Комментарий #9522014

Пазу
Не может ли сохранение для нескольких поколений интереса к произведению быть типологическим признаком классики? Что вы думаете?
Для нескольких, вряд ли. Как говорится, классика вечна. С другой стороны, интерес ко многим таковым произведениям держится в рамках многих поколений, а дальше исходит именно от статуса, культурного авторитета. Например, в бытность мою студентом филфака не раз приходилось слышать вопли относительно "Илиады" (в пер. Гнедича): "Как это можно читать?!", "Чёрт побери, сколько воды и каких-то левых персонажей!", "Этому артефакту место в музее" и проч. Что-то похожее бывало и со "Словом о полку Игореве". В школе уж точно.
Тут Дымный Вервольф говорил об актуальности классики. Однако раньше сфера развлечений не была так развита и не носила такого массового характера. Собственно, для аристократии и образованного чиновничества классическая музыка и литература носили куда более массовый характер, этим интересовались, это активно обсуждалось, этим можно было щегольнуть в свете. А не стала ли эта классика во многом раритетной? Да и в совершенную эпоху грань между высоким и низким порой довольно размыта. По ходу нашей дискуссии я скачал несколько английских книжек в духе "А нужны ли сейчас образцы?" или "Авторитет классики в постсовременности", но руки до них не скоро дойдут.
Ответы
S John
S John#
@Пазу, здесь мы обсуждаем несколько материй.

1. Сложившаяся актуальность. Актуальна ли классика? Если она - "это то, что учат в школе", то, конечно она по факту будет актуальной. Школьнику некуда деться, он глуп и зависим, ему придется вести себя так, чтобы удовлетворять определенному социальному коду, одной из частей которого является публичное признание превосходства классики (даже если она ему и не нравится). Что, на самом деле, и есть ее актуальность.

2. Механизмы актуализации. Принуждение к изучению в школе - одно, авторитет старшего поколения - другое, классицизм - третье, отсутствие выбора - четвертое. На самом деле не важно, который из них сыграет. Просто школа - самый действенный.

3. Однако остается еще одна материя: "А зачем (кому) это надо?"
А нужны ли сейчас образцы?
В первую очередь классика необходима для сохранения культурного кода через поколения. Зачем? "Если Бога нет, всё дозволено".
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть