Посвящается
Каждый суслик - киберпанк
Киберпанк...Мы не знаем, что это такое, если бы мы знали, что это такое, мы не знаем, что это такое. И это не шутка ради шутки, а суровая реальность. Каждая вторая статья о киберпанке в интернете, это либо рерайт Википедии, либо свободный поток сознания автора, решившего, что тему киберпанка он знает идеально. Увы, чаще всего, ничего кроме "Нейроманта" он не знает, да и его скорее всего не читал. В этом блоге я попробую дать максимально большую порцию информации о киберпанке и его друзьях, не потратив на это и 15 минут. И вместо рассказов о рассказе Бетке и истории про “ужасную Японию, которую все боялись” расскажу о киберпанке, который действительно люблю и читаю. И вам рекомендую.
Киберпанк
- Ты закодирован?
- Да, - горько сказал Дейк. - Они сказали, я никогда не смогу вернуться в округ Колумбия. И еще эти сволочи смеялись...
- За что они тебя?
- Я вор. - Он не стал уточнять, что специализировался на магазинных кражах.
- Куча старых компьютерщиков угробила жизнь на программирование машин. И знаешь? Оказалось, человеческий мозг ничем не похож на эти чертовы машины. Его нельзя так же программировать.
Появился в США в начале 80х как попытка создать "новую научную фантастику". Брюс Стерлинг совместно с Уильямом Гибсоном попробовали создать новый вид фантастики, который бы использовал современные технологии по типу компьютеров, биотека, биг фармы и различных прочих технических штук как важную часть произведений. И при этом был технически грамотной и был итогом по-настоящему сильной работой воображения. В первом же рассказе Уильяма Гибсона “Осколки голографической розы” 1977 году фигурирует некая голографическая открытка, на которую как на иголку нанизывается рассказ о невеселом будущем и личная история героя. Брюс Стерлинг же в своих произведениях устами героев выдает послания о том, что “информация ценнее ресурсов”.
О том, что киберпанк это именно попытка создать новую фантастику мы знаем благодаря статье Брюса Стерлинга “Киберпанк в 90-х годах” и сборнику киберпанк-движения под названием “Зеркальные очки”, вышедшем в 1986 году. Что за движение такое? Ну, вокруг Стерлинга и Гибсона собрались другие писатели - Льюис Шайнер, Пэт Кэдиган, Грэг Бир и стали называть себя движением. Писали рассказы, обсуждали творчество и сражались за литературные премии.
Несколько лет назад, морозной зимой 1985 (пока озоновый слой не начал истощаться, все зимы были морозными) в "Intezone" #14 появилась статья под названием "Новая научная фантастика". Статья представляла собой анализ истории и принципов НФ как жанра; слово "киберпанк" там вообще не упоминалось.- Брюс Стерлинг “Киберпанк в 90-х годах
Где-то рядом был еще и Джон Ширли, а вдали К. У. Джетер - и этих двух писателей тоже можно считать потенциальными создателями киберпанка, но к движению они не относились.
Так вот, движение это пыталось писать "новую научную фантастику", вдохновленную компьютерами, технологиями и рок-музыкой, то есть вещами. которые очень хорошо описывали 80е и будоражили создание. Молодое поколение читателей жило в мире с аркадными автоматами, синтезаторами, MTV, научно-фантастическими фильмами, спутниковыми трансляциями и рок-музыкой. Кто-то должен был написать для них современную литературу, используя реальный мир как основу.
Забавно видеть, что люди понимают, что писатели киберпанка были реалистами. В то время мы были вполне уверены в том, что являемся реалистами, но американские критики считали нас слишком циничными и смотрящими вдаль - Брюс Стерлинг в интервью Factordaily, 2018 год.
Увы, даже при таком рассмотрении сборник “Зеркальные очки” выглядит странно. Половина рассказов из него не соответствует массовому представлению о киберпанке, а некоторые и вовсе выглядят как что-то совсем иное. Но почему тогда эта литература называется киберпанк? Все тот же Брюс Стерлинг писал, что киберпанк это все, что пишут киберпанки. Тематика значения не имеет.
Название киберпанк, пусть и не сразу, "новой научной фантастике" дали критики. Оно ничего не означало, просто звучало хорошо. И если вы желаете больше узнать о жанре, истории возникновения киберпанка, лучше всего почитать статьи Брюса Стерлинга, сборник “Зеркальные очки”, газету киберпанк движения “Cheap Truth” и статьи других киберпанков. Особенно примечательно эссе "Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя" от Майкла Суэнвика, которое поэтапно рассказывает историю киберпанка и заменяет многие статьи о жанре.
Ну и конечно, нельзя обойти стороной сам киберпанк. Его нужно читать, анализировать, сравнивать с другой фантастикой. Если вы ограничитесь статьями про киберпанк, вы лишь пополните число так называемых “слабых гиков”, о которых в 2010 году написал критик Паттон Освальт в своей замечательной статье “Wake Up, Geek Culture. Time to Die”. Иллюзия того, что вы все знаете о каком-то жанре или явлении, прочитав статью и посмотрев ролик губительна прежде всего для вашего вкуса, времени и знаний, а уже потом для культуры в целом, но именно эта проблема на мой взгляд не позволяет киберпанку возродиться.
