергнуто. В самом начале мы много говорили о том, что хотим название вроде Легенда о Великом Идеоне, так что, думаю, я на это и натолкнул. И, по правде говоря, сюжетная композиция тоже похожа. Например, Nerv можно считать тем же самым, что и Соло корабль, сражающийся в одиночку против человечества и клана Бафф, а еще есть непостижимые роботы, которые могут общаться только с детьми, склонны к переходу в режим берсерка и т.д. Не будет преувеличением сказать, что если сложить Идеон и Человек-дьявол вместе и разделить на два, то получится Евангелион.
[EVA] Если бы не Садамото
Создавая Евангелион, Анно ориентировался на аниме Робот Геттер, Мобильный воин Гандам, Идеон и прочие. Из последнего он взял, чисто, технические фишки, вроде, дизайна разумного робота и персонажей, компиляцию сериала, выпуск концовки в виде отдельного фильма, а так же показ в кинотеатре. Но также взял и идею уничтожения людей и повторного заселения Вселенной людьми. Надо сказать, он здесь не новатор.
Всё уже украдено до нас.
Классика
Почти такую же концовку можно найти в 3 сезоне Сейлор Мун, в котором Хотару Томоэ, Сейлор Сатурн, умирает и перерождается в ребёнка вместо полного уничтожения мира. Вполне возможно, Наоко заимствовала идею уничтожения мира и перерождения из аниме Акира. Уж больно финальная локация его копирует. Акира, предполагаю, ровнялся на Идеон. Идея, музыка и прочее, ну вы поняли, копируется. А он, в свою очередь, на фильм 2001: Космическая одиссея (1968). Такая цепочка получается, приводящая к одному результату. Люди погибают и возрождаются снова во Вселенной в более лучшем виде. Можно провести параллель с насекомым. Нимфа насекомого полностью меняет свой внешний вид и становится взрослой особью имаго. Анно даже выразил это крыльями у Рей и как бы вылупление её из куколки. До меня только сейчас дошла задумка Анно насчёт куклы Рей: c латыни стадия развития насекомого pupa и переводится, как кукла.
Таково возмездие им за то, что они не уверовали в Наши знамения и говорили: «Неужели после того, как мы превратимся в прах и частички, мы будем воскрешены в новом творении?».
Аль-Исра 98
В отличие от Евангелиона Идеон не отказался от своей концовки, а лишь слегка её улучшил. Да так хорошо, что и в Акире и в других аниме можем её увидеть. Люди в очередной раз просрали все полимеры, за что и поплатились. Но им дан ещё один шанс исправиться.
Анно снова бежит. Бежит от Ев, бежит от фанов, бежит от себя. Давайте, закроем уши, закроем глаза и представим, что ничего не было. Нет никаких Ев. Это сон пингвина. В аниме он стирает Ев, и Синдзи убегает в закат вместе со своей подружкой, бросив остальных персонажей на перроне.
В одном из интервью Анно говорил, что сейчас лучше понимает отца Синдзи. Находится уже не в роли Синдзи, а роли отца. Поэтому двояко можно расценивать финал. Может это очередное бегство, а может он признал в конце свои чувства. А может всё одновременно — что-то признал, а что-то нет.
И что на ум приходит, это бегство от ответственности.
Анно начал разработку нового сериала в 1993 году с идеи не убегать, которая была в основе Уру в синем. Речь шла о герое, привыкшем избегать личной ответственности и пытающийся спасти героиню истории.
Евангелион · Вики
Что такое, по сути, ответственность — это выполнение действий, которые тебе ничего не принесут, но их необходимо сделать. Что-то вроде механизма мира. Вот так он работает, и ничего с этим не сделаешь. Если есть ребёнок, то о нём нужно заботиться, иначе он погибнет. Обычно для этого существует материнский инстинкт. Внутренний механизм, который берёт управление над человеком. Но если этого механизма уже нет, тогда его заменяет ответственность. Сделать, потому что должно быть сделано, хотя тебе это ничего не даёт. В фильме Часовые (Хранители) это обозначено, как часы без часовщика. Т.е. механизм, который когда-то был создан и сам по себе работает.
Люди хотят подняться над инстинктами. Только пора уже повзрослеть и начать обращать внимание на детали. Если вы убираете инстинкты, вы убираете и в том числе: инстинкт самосохранения, инстинкт размножения, инстинкт утоления голода и прочее.
Представьте, что вы лишились всех чувств. Чувства любви, привязанности, радости познания. Когда всё вокруг окажется не имеющим смысла, что будет вами двигать, ради чего будете к чему-то стремиться? Что кроме ответственности, опирающейся на механику мира, у вас останется? И тогда даже самые базовые потребности — дышать и потреблять пищу — придётся выполнять искусственно.
Кэмерон пытался это нащупать в своём фильме, что придёт на смену биологическим инстинктам. По иронии, Кэмерон сам оказался безответственным отцом и мужем. Подробнее в статье Семья в Аниме.
Наблюдая, как Джон играет с машиной, я вдруг всё поняла так ясно. Терминатор никогда не остановится. Он никогда не оставит его, никогда не причинит ему вреда, не накричит на него, не напьётся и не ударит, не скажет, что слишком занят, чтобы провести с ним время. Он всегда будет рядом. И умрёт, защищая его. Из всех возможных отцов, которые появлялись и исчезали за эти годы, эта вещь, эта машина, был единственным, кто подходил ему. В безумном мире это был самый разумный выбор.
Терминатор 2: Судный день
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начав написание статьи, рассматривал только этапы освоения космоса. Но в процессе выяснилось, что кроме того, на эти этапы хорошо ложится и взросление человека. В начале ребёнок понимает что-то простое — сказки и мифы. Но по мере роста, и узнавая больше мир, сказки уже перестают удовлетворять любопытство. Начинается бунтарство и знакомство с романтическими произведениями. Узнав о мире больше, романтика уступает место личностным конфликтам, приводящим к формированию взрослой личности.
5 стадий принятия очень хорошо раскрыл Даррен Аронофски в фильме Фонтан (2006) с Хью Джекманом в главной роли. Показав историю с трёх сторон. Хирурга, ищущего лекарство от рака. Конкистадора, ищущего источник вечной жизни в Центральной Америке. Космического путешественника, летящего к звезде на корабле древнего умирающего древа. В конце герой находит решение, приняв смерть близкого человека и создав новую жизнь. Что и отражено в его фамилии Creo – создавать. Буквально смерть и возрождение. Т.е. герой нашёл источник вечной жизни, но совсем не таким, каким себе его представлял.
Всё это метафорически можно отнести к освоению космоса. Космические рубежи на данный момент воспринимаются как безграничные. Люди никогда ни с такими расстояниями, ни с такими объёмами ресурсов не сталкивались. Поэтому даже нет представления, как это всё применить. Спроецируйте на космос сцену из 26 серии оригинального Евангелиона. Именно поэтому оригинальный сериал был более целостным, т.к. связывал воедино личностные переживания, космос, жизнь, смерть и прочие темы.
Фильм же Фонтан (как и фильм Часовые) в прокате, ожидаемо, провалился, т.к. опоздал, вышел в период симуляции. И режиссёр стал снимать что-то попроще.
В какой-то момент произведения, которые выпускают сейчас, будут выглядеть как странная стилистика, фантазии авторов на тему как же этот космос выглядит, и что в нём происходит. Аналогично тому, как сейчас воспринимаем ретрофутуризм — забавный мечтательный сеттинг со странными устройствами, пузатыми мониторами и толстыми кнопками.
