@Keiken, это даже не поджанр, а маркетинговая пометка появившаяся из желания авторов обратить на себя внимание. До появления "киберпанков" в научной фантастике встречались сюжеты с пессимистическим взглядом на технологии, произведения Ф. Дика, как пример. Главным нововведением была фантазия на тему глобальных информационных сетей, как общество будет взаимодействовать с этой технологией, это всего лишь отражение научного прогресса тех лет. НФ всегда выступала зеркалом актуальных технологий и научных открытий, начавшаяся космическая эра породила тонну произведений о полётах к другим планетам и встрече с иным разумом. Герои маргиналы так же встречались, в произведениях того же Ф. Дика, Г. Гаррисона. Печальные прогнозы касательно экономики, экологии, деградации морали так же зависят от времени в котором создавали произведение, более оптимистичная фантастика прошлых, до "киберпанков", десятилетий, была результатом экономического роста в мире после Второй мировой, а моральный упадок не маячил на горизонте по-причине более консервативных взглядов и ещё не случившаяся сексуальная революция. Мультикультурализм был представлен в идеалистическом ключе, так как люди не сталкивались с наплывом мигрантов в своих странах, многие государства африки не получили свою независимость, а ближний восток был относительно стабильным. Во главе угла была война идеологий, транснациональные корпорации были в зачаточном состоянии и более зависимы от государств. Из всего выше перечисленного понятна суть жанровых особенностей НФ, такая же суть и у "Киберпанка", ничего кардинально нового этот термин не привнес. Да это продукт своего времени и он устаревает вместе с уходящим временным отрезком истории, на что ты обратил внимание в своём комментарии, полностью согласен. И именно ошибочное выделения термина "Киберпанк" в самостоятельный поджанр и его стилистика, которая была визуализирована в кинематографе, в промышленном дизайне, в молодёжных субкультурах с броским внешним видом. Именно визуал дал такое чёткое обозначение "Киберпанку" и кажущуюся инаковость от НФ. Что в итоге, как ты сказал, дало начало ретрофутуристическим произведениям, которые основываются на стилистике, которая в свою очередь включает некоторые типичные тропы для подобных продуктов. Но как изначально и было задумано наименование "Киберпанк" выступает тут как маркетинговый триггер, мифический жанр, отличительной чертой которого является визуал ( даже в голом тексте он присутствует) и бинго из типичных ему тем. Современные произведения НФ, в которых спекулируют на тему современных цифровых технологий и коммуникаций, тоже, часто пытаются продавать с припиской "Киберпанк" повышая спрос, но это такой же продукт своего времени, цифровизация с восьмидесятых больше укоренилась в нашей повседневности, корпорации стали жирнее, социальные проблемы обострились, но это не означает, что мы живем в "Киберпанке". Киберпанк - это рекламная упаковка, но не жанр.
@Zkip911, "Сложно о простом" ) Есть определенные тенденции в литературе. В хорошие времена пишут о плохом, так как боятся момента когда эти времена прекратятся. Жизнь же становится слишком скучной и людям нужна перчинка. В плохие времена пишут о хорошем, так как нужна хоть какая-то опора чтобы их пережить. "Панки" выросли из этого явления и счастливого времени. Не стоит свысока смотреть на "маркетинговые пометки". Деление на жанры это необходимость, а не блажь или рефлексия человечества в попытках упорядочить мир. И именно "бинго и тропов" делает любой жанр самим собой. Ещё пара интересных, но глубоко ошибочных мнений.
НФ всегда выступала зеркалом актуальных технологий и научных открытий
Это не зеркало, это уроборос. Научная фантастика это фантазия о возможностях. Зачастую эти фантазии приводят к реальным изобретениям. А достижения науки дают почву чтобы взрастить новые фантазии.
Что в итоге, как ты сказал, дало начало ретрофутуристическим произведениям
Нет, я такого не говорил ) Ретрофутуризм уже существовал до появления произведений Гибсона. Это общая характеристика объединяющая массу поджанров научной фантастики. Если НФ это фантазия о возможностях, то Ретрофутуризм это фантазия о возможностях мимо которых мы прошли. Нам никогда не увидеть роботов, космические корабли и компьютеры на магнитных лентах из 70-х, но сама фантазия о них будет жить в наших сердцах ещё столетия. Хотя как раз такие компьютеры с магнитными лентами увидеть сейчас реально. О них вспомнили когда потребовалось хранить огромный массив информации астрономических данных.
З.Ы. Людей пугают стены текста. Дроби свои мысли абзацами и чётче структурируй.
@Keiken, это даже не поджанр, а маркетинговая пометка появившаяся из желания авторов обратить на себя внимание. До появления "киберпанков" в научной фантастике встречались сюжеты с пессимистическим взглядом на технологии, произведения Ф. Дика, как пример. Главным нововведением была фантазия на тему глобальных информационных сетей, как общество будет взаимодействовать с этой технологией, это всего лишь отражение научного прогресса тех лет. НФ всегда выступала зеркалом актуальных технологий и научных открытий, начавшаяся космическая эра породила тонну произведений о полётах к другим планетам и встрече с иным разумом. Герои маргиналы так же встречались, в произведениях того же Ф. Дика, Г. Гаррисона. Печальные прогнозы касательно экономики, экологии, деградации морали так же зависят от времени в котором создавали произведение, более оптимистичная фантастика прошлых, до "киберпанков", десятилетий, была результатом экономического роста в мире после Второй мировой, а моральный упадок не маячил на горизонте по-причине более консервативных взглядов и ещё не случившаяся сексуальная революция. Мультикультурализм был представлен в идеалистическом ключе, так как люди не сталкивались с наплывом мигрантов в своих странах, многие государства африки не получили свою независимость, а ближний восток был относительно стабильным. Во главе угла была война идеологий, транснациональные корпорации были в зачаточном состоянии и более зависимы от государств. Из всего выше перечисленного понятна суть жанровых особенностей НФ, такая же суть и у "Киберпанка", ничего кардинально нового этот термин не привнес. Да это продукт своего времени и он устаревает вместе с уходящим временным отрезком истории, на что ты обратил внимание в своём комментарии, полностью согласен. И именно ошибочное выделения термина "Киберпанк" в самостоятельный поджанр и его стилистика, которая была визуализирована в кинематографе, в промышленном дизайне, в молодёжных субкультурах с броским внешним видом. Именно визуал дал такое чёткое обозначение "Киберпанку" и кажущуюся инаковость от НФ. Что в итоге, как ты сказал, дало начало ретрофутуристическим произведениям, которые основываются на стилистике, которая в свою очередь включает некоторые типичные тропы для подобных продуктов. Но как изначально и было задумано наименование "Киберпанк" выступает тут как маркетинговый триггер, мифический жанр, отличительной чертой которого является визуал ( даже в голом тексте он присутствует) и бинго из типичных ему тем. Современные произведения НФ, в которых спекулируют на тему современных цифровых технологий и коммуникаций, тоже, часто пытаются продавать с припиской "Киберпанк" повышая спрос, но это такой же продукт своего времени, цифровизация с восьмидесятых больше укоренилась в нашей повседневности, корпорации стали жирнее, социальные проблемы обострились, но это не означает, что мы живем в "Киберпанке". Киберпанк - это рекламная упаковка, но не жанр.@Keiken