Целью проекта является изложение наиболее полной и максимально объективной информации о работах и биографии Акиюки Симбо. Первоначально список работ был построен по MAL/Шики. Затем собранная информация была дополнена данными из ANN, IMDb, AniDB, Wiki, справочника The Anime Encyclopedia и многих других источников. Ориентировочно было дополнено/исправлено около половины информации. В случае явных расхождений (там, где не было явных ошибок) предпочтение отдавалось MAL (в других источниках даты, названия, имена и позиции создателей часто отличаются). Обозначение позиций в тайтлах дано в переводе (там, где он имеется) на русский язык Шики.
Энциклопедия включает список работ Симбо, степень его участия в них и некоторая другая существенная информация по этим тайтлам. Приведены биографические и другие данные о деятельности Симбо. Я предполагаю, что представленная информация является самой полной из публично доступных.
Начало биографии Симбо
Мы очень мало знаем о личной жизни Симбо. Даже его публично доступных фотографий имеется считанное количество, Симбо объясняет это тем, что плохо на них выглядит. Пожалуй, одним из немногих известных фактов является его многолетняя дружба с Kazuki TakahashiКадзуки Такахаси, известным мангакой, автором [Yu-Gi-Oh!].
Акиюки Симбо родился 27 сентября 1961-ого года в небольшом городке Кори (13 тысяч жителей на 2010-й год) префектуры Фукусима острова Хонсю. После окончания Токийской Академии Дизайна с 1981-ого года Симбо стал работать аниматором в Studio Oz.
Псевдонимы Симбо
Имена, под которыми известен Симбо
В основном упоминания о псевдонимах Симбо относятся к его хентайным тайтлам. Это не совсем точно. Свой первый хентайный тайтл [Triangle Heart: Sazanami Joshi Ryo] (2000) Симбо выпустил как раз под своим именем. Все последующие уже под именем Jyuhachi Minamizawa. Но это не первый и не последний случай использования им псевдонимов. Первый относится еще к 1998-му году, где в [Silent Mobius] он воспользовался именем Futoshi Shiiya. Затем в некоторых тайтлах он использовал другие имена, включая, например, [SoulTaker], где он участвовал как под своим именем, так и под именем Soji Homura. Последний известный случай был в 2007-м году в Hidamari Sketch SpecialsНаброски Хидамари: Спецвыпуски. Зачем он это делал, неизвестно. Только нежеланием быть причастным к хентайным/этти тайтлам этого не объяснить.
Список имен, под которыми известен Симбо (в историческом порядке): 新房昭之 - Акиюки Симбо. В англоязычных источниках встречается написание Akiyuki Shinbo (самое популярное), Akiyuki Shinbou (MAL/Шики) и даже Akiyuki Simbo (ANN). 椎谷太志 - Futoshi Shiiya, Taiji Shiiya или Taji Sihiya латиницей. Впервые в [Silent Mobius] (1998). 帆村 壮二 - Soji Homura латиницей. Впервые в [SoulTaker] (2001). 南澤十八 - Jyuhachi Minamizawa или Juuhachi Minamizawa латиницей. Псевдоним, использованный Симбо в хентайных тайтлах студии Discovery с 2002-го по 2003-й год. Minmaizawa означает 18 по японски. Magica Quartet - общее имя, под которым выступали авторы Мадоки, включая Симбо.
По неподтвержденной информации, этот аккаунт в Твиттере принадлежит именно Симбо, он был активен с 2010-ого по 2012-ого годы. Основная (и, из того, что я успел прочитать, единственная) его тема, что и с кем Симбо кушает...)) Более интересно имя, под которым Симбо зарегистрировался в аккаунте. Это Нобита (のびた), которое получило популярность в мире аниме, как имя одного из основных персонажей Nobita NobiНобита Ноби в DoraemonДораэмон. Вот, как описывается этот персонаж в Вики:
Он глуп, некоординирован, заторможен, слаб, болезненнен, безответсвеннен, невезуч и плох во всех видах спорта.
Действительно ли Симбо ссылается на того самого Нобита или нет, неизвестно. Если это так, то можно это считать своеобразным юмором Симбо.
Источники стиля Симбо
Стиль Симбо
Симбо начал свою карьеру в среде аниматоров школы Yoshinori KanadaЁсинори Канада. Влияние Kanada на Симбо заметно до настоящих дней прежде всего в его чувстве цвета. Хотя сам Kanada не прославился заглавными ролями в аниме тайтлах, но 70-е годы в значительной степени определялись его анимационной школой и его исключительная роль в аниме индустрии является обще (и официально) признанным фактом.
Пожалуй, самой заметной фигурой второго поколения школы Kanada был Masahito Yamashita, чья роль в анимации 80-х была вполне сравнима с той, которую Kanada занимал десятилетие назад. Особенностью его рисовки были экстравагантные позы персонажей, подчеркнутая перспектива и динамичный, рваный тайминг. Все это присутствует как в оригинальных работах Симбо, так и у учеников уже его собственной школы.
Симбо с его самых первых шагов посчастливилось стать участником выдающейся команды. Yamashita, после его работы по руководством Kanada в Studio No 1, в 1981-м году основал свою собственную компанию Studio Oz (компания прошла через ряд переименований, Studio Tome и, окончательно, One Pattern с 1984-ого года). Изначально это была маленькая команда, состоящая всего из пяти талантливых аниматоров (кроме Yamashita и Симбо, наиболее известным ее членом был Shinsaku Kozuma), которая в своей маленькой комнатушке начала работать с проектом Urusei YatsuraНесносные пришельцы.