@Semiconductor, пожалуйста, и спасибо за отзыв, их на самом деле не так часто оставляют.@Moji@RBD, на глаза несколько раз анимеха попадалась, и даже видел, что интерес у людей к ней есть. Но не смотрел. Если рекомендуешь, позже посмотрю. До этого и Тэнти не добавлял, пока не посмотрел. Т.к. не знал насколько там угара, и есть ли хоть какое-то отношение к космосу.@RBD@Moji@lordRAT, я-то вообще о ней случайно узнал. Разговаривал с двоюродным братюней об игре Planescape. А он говорит, что ему кто-то посоветовал прочитать Гиперион. И мне стало интересно о чём эта книга.@Moji, на самом деле, прям рекомендовать не буду потому что это я слишком внимательно смотрел середину сезона и мне слишком понравилось то, что я там разглядел. Какое-то очень такое простое отношение к космосу, без пафоса. Показано как есть, без растягивания одной секунды на всю серию — ты прям ощущаешь, насколько у людей, которые следят за ракетой, мало времени на то чтобы среагировать на аварийную ситуацию, и понимаешь, почему люди настолько доверяют автоматике и резервированию. Но это всё личные переживания, буду конечно рад если глянешь и понравится, в таком случае предупреждаю — самая первая серия прям реально плохая.@Moji,@Moji@RBD, хорошо, спасибо за разъяснение@RBD, немного посмотрел. Да, напоминает фильм Гравитация. Достаточно проработано. Добавил. Что меня вначале смутило при составлении статьи, это панцу на постере, думал, какое-то этти.(модеры, вы хоть на даты комментов смотрите)
@S John@Moji, самое забавное, на тебя была жалоба.@Moji@S John, да, ладно, сами разберутся. Всё равно здесь ничего из крупняка уже не добавляется.Ответственное отношение к природе не даст результатов в будущем, когда в случае безответственности будет катастрофа?
@MojiЭто тоже самое, как говорить Миядзаки (оба), Вильнёв или Джобс. Понятно, что они руководители, а за ними стоит команда. Фон Браун не один работал, но на слуху именно он. Джобс, кстати, молодец, на презентации заставил подняться команду, чтобы все их видели.
Речь о современных экранизациях.
Так и не говорю, что "человеческие", общие для живых существ. Потребность в еде, дыхании, размножении и т.д.
Если исключить эмоции, привязанность и т.д., то что ребёнок есть, что его нет. Разницы никакой. Нет того, что давало бы обратную связь.
Нет дела на повышение, на оплату, на мнение о себе в коллективе. Снова, нет обратной связи.
Понятно, да? Здесь тоже нет ни положительного ни отрицательного воздействия.
В Часовом Манхэттен все же ещё обладает "человечностью", способен чувствовать. Убегает на Марс, когда его достают. Извиняется перед Лорел, когда забыл, что ей нужно дышать. Вмешивается в дела людей и т.д.
@Сын НебаВо первых эмоции это суть человека. Говорить об их исключении просто глупо ибо вся деятельность человека и его мозга завязана на эмоции и без них люди существовать не могут
А во-вторых даже если эмоции по глупости исключить, то дети и вообще родственники это то, что помогает выживать
@MojiТо что берёт управление над телом. Опять не донёс, ок.
Когда женщина видит ребёнка, у неё включается материнский инстинкт. У животных аналогично. Как птенцы помогают утке выжить? Для популяции, да, забота о птенцах полезна, конкретно для утки — нет. О чём и говорю в статье. Так работает механика мира.
Так ведь об этом же в статье, от принцессы Кагуя до Манхэттена. Это уже не совсем человек.
Как-то одного чела спонсировал, ради интереса. Попробуй и ты, как в фильме Заплати другому. Вообще, это полезная практика. Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и сделай ему хорошо.
Ладно, бро, не буду отвлекать.
@Сын Неба@Moji@Moji@MojiНе спорю, много кого было. Выше отметил, что всегда работает команда. Но знают руководителей или наиболее известных.
Хз, может так нейроны работают. Сначала устанавливаются связи с ближайшими, затем связи всё больше и больше ветвятся. Всегда так делаю. Начав задачу, делаю самое быстрое и простое. Получаю быстрый дофамин. Чуть усложняю. Сново дофамин. И т.д. Потому что если не будет подкрепления, то нейроны просто откажутся работать. И ты с этим ничего поделать не можешь.