Сюжет
8
Отлично
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
9
Великолепно
Звуковой ряд
9
Великолепно
Итоговая оценка
9
Великолепно

Дисклеймер.
Рецензия написана в разъяснительном ключе с акцентом на психологический срез произведения, а также на "драматургический" анализ сюжета, включая неоднозначную концовку. Она, в принципе, может восприниматься и как реклама недостаточно хорошо известной "новому поколению" качественной "классики" с разбором, объективности ради, основных недостатков, хотя для автора эта цель была второстепенной.
Спойлеры присутствуют и явно обозначены как таковые. Остальную информацию, приведённую в рецензии (за редким, не критичным, по моему мнению, исключением), можно почерпнуть из официальных анонсов и просмотра первой серии произведения. Первоисточник (манга) почти не принимался в расчёт при написании рецензии. Художественная стилистика и визуальная эстетика не являются моими сильными сторонами.
Вступление и краткий анализ.
Амнезия сумеречной девы (далее -- Сериал), выпущенный в 2012, стал заслуженной классикой жанра драма+романтика, не смотря на некорректное отсутствие жанра "драма" в тегах MyAnimeList/Shikimori. Сериал по своей сути -- сугубо чувственное / эмоциональное произведение, лишь приправленное нотками "мистики", "философии", "ужасов", "детектива" и даже "комедии", облачённое в яркий динамичный сюжет. Не стоит ожидать от него того, чем он заведомо не является: например, полноценных "ужастика" и/или "мистического триллера с экшн-сценами". Это, прежде всего, романтическая история о том, как набравшая чистоту и силу любовь одного смелого самоотверженного юноши смогла избавить от непомерного бремени страданий искалеченное, расщеплённое, зависшее между перерождениями сознание одной прекрасной девушки.
Произведение имеет чёткий, логичный и последовательно развивающийся сюжет, являющийся достойным внешним обрамлением для не менее логичного, но при этом драматического и жизнеутверждающего развития отношений между двумя главными героями. Опять же, вопреки обозначениям на MyAnimeList/Shikimori, их в Сериале всего лишь два, а не четыре. Оставшиеся две участницы "псевдо-гарема" хоть и могут претендовать на попадание в главные героини по количеству уделённого им экранного времени, но никак не удовлетворяют основному сюжетному критерию: они играют существенную (особенно Kirie KanoeКириэ Каноэ), но сугубо вспомогательную роль, их личностное развитие, в отличие от такового главных героев, особо не наблюдается. Их основная функция -- добавлять остроту в отношения двух протагонистов, периодически выступая катализаторами этих отношений и сюжета, в целом.
Основными крайне удачными и сильными моментами Сериала представляются следующие.
(1) Главная героиня. Несмотря на то, что она является "мёртвым призраком" 15-летней девушки, пусть и необычно зрелой для своего возраста, многие считают Юко Каноэ одной из самых "живых" и привлекательных героинь вообще всей аниме-индустрии. Даже те, кому Сериал по тем или иными причинам не понравился, как правило, не остаются равнодушными к её очарованию.
(2) Общая атмосфера. Авторам Сериала с помощью мастерского сочетания его составных элементов: сценария, визуальной подачи, звука, передачи эмоций персонажей и т.д., удалось сложить убедительную и сильную общую атмосферу произведения, которая, в итоге, оказалась заметно больше суммы её составных частей. Общая атмосфера выдержана в тёмных (с частыми примесями тёплых оранжевых и красных) драматических тонах, но, несмотря на жанр "ужасы" (которых, по сути, нет), тягостная гнетущая атмосфера не ощущается: только некоторое сюжетное давление и неразрешённая тайна.
(3) Понятное логичное линейное повествование без бросающихся в глаза сюжетных дыр и прочих несостыковок. Сериал сморится легко, темп повествования не проседает. Присутствуют актуальные философские и этические посылы в части человеческой природы / психологии, особенно её "тёмных" проявлений.
(4) Романтическая линия. Опять же, понятное, поэтапное и логичное, но при этом очень трогательное, искреннее и эмоциональное развитие отношений между двумя протагонистами. Ближе к концу Сериала начинает казаться, что им не 14-15, а, как минимум, 18-19 лет: настолько они, проходя через испытания, "взрослеют" за относительно короткий период времени.
(5) Мощные по степени воздействия на зрителя, при этом подкупающие своей естественностью, эмоциональные сцены, "главная" из которых (в финальной серии), наверное, не уступит ни одной из таковых в "эталонных" в этом отношении аниме (Кланнад, Shigatsu wa Kimi no UsoТвоя апрельская ложь, Ангельские ритмы, Торадора, White Album 2Белый альбом 2 и др.).
Основные, по мнению автора рецензии, слабые / спорные моменты Сериала.
(1) "Гендерный" дисбаланс. Во всём Сериале, кроме главного героя, нет НИ ОДНОГО, даже вспомогательного, героя мужского пола. Есть только он и кучка женщин, трое из которых к нему неравнодушны, что может напрягать любителей "балансов" и "гармоний". Хочется наблюдать побольше адекватных мужских персонажей: их и так исчезающе мало, особенно в рамках жанра Сериала.
(2) Местами излишний акцент на фансервис. Подчёркнутые женственность и сексуальная привлекательность главной героини являются важными составляющими её личности / образа персонажа. Однако авторы Сериала зачастую перебарщивают с (в основном, частичной) "обнажёнкой" как Юко, так и второстепенных героинь, со случайными прикосновениями и т.д. Это не "ломает" общую атмосферу, но некоторых может раздражать.
(3) Концовка Сериала. Самый "страшный" недостаток для ценителей "классической" драмы и философской / этической / логической завершенности художественных произведений. Для остальных она вполне может является даже достоинством. Тем не менее, автор рецензии отлично понимает тех, кто из-за концовки снизил Сериалу оценку с потенциальных 9-10 до 7-8.
Все три выше указанных недостатка можно, конечно, списать на то, что автор оригинала (манги) всю жизнь фокусировался на эччи, хентае и гаремниках, но сюжет Сериала и расставленные в нём акценты студия заметно изменила, по сравнению с оригиналом. Можно было бы, при желании, какие-либо из этих моментов доработать: например, сделать ту же концовку в двух вариантах (второй вариант в виде OVA, например). Это, как минимум, в части концовки вполне могло не стоить студии никаких дополнительных денег и усилий: ведь полноценная OVA и так была выпущена сразу вслед за основным сериалом, но чисто "фансервисная", не несущая смысловой / сюжетной нагрузки.
Основной вывод.
Очевидные сильные моменты Сериала с запасом перекрывают его возможные недостатки, которые не все будут воспринимать таковыми. В итоге, мы получаем одно из самых достойных и (с оговоркой в части концовки) почти "эталонных" произведений в жанре драма+романтика. Даже многим "не особым" ценителям жанра Сериал может понравится своей привлекательной внешней оболочкой: интересным сюжетом, классным техническим исполнением, прекрасной главной героиней.
Ниже будет приведён более подробный разбор персонажей и примечательных сюжетных моментов со спойлерами, а также комментарии по техническому исполнению Сериала.
Четыре основных персонажа.
Особенностью Сериала, которую сложно отнести к недостатками или к достоинствам, является достаточно "экстремальный" фокус на двух протагонистах и их отношениях. Весь остальной "мир" вращается вокруг них до такой степени, что в него попадают только две вспомогательные героини. Остальные малочисленные персонажи играют, опять же, "экстремально" эпизодические роли, на суммарную долю которых приходится чуть ли не менее 5% экранного времени. При этом случаи, когда кого-либо из эпизодических персонажей показывают вне кадра с одним из главных героев сведены к абсолютному минимуму.
Тэйичи Ниия.

Ключевой протагонист, на котором держится развитие сюжета. Симпатичный (со слов окружающих девушек), хоть и невысокий и физически не особо развитый 14-летний юноша. В учёбе не слаб, но и не слишком силён. Если и вешать на него с подачи автора оригинала клише ОЯШ, то это будет ОЯШ из весьма достойного подвида. Тэйичи искренний, рассудительный, чуткий, самоотверженный, сострадательный, определённо смелый, серьёзный парень. Он способен к позитивному самоанализу и извлечению уроков. Персонаж заметно разносторонне прогрессирует по ходу развития сюжета, и это радует. Он единственное существо мужского пола, которое может взаимодействовать с Юко при том, что всего 2 женских, которые на это тоже способны, -- во взаимодействии не заинтересованы (одна почти, другая совсем). При первом же контакте Тэйичи быстро замечает Юко и воспринимает её истинный облик высокой и стройной девушки редкой красоты и очарования, выглядящей старше своих 15 лет, сначала даже не веря в то, что она призрак. Моментально вспыхнувшая взаимная симпатия послужила началу отношений главных героев и обусловила завязку сюжета: Тэйичи решил помочь Юко разобраться с её тайнами и проблемами.
умеренный спойлер
Самоотверженность и внутреннее благородство Тэйичи красиво раскрываются на протяжении всей истории с его попытками "спасти" Юко. Будучи достаточно зрелым и рассудительным парнем, Тэйичи явно понимал, что его помощь прекрасному призраку, скорее всего, неизбежно приведёт к её возвращению в "самсару" и, соответственно, утрате возможности общения с ней. Тем не менее, наш протагонист осознанно шёл по этому пути, движимый глубокими и искренними чувствами к своей возлюбленной, ставя её конечное благо выше своего эгоистичного "счастья".
Юко Каноэ.

Женский протагонист и титульный персонаж Сериала. Искалеченная, расщеплённая, "забывшая себя" душа 15-летней школьницы, погибшей за 60 лет до начала событий Сериала. В первой серии предстала перед Тэйичи в своём "прижизненном" образе прекрасной девушки, восторженно осознав, что он, в отличие от (почти) всех остальных людей, мало того, что способен её воспринимать, но и заинтересован в общении с ней. В начале их знакомства образ милой, женственной, но при этом достаточно прямолинейной и игривой красавицы дополнился неестественно полным отсутствием "негативных" черт характера, включая какую-либо стеснительность. Истинная личность, внешний облик и история главной героини многогранны, загадочны и трагичны. В раскрытии тайны личности Юко с целью ей помочь и заключена основная сюжетная линия Сериала. К счастью, автор оригинала не стал клишировать свою титульную героиню каким-то классическим архетипом, что является несомненным достоинством произведения: персонаж получился максимально привлекательным, живым, сложным, динамичным и драматичным. Трагический образ загадочной красавицы-призрака получился настолько убедительным и ярким, что, спустя более 12 лет с момента выхода Сериала имеет значительное число верных поклонников.
Кириэ Каноэ.

Ключевой второстепенный персонаж. 14-летняя внучка младшей сестры Юко, имеющая с ней сильное внешнее сходство. Подруга Тэйичи, так же, как и он, способная воспринимать Юко и взаимодействовать с ней, хотя и не испытывающая особого желания это делать. Кириэ весьма заинтересована вместе с Тэйичи, к которому она испытывает безответные романтические чувства, довести до конца расследование тайны Юко, считая, что таким образом сможет защитить людей, в первую очередь, самого Тэйичи, от связанной с призраком опасности. Достаточно сильная, прямолинейная, для своего возраста зрелая девушка, хоть и не отличающаяся той же степенью храбрости и самоотверженности как Тэйичи. При этом искренне восхищается этими качествами в объекте своей влюблённости. Имеет, в некоторой степени, замкнутый необщительный характер, присущий архетипу "цундэрэ" (в лёгком варианте), под который, в общем, попадает по задумке автора оригинала. В нескольких ключевых эпизодах взаимное доверие и дружеские отношения дают Кириэ возможность положительным образом влиять на общее моральное состояние и поступки Тэйичи, что способствует продвижению сюжета. В остальное экранное время Кириэ помогает в расследованиях, общением и поступками создаёт контекст для развития отношений главных героев и просто украшает своим "милым" присутствием Сериал.
Момоэ Оконоги.

Значимый второстепенный персонаж. Милая девушка 14 лет и третья (финальная) участница "псевдо-гарема". Чётко попадает под архетип "генки" со всеми вытекающими последствиями. Также как и у Кириэ её безответные романтические чувства к Тэйичи вызваны восхищением его положительными качествами, плюс, в довесок, его способностью (в отличие от неё) видеть призраков и влиять на них. Кроме того, Момоэ благодарна Тэйичи за своё спасение, как она считает, от проклятого предмета и злого духа. Так или иначе, влюблённость девушки постоянно подталкивает её оказывать различные знаки внимания Тэйичи, в том числе связанные с физическим контактом, что является неиссякаемым источником проявлений ревности со стороны Юко и соответствующих комичных фансервисных сцен. В остальном, роль Момоэ в сюжете сериала аналогична таковой Кириэ, но в заметно ослабленном (не считая фансервиса и создания контекста) варианте: несмотря на старания, ей не хватает квалификации, чтобы участвовать в расследованиях наравне с товарищами. Однако, как минимум, один раз Момоэ, подобно Кириэ всё же смогла в критический момент морально поддержать Тэйичи, что было сюжетно-значимым событием, а также деятельно проявляла непосредственную заботу о нём во время психологически тяжёлого для главного героя периода.
Развитие сюжета и романтической линии.
Сюжет завязан на расследование тайн, связанных c "забытым" прошлым Юко и попытками вернуть ей утраченную память. Параллельно с этим (и в этом контексте) развиваются отношения главных героев. Длительное совместно проведённое ими в приключениях время неизбежно сближает их. Две вспомогательные девушки способствуют раскрытию качеств главных героев, помогают двигать вперёд сюжетную и любовную линии. Периодически возникающие по их вине комедийные / фансервисные клише, не кажущиеся совсем уж перебором. В трёх-четырёх финальных сериях Сериала сюжет и романтическая линия ожидаемо окончательно сливаются воедино.
По своей структуре сюжет делится на 3 основные части:
(1) завязка, включающую в себя серию взаимосвязанных расследований;
(2) драматически и логически выдержанное преодоление душевного кризиса главных героев, закономерно наступившего по итогам расследований;
(3) довольно (может, даже немного слишком) динамичная развязка протяжённостью в пару серий, обусловленная переходом отношений главных героев на новую глубину / чистоту.
Развитие романтических отношений между главными героями выглядят весьма милым, трогательным и естественным.




Чувства Тэйичи к Юко, изначально, довольно незрелые и поверхностные проходили вполне логичные этапы очищения / углубления, чётко привязанные к определённым драматическим событиям, взаимодействию с второстепенными героинями, проделанному самоанализу. Юко во всём этом процессе выступала больше в роли принимающей / спасаемой стороны, однако ключевой выбор в части "этапов эволюции" своего сознания делала она сама. Не стоит недооценивать её сложную и тяжёлую внутреннюю работу над собой в ключевые моменты. В итоге, к концу Сериала взаимная любовь Тэйичи и Юко воспринимается сильной, чистой и искренней, что и делает развязку особенно драматичной и, в хорошем смысле, "душераздирающей". Степень самоотверженности и зрелости 14-15 летних персонажей в их отношениях в финальных двух сериях соответствует существенно более взрослому возрасту: минимум, 18-19 годам.
Что делает, казалось бы, "противоестественные" взаимные чувства 14-летнего "ОЯШа" и 15-летней красавицы-призрака убедительными и правдоподобными в глазах зрителя?
