«Там, где светлячки шепчут о вечности»
Предисловие к рецензии:
Здравствуй, уважаемый читатель. Уведомляю, что в рецензии присутствуют спойлеры!
Заранее пожелаю Вам приятного прочтения и удачи!
Введение
Есть фильмы, о которых хочется рассказать не просто словами, а полушёпотом, прикрыв глаза и представив, что вы не в комнате за компьютером, а в тёплом летнем лесу, где сквозь густую листву пробиваются мягкие солнечные лучи. «В лес, где мерцают светлячки» — именно такой фильм. Он напоминает собой драгоценный камень, спрятанный в траве: его не сразу заметишь, но если увидишь и поднимешь — поймёшь, что в руках у тебя нечто редкое и сокровенное. Это аниме, созданное в 2011 году студией Brain’s Base под руководством режиссёра Takahiro OomoriТакахиро Омори, основано на одноимённой манге Юки Мидорикавы. История, на первый взгляд, проста: девочка встречает загадочного юношу-духа в лесу, и между ними рождается тонкая, трепетная связь. Но если приглядеться глубже, под тонким слоем сюжета разворачивается нежная, почти хрупкая ткань смыслов, чувств и эмоций.Фильм короткий — около 40 с лишним минут. Но в этой краткости скрыта удивительная плотность: как будто творцы сознательно отказались от лишних подробностей, сведя к минимуму слова, шум, действие, чтобы позволить зрителю погрузиться в атмосферу, в дыхание леса, в тихий шелест листвы, в звон цикад, в едва слышное соприкосновение миров. Иногда искусство говорит громко и уверенно, а иногда оно шепчет: «Прислушайся, здесь есть что-то важное». «В лес, где мерцают светлячки» говорит именно так — негромко, доверительно, лирически. Нам стоит вспомнить: контекст и японскую культурную традицию, из которой она выросла. Япония — страна, где любовь и страсть часто выражаются через недосказанность, через символы и природные образы. Искусство этой культуры знает цену тишине и пустому пространству. Оно ценит мимолётность красоты, символизируемую цветками сакуры, которые столь же прекрасны, сколь и быстротечны. Эта философия, известная как «моно но аварэ», предполагает тонкое переживание печальной красоты бренного мира. Светлячки, появляющиеся в летних сумерках, как нельзя лучше вписываются в эту традицию. Их огоньки, короткие вспышки света, напоминают о том, что жизнь — это череда ярких мгновений, которые невозможно удержать. Так и чувства, рождающиеся между человеческой девочкой Хотару и загадочным духом по имени Гин, наполнены оттенками грусти и нежности.
Становление
Кто такие Hotaru TakegawaХотару Такэгава и GinГин? Хотару мы сначала видим ребёнком — беззаботной, открытой, тянущейся навстречу чуду. Она потерялась в лесу, ей страшно и любопытно одновременно. Её спасает Гин — юноша в белой маске, но не человек. Он принадлежит к миру лесных духов, соединённому с японским фольклором и синтоистскими поверьями. Ещё до того, как мы поймём сюжет, чувствуется, что этот мир особенный: густые деревья, тихие тропы, старые каменные ступени, ведущие к воротам-тории, за которыми начинается пространство невидимого. Фильм сообщает нам о ключевом условии: Гин нельзя трогать. Одно прикосновение человека — и он исчезнет навечно. Между героями встаёт запрет, граница, которая делает их отношения особенными, почти священными.1920x10801920x10801920x1080
Вспомните сцену из детства Хотару, запечатлённую на иллюстрации. Всё дальше в чащу
Проходят годы. Хотару становится старше. Её детский смех меняется на тихую улыбку, её любопытство становится более осознанным. Она понимает, что не может потрогать Гина. Понимает, что он существует по иным законам. Тем не менее, их связи это не ослабляет. Напротив, запрет на прикосновение придаёт их отношениям глубину и символизм. В одной из сцен Хотару балансирует на упавшем стволе дерева, покрытом мхом. Кульминация лесной истории
Гин — это воплощение того, что не может длиться вечно. Он — как сам лес, как светлячки, как летний ветер, который освежает лицо, но не задерживается. Хотару взрослеет, и с годами она всё острее осознаёт несовместимость их миров. Когда придёт последний миг, самый сложный, неизбежный, фильм не будет устраивать грандиозную трагедию. Он деликатно подведёт нас к мысли о том, что самое главное — умение отпустить, сохранив в памяти красоту того, что было. Таковы каноны моно но аварэ: печальная красота мимолётности — это и есть суть жизни. Момент настал...Чувства должны выйти на более высокий уровень понимания! Хотару уже не ребёнок. Она — девушка, осознавшая, что Гин дорог ей не просто как сказочный друг. Как бы время не шло — Гин остаётся таким же, почти вне времени. Они встречаются на фестивале в лесу, когда вокруг мерцают светлячки Эти существа — символ эфемерной красоты. Их свет краток, но прекрасен. На фоне мерцающих огоньков Хотару и Гин будто признаются друг другу в том, что они значат друг для друга, пусть и без слов. Сцены в фильме не нуждается в длинных диалогах: один взгляд, игра теней, мягкий свет — этого достаточно, чтобы понять, что между ними возникло что-то большее, чем дружба. Мы не можем сберечь светлячка в ладони, не можем оставить ветреную мелодию себе навечно. Но можем хранить воспоминания.1920x10801920x10801920x1080
На выше приложенных мной иллюстрациях, при просмотре фильма слышна особая музыка: она не кричит, а подчеркивает волшебство момента. Создатели фильма выбрали звуковой минимализм, чтобы не заглушить главного — саму тишину, переполненную смыслами. Музыка доносится до нас как дыхание леса, как отголосок далёкой флейты или перезвон тонких колокольчиков. Она плавно ложится на образы, создавая ощущение, что мы сами стоим рядом, вглядываясь в мягкий свет, чувствуя ночную прохладу на коже.Кульминация истории — это урок о том, как ценить мгновенья. Ведь если бы можно было держать Гина за руку каждое утро, возможно, Хотару не ценила бы его настолько глубоко. Преграда заставляет её душу расцвести в особой благодарности. Эта благодарность становится памятью, которая живёт уже не в лесу, а в сердце человека, способного понять, что любовь не сводится к физическому контакту. Любовь может быть духовной связью, наполненной нежностью, доверием, дыханием одного лета, которое потом будет согревать тебя всю жизнь.
Символизм и запретная связь
Культурные отсылки проявляются и в том, как фильм трактует понятие «духов». В японской традиции духи не всегда злые или добрые, они просто другие, иначе устроены. Между миром людей и миром духов пролегает незримая грань. Маска Гина — символ этой границы. Маски в Японии часто означают переход, сокрытие истинного лица, связь с потусторонним. Гин скрыт за маской не чтобы напугать, а чтобы напомнить: он не человек, он не принадлежит нашему миру полностью. Светлячки — переходный символ: они горят в темноте, помогают ориентироваться. Это мелькание светлячков можно считать метафорой воспоминаний и чувств. Некоторые кадры прямо отсылают к идее перехода: герой стоит перед тории, словно готовясь войти в иной мир. Хотару, идущая вслед за Гином, как бы соглашается войти в мир, где действуют другие законы. Когда Хотару и Гин проходят мимо таких ворот, становится ясно: они находятся на пороге между мирами. Талисманы, священные верёвки, фонарики — всё напоминает о том, что этот лес — место силы, где границы между человеком и духом стираются. Гин, стоящий там, словно проводник, хранитель секрета. И Хотару, наблюдающая за ним, чувствует: чтобы понять его, ей надо научиться видеть мир так, как он есть, а не так, как привыкли люди.1920x10801920x1080
1920x10801920x10801920x1080
1920x10801920x1080
Важным элементом становится мотив невозможного прикосновения. В обычной человеческой любви так много завязано на жестах близости: прикоснуться к руке, обнять, утешить в печали. А здесь любовь учится обходиться без этого. Отсутствие прикосновения превращается в поэтический образ: чтобы любить, не обязательно прикасаться. Можно чувствовать сердцем, можно быть вместе в одном пространстве, в одном мгновении, наблюдая, как вокруг танцуют светлячки. Такая любовь возвышена и печальна одновременно. Она напоминает о быстротечности всего живого, о том, что нам дано ценить мгновения, а не владеть ими. Лесная красота и колыбель
Лес, в котором разворачивается действие, стал не просто сценой, а полноценным героем истории. Здесь природа не фон: она дышит, поёт свою песню. На протяжении фильма мы слышим лесные звуки — журчание ручья, шелест листьев, нежный стук ветра о ветви. Саундтрек минималистичен, будто композитор боится спугнуть магию моментом чрезмерной помпезности. Вместо этого звуки природы и тихие мотивы создают музыкальный фон, похожий на колыбельную. Когда смотришь фильм, кажется, что ты сам находишься там, под деревом, чувствуя прохладу от влажного мха у ног!1920x10801920x1080
1920x10801920x10801920x1080
1920x10801920x1080
Подведение итогов
Когда вновь обращаемся к изображениям, упомянутым в рецензии, мы начинаем видеть их иначе. Кадры становятся словно иллюстрациями к поэме: Гин среди зимнего безмолвия, Гин у священных знаков, Хотару с Гином под деревом, мерцающие светлячки на ночном фестивале, пара перед тории, баланс Хотару на упавшем стволе. Все эти образы скрепляются нитями чувств, которые авторы вложили в фильм. Теперь каждое из этих изображений рассказывает целую историю, наполненную намёками и недосказанностями, которые так ценны для понимающего сердца.Может быть, спустя годы после просмотра, мы вспомним этот фильм в тихий летний вечер, когда будем стоять у окна и наблюдать, как сумерки наполняются тенями и шёпотом ветра. И вдруг ощутим, что где-то там, в дальнем лесу, всё ещё мерцают светлячки, всё ещё живёт память о Гине и Хотару, и что эта история продолжает звучать внутри вас, как мягкая, мелодичная нота, призывающая ценить каждое мгновение.
@gkgmcm, спасибо!@Stepan Volkov5, мы с тобой были близки только когда срались под той рецензией. Забыл? И против скрина нет приёма1080x970
@belg_356@Epolih,@ggalien,@ggalien@Renamed1986,@Renamed1986@Epolih, вы взяли крайний случай. Мне незачем повторять, потому что будет неуместно или неактуально.Если провести условную границу между тем, что принимаешь (можно также назвать, прекрасные моменты) и не принимаешь (или не прекрасные), то эта граница для всякого будет разной. Тот, кто считает мир таким, что его окружает много неприятного, и пусть так и есть, обычно несчастен. В тоже время, другой, окружённый такими же неприятными обстоятельствами, может принять больше и быть менее несчастным. Так почему он смог принять некоторые моменты? Вы можете считать, что лицезрея куски тел своих товарищей, тот будет просыпаться в холодном поту каждую ночь. Но действительно ли это так для каждого? Для примера, пару тысяч лет назад спокойно смотрели на рабов и считали это обыденным. А сейчас это не так. Меняется отношение. Вы же, получается, назвали моменты жизни и прикрепили к ним ярлыки, переживаете насчёт них, они вызывают эмоции в вас, возможно от осознания того, что такое есть, они делают вашу жизнь немного неприятной. Неужели не может ничего измениться через тысячу лет? Не изменится ли отношение также как по отношению к рабам?
На мой взгляд, японская культура имеет свои особенности, потому такое аниме имеет место быть. Это же буддизм, даосизм и прочее. Причём, японскую культуру хотят отделить от китайской и индийской. Для японцев в аниме затронуты те темы, которые ему понятны, а европейцам не так понятны, да и китайцы поймут по своему. Мой комментарий — это мой поиск знаний о японской культуре в разрезе того, чего сам прочитал и насмотрелся. И комментарий особого смысла не имеет) Всё, чего желаю, это возможность, чтобы вы шире смотрели на вещи, имели больший опыт, могли преодолевать трудности, делали совместную жизнь приятнее...
@ggalien,@ggalien,@Epolih@Faze_Goqu, вот это уже похоже на вашу работу. Пройдёмся по мелким недостаткам:Очень много натуральной графомании. Слишком часто используется конструкция...
или без "это"
XXX - YYY
Все эти образы скрепляются нитями чувств, которые авторы вложили в фильм. Теперь каждое из этих изображений рассказывает целую историю, наполненную намёками и недосказанностями, которые так ценны для понимающего сердца.
В остальном - довольно неплохо. Одобрено.
@ggalien, это где было ?под каким постом?
@ggalienЯ вот просыпаюсь с улыбкой на лице, обедаю со своими боевыми товарищами, гуляю с ними под вот уже мирным небом, а мне твердят, что я сошёл с ума.
@Renamed1986, а Вы сможете принять такой же расклад для себя?И ещё, но без худ.яза. Предположим, примите ли то, что Вы не испытываете боли от остеохандры, когда Вы испытываете боль от остеохандры?
@Renamed1986,@ggalien,@ggalien@belg_356, вот тут /animes/38594-kimi-to-nami-ni-noretara/critiques/2140@belg_356@ggalien, конечно, буду чувствовать боль. Если есть выбор, чувствовать боль и страдать или чувствовать боль и не страдать, то я выберу второе. Это как в анекдоте "Я слива лиловая, спелая,..." про лежащего после комы). Страдание — внутреннее переживание. И нисколько вас не принуждаю сделать определённый выбор. Каждый делает свой выбор. Другое дело, если выбор влияет на совместное благополучие... Там всё сложнее.@ggalien@Renamed1986,Интересный, чёрт возьми, подход, но вопрос был в другом: "Можете ли вы во имя избавления от страданий отрицать существование боли, а не игнорировать эмоционально".
И не забудьте ответить на это
@Renamed1986@ggalien, не могу отрицать боль, она как реакция-ответ, как следствие. Если дать определение страданию как испытывать боль, тягость, то одно связано с другим и неотделимо по определению. А если определить причину страдания как неосуществление желания, то лучше стремиться управлять своими желаниями и ожиданиями от них. Есть особый момент: можно желать, не достигать желаемого, но при этом не страдать. А если страдаешь, то желание должно стоить того, чтобы страдать из-за него. Потому и страдание не отрицаю тоже. Оно, наверно, даже может быть полезным.Насчёт второго вопроса, такой расклад не знаю, поскольку не был на фронте или другой подобной ситуации. Наверно, улыбался. Но если б заметил, что других это задевает, то постараюсь не улыбаться и перешёл б к чёрному юмору...
Например, мне симпатичен Швейк. Возможно понимаю, почему он так вёл себя, как описано в книге, и не считаю, что он сошёл с ума.
p.s. доброй ночи. На такие темы мне становится утомительно...
@ggalien,@ggalien,@Stepan Volkov5@Renamed1986,Убедили! А теперь подскажите какие препараты используете, чтобы так беззаботно уводить мысль от горькой правды?
Автор, спасибо.
@Faze_Goqu@gdxabsolute, огромное спасибо!Чтобы ответить на второй вопрос на войне быть необязательно. Разжую для непонявших, к каковым Вас сложно причислить: готовы принять то, что Вы сойдёте с ума, перестав частично, если не полноценно, управлять собой, потеряв разум?
@ggalien@Renamed1986, мне засчитывать слив или Вы отвечаете на все оставшиеся вопросы?@Stepan Volkov5@ggalien, ааххаха, ну ты и клоун. Слив засчитываетОбратный отсчет поди еще пошел? не зря говорят, что тупость особенно заметна в остротах. Сам ничего не сказал лишь тупорылые вопросы имеющих ноль смысла задает, и гордится собой))) А потом перед зеркалом стоит и поди ..... мимо зеркала на себя (прости за грубости, но это так мило)не общайся с ним) он из тех кто критЯкун, громче всех кудахчет на всех, а сам ничего не может сделать, стоит лишь раз прочитать его рецензии (где он типа гений, но нет) пустота емели.
Kритиканство (ggalien) — симптом мозговой недостаточности, и он это уже многим доказал, жаль, что люди молчат (но не я один так думаю) уж точно.
@ggalien, понял