Комментарий #8168782

Пазу
@neyoki, я больше скажу. "То, что выше по ошибке назвали deus ex machina" имеется даже в произведениях императора "истинно научной" фантастики А. Азимова, например, в цикле "Основание".
фэнтези и НФ различаются, грубо говоря, сеттингом и набором объяснительных клише, которым во втором случае стараются придать некоторую наукообразность, использовать исследовательские приборы вместо магических амулетов.
Это очень грубо говоря. Хотя такой формальный подход использовался на заре советского фантастиковедения, но быстро потерял авторитет.
...современные сказочники, описывая чудеса, заменяют различные травки препаратами, а волшебные жезлы – аппаратами.
От него остались лишь формулировки о генетической связи.
Всем известны сказочные сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебные зеркала, при помощи которых можно видеть на далекое расстояние. Подобные сказки – предшественники научной фантастики. (А. Беляев)
Мне очень понравилось выражение Юрия Медведева.
НФ - это художественное воплощение тенденций научно-технического прогресса.
Отличий от фэнтези довольно много. Например...
Научная фантастика… фантастически преображаемый наукой мир.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. Новиков В. И. М.: Педагогика. 1988
Тогда как
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается.
Ответы
neyoki
neyoki#
я больше скажу. "То, что выше по ошибке назвали deus ex machina" имеется даже в произведениях императора "истинно научной" фантастики А. Азимова, например, в цикле "Основание".
Конечно, здесь даже какой-то конкретный сюжет не обязательно вспоминать. У императора фантастики есть, к примеру, сквозной нарратив о человечности, который можно просто либо принять и не замечать как некоторую завязку произведений. Ну либо аналогичным образом высказывать своё недовольство тем, почему какой-нибудь обычный домашний робот вдруг "прозрел", что иногда всё-таки читается немного по-детски.
Чего я хочу, так это стать писателем, как мой хозяин. Не знаю, почему мне этого хочется, но мой хозяин – писатель, и он помог меня создать. Может быть, поэтому я хочу стать писателем. Я не понимаю, откуда взялось это чувство, потому что не знаю, что такое писатель. Я спрашиваю у хозяина: что значит писатель?
Он опять улыбается.
– Зачем тебе это, Кэл? – спрашивает он.
– Не знаю, – говорю я. – Просто вы писатель, и я хочу знать, что это такое. Вы выглядите довольным, когда пишете; может, и я стану таким довольным, когда что-нибудь напишу. Мне кажется…
Предполагаю что хейтеры перемещающих во времени микроволновок не обращают внимание на подобные моменты, ведь в них скрыт "глубокий психологизм", ну или...
Это очень грубо говоря. Хотя такой формальный подход использовался на заре советского фантастиковедения, но быстро потерял авторитет.
Ага, я бы ещё выделил тематику сюжета и некоторые другие черты. Вообще, обидно что мой подход устаревший, посоветуйте какой-нибудь новомодный, чтобы потом хвастаться . :ololo:
НФ - это художественное воплощение тенденций научно-технического прогресса.
Думаю современная фантастика стала более социальной и трансгуманистичной, в том смысле, что наука вместо инструмента для построения прекрасного будущего стала восприниматься как нечто, бесконтрольно преобразующее общество, в некотором смысле уродующее его. Развитие генной инженерии и цифровых технологий стали более близкими темами, нежели полёты в далёкий космос, а андроиды вместо удобных помощников воспринимаются как новый вид живых существ. Нельзя сказать что прогресс остановился, но мне кажется именно в последнее время мы более всего стали ощущать себя героями НФ произведений, эпоха из которых будто бы уже наступила, или даже проходит. Как постмодернисту мне становится всё труднее делать подобное различие. Нельзя ли связь с прогрессом тоже в какой-то мере назвать "генетической"? Возможно вопрос станет понятнее на примере ниже.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается.
Так как пару дней я всё равно не мог обстоятельно ответить, было некоторое время подумать. И стало интересно, в чём заключается фундаментальное различие НФ и фэнтези. Понятно, что можно прескриптивно описать его по принципу "что где должно быть". Но что значит объяснять мир с научной точки зрения? Если мы говорим об изучении его закономерностей и построении описывающих его моделей, можно ли назвать стереотипного бородатого фэнтезийного мага, читающего древние книжки и исследующего новые заклинания, учёным, а его деятельность - наукой? Жанр исекай в какой-то мере показывает новый художественный взгляд на вселенную как супер юниверс, где могут существовать разные миры - например, с отличающимися физическими постоянными (и зачастую оговаривает местоположение относительно нашей реальности). Наблюдая за реверс исекаями и произведениями, в которых фэнтезийный мир реализуется путём компьютерной симуляции, можно заметить забавные казусы - жанровая принадлежность таких тайтлов не совсем понятна, а миры технологий и миры магии смешиваются.

У вас целая ВКР посвящена теме фантастики?
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть