Сюжет
8
Отлично
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
8
Отлично
Итоговая оценка
9
Великолепно
Взрыв байка Тэцуо
Вот так бодро и ярко начинается манга «Акира» — одно из самых известных японских произведений 80-ых. Правда известность манга получила благодаря аниме-адаптации, которое по мнению Сьюзен Напьер, профессора японской литературы и аниме-критика, создало аниме-бум на Западе. Но, как часто бывает, между аниме и мангой лежит огромная сюжетная пропасть, в которой Кацухиро Отомо, автор манги и режиссер одноименного аниме, похоронил и многих персонажей, и львиную долю сюжета. Российский журналист, один из первых популяризаторов аниме в России, Борис Иванов писал по поводу «Акиры»: «В фэнских кругах даже появилось мнение, что человек, способный вникнуть в сюжет и смысл этого фильма всего с одного просмотра – либо гений, либо сумасшедший» © «Введение в японскую анимацию». С этим сложно спорить, потому что сюжет полностью раскрывается именно в манге, а в аниме Отомо заложил лишь голую идею, которую с первого раза сложно понять.
История начинается со столкновения банды байкеров с ребенком, обладающим психокинетическими способностями. Некоторое время спустя в одном из участников банды, Тэцуо Шиме, пробуждается похожая сила, и полковник Шикишима отдает приказ забрать его, ведь военные напрямую связаны с психокинетиками: дети с номерами на ладонях — участники их исследований сверхспособностей. Проблема лишь в том, что Тэцуо — не испуганный ребенок, а буйный подросток, обиженный на мир и жаждущий доказать свое превосходство.
Параллельно Отомо рассказывает о Канэде Сётаро, друге детства Тэцуо и втором главном герое. Канэда энергичный, задиристый и любит совать нос в сомнительные дела. Так он знакомится с Кэй, девушкой которая входит в банду антиправительственной группировки террористов. Не особо понимая что творится вокруг, Канэда ввязывается в разборки между террористами и военными, исследующими психокинетиков.
Канэда и Кэй убегают от облавы военных
Несмотря на то, что «Акира» — это фантастика, она сильно выбивается из ряда фантастической манги в целом, потому что поднимает недетские вопросы. В интервью для журнала Forbs Кацухиро Отомо говорит: «Как я уже говорил, в те времена (создания «Акиры») не было манги в жанре твердой научной фантастики. Я имею ввиду, что у нас была миловидная фантастика типа «Дораэмона». Я захотел изменить это и нарисовать что-то более реалистичное и правдоподобное». Наверное, поэтому в «Акире» нет шаблонных добродетелей, сражающихся за мир во всем мире, им не вторят пацифистские девы, а мудрая старуха вместо занудного чтения морали берет в руки доступное ей оружие и идет воевать.
Проблематика «Акиры» связана с оружием: нужна ли человечеству сила, способная разрушить мир за пару минут; что будет, если сила выйдет из-под контроля; зачем создавать оружие, которое нельзя контролировать; и в конце концов, что будет, если сила попадет в руки тех, кто не чувствует ответственности за свои поступки? Эти вопросы ставят работу Кацухиро Отомо в один ряд с фильмами типа «Терминатор» или «Бегущий по лезвию» — все они исследуют возможное будущее и пытаются понять, что будет хорошо для человека, а что не очень.
Конечно, источником исследования служит оружие, действие которого похоже на удар ядерной бомбы. Сложно упрекать господина Отомо в аллюзии на Хиросиму и Нагасаки — для любого японца эта часть истории сравнима со значением Великой Отечественной войны для русских или войной во Вьетнаме для американцев — событиями настолько яркими и ужасными, что они застряли в подкорке национального сознания.
Параллель с ядерными ударами по Японии видна с первых же страниц манги, но выводы, которые делает Кацухиро Отомо в конце, не кажутся ни гуманными, ни сказочными. Здесь не обойтись:
когда Тэцуо побежден, и военные добираются до острова Токийской империи, на них по-прежнему смотрят дула автоматов и пушек, а командует повстанцами уже Канэда.
Символом оружия служит мальчик Акира — 28-ой номер в исследовании военных. Номер выбран не случайно, это пасхалка на мангу Tetsujin 28-go, которую Отомо любил в детстве. Как и любая бомба, 28-ой не опасен до тех пор, пока сам в безопасности. В сюжете это подчеркивается послушанием Акиры. Не важно кто отдает ему приказы: полковник, Канэда или добрая девочка — Акира, словно бомба на ножках, идет туда, куда велят и делает то, что скажут. Опасность 28-ого в том, что он реагирует на всплески силы вокруг него. По сути любой толчок может привести к освобождению энергии самого Акира, что и происходит в манге. Нетрудно провести аналогию с оружием: если автомат не трогать, то он не выстрелит, но если дать его обезьяне, то она начнет палить.
