Травмы поколений. Психология в Аниме

Moji
98

SPOILER ALERT!
ВСТУПЛЕНИЕ


Психология молодая наука, появившаяся в конце XIX века, но уже успевшая пройти длинный путь от гипноза и внушения до понимания природы неврозов и работы с подсознанием человека.

Порой человек сам не понимает, почему он делает то, что он делает. Почему он выбирает одно, в то время как другие выбирают другое. Почему старики говорят «раньше было лучше» и обвиняют молодое поколение в отступлении от канонов и не соблюдении «верных» для них путей.

В этой статье разбираю лишь один из психологических аспектов, влияющий на поведение человека и его творчество. А именно - влияние войн, и порождаемые ей травмы, которые передаются по наследству из поколения в поколение.

Начало статьи обозначил ранее «Травмы поколений на примере аниме». В комментариях к статье чётко дали понять, что этого мало. И хотя сам люблю краткость и сжатость. Но не смог не согласиться, что тема требует развития и расширения.

Опять же из комментариев подчерпнул несколько идей для будущей статьи. Коль скоро мы заговорили о войнах и их влиянии на социум, то стоило бы обратиться к прошлому и понять, как повлияли прошлые войны на послевоенные поколения людей. А для этого нам нужно знать историю.

Хорошо задокументированная история сохранилась после изобретения одного устройства, изменившего мир. Иоганн Гутенберг в 1440 годах изобрёл свой печатный станок. Это привело к развитию книгопечатания сначала в Европе, а затем и по всему миру. Появились новые писатели, новые жанры, стили и направления. Наиболее значимая для нас война после этого события - Отечественная война 1812 года. Это были несколько компаний против Франции, после свержения монархии Бурбонов и захвата власти Наполеоном. Поэтому проще оставить дату 1812 год и отталкиваться от неё (со Второй мировой также проще оставить среднюю дату 1940 год).

В то время, конечно, аниме не было, не было ни телевидения, ни даже привычной нам электрической лампы. Что в ту пору было - это книги. В которых авторы могли запечатлеть свои мысли и создать миры, которые были бы интересны другим людям.

Так ли это важно, какой формат использует автор: фильмы, аниме или книги. Все они нацелены на свою аудиторию, донести до неё идеи, быть интересными и полезными.

Есть и ещё одни аспект, почему выбрал именно Отечественную войну. Все знаем, что история движется не прямолинейно, а по спирали. Вновь и вновь обращаясь к одним и тем же событиям. История повторяется. События казалось бы давно забытые снова обретают форму. Когда-то похороненная римская культура (и демократия) вновь после эпохи Возрождения обрела силу. Чтобы снова быть похороненной?

В 1912 году затонул большой и богатый корабль Титаник, врезавшись об айсберг в Атлантическом океане. Ровно через 100 лет в 2012 году круизный лайнер Costa Concordia затонул у берегов Италии, врезавшись о выступающую часть скалы. Хорошо оснащённое судно не смогло задействовать все спасательные шлюпки из-за наклона корпуса у прибрежной зоны. И это было только началом несчастья, обрушившееся на круизный бизнес.



Поэтому я сравниваю аниме послевоенного времени XX века и книги послевоенного времени XIX века.

Совпадение не может быть 100%, поскольку история развивается и вносит коррективы. Иначе так бы и ходили по кругу.

Примеры в статье могут не относиться лично к вам. У каждого есть свои индивидуальные, семейные, культурные и т.д. особенности. Рассматриваются предпочтения на основании выбора массы людей.



ПОКОЛЕНИЕ ZERO

Война… Война никогда не меняется


Первое аниме было достаточно примитивное, и можно ли его вообще называть «аниме», поскольку оно было чистой анимацией или как бы у нас говорили «мультипликацией». И показывали простые незамысловатые сценки. Какие сейчас у нас делают студенты для своих дипломных работ.

Важным шагом в развитии аниме было появление крупного заказчика в лице государства. В период военных действий Второй мировой войны вся экономика стран участниц была подчинена нуждам военных. Такие компании, как Mitsubishi, Toyota, Ford, Volkswagen, BMW и другие хорошо поднялись на военных заказах. Радио и кинематографу отводилась функция пропаганды своей идеологии.

Поэтому и тематика произведений того времени была сужена до патриотизма и высмеивания. Это и высмеивание нацизма на Западе и смелые солдаты Императорской армии в Японии.



Война - это отправная точка для нарушения связи поколений. Не только нужды экономики были подчинены военным, но и нужды самих людей. От них требовалось полностью вкладывать свои силы в производство вооружения и обеспечение войск. Что до детей… кто о них вообще думал. Вполне было нормально, что дети убирали трупы и части тел людей, оставшиеся после бомбёжки.

Изменилась ли ситуация с окончанием войны? Нет. Поскольку страны лежали в руинах и нужно было заново всё восстанавливать, поднимать производство и сельское хозяйство. Снова до детей не было дела.

В таких условиях нулевое поколение родителей вырастило первое поколение детей. Они делали всё, чтобы дети смогли жить, прокормить их - вот была основная задача. Но ребёнок со своей позиции видел противоположное. Он видел, что взрослые не уделяют ему внимание, они заняты чем-то своим, чем-то для него не только непонятным, но и противоестественным.



