Абулхаир Жусупов
в сети: около 8 часов назад

Отзывы

Люпен III: Опасный вояж
1 / 00

«Опасный вояж»: как я перестал любить и начал переживать за Люпена


В 1993 году франшиза демонстрирует явный кризис идей: вдохновение черпается в старых эпизодах, а на режиссерском кресле люди, сказавшие в «Люпене» все что можно. Masaaki OosumiМасааки Осуми вернулся, чтобы сделать фильм по сюжету эпизода из третьего сезона.

Дэдзаки вновь был занят сторонним проектом – культовой экранизацией манги своего наставника Осаму Тэдзуки «Черный Джек». Поэтому студия позвала близкого по духу Осуми. Тот изменил дизайн персонажей, сделав его более неопрятным и округлым. Однако кроме этого режиссер не придумал за 20 лет чего-то нового.

Особенно разочаровывающим выглядит сюжет, который представляет растянутую 20-минутную серию: Люпен уже крал ядерную подлодку в третьем сезоне, в спешле же только увеличилось количество персонажей, которые к сожалению не заполняют образованную растягиванием хронометража.

Адовые дэдлайны и конвеерность идей преследуют «Люпена» уже который год, нет надежды, что в это исправится. Особенно учитывая, что фильм посмотрели рекордные 22% аудитории, что только подстегнет Nippon TV и студию TMS снимать больше. В ущерб качеству, конечно.
Все еще великолепный Юджи Оно, который как может тащит общий дух франшизы:
Люпен III: Из России с любовью
1 / 10

«Из России с любовью»: Распутин, золото и Бонд


«Люпен» превратился с этими спешлами в дешевую локальную версию франшизы про Агента 007. За это надо сказать спасибо Дэдзаки, который вернулся на место режиссера. В его отсутствие стало заметно, что мэтр добавлял франшизе шарма и стила. В 50 лет Осаму все еще умело скрывал низкий бюджет спешлов и нисколько не устаревал.

Единственное, что Дэдзаки пока и не осилил – баланс между абсурдом и серьезностью. Его неторопливый темп повествования идет в разрез с дичью на экране. У главного злодея, например, есть привычка засовывать пальцы в рот людям, которая никак не объясняется, однако благодаря темпу зритель может «смаковать» это процесс.

При этом, Дэдзаки также пока не обуздал шаблоны франшизы. Тот же паттерн «дамы в беде» заставляет теряться в догадках, чем одна часть франшизы отличается от предыдущей. И в отличие от Миядзаки, который умеет насыщать женских персонажей характером и индивидуальностью, Дэдзаки продолжает лишь схематично воссоздавать архетипы.

Понятен главный референс «Люпена» – Бондиана. Об этом говорят и роковые красотки в беде, и бесконечные гаджеты, и постоянная смена локаций, и общий шпионский флер. При этом обе франшизы наделены очень узнаваемыми универсальными деталями, которые могут кочевать из фильма в фильм. Правда схема такого подхода рабочая, когда над «Люпеном» работают мэтры, которым хватает навыков наделить фильмы идентичностью.

Когда же за дело принимаются не самые искусные режиссеры, то франшиза сбоит. И тогда приходят заимствования, как в «Заговоре Клана Фума» и «Словаре Наполеона». Однако пока Бондиана развлекает размахом, «Люпен» сталкивается с тв-качеством, вечно горящими сроками и затянутым хронометражом.

«Из России с любовью» имеет все те же проблемы и фишки, что и прошлые части. Они перестают удивлять, да и Дэдзаки явно не так уж и старается. При этом, фильм вас вряд ли разочарует. Но мысль, что «Люпен» похож на «Бондиану», вселяет надежду. После броснанов и муров обязательно появится свой Дэниел Крейг.
Люпен III: Словарь Наполеона
2 / 10

«Словарь Наполеона»: в поисках пропитого наследства


Очередной спешл франшизы «Люпен» сам по себе не очень интересен. Однако в масштабе франшизы он важен, так как вскрывает не самые приятные подробности производства. Osamu DezakiОсаму Дэдзаки в этот раз не значился только в роли супервайзера проекта, потому что параллельно снимал «Уважаемого старшего брата».

Место Дэдзаки занял неопытный Джюн Кавагоэ. Он не решился повторять киноязык Дэдзаки, из-за чего картинка покажется чересчур тусклой, а действие – снова глуповатым. Телеканал одобрил фильм всего за три месяца до даты премьеры, поэтому у Кавагоэ не было времени адаптироваться к чужому для себя стилю. Из-за конских сроков в целом пострадала как детализация рисунка, так и плавность анимации.

По этим причинам рейтинги спешла упали. От полного провала спасло лишь ощущение духа второго сезона: наивный тон повествования, минимум трагизма и больше самоиронии. «Словарь Наполеона» возвращает нас в 70-е и качеством, и сюжетом. Кажется, что это просто 4 серии старого сериала пустили подряд. В них даже есть готовые места для перебивок. Правда создатели не докрутили содержательную часть, из-за чего действие кажется затянутым.

Если хочется поглядеть на концентрированного Люпена, то можете глянуть спешл. Разве что он вас может обмануть своим медленным пейсингом, в сериале все-таки действие было куда бодрее. Но шутки тут есть, их много и они разной степени качества. А еще музыка от Юджи Оно, спасибо что не сэкономили на маэстро.
Люпен III: Бумаги Хемингуэя
3 / 10

«Бумаги Хемингуэя»: без денег, но с умом


В 90-е «Люпен» продолжит курс «Похищения Статуи Свободы», привлекая Дэдзаки делать телевизионные фильмы для внутреннего рынка. И «Бумаги Хемингуэя» – отличный повод рассмотреть метод культового режиссера по форсированию взросления франшизы.

В 90-е у студии TMS были проблемы с финансами, «Люпен» был их единственной прибыльной франшизой. Нормальный бюджет на тв-спешл студия выделить не могла, однако именно в подобных условиях Осаму Дэдзаки когда-то и выработал свой узнаваемый стиль:

  • медленный темп;
  • нуарный тон повествования;
  • акварельные вставки в кульминационные моменты и тройное повторение кадра в экшне.

Его скупая режиссура и минимальные визуальные средства повествования отлично подходят франшизе. Раскадровку он делает сам, ее же потом использует как тело для кульминационных кадров, которые оставалось покрасить не самой дорогой акварелью. А тройное повторение одного кадра в экшне помогает не тратится на проработку длинной анимационной сцены. При этом меланхоличный тон и любовь Дэдзаки к темным цветам позволяет не детализировать особо рисунок и допускает много статичных кадров.

Вместо анимационных аттракционов режиссер вместе со сценаристом Хироши Кашивабарой впервые привнес во франшизу логику и свежие идеи. Джиген и Гоэмон получили собственные арки, а местная дама в беде оказывается полноценно действующим персонажем. Тематически фильм пытается вывести зрителя на какие размышления о колониализме и войнах захватчиков за влияние, что уже что-то для франшизы.

Правда это что-то очень неуверенное. Сценарий рассыпается из-за обилия параллельных сюжетных линий, не за каждой из которых интересно следить. А заявка на рефлексию по важным темам так и остается заявкой, в которой нет ни высмеивания, ни рассуждения. Дэдзаки и Кашивабара пытались сделать свой вестерн, однако рамки франшизы ставят подножку их замыслу.

Несмотря на скромный бюджет и смешанные отзывы, рейтинги «Бумаг Хэмингуэя» были выше ожиданий, так что Дэдзаки дали дальше работать. Все-таки его подход был глотком свежего воздуха для франшизы. Но нельзя сказать, что у Дэдзаки уже получилось сбалансировать условности франшизы и собственные замыслы.
Люпен III: Похищение Статуи Свободы
1 / 20

«Похищение Статуи Свободы»: возвращение к истокам


Каждое преступление Люпена записано в базу данных Интерпола, благодаря чему ИИ просчитывает каждый его шаг наперед. Вор уходит на покой, не видя будущего для себя в современном мире, пока его пенсию не прерывает Джиген, предлагая «последнее приключение» – кража Статуи Свободы.

Видя затянувшийся кризис идей во франшизе, в 1989 году студия TMS приглашает одного из главных японских режиссеров золотой эры аниме — Осаму Дэдзаки. Это его второе пришествие во франшизу, хотя в прошлый раз он делал только раскадровки для первой половины первого сезона.

Дэдзаки вернул атмосферу раннего «Люпена» – мрачного, меланхоличного и медленного. Режиссер обожает нуарный антураж, поэтому превнес в тайтл неторопливое повествование и фирменные акварельные кадры. Для 70-х такой тон был скучным, однако в конце 80-х, когда мир увидел «Акиру», второй сезон «Завтрашнего Джо» и «Берсерка», такой «Люпен» оказался невероятно актуальным.

«Статуя Свободы» не отличается умом и претенциозностью, оставляя место абсурдным поворотам сюжета. Но вынося это скобки, визуально фильм напоминает второй сезон «Завтрашнего Джо», правда менее мрачный и безысходный. В отличительных чертах от других тайтлов франшизы и кроется ценность «Статуи Свободы».

Кстати, фильм помогает проследить цикличность в истории франшизы: после радикально абсурдного «розового пиджака» «Люпен» сначала сделал шаг назад к миядзаковскому «зеленому пиджаку», а потом вернулся «красному пиджаку», заимствующему атмосферу первого сезона и сюжет «Тайны Мамо».

Фильм вышел в Японии на VHS-кассетах и лазердисках (предок DVD размером с виниловую пластинку). Спустя 7 лет тайтл добрался до Великобритании, а до США и вовсе пришлось в 2014 году.

Если хотите увидеть нотки нуара, при этом вас не беспокоит бред на экране, то гляньте «Статую Свободы», она вас не разочарует. Если же вы хотите экшна и угара, то тут мимо.