Признаки киберпанка: довольно тяжело описать настоящий киберпанк, поскольку Брюс Стерлинг всегда писал свои статьи таким образом, что-ничего конкретного о нем не говорил. Но, с одной стороны у нас есть “Манифест новой фантастики” в котором описаны ее черты и их можно считать чертами киберпанка. Вот что он сказал в интервью 2018 года:
Большинство писателей-фантастов не являются идеологами киберпанка, как я. Это безобидные фантазеры, желающие развлечь фанатов.
Я же могу сказать так - киберпанк это жанр, в котором достижения науки и техники 80х рассматривались в перспективе будущего и находились под сильным влиянием рок-музыки и хакерской субкультуры. Жанр пытается сделать технологии и субкультуры важной частью сюжета, показывает быт будущего и указывает на возможности и проблемы, создаваемые технологиями. Зачем он это делает? Вероятно это попытка представить, как изменится и изменится ли вообще природа человека в мире продвинутых технологий и победившего анархизма?
Киберпанк это когда контркультура в лице хакеров и рокеров, глобализм в виде стирания границ в мире и космосе, трансгуманизм что есть улучшение человека и его возможностей научным методом и новое видение будущего берутся за руки и весело шагают под звуки первого альбома The Pretenders, либо летят в космос под звуки Kraftwerk. Если можете придумать описание лучше - сообщите мне.
Никакой боязни технологий, злобной Японии и прочей ботвы в киберпанке никогда не было. А High tech, low life и вовсе был описанием стиля Гибсона, в не киберпанка в целом. Кстати, Брюс Стерлинг любил сочетания начинающиеся с High tech, но low life в них обычно не было.
Что почитать для ознакомления?
- Уильям Гибсон "Поединок" - идеально для знакомства с жанром
- Грэг Бир - "Музыка, звучащая в крови" - для слома стереотипа о киберпанке как жанре про корпорации и неоновые города
- Сборник "Зеркальные очки" - для окончательного разочарования в жанре
- Уильям Гибсон "Нейромант" - если хочется классики киберпанка, с него началась его популярность.
- Льюис Шайнер "Фронтера" - киберпанк, но про Марс
- Уильям Гибсон “Сожжение Хром”
- Брюс Стерлинг "Схизматрица" - чуть ли не второе по важности произведение в жанре
- Руди Рюкер - Software
Что посмотреть?
- "Джонни-мнемоник"
- "Макс Хэдрум: на 20 минут в будущее"
- Love, Death & Robots
- "Луна 2112" - с точки зрения сюжета, это та самая "новая фантастика"
- "Версия 1.0"
- Красивая, но крайне пустая экранизация "Призрак в доспехах"
- Я бы также советовал аниме Outbreak CompanyМятежная компания, поскольку оно очень сильно перекликается с рассказом Брюса Стерлинга и Льюиса Шайнера
"Моцарт в зеркальных очках". Научная сторона вопроса здесь слабее, у киберпанков была куда более достоверная картана мира, но общий смысл на мой взгляд похож. При этом - никаких имплантов и дождливых городов. Только эльфийки, драконы и крутые аниме штуки из Японии.
Пост-киберпанк
Критики (не важно кто) придумали термин пост-киберпанк для того, чтобы описать киберпанк, появившийся после распада движения. По сути это была уже просто научная фантастика, без влияние рок-музыки и прочей контркультуры. Но зато она хорошо понимала важность компьютеров и других современных технологий. Возможно именно это сделало ее любимой литературой будущей элиты IT-индустрии.
Я не являюсь фанатом пост-киберпанка, поэтому буду краток: ранний пост-киберпанк так же хорош, а зачастую и лучше чем классический киберпанк, но чем ближе к нулевым мы приближаемся, тем унылей и скучнее он становится. Причина - в кризисе идей и непонимании авторами жанра. Если киберпанке и раннем пост-киберпанке технологии были частью сюжета, то в позднем пост-киберпанке технологии снова стали декорацией и именно это ставит под вопрос живость жанра.
Признаки жанра: Вероятно, любое сочетание современных технологий, глобализма и антагонизма может считаться пост-киберпанком. Я точного определения дать не могу, да и сомневаюсь что кто-то может вообще. По крайней мере, те определения, что мне встречались не выдерживают критики.
Важно отметить: примерно 90% анимации, фильмов и игр, а также настольных игр это по сути пост-киберпанк, зачастую очень далекий от киберпанка оригинального.
Что почитать?:
- Пол Ди Филиппо "Рибофанк"
- Нил Стивенсон "Лавина"
- Брюс Стерлинг "Священный огонь"
- Джефф Нун "Вирт"
- Эрнест Клаин "Первому игроку приготовиться"
- Вернор Виндж "Конец радуг"
Что посмотреть?:
- "Матрица"
- "Первому игроку приготовиться"
- "Аэлита: Боевой ангел"
- Сериал "Измерение 404" на мой взгляд очень похоже на пост-киберпанк.