Также существенное влияние на Симбо оказала более классическая школа Studio Pierrot, в проектах которой Симбо участвовал с начала 80-х. Сам Симбо отмечает, как своего ментора, Akira ShiginoАкира Сигино, ветерана Studio Pierrot, и другого ветерана студии, Motosuke TakahashiМотосукэ Такахаси. Оригинальность стиля не может компенсировать способность делать работу, техника которой была отточена десятилетиями развития аниме индустрии. И Симбо на своем начальном этапе сумел заслужить признание корифеев анимации.
Osamu DezakiОсаму Дэдзаки был ведущей фигурой в группе директоров Mushi Productions, студии, которую в 1961-м году основал Osamu Tezuka, когда ему осточертел консерватизм Toei Animation (в тот момент еще Toei Doga). Mushi Productions разорилась в 1973-м году, а часть ее бывших сотрудников стали основателями новой Madhouse Studios. Среди работ Dezaki стоит отметить роль режиссера эпизодов оригинального [Astro Boy (1963)], режиссера [Rose of Versailles] и фильмов AirВысь и Clannad MovieКланнад: Фильм. Его философией было делать впечатляюще стильное аниме, не тратя на него слишком много денег. Он использовал статические кадры (которые иногда называют "открытками Dezaki"), нетрадиционные ракурсы и мелодраматическое музыкальное сопровождение для имитации анимационной динамики. Так, что ее казалось больше, чем присутствовало на самом деле. Симбо, который часто в своей карьере имел дело с недостатком бюджета, очевидно не пренебрег приемами Dezaki. Возможно, знаменитая "выдвигающаяся шея" Симбо также имеет первоисточник в одной из сцен Dezaki в TakarajimaОстров сокровищ.
Другой фигурой, оказавшей значительное влияние на Симбо, был Kunihiko IkuharaКунихико Икухара, режиссер Shoujo Kakumei UtenaЮная революционерка Утэна (где Симбо занимался контролем анимации), Mawaru PenguindrumПингвиний барабан и нескольких сезонов оригинального Bishoujo Senshi Sailor MoonКрасавица-воин Сейлор Мун. Ikuhara был поклонником Dezaki и объединил его стиль с барокко, нео-готикой, театром Takarazuka и европейской иллюстрационной традицией. Тайтлы Ikuhara чувственны и очень аллегоричны, с диалогами, не имеющими смысла, если вы не учитываете их визуальный контекст. В тайтлах Ikuhara (так же, как и Симбо) графическая динамика часто хаотична и более тесно связано с кинематографическим языком, чем с временем и пространством в его повседневном понимании.
Говоря о стилистике Симбо, стоит упомянуть имя легенды японского кино Kon Ichikawa хотя бы потому, что сам Симбо неоднократно говорил о своем восхищении его фильмами и о его влиянии на себя как на человека и как художника. Ichikawa начал свою карьеру как аниматор, являясь автором одного из первых японских анимационных фильмов Yowamushi ChinsengumiОтряд самого трусливого самурая в далеком 1935-м году, но его последующие работы за редким исключением (например, он был супервайзером аниме фильма Ginga Tetsudou 999) принадлежат к миру кинематографии. За долгие годы в кино (его последний фильм был выпущен в 2006-м году) Ichikawa работал в различных жанрах, от сатирических комедий до жестко натуралистичных антивоенных драм. Объединительной чертой его фильмов, кроме предельного перфекционизма, можно назвать мрачно ироничный взгляд на действительность. Ichikawa далеко не всегда следовал общественным нормам в своих работах, что давало повод некоторым пуристам заклеймить его извращенцем. Он не чурался коммерческого аспекта своей деятельности, хотя никогда не шел на компромисс в художественной части только ради получения прибыли. Насколько это соответствует творческой философии самого Симбо? По крайней мере некоторые аналогии существуют.
Слово "руководство" в названии этого раздела появилось совсем не случайно. Хотя и выглядит достаточно необычным, если мы говорим о карьере режиссера аниме. Для большинства режиссеров это слово вызвало бы недоумение. Да, мы можем говорить о стиле руководства Анно в основном благодаря достаточно тяжелой и неоднозначной истории создания NGE, подробности которой попали в публичное пространство. Менее популярной темой обсуждений является оценка личности Имайси с той же точки зрения. Но его участие в истории того же NGE, уникальность атмосферы создателей TTGL, да и просто его роль основателя студии Триггер является вполне достаточным поводом обсудить эту тему. Больше никого из режиссеров аниме я не могу припомнить в качестве кандидата для обсуждения его качеств, как руководителя.
Стиль руководства Миядзаки? Да, некоторые слухи просачиваются, но их интенсивность недостаточно высока, чтобы выносить детали в качестве самостоятельного раздела потенциальной "Энциклопедии Миядзаки". Кого вы еще сможете припомнить? Навряд ли многих, даже если какая-то информация прошла мимо моих ушей. Художник должен творить, а не "руководить проектами". В идеальном мире. Но "Энциклопедия Симбо" пытается иметь дело с реальными вещами.
Руководство Симбо
Симбо принял участие в своем самом первом проекте в 1981-м году, в возрасте 20-ти лет. Очевидно, что в роли простого аниматора. В 1989-м году он достигает позиции ключевого аниматора, в 1991-м режиссера эпизодов (оба проекта Studio Pierrot), в 1994-м режиссера тайтла. Что выглядит вполне естественной карьерой талантливого аниматора.
Но если мы говорим о Симбо, то его имя в общественном сознании неразрывно связано с оригинальностью его художественного стиля. И можно рассматривать его карьеру именно с этой точки зрения. Молодой талантливый аниматор с своим оригинальным стилем шагает вверх по служебной лестнице и, достигнув определенной ступеньки своей карьеры, когда он уже достаточно независим в своих решениях, он проявляет свой стиль в своих работах. И эта интерпретация его истории кажется даже имеет существенные подтверждения. Симбо начинал свою карьеру в компании Studio Oz Masahito Yamashita, ученика Yoshinori KanadaЁсинори Канада. Участвовал в проектах Osamu Tezuka и Kunihiko IkuharaКунихико Икухара, яркий самобытный стиль которых сложно обвинить в слепом следовании консервативным канонам аниме. Его сериал 2001-ого года [SoulTaker] обладает ярко выраженной оригинальностью, которая в значительной степени носит черты того, что позже стало широко известно, как стиль Симбо/Шафт.
Все это так. И тем не менее все то, что случилось с Симбо до конца 90-х годов (то есть, больше половины его карьеры в аниме), не набирает критической массы фактов, на основании которых мы можем говорить о какой-то особой самобытности его стиля в этот период времени. Его работа в Studio Oz в основном была связана с проектами Studio Pierrot, которую очень сложно обвинить в революционной самобытности художественного стиля. И его карьерный рост, да и значительная часть тайтлов вплоть до конца 90-х годов происходили именно в проектах этой студии. Сложно представить, что руководство студии потерпело бы работу, которая противоречила преобладающему стилю студии. В тайтлах Osamu Tezuka и Kunihiko IkuharaКунихико Икухара Симбо был на малосущественных ролях, поэтому мы можем говорить только об опыте, который он там получил, но никак об его вкладе в стилистику этих проектов. Редкий случай, когда мы имеем возможность увидеть рисовку самого Симбо, нам представлен в OVA Eien no FilenaВечная Филена (1992), где он был ответственный за дизайн персонажей. Они сами говорят за себя.
Хентайные тайтлы Симбо
Хентайные тайтлы
Само слово хентай вызывает священный ужас у пуристов. Но аниме, как вид искусства, настолько неоднозначен, что странно слышать претензии только к одному из его жанров. Более честно оценивать все тайтлы, включая хентайные, с точки зрения их стилевых особенностей, художественных достоинств и их места в истории аниме в целом и биографии ее отдельных создателей. Участие в хентайных проектах не является чем-то невиданным для известных режиссеров. В качестве примера можно назвать легенду аниме Hideaki AnnoХидэаки Анно, основателя студии Gainax. Всего за несколько лет до [Neon Genesis Evangelion] он был ключевым аниматором хентайного тайтла Cream LemonЛимон со сливками, да и многие основные аниматоры его студии пришли именно из хентая. Как заметил [Dai Sato] (автор сценария Cowboy BebopКовбой Бибоп, [Ghost in the Shell: Stand Alone Complex] и многих других известных тайтлов) в одном из своих интервью:
"Я не критикую фансервис. Хотя бы потому, что так же, как многие японские режиссеры пришли из индустрии "розовых (pink) фильмов", карьера многих аниматоров начинается с эротических жанров (додзинси, эроге или эротические манга и аниме). Сексуальное влечение является существенной частью креативной энергии."
Первым известным тайтлом Симбо в жанре хентая был [Triangle Heart: Sazanami Joshi Ryo] (2000-2002). Затем примерно за год с июня 2002-го по июль 2003-го годов были выпущены еще 5 хентайных тайтлов. Все были произведены на студии Discovery и во всех Симбо был режиссером. Во всех тайтлах, кроме самого первого, Симбо участвовал под псевдонимом Jyuhachi Minamizawa. Все хентайные тайтлы Симбо объединяет музыка Hiroaki SanoХироаки Сано (BartenderБармен (2006)) и Tatsuya Tanaka (ключевой аниматор Tengen Toppa Gurren LagannГуррен-Лаганн, пронзающий небеса (2007), [Evangelion: 1.0 You Are (Not) Alone] (2007), [Evangelion: 2.0 You Can (Not) Advance] (2009), Toaru Kagaku no RailgunНекий научный Рейлган (2009) и Soul EaterПожиратель душ (2010)) в роли продюсера.
У меня нет достоверной информации, почему Симбо решил связаться с хентайными проектами. Наиболее очевидным объяснением являются чисто экономические соображения. Конец 1990-х и начало 2000-х годов были не лучшим временем для аниме. Азиатский финансовый кризис, разразившийся в это время, привел к оттоку капитала из стран региона, включая Японию. Затронуло это и аниме индустрию. Сам по себе этот факт совершенно не означает, что перестали осуществляться аниме проекты и мы знаем немало великолепных тайтлов, выпущенных в этот период времени. Но, совершенно однозначно, поиск работы для аниматоров стал нелегким делом. Серьезным ударом для Симбо стал сокрушительный коммерческий провал его сериала 2001-ого года [SoulTaker]. Это не только затронуло его финансовое благополучие, но и, несомненно, повлияло на потенциальные предложения работы в других проектах. В этой ситуации Симбо ничего не оставалось делать, как соглашаться на любую работу, которую он только мог получить.
Здесь сразу стоит прояснить, что участие в хентайных тайтлах относится только к самому Симбо. Студия Шафт за всю свою историю ни разу не имела дела с хентаем, ни в первых, ни во вторых, ни в третьих ролях.
С точки зрения графического стиля первый тайтл из списка, UnbalanceДисбаланс, имеет немало особенностей, характерных для Симбо. Это нестандартные углы съемки, выраженная перспектива и использование яркой цветовой палитры, прежде всего любимых Симбо красного и черного цветов. Но удивительно было бы обратное, с учетом того, что к моменту начала 2000-х годов уникальный стиль Симбо уже полностью сформировался, что хорошо видно как в его сериале [SoulTaker] (2001), так и более поздней ОВА Cossette no ShouzouПортрет малышки Козетты (2004). Хотя специфика жанра хентай не очень способствует творческой оригинальности, но определенные Симбо-измы присутствуют и в других тайтлах хентайного списка Симбо.
ОВА были созданы как дополнение к эроге Triangle Heart (1998-2002). История франшизы Mahou Shoujo Lyrical NanohaЛиричная волшебница Наноха началась с персонажа Nanoha TakamachiНаноха Такамати, которая впервые появилась в музыкальный клипе [Mahou Shoujo Lyrical Nanoha: Lyrical Toy Box] (2001) из промоушен CD к Triangle Heart 3 (2002). При этом Nanoha не была персонажем ни эроге, ни ОВА. Жанр только первого их перечисленных тайтлов помечен как хентай. Triangle Heart: Sweet Songs ForeverСердечный треугольник уже не является ни хентаем, ни этти, хотя и содержит значительное количество фансервиса.
Начальный период истории студии Шафт неразрывно связан с ее основателем и многолетним главным исполнительным директором Wakao Hiroshi. Hiroshi вышел из знаменитой школы Mushi Productions Osamu Tezuka. Он занимал ведущую позицию в анимационном отделе студии, например, в 1964-м году он был режиссером анимации [Astro Boy: The Brave in Space], адаптации нескольких эпизодов [Astro Boy (1963)]. В 1975-м году Hiroshi основал собственную студию Шафт.
Большинство известных тайтлов производится большими компаниями, которые нередко оставляют рутинную работу компаниям третьего эшелона, выполняющими рисовку фонов, цветовую закраску и другую работу, которой особенно много было в до-цифровую эпоху. Если слово аутсорсинг стало популярным в наше время, это совсем не означает, что само понятие не существовало в те далекие времена. На протяжении первых 12-ти лет существования студии Шафт занималась только этим делом, до того, как в 1987-м году она наконец-то выпустила свою первую оригинальную работу. "Это было мечтой компании за все ее время существования и, наконец-то, настало время пробуждения." Символично, что ОВА называлась Yume kara, SamenaiПусть мечты никогда не кончаются, "Пусть мечты никогда не кончаются". Впрочем, больше драма, чем прекрасная романтичная история.
Нельзя сказать, что Шафт была совсем далека от первоклассных тайтлов. В ее истории были Doraemon (1979)Дораэмон (1979), [Mobile Suit Gundam] и даже [Neon Genesis Evangelion]. Но всегда даже не на вторых, а больше на третьих ролях. В 1995-м году Шафт выпустила свой первый самостоятельны сериал [12 Senshi Bakuretsu Eto Ranger] и с этого момента стала двигаться к позиции полноценной анимационной студии. Начало 2000-х характеризуется рядом совместных проектов с Gainax, включая MahoromaticМахороматик и Kono Minikuku mo Utsukushii SekaiЭтот ужасный и прекрасный мир. Так студия подошла к 2004-му году, когда ее деятельность изменилась самым радикальным образом.
В 2004-м году основатель и бессменный глава студии Wakao Hiroshi уходит в отставку и его место занимает молодой амбициозный продюсер Mitsutoshi KubotaМицутоси Кубота (его должность сейчас называется "представительный директор"). Первое, чем он занялся, переориентированием студии с традиционный рисовки на CG. Другим его шагом было приглашение на работу в студию молодых талантливых аниматоров, среди которых наиболее заметны Shin OonumaСин Онума и Tatsuya OishiТацуя Оиси, и назначение Симбо ментором и супервайзером аниматоров студии, как старых, так и новых. На тот момент Симбо был не более, чем "приглашенным специалистом" на почасовой оплате. Но вскоре упомянутая троица, Симбо, Oonuma и Oishi под именем "команда Симбо" стала определять не только деятельность Шафт, но и превратилась в широко известный феномен современного аниме.
В дальнейшем Шафт продолжила свою политику поиска талантливых режиссеров. Я рискую утомить ваше внимание, но следующие люди: Yukihiro Miyamoto (из-за его роли в самых звучащих тайтлах Шафт расширенную "команду Симбо" злые языки иногда называют "бандой четырех"), Ryouki KamitsuboРёки Камицубо, Kenichi IshikuraКэнъити Исикура, Tatsufumi ItouТацуфуми Ито, Tomokazu TokoroТомокадзу Токоро, Fumitoshi OizakiФумитоси Оидзаки, Naoyuki TatsuwaНаоюки Тацува, Tomoyuki ItamuraТомоюки Итамура, Yuki YaseЮки Ясэ в последующие годы были режиссерами, нет, не эпизодов, а полноценных тайтлов по крайней мере пару раз. В это же время студия установила непреложный закон - каждый новый тайтл (с возможным исключением [Kore ga Watashi no Goshujin-sama] (2005), RecЗапись (2006), [Kino no Tabi: The Beautiful World - Byouki no Kuni: For You] (2007) и дилогии ef (2007 и 2008)) выпускается под абсолютным и непреклонным руководством Симбо. Для этого даже была изобретена новая должность "режиссер серии" (ее нельзя перевести просто как "помощник режиссера", поскольку режиссер серии является во всех смыслах полноценным режиссером кроме того факта, что у него нет права принимать окончательные решения), которая, хотя и в некоторых случаях имеет близкие аналоги у других студий, считается ноу-хау именно Шафт.