Вполне привлекательный в глазах Юко главный мужской персонаж. Он, хоть и ОЯШ, но, как уже было сказано, ОЯШ в хорошем смысле этого клише. Тэйичи -- единственное существо мужского пола, которое которое может взаимодействовать с Юко. Он для неё фактически единственный потенциальный друг, возлюбленный и хоть "кто-нибудь", который с самого начала явно проявил неподдельный интерес и сострадание к бедной девушке и искренне пытался ей помочь, несмотря на все сложности, страдания, и подчас смертельную опасность. Юко при их первой встрече выглядела в глазах смелого и непредвзятого Тэйичи в своём изначальном облике девушки-красавицы, а не страшного призрака. Это сильно расположило Юко к Тэйичи.
Экстремально привлекательный главный женский персонаж. Юко -- воплощение загадочности, красоты, женственности, чувственности, большого множества одновременно "милых" и "крутых" качеств, близких сердцу обычного японского (и не только) гражданина. Не смотря на то, что она "мёртвый призрак", жизненная энергия в общении с Юко проявляется с невероятной силой, легко затмевая находящихся рядом "живых" девушек. Сложно представить, чтобы нормальный 14-летний парень в результате продолжительного вовлечённого общения не стал бы испытывать к такой умнице и красавице хотя бы сильную симпатию.
Понятная психологическая привязка Тэйичи к своей возлюбленной. Хоть "общество потребления" и подавляет нашу психофизическую природу, человек, по своей сути, остаётся исследователем, созидателем, защитником. Отношения Тэйичи с Юко дают первому возможность реализовать себя, как минимум, как исследователь и защитник. Он чувствует острую потребность Юко в том, чтобы её тайну разгадали и уберегли её (а также окружающих) от пока ещё не ясной опасности, и это чувство востребованности даёт Тэйичи мощный стимул к действию и внутреннему развитию. Ни одна другая девушка из числа героинь Сериала не может дать главному герою почувствовать себя настолько по-настоящему нужным, вовлечённым, замотивированным.
Совместно пережитый травматичный / трагический / мистический опыт.
сильный спойлер
Тэйичи в конце условной второй части Сериала в полной мере посекундно (в своём сознании) пережил все те тяжкие испытания, которые пришлось пережить Юко, в мельчайших деталях ощущая происходящее с ней многодневное испытание, включая достаточно страшную и мучительную для неподготовленного человека смерть и предваряющие её суровые моральные и телесные страдания. Этот опыт на "духовном уровне" максимально приблизил Тэйичи к Юко, дав ему возможность после периода нелёгкого осмысления полностью понять и принять все аспекты личности своей возлюбленной. Очищенная, получившая настоящую глубину и силу любовь Тэйичи смогла, в итоге, её спасти.
Визуальная эстетика, звук и другие технические моменты.
Визуал. Автор рецензии весьма слаб в визуальной эстетике. Тем не менее считаю, что качество рисовки в Сериале находится на достаточно высоком для 2012 года (и вообще) уровне. Общий визуальный стиль тёмный (с тёплыми тонами), "мистический", местами с элементами "ужасов".
Примеры визуальных / цветовых решений ниже.





Дизайн персонажей детализированный, разнообразный, относительно "реалистичный", как и анимация их тел и лиц. Главная героиня во всех своих "ипостасях" прорисована и анимирована с особой тщательностью и любовью. Многие сцены и кадры с ней получались завораживающе прекрасными.












Чтобы компенсировать собственную слабость в визуальной эстетике (с подачи более опытного товарища S John) публикую чуть ниже под спойлером перевод удачной соответствующей части англоязычной рецензии по Сериалу (автор Matthew Aitken). Перевод выполнен в несколько "вольном" ключе, поскольку Matthew Aitken имеет не только сходную со мной позицию в части оценки Сериала, но и аналогичную слабость в плане художественной стилистики своего родного языка. Её пришлось корректировать при переводе.
НЕ СПОЙЛЕР. Перевод фрагмента рецензии Matthew Aitken в части визуала.
Студия Silver Link всегда была той маленькой студией, а Shin OonumaСин Онума — режиссером, которые могли обеспечить качественное воплощение визуального аспекта аниме. Не секрет, что многие студии (за возможным исключением Studio Ghibli) страдают от ограниченного бюджета, и Silver Link не является исключением. Что выгодно отличает их от других студий, так это то, что они не пытаются "прыгнуть выше своей головы". Они умеют стабильно "извлекать выгоду из плохой сделки", не стремясь к чрезмерно анимированному монтажу или помпезным экшн-сценам, подобно некоторым другим командам. Вместо этого они используют такие приемы, как цвет, освещение, композиция кадра и монтаж, чтобы их работы выгодно выделялись среди других. В Сериале стоит подчеркнуть именно акцент на качестве рисовки, а не анимации, поскольку в большинстве сцен последней явно не хватает. Большая часть портфолио Онумы, например, Эф — история воспоминаний, Kokoro ConnectСвязь сердец и, конечно же, Сериала состоит из аниме жанров драма+романтика, которые не требуют чрезмерно анимированных сцен. В них гармоничным выглядит акцент именно на вышеупомянутые приемы. Что мне еще больше нравится в подходах Онумы, так это его способность грамотно и выразительно использовать эти бюджетные приемы для усиления атмосферы и подачи сюжета своих произведений.
Возьмём, к примеру, начальную сцену из первой серии Сериала, где дважды показан один и тот же эпизод в клубной комнате: первый раз с невидимой Юко, второй -- с уже проявленной. Цинично настроенный критик может попытаться "обесценить" это сцену, справедливо указав на повторное использование одной и той же анимации. И это факт: "экономия" действительно имеет место быть. Однако причина, по которой указанная сцена гармонично смотрится в Сериале, заключается в том, что она талантливо используется для целей повествования. То есть для того, чтобы позволить зрителям с первых секунд необычным, но запоминающимся образом "встретиться" с невидимой для почти всех окружающих людей главной героиней.
Это также позволяет зрителю увидеть одну и ту же сцену с двух совершенно разных позиций. Первую итерацию зритель наблюдает с недоумённым любопытством, поскольку видит, как некая школьница занимается своими повседневными делами, периодически отвлекаясь на странное самопроизвольное перемещение объектов вокруг нее. Когда она, наконец, всё это замечает, сцена воспроизводится заново. Однако зритель наблюдает её уже в совершенно понятном комедийном ключе, поскольку все страхи Момоэ по поводу присутствия рядом с ней "страшного полтергейста" на поверку оказываются всего лишь рутинными шалостями скучающей Юко, которая всячески пытается себя развлечь.
Бюджетные художественные "техники" также используются ради усиления визуальной подачи и в комбинации с вышеупомянутыми остроумными нарративными приёмами зачастую создают яркие запоминающиеся сцены. Иными словами, ощущающийся ограниченный бюджет, обуславливающий отсутствие броской анимации, студия компенсируют за счёт умелого применения: цветовой палитры, освещения, грамотной операторской работы и ярких образов.
В качестве ещё одного примера рассмотрим кадр ниже.

Единственная анимация в этой сцене — это Юко, медленно плывущая в бассейне на переднем плане. Тем не менее ей все равно удается привлечь внимание зрителя. И сделать это не только за счёт поразительной цветовой палитры, интенсивного использования насыщенности и контраста, но и, в целом, посредством яркой необычной панорамы, в которой эстетика ночного неба отражается в воде бассейна. Несмотря на то, что Юко не является фокусом этого кадра, она все еще находится в центре переднего плана, позволяя зрителям наблюдать внушительную панораму, как бы, от её лица. Круг сияния лунного света, в центре которого находится главная героиня, также является удачным штрихом. Подобные кинематографические приёмы придают сценам Сериала яркость и выразительность, несмотря на общий низкий бюджет.
Возьмём, к примеру, начальную сцену из первой серии Сериала, где дважды показан один и тот же эпизод в клубной комнате: первый раз с невидимой Юко, второй -- с уже проявленной. Цинично настроенный критик может попытаться "обесценить" это сцену, справедливо указав на повторное использование одной и той же анимации. И это факт: "экономия" действительно имеет место быть. Однако причина, по которой указанная сцена гармонично смотрится в Сериале, заключается в том, что она талантливо используется для целей повествования. То есть для того, чтобы позволить зрителям с первых секунд необычным, но запоминающимся образом "встретиться" с невидимой для почти всех окружающих людей главной героиней.
Это также позволяет зрителю увидеть одну и ту же сцену с двух совершенно разных позиций. Первую итерацию зритель наблюдает с недоумённым любопытством, поскольку видит, как некая школьница занимается своими повседневными делами, периодически отвлекаясь на странное самопроизвольное перемещение объектов вокруг нее. Когда она, наконец, всё это замечает, сцена воспроизводится заново. Однако зритель наблюдает её уже в совершенно понятном комедийном ключе, поскольку все страхи Момоэ по поводу присутствия рядом с ней "страшного полтергейста" на поверку оказываются всего лишь рутинными шалостями скучающей Юко, которая всячески пытается себя развлечь.
Бюджетные художественные "техники" также используются ради усиления визуальной подачи и в комбинации с вышеупомянутыми остроумными нарративными приёмами зачастую создают яркие запоминающиеся сцены. Иными словами, ощущающийся ограниченный бюджет, обуславливающий отсутствие броской анимации, студия компенсируют за счёт умелого применения: цветовой палитры, освещения, грамотной операторской работы и ярких образов.
В качестве ещё одного примера рассмотрим кадр ниже.

Единственная анимация в этой сцене — это Юко, медленно плывущая в бассейне на переднем плане. Тем не менее ей все равно удается привлечь внимание зрителя. И сделать это не только за счёт поразительной цветовой палитры, интенсивного использования насыщенности и контраста, но и, в целом, посредством яркой необычной панорамы, в которой эстетика ночного неба отражается в воде бассейна. Несмотря на то, что Юко не является фокусом этого кадра, она все еще находится в центре переднего плана, позволяя зрителям наблюдать внушительную панораму, как бы, от её лица. Круг сияния лунного света, в центре которого находится главная героиня, также является удачным штрихом. Подобные кинематографические приёмы придают сценам Сериала яркость и выразительность, несмотря на общий низкий бюджет.
Звук. Общая звукорежиссура, включая специальные эффекты, на высоком уровне, что в сочетании с качественной работой сэйю и выразительным музыкальным сопровождением, сильно способствует созданию общей убедительной атмосферы Сериала.
Сэйю все заслуженные, отработали на совесть (включая официальный английский dub). Нежный, чувственный с игривыми нотками голос Юми Хары крайне удачно сочетается с образом главной героини. Она очень талантливо обыгрывает голос всех ипостасей Юко.
Музыкальное сопровождение в сериале представлено тремя основными композициями / темами: опенинг, эндинг и особая песня под названием "Реквием", в разной степени проявляющаяся в трёх особых моментах Сериала (ссылку на неё намеренно не даю, слишком спойлерная композиция; с ней, однозначно, стоит познакомиться уже непосредственно в процессе просмотра произведения). Все композиции выразительны, драматичны, выдержаны в общей атмосфере Сериала. Они популярны в фанатской среде до степени, достаточной чтобы породить множество версий каверов от различных популярных ютюберов / дабберов, в т.ч. русскоязычных. Автору рецензии именно "Реквием" показался самой мощной по степени эмоционального воздействия композицией, своей печальной чувственностью и нежностью отлично гармонирующей с соответствующими аспектами личности главной героини.
Подводя итог, хочется отметить мастерскую передачу эмоций персонажей, которую удалось добиться сочетанием классной рисовки, работы сэйю и драматическим музыкальным сопровождением. Ведь именно в убедительной передаче эмоций заключены "суть" и секрет успеха Сериала.
Критически важная рекомендация в части выбора даба / саба. Не все дабберы / сабберы, включая, как ни странно, официальные английские, сделали перевод рукописного текста, которым обменивались главные герои в нескольких ключевых сценах (особенно в главной сцене всего Сериала в финальной серии). Это с их стороны грубейшая ошибка, которая может дорого обойтись неудачливым зрителям. Из известных автору рецензии дабберов, хорошо справившихся с этой задачей, можно выделить Анилибрию.
Актуальные этические / социальные посылы.
Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света? (Дхаммапада, 146.)
серьёзные спойлеры
Тема с человеческим жертвоприношением пронизывает весь сюжет Сериала, причём для усиления эффекта дважды в двух вариациях. Ей непосредственно уделена 1/6 всего экранного времени произведения, что, очевидно, подчёркивает её важность для авторов.
Причиной зарождения классической онрё в лице Юко являются действия её трусливых, невежественных и озлобленных земляков, совершивших ультимативный акт предательства, который категорически нельзя оставлять безнаказанным. Участники "совета старейшин" небольшого поселения, где все друг друга не то, что знают в лицо, а конкретно хорошо знакомы между собой, вместо того, чтобы выполнить свою прямую обязанность взрослых по защите девушки-подростка, поддавшись своей низменной природе, обрекли её на мучительную гибель. Тем самым они предали не только зависимого от них ребёнка, но также, что ещё страшней, свою разумную человеческую природу, опустив своё сознание на уровень ниже животного ради иллюзорного шанса спасти свои жалкие жизни с помощью дешёвого суеверия.
Если какие-то преступления и заслуживают показательно жестокую смертную казнь, то, по мнению автора рецензии, это конкретно самое тяжкое из них. Ведь сам факт того, что даже покушение на подобное преступление произошло, и при этом виновные не были публично наказаны, неизбежно смертельно опасно отравляет сознание всей локальной социальной группы на поколения вперёд. Автор оригинала подтверждает справедливость этих тезисов:
(1) Работа "психологии толпы". В тяжёлых стрессовых условиях толпа часто расслаивается на три фракции.
(а) Самая малочисленная и редкая. Люди с сильным эго и определённым "моральным стержнем", склонные в периоды кризисов сохранять трезвый рассудок, мобилизироваться, и проявлять наиболее "светлые" из своих качеств. Могут вести за собой толпу. Примеры: Тэйичи, Юко, Кириэ.
(б) Существенно более многочисленная. Люди также с относительно сильным эго, склонные в тяжёлых условиях терять разум, человеческий облик и, движимые страхом, целенаправленно идти на поводу своих самых низменных побуждений, потенциально ведя за собой толпу. Примеры: "старейшины" посёлка, школьные заводилы.
(в) С большим отрывом самая многочисленная. "Стадо баранов", как правило, со слабым эго. Изначально никогда не имевшие развитого разума, эти люди в стрессовых условиях впадают в панику и безвольно примыкают к тем, кто "сильнее", не зависимо от их позиции и качеств. Примеры: простые жители посёлка, простые старшеклассники.
Позитивный выводы. Разум можно и нужно тренировать с детства, как и тщательно выбирать ценности и круг общения, на них влияющий. В кризисных ситуациях грамотные и решительные действия вполне могут привести к позитивным результатам: их, в любом случае, есть смысл попытаться предпринять.
(2) Необходимость неотвратимости наказания и работы над ошибками в социуме. Непроработанные социальные проблемы склонны себя реплицировать и усугублять. Примеры: рецидив человеческого жертвоприношения в том же месте спустя 3 поколения.
(3) Контрпродуктивность отрицания объективной реальности и необходимость глубокой проработки личных проблем (во избежание их рецидивов и усугубления) как самостоятельно с помощью самоанализа, так и с помощью квалифицированных близких доброжелателей. Целесообразность "расширения" своего эго и мировосприятия. Пример: трагическая история Юко и её итоговое "спасение".
Причиной зарождения классической онрё в лице Юко являются действия её трусливых, невежественных и озлобленных земляков, совершивших ультимативный акт предательства, который категорически нельзя оставлять безнаказанным. Участники "совета старейшин" небольшого поселения, где все друг друга не то, что знают в лицо, а конкретно хорошо знакомы между собой, вместо того, чтобы выполнить свою прямую обязанность взрослых по защите девушки-подростка, поддавшись своей низменной природе, обрекли её на мучительную гибель. Тем самым они предали не только зависимого от них ребёнка, но также, что ещё страшней, свою разумную человеческую природу, опустив своё сознание на уровень ниже животного ради иллюзорного шанса спасти свои жалкие жизни с помощью дешёвого суеверия.
Если какие-то преступления и заслуживают показательно жестокую смертную казнь, то, по мнению автора рецензии, это конкретно самое тяжкое из них. Ведь сам факт того, что даже покушение на подобное преступление произошло, и при этом виновные не были публично наказаны, неизбежно смертельно опасно отравляет сознание всей локальной социальной группы на поколения вперёд. Автор оригинала подтверждает справедливость этих тезисов:
- тем фактом, что "совет старейшин", не смотря на совершённое "жертвоприношение", быстро умер от болезни в полном составе;
- с помощью попытки рецидива человеческого жертвоприношения в отношении тёзки Юко, произошедшего спустя 60 лет после трагической гибели Юко, показанной в 6 серии Сериала.
(1) Работа "психологии толпы". В тяжёлых стрессовых условиях толпа часто расслаивается на три фракции.
(а) Самая малочисленная и редкая. Люди с сильным эго и определённым "моральным стержнем", склонные в периоды кризисов сохранять трезвый рассудок, мобилизироваться, и проявлять наиболее "светлые" из своих качеств. Могут вести за собой толпу. Примеры: Тэйичи, Юко, Кириэ.
(б) Существенно более многочисленная. Люди также с относительно сильным эго, склонные в тяжёлых условиях терять разум, человеческий облик и, движимые страхом, целенаправленно идти на поводу своих самых низменных побуждений, потенциально ведя за собой толпу. Примеры: "старейшины" посёлка, школьные заводилы.
(в) С большим отрывом самая многочисленная. "Стадо баранов", как правило, со слабым эго. Изначально никогда не имевшие развитого разума, эти люди в стрессовых условиях впадают в панику и безвольно примыкают к тем, кто "сильнее", не зависимо от их позиции и качеств. Примеры: простые жители посёлка, простые старшеклассники.
Позитивный выводы. Разум можно и нужно тренировать с детства, как и тщательно выбирать ценности и круг общения, на них влияющий. В кризисных ситуациях грамотные и решительные действия вполне могут привести к позитивным результатам: их, в любом случае, есть смысл попытаться предпринять.
(2) Необходимость неотвратимости наказания и работы над ошибками в социуме. Непроработанные социальные проблемы склонны себя реплицировать и усугублять. Примеры: рецидив человеческого жертвоприношения в том же месте спустя 3 поколения.
(3) Контрпродуктивность отрицания объективной реальности и необходимость глубокой проработки личных проблем (во избежание их рецидивов и усугубления) как самостоятельно с помощью самоанализа, так и с помощью квалифицированных близких доброжелателей. Целесообразность "расширения" своего эго и мировосприятия. Пример: трагическая история Юко и её итоговое "спасение".
Анализ концовки, её особенностей / недостатков.
ультимативный спойлер
Сюжетная линия со "Спасением" Юко развивалась определённым логичным образом.
(1) Юко стала призраком в результате накопления и мощнейшего "выброса" не переваренных негативных эмоций, возникших из-за её неспособности принять сложившуюся с ней жестокую ситуацию и простить предательство трусливых, озлобленных и невежественных людей, совершивших по отношению к ней тяжелейшее преступление. Именно не отработанный негатив не позволил травмированной душе продолжить цикл перерождений, обрекая её на "вечные" муки в "аду" сознания "теневой Юко"
(2) Став "нежитью", Юко повторила и закрепила допущенную ошибку, снова отвергнув реальность: в этот раз, по отношению к раздирающим её душу сильнейшим негативным эмоциям, и расщепила свою личность на 2 половины.
(4) Юко одновременно вопреки и благодаря любви Тэйичи за несколько часов постепенно теряет "тонкое тело" призрака. Для всех внешних наблюдателей она окончательно утрачивает связь с материальным миром, напоследок обозначив своему возлюбленному, что "таков естественный ход событий" и взяв с него клятву "продолжить жить дальше и обрести новый смысл и новую любовь, отпустив чувства к ней самой".
ВНИМАНИЕ! Казалось бы, это и должен быть логичный, убедительный и гармоничный финал отношений бесплотного 75-летнего призрака в облике вечной 15-летней школьницы, которого почти никто не может воспринимать, и обычного 14-летнего парня. Это элегантный и вдохновляющий исход, как с точки зрения этики / философии / логики повествования, так и с позиции драматургии и просто здравого смысла. Ведь перспективы полноценных отношений нашей пары кажутся, мягко говоря, "странными".
Однако добрые и щедрые сценаристы Сериала вслед за автором оригинала выдают зрителям "фансервисную" концовку. Для некоторых даже фетишистскую: с невидимой для окружающих вечно юной влюблённой красавицей, тотально зацикленной в плане общения на протагонисте. Спустя несколько месяцев после "ухода" Юко, волшебным образом, как ни в чём не бывало, (буквально на последней минуте Сериала) предстаёт перед поражённым Тэйичи, обосновывая своё "второе пришествие" тем, что её любовь стала новым якорем, привязывающим её душу в теле призрака к материальному миру на неопределённый срок. Примечательно, что ни синтоистские, ни буддистские каноны не дают обычному живому существу, типа Юко, полномочий по своему усмотрению управлять циклом своих перерождений. Если развить логику автора, то привидениями должна становиться чуть ли не половина населения планеты: помимо возлюбленных и близких друзей кто-то до конца жизни искренне любит маму, кто-то сына, а кто-то условных дедушку и внучку.
Такой сюжетный поворот, в представлении некоторых, в т.ч. автора рецензии, в значительной степени, обесценивает мощные и красивые драматические аспекты / моменты Сериала, привнося в него не вполне уместную "водевильно-мелодраматическую" доминанту. Автор рецензии, как и некоторые другие зрители, "почуял неладное" ещё в первой серии, к её концу окончательно убедившись, в каком направлении движется сюжет, и примерно поняв, перед каким нелёгким выбором встали сценарист и продюсер, но до самого финала надеялся, что это "неладное" не случится. Наличие указанной интриги само по себе было позитивным моментом за счёт трудной предсказуемости, но жаль, что получилось, как получилось.
По моему мнению, авторам Сериала стоило обыграть концовку в следующем общем ключе.
(1) Каноничным завершением сюжета оставить окончательный драматический "уход" Юко без всякого "второго пришествия".
(2) Как вариант, на последних минутах Сериала сделать флэш-форвард / таймскип лет на 5-10 вперёд, где повзрослевшие Тэйичи и Кириэ, опять же, как вариант, состоящие в романтических отношениях, с благодарностью вспоминают Юко возле её "могилы" / "алтаря". При этом Тэйичи выражает мысль, что он решил, вопреки просьбе Юко, не забывать её, а напротив, всегда хранить в своём сердце любовь и благодарность по отношению к ней, которые не мешают, а, напротив, помогают ему "двигаться дальше", в том числе и в романтическом плане.
(3) Для любителей обязательных хэппи-эндов и мелодрамы выпустить полноценный OVA-эпизод с альтернативной концовкой, приправив его обильным позитивным контентом от воссоединившейся пары, благо в манге его было достаточно. Это было бы, на мой взгляд, гораздо более эффективной тратой средств, чем выпуск этого лишённого сюжетной нагрузки эччи-спешла.
Такое решение, полагаю, удовлетворило бы существенно большее число зрителей, причём без какой-либо дополнительной траты ресурсов, уверенно возведя Сериал в ранг серьёзного и глубокого драматического художественного произведения, пусть и в не совсем серьёзной внешней оболочке.
Вывод по концовке. Автор рецензии выставил Сериалу оценку "9" с натяжкой, изо всех сил стараясь выжечь из памяти последние 2 минуты Сериала и, что есть мочи, фокусируясь на его позитивных аспектах. По-хорошему, можно было бы из-за "фансервисной" концовки снизить оценку произведению до 7-8, и я понимаю людей которые так и поступили. Думаю, если бы не этот недостаток, то Сериал получился бы безоговорочно "эталонным" даже с учётом прочих несовершенств.
(1) Юко стала призраком в результате накопления и мощнейшего "выброса" не переваренных негативных эмоций, возникших из-за её неспособности принять сложившуюся с ней жестокую ситуацию и простить предательство трусливых, озлобленных и невежественных людей, совершивших по отношению к ней тяжелейшее преступление. Именно не отработанный негатив не позволил травмированной душе продолжить цикл перерождений, обрекая её на "вечные" муки в "аду" сознания "теневой Юко"
(2) Став "нежитью", Юко повторила и закрепила допущенную ошибку, снова отвергнув реальность: в этот раз, по отношению к раздирающим её душу сильнейшим негативным эмоциям, и расщепила свою личность на 2 половины.
- Первая -- немного "улучшенная" версия себя при жизни, неестественным образом напрочь лишённая всех негативных эмоций и памяти о событиях до своей смерти и в нормальной ситуации не способная воспринять "теневую Юко".
- Вторая, страшная и уродливая, находящаяся в вечной агонии, теневая Юко,-- имеющая в основе ту же "личностную матрицу", но наполненная (и периодически пополняемая) всеми пережитыми негативными эмоциями и воспоминаниями и имеющая (обычно) одностороннюю ментальную связь с основной Юко для сброса последней потенциально возникающих новых негативных воспоминаний / эмоций.
(4) Юко одновременно вопреки и благодаря любви Тэйичи за несколько часов постепенно теряет "тонкое тело" призрака. Для всех внешних наблюдателей она окончательно утрачивает связь с материальным миром, напоследок обозначив своему возлюбленному, что "таков естественный ход событий" и взяв с него клятву "продолжить жить дальше и обрести новый смысл и новую любовь, отпустив чувства к ней самой".
ВНИМАНИЕ! Казалось бы, это и должен быть логичный, убедительный и гармоничный финал отношений бесплотного 75-летнего призрака в облике вечной 15-летней школьницы, которого почти никто не может воспринимать, и обычного 14-летнего парня. Это элегантный и вдохновляющий исход, как с точки зрения этики / философии / логики повествования, так и с позиции драматургии и просто здравого смысла. Ведь перспективы полноценных отношений нашей пары кажутся, мягко говоря, "странными".
Однако добрые и щедрые сценаристы Сериала вслед за автором оригинала выдают зрителям "фансервисную" концовку. Для некоторых даже фетишистскую: с невидимой для окружающих вечно юной влюблённой красавицей, тотально зацикленной в плане общения на протагонисте. Спустя несколько месяцев после "ухода" Юко, волшебным образом, как ни в чём не бывало, (буквально на последней минуте Сериала) предстаёт перед поражённым Тэйичи, обосновывая своё "второе пришествие" тем, что её любовь стала новым якорем, привязывающим её душу в теле призрака к материальному миру на неопределённый срок. Примечательно, что ни синтоистские, ни буддистские каноны не дают обычному живому существу, типа Юко, полномочий по своему усмотрению управлять циклом своих перерождений. Если развить логику автора, то привидениями должна становиться чуть ли не половина населения планеты: помимо возлюбленных и близких друзей кто-то до конца жизни искренне любит маму, кто-то сына, а кто-то условных дедушку и внучку.
Такой сюжетный поворот, в представлении некоторых, в т.ч. автора рецензии, в значительной степени, обесценивает мощные и красивые драматические аспекты / моменты Сериала, привнося в него не вполне уместную "водевильно-мелодраматическую" доминанту. Автор рецензии, как и некоторые другие зрители, "почуял неладное" ещё в первой серии, к её концу окончательно убедившись, в каком направлении движется сюжет, и примерно поняв, перед каким нелёгким выбором встали сценарист и продюсер, но до самого финала надеялся, что это "неладное" не случится. Наличие указанной интриги само по себе было позитивным моментом за счёт трудной предсказуемости, но жаль, что получилось, как получилось.
По моему мнению, авторам Сериала стоило обыграть концовку в следующем общем ключе.
(1) Каноничным завершением сюжета оставить окончательный драматический "уход" Юко без всякого "второго пришествия".
(2) Как вариант, на последних минутах Сериала сделать флэш-форвард / таймскип лет на 5-10 вперёд, где повзрослевшие Тэйичи и Кириэ, опять же, как вариант, состоящие в романтических отношениях, с благодарностью вспоминают Юко возле её "могилы" / "алтаря". При этом Тэйичи выражает мысль, что он решил, вопреки просьбе Юко, не забывать её, а напротив, всегда хранить в своём сердце любовь и благодарность по отношению к ней, которые не мешают, а, напротив, помогают ему "двигаться дальше", в том числе и в романтическом плане.
(3) Для любителей обязательных хэппи-эндов и мелодрамы выпустить полноценный OVA-эпизод с альтернативной концовкой, приправив его обильным позитивным контентом от воссоединившейся пары, благо в манге его было достаточно. Это было бы, на мой взгляд, гораздо более эффективной тратой средств, чем выпуск этого лишённого сюжетной нагрузки эччи-спешла.
Такое решение, полагаю, удовлетворило бы существенно большее число зрителей, причём без какой-либо дополнительной траты ресурсов, уверенно возведя Сериал в ранг серьёзного и глубокого драматического художественного произведения, пусть и в не совсем серьёзной внешней оболочке.
Вывод по концовке. Автор рецензии выставил Сериалу оценку "9" с натяжкой, изо всех сил стараясь выжечь из памяти последние 2 минуты Сериала и, что есть мочи, фокусируясь на его позитивных аспектах. По-хорошему, можно было бы из-за "фансервисной" концовки снизить оценку произведению до 7-8, и я понимаю людей которые так и поступили. Думаю, если бы не этот недостаток, то Сериал получился бы безоговорочно "эталонным" даже с учётом прочих несовершенств.
"Олдскульный" бонус для "ценителей". Явные сюжетные сходства с классической нарративной CRPG Planescape: Torment.
What can change the nature of a man? (Ravel Puzzlewell, the Night Hag)
ультимативные спойлеры Сериала и игры
Автор рецензии усматривает интересные и, возможно, неслучайные, сюжетные параллели между Сериалом и культовой нарративной компьютерной RPG, вышедшей в конце 1999 года.
- Сюжетная линия титульного протагониста Сериала имеет явное сходство с таковыми сразу двух ключевых персонажей игры: страдающего амнезией сущностно и ментально расщеплённого / искалеченного бессмертного Безымянного (главный герой) и призрака влюблённой в него девушки Дейонарры (ключевой NPC), принесённой им в жертву в одном своих "тёмных воплощений".
- Сюжет игры состоит из аналогичного Сериалу расследования "прошлого" протагониста, которое приводит к почти одинаковым последствиям.
- Также, как и в Сериале личность Безымянного была им же самим по, условно, схожим мотивам (отказ принять реальность) разделена на 2 аспекта.
- Также как в Сериале, хорошей концовкой игры считается осознанное "воссоединение" двух аспектов Безымянного, возвращение в "самсару" и принятие последствий своих прошлых поступков.
- Потерявший память Безымянный, подобно "теневой Юко", является толком не живым бессмертным созданием с устрашающим внешним обликом, сам испытываяющий и причиняющий другим жестокие страдания.
- Так же, как в случае Юко, очень многие тайны / загадки / события мира Безымянного были связаны с ним самим и его прошлым.
- Мир "Сумеречной девы" представляет собой мрачный "лабиринт" из нелепо перестроенных и соединённых между собой школьных зданий. Тема "лабиринтов" является также ключевой в мире Безымянного: основная / стартовая локация игры также является, в определённом смысле, совокупностью лабиринтов.
- Так же как и Юко, Безымянному помогают "спастись" сочетание самоанализа и доверительных отношений с друзьями / товарищами / потенциальной возлюбленной.
Что бы я сделал (и отчасти действительно сделал) в этой конкретной ситуации:
1. Поскольку я собирался заняться поиском в англоязычных источниках, то взял английскую версию названия, в данном случае "Dusk Maiden of Amnesia".
2. Добавил к названию "graphics review" и вколотил в Гугл.
3. Буквально через 2-3 минуты я наткнулся на искомое: "Dusk Maiden of Amnesia: A Review of Anime’s Forgotten Gem — The Show’s Merits (Part 2b) - Art Direction".
4. Вколачиваем в гугло-траслятор. Результат:
Silver Link, по крайней мере для меня, всегда была той маленькой студией, которая могла, а Син Онума — режиссером, который мог заставить их сделать это хорошо. Не секрет, что многие японские анимационные постановки (за пределами Studio Ghibli) страдают от ограниченного бюджета, и Silver Link не является исключением. Что отличает их от других студий, так это то, что они не стремятся к концепциям, которые находятся вне досягаемости. Их продукция последовательно использует свои низкие бюджеты в своих интересах, не стремясь к чрезмерно анимированным монтажам или помпезным сценам действия других студий аниме, вместо этого используя такие приемы, как цвет, освещение, композиция кадра и монтаж, чтобы их работы выделялись. И я действительно думаю, что здесь стоит похвалить их художественное руководство, а не анимацию, поскольку в большинстве сцен ее не хватает. Большая часть портфолио Онумы, например, Ef: A Tale of Memories/Melodies, Kokoro Connect и, конечно же, Dusk Maiden of Amnesia, состоит из психологических романов, которые не требуют чрезмерно анимированных последовательностей действий или сёнен-аниме, вместо этого полагаясь на вышеупомянутые приемы. Что мне еще больше нравится в работе Онумы, так это его способность использовать эти бюджетные приемы для целей повествования.
Возьмем, к примеру, начальную сцену, которую мы проанализировали в предыдущем разделе. Теперь цинично настроенный критик может просто списать ее на оправдание повторного использования анимации, и я, как ни странно, склонен согласиться, поскольку, несомненно, это одна из причин, по которой сцена повторяется. Однако причина, по которой она хорошо мне подходит в этом аниме, а не в других, заключается в том, что она используется для цели повествования, то есть для того, чтобы позволить зрителям немедленно идентифицировать себя с персонажем Юко. Это также позволяет нам увидеть одну и ту же сцену двумя разными способами. Когда сцена впервые воспроизводится, мы смотрим на нее с ошеломленным любопытством, поскольку видим, как эта юная школьница занимается своими повседневными делами, в то время как ее привлекает довольно спорадическое движение объектов вокруг нее. Когда она наконец замечает, и когда сцена снова воспроизводится в ретроспективе, мы смотрим на нее с чувством комедийной иронии, поскольку опасения Момоэ о том, что анимированные объекты являются действиями ужасающего полтергейста, оказываются не более чем дневными выходками скучающей школьницы, которая только пытается развлечь себя.
Эти бюджетные приемы также используются ради визуального блеска, и в сочетании с вышеупомянутыми целями повествования они создают некоторые запоминающиеся сцены. Хотя ограниченный бюджет, безусловно, демонстрируется, в основном из-за отсутствия привлекательной анимации, эти сцены компенсируют его с точки зрения цвета, освещения, визуально приятной операторской работы и ярких образов.
Для справки просто посмотрите на снимок ниже.
Единственная анимация в этой сцене — это Юко, медленно дрейфующая в бассейне на переднем плане, и тем не менее ей все равно удается привлечь внимание зрителя. Это не только ее поразительная цветовая палитра, интенсивное использование насыщенности и контраста и внушительная панорама ее заставки, но и то, как эстетика ночного неба отражается в водах бассейна. Несмотря на то, что она не является объектом снимка, Юко все еще находится в центре переднего плана, позволяя зрителям по-прежнему соотноситься с внушительной панорамой фона через ее перспективу. Лунный свет, сосредоточенный на ее присутствии в кадре, также является приятным штрихом. Эти кинематографические приемы позволяют сценам этого шоу по-настоящему сиять, несмотря на их низкий бюджет.
5. Вычистить текст и вставить в свой, честно об этом упомянув и сославшись на источник, возможно даже в виде прямой цитаты. Никакого криминала в этом нет.
@Ndas,@Ndas@S John,Благодарю, что нашёл время ознакомиться с моей "докладной запиской". Если есть возможность / желание за что "поругать" или поправить, буду ещё более рад и благодарен. Особенно ценно получать обратную связь от опытных и гораздо более "художественно-квалифицированных" товарищей. Я то профессионально деформированный сухой менеджер / аналитик с соответствующей стилистикой и акцентами. Хотя и от этого подхода тоже польза бывает: он балансирует естественную иррационально-эмоциональную доминанту сообщества шики.
Мысль компенсировать свою слабость с помощью почтительного цитирования / заимствования мне самому в голову не пришла
Однако приведённую секцию я осмелюсь обработать и вставить, в основном, из доверия к твоей эстетической квалификации, поскольку я сам очень ограниченно могу оценить её именно в этой части: в остальных аспектах наших обзоров мы с Matthew сходимся почти на 100%. К счастью, английский -- это одна из моих сильных сторон, так что проблем с обработкой текста быть не должно.
@S John@S John, Перевод добавил, благодарю. Уместно ли будет сослаться на тебя в пояснительном абзаце, предваряющем перевод? (Обычно я так делаю, но у "авторов идей" / соавторов могут быть разные предпочтения на этот счёт.)@S John@Ndas@S John,Да (по всем пунктам), понятный и, в хорошем смысле, смиренный подход. Буду тоже брать на вооружение.
Немного подушню
Это как собрать четверть пазла и утверждать, что там поле, а там эрмитаж с пейзажистами 19 века.
3-4 витиеватые фразы без ссылок (ну не один же "Реквием" там играет)
@Ndas@ggalien,Это немного тонкий момент. Я бы однозначно согласился, если бы произведение позиционировалось авторами как "эротика" или хотя бы "эччи". Но это не так. Тайтл претендует, как минимум, на весьма серьёзную мелодраму, а, по-хорошему, на полноценную серьёзную драму. Посему я использовал именно термин "фансервис" обозначая свои "несмутные" подозрения в том, что авторы классическим грубым приёмом (тупое добавление "секса" куда угодно) цинично пытались лишь увеличить рейтинги своего творения в ущерб художественной составляющей, апеллируя не к самым "возвышенным" эмоциям своих зрителей. Что лично меня (и далеко не только меня) может раздражать, поскольку диссонирует с общей воспринимаемой концепцией Сериала. Это субъективная оценка, но за ней есть понятная аргументация, основанная на, опять же, понятной людской психологии.
В том же "Домекано" или "Тайных желаниях отвергнутых" эротика -- это эротика. Она там гармонична и уместна, и там это не "фансервис".
В этой теме, как 2 раза обозначено в рецензии, я откровенно слаб, что пытаюсь компенсировать акцентами на темы, где относительно силён )). В т.ч. и по итогам твоих комментариев дополнил рецензию переводом фрагмента рецензии более "шарящего" человека. Его обзор не претендует на широту, но хорошо высвечивает несколько характерных моментов, которые я бы сам не смог описать, хотя смутно интуитивно их понимаю. Так что благодарю.
Ну... Да. Немного утрировано, но в точку. Слабость в визуале признаю. Без помощи "из зала" этот аспект моих потуг в рецензии будет выглядеть заметно ущербным в глазах людей, более менее понимающих в этом. Так что буду рад тем самоотверженным товарищам, у которых есть время / желание оказать практическую помощь в доработке "визуала". Уже в двух случаях такие добрые люди проявлялись. Сотрудничество ради общей цели (например, вместе сделать неплохую рецензию на удачный тайтл) -- отличная штука. Я даже за совместное написание рецензий, где более-менее "близкие по духу" люди взаимно дополняют друг друга, каждый освещая раздел, где он чувствует себя уверенно.
Меня частично реабилитирует лишь то, что я не мню себя "экспертом во всём" и соглашаюсь с логичным и очевидными аргументами / оценками моих особенностей. А также что, что я никогда не буду делать отзывы (не то что рецензии) и даже выставлять хоть какие-то оценки произведениям, где доминирует аспект, в котором я недостаточно уверен или который меня заведомо психологически отторгает сам по себе. Благо суть "Сумеречной девы" не визуальной эстетике, хотя, признаю, этот аспект там не из числа маловажных: особенно в части "личика" Юко, которая мне как персонаж всегда откровенно нравилась.
Этот комментарий не понял. Ссылки на OP и ED я давал. И несколькими фразами охарактеризовал всю эту "махровую субъективщину" )).
@ggalienНе заморачивайся
Вообще могу накинуть немного по части визуала и звука позже, но не факт, что понравится)
@Ndas@ggalien,Так мы же как опытные "критики" не ведёмся на эти "вбросы" и фокусируемся на общей картине )).
Так, если есть желание, то почему бы и нет? В случае сомнений в части "нравится" или "уместно" можем обратиться за помощью к какой-нибудь эстетствующей "третьей стороне". Хотя основной мини-анализ с "экономным", но "атмосферным" и "сюжетно-продвигаюещем" стилем анимации / рисовки я уже вставил. Мне не хватает квалификации, чтобы понять, где уместно остановиться в описании "визуальной" части и не переборщить с ним, чтобы не раздувать рецензию в области, не являющейся "сутью" / основной "фишкой" произведения.
@ggalienНа что стоит обратить внимание
1)отдельно(!) никакущая работа с саспенсом (мол нагнетаем 10 секунд, а потом выкидываем что-то смешное), но, замечу, которая утягивает за собой и звук, и графику. Не работает одно — рушится общая картина. Работает только в одной серии (5,6 или 7, не помню, ну понятно короче) и в паре длинных сцен до второй части.
2)Собственно, фансервис, на каждом шагу в первой половине сериала, портящий всю романтику.
3)
А эта мрачная атмосфера, напомню, вшита в весь визуал и отклонение от неё ощущается как "неумелый автор сделал трешак".
Интересное решение с запустелостью школы, статичностью массовки, вкупе со статичными тёмными, а порой и чёрными фонами и лишь иногда анимированными персонажами получает "статику" меланхоличности, депрессивности, которая также подчёркивается кислотными фонами в меланхоличных, тревожных, страшных сценах, отнюдь, рушашимися в тандеме с наслоенной повсюду позитивностью. Об этом. Всё рушит противостоящий этому, назовём его попсовый, наслоённый на всё подход из эччи и позитивности, который позже убьёт соответственно и 13 серию, и концовку, совершившую рояльный дуэт, с уходяще-приходящим героем, который также забирает хронометраж, так что от силы из 13 серий на раскрытие остаётся ну 9 серий
4)Потуги на любовный треугольник протагонистов и Кириэ. Зачем...
5)Из музыки запомнились лишь драматически-романтичное пианино и депрессивная скрипка в паре сцен
По итогу сериал спасает только неудобная, напряжённая атмосфера первой половины и хорошо раскрываемая Юко и отличная, но запоздалая и оттого излишне быстрая вторая половина сериала. Поворот концовки — не вишенкой рояль в квадрате
@Ndas@ggalien,Так согласен же. И даже в "недостатках" это указал, что всё это бесит немного )).
Интересное решение с запустелостью школы, статичностью массовки, вкупе со статичными тёмными, а порой и чёрными фонами и лишь иногда анимированными персонажами получает "статику" меланхоличности, депрессивности, которая также подчёркивается кислотными фонами в меланхоличных, тревожных, страшных сценах, отнюдь, рушашимися в тандеме с наслоенной повсюду позитивностью. Об этом. Всё рушит противостоящий этому, назовём его попсовый, наслоённый на всё подход из эччи и позитивности
Ты просто, видимо, более строг и требователен, чем я, в оценках "китайских-порномультиков". Общую картину мы видим сходным образом )).
А вот это бесспорно серьёзный недостаток. Я по нему прошёлся очень конкретно в отдельном разделе, иногда не стесняясь в выражениях. При том, что авторы ЛЕГКО могли на эти грабли не наступать и отработать сразу на 2 фронта. (Ну, и серий, 12, а не 13, если не считал эччи-спешл).
Вот здесь не могу согласиться. Треугольника не увидел. Есть 100% бесперспективные безответные чувства двух девушек к ГГ. Ни разу не было НИ НАМЁКА, что у них был шанс. Что, в принципе, не удивительно при наличии "ультимативной" в части привлекательности Юко, в которую ГГ всё больше и больше влюблялся с каждой новой серией. Этот момент я, как мне кажется, хорошо раскрыл. Другое дело, зачем вообще весь этот псевдо-гарем нужен был изначально (видимо, только для любимого фансервиса, если не считать темы с инициированием ревности Юко со стороны Момоэ). Но это я тоже иронично обозначил в рецензии.
Опять же, в целом, согласен, добавив, что, на мой взгляд, самой сильной стороной были всё же 4-5 сильных эмоциональных момента, включая, конечно, главный в 12 серии. Именно они для меня "спасли" Сериал. Так бы я вообще не стал про него думать / писать.
@ggalien@Ndas,Это не ревность, она недвусмысленно намекает в 2-х сериях парой фраз, но это не так критично
Стерпел, да? Я так не могу
Смотреть надо снимая "попсовый" слой, который сдирается ко второй половине повествования, это похоже всё, что осталось от первоисточника. Это скорее ангст, поджанр драмы+разлитые по всему поверхностно ужасы и романтика, не считая второй половины+всё остальное, оставшееся в аниме фрагментарно. Но всё-таки сложно воспринимать комедию и романтику с ужасами, эччи с романтикой, эччи с ужасами, ангст с эччи. Оставили бы ужасы+ангст или романтика+комедия было бы как минимум хорошо, а так это какие-то попытки убить 5,5 зайцев разом
@Ndas@ggalien,Там с ревностью не так всё просто. Сначала это была конкретно ревность, но потом Юко начала её канализировать (когда поняла, что это типа новая для неё "тёмная эмоция"), куда / в кого нужно. А потом "канализация" начала ломаться и всё стало ещё сложней с ревностью )).
Хочется на позитиве фокусироваться при прочих равных. Если все так будут делать, то жить станет легче )).
@ggalien@Ndas@ggalien,Благодарю! Там, действительно, есть хорошие драмы / мелодрамы, однако я как "бывалый" человек могу этот список сильно дополнить не включённой в него "классикой"
@Ndas, я только что заметил, поздравляю!/moderations/critiques
@Ndas@S John, Благодарю за заботу и поддержку. Хорошо, что стандарты по рецензиям на Шики вполне себе посильные для "обычного человека" )).@不明@Ndas, буквально полгода назад тут "стандарты" были куда выше, хоть временами и делали поблажки@Ndas@不明, Тут владельцам форума приходится искать компромиссы. С одной стороны, задирать стандарты рецензий до уровня "выпускника филфака МГУ" будет означать их (почти) полное отсутствие и демотивацию рецензентов. С другой -- опускать рецензии до уровня "двоечника-восьмиклассника" также приведёт к демотивации уже в связи с обилием "мусорного" контента.Поиски "золотой середины", видать, -- штука нелёгкая. Цикл послаблений и ужесточений на Шики подобен колесу самсары )).