- Был небольшой спор, является ли "Живая сталь" пост-киберпанком или нет, как по мне доводы обеих сторон неубедительные
- "Лучше, чем люди"
- "Почти человек"
- "Синхронность"
Псевдокиберпанк - “Стереотипный киберпанк из сети”
Винни-Пух прокричал:
-Мы обыскали весь кибер-лес, но не нашли твой кибер-хвост! Но в лавке мясника Кроля я нашел аугументированный кибер-имплант - хвост с поддержкой 10G и MP3-плеером! Тебе хватит этого?
-If no have tail, 0.0.0.0. ; but have new tai194546_45454_kill_kill_kill-9_taail, its Great, great again! - Пропищал маленьким динамиком Пяточек-нанобочек. Вентилятор для охлаждения наноимплантов на спине завертелся чтобы охладить его внутренности из-за сильных эмоций.
-Хорошо. Я поеду и уничтожу всех слонопотамов. До единого. Давайте сюда ваш хвост.
Иа встал, взял кибер-хвост, приколол к своему телу, одел черные очки, сел на мотоцикл закричал:
-Слонопотамы! Ваш судный час настал! Великий кибер-самурай Иа-5673 едет на бой с вами!
В его сознании тут же возникло маленькое окошко. В нем среди помех и глитчей появился чей-то хобот и жуткая улыбка. Раздался зловещий, утробный смех.
Но Иа видел и не такое. Он прибавил скорости и нажав на кнопку входа в кибер-шоссе устремился вдаль по неоновой сетке цифрового мира. Пара минут и он попадет на точку, где Слонопотамы устроили свою базу. А пока он едет, он оповестит всех своих друзей о этой замечательной заварушке. Разумный крокодил Ген и летающий человек Карл, мастер биотехнологий Большой Федор и его друг курьер Печенкин уже согласились помочь ему в этой славной борьбе.
Он достал из-за спины лазерный кибермеч, включил максимальное ускорении и приготовился к прыжку в реальность. Новый кибер-хвост сидел как родной. А что еще нужно для счастья кибер-ослику-самураю? Только ощущение битвы.
-Мы обыскали весь кибер-лес, но не нашли твой кибер-хвост! Но в лавке мясника Кроля я нашел аугументированный кибер-имплант - хвост с поддержкой 10G и MP3-плеером! Тебе хватит этого?
-If no have tail, 0.0.0.0. ; but have new tai194546_45454_kill_kill_kill-9_taail, its Great, great again! - Пропищал маленьким динамиком Пяточек-нанобочек. Вентилятор для охлаждения наноимплантов на спине завертелся чтобы охладить его внутренности из-за сильных эмоций.
-Хорошо. Я поеду и уничтожу всех слонопотамов. До единого. Давайте сюда ваш хвост.
Иа встал, взял кибер-хвост, приколол к своему телу, одел черные очки, сел на мотоцикл закричал:
-Слонопотамы! Ваш судный час настал! Великий кибер-самурай Иа-5673 едет на бой с вами!
В его сознании тут же возникло маленькое окошко. В нем среди помех и глитчей появился чей-то хобот и жуткая улыбка. Раздался зловещий, утробный смех.
Но Иа видел и не такое. Он прибавил скорости и нажав на кнопку входа в кибер-шоссе устремился вдаль по неоновой сетке цифрового мира. Пара минут и он попадет на точку, где Слонопотамы устроили свою базу. А пока он едет, он оповестит всех своих друзей о этой замечательной заварушке. Разумный крокодил Ген и летающий человек Карл, мастер биотехнологий Большой Федор и его друг курьер Печенкин уже согласились помочь ему в этой славной борьбе.
Он достал из-за спины лазерный кибермеч, включил максимальное ускорении и приготовился к прыжку в реальность. Новый кибер-хвост сидел как родной. А что еще нужно для счастья кибер-ослику-самураю? Только ощущение битвы.
Нечто, напоминающее киберпанк, но им не являющееся. В качестве иллюстрации я взял героиню игры Saints Row: The Third из хакерской группировки "Декерс". С одной стороны - это типичный пример псевдокиберпанка, с другой - вполне себе трушный пример киберпанк-героев. Как так? Все просто - то, как Декеры ведут себя в реале это киберпанк, а вот их виртуальная деятельность какая-то примитивная фантастика в духе фильма Tron.
Вот что о псевдокиберпанке пишет Льюис Шайнер, автор потрясающего романа “Фронтера”:
К 1987 году киберпанк стал клише. Другие авторы превратили эту форму в формулу: имплантированные «мокрые» программы (биологические компьютерные чипы), правительство транснациональных корпораций, уличные люди в кожаных куртках и разложившиеся орбитальные колонии. Эти изменения заставили многих из нас объявить движение мертвым. Для нас киберпанк в своем новом воплощении превратил технологию в самоцель и потерял свой первоначальный импульс.
Проще говоря, псевдокиберпанк это все, что хочет казаться киберпанком, но им не является. Накидав в произведение корпораций, неона и имплантов, вы не сделаете его киберпанком.
Проблема псевдокиберпанка в том, что люди, которые не знакомы с киберпанком, начинают записывать в него все, что под руку попадется от Half Life 2 до Evangelion. И если они встречают киберпанк настоящий - у них случается разрыв шаблона.
Просто почитайте отзывы на сборник “Зеркальные очки”. Псевдокиберпанк мешает вам воспринимать фантастику как что-то настоящее и стоящее, создавая красивый и пустой образ. И самое печальное - индустрия развлечений уже давно взяла псевдокиберпанк на вооружение.
Игра Ghostrunner к примеру это архитипичный псевдо киберпанк с шаблонным сюжетом и геймплеем. Большая часть настольных и компьютерных игр балансирует между пост-киберпанком и псевдокиберпанком, иногда показывая киберпанк трушный. Так например, игры Deus Ex: Human Revolution и Cyberpunk 2077 успешно балансируют между настоящим киберпанком и пост-киберпанком. При этом в аниме Cyberpunk: Edgerunners - очень мало киберпанка в самом произведении, зато многочисленные цитаты киберпанка японского и западного, что заставляет отнести его к псевдокиберпанку.
Давайте я подробнее объясню что не так с Cyberpunk: Edgerunners (Осторожно, спойлеры!):
спойлер
Как не крути Cyberpunk: Edgerunners, киберпанк там есть лишь фрагментарно, а больше голливудщины и примитивной гуманитарной фантастики, альтернативой которой киберпанк и был. Техническая грамотность, о которой писал Брюс Стерлинг там отсутствует. И конечно вы можете сказать, что это же сеттинг настольной игры и т.д. Но проблема в том что киберпанк-настолки это серая зона где вполне себе соседствовать идеи из киберпанка настоящего и полностью противоречившие им вещи. Я не вижу ни одной причины не сделать сюжет этого аниме более техническим, осмысленным и наполненным деталями.
- История Глории - разочаровывает. Если в самом начале мы видим тру-киберпанк историю про медика будущего, то потом все скатывается в голливудскую драму уровня “Стражей галактики”. В настоящем киберпанк мире Глория бы стала достоянием какой-нибудь корпорации или компании, скупающей по дешевке биоматериал. И Дэвид бы пытался ее выкупить, хотя бы ее оцифрованное сознание, мозг или что-нибудь в этом роде.
- Платные двери - это было в “Убике” Ф.Дика, который я напомню - не киберпанк.
- Взлом машины требует проникновения в нее? Что это за маразм из 1930 года?
- Как можно взорвать очки всего класса, если Дэвид взломал лишь свою гарнитуру? У них что, один процесс на весь класс? Где контейнеризация и законы о приватности?
- Почему Дэвид просто не заработает бабала где-нить в интернете и не наймет того же Кейса, набить морду хейтерам?
- Сама история про имплант вполне себе киберпанк, но блин, мало того, что он военный, так еще и какой-то экспериментальный. Суть киберпанка в том, чтобы технологии были интуитивны и повсеместны, доступны и понятны. В Cyberpunk: Edgerunners имплант это не обыденность мира, а самый настоящий макгаффин. Сценаристы могли бы дать Дэвиду просто дорогой имплант и создать конфликты, которые бы раскрывали его как персонажа и помогали строить историю. Но мы имеем очень слабую историю про не пойми что.
- Концовка вообще не киберпанковская. Обычно в киберпанке концовки позитивные.
Как не крути Cyberpunk: Edgerunners, киберпанк там есть лишь фрагментарно, а больше голливудщины и примитивной гуманитарной фантастики, альтернативой которой киберпанк и был. Техническая грамотность, о которой писал Брюс Стерлинг там отсутствует. И конечно вы можете сказать, что это же сеттинг настольной игры и т.д. Но проблема в том что киберпанк-настолки это серая зона где вполне себе соседствовать идеи из киберпанка настоящего и полностью противоречившие им вещи. Я не вижу ни одной причины не сделать сюжет этого аниме более техническим, осмысленным и наполненным деталями.
В общем, рецепт псевдокиберпанка прост - накидайте побольше имплантов, неоновых городов, дождя, выживания и вечно помирающих героев, максимально забейте на сюжет и получите идеальный псевдокиберпанк. Не забудьте для большего эффекта назвать его как-нибудь по красивее - например, биопанк или техно-либер-панк.
Протокиберпанк
Ряд произведений, которыми вдохновлялись киберпанки. Среди них как фантастика, так и книги других жанров. Примечательно, что в отличии от киберпанка до сих пор читаются живо и интересно, вероятно потому, что авторы не пытались изображать техническую грамотность, а просто были специалистами в области. И если киберпанки не знали с какой стороны к компьютеру подойти, то простокиберпанки на этих самых компьютерах свои романы и писали. Пусть и не все.
Что почитать:
- Норман Спинрад - Bug Jack Barron
- Томас Пинчон - V и "Радуга тяготения"
- Филип Дик - "Убик", "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", "Солнечная лотерея", "Симулякры", "Команда корректировки"
- Вернор Виндж - “Подлинные имена” - некоторые критики считают его основоположником киберпанка
- Альфред Бестер - "Тигр, Тигр!"
- Харлан Эллисон - "У меня нет рта, но я должен кричать"
- Джеймс Типтри-младший “Девочка, которую подключили”
- Джон Ширли "И пришел Город"
- Уильям Берроуз “Мягкая машина”
- Джозеф Макэлрой “Плюс”
- Джон Браннер - The Shockwave Rider
Техно-нуар
Нуар, который хорошо известен многим за счет литературы и кино, имел различные вариации, как локальные, так и гибридные. Sci-fi noir это жанр, возникший в результате скрещивания идей научной фантастики и нуара, а также детективов разных поджанров.
В 80е годы, когда фантастика изменилась, стали появляться более современные sci-fi noir произведения и тогда его стали называть tech noir, позаимствовав термин из фильма “Терминатор”.
Этому жанру не повезло попасть в тень киберпанка, хотя появился он раньше. Да и идейно это совершенно полярный жанр. Разница в том, что техно-нуар гуманитарный жанр, который часто все сводит к отношениям и природе человека. Посмотрите просто “Альфавиль” и офигейте к чему в итоге пришел этот фильм. Суть научно-фантастического и техно-нуара - помещения героя в мир лжи, странный, неведомый мир заблуждений и домыслов, обмана чувств и неоправданного риска. В техно-нуаре технологии это лишь реквизит и декорации.
Киберпанк не такой - в киберпанке герои понимают мир, в котором живут примерно также, как вы понимаете как пользоваться компьютером. Киберпанк это про возможности и будущее. Техно-нуар - это про стагнацию и безнадегу.
В аниме элементы техно-нуара часто можно увидеть как в киберпанке, так и фантастике. Да и в целом, сегодняшние создатели игр, произведений и фильмов часто не видят разницы между техно нуаром и киберпанком, что печально. Разница размывается и часто мы просто не можем применять те же методы оценки, что и к классическому киберпанку.
Нужно отметить фильм Blade Runner 1982 года и его продолжение отдельно. Часто статьи про киберпанк представляют собой одно единственное описание этого фильма как ярчайшего примера киберпанка. При этом, нет никакого 100% аргумента, что это именно киберпанк.
Многие писатели - киберпанки видели в фильме киберпанк, однако в сообществе любителей фантастики отношение к фильмам типа Tron, Robocop и Blade Runner всегда было неоднозначным. Если углубится в матчасть, то корпорации, импланты и андроиды не есть суть киберпанка. Они могут быть в любом другом жанре.
Важно то, что именно пытается показать фильм. Robocop это явно не фильм о прелестях использования технологий, антагонизм в нем есть, но субкультуры всем олицетворяют зло, нежели молодежный выбор и стремления. Это фильм о мерзких чертах человеческой натуры, коррупции, капитализме и прочем-прочем. О том, для чего фантастический элемент просто не нужен.
Blade Runner сложнее, в нем научная фантастика вплетена чуть более умело, из-за чего не воспринимается как просто декорация. Но и важности технологий в нем немного. Это снова история про людей и их баги, которые так и не стали фичами.
Тот же “Нейромант” вообще не об этом. Он не просто про второй шанс, он про важность технологии в мире. Подобно тому, как знание компьютера и английского открывает вам новые горизонты в мире современном, выход в сеть для Кейса жизненно необходим.
Стоит заметить что в научных монографиях посвященных научно-техническом нуару, авторы часто ставят в один ряд Blade Runner, “Джонни-мнемоника” и даже “Матрицу” из чего я могу предположить что авторы или не понимают суть киберпанка, либо просто все три фильма содержат элементы нуара.
Авторы, пишущие о Blade Runner, почему-то забывают о вполне себе признанном киберпанк-сериале Max Headroom: 20 Minutes into the Future и множестве других фильмов. А ведь о них стоит писать в первую очередь.
В любом случае, техно-нуар сегодня переживает второе рождение за счет усилий любителей кино и создателей игр. И это очень радует.
Что посмотреть?:
- "Немой"
- "13й этаж"
- "Гаттака"
- "12 Обезьян"
- "Робокоп"
- "Бегущий по лезвию" и "Бегущий по лезвию 2049
Японский киберпанк(жанр кино)
Осторожно! Фильмы, описанные в этом разделе крайне экстремальные и жуткие. Они мало похожи на типичный киберпанк.
Особое направление в авторском кино Японии. Тесно связано с тремя режиссерами, но существует и за пределами Японии. Сого Исии с ранних лет находился под влиянием западной рок-музыки, однако, сам музыкантом не стал. От отправился в Токио, где выучился на режиссера и стал снимать фильмы, пропитанные панк-роком.
Шинья Цукамото не знал слова киберпанк, а просто снимал кино про трансформации. Его основная тема - город Токио и отношения человека и технологий.
Наиболее экстремальный и странный, далекий от технологий, японский киберпанк снимал режиссер Шодзина Фукуи. Вначале он работал вместе с с Шинья Цукамото в качестве ассистента режиссера в фильме “Тэцуо”, потом у Сого Исии. Играя в группе и любя кино, он снимал свои фильмы, которые отличались крайне тревожной атмосферой и шикокирующим содержанием. В интервью Шодзина рассказывал, что был под сильным впечатлением от "Бегущего по лезвию", тем не менее, между этим шедевром техно-нуара и его фильмами есть огромная разница.
Что посмотреть?:
- Burst City
- Death Powder
- Tetsuo: The Iron Man - впоследствии повлиял на японский аниме-киберпанк.
- Gerorisuto
- Metal Days
- 964 Pinocchio
Японский киберпанк
Люди, машины, звери, птицы и ящерицы, враги и друзья, кроты, и киты, и коты, и самозванные боги — словом, все зрячие создания уткнулись в свои кинескопы.
То есть была запущена программа моделирования любви.
Эта программа предназначалась для вторжения, она требовала непременного ответа и навязывала известного рода отношения.
Было совершенно ясно, с кем ОНА разговаривает и с кем вступает в связь. Это был компьютер цитадели недавнего противника — Братца Врэгги, и находился он в сибирской тундре.
То есть была запущена программа моделирования любви.
Эта программа предназначалась для вторжения, она требовала непременного ответа и навязывала известного рода отношения.
Было совершенно ясно, с кем ОНА разговаривает и с кем вступает в связь. Это был компьютер цитадели недавнего противника — Братца Врэгги, и находился он в сибирской тундре.
Появился независимо от западного киберпанка и был чисто авторским жанром, поднимающим самые разные темы. С одной стороны авторы очень любили изучать природу человека. С другой - современные технологии не давали им покоя. В начале раздела вы могли прочитать ярчайший пример японского киберпанка - отрывок из романа "Психогинки" писательнцы Марико Охара, опубликованный в 1985 году.
Впервые появился вероятно в литературе, но широкой известности не получил. Зато манга и аниме стали известны на весь мир. Одно ясно - японский киберпанк это самостоятельный жанр, который совершенно не зависит от того, что творится с киберпанком западным. В нем можно проследить характерные зеркальные очки, важные для классического киберпанка, рок-музыку и героев-ярых антагонистов. Тем не менее, он все равно будет крайне разнообразным и не похожим на западный. Хотя часто, западная культура оставляет на нем сильный след.
Bubblegum Crisis явно вдохновлен западной рок-музыкой. Serial Experiments Lain - культурой, возникшей вокруг компьютеров, языка программирования Lisp, компьютерными играми и научными теориями. Mardock Scramble и Gits: Stand Alone Complex часто напоминают нуар и классику киберпанка. Но при этом есть и чисто японские произведения, такие как Chobits.
Японский киберпанк, неважно, литературный или анимационный это всегда необычное, яркое и запоминающееся видение будущего и наших дней, далеко не всегда основанное лишь на научно-техническом прогрессе. И именно это делает его уникальным и интересным. Причудливость, которую в научной фантастике увидел критик Гарднер Дозуа, ознаменовав тем самым начало становления киберпанка как явления, в японском киберпанке еще более странная, пугающая, чарующая и зачастую непонятная.
Японский киберпанк часто азиацентричен, строит сюжет не только на технической, но и психологической, а также практической стороне вопроса о будущем с крутыми технологиями.
Наупанк
И закончим мы наше знакомство с киберпанком на последнем в истории классическом жанре, созданном Брюсом Стерлингом в новом веке. У меня есть одноименная коллекция и в ней вы можете прочитать о жанре. Есть наупанк западный и японский, различия минимальные, но они есть.
Признаки: Истории из современного мира о конфликтах, возникших вокруг современных технологий, систем слежения, игр и гик-культуры. Не содержит мистики и фантастики, реалистичен.
Что почитать?:
- Брюс Стерлинг "Зенитный Угол"
- Уильям Гибсон "Страна призраков"
- Нил Стивенсон "Вирус"
Что посмотреть?:
Зачем вообще разбираться в этом?
Ответ простой - чтобы найти для себя что-то интересное и качественное, а не перебиваться поп-культурным фастфудом, утопающим в розовом тумане дождливых городов. Киберпанк, если его реально читать в итоге выведет вас на качественную фантастику и литературу, о которой вы возможно никогда не слышали.
Понимание того, как устроен киберпанк поможет иначе посмотреть на многие известные тайтлы. Японский же киберпанк это хороший способ войти в мир азиатского андеграундного кино, низкобюджетных хорроров и малоизвестных жанров.
Киберпанк можно воспринимать по разному. Как попытку заработать больше денег, как настоящую борьбу за качество литературы и даже как ошибку. Но именно эта вариативность, неоднозначность и многогранность явления и вызывает интерес уже четвертое десятилетие подряд.
Гики всего мира спорят что является киберпанком, а что нет, ищут новых авторов, способных возродить жанр, создают топы лучших книг и игр, спорят о том, умер ли киберпанк вообще. И это правда интересно.
Я надеюсь что моя небольшая статья поможет вам найти что-то новое, лучше понять киберпанк и открыть для себя безумно большой мир фантастики с новой стороны.
