Для кого как. Одно аниме пересматривается фанбазой, потому что очень любимо, а другое - потому что культовое, иное же - потому что сложнозакрученный сюжет, который зритель не осиливает с первого раза. Например, я во время написания рецензий в последнее время пересматриваю тайтлы по несколько раз, чтобы обратить внимание на большее число деталей.
Тоже субъективные категории. Мерить "глубину" произведения - то ещё веселье. Например, есть такое мнение.
Подтекст – это глубина текста. Никакая сумятица мыслей, никакие слипшиеся и неосознанные автором чувства, словесные хляби абракадабры не могут сами по себе родить подтекста. Забота о подтексте есть прежде всего забота о тексте…». (Л. Озеров) voplit.ru/article/podtekst-eto-glubina-teksta/
сложность не превртились в скрытый смысл, который видят «избранные»
Об этом можно почитать здесь. Но я хочу обратить твоё внимание на момент разности объективной идеи (авторской мысли) и субъективной (читательского прочтения).
Проблема в том, что идея текста почти никогда полностью не совпадает с авторской. В некоторых случаях эти совпадениях разительны. Знаменитая «Марсельеза», ставшая гимном Франции, писалась как походная песня полка офицером Руже де Лиллем безо всяких претензий на художественную глубину. Ни до, ни после своего шедевра Руже де Лиль не создал ничего подобного. Еще нагляднее будет видна эта разница, если мы представим себе, что какой-нибудь бездарный графоман попытается написать роман, насыщенный глубокими смыслами. В реальном тексте от авторской идеи не останется и следа, идея текста окажется примитивной и плоской, как бы ни хотел автор обратного. Это же несовпадение, хотя и с другими знаками, мы видим у гениев. Другое дело, что в таком случае идея текста окажется несоизмеримо богаче авторской. Это и есть тайна таланта. Многие смыслы, важные для автора, будут утрачены, но глубина произведения от этого не страдает. Шекспироведы, например, учат нас, что гениальный драматург часто писал «на злобу дня», его произведения полны намеков на реальные политические события Англии ХVI – ХVII вв. Вся эта смысловая «тайнопись» была важна для Шекспира, возможно даже, что именно эти идеи провоцировали его на создание некоторых трагедий (чаще всего в связи с этим вспоминают «Ричарда III»). Однако все нюансы известны только шекспироведам, да и то с большими оговорками. Но идея текста от этого нисколько не страдает. В смысловой палитре текста всегда есть что-то, не подчиняющееся автору, чего он не имел в виду и не обдумывал. Именно поэтому представляется неверной точка зрения, о которой мы уже говорили, – что идея текста исключительно субъективна, то есть всегда связана с автором. Кроме того, идея текста связана с читателем. Ее может почувствовать и обнаружить только воспринимающее сознание. А жизнь показывает, что читатели часто актуализируют разные смыслы, видят в том же тексте разное. Как говорится, сколько читателей, столько и Гамлетов. Выходит, нельзя полностью доверять ни авторскому замыслу (что хотел сказать), ни читателю (что почувствовали и поняли). Тогда есть ли вообще смысл говорить об идее текста? Ясно, что воспринятая читателем идея чаще всего не идентична авторской. В строгом смысле слова полного совпадения не бывает никогда, речь может идти только о глубине разночтений. История литературы знает множество примеров, когда прочтение даже квалифицированного читателя оказывается полной неожиданностью для автора. Достаточно вспомнить бурную реакцию И. С. Тургенева на статью Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Критик увидел в романе Тургенева «Накануне» призыв к освобождению России «от внутреннего врага», в то время как И. С. Тургенев задумывал роман совершенно о другом. Дело, как известно, кончилось скандалом и разрывом Тургенева с редакцией «Современника», где была напечатана статья. Отметим, что Н. А. Добролюбов оценил роман очень высоко, то есть речь не может идти о личных обидах. Тургенева возмутила именно неадекватность прочтения. Вообще, как показывают исследования последних десятилетий, любой художественный текст содержит в себе не только скрытую авторскую позицию, но и скрытую предполагаемую читательскую (в литературоведческой терминологии это называется имплицитным, или абстрактным, читателем). Это некий идеальный читатель, под которого строится текст. В случае с Тургеневым и Добролюбовым расхождения между имплицитным и реальным читателем оказались колоссальными. Николаев А. И. Основы литературоведения.
Например, я во время написания рецензий в последнее время пересматриваю тайтлы по несколько раз, чтобы обратить внимание на большее число деталей.
здесь оно и понятно, думаю любой бы человек при написании рецензии так делал)
Про подтекст, также может весело получиться) Как бы не было такого, что нет это да, а да это нет, я сказал одно, но имел другое. Или знаменитый диалог: — да она любит тебя — она не может любить меня — да я люблю тебя И интересно, авторы заранее закладывают подтекст или это так получается? Я понимаю, что автор хочет что-то сказать, какую-то идею донестии и у него для этого есть определенные инструменты. Но везде ли где видят подтекст он изначально планировался?
на момент разности объективной идеи (авторской мысли) и субъективной (читательского прочтения).
это мне историю напомнило, точнее про написание истории. Когда любой историк даже, если захочет объективно написать, то у него не выйдет. Пропуская через себя объективное прошлое, он выдаст субъективную работу в той или иной степени. Там есть ещё ачпкты, но не важно и так не в те дебри влез.
А жизнь показывает, что читатели часто актуализируют разные смыслы, видят в том же тексте разное. Как говорится, сколько читателей, столько и Гамлетов. Выходит, нельзя полностью доверять ни авторскому замыслу (что хотел сказать), ни читателю (что почувствовали и поняли).
хорошая мысль, которая говорит, что споры о гениальности, глубинности, смысловой нагрузке и другом будут вечны
Вспомнил про «Вишневый сад» Чехова вроде бы. В школе разбирали, что это старые устои, поколения, которые за них держатся.
Хорошая статья, первые два уровня просты, а вот дальше возможны споры в осознании.
...
И снова историю напомнил, особенно за что ругают историков и в универе рассказывали, чтобы так не делали
P.s. еслі честно мне больше нравится, когда простая мысль в простой обёртке, чем простая идея в сложной обёртке. Не вижу смысла усложнять, это глупо. Как и лучше сложную идею разобрать на простые вещи и так подать. p.s.s. ты сейчас на малоизвестное или популярное пишешь рецензию?
Тоже субъективные категории. Мерить "глубину" произведения - то ещё веселье. Например, есть такое мнение.
Об этом можно почитать здесь. Но я хочу обратить твоё внимание на момент разности объективной идеи (авторской мысли) и субъективной (читательского прочтения).
@had25