Акиру прячут в мусорном контейнере, и он не возражает
Обезьяна «Акиры» — это неугомонные подростки с типичными для этого возраста проблемами: первая любовь, желание попробовать все на свете, найти свое место в жизни. Все в банде Канэды, включая самого Канэду, сучат кулаками даже военным с серьезными пушками, ругаются матом, ухлестывают за девчонками и балуются запретными веществами. Конечно, подростки не всесильны, но в семнадцать лет инстинкту самосохранения сложно пробиться сквозь взрыв гормонов. И даже когда жизнь меняется — вокруг бушует война — Канэда и его друзья по-прежнему рвутся в драку, плюют на опасность, а их шутки разбавляют мрачный сюжет.
По мере развития истории кажется, что герои меняются, но это не совсем так. Скорее меняется вектор направления их действий, а характеры остаются теми же. Особенно это заметно по Канэде.
В начале «Акиры» Канэда Сётаро гоняет на байке и с удовольствием нарывается на неприятности. Когда он попадает к террористам, то не воспринимает всерьез их планы, потому что ему это не интересно и не нужно, его единственная забота — удовлетворить собственные желания. И даже когда Канэда начинает бороться против Тэцуо, то не изменяет себе — по-прежнему делает только то, что хочет. А хочет он, чтобы любимая девушка осталась жива, и чтобы Тэцуо ответил за предательство их дружбы. Возможно, Канэда даже не видит различий между борьбой с Тэцуо и дракой с другой бандой. Мир во во всем мире — это не про него, а вот защита любимых волнует каждого человека, и Канэда в этом случае не исключение.
С другого ракурса Отомо показывает Тэцуо Шиму — антагониста «Акиры». Вот кто действительно меняется, так это он. Получив силу, о которой можно только мечтать, Тэцуо превращается из спокойного, пусть и завистливого, парня в настоящего тирана и убийцу. Однако, и Тэцуо — в первую очередь человек. Отомо не стал лепить из него шаблонного злодея без мотивации, и показал, что даже у тиранов есть любимые, а страх смерти, пусть и не надолго, заставляет злодея стать испуганным мальчиком.
Встреча Канэды (слева) и Тэцуо (справа)
Помимо несовершеннолетних уголовников, в манге есть более взрослые и ответственные герои. С ними проще: и военные, и психокинетики хотят уничтожить опасность любой ценой, пусть даже собственной жизни, не говоря уже о чьей-то еще. К таким относятся и Кэй, и полковник Шикишима, и жрица Миако. Эти люди готовы отдать все ради светлого будущего. И кажется, что вот они, шаблоны, но Кацухиро Отомо не просто так прославился — каждый его герой четко персонализирован, у каждого свои мотивы, чувства и даже реакция на действия других героев.
Полковник Шикишима — военный до мозга костей, улыбка на его лице почти не появляется. Когда он оказывается «в одной лодке» с другими героями, то остается таким же серьезным, собранным и не пытается дружить с Кэй или Канэдой, он просто делает свою работу. Также и Кэй — юная террористка, мечтающая о свободной жизни. Она почти типичный борец за добро и справедливость, да только может постоять за себя: берет автомат в руки, чтобы отстаивать свои принципы. Менее активными кажутся психокинетики, но это их особенность — сложно жить на полную катушку и фонтанировать эмоциями, когда все силы уходят на контроль своих способностей. И даже они, эти полуживые на вид дети, выступают за правое дело, рискуя жизнью.
Кэй, Такаши, Киёко, Масару — психокинетики, полковник Шикишима
Возможно, яркие характеры связаны не только с проработкой сюжета, но и с реалистичной рисовкой. Свой индивидуальный стиль Кацухиро Отомо нашел, когда заинтересовался работами популярных японских иллюстраторов Ёко Таданори и Исаки Ёшитаро. Их влияние выразилось в высокой детализации и реалистичности рисунка, поэтому идентифицировать героев по высокой прическе или огромной пушке не получится. Отличить старика от юноши, конечно, можно, но одинаковые темные волосы героев нет-нет, да и запутают: вместо Кэй видится Канэда, вместо Канэды — Кайскэ и так далее. Если бы Отомо не наделил каждого героя ярким характером, то многие персонажи превратились бы в кучу одинаковых шаблонных персонажей, как это было с детективами в другой манге Кацухиро Отомо — «Дому Детские сны». Безусловно, массовка в «Акире» тоже есть, но на ее фоне даже второстепенные герои выглядят живыми и реальными, а значит, такими, которым хочется сопереживать, потому что своими словами и поступками, они затронули что-то внутри читателя.
Не смотря на солидный возраст, почти 40 лет, о манге можно говорить бесконечно долго. Здесь интересно все: и главная тема, и любовные ответвления, и политические интриги, и герои, второстепенные или нет, — все, из чего состоит «Акира», заслуживает внимания и детального разбора. Но главное — вопросы, поднятые в манге, актуальны до сих пор: мир по-прежнему создает новое оружие, политики играютв свои игры, а по улицам городов ходят местные Канэды.
Голливуд не зря выкупил права на киноадаптацию, сюжет срезанирует с проблемами нашего временем и, быть может, даст вторую жизнь «Акире». Главное, чтобы не получилось, как с «Призраком в доспехах». Но даже если фильм урежет большую часть философии Отомо, всегда можно обратиться к первоисточнику, потому что он, «Акира», сделан с любовью и действительно заслуживает прочтения.
@Роман Кушнир@nojkimitsunari, нет. Пацифизм - это довольно широкое понятие, сводящееся к сопротивлению насилию, но не обязательно его отсутствию. Отсутствие насилия - это непротивление злу и прочее толстовство. Основная тематика аниме буквально от Атома и вплоть до Тригана - это именно сопротивление насилию насильственными методами, то есть воюем ради мира.Актуальность - это, как ни странно, важность для читателя данной темы. Есть темы актуальные всегда - например, любые межличностные отношения, такие, как любовь или дружба, потому что они часть нашей жизни и будут ею всегда. А есть темы приходящие и уходящие, такие как те же гопники или сироты или война. Это не то, что беспокоит обывателя, не то, о чем он со страхом читает на страницах газет.
Дело, повторюсь, даже не в общем антимилитаристском посыле, а в том, что произведение в целом - это слепок эпохи и темы, поднимаемые в нем, актуальны для той эпохи, но не для текущей.
@nojkimitsunari@Роман Кушнир@nojkimitsunari, частично, да. Вопросы тоже не особо актуальны, в том виде, в котором это показано в Акире (коррупция показана через призму киберпанка, оружие там показано, как аллюзия на атомное, то есть всеразрушающее, сироты же явно не то, что нас беспокоит каждый день).И да, антимилитаризм конечно будет точнее.
@nojkimitsunariЕдинственное замечание, из чтения рецензии складывается впечатление, что адаптация была совершенно низкопробной. Да, вы упомянули, что "создало аниме-бум на Западе". Но причина этого "бума" осталась за кадром. В производство были вложены огромные ресурсы, это одна из самых дорогих адаптаций в истории аниме. В адаптации участвовало множество самых известных аниматоров того времени. Вместо типичных для аниме 1/2-1/3 использовалась фазировка 1/1. Озвучивание было сделано до анимации, что один из уникальных случаев в аниме, другой такой состоялся через много лет в Kure-naiКурэнай (2008). Об этом стоило упомянуть.
@nojkimitsunari@S John, спасибо.Относительно совета: я писала про мангу "Акира", не про аниме. Вот если про аниме "Акира" напишут, то там без этих нюансов, конечно, не обойтись)
@Роман Кушнир, думаю, у нас с вами разные взгляды на это произведение)@Роман Кушнир@nojkimitsunari, дело тут не во взгляде. Просто, есть произведения, которые создаются "на злобу дня". Это не делает их хуже, потому что хорошим произведение делает рассказанная история (а с этим у сабжа все в порядке).Я это все к чему начал: актуальность в рецензиях неактуальна. Этому учат в школах, что так надо, возможно в институтах, но актуальность просто не нужна (если, конечно произведение изначально не стремится быть актуальным сегодня или прям вот всегда).
@nojkimitsunari@Роман Кушнир, учту совет, спасибо.@Akar,@Bacя@LoliJuice, магия вне Хогвартса.@LoliJuice, частичное сложение)а если по сути - препарирование чего-либо по частям, и оценка его в целом - разные вещи.
@Winkel,@nojkimitsunari@Друг, манга сложная сильно, да?@Дрyг@Tri Olom, простецкая (тот же символизм в Бличе дал бы солидную фору), но вторая арка не сильно понравилась. В аниме как-то более интересно выглядело объединение двух арок.@Друг, тут кому что. По сравнению с мангой, мне аниме показалось очень сумбурным, а человек, смотревший Акиру вместе со мной, сказал: "Что за фигню я посмотрел?".)@Дрyг@nojkimitsunari, тоже согласен, но в целом, аниме выглядит вполне цельно. Я сразу все понял, вопросов особо не было, но было ощущение, что чего-то не хватает.@nojkimitsunari@Дрyг@nojkimitsunari@Друг, именно!)