Но, возвратимся к первым Kubota/Симбо годам Шафт. Благодаря нововведениям, студия стала способна работать с серьезными проектами, выполняя их без существенной помощи других студий, и даже выпускать двух-сезонные сериалы, что, как правило, по силам только студиям самого первого эшелона. Настоящей поворотной точкой новой истории студии стала франшиза Negima!?Нэгима?! (2006), где работа Симбо наконец-то начала приносить прибыль. А причины для сомнений были.
Несмотря на достаточно впечатляющую биографию Симбо, результаты последних лет его до-Шафт периода были, мягко говоря, сомнительными. Примерно на границе 2000-х годов Симбо значительно реже стали приглашать в проекты. Хентайный тайтл [Triangle Heart: Sazanami Joshi Ryo] (2000) навряд ли много добавил к его репутации. [SoulTaker] (2001), несмотря на положительную реакцию фандома, оказался провальным с коммерческой точки зрения, настолько, что даже стал своего рода негативным образцом такого рода провалов. Arcade Gamer FubukiФубуки, лучшая в аркадах (2002), первый опыт работы Симбо с Шафт, тоже не принес прибыли. Последующая хентайная серия Симбо (2002-2004) может и не очень смущала достаточно широко мыслящее новое руководство Шафт, но, в любом случае, не совсем соответствовала основному направлению студии. Cossette no ShouzouПортрет малышки Козетты (2004) - опять коммерческий провал. И только Mahou Shoujo Lyrical NanohaЛиричная волшебница Наноха (2004), тайтл совсем не-Симбо умеренный по стилю (не был ли сделан вывод, что Симбо наконец-то "угомонился"?), оказался коммерчески удачным.
Первые годы "нового" Шафт оказались совсем небезоблачными. Вторая половина 2000-х, несмотря на выпуск мега-хита BakemonogatariИстории монстров (2009) и некоторых других достаточно коммерчески успешных тайтлов (среди них уже упомянутый Negima!?Нэгима?! (2006), Hidamari SketchНаброски Хидамари (2007) и того же года Sayonara Zetsubou SenseiПрощай, унылый учитель), оказалась для Шафт тяжелой. Дилогия ef (2007 и 2008) и тайтлы 2009-го года Natsu no Arashi!Летняя буря! и Maria†HolicМария Холик, так же, как и многие другие, с коммерческой точки зрения не были удачными. Но, кроме этих малозаметных для обычного зрителя внутренних головных болей Шафт, стали проявляться проблемы другого рода, которые, хотя и нельзя назвать чем-то невиданным в аниме, в немалой степени повлияли на репутацию студии. Это многочисленные примеры провалов в планировании выпуска сериалов в результате чего сериалы выпускались в эфир незавершенными. Уже в паре эпизодов самого первого Симбо/Шафт проекта Tsukuyomi: Moon PhaseФаза луны (2004) сэйю в течении нескольких минут вели диалог на фоне статичных картинок камина и других предметов обстановки.
Один из самых известных, это инциндент 10-го эпизода Hidamari SketchНаброски Хидамари (2007). Фоновая рисовка не была закончена вовремя и во время трансляции эпизода вместо рисунка горы Фудзияма на ее месте появилась надпись "гора Фудзияма". Через неделю в трансляции на другом канале правильная картинка была вставлена, но сам случай крепко осел в памяти зрителей. На DVD уже была третья версия, которая удовлетворила самых придирчивых ценителей. Во 2-м эпизоде Zan Sayonara Zetsubou SenseiПрощай, унылый учитель 3: Покаяние (2009) Симбо обыграл эту ситуацию, вместо фона вставив надпись "мы планировали поместить здесь фоновую рисовку, но ее нет".
Пожалуй, не менее известен случай, когда 10-й эпизод BakemonogatariИстории монстров (2009) транслировался "слегка анимированным". Впрочем, не меньшую роль в этой истории сыграл Starchild, партнер Шафт, когда он по своим внутренним причинам решил транслировать Zan Sayonara Zetsubou SenseiПрощай, унылый учитель 3: Покаяние одновременно с BakemonogatariИстории монстров, совершенно не принимая во внимание, способен ли Шафт вытянуть два таких проекта одновременно (стоимость права на трансляцию эпизода нередко сравнима с стоимостью его производством аниме студией, поэтому студии серьезно зависят от кооперации с теми, кто организует трансляцию). И это еще не все. Производственный комитет выпустил свою декларацию всего за месяц до трансляции, в результате чего BakemonogatariИстории монстров практически остался без финансирования, что, в свою очередь, не дало возможность Шафт привлечь достаточно дополнительных ресурсов, чтобы справиться с графиком выпуска эпизодов. Ходят слухи, что отставка одного из главных фигурантов Комитета Aniplex/Kodansha/Шафт Ota Katsushi с поста главы Kodansha Box имела прямое отношение к этой истории.
Необходимость отдать Dance in the Vampire BundТанец на набережной вампиров (на дворе уже был 2010-й год) в практически 100%-й "аутсорсинг", да еще много чего. Проблемы с планирование у Шафт были настолько очевидны, что в Интернете даже появлялись жалобы режиссеров, вида "нам вчера объявили, что к завтрашнему дню нужно подготовить эпизод, но не дали ни одного аниматора." Несмотря на юмористическую подачу этих историй, определенное зерно истины в них все-таки было.
Вдобавок ко всем этим историям появилась информация, что в 2008-м году Шафт наконец-то достроил новое здание своей компании (между прочим, достаточно скромное).
1095x1023350x263 [url=https://www.google.com/maps/@35.7245627,139.6120582,3a,90y,135.96h,106.15t/data=!3m4!1e1!3m2!1sRr8snnI0TjqxYy8H3kaZeg!2e0]Новое здание Шафт[/url]
Старое здание студии, надо сказать, было совсем непрезентабельным. По неподтвержденной информации, оно до сих пор принадлежит компании и значительная часть реальной работы производится именно там.
1759x1037595x647350x263 "Главный вход" в [url=https://www.google.com/maps/@35.7249269,139.6237474,3a,75y,171.23h,83.2t/data=!3m4!1e1!3m2!1s0z3zA8vIO0Hsf3A4T-a3rA!2e0]старое здание Шафт[/url], его вид из другой точки и его почтовый ящик (все снимки 2009-ого года)
Сочетание факта строительства нового здания студии с постоянными ляпами в планировании и "экономным" стилем рисовки Симбо вызвало настоящую ярость комментаторов и породило долгоживущую легенду о некотором "несерьезном" подходе Шафт к качеству своих работ. Что, в общем-то, не совсем верно. Рисовка, не подготовленная в срок, позже исправлялась (и, значит, на нее все-таки тратились соответствующие ресурсы и финансы; в одном из интервью Симбо пообещал, что он всегда будет исправлять ляпы при выпуске DVD/BD, и он сдержал свое обещание), а проколы в текущей трансляции очевидно объяснялись отсутствием опыта соответствующей деятельности руководства студии. Компания 30 лет была на третьих ролях, где ее вклад в конечный продукт не значил особо многого. После того, как внезапно она стала транслировать собственные сериалы, требования к организации работы кардинально поменялись, к чему студия в первые годы в своей новой роли тривиально оказалась не готова. "Вы ничего сможете с этим поделать. В последние годы Шафт слишком занят", - прокомментировал в интервью эту ситуацию один из любимых (например, Koyomi AraragiКоёми Арараги) сэйю студии Hiroshi KamiyaХироси Камия.
Одна из главных проблем Шафт заключалась в недостатке персонала. Не тех, кто находится на ведущих ролях производства тайтлов, и даже не обычных аниматоров. Это все как-то решалось как самой студией, так и подключением контакторов. Но на самом последнем этапе, когда эпизод должен был отправляться в эфир, вдруг выяснялось, что студии просто не хватает рук. Здесь, не было бы счастья, да несчастье помогло. Несчастье случилось. Но не с Шафт, а с другой студией, Gonzo.
Gonzo, одну из студий первого эшелона аниме, в некоторый момент стали трясти неурядицы. В 2007-м году ее покидает ее президент Koji Kajita, чтобы основать свою компанию, David Production (JoJo's Bizarre Adventure (2012) и его продолжение 2014-ого года). В том же году Arthur Smith, предидент родительской компании Gonzo, GDH International, дает пространное интервью, где жалуется на плохое время для аниме индустрии. Что, переводя на более понятный язык, означало плохое время для его собственной компании. Через год Gonzo объявляет о сокращении выпуска своих тайтлов вдвое. Еще год, и из-за финансовых проблем Gonzo снимают с торгов Tokyo Stock Exchange. Студия близка к разорению.
Нет, ничего страшного не случилось, студия даже не остановила производства. Ее поглотила ее родительская компания, избавившись от нескольких подразделений, включая Gonzo Rosso, одной из старейших компаний, основанной в 1963-м году и занимающейся производством компьютерных игр (сейчас бывшая Gonzo Rosso в одном холдинге с Madhouse). После некоторого периода неопределенности, примерно к 2012-му году, студия наконец-то опять встала на ноги в финансовом отношении. У меня нет информации, что в период неустойчивого положения студии части ее сотрудников грозило увольнение, или это даже произошло по факту. Но этого и не требуется, очевидно, что в такой период многие из них поменяли своего работодателя. И ходят упорные слухи, что им стал Шафт, который в этот момент (неожиданно) вдруг удалил объявление о наборе новых сотрудников, а в его штате обнаружилось люди, раньше работавшие в Gonzo. Прежде всего в отделе 3-D анимации и техническом подразделении. Нет сомнений, что без нового талантливого пополнения Шафт не был бы способен поднять такие сложные проекты, как [Mahou Shoujo Madoka★Magika]. Но это уже очередной новый период истории студии, которому только предстоит быть написанным.
Список тайтлов Симбо
В первой строчке указывается название тайтла, студия (студии) выпускавшие тайтл, тип тайтла, количество эпизодов (не указывается, если содержат 1 эпизод), продолжительность эпизода (не указывается, если она составляет стандартные от 23-х до 25-ти минут), год/месяц начало показа тайтла и его завершение (не указывается, если тайтл был выпущен целиком в одном году). В следующей строчке указывается позиция (позиции) Симбо в тайтле. Затем - позиции и имена других значимых создателей тайтла. В завершение может быть приведена другая интересная/существенная информация по тайтлу.
Aoi BlinkГолубая искра (Tezuka Production сериал 39 эп 20 мин 1989 апрель-1990) Аниматор. Режиссер и сценарий Osamu Tezuka. Вполне детская сказка про мальчика и его пони. Сериал легенды аниме Osamu Tezuka.
[Devil Hunter Yohko] (Madhouse Studios ОВА 6 эп 40 мин 1990 декабрь-1995) Режиссер эпизодов и раскадровка (эп 6 1995 июль). Режиссер Katsuhisa YamadaКацухиса Ямада.
[Yu Yu Hakusho] (Studio Pierrot сериал 112 эп 1992 октябрь-1995) Раскадровка (13 эпизодов), режиссер эпизодов (19 эпизодов). Режиссер Noriyuki AbeНориюки Абэ. Сериал проиграл только Sailor Moon в Animage Anime Grand Prix 1993-ого года и выиграл приз за лучшее аниме в 1994-м и 1995-м годах. По популярности у японских зрителей Funimation за все время компании (на 2001 год) его обогнал только Dragon Ball ZДраконий жемчуг Зет.
Metal Fighter MikuМеталлический воин Мику (J.C. Staff сериал 13 эп 20 мин 1994 июль) Режиссер, раскадровка (эп 13). Хотя студия J.C. Staff выпустила свою первую ОВА еще в 1987-м году, Metal Fighter Miku был ее первым полноценным сериалом. Одновременно это был первый полноценный сериал Симбо в роли режиссера.
[Ginga Ojousama Densetsu Yuna] (J.C. Staff ОВА 2 эп 28 мин 1995 сентябрь) Раскадровка (эп 1 и 2). Режиссер Yorifusa Yamaguchi.
Metal Fighter Miku (Victor Entertainment, J.C. Staff игра (Sega Saturn) 1995 сентябрь) Раскадровка и режиссер (OP), супервайзер. Режиссер Shojiro Endo. Игра выпущена в качестве продолжения одноименного сериала.
Mahjong Hyper Notes (компьютерная игра 1995) Консультант (OP).
[Soreyuke! Uchuu Senkan Yamamoto Yohko] (J.C. Staff ОВА 3 эп 30 мин 1996 март) Раскадровка (эп 1 и 3), режиссер эпизодов (эп 3), режиссер.
Kaiketsu ZorroЛегенда о Зорро (Mushi Productions сериал 52 эп 1996 апрель-1997) Режиссер эпизодов, раскадровка. Режиссер Katsumi Minoguchi.
[Ojou-sama Sousamou] (Gainax ОВА 30 мин 1996 апрель) Режиссер.
MVP E.M.U. (Bandai Visual музыкальный клип 30 мин 1996 май) Режиссер. Видео выпущено как промоушен ролик к готовящейся к выпуску Graduation M (Media Blasters ОВА 2 эп 1998) режиссера Hajime KamegakiХадзимэ Камэгаки. Походит на то, что видео оказалось более популярным, чем сама ОВА, которая даже не попала в базы ANN и MAL.
Shihaisha no TasogareСумерки Повелителя Тьмы (Madhouse Studios, Production Reed ОВА 50 мин 1997 ноябрь (США) и 1998 январь (Япония)) Режиссер. Режиссер английской озвучки Jack FletcherДжек Флетчер. Рекомендую почитать забавную статью 2008-ого года "Buried Treasure: Twilight of the Dark Master" где автор о первых строках утверждает, что Симбо режиссер слабый, но вот однако у него имеется захороненное сокровище, которым и является упомянутый тайтл. А английский перевод Флечера, хотя и мало соответствует оригиналу, зато значительно его улучшает.
Mahou Tsukai Tai!Клуб любителей магии (Madhouse Studios, Production Reed сериал 13 эп 1999 июль) Контроль анимации (эп 10 под именем Futoshi Shiiya). Режиссер [Junichi Sato].
[Heppoko Jikken Animation Excel Saga] (J.C. Staff сериал 26 эп 1999 октябрь-2000) Контроль промежуточной анимации (эп 1 под именем Taiji Shiiya). Режиссер Shinichi WatanabeСинъити Ватанабэ.
[Triangle Heart: Sazanami Joshi Ryo] (Discovery хентай ОВА 5 эп (по другой информации 8 эп) 30 мин 2000 август-2002) Режиссер. ОВА сделана как дополнение к Triangle Heart (эроге 1998 декабрь).
Tatsunoko Fight (Electronics Application игра (PlayStation) 2000 октябрь) Раскадровка (OP "Tatsunoko Fight" и "Denkou Senka Volter"), режиссер (OP "Denkou Senka Volter"). Анимация Shigeki Kudo и Noriaki Tetsura ("Denkou Senka Volter"). В игре главные роли принадлежат героям аниме студии Tatsunoko Productions и персонажу Volter, специально придуманному для этой игры. Если вы посмотрите на видео OP "Denkou Senka Volter" (оно имеется на Ютубе), то вы не можете не заметить ярко выраженный стиль анимации Симбо.
[SoulTaker] (Tatsunoko Productions сериал 13 эп 2001 апрель) Раскадровка (эп 2 и 5 под именем Soji Homura и 1 и 13 под своим именем), режиссер.
YuuwakuИскушение (Discovery хентай ОВА 30 мин 2003 июль) Режиссер (под именем Jyuhachi Minamizawa).
Triangle Heart: Sweet Songs ForeverСердечный треугольник (Discovery ОВА 4 эп 28 мин 2003 июль) Режиссер. Продолжение [Triangle Heart: Sazanami Joshi Ryo] (Discovery хентай ОВА 5 эп 30 мин 2000 август-2002). ОВА не является ни хентаем, ни этти, хотя и содержит значительное количество фансервиса.
Mahou Shoujo Lyrical NanohaЛиричная волшебница Наноха (Seven Arcs сериал 13 эп 2004 октябрь) Режиссер. История создания серии началась с [Mahou Shoujo Lyrical Nanoha: Lyrical Toy Box] (музыкальный клип 3 мин 2001 июнь) в исполнении Hitomi (под именем Minami Hokuto), который был включен в промоушен CD к Triangle Heart 3 (эроге 2002 июнь). Сам Симбо в нем не участвовал. Второстепенный персонаж Nanoha TakamachiНаноха Такамати и ее история из промоушен CD позже стали основой для серии Mahou Shoujo Lyrical NanohaЛиричная волшебница Наноха. Симбо был режиссером двух ОВА для игры Triangle Heart. По всей видимости именно это участие определило его выбор в качестве режиссера для сериала.
Cossette no Shouzou (Studio Hibari фильм 2005 март) Режиссер. Фильм, сделанный прямой компиляцией 3-х эпизодов ОВА.
[Denpa Onna to Seishun Otoko Special] (Shaft спешиал 29 мин 2012 февраль) Режиссер.
Shin Hikari Shinwa: Palutena no KagamiМалыш Икар: Восстание (Production I.G., Studio 4°C, Shaft ОНА 3 эп 6 мин 2012 март) Режиссер (эп 3 "Palutena's Revolting Dinner"). Режиссер серии Kazuto NakazawaКадзуто Накадзава. 3D промоушен видео клип для Kid Icarus: Uprising (Project Sora игра (Nintendo 3DS) 2012 март). Каждая из студий подготовила по одному эпизоду/клипу.
[Tsukimonogatari ] (Shaft сериал 4 эп 2014 декабрь) Компоновка серий, режиссер. Режиссер Tomoyuki ItamuraТомоюки Итамура. Все четыре эпизода планируется показать 31-ого декабря, непосредственно перед празднованием Нового Года в Японии.
[Nisekoi 2nd Season] (Shaft сериал ?? эп) Режиссер (?).
[Kizumonogatari] (Shaft фильм ????) Режиссер. Впервые японская версия Amazon объявило о выходе BD/DVD еще в 2010-м году, но объявление было удалено. Автор оригинала [Isin Nisio] в 2012-м году в своем информационном бюллетене написал, что выпуск фильма состоится не раньше 2013-ого года. Затем Sony анонсировала фильм на осень 2013, но потом сняла свой анонс.
Magical Suite Prism NanaВолшебный набор Наны (Shaft ???) ??? Дизайн персонажей KantokuКантоку. Шафт, начиная с 2012-ого года, усердно выпускает промоушен ролики (которых уже 7!) сделанные другими студиями. Вроде бы 7-й действительно последний. Но судьба тайтла так до сих пор и не ясна. Если тайтл все-таки случится, то есть хороший шанс, что Симбо там будет играть существенную роль, пока в Шафт было именно так.
Самые значимые работы в биографии Симбо (с минимальным учетом мнения составителя Энциклопедии)
Urusei YatsuraНесносные пришельцы (Studio Pierrot, Studio DEEN сериал 195 эп 1981 октябрь-1986) Первый известный проект, в котором работал Симбо. Это также тайтл, где он впервые выступал как член команды Masahito Yamashita.
Aoi BlinkГолубая искра (Tezuka Production сериал 39 эп 20 мин 1989 апрель-1990) В этом тайтле Симбо работал под руководством Osamu Tezuka.
Metal Fighter MikuМеталлический воин Мику (J.C. Staff сериал 13 эп 20 мин 1994 июль) Первый раз, когда Симбо стал режиссером тайтла. Одновременно это был самый первый сериал студии J.C. Staff.
Shihaisha no TasogareСумерки Повелителя Тьмы (Madhouse Studios, Production Reed ОВА 50 мин 1997 ноябрь (США) и 1998 январь (Япония)) Возможно самый известный тайтл Симбо, как режиссера, в его до-Шафт периоде биографии.
[Triangle Heart: Sazanami Joshi Ryo] (Discovery хентай ОВА 5 эп (по другой информации 8 эп) 30 мин 2000 август-2002) Первый хентай тайтл Симбо (режиссер). Но его роль в биографии Симбо может быть гораздо значимее. По всей видимости именно участие в франшизе Triangle Heart позволило Симбо стать режиссером спин-офф той же франшизы Mahou Shoujo Lyrical NanohaЛиричная волшебница Наноха, а эта его позиция в свою очередь повлияла на решение руководства Шафт пригласить Симбо в свою студию. Жизнь иногда преподносит странные сюрпризы.
[SoulTaker] (Tatsunoko Productions сериал 13 эп 2001 апрель) Этот тайтл часто называют квинтэссенцией оригинального стиля Симбо. Его также упоминают, как самый грандиозный в истории аниме провал (с коммерческой точки зрения) тайтла.
Negima!?Нэгима?! (Shaft сериал 26 эп 2006 октябрь-2007) Первая франшиза Симбо, принесшая компании Шафт прибыль. Эта франшиза не очень известна ценителям аниме, но она несомненно вызвала одобрение более широкой аудитории.
BakemonogatariИстории монстров (Shaft сериал 15 эп 2009 июль-2010) Тайтл имеет наибольшее среднее количество продаж DVD/BD томов среди всех сериалов, выпущенных позже 1999-го года (на втором месте в этом списке [Mahou Shoujo Madoka★Magika]).
[Mahou Shoujo Madoka★Magika] (Shaft сериал 12 эп 2011 январь) Тайтл, в карьере Симбо отмеченный наибольшим количеством премий, наград и просто положительной прессой.
@S John, жаль что уходишь, удачи в начинаниях.@S John, @S John, спасибо за клуб и сайт с рекомендациями, интересными статьями,ладно,чтож