Сюжет
10
Эпик вин!
Персонажи
10
Эпик вин!
Рисовка
9
Великолепно
Итоговая оценка
10
Эпик вин!
Долгое время я совершал ошибку - обходил эту мангу стороной из-за того, что не хотелось столкнуться в ней с игрой в интеллектуальность на деле являющуюся прилизанной поверхностностью, коей, к сожалению, местами сильно грешит сериал «Ergo Proxy». И конечно я опасался увидеть «мангализированного» Бодлера. Но произведение приятно удивило, поэтому я решил написать к нему небольшую рецензию.
В первую очередь манга привлекает своим гениальным названием, которое хоть и заимствовано у знаменитого поэтического сборника, раскроется перед нами в ином ракурсе. Автор берет за основную тему своей работы ряд бодлерианских идей. Что это за идеи? Путь зла - чувственного гедонизма, не знающую искусственную мораль и благодетель природы, а так же насилия и наслаждения - это единственно доступный нам способ испытать хоть на миг полноту жизни, все ее соки и плоть, поскольку эфемерные идеалы не помогают нам обрести Абсолюта и целостность своей сущности. Живительный дар зла - это специфическая форма добра, которым это зло вдруг оборачивается. Переспелый плод, гниющий, но сладкий. Эти идеи переосмысляются и становятся в манге тем, что необходимо преодолеть, как бы выздороветь от расцветшей болезни духа, поэтому название несет в себе абсолютно другой и в целом негативный смысл несмываемой «метки - болезни», а не дара зла, ставшего специфическим добром. «Цветы зла» Осими Сюдзо - это неподвижное путешествие в весьма неприглядные уголки своего существа во имя полноты жизни.
"Прислал ли ад тебя иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе - восторг, и все в тебе преступно!"
"Гимн Красоте". Шарль Бодлер.
Сюжет разворачивается вокруг Такао Касуги - невзрачного аутсайдера, заполняющего пустоту собственной жизни книгами, среди которых его любимая поэтический сборник Бодлера. Скрытые аморальные желания, однажды вырвавшись уже обратно не уместить, а попытка отрицать эти желания, как часть своей истинной сущности и природы, лишь создаст внутренний и внешний конфликты. Для того что бы их разрешить придется пройти по пути зла до конца, до дна изнеможения и бессилия, сквозь унижение, самоистязание, крах всех убеждений и идеалов, осознание несовместимости с жизнью и потерю самого дорого человека. Но жизнь, казавшаяся приговором к изгнанию и призрачному существованию, реабилитируется в глазах Такао, когда он сам сделает шаг навстречу жизни и захочет избавиться от печати зла, этой болезни, столь же разрушительной, как и иллюзорная благодетель. Вне сюжетные элементы – экспозиция, завязка и эпилог (в виде дополнительной ретроспективной картины) не затянуты, достаточно динамичны, но и не бедны деталями. Характеры героев, их специфические особенности выражены ярко, а исходное действие, вскрытие потаенных желаний Касуги и последующая попытка замести следы собственного прегрешения, ясно обозначено, поэтому понятно с какого момента возникает внутренний конфликт и на чем строиться внешний конфликт завязки – вынужденное соглашение с Накамурой, знающей о проступке и шантажирующей его этим фактом. Сам сюжет прост. Никаких чрезвычайно витиеватых линий нет, пыли в глаза, что бы запутать читателя и скрыть недоработки. Сюжетная колея четкая и продуманная, все действия и мысли устремлены только к одному - развязке, исчерпанию конфликта.
Стоит отметить, что манга пропитана художественной литературой не выполняя для нее роль иллюстрации. В главном герое, Такао Касуге, находят место для себя не только бодлерианские мотивы, но так же психологизм героев Достоевского, нарушающих нравственные законы, и жизнь персонажей Кафки, будто исключенных из полноценного существования и лишенных привилегии смерти.
Характерной чертой визуального стиля является реалистичная рисовка, местами граничащая с гиперреализмом, из-за того, что в работе не обошлось без фотоизображений. Такой выбор делает происходящее в пространстве произведения приближенным к нашей действительности, что ему идет только на пользу. Формальные качества превосходны: композиции наполнены динамикой, достаточно насыщенная, плотная и контрастная, рисовка не превращается в визуальную рябь, все предметы узнаваемы. Несмотря на литературное основание манга достаточно кинематографична, не столько из-за наличия ракурсов, выбора крупности планов и их последовательного соединения, сколько за счет того, что изображение не уступает место «литературности», не выступает довеском к тексту. Хоть и статичные, изображения прекрасно передают движение, монтаж планов играет с нашим субъективным ощущением времени, а прорисовка пространств и эффектов освещения создают необходимую для считывания происходящего выразительность и атмосферу. В главах, где текст сводится к одной-двум фразам, за счет продуманности происходящего с визуальной точки зрения все остается понятным и не менее интересным. В последней главе подобран иной выразительный стиль, отсылающий, или просто местами похожий на живопись Ванн Гога, с его вихреобразными всепоглощающими движениями – линиями. Без использования диалогов и рассуждений визуальный язык, сохраняя нужную интимную тишину, приоткрывает нам внутренний мир Накамуры, которой посвящена последняя глава, так, что мы без слов понимаем многое о ее сущности.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/29111/161311.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/29111/161312.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/29111/161315.jpg)
Для манги подобная история и подача более чем достаточны. Сюжет не призван повторить сказанное Бодлером, а имеет свой голос и мнение, что оправдывает существование манги и ее название. Стройное, последовательное и внятное изложение делает идею интуитивно понятной, нетривиальный смысл без поверхностной патетики, логично действующие персонажи и, что важно, центральная тема, которая перешла в статус вневременной, т.е. классической, вечно трепещущей и современной – это плюсы. А нескольких недостаточно проработанных героев можно отнести к категории недочетов и списать на ограниченные возможности создателей. Учитывая все вышесказанное манга «Цветы зла» является одной из тех работ, чье качество и уникальность заслуживает наивысшей оценки.
Для кого же история Такао Касуги? Для тех, кто готов и хочет увидеть мир и себя с разных сторон, зачастую скрытых, болезненных и местами совсем не приятных. Поборники морали и платонической любви могут быть возмущены зловонием неприкрытой жизни, а ярые нигилисты разочарованы недостаточной радикальностью приобщения к пустоте, но и те и другие могут обратиться к «Цветам Зла», что бы увидеть тот момент, хотя бы манге, когда желание совпадает с жизнью.
@Lina Inverse,@Mokkoriman@Paul Waits, Да нет, все предельно понятно.@Paul Waits, впечатлительных животных забыля понимаю, что причастные и деепричастные обороты вызывают массу ошибокДальше даже не буду писать. Пусть приходит Алекс и разбирает))
@Caelestis animal@Toshiru, А в чем смыл вашего комментария? Показать,что вы хорошо знаете правила русского языка?Манга имеет прямое отношения к творчеству Бодлера, поэтому говорить о ней, не упоминая о его идеях странновато. Если фильм снят по произведению Гете, то логично рассказать вначале о первоисточнике. Если не сравнить идеи и темы, тогда будет не понятно в чем новшество автора манги. Я считаю нужным их сравнить.
По - моему задача рецензии анализировать и критиковать,а не привлекать читателей. Не реклама все таки.
"Внесюжетное - то, что не является важным для общего повествования". Пока это не тянет на весомый аргумент. Просто ваше мнение.
" Заинтересовать потенциальных читателей или показать, что автор начитан и знает много умных слов? Больше похоже на второе". Не вижу никаких "умных" слов. Покажите мне это "много"! Слова по типу экзистенциальный,онтологический... Именно их я и избегал. Или есть требование писать рецензии простым бытовым языком,что бы дошколята и полугопники понимали? На мой взгляд никаких "умных" слов нет в тексте.
"Дальше даже не буду писать. Пусть приходит Алекс и разбирает))". Пусть разбирает кто угодно. Мне не принципиально, тем более ,что я не знаю кто это. Свою язвительность и напор ко мне не применяйте.Может я и не отличник по русскому, и при всем желании на "5" не напишу, совсем не отрицаю.Если есть ошибки, я учту замечания и исправлю, но говорить со мной в снисходительном тоне нет необходимости. Мы не в школе, и я вам не напроказничавший мальчишка, что бы меня отчитывать. Я знаю достаточно материала и умею анализировать и интерпретировать. Концентрируюсь на этом. Пишу так хорошо,как могу. Вы просмотрели орфографию и пунктуацию,нашли ошибки. Хорошо. А дальше? Может я Бодлера не верно изложил,ни к месту сравнил главного героя и его проблемы с другими персонажами,мангу неадекватно интерпретировал,с рисовкой обманул? Так что ваша критика какая-то однобокая. За то,что указали на ошибки,спасибо. В свободное время исправлю.
@Caelestis animal@znatok, честно сказать я даже не знаю как мангу понять вне этого сборника.она же всю суть потеряет мне кажется.это кстати можно было бы к минусам манги отнести.было бы интересно узнать мнение человека,который не читал Бодлера,но читал мангу,что он о ней думает.по поводу сравнения с персонажами Кафки.Есть просто шикарная книга,где этот момент раскрывается. Это Морис Бланшо "от кафки к кафке"@Аккаунт удалён@Caelestis animal, Читал мангу, из Бодлера не больше пяти стихов. Цветочки о том,Кажется, как-то так, может я какие-то важные факты забыл. Еще я неоднократно слышал и сам говорил, что мангака рисовал себя. Как нашел свою музу - Токиву, еще там было про то, что первая половина манги - боян. Надеюсь я найду первоисточник этого интервью.
@Caelestis animal@Alex Minson[comment=1467777], спасибо за ответ!я обязательно учту критику и доведу до ума рецензию. Я хочу, что бы у такой хорошей манги была годная рецензия на этом сайте,поэтому я постараюсь. ", по какой причине он ею так восхищается"- честно сказать я перестраховался и не стал фонтанировать восхищением, хотя зря судя по всему."Почему же Вы не выделили для читателя тот самый «гиперреалистичный» стиль (хотя его, по сути, там в помине нет, насколько хорошо я помню)?" я упомянул,что используются фотоизображения,хотя доказательств этому,соглашусь с вами , не привел,закину листы ,где видно это.там достаточно много фотографических фонов города,комнат..поэтому рисовка не гиперреалистична,а на грани с гиперреализмом на мой взгляд.
"Сравнение с Ван Гогом вообще неуместно, как мне кажется. Его направление — сюрреализм, а это обычные статичные кадры, присущие, как я уже сказал, многим из произведений японских мангак." Ну Ван Гог - это постимпрессионизм,что радикально отличается от сюрреализма в своих методах и идеях,просто в его работах есть схожая выразительность и чувство тревоги,на грани безумия, и какого-то спокойствия,почти радости.Я думаю выразительность Ван Гога очень походит на визуальный язык последней главы и ощущение,которое она вызывает.во всяком случае такое чувство она вызывает у меня.Как на мой взгляд это сравнение туда так и просится.
"Ссылки на конкретные произведения, с которыми Вы сравниваете ту или иную часть сюжета, — обязательный пункт в написании хорошего, литературного текста."-сделаю!
"После такого надо думать, Вы и на тройку еле скребли в школьные годы." особенности моего мышления таковы,что мне даются только абстрактные вещи,математика например или концепции,поэтому насчет тройки это в точку.я не пытаюсь оправдаться,просто хочу сказать,что выше головы при всем желании и понимании ответственности я не прыгну
Большое спасибо,что указали и подробно разъяснили мне ошибки и недочеты в тексте.Я все учту и доработаю до необходимого уровня!
@Yukaio, я в личку напишу.не понимаю как пользоваться спойлерами (я не активный пользователь ПК).@Alex Minson[comment=1468786], "Рисунок же в «Цветах зла» Осими примитивный до не приличия"да,но в данном случае мне интересно не "как" ,а "о чем" это все. С двойной Н это просто опечатка конечно."И все же, проверить на ошибки текст, наверняка, Вы могли"-проверял.увы мой Ворд не всесилен ))
"Если хотите, чуть позже в ЛС, я пришлю полный список ошибок, которые стоило бы исправить.". Я доработаю,насколько моих сил хватит и тогда обращусь к вам за помощью в ЛС,если можно. Что бы вы за меня мою работу не делали.Ну и вообще мнение интересно будет узнать. Спасибо за такие развернутые ответы и внимание к тексту!