Спасибо всем моим хоуми: Tormentor-у, assdasuwe, CyberAsuka88, XOR, AlienShooter, Пазу, Takina, Андрей, Катя
А вам спасибо за чтение!
Список использованной литературы и прочее:
Майкл Суэнвик "Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя"
Брюс Стерлинг "Киберпанк в 90-х годах", "Bruce Sterling Rant-A-Thon, 2004"
Сборник "Зеркальные очки"
Сборник Уильям Гибсон "Сожжение хром"
Журнал Intezone #14 - "The New Science Fiction" manifesto by Vincent Omniaveritas
Личный блог Руди Рюкера
Льюис Гайнер - "Confessions of an Ex-Cyberpunk"
Paul Meehan - Tech-noir : the fusion of science fiction and film noir
Emily E. Auger - Tech-noir film : a theory of the development of popular genres
Beyond Blade Runner: Ten Sci-Fi Noir Films With Their Own Style
A Dark Future by Brian Raftery
Алексей Поляринов "Откуда взялся киберпанк: андроиды, провода и Пинчон"
連載「いつでもSF入門」vol.2 サイバーパンクとは何か?
@rainfog Вот блин, повелся на список фильмов и литературы, посмотрел Луну и никакого киберпанка там не увидел. По теме - НФ, стиль - НФ, да и крякает как научная фантастика. Кое-что из списка таки киберпанк, но теперь волнуюсь, что остальной список такого же качества.Фраза "Киберпанк это все, что пишут киберпанки" вообще не может описать жанр, потому что рекурсивная. А если киберпанки захотят отвлечься и написать детскую сказку про поней это тоже будет киберпанк? Так что Стерлинг или ошибся или киберпанк сейчас означает другое.
Почему бы не сойтись на том, что киберпанк хотя бы должен быть про кибернетику? И что это не достаточное, но необходимое условие, чтобы всяких кибер Винни-Пухов сюда не загрести.
Окей, я бы даже еще пограничный момент описал. На пример Андроидов еще не достаточно, чтобы быть киберпанком, потому что в них все искусственное. Но если в синтетический мозг андроида записать личность человека - это может оказаться киберпанком.
@rainfog@wololo,Это фраза создателя киберпанка.
титул. Но именно на наших пяти надгробьях будет высечено: "КИБЕРПАНК". Публичные отречения бесполезны, пользы от них никакой. С этой точки зрения, "киберпанк" значит просто "все, что пишут киберпанки". А под это определение многое подпадает. Я всегда питал слабость к исторической фэнтези, в то время, как Шайнер пишет мэйнстримовские романы. Ширли пишет книги ужасов. А Рюкера в последний раз видели где-то внутри "Полой Земли". Как ни странно, Уильям Гибсон пишет юмористические новеллы. Но все это ничего не значит. Следовательно, "киберпанк" будет жив, пока не похоронен
последний из нас. Демографы предполагают, что это займет какое-то время.
@wololo@rainfog, Окей, когда осилю список фильмов и литературы будет виднее. Но, все-таки, ты не думаешь, что киберпанк изменил своё значение? Просто расширился и центр сместился. Так же как и ксерокс у нас стал означать любую машинку для копирования документов, большинство, похоже, имеют в виду пост-киберпанк, когда говорят о киберпанке и лучше уже не поправлять.@rainfog@wololo, Сегодняшний киберпанк это жанр, который напоминает мир трилогии Гибсона и фильм "Бегущий по лезвию". Но "киберпанк" который пытался создать Стерлинг был вообще иным. По идее он не ограничивался ничем, там были крайне полярные произведения. Просто так получилось, что успех киберпанка пришел с романом "Нейромант" вот и осталась в коллективной памяти такая метка - киберпанк это то, что похоже на "Нейромант" и "Бугущий по лезвию". Киберпанк скорее сузился и упор стал делаться на стереотипное представление, а не на сюжет и идею, как раньше. Это не делает жанр хуже, просто это немного иная фантастика.Следует выделить два основных направления, которые есть смысл рассматривать с точки зрения медиаконтента - жанр как литературный и жанр как визуальный. По их происхождению. Киберпанк в литературе - это ни что иное как научная фантастика, сюда можно отнести любое произведение, где технологии уже являются причиной существования персонажей, сюжета и так далее. В визуале киберпанк в первую очередь создает иллюзию высокотехнологичного окружения, куда вписываются события, зачастую без объяснения необходимости этих технологий. Они просто существуют и персонажи с этим взаимодействуют, как в "Джонни-мнемонике", при этом в оригинальном рассказе Гибсона картина более целостная и отвечает на многие фундаментальные вопросы, которые в экранизации остались за кадром.
Вот у современных отечественных писателей тоже угадываются признаки киберпанка, например, у Александра Зорича в дилогии "Сезон оружия", где половина произведения - практически киберпанк, а вторая половина очень сильно напоминает исекай. (Да, Зорич(и) писал(и) исекай, похожий на САО, еще до того, как он стал мейнстримом, роман 1994 года.)
Очень часто киберпанком называют фантастику, где описывается биомеханический симбиоз человека и машины. Это является стереотипом, зачастую эксплуатируемым в медиасюжетах, например серия игр Quake.
Поэтому, действительно, сложно выделить киберпанк из научной фантастики в целом. И стоит их различать по сеттингу и величины влияния тех или иных культурных феноменов поколений.
Родился поджанр НФ, и пробыл в таком статусе несколько десятилетий. После этого, столкнувшись с реальностью, как и все "панки" перекочевал в категорию ретрофутуризма.
Из-за непонимания современными авторами этого нюанса они неудачно пытаются мимикрировать свои произведения под старый киберпанк и на выходе получают мягкую научную фантастику, а иногда рескин фентези. Очень мало кто понял в чём фокус и пишет про альтернативный 21 век.
@Zkip911@Keiken, это даже не поджанр, а маркетинговая пометка появившаяся из желания авторов обратить на себя внимание. До появления "киберпанков" в научной фантастике встречались сюжеты с пессимистическим взглядом на технологии, произведения Ф. Дика, как пример. Главным нововведением была фантазия на тему глобальных информационных сетей, как общество будет взаимодействовать с этой технологией, это всего лишь отражение научного прогресса тех лет. НФ всегда выступала зеркалом актуальных технологий и научных открытий, начавшаяся космическая эра породила тонну произведений о полётах к другим планетам и встрече с иным разумом. Герои маргиналы так же встречались, в произведениях того же Ф. Дика, Г. Гаррисона. Печальные прогнозы касательно экономики, экологии, деградации морали так же зависят от времени в котором создавали произведение, более оптимистичная фантастика прошлых, до "киберпанков", десятилетий, была результатом экономического роста в мире после Второй мировой, а моральный упадок не маячил на горизонте по-причине более консервативных взглядов и ещё не случившаяся сексуальная революция. Мультикультурализм был представлен в идеалистическом ключе, так как люди не сталкивались с наплывом мигрантов в своих странах, многие государства африки не получили свою независимость, а ближний восток был относительно стабильным. Во главе угла была война идеологий, транснациональные корпорации были в зачаточном состоянии и более зависимы от государств. Из всего выше перечисленного понятна суть жанровых особенностей НФ, такая же суть и у "Киберпанка", ничего кардинально нового этот термин не привнес. Да это продукт своего времени и он устаревает вместе с уходящим временным отрезком истории, на что ты обратил внимание в своём комментарии, полностью согласен. И именно ошибочное выделения термина "Киберпанк" в самостоятельный поджанр и его стилистика, которая была визуализирована в кинематографе, в промышленном дизайне, в молодёжных субкультурах с броским внешним видом. Именно визуал дал такое чёткое обозначение "Киберпанку" и кажущуюся инаковость от НФ. Что в итоге, как ты сказал, дало начало ретрофутуристическим произведениям, которые основываются на стилистике, которая в свою очередь включает некоторые типичные тропы для подобных продуктов. Но как изначально и было задумано наименование "Киберпанк" выступает тут как маркетинговый триггер, мифический жанр, отличительной чертой которого является визуал ( даже в голом тексте он присутствует) и бинго из типичных ему тем. Современные произведения НФ, в которых спекулируют на тему современных цифровых технологий и коммуникаций, тоже, часто пытаются продавать с припиской "Киберпанк" повышая спрос, но это такой же продукт своего времени, цифровизация с восьмидесятых больше укоренилась в нашей повседневности, корпорации стали жирнее, социальные проблемы обострились, но это не означает, что мы живем в "Киберпанке". Киберпанк - это рекламная упаковка, но не жанр.@Keiken@Zkip911, "Сложно о простом" )Есть определенные тенденции в литературе. В хорошие времена пишут о плохом, так как боятся момента когда эти времена прекратятся. Жизнь же становится слишком скучной и людям нужна перчинка. В плохие времена пишут о хорошем, так как нужна хоть какая-то опора чтобы их пережить. "Панки" выросли из этого явления и счастливого времени.
Не стоит свысока смотреть на "маркетинговые пометки". Деление на жанры это необходимость, а не блажь или рефлексия человечества в попытках упорядочить мир. И именно "бинго и тропов" делает любой жанр самим собой.
Ещё пара интересных, но глубоко ошибочных мнений.
Ретрофутуризм уже существовал до появления произведений Гибсона. Это общая характеристика объединяющая массу поджанров научной фантастики. Если НФ это фантазия о возможностях, то Ретрофутуризм это фантазия о возможностях мимо которых мы прошли. Нам никогда не увидеть роботов, космические корабли и компьютеры на магнитных лентах из 70-х, но сама фантазия о них будет жить в наших сердцах ещё столетия.
Хотя как раз такие компьютеры с магнитными лентами увидеть сейчас реально. О них вспомнили когда потребовалось хранить огромный массив информации астрономических данных.
З.Ы. Людей пугают стены текста. Дроби свои мысли абзацами и чётче структурируй.
@rainfog,@rainfog@delvarocry, советую игру Mullet Mad Jack. Но то чтобы это киберпанк, но создано по тем же идеям, что киберпанк в оригинале