Комментарий #8184997

neyoki
Пример из Азимова неудачный. В приведённом отрывке даётся ответ на ваш вопрос: «мой создатель - писатель» (хочу быть таким же крутым, как мой батя) и «что такое писатель?... Я хочу знать, что это такое».
Ответы даны, но всё-таки степень того, насколько они устраивают читателя, остаётся субъективной. Какие-то авторы наделяют простых рабочих роботов, прислуживающих по дому, тягой к творчеству, объясняя это особенностями устройства нейронных сетей, а у кого-то через микроволновку передаются послания из будущего. Во всем этом есть этакая милая изюминка, как цветочек в финальной сцене Технолайза. Пример может и не совсем удачный, но я надеюсь вы поняли о чём я, точнее сформулировать может и не смогу.
НФ всегда затрагивала социальные темы: как будут жить люди через тысячу-другую лет и проч. Правда, такие авторы быстро забывались.
Поиск места человека во вселенной с удобными роботами-помощниками сменился переосмыслением его сущности .
Трансгуманистичной? Если говорить об отношении человека к разумным машинам, то да. Если же не только, то все такое варится в поджанре посткиберпанка.
Я бы сказал, что вопрос не в отношении к разумным машинам, и даже не соотношении с ними, а уже в принятии собственной природы и поиске соответствующего мировоззрения, что действительно очень круто раскрывает посткиберпанк.
А так, фантастики о космосе за последние годы вышло достаточно. И приток чисто технической (твёрдой) наукоемкой (хардкорной) НФ даже в кино колоссальный. Чего только стоит Марсианин. Примеры приведу в выходные.
Хотел бы узнать и другие примеры.
Возьмём сюжеты путешествия во времени XIX в. У Булгарина герой путешествует на 1000 лет в будущее, у Одоевского и Уэллса и того дальше. Про иных и говорить не хочется. Такие цифры отражают медленные темпы научно-технического прогресса. Авторы воображали, что кардинальные изменения в жизни общества в силу прогресса произойдут не раньше, чем через 1000 лет. Фантастика XX века для таких целей берет уже цифры поменьше. В хронофаниастике XXI в. Капитальное обновление случается в среднем за столетие.
Очень интересное замечание, кардинальные изменения стали ожидаться даже не через десять-двадцать лет, а едва ли не завтра, может даже вчера. С постоянной модой на жёлтые заголовки боишься пропустить в ленте новости о появлении мощного квантового компьютера, искусственного интеллекта и, конечно, кошкодевочек.
Когда вы читаете литературу о будущем, но доживаете до этого будущего, то ваше ощущение вполне закономерно. Например, я сейчас удивляюсь, как ловко В. Одоевский предсказал, что Китай будет сверхдержавой и союзником Российской (демократической) империи. Правда, с датой на тысячу лет (XXXI в.) ошибся.
Какой-нибудь S.N.U.F.F (2011) Пелевина уже просто страшно становится перечитывать.
Кстати, о фундаментальных отличиях с субжанром фэнтези. От фэнтези такого ощущения быть не может.
Пока не встретим грузовик или не побываем в матрице, не узнаем. :ololo: Но как-то действительно пока не ловил себя на таком, разве что в метафорическом смысле.
Стоит отдельно оговориться о планетарной фантастике, которая во многом схожа с фэнтези в плане конструирования нового мира. Там можно ввести интересные допущения относительно тех же новых законов физики, но их все равно надо обосновать научно или псевдонаучно (тяготение трёх Лун и проч.).
Подобное каждый раз приятно удивляет.
Фэнтези основывается на сказочных и мифологических мотивах, НФ отталкивается же от реального мира. Предтечи НФ отнюдь не сказки, а фантастика Нового Времени о путешествиях души на Луну или в разные времена, о метемпсихозах (переселении душ) и месмеризме (гипнозе), об автоматонах, фантастические гистории или путешествия, вроде Гулливера, утопии.
Если рассматривать предтечи НФ с точки зрения развития прогрессивстских представлений в целом, то они уходят к средневековому учению о субстанциях, схоластике и неоплатонизму, а через них - к архаике. От Свифтовского Гуливера к Бэкону, Кампанелле, Мору, в итоге - к Государству Платона. Одним словом туда, где ещё не могло быть разделения между наукой и магией, а сказочные и мифологические мотивы неплохо соотносятся с господствующим мировоззрением. Думаю во многом этот путь аналогичен развитию киберпанка от утопии к антиутопии и является причиной высокой социальной ориентированности многих фантастических произведений. Но речь может идти и не только о прогрессе, просто это одна из центральных тем. Вы вспомнили отличные примеры:
Если же говорить об истоках, то это миф о Дедале и Икаре, о Гефесте и Талосе,
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата», «Рамаяна» и других текстах на санскрите, бесчисленное множество раз упоминаются летательные аппараты – виманы, лучевое оружие, аналогов которого сейчас нет у человечества, – «божественная молния».
а также произведение, кажется, Еврипида о том, как построили и испытывали летательный аппарат. В средневековье были опусы про алхимиков, астрономов и прочих еретиков.
Фэнтези во многом тоже является воплощением подобных мифов. Возможно ощущение жизни в фэнтезийном мире уже испытывали древние люди, правда скорее всего не знали об этом. Нам же остаётся лишь фантастика, которую можно назвать его более продвинутой версией. Ну или можно съесть кактус...
Что значит объяснять мир с научной точки зрения? Не объяснить, а конструировать.
Мне кажется одно подразумевает другое, ведь наука занимается построением моделей. Учёные тоже литераторы, правда пользуются языком формул.
Разница-то в том, что мир фэнтези основан на мифологических и легендарный мотивах. В классическом эпическом фэнтези время вообще мифологическое или легендарное (абстрактное), как в мифах. А НФ зачастую отталкивается от реального мира, его физики.
Хм-м, получается, генезис НФ связан с появлением современной науки 19 века, но в целом эти жанры имеют довольно тесную родственную связь.
Почитай «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твена.
Как раз недавно вспоминал о нём в споре про пародии на рыцарские романы. Ну кстати, тоже ведь не такая уж древняя штука, если не брать переселения душ - опять мифы.
А то, что представляют нынешние аниме-исекаи - такое себе новшество. Сам момент иссекая - авторская лень прорабатывать завязку. Концепция попаданца играет хоть какую-то малую роль в произведении только в лучших образцах жанра. Фантазии о новой лучшей жизни в прекрасном мире с суперабилкой и гаремом девочек - такое себе.
В целом да, но всё же некий анимешный глоток свежего воздуха они привнесли, так что я скорее не соглашусь. По совпадению получается, что фэнтези, в которых есть эта "авторская лень", получаются более интересными, нежели классические. В какой-то момент сложилась ситуация, когда типичный сюжет про спасение мира от Саурона перестал работать, а мода на фэнтези к началу 2010-х спала. Это видно не только по анимешным тайтлам. То о чём вы говорите, фантазии о жизни в гареме с супер абилкой - это довольно старая волна исекаев. То что там происходит сейчас - зачастую пародия и лютая постмодернистская деконструкция. Я смотрю почти все исекаи и продолжаю офигевать. Проблема в том, что они не всегда получаются интересными, но это эту тему лучше поговорить как-нибудь отдельно.
Хотя... в плане рефлексии и трансгуманизма меня удивил Мир Лилейл: героиня оказалась в игре, а она в свои былые годы полтзовалась функцией «завести детей». Местами забавный, но проходной слайс.
Один из неплохих примеров, иногда задумывался о таком в играх.
Да, целая ВКР об истоках русской НФ.
Круто, вот почему о ней так много пишете, прям всего себя посвятили. А сами не пробовали писать?
Ответы
Пазу
Пазу#
Хотел бы узнать и другие примеры.
Например, тв-во Кима Стэнли Робинсона, вроде "Авроры" или "Нью-Йорка 2140". Автор дружит и постоянно консультируется с сотрудниками НАСА. "Пороховая Луна" Дэвида Пэдрейра, "Адмирал" Шона Дэнкера (почти тот же Марсианин, только о выживании на станции). С оговорками «Дети времени» Адриана Чайковски. Оговорки касаются прежде всего второй сюжетной линии, посвящённой разумным паукам, чью эволюцию невольно спровоцировали люди прошлого.
А вообще, соглашусь, что твёрдая (не хардкорная) космическая фантастика за последние годы всё мельчает. С 2012 по 2017 был мощный приток, а потом резко поубавилось.
с точки зрения развития прогрессивстских представлений в целом
О каких конкретно представлениях речь? НФ не о прогрессифизме как таковом (а подчас и отрицает эти взгляды), а о силе человеческого разума, красоте и таинствах природы в широчайшем смысле, т.е. реальности и проч.
Фэнтези во многом тоже является воплощением подобных мифов.
Отнюдь не подобных. Эти мифы повествуют о создании мастером или мудрецом чего-то, что впоследствии не проходит опытную проверку: крылья сгорают, Талос не сберёгает огонь. Эта полная противоположность мифам, вроде о Пигмалионе и Галатее, где мастер сделал форму, тогда как жизнь вдохнула богиня. Тот же Талос в версии Аполлодора - это создание разума Гефеста, не подчинённый богам и работающий не на магии а на таинственной горючей субстанции (скорее всего, подразумевается "греческий огонь").
Хм-м, получается, генезис НФ связан с появлением современной науки 19 века
Именно. Как только восторжествовало опытное знание, появился эксперимент, родилась и НФ как мысленный (художественный) эксперимент. Не знаю, как ещё проще выразиться. Именно к XIX веку формируется критическое сознание у образованной части народа, постепенно сменяя мифологическое и религиозное.
Возможно ощущение жизни в фэнтезийном мире уже испытывали древние люди, правда скорее всего не знали об этом.
Что там испытывали древние люди мы не узнаем. А данное предположение очень уж сильное. Вам стоит почитать о мифологическом сознании, когда люди одухотворяли природу. Гром гремит - бог грома сердится или духи неба и проч. Т.е. мифы отражают древнейшее сознания людей.
По совпадению получается, что фэнтези, в которых есть эта "авторская лень", получаются более интересными, нежели классические.
На вкус и цвет. По мне же, нынешние фэнтези-аниме - редкостное дерьмо. А беда в низкопробности первоисточников, которые представляют собой уровень фанфиков. Взять какую-нибудь Guin SagaСага о Гуине или Moribito SeriesХранитель и сравнить... - что там почитается за крутое фэнтези - Re:Zero kara Hajimeru Isekai SeikatsuRe:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире и Mushoku Tensei: Isekai Ittara Honki DasuРеинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире. Сравнение будет явно не в пользу последних. Думаю, простота и фансервис (мечты о новой лучшей жизни в прекрасном мире с суперабилками и цундере-лолями) цепляют юные души.
Из всего многообразия попаднчества в фэнтези мне более-менее приглянулись Hai to Gensou no GrimgarГримгал пепла и иллюзий, да пародия Meikyuu Black CompanyТяжкий труд в подземелье.
А сами не пробовали писать?
Пробовал. :very sad2: Только не фантастику. Вспоминать больно. :depressed: Вот краткое изложение повести, которую я накалякал на втором курсе универа.
спойлер
Был старый и уважаемый, признанный гений, рисовавший невероятные картины, на которых запечатлены моменты мучительной смерти человека, борения за жизнь и проч. Всех поражал глубочайший психологизм, отраженный на его полотнах. Никто не мог достичь подобного. А в Питере в это время живёт молодое дарование, романтичный бунтарь, который смазывает карту будня, плеснувши краску из баллончика. Высокохудожественный стрит-арт и прочее. Но его преподавателям не нравится такое искусство, которое почитается за вандализм. Этот студентишка без ума от именитого мастера. И вот маэстро оказывается с выставкой своих работ в Петербурге. Малой идёт на выставку в надежде поговорить с кумиром, но в результате становится свидетелем преступления. Преступником оказывается тот самый маэстро, за которым юноша решил пойти, чтобы поговорить, но долго не решался. Так паренёк знал секрет мастера. У мальца была дилемма: насколько родственны гений и злодейство, и стоит ли высочайшее мастерство человеческих жизней. После долгих душевных мук, студент решает сдать кумира. Тело находят, мастера задерживают как главного подозреваемого, но точных улик нет. Только картина с отдалённо похожим сценарием смерти. Мальцу удаётся поговорить с кумиром, но только через решётку. Маэстро объясняет свою крайне затейливую философию, основную суть которой можно выразить как "наивысшее искусство требует жертв". В тот момент на меня сильно повлиял роман Парфюмер Зюзкинда. Ключевой момент в деле - показания свидетеля. Студент сомневается, что сможет убедить суд. Ему очень сложно даётся словесное описание. Да и мысли путаются при воспоминании того случая. а на носу у него выпускной экзамен, где он должен представить работу. В кульминации парень показывает в суде картину, изображающее убийство. В ней присутствуют как невероятно реалистичная акдемическая манера. так и глубокий психологизм картин его кумира. Этот момент знаменовал: 1. торжество нравственных взглядов мальца над тёмной философией маэстро, 2. сдачу экзамена, 3.победу в суде (это самый нелепый момент), 4. состоятельность как самобытного художника, превзошедшего своего кумира.
Ужас! :(
Пазу
Пазу#
@neyoki, кстати, о других примерах хардкорной НФ. fantlab.ru/forum/forum1page1/topic236page3
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть