c.Albedo
онлайн 20 апр. 2024

Отзывы

Однажды в Токио
21 / 12
Трое бездомных обнаруживают на помойке брошенного ребенка, в котором каждый из героев находит какую-то часть, отражающую его самого. Они по разным причинам хотят найти родителей малыша, и в ходе поисков сталкиваются с незнакомцами и впутываются в комичные, а зачастую и трагичные ситуации, которые однако разрешаются по-рождественски светло. Драма здесь не угнетающая, она… добрая? Ведущая к чему-то светлому, как подобает рождественской истории о маленьком чуде.

Просмотр фильма можно сравнить со своего рода эмоциональными американскими горками: серьезные разговоры, лишенные тем не менее напускной важности (чем порой увлекаются создатели тайтлов, подавая очевидные мысли за нечто сверхгениальное) и оттого выглядящие настоящими, быстро разбавляются комичными ситуациями, которые в свою очередь сменяются новыми серьезными разговорами.

За полтора часа фильму удается рассказать добрую, цельную историю про… да много про что. Это и искупление собственных ошибок троицы основных героев и нескольких второстепенных; и осознание, что семья — это не одни лишь родственные узы; и поиск счастья и своего места в обществе, даже если тебя из него вычеркнули.
Каждая встреча с незнакомцами раскрывает характеры героев и по чуть-чуть меняет их, исцеляет душевные раны так, что герои символично перерождаются.

Анимация… ну, она прекрасна. Всё, от мимики лиц до движения автомобилей, выполнено на великолепном уровне, как и музыка, под стать рождественской сказке.
Очень удачным решением было посмотреть фильм аккурат после Рождества, его не стыдно глянуть и всей семьей, чтобы насладиться замечательной, захватывающей историей.
Волчьи дети Амэ и Юки
2 / 40
Если отключить мозг до арки с бурей, то потом усилия вознаградятся — написана вторая часть хорошо, законченно, с нужным эмоционалом. Вообще, смена поведения Юки и Амэ с детских 4-5 летних на противоположные в конце мне понравилась, это тоже плюс.

Но вот первая часть — ужасна, когда задумываешься над сюжетом.
Ты не веришь происходящему, потому что автор дает настолько наивный ответ на
откуда у Ханы деньги на проживание в квартире в Токио на протяжении нескольких лет с двумя детьми, а потом еще на аренду дома и проживание в нем в дальнейшем? Автор говорит, что это все накопления бати детей, но черт возьми, он был разнорабочим, откуда у него целое состояние?
, насколько это вообще возможно.
Пара других вопросов, влияющих на дальнейший сюжет:
как батя попадал на лекции, если у него пропуска в институт нет? Даже в библиотеку нужен пропуск. Да и зачем ему слушать лекции по философии? Только чтобы встретиться с ГГ? А когда встретился, на лекции уже и не ходит вовсе. Видимо, наслушался. Вот что бывает, когда очень хочется выдумать условия встречи героев, но думать при этом не хочется.
почему Сюхэй учуял волчий запах Юки, если никто больше этого не ощущал? Откуда такое сверхъестественное чутье?

Да, еще забавна реакция Ханы на то, что перед ней человек ПРЕОБРАЗИЛСЯ В ВОЛКА. Этой реакции нет, ей пофиг, так, просто перехватило дыхание, на следующей странице уже потрахушки. А еще ее ничуть не удивило (ой, она опешила), что парень принес в дом живого фазана, разделал его и сварил лапшу. Вот вообще ни разу не удивительно, обычное для нее дело.

В целом могу посоветовать прочитать, благо новелла короткая, осиливается за пару часов максимум.
Секреты
2 / 50
4-е по счету (если верить английской википедии) произведение Еру Сумино — автора известной новеллы Kimi no Suizou wo TabetaiЯ хочу съесть твою поджелудочную. Удалось ли ему повторить успех первой работы если не в кассовом плане, то хотя бы в художественном? Скорее нет, чем да.

Что "Поджелудочная", что "Секреты" содержат одну и ту же проблему: недосказанность. Правда, в первом случае она встречается дважды и никак не влияет на дальнейший сюжет. Речь о том, что
Сакуре кто-то признался в любви. На этом сделан акцент, но в будущем эта тема не всплывет. Как и на том, что девушка принесла в отель кучу таблеток и шприцов, но ни разу ими не воспользовалась (по крайней мере, читателям намеков не давалось).

Данное же произведение не просто копирует этот недостаток, а усиливает его так, что вызывает несостыковки в сюжете.
Примеры, когда это происходило.
  • Зука подарил колокольчик Элли/Миязато, как следует из окончания главы 3. Или она подарила ему колокольчик, не суть важно. Колокольчик равносилен признанию в любви, и к чему это привело? Ни к чему. Ни в следующей главе от лица Зуки, ни в последующей главе от лица Элли этот эпизод более не появится, как будто его не было вовсе. Хотя он должен изменить восприятие как минимум одного из героев. Но они делают вид, будто никто никому не признавался.
  • В главе 4 Мики признаются в любви, но она морозится. Почему она так поступила? То ли потому что любовные отношения со временем вытеснят дружеские и она этого не хочет, то ли потому что она влюблена в Кё — неизвестно, но на этом, как и в "Поджелудочной" делается акцент, при этом в дальнейшем не развивая тему.
  • Мики предлагает Кё поступить к ней в институт. При этом всю главу всплывает мысль, что она предложила это, потому что влюблена в него. Однако потом раскрывается, что Мики убеждена, что Кё влюблен в Элли. Зачем тогда однозначно разъединять их, если стоило предложить ему поступать в ВУЗ Элли, а не её? А сделано это ради интриги — к сожалению, пустой.

Хуже выполнена и художественная часть работы (или же Истари удалось все так хорошо завуалировать, что недостатки не бросались в глаза). Например, 8 раз подряд автор пытается донести до читателей далеко не самую сложную для восприятия мысль:
спойлер
— Ты хороша такой, какая есть.
— Говорю тебе, ты хороша такой, какая есть, — машинально повторил я.
Наверное, я имел в виду вот что: «Ты помогаешь нам намного больше, чем думаешь, просто будучи собой».
Я хотел донести до Элли, что она помогает нам всем, просто будучи собой.
— Ты не странная. Ты хороша такой, какая есть.
— Так что тебе не нужно меняться. Ты неповторима, не извиняйся за это.
Она уже была замечательной, и я не хотел перемен, вот и все.
— Микки и я… мы не считаем, что ты должна измениться, вот и тебе не нужно беспокоиться об этом.
(Это не ошибки перевода на русский, в официальном переводе на английский от Seven Seas 5 раз повторяется одна фраза: “You’re fine the way you are.”)
Метафора о поведении Мики используется в разных вариациях 4 раза за книгу:
спойлер
Я из тех девушек, что ставят цель и мчатся к ней напролом точно бык.
Подруга имела обыкновение сверхконцентрироваться на вещах перед собой и рубить по необходимости все отвлекающие факторы.
Как только она отмечала желаемое, то уже неслась к нему, точно самонаводящаяся ракета, и уже никто не мог ее остановить.
— Ты ведь знаешь ее — как только устанавливает перед собой цель, несется к ней напрямик.

К интересным особенностям работы стоит отнести «способности» ребят. Каждая уникальна и связана с проблемами, встречающимися на жизненном пути подростков.
В плюсы можно записать, например, и полное отсутствие описания внешности персонажей, что ныне встречается в ранобе крайне редко. Обычно авторы пихают хоть что-нибудь, пусть даже самое клишированное – цвет волос, рост, «ауру». Здесь же мистер Сумино, как и в первой работе, отказался от этой затеи.

Пусть отзыв скорее
если начистоту, то от большинства ранобе камня на камне не останется, если разбирать по кусочкам
, тем не менее данное произведение на фоне большинства смотрится на порядок лучше, несмотря на довольно детские мысли и конфликты. Может, я просто не попал в
13-17 лет
, поэтому и темы, тут раскрывающиеся, кажутся простыми, однако от прочтения можно получить удовольствие.
Добро пожаловать в класс превосходства
99 / 961
Примерное время чтения: 15 минут
Есть спойлеры
Что будет, если автору очень понравилась придуманная концепция квазиницшеанского сверхчеловека в антураже школы на выживание, но не понравилось придумывать всё остальное? Получится произведение под названием «Добро пожаловать в класс превосходства».
Чтобы в этом убедиться, стоит разделить всю историю на 3 составные части и оценить каждую из них:
  • сеттинг (мир, в котором происходят события, и законы, по которым работает данный мир)
  • персонажи (кто действует в истории)
  • сюжет (что происходит в истории)

Сеттинг


В каком же мире происходят события истории?
Автор в точности описывает современную Японию, но с тем лишь отличием, что там уже около 10 лет существует старшая школа КоИку с уникальными условиями, о которых вкратце сказано в описании тайтла:
  • Поддержка на государственном уровне, ежегодное финансирование на миллиарды йен
  • Собственная экосистема, включающая учебные корпуса, спортивные сооружения, общежития с проживанием в 1-комнатных (раньше 2-комнатных) квартирах, торговый центр
  • Запрет контактов с родными и друзьями
  • Бесплатное обучение (в Японии за старшую школу обычно нужно платить)
  • И главное, возможность гарантированного поступления в любой университет или работу.
На самом деле кроме данной школы есть ещё один нюанс: этот мир, который вроде как наш, упрощён до предела, а концепция школы доведена до абсурда. Проявляется это в следующих четырёх глобальных моментах:

1. На протяжении десятилетия никто не узнал правду о школе и её лжи
Учитывая уникальность школы, она будет привлекать внимание хотя бы в силу своего существования. Все захотят узнать, что там творится. Кому-то чтобы уничтожить авторов проекта, кому-то чтобы прославиться в газетах как выдающийся журналист, а кому-то из-за банального любопытства.
А творится тут удивительное. Каждый год формируется 4 класса, которые бьются друг с другом на экзаменах, зарабатывая или теряя рейтинг. От рейтинга класса зависит количество начисляемой каждому ученику валюты, на которую можно купить всякое или сохранить после выпуска (это те же йены, но называются иначе).
Одно это уже взбудоражит людей, но главной тайной школы является тот факт, что лишь лучшему классу доступна возможность поступить в любой ВУЗ или устроиться на любую работу. Остальные же изволят проследовать в известном направлении.
То есть школьники, рассчитывавшие на социальный лифт после выпуска, оказываются обманутыми. Стоило бы предполагать, что сколь-нибудь длительное время скрывать правду не представляется возможным.
Тем менее раз за разом на протяжении 10 лет происходящее внутри остается тайной, и самый важный секрет школы снова и снова оказывается неприятным сюрпризом для всех поступивших.
— Это не совсем так, Хирата. Исполнить свои мечты можно только пройдя путь до класса А. Остальным ученикам школа ничего не гарантирует.
— Это… Я никогда об этом не слышал! Абсурд! [т.1]

— Все люди, которые поступали в эту школу, хотели воспользоваться определенными привилегиями.
Вместо недовольства, Хорикита была озадачена. Изначально нам говорили, что мы можем гарантировано поступить в любой университет или же поступить на любую работу после выпуска с этой школы. Конечно же, многие ученики ожидали именно этого, когда поступали сюда. [т.3]

Скорее всего, она [Ичиносе] говорит о той рекламе школы: «99.9% учеников получают гарантированное трудоустройство и успешное образование». Например, если бы я захотел стать профессиональным баскетболистом, но у меня не хватало опыта, школа нашла бы способ подтолкнуть меня на профессиональный уровень. [т.4]

— Подобное не редкость. Ведь поступающие в эту школу сперва видят лишь привилегии, связанные с их выпуском. Никто не будет ожидать, что он окажется в подобной конкурентной борьбе. Поэтому большинству людей покажется это трудным. [Ибуки, т.4.5]

— Ну, что касается меня, думаю, я была одной из тех, кого привлекла реклама школы, понимаете? Если школа обещает работу или дальнейшее образование после выпуска, тогда почему бы не поступить сюда? Pазве этого недостаточно, чтобы мотивировать большинство людей? [Харука, т.6]

Тем не менее первый мой просчёт прояснился уже после поступления в эту школу. Я могу поступить или пойти работать туда, куда захочу, лишь в том случае, если выпущусь из класса А. Другими словами, если ты учишься в классе В или ниже, то такая привилегия тебе не доступна. [Мацушита, т.11.5]

— О, да, эта школа действительно хороша. Благодаря огромным денежным средствам, выделенным правительством, здесь даже построили подобный торговый центр. Если кто-то узнает правду, то многие будут возмущаться, что это просто пустая трата денег. Сотни миллионов долларов вливаются в это место, словно обычная вода. Тем не менее, большинство думает, что эти деньги нужны исключительно для воспитания детей, из-за чего так небрежно соглашаются с этой тратой… [врио директора Цукиширо, т.11.5]
Залатать эту дыру, кстати,
Сократить время существования школы с 10 до 3 лет. В таком случае к моменту поступления Аяно школу покинули только отчисленные из параллелей Манабу Хорикиты и Нагумо Мияби. И уж поверить в пару десятков выходцев куда проще, чем в сотни и даже тысячи выпускников, разгуливающих на свободе на протяжении десятка лет, но не поведавших ни слова о случившемся. При желании небольшую дыру с отчисленными, опять же, можно легко залатать, сказав, что они отправляются в другую закрытую (но уже обычную) школу, потому что им всё-таки нужно закончить среднее образование. Тогда перед зачислением ГГ школу вообще никто не покинул, и, само собой, поколение Аяно знать не знает о происходящем внутри, что не вызовет никаких вопросов к мироустройству
, но автор пожертвовал логикой в угоду драматическому моменту раскрытия правды о КоИку.

2. Часть учеников заранее слабая
Несмотря на тщательный выбор кандидатов, в школу попадают разные люди, далеко не всегда умные, а зачастую это самые заурядные личности. Но среди 4 классов есть особый класс D (в который попал ГГ). Он состоит в большинстве своем из проблемных учеников. Зачем же они нужны? Они служат боксерской грушей для других классов. Об этот класс D все другие классы вытирают ноги, не считают за людей и всячески унижают.
— В этой школе все ученики распределяются по классам, в зависимости от их ценности. Лучшие попадают в класс A, самые худшие – в класс D. Такая система используется и в большинстве обычных школ. А значит класс D – сборище отбросов. Это значит, что вы худшие ученики, забракованные этой школой. Заслуженный результат для ущербных учеников. [Чабашира, т.1]

— Ого… как же страшно. Из какого вы класса? Ох, можете не говорить. Дайте угадаю… класс D, верно?
— И че?
Второгодки переглянулись между собой и снова рассмеялись.
— Ты слышал? Он из D! Да это ясно по одному лишь его виду!
— Да? Что вы хотите этим сказать, а? — Судо вконец разошелся, и парни отступили на шаг.
— Вы такие жалкие, можете остаться на этот раз. Идемте.
— Сбежать решили?
— Кто тут лает? Ничего, впереди вас ожидает ад. [т.1]

— У всех учеников в классе D есть недостатки. Если я буду выражаться словами других людей в этой школе, то: «Класс D — сборище дефектных людей». Ты же, наверное, тоже это поняла, верно? [Чабашира, т.2]

— Ты должен понимать иерархию в этой школе, которая полностью основана на заслугах. У учеников класса D вообще нет никаких прав. Такие, как ты, должен вести себя послушно и не открывать свой рот. Исходя из этой точки зрения, существует лишь 2 класса: все мы — в A классе и вы, D класс. [Ноунейм, т.3]

— Я не могу простить этого. Не просто первогодка, ты ведь еще и из класса D, верно?
— Это, эмм... правда, но... но я не пялилась...
— Не лги мне. Это ведь ты врезалась в нас, а потом еще и разозлилась. [т.7.5]

Не в силах побороть такую абсурдную по своей сущности систему отбора, классам D оставалось вечно плестись в конце и даже не мечтать о первом месте, о чём неоднократно напоминает автор.
— Раньше классу D никогда не удавалось продвинуться выше. Все потому что школа сразу вешала на него ярлык слабого и выталкивала с арены. Как вы собираетесь с этим справляться? [Чабашира, т.1]

— Если просишь вопросы к тестам у совершенно незнакомого, ты должен быть в отчаянии. Все-таки школа исключает любого, кто не сдаст. Я потерял уже практически всех своих друзей. [ученик класса 3-D, т.1]

— …Тем не менее, этот специальный экзамен... известный как «Бумажная лотерея», обычно приводит к тому, что в среднем с параллели происходит одно или два исключения. Большинство из них, как правило, являются учениками класса D… [Чабашира, т.6]

— …за три прошедших года, что провела в этой школе, я ни разу не видела, чтобы классу D удавалось так долго избегать исключений. Молодцы. [Чабашира, т.6]

— …более того, классы D второго и третьего года по-прежнему выглядят довольно жалкими. [Юкимура, т.6]

Это именно то, что хочет слышать Чабашира — переход класса D в класс A. За всю историю школы такого прецедента ещё не было. [т.11.5]


Параллельно продвигается мысль, что никто не попадает в эту школу просто так, к каждому нужно найти свой подход, чтобы раскрыть его потенциал:
— Конечно, я не спорю, ты способная ученица. Однако цель школы – создавать идеальных людей. Это первое, что мы объяснили, еще на вступительной церемонии. Обдумай это спокойно. Полагаешь, поступил бы сюда кто-то вроде Судо, если бы мы принимали учеников только по их умственным способностям? [Чабашира, т.1]
И вот здесь появляется проблема. С одной стороны, классы D никогда ничего не добивались. С другой — при правильном руководстве даже они на что-то способны. Но рассуждения о потенциале работают исключительно для класса ГГ, в то же время прошлые классы D были обречены на нищенское существование ввиду отсутствия у них такого человека.
Иными словами, КоИку десять лет подряд принимала убогих, которые к концу обучения такими же убогими и оставались. Как будто школа просто находилась в ожидании того, кто всё-таки направит их, а в это время тратила на бесполезных ресурсы и не принимала вместо них хотя бы обычных учеников.

Бесконечные намеки на ничтожность прошлых классов D сделаны с одной целью: возвеличить Аяно, который впервые смог сделать невозможное. Он раскрыл потенциал лузеров, отсталых и убогих и сделал из них лучший класс, чего не смог никто до него.
Ведь если сказать, что классы D такие же, как и все, и они тоже выпускались из А, то пропадет основание подчеркивать крутость ГГ.
Поэтому автор делает свой мир менее правдоподобным в угоду восхищению главным героем.

3. Первогодки ничем не интересуются
Другое упрощение состоит в том, что вновь прибывшим нет ни малейшего дела до правил… нет, до самого устройства школы. Какое к черту устройство, у них куча денег на руках, все бегом в магазин. Никто с первых дней не стал интересоваться подробностями работы, возможностями и ограничениями. Кушида и Хирата не общались со старшеклассниками и ничего не спрашивали. Всем было всё равно, что они попали в самое таинственное образовательное место в стране. В результате спустя месяц (!) им рассказывает учитель (!!), что поведение влияет на рейтинг класса, и свой рейтинг они уже опустили до нуля.
Всё бы не выглядело и вполовину так нелепо, если бы после 1-й недели Хирата/Кушида забежал в класс с воплями «А знаете, что я узнал?!». Но было уже поздно.
Это упрощение нужно для драматического эффекта и завязки сюжета, ведь никак иначе его в таком виде не построить. И автор считает совершенно нормальным полнейшую незаинтересованность первоклассников и настаивает на такой постановке до конца, когда подводит итог 1-му году обучения и началу 2-го.
Да, именно так. Конечно, изначально мы оказались в классе D, но ведь все классы начинали одинаково. Если бы мы сразу поняли всю ситуацию, в первый же месяц, то, скорее всего, положение нашего класса не было бы таким ужасным. [т.11.5]

В прошлом году все в классе D поначалу были озадачены хорошим отношением после поступления сюда, но вскоре мы столкнулись с проблемами. Правда, в этом не было ничего удивительного.
Каждому классу на первом году обучения вначале даётся ровно 1.000 классных очков. Другими словами, это эквивалентно 100.000 приватным баллам для каждого ученика. Одноклассники подумали, что такую сумму они будут получать каждый месяц, так что принялись покупать всё, что только хотели. Кроме того, опоздания и прогулы почти сразу же стали обычным явлением, а на занятиях постоянно были как посторонние разговоры, так и спящие ученики.
Серьёзные же ученики сосредоточились исключительно на индивидуальных результатах, так что не обращали внимания на окружающую обстановку. Конечно, можно найти причины этой неосторожности, но основная была в том, что школа решила оставить детей в покое. Если учитель не обращает на это внимание, то и учащиеся не будут этого делать.
Вообще, это можно было бы даже назвать первым «специальным экзаменом», который приготовила эта школа. Это был способ проверить, способны ли ученики заметить разницу между своим текущим положением и тем, что было во время обязательного образования в начальной и средней школах.
[т.12]

Но ладно бы после завязки эта проблема пропала. Нет, мгновенное отрезвление в т.1 не сильно пошло на пользу, и никто по-прежнему ничего не стал выяснять:
  • Ученики спустя 3 месяца гадают, за что начисляют баллы и какие могут быть штрафы за исключение.
    — Считаешь, школа такого не предусмотрела? Ученики получают вычеты за разговоры на уроке и опоздания. А тут их исключают, потому что никто им не помог. Как думаешь, какой вычет нам за это грозит?
    — Ну…
    — Само собой, у нас нет точной информации. Но тебе не кажется, что вероятность есть и она большая? Сотня? Тысяча? Возможно, у нас заберут десять или даже сто тысяч баллов. В таком случае прорваться в класс А станет еще труднее. [т.1]

    — Другими словами, ты думаешь, что наши баллы могут сильно поколебаться во время летних каникул?
    — Да, конечно. Думаю, там будет скрытая задача, которое имеет большое влияние на нас, чем промежуточные экзамены. В противном случае разница между классом А и нами была бы не так уж велика. Мало-помалу, мы могли бы уменьшить этот разрыв. [т.2]

    — Хм… мы все еще не знаем, сколько баллов у нас вычтут за потерю ученика, — ответила Хорикита равнодушно. [т.2]

    Кроме того, нам слишком мало известно о том, как еще можно получить баллы на этом этапе. Если наши шансы получить баллы будут расти до тех пор, пока Судо остается в классе, то это, определенно, благотворно подействует на общие усилия. Хорикита погрузилась в молчание. Возможно, сейчас она обдумывает другие варианты увеличения классных очков. [т.2]
  • Они плывут на корабле и удивляются «внезапному» проведению экзамена на острове, хотя в разговорах со старшеклассниками эта тема не могла не всплыть, и семпаи не могли не предупредить, что в прошлом у них была подобная ситуация и тогда был экзамен.
    — Давайте приступим к первому специальному экзамену в этом учебном году.
    — Ха? Экзамен? Что вы имеете ввиду?!
    Как только мы узнали про это, не только Ике, но и все остальные люди во всех классах были шокированы. Ровно до этого момента все думали, что это лишь обычное путешествие. Это было похоже на внезапное нападение. Однако, как я и предполагал, каникулы здесь были под контролем школы. [т.3]

    — Но, сенсей… это же должны быть наши летние каникулы. Мы же приехали сюда именно под предлогом путешествия. Вам не кажется, что участие в экзамене, где нужно выживать — это не совсем честно?
    Некоторые ученики, наконец, вспомнили, что можно протестовать. За ними последовали и остальные.
    — Да, вы правы. Я полностью понимаю ваше недовольство.
    В отличие от Ике, Машима-сенсей признал некоторые замечания учеников. Только он все равно ничего с этим не делал. Всеобщее недовольство было очевидным. Мнения учеников и учителей были слишком разные. [т.3]
  • Не могут оценить количество будущих экзаменов, хотя опять же есть старшеклассники и есть возможность прикинуть.
    — Мы до сих пор не знаем, сколько специальных экзаменов нас ожидает до выпуска. [Ичиносе, т.4]
  • Рьюен пошёл самолично замазывать камеру, чтобы узнать их режим работы, породив при этом дыру.
    он не пошёл бы сам марать руки, а заплатил нужному человеку или своему учителю и выяснил всё необходимое, тем более что неизвестно, знает учитель ответ на его вопрос или не знает, может его сказать или не может. Ну а дыра появилась, когда он закрасил камеру и заплатил 100 классных очков (узнав нужную информацию), а когда сделал то же самое вновь, то никаких классных очков уже не платил, а школа почему-то согласилась разделить штраф с классом Д, хотя на самой камере видно, что её закрасил именно Рьюен. К чему этот странный заход, если можно было избежать дыры, всего лишь написав, что Рьюен узнал про штраф и режим работы, используя деньги, а потом этот штраф единожды и заплатил, когда замазал камеру на крыше.

4. Старшеклассникам нет дела до первогодок
Пофиг оказывается не только первогодкам.
Взглянем на ситуацию со стороны старшеклассников, которые отучились уже год или два и многое понимают. Перед ними появляется партия новичков, не знающих ничего, но имеющих деньги. Интересно, сколько времени пройдет, прежде чем к лидерам классов 1-го года обратятся старшие с коммерческим предложением рассказать о местных устоях за некоторую плату? Причём инициатива бы шла именно от старшеклассников, потому что если не свяжешься ты, то свяжется кто-то другой, а ты останешься с носом.
Однако семпаям нет никакого дела до того, чтобы делиться накопленным опытом пребывания в КоИку.
Кстати, подстроенной ситуации с 0 очков класса D не было бы ещё и по этой причине. Первым же делом после начала нового года семпаи бесплатно бы предупредили кохаев, что стоит вести себя хорошо на уроках. Причём вовсе не доброты ради, а исключительно из практических соображений. Всё-таки это ходячие кошельки, и на ровном месте терять их будет крайне неудобно.
Само собой, какая-то информация вроде того, как устроен рейтинг классов и как его можно изменить, будет известна всем и так. А вот подробности того, какие дыры есть в школьных правилах, на что обращать внимание при подготовке к экзаменам и т.д. станет передаваться за плату между лидерами классов разных годов. Причём передаваться будет не только опыт самих семпаев. Они в свое время тоже были первогодками, и с ними тоже связывались старшеклассники. Таким образом, поколению ГГ передался бы опыт существования 10 предыдущих поколений учеников КоИку, а не 1-2. В том числе и то, какие экзамены проводились раньше и какие стратегии применялись.
Несмотря на то что семпаям вроде как запрещено разглашать информацию о своих прошедших экзаменах (но автор забудет про это в продолжении), утечек избежать невозможно. В конце концов, всегда можно завуалировать явное под неявное.
Но самые главные продажи будут связаны не с прошлыми экзаменами, а будущими, которые разрабатывает в том числе и ученический совет. Так бы произошло с экзаменом т.3, разработанным уч.советом. Для всех стало полной неожиданностью его проведение, что довольно глупо. Уч.совет наладил бы контакт с лидерами первогодок и передал некоторые подробности — такие, что позволили бы классам сэкономить и сохранить часть классных очков. За справедливое вознаграждение, само собой.
В целом, в какой-то степени можно было бы закрыть глаза на отсутствие продаж особой информации, на коррупцию уч.совета. Но автор в угоду дешевым драматическим эффектам совершенно игнорирует существование обыкновенных бытовых разговоров между людьми разных учебных годов, из-за чего просто невозможно представить, как 3 из 4 классов первогодок теряют кучу баллов в первый месяц, а потом удивляются экзаменам.

Вывод:
Сеттинг в своей основе лишен всякого здравого смысла и упрощён до необходимого минимума, поэтому
  • Нет обиженных учеников, исключенных по несправедливости системы; нет желающих отомстить за обман; нет желающих подзаработать и продать секреты; нет оппозиции школы
  • Нет у первогодок желания узнать о происходящем, скрытых правилах и лазейках
  • Нет у старшеклассников желания продать секреты

Персонажи


Как понять, хорошо прописан персонаж или нет? Интересен ли он?
На мой взгляд, интересный персонаж этот тот, кому веришь. Такого персонажа можно понять (но не обязательно принять). Понимание создается разными приемами, о которых пойдет речь ниже.
И с персонажами у автора Класса Превосходства случилась самая настоящая беда. Он не умеет их прописывать, не умеет пользоваться нужными приемами, из-за чего прибегает к упрощению.
Интересный персонаж для меня характеризуется убедительной предысторией, у него есть желания и страхи, он проявляет разные стороны своей личности. Ничего из этого нельзя сказать ни про одного из действующих лиц произведения.

1. Предыстория
Предыстория — это зеркало в прошлое. Способ показать, что перед нами личность, у которой есть своя собственная история, которая просто на время пересеклась с историей главного героя. Предыстория определяет как нынешнее состояние персонажа, так и его будущее. Персонаж без убедительной предыстории будет выглядеть словно специально втиснутым в повествование для выполнения определённой авторской задачи.
Что же не так с предысториями персонажей КП?
  • Есть, скажем, Судо.
    Он хочет быть баскетболистом. У него случилась какая-то проблемная ситуация, из-за которой он не получил рекомендацию в какую-то старшую школу, где была какая-то очень хорошая баскетбольная команда.
    Очень ли это интересно? Вряд ли, ведь мы ничего не знаем о том, что случилось, почему он захотел именно в ту школу и так далее.
    Идём дальше. Судо не любит своих родителей: его бросила мать, а отец работает уборщиком. Он называет их ничтожествами. Ну, про мать сказать такое можно. Но почему отец тоже ничтожество? Потому что работает уборщиком? Судо презирает уборщиков? Почему? А что он думает про охранников или продавцов? Они тоже ничтожества, или ему не нравятся именно уборщики? А если Судо презирает отца не из-за профессии, а из-за поведения, значит, он делал что-то мерзкое? А что именно? Может, он после работы выпивал и мешал Судо учиться? Или посылал Судо за выпивкой? Или они с отцом проживали в съемной квартире, и арендатель регулярно требовал отца заплатить, иначе выселит, отец в слезах умолял повременить, после чего напивался и заставлял Судо искать деньги?
    И мне, как читателю, может, очень хочется узнать детали жизни Судо, вот только автор считает, что сказать «Мой отец был уборщиком. Мне было тяжело смотреть на это зрелище» достаточно. Такого рода упрощенное описание прошлого ни разу не играет на Судо, скорее наоборот.
  • Другой пример, Каруизава.
    В средней школе её за что-то начали мучить. Да, именно за что-то. Никакой конкретики, что привело к этой трагичной ситуации. Над ней просто начали издеваться. Можно предположить, что она вела себя вызывающе, прямо как в начале истории, и может даже это правда. А может и нет. А может она одевалась не под стать остальным? Или она выросла в очень религиозной семье, из-за чего в классе перед обедом ей приходилось читать молитву — громко и не обращая внимания на остальных (привет, 1Q84)? Автор не посчитал нужным вставить подробности. Я вынужден за автора объяснять себе, что случилось с Кей и почему мне не должно быть всё равно на неё.
  • Ещё один пример — история Хираты.
    Раньше он был тихим мальчиком, боявшимся помочь страдающему от издевательств другу из-за опасения занять его место. Потом друг почти успешно совершил суицид, и издевательства продолжились, но уже над другим человеком, из-за чего Хирата взбесился. Он так сильно боялся буллинга в свой адрес, что перестал общаться с другом (связывало их целое ничего, ну то есть общая дорога домой), а потом… ну, перестал бояться и силой подчинил класс. Обидчиков было больше, они были сильными, поэтому слабый Хирата победил их… как-то… где-то за кадром. Из-за такой недосказанности в переход от тихони до маньяка слабо верится.
  • Не менее плохо обстоит дело с Ичиносе.
    Она жила в бедной семье без отца, сестра захотела подарок, мать не смогла на него заработать, и Хонами его украла. Этой истории не веришь уже хотя бы потому, что мне приходится самому придумывать причины, почему умная и популярная девушка решилась на кражу, а не устроилась на подработку, занялась репетиторством или хотя бы попросила у подруг в долг. При этом семья у неё не просто бедная, а аномально нищая: мать не могла заработать на подарок стоимостью ~10к йен, что по меркам Японии копейки, однако бедное прошлое никак не проявляется в поведении Ичиносе — скорее наоборот, она до абсурдного щедрая (см. матч по водному волейболу в т. 4.5).
В результате получается, что описанным историям либо недостает деталей, либо истории изначально недостоверны. Отсутствие грамотно составленной предыстории — это для меня один из ключевых маркеров пустого персонажа: в нем не чувствуется жизни, он всего лишь отыгрывает роль.

2. Наличие мечты
Люди, если речь идет о полноценно прописанных персонажах, обычно чего-то хотят, о чём-то грезят.
Разумеется, кому-то такая цель не нужна — кто-то просто хочет начать всё заново (Ичиносе, Кей, Кушида), у кого-то причина в близких (Хорикита). Для них вопрос о будущем, в самом деле, ставить не совсем корректно. Но так ли нужно прописывать мечты остальным?
Оставляя в стороне замечание, что интересный персонаж так или иначе живёт ради чего-то, а не просто так, вспомним вот о чём.
Эта школа далека от понятия обычной. Поступая в КоИку, ученики не просто переходят в школу рядом. Они на долгих 3 года уходят из родного дома (а некоторые вообще приехали с другого конца страны), покидают близких и друзей без возможности связаться с ними. Надо ли говорить, что подросток не может просто отказаться от дома и друзей. На это должна быть внятная и весомая причина.
Но среди 70 персонажей я не могу вспомнить никого, кто шёл в школу с какой-то конкретной целью. Выходит, они поступили просто так, по приколу. Просто так покинули дом и друзей.
У автора выходит, что все вокруг желают отказаться от всего ради ничего. Они поступили в школу, потому что потом смогут бесплатно поступить в ВУЗ, а это им нужно, чтобы просто поступить в ВУЗ. За этим выбором нет истории, нет вообще ничего.
За персонажами было бы куда интереснее смотреть, если бы они дрались за класс А не просто потому, что ну это же класс А, а потому что хотят с его помощью исполнить свои цели и мечты.
Удивительная ситуация: автор сделал готовый инструментарий для раскрытия персонажей (загнал всех в специфические условия школы), но как будто даже не понял этого.

3. Разнообразие
Люди (настоящие) испытывают разные эмоции. Радость, злость, грусть, удивление. Они не ходят все время с одним и тем же лицом. Чего нельзя сказать про действующих лиц Класса Превосходства.
Чтобы персонажей хотя бы 1-го плана можно было как-то отличать, автор дал им разные модели поведения, с которыми они и ходят всё время: Сакура скромная, Кушида лицемерная, Рьюен хитрый, Сакаянаги надменная, Коенжи сумасбродный и т.д.
Но, как будто этого мало, автор довел до абсолюта эти черты, потому Сакура не просто скромная, она самая скромная из всех, кого вы только знаете. Кушида лицемерная настолько, что лицемерие сквозит в каждом её действии. Рьюен хитрый до утомления буквально в каждом своем действии. Сакаянаги всегда ходит с надменной рожей. Ичиносе в любой ситуации добрая.
  • И мне бы, скажем, хотелось узнать побольше про Кушиду, но всё, что может предложить автор, это «Кушида — лицемерная. Нет, вы не поняли, она лицемерная. Что ещё о ней известно? Ну, раньше она была умной, но кто-то оказался умнее, поэтому Кушида стала лицемерной. Наверное, стоит подчеркнуть, но она лицемерная». И нам каждый раз говорят, что Кушида двуличная, у неё кроме двуличности вообще ничего нет. В этом весь её персонаж.
  • Весь персонаж Сакаянаги просто ходячая надменная картонка, которая по какой-то причине считает себя гением, однако ничем творческим (1-й признак гения) не занимается в принципе, то есть просто помешанная. При этом она знает, что ГГ единственный прошёл программу секретной школы до конца, но всё равно считает, что он не гений или гений, но бракованный. Поэтому она хочет узнать, кто гениальней, через… решение школьных ребусов и шахматы. Прямо представляю, как она мучает этой же фигней Паскаля, да Винчи или Эйнштейна.
  • Ичиносе, как уже сказано, добрая. Это всё. Точка. У её персонажа больше за душой нет ничего. Тем обиднее, что из неё можно было сделать человека с
    Она может быть такой же доброй, но при этом вести себя экономно, даже в какой-то мере скупо по отношению к другим. Причем скупость граничит с нарушением этикета. Скажем, она приглашает кого-то на встречу, но предлагает самим платить за напитки. ГГ замечает эту скупость, читатели начинают задаваться вопросом, что может служить поводом к такому поведению. А в 9-м томе все узнают правду о её прошлом.
    У такого скупого поведения есть 2 уровня. Первый — скупость вызвана вечной необходимостью семьи экономить, из-за чего Ичиносе уже не мыслит вне рамок, сформированных прошлым. Вторая — скупость это попытка набрать как можно больше баллов, которые после выпуска останутся с ней и которые она принесет в свою бедствующую семью.
    И внезапно в 10-м томе она сталкивается с дилеммой — экзамен, в котором нужно исключить кого-то. Перед ней встает сложный выбор, что дороже: школьные друзья, ради которых придется отдать все накопленные баллы, или семья, которой эти деньги сильно помогут в будущем?
    Так, ничего не меняя в биографии, можно показать персонажа с другой стороны. Однако ж нет, она просто добрая и точка.
  • Рьюен — хитрый гопник, плюет на других и просто хочет играть с противниками (собственно, только за создание какого-то движа в истории представляет интерес). По крайней мере на это указывают события до драки в т.7 и в особенности его монолог. Но потом оказывается, что ему есть дело до подчиненных, причём он ради них отказывается от ухода.
    — Если не придавать слишком большого значения тому факту, что ты заставил свидетеля держаться на расстоянии, это значит, что если я буду продолжать тебя преследовать, ты загонишь нас в угол, даже если для этого придётся пожертвовать своей личностью и прошлым Каруизавы, вот что это значит.
    — В лучшем случае, я бы хотел этого избежать, но да, у меня не будет другого выбора, кроме как сделать это.
    — И тогда ты потянешь на дно с собой не только меня, но и Ишизаки, Ибуки и Альберта.

    — После того, как закончим с твоим отчислением, передай такие же листы Ишизаки и Ямаде.
    — ... что? Они не имеют к этому никакого отношения.
    — Да, они, безусловно, не имеют к этому никакого отношения. Но таково было их желание. Если ты решишь отчислиться, то они сделают то же самое, и я не смог отговорить их от этого.
    Этот ублюдок Аянокоджи... это он предложил что-то столь ненужное этим идиотам?
    Держать Ишизаки и Альберта в заложниках, чтобы предотвратить мой уход.
    Если я решу уйти отсюда, они пойдут за мной, и тогда само мое отчисление станет бессмысленным. По всей видимости, я просчитался.

    — Что касается того инцидента на крыше, я подумал, что хотел бы кое-что добавить.
    — Добавить?
    «О чем ты сейчас думаешь» — вот, вероятно, о чем размышляет Рьюен. Если я собираюсь проанализировать его поражение — это, конечно, не то, что было бы для него приятно. Тем не менее, очень важно, чтобы я объяснил ему то, что он упустил.
    — Именно там и было сделано окончательное решение, Рьюен. Будь ты там один, то даже сейчас ты был бы одержим инцидентом на крыше и мог бы снова сразиться со мной.
    Но Ибуки, Ишизаки, а также Альберт тоже были там с ним. Это было одним из главных факторов, которые заставили Рьюена поторопиться с принятием решения. [т.7.5]
Здорово, что автор попытался сделать Рьюена не таким плоским, но мало просто сказать, что ему не всё равно. Этому должны предшествовать определенные сцены, намекающие на иное, более человечное отношение к Ибуки, Ишизаки и Альберту, чем к остальным. Тем более что это отношение стало причиной (одной из) изменения его ключевого решения (уход из школы), которое в таком случае выглядит упавшим с неба.
Справедливости ради стоит сказать, что автор отлично изобразил рабские отношения Рьюен-Ишизаки, прямо по Некрасову:
«Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.»


Главный герой, Аянокоджи Киётака, — главное достоинство и главный недостаток произведения.
Достоинство — потому что не типичный герой ромкомов или ещё чего-то подобного со школьной тематикой. Он рассуждает ровно, логично, бить лицо рукой от клише не приходится (если не считать первые 2 книги). Он думает сильно наперед и не делает что-либо просто так или под влиянием эмоций, что делает такого героя более свежим. Именно благодаря его поведению и мышлению серия так популярна.
Недостаток — потому что всё время наблюдать за миром через его апатичный, незаинтересованный ПОВ становится довольно уныло. Большую часть времени Аяно ведет разговоры об одном и том же. У него нет увлечений, он ничем не интересуется.
Ну, номинально он хочет узнать про дружбу, любовь и т.д, но именно что номинально. Друзья появляются не из-за его целенаправленных действий, а сами по себе, как и любовь.
Развитие отсутствует, но вроде как это главная особенность Аяно. Он развивает не себя, а других.

Как же в итоге можно охарактеризовать персонажей в Классе Превосходства? Это куклы, которые по недоразумению выглядят как люди, говорят как люди, но людьми не являются. У них нет прошлого, нет увлечений, хобби, каких-то характерных внеповеденческих особенностей (вроде аллергии). У них нет будущего, нет желаний и целей, они если чего-то и хотят, так это попасть в класс А — но ради самого наличия класса А, а не ради исполнения своих желаний. Их самих можно описать всего одним словом (и это не будет намеренным опусканием других черт характера), они не интересны как личности, за их плечами нет истории.
Цепляет разве что главный герой, но длительное чтение истории от его лица со временем наскучивает и ты ждёшь конца тома, ожидая как он переиграет всех на этот раз.
Сюжет


Если не брать завязку серии, которая создана совершенно искусственно, то сюжет строится по одному сценарию: почти каждую книгу появляется экзамен, к которому нужно подготовиться. Сами экзамены, точнее, их разнообразие, можно занести в плюс серии. Экзамены все разные, где-то требуются академические или физические способности, где-то смекалка, а где-то и всё вместе.
Каждый такой экзамен в некоторой степени раскрывает того или иного персонажа (точнее, не раскрывает, но замысел именно такой).
Прикопаться почти не к чему, в отличие от сеттинга и персонажей. Но один момент всё же
И это внезапно появившийся конфликт между Чабаширой и ГГ. Учитель угрожает Аяно отчислением, дабы сильнее замотивировать его. Это конфликт выглядит крайне немотивированным, потому что Чабашира прекрасно знает, что за успехами класса в т.1 и т.2 стоит именно главгер. То есть он добровольно помогал классу ещё до того, как его стали принудительно подгонять. Несмотря на это она всё равно идет на нарушение правил, за которое её могут уволить (а ГГ мог записать разговор или его часть), потому что испугалась что их класс отстанет от остальных. Такое поведение персонажа выглядит неубедительно. Если бы Чабашира не подозревала, что относительные победы т.1 и т.2 существуют благодаря ГГ, или, ещё лучше, произошел бы некий случай, в ходе которого класс потерпел ущерб, а действия Аяно могли бы его избежать, но он не стал ничего делать, тогда мотивация Чабаширы зайти настолько далеко была бы оправданной. Вместо этого нам проговорили ртом, что она из-за отчаяния перешла к угрозам, но никаких оснований верить этому у нас попросту нет.


Вывод


В детстве с друзьями мы собирали ЛЕГО и строили замки. Нам не приходило в голову, что 50 стражников, безвылазно стоящих на стенах, и 0 крестьян, пашущих поля, несколько не сочетаются в сеттинге средневековья. Нам просто хотелось строить замки.
Здесь я вижу ту же картину. Автору просто понравилась концепция школы, в которой классы соревнуются между собой в разных интеллектуальных и не очень состязаниях, а над ними возвышается ГГ — всегда на шаг впереди. Но дальше концепции дело не пошло: мир не выглядит естественным, он не может существовать сам по себе, в отрыве от ГГ. Школа нужна только для того, чтобы в неё поступил Аяно. Персонажи не выглядят интересными, настоящими людьми со своими желаниями и страхами. Они не выглядят главными героями своей собственной истории. Все персонажи нужны для того, чтобы поддерживать величие Аяно, вот и всё. Который сам как персонаж скучный.
Инфантильное отношение автора к истории и, как следствие, упрощение сеттинга и персонажей — раковая опухоль серии, не дающая развернуть действительно увлекательное повествование.

Если можно было бы указать на сцену, которая представляла бы собой квинтэссенцию Класса Превосходства, то я бы назвал сцену в душе в т.8. Мальчики мерялись половыми членами, и у ГГ оказался больше всех (наравне с другим челом). В этом весь Класс Превосходства — можно было пошутить, что ГГ настолько привык быть средним во всем, что даже этот свой аспект может изменить. Но автор идет до конца и делает Аяно даже в такой момент самым лучшим, гиперболизированно лучшим.
Добро пожаловать в класс превосходства
49 / 128
Тем, кто думает, смотреть или нет, наверное, достаточно будет взглянуть на скрины ниже (в спойлерах), чтобы оценить, насколько нужно тратить своё время. Ну а тем, кто уже посмотрел, предлагаю подумать, что же они увидели и что поняли.
С самой первой сцены сериал настраивает зрителя на серьезность повествования: глубокая цитата из Ницше, рассуждения главного героя о равенстве, свободе. Затем идет вводная, описание самой школы. Сразу видно, что ученики, поступающие в Кодо Икусей, разнятся, есть фон, есть яркие личности, имеющие свою позицию, как Коенжи или Хорикита. В принципе, первая серия только вводит в курс дела зрителей, дает понять, что школьники попали в самый настоящий рай, где есть всё, к тому же халявная стипендия в 100к уе. Но потом оказывается, что всё не так однозначно: никто тебе не будет выдавать деньги просто за то, что ты «учишься». И вот тут случился первый звоночек. В конце начальной серии, когда учитель сообщает о
никчемности класса главного героя, о том, что каждый человек в частности и класс в целом оценивается по заслугам
, появляется вот такой кадр
. Длится он секунд пять, пока идет подъем от талии училки до головы. Ну, подумал я, бывает. Но через полторы минуты вот такая сцена:
. Всё это во время глубокомысленного монолога учителя. Ладно, понимаю, первая серия, надо привлечь зрителей смотреть дальше, всё же очевидно.
Следующая серия, вступительная цитата:
. Через 15 секунд после:
. Ещё 15 секунд:
. Причём, я ведь не увеличиваю масштаб, это скрин из проигрывателя. На 53 секунде после начала, тоже интересный ракурс

Третья серия, после очередной цитаты (на этот раз Адама Смита) и опенинга, видим это:

Четвертая серия, цитата
, и сразу после

На этом стоит, пожалуй, остановиться... Хотя нет, можно ещё пару скринов из 8-й серии
,
, и 11-й
.
Понимаете, когда зрителей настраивают на серьезный лад, а потом происходит вот это, то воспринимать сериал как-то иначе, чем пустышку, уже не получается.
Но есть ли в тайтле что-либо ещё, кроме вышеупомянутого? Вообще, есть. Много сцен, которые ничего не дают зрителю, кроме знания о том, что "эта школа не так проста, как кажется, и её ученики совсем не простые ученики". Ну например, во 2-й серии, после сцены в бассейне, нам показывают, как там же ведут диалог президент студсовета и лидеры класса А. Только вопрос, какого лешего они общались в бассейне, другого места не было? Понятно, это было сделано за тем, чтобы показать: класс Д ничего не знает про систему оценивания, а вот они уже многое разгадали. Только что это дает зрителям? Лидеры появляются второй раз на экране.
Сами лидеры классов выглядят карикатурно, за исключением Ичиносе. Например, когда Рьюен сидит в клубе - ну что ты там перемешиваешь в своём бокале, детское шампанское? Сама сцена выглядит, как карикатура с боевиков 90-х, когда к злодею приходит подчиненный, и чтобы показать, что это именно злодей, тот избивает подчиненного. Конечно, не своими руками, а приказывает охраннику. Аналогичная ситуация была, когда план Рьюена по исключению Судо провалился, то он приказал побить провинившихся. Персонажи могут поступать жестоко, но зачем делать из этого пародию?
Сцена встречи Рьюена и Сакаянаги также пародийная. Лол, что это вообще: "я сокрушу вас всех", "одного короля в школе достаточно"? А уж когда Сакаянаги в конце говорит, что всё прошло именно так, как и ожидалось, то это кроме смеха ничего не вызывает. Откуда столько самодовольства?
Сериал наполнен символизмом, мудрыми цитатами из умных книжек, фансервисом почти в каждой серии, плохой музыкой. Хотя бы драка на острове выполнена нормально.
3/10.