1 ПОКОЛЕНИЕ

Брошенное поколение

Выросшие с чувством ненужности дети стали искать отдушину в новых формах произведений искусства. В психологии это называется арт-терапия. Через живопись, рисунки, игру человек может выразить свои подсознательные переживания, желания, обиды, наразрешённые конфликты.

Неудивительно, что первым цветным полнометражным аниме была сказка о запретной любви. Сравните мягкого, почти женственного, мужского персонажа в этой сказке с




решительным Момотаро из предыдущего поколения.

Следующим серьёзным развитием аниме, да и вообще формирование аниме, как обособленного стиля, произошло после выхода сериала Tetsuwan AtomМогучий Атом. Если приглядеться к главному персонажу, то можно увидеть, как Микки Маус превратился в ребёнка. Японцы вообще всему дают человеческий облик и поныне.

Имя Атом, как можно понять, выбрано неслучайно. Это ещё одна черта японцев, всему страшному они стараются придать милый облик. На Западе наоборот, всё постыдное стараются спрятать, поэтому Атома переименовали в Астробой.

По сюжету учёный теряет в автокатастрофе сына. Убитый горем он сходит с ума и направляет все ресурсы института на создание робота-ребёнка, точной копии своего сына.


Но вскоре обнаруживает, что робот не может заменить живого человека, и выгоняет его: «Пошёл прочь, ты мне не нужен!». Атом не понимает, почему отец с ним так поступает. И безропотно принимает решение отца продать его в цирк.


Сам в этом аниме вижу чёткую отсылку на фильм «Метрополис» Фрица Ланга, в котором учёный пытался оживить мёртвую возлюбленную. Но в комментариях к предыдущей статье увидели связь с романом «Франкенштейн, или Современный Прометей», что и послужило основой для сравнения книг XIX века с аниме.

Франкенштейн, или Современный Прометей
Мэри Шелли
1818
год от 1812: 6
год от 1940: 1946

Киборги заполонили планету

Роботы, как куклы для мальчиков, стали очень популярны. И вслед за Атомом стали появляться и другие произведения про роботов.

Главный герой дистанционно управляет гигантским роботом.

А здесь уже герой сам находится в роботе и управляет им.

Команда роботов.

Куча других роботов.

И всё это продолжалось вплоть до Гандама.


Больше разнообразия

Но не только мальчикам уделяли внимание, но и женской аудитории.

Аниме про спорт.

Приключенческое аниме.

Про сказки и детские сюжеты тоже не забывали.


Индустрия аниме стала давать то, что дети недополучили от своих родителей: сказки на ночь, нежности, банального общения, быть услышанными, быть понятыми.

Джейн Эйр
Шарлотта Бронте
1847
год от 1812: 35
год от 1940: 1975

Граф Монте-Кристо
Александр Дюма-отец
1844
год от 1812: 32
год от 1940: 1972

Евгений Онегин
Александр Пушкин
1830
год от 1812: 18
год от 1940: 1958

Сказки
Александр Пушкин
1820—1834
год от 1812: 8—22
год от 1940: 1948—1962



2 ПОКОЛЕНИЕ

Родители для родителей

Первое поколение детей выросло с нехваткой заботы о себе. Эту нехватку они стали распространять и на своих детей. Делали они это неосознанно. Но ребёнок очень чутко реагирует на требования, которые к нему предъявляют. И получив сигнал от родителей проявить заботу к ним, воспринял это как свою приоритетную задачу. А по сути взял на себя роль родителя для своих же родителей. Дети этого поколения серьёзные и очень самостоятельные. Приученные всё делать самостоятельно. Не ища чьей-то помощи они стали очень многого добиваться.

В аниме их привлекают дети беспризорники, у которых нет родителей. Ведь у них самих так никогда и не было родителей. Может это желание выразить свою тоску.

Здравствуй, племя младое, незнакомое!

Художники-аниматоры - это своя культура, они так или иначе общаются между собой, наблюдают за успехами и неудачами друг друга. И частенько подворовывают идеи своих коллег по цеху. Поэтому неудивительно, когда смотришь аниме, про себя отмечаешь, где ты это решение уже видел. Вероятно, Анно задумывал своё самое успешное произведение, как токусацу, ведь именно этот жанр так любило его поколение. Но влияние спроса сделало своё дело. И в итоге он сделал то, что интересно не только ему, но и основному зрителю.

  • Дети без родителей — checked ✓
  • Сложные отношения с отцом — checked ✓
  • Забота о родителях (Синдзи прибирается в комнате Рей, которая является клоном его матери) — checked ✓
  • Личностные проблемы — checked ✓
  • Внутренний мир и переживания персонажа — checked ✓
  • Крутая анимация и прорисовка персонажей идут бонусом.


Начало сериала - это один в один начало Гандама. Но вот психологизм и отношение с отцом, как мне видится, пришло из другой ветви.

Манга Gunnm повествует об амнезийном киборге девочке, которую берёт на воспитание местный доктор. Очаровательного персонажа заимствует Naoko TakeuchiНаоко Такэути для своей манги и аниме: снова амнезийная девочка киборг на воспитании у доктора. Анно, не будь дураком, заимствует персонажа для своего аниме: амнезийная девочка клон на воспитании у бывшего доктора, а ныне главнокомандующего.






Здесь утверждается, что Анно звал в свою команду друга Kunihiko IkuharaКунихико Икухара, который проделал большую работу в Sailor Moon, но тот отказался. Анно, в любом случае, много заимствований из сериала сделал: имя Рей в честь Rei HinoРэй Хино, внешность в честь Ami MizunoАми Мизуно, сэйю Мисато взял Kotono MitsuishiКотоно Мицуиси, озвучившая Усаги.

Отцы и дети
Иван Тургенев
1860-1861
год от 1812: 48
год от 1940: 1988

Война и мир
Лев Толстой
1865-1868
год от 1812: 53
год от 1940: 1993

Маленькие женщины
Луиза Олкотт
1868
год от 1812: 56
год от 1940: 1996

В XIX веке именно в этот период феминисткам наконец удалось получить для себя избирательные права.


Очень многоплановое аниме и манга о борьбе детей со взрослым миром. Тэцуо боролся с Канэда за право независимости от него. Но в глубине души понимал, что Канэда его по-настоящему единственный друг. А по большому счёту занял для него роль отца. В то время как банда подростков под руководством Канэда боролась за право независимости от военного руководства страны в лице полковника Сикисима (метафорическая роль отца).

Кроме того, Тэцуо боролся с изменением внутри собственного тела. Отомо не нашёл решения этому изменению ни в аниме ни в манге, а законсервировал его, оставив решать последующим поколениям.

Дополнительно, то что Тэцуо бросили родители относит нас к первому поколению. Поэтому Тэцуо и является сложным персонажем, что собрал проблемы всех поколений.

Отверженные
Виктор Гюго
1862
год от 1812: 50
год от 1940: 1990


В принципе, в этом аниме нет большого психологизма, да и здесь он не является настолько существенным. Есть кучка людей (и одна собака) волей случая оказавшихся вместе. Их никто не держит, и каждый может в любое время уйти, что они переодически и делают. Но вот что-то удерживает их вместе, словно гравитация притягивает их друг к другу. Ведь можно же про них сказать, что это семья, а корабль их дом. Т.е. дети без родителей вдруг обретают семью, место, которое они могут назвать своим домом.

В жизни у меня была даже ситуация, словно одна из серий сериала, когда они искали видеомагнитофон, чтобы просмотреть кассету. Кто бы знал, что магнитофоны станут такой редкостью, чтобы просмотреть семейную кассету.

Куча юмора и смешных ситуаций идут бонусом.

Дети капитана Гранта
Жюль Верн
1868
год от 1812: 56
год от 1940: 1996

Приключения Тома Сойера
Марк Твен
1876
год от 1812: 64
год от 1940: 2004

Приключения Гекльберри Финна
Марк Твен
1884
год от 1812: 72
год от 1940: 2012


Без сомнения, одно из ярчайших произведений своего времени. Конечно, появление компьютеров, информатизация, глобальная сеть и прочие составляющие киберпанка пришли из реального мира и в аниме присутствуют. Но вот кто-нибудь задумывается о родителях Мотоко? Кто они, где они? Она лишь оружие, инструмент для решения проблем. Что роднит её с Рей из Евангелиона. И появление 2501 лишь ещё сильнее усиливает ощущение её искусственности. Это тот случай, когда ты понять не можешь, что здесь не так, но подсознательно это ощущаешь.





3 ПОКОЛЕНИЕ

Элитарные дети

Теперь уже для меня это было «племя младое, незнакомое». Узнал об этом серьёзном отличии, когда работал в компании, где в основном было более молодое поколение. И для меня было новостью, что им нравятся ужастики, игры вроде Until Dawn, нравится серия фильмов Пила. При том что эта тематика меня абсолютно не интересовала. Я могу посмеяться над «Очень страшное кино», но именно как комедией. Всерьёз хорроры никогда не воспринимал. Однако, для младшего поколения явно было не так.

И стоило задуматься, почему я и те с кем я общался в период увлечения аниме так отличаемся от текущего поколения. Почему то, что интересно мне, неинтересно им и наоборот.

Психологи так определяют это поколение. Поскольку второе поколение было поколением независимых детей, и всё что они умели делать - это позаботиться о себе. То и от своих детей они требовали именно того же: быть лучшими, быть первыми, всё знать, всё уметь. Ребёнок каждую минуту должен быть занят, во все кружки записан, вся жизнь наперёд расписана. То есть уже в этом поколении наблюдается расхождение материального и духовного. Есть большие материальные блага, но нет духовного взаимодействия с ребёнком. Ребёнок недополучает эмоциональной вовлечённости родителя в своей жизни. Стараясь компенсировать нехватку эмоциональности они и становятся основными потребителями жанров хоррор и повседневность.

Смена поколений происходила не сразу, а постепенно. Второе поколение должно было уйти, а ему на смену прийти третье. Если раньше были клубы анимешников, были тематические сайты и форумы по Евангелиону, Лейн, Сейлор Мун и т.д. То в скором времени всё стало меняться. Появился высокоскоростной Интернет, аниме можно стало смотреть онлайн, а не обмениваться дисками. Появилось множество различных направлений на любой вкус. Появились социальные сети. Люди, некогда увлекающиеся аниме, разошлись заниматься своими делами, появились новые увлечения.

Эти произведения были популярны в своём поколении, но лично я их уже не понимал.


Пришествие Моэ



Если во втором поколении основные слова в сленге были «каваий» и «ня!». То в третьем поколении появилось новое слово «моэ». В общем случае можно сказать, что это концентрированная милота (кавайная няшка). Подача сюжета и стиль в аниме и манге существенно претерпели изменение.

Всё это появилось не на пустом месте, а год за годом претерпевало изменение, улучшалось, оттачивалось, убирались неэффективные способы подачи и оставлялись только те, которые могли вызвать у зрителя эмоциональный отклик. Подробный анализ «моэ» провёл @S John

Давайте все возлюбим Лейн!




Начало бума на новую версию милоты заложила ещё Рей из Evangelion. Так называемый инцидент в городе Митака. Люди съезжались отовсюду, чтобы получить постер Рей, парализовав привычную работу округа. Некоторые из отаку умудрялись выдавать себя за сотрудников ратуши, чтобы проникнуть внутрь и снять постер.



Образ беззащитной девушки, которую хочется защищать, оказался настолько удачным, что его и дальше стали использовать. Сам Анно говорил, что ему нравится темпераментная Аска, но японскому населению, действительно, больше понравилась Рей.

После успеха Евангелиона на телевидении Yasuyuki UedaЯсуюки Уэда, делавший тогда игру для PlayStation, понял - вот он! его шанс запустить сериал со сложным психологическим контентом. В команду к уже имеющимся сценаристу Chiaki KonakaТиаки Конака и дизайнеру Yoshitoshi AbeЁситоси Абэ присоединился режиссёр Ryuutarou NakamuraРютаро Накамура. Вместе вчетвером они и создали Лейн. Ясуюки Уэда ставил перед командой задачу: сделать так, чтобы зритель полюбил Лейн.

Ёситоси Абэ применил весь свой талант, чтобы вычислить эту формулу любви. Персонаж должен быть ребёнком, небольшого роста, неуклюжим, с круглым лицом, глазами, смотрящими на мир, изучающими его, но в тоже время непонимающими, что происходит вокруг. Получился такой неуклюжий медвежонок с детскими чертами.

И по сути это была апелляция к материнскому инстинкту заботиться о своём ребёнке.



Забавно, что медвежью пижаму он добавил из-за самого Уэда, заметив, что тот постоянно прячется за солнцезащитными очками, словно ищет защиты.



В природе медведица очень агрессивна, если у неё есть медвежата, она будет защищать их и нападать на любого, кто к ним приблизится, даже если просто проходить мимо.



Остальные художники, получив эту формулу любви в свои руки, стали её использовать повсеместно. Поэтому мы и имеем кавайных няшек в жёстком сеттинге Blame!

Настоящая Америка Япония

В начале 2000 моэ уже стало просачиваться в аниме. Но пока ещё смысл произведения был для меня понятен. Врач совращает молодую дочку аристократа. Она беременеет, но не хочет позорить семью и сбегает… в джунгли, чтобы жить и воспитывать там своего ребёнка. И вот в этих джунглях объявляется знакомый врач, чтобы устроиться на работу в местную школу. И узнаёт, что у него есть сын. Непростые взаимоотношения похотливого отца, матери алкоголички и сына в комплекте прилагаются. Жрущая всё что движется Гуу появляется просто по факту, являясь возмутителем спокойствия мирной жизни деревушки.

Вот здесь я уже пас. Школьная повседневность и моэ на полную катушку.

Для меня это просто бессмыслица: персонажи, которые рассуждают как есть еду, где у рогалика верх, а где низ.

Снова школа, снова повседневность. Кавайная няшка, породившая кучу мемов прилагается.

«Малолетние дебилы»

Только начало аниме, а уже творится треш: жрут людей, гибнут близкие, льётся кровища.

Пучков aka Гоблин хоть и верно разобрал произведение по косточкам, но упускает, что оно не относится к его поколению. Если бы всё было сделано верно: был дозор, люди сидели под землёй, а учёные давно узнали, как победить титанов, то и не было нужного уровня эмоциональности, ради которого и было задумано аниме.

Одна из особенностей третьего поколения в том, что из-за предъявленных высоких требований, им нравится элитарность: элитарные школы, элитарные клубы. Аналогично тому, как второму поколению нравились беспризорники.

Элитарная школа с детишками политиков и сильных мира сего. Два представителя верхушки школы строят свою любовь. Интересно, что мемичным персонажем стала не Кагуя, а неуклюжая Chika FujiwaraТика Фудзивара, носитель моэ генов.



Если думаете, что моэ - это особенность только японской культуры, вовсе нет. В США наиболее высокооплачиваемой актрисой в сериале «Отчаянные домохозяйки» была именно актриса, сыгравшая неуклюжую, вечно попадающую в глупые ситуации Сьюзан.

Элитная школа, треш и мясо в полном наборе.

Есть и ещё одна особенность третьего поколения. Они желают получить достижение без приложения больших усилий. Может показаться, что всё дело в культуре потребления, которая приучила потреблять без усилий. Может и так, только это больше похоже на продолжение элитарности, когда по твоему требованию исполняют все твои прихоти.

Паренёк получает силу от супер-пупер героя, потому что он особенный. Окажись этот сериал во втором поколении, герой бы так и остался обычным человеком, но приложил максимум усилий, чтобы стать не хуже людей со способностями (фильм Gattaca). Здесь же быстрое получение силы даёт больше эмоций, потому и используется.

Из-за разницы восприятия произведений и происходит недопонимание между поколениями. Поскольку ожидают от произведения кардинально противоположного. А когда ожидания не оправдываются, это приводит к отрицанию. В лучшем случае - игнорированию, в худшем - доказывание своей правоты, не обращая внимание на приводимые доводы. Поэтому важно увидеть, что качества, присущие поколению, человеку дают.

Книга джунглей
Редьярд Киплинг
1894-1895
год от 1812: 82
год от 1940: 2022
год от 1940 (-10): 2012
Здесь и далее происходит размытие границ. Словно одно поколение было пропущено.


Остров доктора Моро
Герберт Уэллс
1896
год от 1812: 84
год от 1940: 2024
год от 1940 (-10): 2014

Человек-невидимка
Герберт Уэллс
1897
год от 1812: 85
год от 1940: 2025
год от 1940 (-10): 2015

Война миров
Герберт Уэллс
1897
год от 1812: 85
год от 1940: 2025
год от 1940 (-10): 2015

We Need To Go Deeper

Герои опускаются вниз по шахте и находят там всяких странных существ. Есть некоторые отголоски Minecraft - копать всё ниже и ниже.

На дне
Максим Горький
1901-1902
год от 1812: 89
год от 1940: 2029
год от 1940 (-10): 2019
О каком дне идёт речь будет понятно далее.

В этот же период выходят игры, исследующие глубины: Subnautica, We Need To Go Deeper, Barotrauma.

Двадцать тысяч льё под водой
Жюль Верн
1869
год от 1812: 57
год от 1940: 1997
Снова рассинхрон по времени. Роман, действительно, больше приключенческий.


Путешествие к центру Земли
Жюль Верн
1864
год от 1812: 52
год от 1940: 1992

Визуальные новеллы могут удивлять

Единственную визуальную новеллу, которую прошёл - это была эроге Divi-Dead, да и то она мне понравилась из-за атмосферы удалённого университета где-то в горах. Если бы увидел её раньше или позже, атмосфера бы в меня не запала, и я не был бы в её целевой аудитории.

Поэтому знакомство моё с визуальными новеллами было минимально. И я не знал, какие кардинальные изменения происходят в этом жанре игр.

История создания этой визуальной новеллы походит на создание игры Wolfenstein 3D. Автор Ryukishi07 (группа 07th Expansion) сделал первую главу и попытался её раздать бесплатно. Получив положительную обратную связь от аудитории, в свет выпускает остальные главы, которые уже продаёт. Хорошая и проверенная экономическая модель. В отличие от демо-версии позволяет продолжать играть, не теряя прохождение. И в отличие от season pass можно изучить игру и понять, хочешь ты её покупать или нет.

Автор сделал гениальных ход: соединил моэ повседневность с хоррором. Игра начинается как обычная повседневность. Есть няшные персонажи школьники, обсуждающие свои дела. И вдруг игра резко переходит в мясо. Наши няшки мочат друг друга, что есть дури. А потом снова повседневность. У представителя третьего поколения от всего этого должен был случиться катарсис.

За игрой последовали аниме, манга, ранобэ, фильмы и вообще всё, что только можно. Такой неожиданный успех любительской игры вряд ли кто-то мог ожидать.

Старуха Изергиль
Максим Горький
1894
год от 1812: 82
год от 1940: 2022
год от 1940 (-10): 2012


Ever 17: The Out of Infinity

Насколько я понял, всё началось с этой игры, придуманной Koutarou UchikoshiКотаро Утикоси в 2002 году. И этого не могло было случиться в другом формате медиа, ни в аниме, ни в манге. По сути это обычная визуальная новелла, у неё есть начало и есть конец. Но конец игры не является настоящим концом. Закончив игру, игрок снова проходит сюжет игры за другого персонажа. Завершив, он снова проходит, выбирая уже другие маршруты и диалоги. И затем снова проходит, и снова. Пока не раскроет полный сюжет игры и не доберётся до истинной концовки. В сюжете игры это объясняется влиянием на прошлое, что-то вроде параллельных вселенных.

Тот же подход, что и в предыдущей игре. Игрок отправляет сообщения в прошлое самому себе, изменяя реальность, в которой он оказывается. Сюжет более продуман, персонажи более харизматичные, появляется глобальный враг, и вообще, игра и аниме выполнены на отлично (на дыры, которые конечно же есть, просто закрываем глаза). 10 IBN5100 из 10


Zero Escape

Эта серия игр от того же автора. Здесь он соединил свой концепт с жанром Escape Room (тот же Пила). Только если в фильмах Пила герои практически никак не связаны друг с другом, то здесь все связаны. И на кону стоит не жизнь героев, а жизнь всего человечества. Будет ли разрушительная война или её можно будет избежать.

Психологи здесь бы увидели проявление невротического тупика. Попадание человека в петлю повторяющихся событий, из которых невозможно выбраться не решив проблемы. В фильмах наиболее известны День сурка и Грань будущего. Но если там механика похожа на сброс/reset/load, то в играх Утикоси - это полноценное развитие событий, необходимое для завершения.

Машина времени
Герберт Уэллс
1895
год от 1812: 83
год от 1940: 2023
год от 1940 (-10): 2013



4 ПОКОЛЕНИЕ

Только квартирный вопрос их испортил



Это поколение только начинает свой путь и постепенно вытеснит третье поколение. На протяжении всей статьи я приводил книги, соответствующие определённому периоду времени и их аналогам в аниме. Это было необходимо, чтобы понять чем же будет интересоваться четвёртое поколение, какие произведения они будут выбирать. Заглянуть, так сказать, в будущее.

Довоенный период характеризовался упадком в экономике и обнищанием населения. Великая депрессия в США (1929 – 1933), послереволюционная Россия и голод (1932 — 1933), разрушительная Первая мировая война, подорвавшая экономику европейских стран (1914 — 1918).

Неудивительно, что общий тон произведений того времени был мрачный, я бы сказал невротичный. Словно люди уже окончательно утратили связь со своим телом и больше не ощущают его (деперсонализация и дереализация).

Так же как и после Отечественной войны 1812 года в свет выходит пьеса чеха Карела Чапека «R.U.R. — Россумские универсальные роботы». В котором творение (ребёнок) восстаёт против породившего его (родитель) и уничтожает.

В этот же период выходят фантасмагоричные произведения Говарда Филлипса Лавкрафта, идеи и образы из которых до сих пор используются практически в первоначальном виде.

Ещё один чех Франц Кафка популярен своим сюром. В его повести «Превращение» герой превращается в насекомое и ничего не может делать, ведь у него лапки (совсем не мимишные). Кафка показывает отношение людей к этому насекомому, а по сути к человеку, который выпал из привычной системы (больной, недееспособный человек).

В России в этот период Михаил Булгаков начинает писать «Мастер и Маргарита». Снова этот депрессивный тон жизни Мастера, сменяющийся сюрреализмом похождения Воланда и его свиты. Бал сатаны прилагается. Сейчас мы бы сказали, что это какой-то наркотический трип. Как и произведения Франца Кафки, роман не был издан при жизни писателя (да и планировал ли он его издавать?) и является незаконченным.

Ещё один российский писатель Александр Романович Беляев, считается, что его романы фантастические, но я бы их отнёс к той же фантасмагории. «Голова профессора Доуэля» ярчайший пример того, как разум (голова) потерял связь с телом. Снова метаморфозы тела в «Человек-амфибия», где человек приучается жить в неестественной для него среде - в океане среди рыб. И уже в период, когда война на пороге, публикуется последний его роман «Ариэль». Здесь главному герою путём хирургических манипуляций дают возможность летать. Да, снова эта аналогия духа без тела. Через год после публикации писатель погибнет в оккупированном Ленинграде (пригород Пушкин/Царское Село).

Для этого времени характерно обвинение капитализма в своих проблемах, сконцентрировав на него всю вину за утрату духовности. Не осознавая, что утрата происходила не сразу, а как мы увидели, поколение за поколением. И безжалостный капитализм был лишь следствием этой утраты.

R.U.R.
Карел Чапек
1921
год от 1812: 109
год от 1940: 2049
год от 1940 (-20): 2029

Великий Гэтсби
Фрэнсис Скотт Фицджеральд
1925
год от 1812: 113
год от 1940: 2053
год от 1940 (-20): 2033

Двенадцать стульев
Илья Ильф, Евгений Петров
1928
год от 1812: 116
год от 1940: 2056
год от 1940 (-20): 2036

Человек-амфибия
Александр Беляев
1928
год от 1812: 116
год от 1940: 2056
год от 1940 (-20): 2036

Мастер и Маргарита
Михаил Булгаков
1929-1940
год от 1812: 117
год от 1940: 2057
год от 1940 (-20): 2037

Ариэль
Александр Беляев
1941
год от 1812: 129
год от 1940: 2069
год от 1940 (-20): 2049

Начало прихода четвёртого поколения уже сейчас проявляется.

Made in AbyssСозданный в Бездне уже можно отнести как к третьему, так и к четвёртому. Поскольку там уже присутствуют метаморфозы тела. Превращение людей в странных существ. Tensei shitara Slime Datta KenО моём перерождении в слизь - уже основаная тема изменение сущности тела, но пока выглядит как обычный исэкай.

В играх я бы отнёс It Takes Two и Grounded. В них меняются тела персонажей, уменьшая их до размера насекомых. Хотя пока это всё выглядит наподобие Karigurashi no ArriettyАриэтти из страны лилипутов и фильма Воришки без фантасмагоричности происходящего.

Вышедшая ранее игра Detroit: Become Human повествует о бунте роботов против людей. Хотя все пытаются связать её с расовой сегрегацией, но нужно смотреть глубже.



Фильм немецкого кинорежиссёра Фрица Ланга «Метрополис» был снят в 1927 году. Так же как и в R.U.R. рабы восстают против системы, которую Ланг сравнивает с идолом Молохом, в чью огненную пасть бросают людей в жертву. Вот только восстание немецкого народа на почве национализма, как мы хорошо знаем, и привело к появлению печей, в которых сжигали людей.



Но не всё так мрачно было в то время. В довоенный период появляются первые работы Уолта Диснея, которые оказали влияние на мировую анимационную индустрию и появление аниме.

«Безумный самолёт» (1928)




ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Если камень бросить в воду, от него пойдут круги. Чёткие у центра, и чем дальше, тем всё больше размываются. Война с людьми поступает аналогично. Порождает проблему, которая кругами распространяется от эпицентра. Круги на воде - это и есть поколения людей, которые несут проблему, когда-то давно порождённую.

Понять и осознать проблему порой бывает очень сложно. Человек может и не знать, что те требования, которые он предъявляет к своему ребёнку, не являются объективными, а лишь выражают поколенческую проблему. Может в следующий раз представителю второго поколения вместо того, чтобы заставлять ребёнка учить задания ради наивысшей оценки, подойти и спросить, что ему нравится, что он хочет, что его волнует. А представителю третьего поколения не следует провоцировать своих детей, да и других людей, на проявление сильных эмоций. Ведь эмоции можно получить и другим легальным путём: совместные дела, бескорыстная помощь, научиться эмоции дарить, а не только брать.

Тесла считал, что войны происходят из-за неравномерного распределения заряда. Если с нескольких сторон накопится большая разность потенциалов, то произойдёт разряд, т.е. война. Почему американские учёные и согласились продать технологию изготовления атомной бомбы СССР, чтобы в мире не было перекоса.

С психологической же точки зрения войны можно рассматривать, как проявление аутоагрессии, причинение себе вреда, чтобы вернуть утраченную связь с телом. Например люди с синдромом Аспергера используют аутоагрессию, когда их мозг перегружается сенсорной информацией. А для людей с эпилепсией происходит разрядка по всему телу, после чего они чувствуют себя нормально. Но ведь можно не доводить до этого состояния.



ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

  • Войны и сильные потрясения оказывают влияние на выбор людей.
  • Проблемы передаются из поколения в поколение по наследству.
  • Думать, что произведения искусства лишь средство развлечения, и становятся популярны сами собой - неоправданно. Произведение не создаётся просто так, а имеет под собой серьёзное основание.
  • То каким будет произведение зависит от его востребованности у людей. Невостребованные будут оставаться в тени, а удачные решения тиражироваться и повторно использоваться.
  • Кроме индивидуальных особенностей человека есть ещё семейные, культурные, и как здесь было рассмотрено, поколенческие.
  • Каждое поколение выбирает произведения под свой вкус.
  • Трава раньше не была зеленее и произведения не были лучше, а сейчас скатились. Раньше было ни лучше ни хуже, было по другому.
  • Индустрия не стоит на месте и будет изменяться. Будут появляться хорошо забытые старые темы.
  • Кто знает, какие ещё изобретения появятся в будущем, и какие произведения искусства будут на их основе создаваться. Может оказаться так, что как манга и аниме вытеснили книги из культуры Японии, так же и они вытеснят последних.
  • «Аниме было ошибкой» — все знаете эту фразу. Аниме может как помогать, развивать человека, помогать решать его проблемы. Так и ещё глубже закопать в проблемах. В какой-то период времени я полностью отказался от аниме, видя что оно стало идти мне во вред. Но говорить, что аниме мне ничего не дало, было бы лицемерием.
Комментарии
Скрыть 78 комментариев
Показать 78 комментариев
Загрузить ещё 20 из 78 комментариев
daner09
daner09#
Хорошее чтиво. Вроде всё сходится но признавать это не хочется, как-то грустно даже)
Mobber
Mobber#
А я думал, что про поколения РФ или даже СНГ будет, мол как мы убегали туда от суровой реальности 90х, 00х или 10х, ну и теперь 20х, которые точно не будут замечательными.
Anime is 💩
Anime is 💩#
Аниме кал, никакой психологии в нем нет. Неестественное поведение картонок.
Llama
Llama#
Чтиво интересное. Всерьёз воспринимать не могу: нет ни статистики, ни авторитетных ссылок, ни попытки показать обратное тезису утверждение, и почему оно не верно. Но чтиво интересное. :tea2:
arazul
arazul#
Необъятный океан, который ценится больше Кагуи? Там тоже элитарность увидел?
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@▓▓ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ[comment=7375539], не бойся, СДжон никуда не уходил. Он внимательно читает форум, но писать не будет, потому что принципиальный. Ну как принципиальный: то, что он ушел с форума не мешает ему писать в личку или в профиле, но вот статьи — ни-ни.
Lemonada
Lemonada#
@Роман Кушнир, Общаешься с ним в личке?
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@Lemonada, общался. Он подробно объяснил, какая я мерзкая и ничтожная личность, и больше не пишет, не звонит. А я ведь скучаю.
Lemonada
Lemonada#
@Роман Кушнир, Не расстраивайся. Думаю, что есть пользователи, которые, наоборот, считают тебя очень милым:3
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@Lemonada, зачем остальные юзеры, когда есть СДжон? :love2:
Neсro
Neсro#
@Moji, В той части, где ты писал про вн - стоило бы упомянуть subahibi, тк там просто квинтэссенция описываемого тобой.
Amaya-sama
Amaya-sama#
Очень интересная статья, заставила задуматься о цикличности поколений и ошибках родителей... Очень занимательно, Автор, спасибо! Иногда полезно задумываться о чем-то глубоком, далеком, непонятном, чтобы начать чуть лучше понимать настоящее и учиться на ошибках прошлого!
Foreshadow
Foreshadow#
На самом деле, поколений всего 3 - каждое длится 10 лет, постепенно переходя в следующее - таким образом получается цикл, который длится 30 лет - этого времени достаточно, чтобы реализовать себя, на почве ностальгии воссоздав дух того времени - в сильно измененном виде, но с некоторой неизменной парадигмой, характерной и неизменной для каждого из трех поколений . Конечно, если какие - нибудь великие потрясения (вроде войн, голода, или апокалипсиса) не выбьют все из колеи.
Foreshadow
Foreshadow#
@Foreshadow, Таким образом, я могу относить себя к самому третьему поколению, если отсчитывать после второй мировой войны - последнего из "великих потрясений". То есть, это, по сути 1970е и 2000е. О ностальгии по 1980-м в 2010-х очень хорошо известно, однако также можно заметить, что, например, многие фантастические фильмы и хорроры восьмидесятых имеют много общего с такими же фильмами пятидесятых и некоторые даже являются их ремейками - Нечто, например. В целом, первое поколение довольно бездушное. А 1990-е многое унаследовали от шестидесятых - по крайней мере, в плане научной фантастики, да и в плане дизайна тоже. Для обоих десятилетий второго поколения было характерно появление более качественных, продуманных и глубоких фантастических произведений. Третье поколение во многом вдохновлено эстетикой классической культуры, характерной для классицизма и романтизма. То есть, первое поколение - это бездушный ширпотреб "под попкорн"\ всякая непристойная и некрасивая постмодернисткая дичь, второе поколение - более адекватные и глубокие произведения со смыслом, третье поколение - очень глубокие с эстетической\духовной точки зрения произведения. И да, границы поколений очень сильно размыты - 2011, например, вполне можно относить к нулевым, а Nier Automata - игра которую можно отнести к ко второму или третьему поколению, вышла аж в 2017 - в самый разгар первого поколения.
emmillydzx
emmillydzx#
аниме это кал
堕天使月光
堕天使月光#
Интересная и высокодуховная робота
Мне 20 и я между 3-4 поколением забавно
堕天使月光
堕天使月光#
@arazul, Единичный тайтл не меняет всей картины
堕天使月光
堕天使月光#
@Llama, Согласен но логично и схоже на истину
Я обдумывал после прочтения и я верю а насчёт статистики и ссылок то здесь оригинальная робота со своей теорией (я не находил раньше роботы на эту тему но уверен и раньше задумывались
99telepath99
99telepath99#
о спойлерах можно было и предупредить...
Asken
Asken#
Непонятно как связано 2 поколение и 3 поколение. И какое влияние оказывали 2 поколение на 3, кроме вот этого абзаца:
Может в следующий раз представителю второго поколения вместо того, чтобы заставлять ребёнка учить задания ради наивысшей оценки, подойти и спросить, что ему нравится, что он хочет, что его волнует.
Ведь из этого просто можно вывести вывод, что из-за гиперопеки 2 поколения, 3 поколение стремились к свободе, что и отражается в идеях " я особенный"(твой пример с геройкой и похожими произведениями), и стремились уйти в другие миры, где нету их бытовых проблем. Что и выливается в теже исекаи, и другое фентези. Причем можно вспомнить синдром восьмиклассника как частный случай.
На мог взгляд, в евангелионе очень сильно поднимаются темы проблем гиперопеки 3 поколения, 2 поколением и к чему это приводит(в лице Синдзи).
И непонятно, зачем этот абзац?
Дети без родителей — checked ✓Сложные отношения с отцом — checked ✓Забота о родителях (Синдзи прибирается в комнате Рей, которая является клоном его матери) — checked ✓Личностные проблемы — checked ✓Внутренний мир и переживания персонажа — checked ✓Крутая анимация и прорисовка персонажей идут бонусом.
Ведь можно проще сказать: в еве поднимаются проблемы между поколениями и особенно явно в виде Синдзи, который пытается уйти обстрагируется от своих ежедневных проблем и пытается сбежать от них.
Причем на еву также повлиял терракт в Токийском метро в 1995 году. Из-за чего японское общество чувствовало себя незащищенным(ибо в следующий день это могло произойти и с тобой), что и выливается в ангелов, которые с легкостью могли уничтожать города.
Герои опускаются вниз по шахте и находят там всяких странных существ. Есть некоторые отголоски Minecraft - копать всё ниже и ниже
Это относится так же к 3 поколению и не только попыткой уйти в другие миры, но и уйди в самое "неизведанное". Их привлекают другие миры, не только в других вселенных, но и на своей планете.(глубины океана и т.д.)
Не совсем знаю насколько тут повлияли сами работы Лавкрафта на 3 поколение. Но я прекрасно знаю, что он родоночальник концепции об "неизведанном" и вдохновитель жанра хоррор(ибо первый чужой был вдохновлен Лавкрафтом).
Так Бездна это носитель концепции "неизведанное", где мы спукаемся все глубже и глубже, встречаясь со всякими необьяснимым. Рекомендую прочитать его предыдущую работу Звёздные нити ,чтобы точно понимать, что автор хочет показать в Созданном в бездне.(И это точно не фетиши, это скорее его личная болячка, не имеющая ничего общего с основной концепцией)
P.S. Рекомендую ознакамливаться с материалом чуть подробнее.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть