Нет, конечно. Когда ты читаешь книгу писателя прошлого, то тебе неплохо было бы установить необходимый историко-культурный комментарий. Например, для писателей позднего Средневековья и Нового времени было в порядке вещей ссылаться и неточно цитировать каноничные произведения, которые тогда были на слуху. и это справедливо как для Декамерона, так и для Гаргантюа и Пантагрюэля и др. Без этого знания ты дальше "первого уровня" постижения такого текста не продвинешься. Вот так со временем возник подтекст, хотя изначально его не было.Но везде ли где видят подтекст он изначально планировался?
Подтекст через центральный образ-символ. Как работает? Все о нём постоянно говорят (это как лейтмотив в музыке). Вишнёвый сад - красивый, но ныне бесполезный, вместо которого будет железная дорога как символ неумолимого ветра перемен. Где находится вишнёвый сад и из-за чего там все переживают? Из-за усадьбы. Вишнёвый сад, усадьба - дворянство (красивое, но ныне без крестьян бесполезное). И в этой параллели ещё легче убедиться, когда знаешь, что Тургенев и Гончаров тоже писали о судьбах дворянства. И выводы у них были те же. А для полной уверенности можно почитать сценические комментарии самого Чехова или его друзей к постанове.Вспомнил про «Вишневый сад» Чехова вроде бы. В школе разбирали, что это старые устои, поколения, которые за них держатся.
Как-то во время спектакля он зашёл ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладёшь на лицо краску. «Послушайте, не Ви́шневый, а Вишнёвый сад», — объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чём идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Ви́шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.
Да. Только отвлекаюсь на посиделки с друзьями, поэтому пока никак не оформлю.p.s.s. ты сейчас на малоизвестное или популярное пишешь рецензию?
Про подтекст, также может весело получиться) Как бы не было такого, что нет это да, а да это нет, я сказал одно, но имел другое. Или знаменитый диалог:
— да она любит тебя
— она не может любить меня
— да я люблю тебя
И интересно, авторы заранее закладывают подтекст или это так получается? Я понимаю, что автор хочет что-то сказать, какую-то идею донестии и у него для этого есть определенные инструменты. Но везде ли где видят подтекст он изначально планировался?
Вспомнил про «Вишневый сад» Чехова вроде бы. В школе разбирали, что это старые устои, поколения, которые за них держатся.
Хорошая статья, первые два уровня просты, а вот дальше возможны споры в осознании.
P.s. еслі честно мне больше нравится, когда простая мысль в простой обёртке, чем простая идея в сложной обёртке. Не вижу смысла усложнять, это глупо. Как и лучше сложную идею разобрать на простые вещи и так подать.
p.s.s. ты сейчас на малоизвестное или популярное пишешь рецензию?
@Пазу