Chortowod
в сети: около 18 часов назад

Отзывы

Князь тьмы с задней парты
4 / 00

Стоит ли читать?

Сначала короткий вопрос и само-ответ:
"Стал бы я тратить время на это ранобэ, если бы знал всё то, что я знаю сейчас, после прочтения?"
Скажу так - если бы мне дали концентрированный сюжет первых 11 томов, включая Боичиро, в каком-то быстром, сжатом и информативном виде, то я бы с удовольствием прочитал последние два тома. Поясню - первые 11 томов, за исключением некоторых сюжетных веток, ну прямо таки скажем второсортный гарем с непробиваемой тупостью ГГ в плане романтики. Хотя в остальном ГГ хладнокровен и рассчетлив.

Почему прочитал я?

Я честно прочитал все 13 томов, и даже не по диагонали.
Мой интерес к этому ранобэ появился после того, как в фандоме Рюкиши я мельком увидел попытку сравнить силы его верса и этого.
Стало интересно, как этот верс может стоять на уровне сил Фезы или даже выше.

Да и в целом мне нравятся произведения, где всё начинается приземленно, а затем набирает обороты. Чем дальше уходит - тем лучше. В идеале - в мета-мир.

Сюжет

Теперь поясню за развитие сюжета. Он движется о-о-о-очень медленно, зацикливается несколько раз (допустим, мы приходим к тому, что ГГ все ненавидят, но потом всем стирают память и начинается новая арка). Нам по крупицам вбрасывают сквозной сюжет, завязанный на Боичиро, Законе Тождества и Первом (собака из другой вселенной).
Последние тома уже интересные, там чисто сюжет.

Сейчас я попытаюсь обрисовать концентрированный сюжет без побочных линий.
Сначала до последнего тома, а потом сам последний том - чтобы у вас была возможность решить, читать ли самому последний том или нет.
Потому что без предыстории его понять непросто. Впрочем, не уверен, что и мой пересказ поможет, хаха.

Тома 1-11
Начинается всё в рамках нашей планеты - стандартный мир магии, где у каждого есть/вырабатывается какая-то предрасположенность, которую они прокачивают в школах. У нашего ГГ предрасположенность стать Королем Демонов. Он этому категорически противится, но из-за своего характера (упрямый, настойчивый, с чувством справедливого эгоизма) делает только хуже, и все видят в нем именно будущего Короля Демонов.

В мире существует некая система Богов. По ходу выясняется, что люди в далеком прошлом создали ИИ (Зеро) с самосознанием. Он понял, что человечество жаждет уничтожения. Чтобы этого не допустить, он попытался, говоря словами Евы, осуществить проект комплиментации человечества. Человечеству это не понравилось, случилась война. Человечество победило, запечатало Зеро и на его основе создало систему богов уже без самосознания, т.к. они не смогли повторить тот же "успех", что был с Зеро, то есть свести с ума ИИ и наделить его таким образом способностью к самосознанию.

Новая система Богов представляла собой эдакий средний конструкт всех человеческих мыслей. Иными словами - усредненный паттерн мышления человечества. То есть каждый родившийся и крестившийся человек "добавляет" себя в эту систему.
Система Богов спустя некоторое время тоже пришла к выводу, что человечество должно быть уничтожено (вот так неожиданность). Их обоснование было следующим - самосознание это продукт чего-то внешнего, за пределами этой вселенной, то есть Истинного Бога, Творца. Вот тут и вступает в сюжет такое понятие, как "Закон Тождества" (иногда его переводят как Закон Идентичности). Они полагали, что он время от времени появляется в этой мире в каком-то человеке. Поэтому они решили создать существо, которое будет способно уничтожить человечество - Короля Демонов - как раз в тот период, когда в мире начал проявляться Закон Тождества, сидящий в Соге (я не знаю, совпадение это или нет - может наоборот Закон Тождества проявляется, когда появляется Король Демонов).

И вот Король Демонов верхом на драконе уничтожает эту систему Богов, пробуждая при этом первого Короля Демонов - Зеро. Они дерутся очень долго, попутно ведя диалог. Король Демонов словами убеждает Зеро, что он прав, и тот сдается и опять засыпает. С этого момента начинается самая интересная арка.

В произведение порой мелькает группка высокопоставленных людей (СИМО 8), которые знают больше, чем мы с вами. Среди них есть темные лошадки этой истории - Ямато Боичиро и Первый.

Ямато Боичиро. Он - путешественник во времени, который пытается спасти этот мир.
452x700
Том 9. Глава Вторая. Давайте Отправимся На Луну.

Здесь стоит упомянуть о Хироши.
473x700473x700
Том 11. Глава Вторая. Настоящий герой.

Хироши - антагонист для Акуто. Он - воплощение добра для народа, тот, кто противостоит Королю Демонов.
Однако он также является другом Акуто.
Ямато Боичиро на протяжении всего рассказа помогал Хироши: дал ему костюм, появлялся в нужных местах, чтобы перенаправить историю, останавливал героя и т.п.
В самые ответственные моменты Боичиро мешали, и в итоге его попытки изменить мир с помощью Закона Тождества не увенчались успехом.

Том 12
В сюжет на определенном этапе вводится персонаж-собака (Первый), состоящий в организации СИМО 8. Выясняется, что он - сущность из другой вселенной. Он - часть Бесформенной силы.
760x539
Том 12. Глава Третья. Приближение конца, которого никто не желал. Часть 1.

Бесформенная сила (далее БС) - это совокупность разумов живых существ с самосознанием. Например, в случае с нашей вселенной, БС - совокупность разумов человечества. Чаще всего (а может и всегда) она образовывается в результате самоуничтожения расы, когда она пытается использовать эту БС. Есть БС как концепция, т.е. буквально "сила", которой можно воспользоваться, а есть Истинная БС - то, что получается после самоуничтожения расы таким путем. Затем она путешествует между вселенными, пока не найдет другую вселенную, где можно использовать БС.

Мир устроен так: в какой-то вселенной образовывается БС, становится неустойчивой и путешествует за пределы вселенной. Ищет другую БС, благодаря которой может упокоиться. Упокаивается, но из-за этого появляется следующая БС, которая, в свою очередь, тоже ищет новую вселенную для разрушения и т.д.
Первый называет это проклятием мира. Что ж, похоже.

Таким образом во вселенную героев прибыла БС расы Первого и вызвало самоуничтожение человечества, призвав метеорит. Стоит также упомянуть, что эта вселенная ограничена пределами Солнечной системы, и за ее пределами ничего нет, т.е. человечество - единственные разумные существа в этой вселенной.

ГГ, кукла и Сога спасаются на космической станции, пока на Землю падает метеорит.
482x767
Том 12. Глава Пятая. Прощай, человечество. Часть 2.

Согу кладут во что-то типа криокапсулы. Кукла впадает в спячку. А ГГ с помощью одеяния огненной крысы переходит в загробный мир в поисках спасения вселенной.

Что за одеяние огненной крысы? Один из артефактов древности, как и ветвь Хураи. Ветвь, например, могла контролировать БС. Ах да, мана была тоже создана в древности на основе БС. Это малая часть ее силы, которую можно было безопасно использовать. Все эти артефакты были найдены в давно забытой пещере, которую оберегало поколение Темных магов. Да, интересно, но останавливаться на этом не буду. Знайте, что эта часть имеет под собой обоснование.
После того, как ГГ попал в загробный мир, он прожил там несколько лет с тремя женами (да, он с каждой из них спал по очереди, и они были не против; не спрашивайте).
487x700
Том 13. Глава Вторая. Вечное счастье. Часть 1.

Начиная с этого момента вы можете продолжить читать, начиная со следующей главы:
Том 13. Глава 3.1. Множество возможностей, недоступных в данный момент.

Да, некоторые вещи вы не поймете, некоторые имена не узнаете, т.к. освятил я далеко не всё. Но возможно вы поймете больше сеттинга и обоснования мира произведения.
А можете просто читать отзыв дальше, ха-ха.

Том 13
Загробный мир, в который попал Акуто, можно принять за разные места, но в целом это сводится к концепции "Созданный рай". Мир, созданный для удовлетворения собственный желаний. В конце концов ГГ понял, что этот мир - очередной вымысел.

Дальше будет немного сложно в плане концепта.

Чтобы спасти изначальный мир, ГГ решил перестроить возможности Истории. Буквально ИСТОРИИ. Всей. Все бесчисленные возможности миров, что существуют. И в какой-то истории найти ту, которая будет являться счастливым концом.

Начал он с уничтожения Загробного мира.
488x700
Том 13. Глава Третья. Множество возможностей, недоступных в данный момент. Часть 1.

Было описано несколько историй, где умирала Дзюнко; где Акуто жил бедняком; где он был во власти Фудзико; даже про перерождения Йоши в средневековье и т.п.

Акуто ничего не смог сделать. Закон Тождества поддерживал естественную природу вещей - Добро и Зло. Король Демонов и Герой. Если точнее - вмешивались системные Боги и не позволяли истории становиться счастливой. Настоящая история со счастливым концом, где Король Демонов счастлив со всеми остальными, была попросту невозможна. В конечном итоге он ограничил варианты и возможности, "упростив" историю. Для этого он создал простенькое пространство со столом и стульями. И пригласил второе воплощение, которое находится вне его сил - Хироши; Героя, воплощение Храбрости.

Боичиро перед этим поделился всеми своими знаниями с Героем, и теперь, можно сказать, по информированности о мире они стали на равных с Акуто.

В мире только два воплощения, относительно не подвластные Закону Тождества - Король Демонов и Герой.
У Хироши появилась идея, как всё обернуть в их пользу.

ГГ вызвал Всеобщих Богов. Они тоже стали частью истории, поэтому это стало возможным.
Их четыре: Пустая, Бесформенная, Гравитационная и Антигравитационная Вселенные.
484x700
Том 13. Глава Четвертая. Бесчисленные Вселенные.

Каждая следующая вселенная включает в себя то, что может существовать в предыдущей.
Пустая Вселенная содержит только сущности.
Бесформенная Вселенная содержит Закон Тождества.
Гравитационная вселенная содержит концепцию удовольствия.
Антигравитационная сущность содержит концепцию любви.

ГГ понял, что сам является вселенной. Даже богом Вселенных.
501x700
Обложка 13-го тома.

Он захотел освободить всех существ вселенной от историй.
Он понял, что сам находится во власти истории. Истории, которая стоит выше его Вселенной.
И здесь мы переходим к самому интересному.
Хироши предложил Акуто создать мир, в котором Хироши будет жить как обычный человек и... напишет историю об Акуто. То есть буквально СОЗДАСТ это ранобэ.

Таким образом один из героев рассказа стал автором этого рассказа.
Хироши закончил историю, написав хэппи энд, но Закон Тождества обрек его на заключение вне мира историй.

Немного подробнее об этом - диалог из ранобэ
Том 13. Глава Шестая. Эволюция. Последняя страница.

  • Как я уже говорила, ты останешься, - ответил Закон Идентичности.
  • Почему?! - с горечью воскликнул Хироши.
  • Ты должен остаться здесь, чтобы история осталась здесь. Таким образом, следующие души также смогут продолжить свой путь.
  • Но это слишком жестоко!
  • Я знаю, что это жестоко. Эта жестокость чувствуется во всей истории. Ты просто начнешь все сначала. В следующее мгновение ты окажешься в Пустой Вселенной, за которой последует Бесформенная Вселенная, а затем она переместится в Гравитационную Вселенную. Это, вероятно, займет десятки тысяч лет.
  • Пожалуйста, остановись! Я должен переделать историю?
  • Из-за того, кто ты есть, это неизбежно. Вот что значит быть Законом Идентичности.
  • Я буду Законом Идентичности?
  • Ты - следующий Закон Идентичности. Если ты жаждешь спасения, это произойдет, когда ты начнёшь действовать как Закон Идентичности и успешно руководить новыми личностями. История будет захвачена гравитацией, поэтому ты должен будешь направить ее к легкости.
  • Но это так печально. Мне придется расстаться со всеми?
  • Даже печаль будет устаревшей в соответствии с историей, которая вступит в силу в следующее мгновение. Расставания со всеми не будет. Должно быть, были другие души, кроме твоей, которые не были спасены этой историей о Короле Демонов в Конце Времен, поэтому, если ты станешь следующим Законом Идентичности, ты не будешь одинок.
Этот разговор происходил в мельчайшую единицу времени, но для героя не существовало понятия времени, как только он оказывался в
Пустой Вселенной, которая содержала его разум.

Тем временем история Акуто продолжается.
Он возвращается на космическую станцию, будит KoroneКоронэ и Согу (аля Закон Тождества).
486x700
Том 13. Глава Шестая. Эволюция.

Они слились воедино, уничтожили всё и создали пустоту. Наполнили ее героями рассказа и начала создаваться Пустая Вселенная, чтобы в конечном итоге прийти к новой Вселенной. А Хироши стал новым Законом Идентичности, который будет направлять историю.

Конец.


Вот такой вот пересказ.

Если кому-то лень читать короткий пересказ, то вот вам супер-короткий пересказ:
TL;DR пересказ
Местные боги, которых в далеком прошлом создало человечество, считают, что есть истинный бог за пределами этой вселенной, поэтому создают ГГ с целью уничтожению этого мира.

ГГ начинает как обычный персонаж, но по мере сюжета задумывается над устройством мира. Убивает местных богов, пробуждает старых (хотя по сути боги здесь это ИИ). Затем силы извне этой вселенной приводят Землю и человечество к самоуничтожению, что ГГ не устроило и он попытался создать свою историю со счастливым концом.

С помощью своего друга (Хироши) и одновременно противника они находят решение - создают мир, в котором Хироши пишет историю этого мира, таким образом становясь автором этого ранобэ.

Акуто с помощью Закона Тождества (что-то типа концепции Творца, которая существует над всем) направляется этой историей на пути к счастливому концу почти со всеми персонажами, что нам встречались.
А Хироши становится новым Законом Тождества, эдакая вынужденная жертва хэппи энда.


Возвращаясь к теме сравнения сил Чаек и этой вселенной
Я вот о чем подумал. Можно же рассматривать Закон Идентичности как воплощение Творца.
Концепт Закона Тождества нельзя победить - это нечто, существующее вне истории.
Фезарин же стоит не на высшей ступени мироздания, а чуточку ниже Творца.

Иными словами, что если Творец в Чайках и Закон Тождества в этой вселенной - это, по сути, одно и то же?
Как Сога Киина была сосудом для Закона Тождества, так и Фезарин когда-то была на ступени Творца.
В рассказе упоминались Спектры - т.е. концепции Героя и Короля Демонов, которые обладают разной сюжетной плотностью. Кто-то выше уровнем, кто-то ниже.

Можно рассматривать Фезарин как Героя. Либо как Короля Демонов, хаха.

Мир этого ранобэ может оказаться вымыслом рассказа Фезарин, ровно как и Чайки могут оказаться вымыслом одного из рассказа Акуто. Либо они могут парадоксально порождать друг друга. Всё зависит от уровня истории, а какого-то условного деления у нас нет.

Итог

Жалеть о времени, потерянным за прочтением этого ранобэ, я не буду - всё-таки оно не такое длинное. Да, бóльшую часть времени это гаремник; здесь есть немало кринжовых ситуаций; также здесь есть растягивание истории, без которого можно было легко обойтись.

Но развитие основной сюжетной истории, своевременные вбросы, подогревающие интерес, и последние два тома вытащили ранобку. Мне понравился конец.
Мир эпохи звёзд
6 / 22
Взялся глянуть чисто из-за нового жанра, который еще не смотрел в аниме-обертке (театральщина + айдолы). По первой серии на многое не надеялся, но привлекли анимация, цветовая гамма и чардиз.

Чем аниме шло дальше, тем интереснее становилось - показали т.н. "дар" персонажей, который по-разному влияет на публику. Постепенно раскрывали самих персонажей, вполне адекватно вставляя флэшбеки. Ставили спектакли под руководством Хиираги, которая положила глаз на талант Коконы с целью его раскрыть.

Мотивация всех героев понятна и объяснена. Кринжа не словил ни разу.
По поводу ГГ соглашусь с некоторыми комментаторами - все ее тянут, и без поддержки она бы далеко не зашла (типичное развитие событий).

И, конечно, самый сок - игра во время постановок. Сэйю выложились отлично, анимированы сцены очень здорово - от движений рук/тела до поворотов головы и синхронизации губ. Правда кому-то такая подача анимации персонажей может показаться неестественной.
Последние три серии послужили отправной точкой для такой высокой оценки. Я думал между 7 и 8, склоняясь больше к 8, но в итоге получил гораздо больше эмоций, чем ожидал. Даже OST захотелось скачать.

Немного эмоциональных спойлеров по поводу игры девочек
Катрина в 10-ой серии просто офигенно отыграла призрака оперы. Я бы хотел именно ее увидеть в финале.

Дали нам по итогу Кокону, которая, впрочем, тоже хорошо справилась благодаря разрешению внутреннего конфликта и помощи Сидзуки.
А последнюю сцену призрака оперы я пересматривал два раза - очень понравилась режиссура. Музыка, кадры, пение, анимация - красотища.

9/10, наверное, много; объективно здесь чуть поменьше - 8. При этом эмоций этот тайтл дал достаточно, да и просадок особо не было - смотреть было интересно.

Рандомные скриншоты без спойлеров

Историю на этом можно как закончить, так и продолжить: в конце тайтла звездой театра в итоге стала Yae NiizumaЯэ Нидзума, а Кокона со своим талантом уверенно продолжают к этому свой путь.
Нет игры — нет жизни, дэсу!
0 / 20
Очень посредственно. Возможно, виной тому перевод. Возможно - оригинальные текст и диалоги. Сравнивать и выяснять вообще нет желания.

Сюжет уныл донельзя. Почти в каждой главе он свой, и он плох - это даже без перевода понятно. Истории скучные, ситуации - тоже.
Важного ЛОРа здесь нет, так что упустить что-то действительно нужное в отрыве от основной истории нереально.
Юмор несмешной. Но, возможно, из-за перевода.

А вот рисовка, конечно, радует. Очень радует. Здесь у нас основной упор на юри и подобного рода вещи (не считая деда-извращенца).
Лолям соски не рисуют (за исключением, например, PlumПрэм (но тут есть ньюанс) и легальных лоли), а вот остальным - вполне.
Этти-сцен хватает, но с таким посредственным сюжетом и кучей текста их все-таки мало.

Понятия не имею, зачем это читать. Хочется качественного этти по НГНЛ - почитайте какие-нибудь додзинси или соответствующие произведения на сами-знаете-каких сайтах. Хотите интересную историю и ЛОР - читайте оригинальное произведение.

Я начал читать в надежде на что-то милое и этти-лоли и... что ж, лоли тут есть, а вот милого практически нет. Не в тот жанр укатилось произведение. Лучше б что-нибудь повседневное и милое сварганили из этого, а не попытки в детектив и приключения.

Парочка легальных скринов
Куроицу из отдела сверхчеловеческого развития
4 / 20
Странный тайтл. Если бы я мог давать себе рекомендации, то это был бы 100% скип: здесь нет ничего очень плохого, но я ассоциирую этот тайтл со словом "проходняк". Абсолютно ничего не теряю, если не посмотрел. Разве что какие-то отдельные экземпляры вайфу. Два раза я хотел его дропнуть даже не смотря на то, что смотрел онгоингом, который занимает 20 минут в неделю.
Но в итоге ситуацию спасали сначала Ульфрик, а затем CamulaКамюла с Гидрой.
1920x1080 1920x1080
Весь сюжет построен на: придумываем концепт монстра -> проходим согласование всех отделов -> смотрим на то, что осталось от концепта -> пытаемся сделать что-то, сохранив идею и уложившись в бюджет -> огребаем от героя, для победы над которым делался этот монстр -> анализируем ошибки.

Я тоже, как и некоторые, не понимаю, как это оценивать. За повседневностью и рабочими буднями энтузиаста-разработчика монстров было порой интересно наблюдать. Больше всего понравилась история с MummyМамми - боевой монстр вдруг заинтересовался айдолами, лишенный при этом голосовых связок из-за конструкции тела. И несмотря на то, что монстрам запрещено участвовать в человеческих конкурсах, этому дали исключение, так как, несмотря на то, что у него нечеловеческие способности, он наоборот проигрывает конкурентам из-за отсутствия голоса.

Взаимодействие персов какое-никакое есть. Романтики нет, только легкие намеки. Как комедия - тоже так себе. А последняя арка вообще до ужаса клишированная.
Но ниже 5-6 рука не поднимается поставить, потому что за этой гранью начинается что-то действительно плохое.
Истории о Харухи Судзумии
58 / 20
Откуда продолжать читать после аниме и стоит ли перечитывать экранизированое (без спойлеров)
Здесь вы можете посмотреть, что не экранизировано и решить для себя, что следует читать, а что - нет.
Отдельными цветами выделены, грубо говоря, отдельные сюжетные арки, объединенные несколькими рассказами.
1525x739
Добавлю от себя несколько вещей:
  • завершение арки фильма находится в прологе 7 тома;
  • пролог 7 тома будет ссылаться на рассказы 5 и 6 томов, в частности на Синдром снежных гор;
  • таким образом, рекомендую сначала прочитать те 4 рассказа, которые идут по хронологии после фильма;
  • я бегло прочитал пару рассказов, которые были экранизированы, и решил для себя, что смысла перечитывать то, что было экранизировано, нет - отсылок во всех будущих томах на то, чего бы я не понял без прочтения экранизированного, я не заметил.

Заинтересовался ранобэ я, как и, наверное, большинство, после просмотра аниме.
Мне не давала покоя незакрытая сюжетная ветка фильма про еще один скачок во времени.
Проглотив залпом завершение арки фильма я остался немного недоволен, так как по полочкам мне никто ничего не разложил, и оставил интерпретировать события на свой лад. "Ну и ладно", - подумал я и решил глянуть седьмой том дальше. И именно здесь произошел переломный момент.
После прочтения всех вышедших на данный момент томов (22.03.22, 12 томов) я все еще считаю 7 том лучшим, наравне с фильмом. Как бы мне хотелось, чтобы во всех томах было побольше такого!

5-6 тома (не вошедшее в экранизацию) (без спойлеров)
Здесь у нас есть арка с особняком в снежных горах, которая делится на две части - необъяснимое событие посреди метели и детективная загадка от Itsuki KoizumiИцyки Коидзуми с последующим празднованием Нового года.
Также есть небольшая история про внезапно объявившегося обожателя Yuki NagatoЮки Нагато и "свидание" ГГ с Микурун-рун, перерастающее в задание с предопределенным событием.
Нейтрально-добротные истории, которые было интересно читать.

7 том (очень рекомендую прочитать самому и не лезть под спойлер)
Все-таки путешествия во времени - моя излюбленная тема. И здесь очень клево показано взаимодействие Mikuru AsahinaМикуру Асахина и KyonКён. Все эти задания из будущего, предопределенность событий, похищение Микуру, появление новых лиц, и, как кажется, приоткрытие занавеса над масштабной "игрой", которая развернется в этом мире и то, как ГГ придумывает то, как все провернуть - всё это очень цепляет и держит в напряжении.

8 том (без спойлеров)
8 том, на мой взгляд, слегка вялый. Разве что порадовал написанный Кёном рассказ и приоткрытие небольшой тайны Itsuki KoizumiИцyки Коидзуми.

9-11 тома (незначительные спойлеры)
Здесь появляются несколько новых лиц (SasakiСасаки, Kuyou SuouКуё Суо), а также некоторые из 7-го тома. Центральная загадка арки - почему идут две параллельные истории в одно и то же время, и кто же такая Yasumi WatahashiЯсуми Ватахаси.
Раскрываются некоторые другие личности прошлых томов.
SasakiСасаки - интеллектуальное украшение этого тома. Как бы я хотел понаблюдать за ее диалогом с TsuruyaЦуруя!
Развязка тома вполне себе хороша - по крайней мере я не почувствовал, что читал 2.5 тома зря.
К слову, у этих томов есть условное деление на главы, обозначенные как α и β.
Я читал в таком порядке - сначала все главы α, затем все главы β и уже потом - развязка, где нет деления на главы. То есть я скакал по томам в такой последовательности - 9, 10, 11, 9, 10, 11. Это было интуитивно принятым решением и после прочтения я понял, что сделал правильный выбор.

12 том (без спойлеров)
Этот том как будто и не существует в плане двигателя сюжета. Просто сборник из трех историй. Первые две проходные, третья (Вызов Цуруи) мне понравилась. Автор попробовал (или уже пробовал, не знаю) себя в роли писателя детективов, собрав всевозможные приемы в одной истории. Но часть до появления Цуруи была очень нудной, и, если б я знал, лучше бы пропустил сразу до этого моменты. Очень клево написанные истории от лица Цуруи с ее задористым и простецким характером (отдельное спасибо, наверное, переводчику, читал здесь - projects.sos-dan.ru).

В целом мне понравилось. Что касается сюжета - он не закончен. Абсолютно. Никакой развязки нет, наблюдается повышенная концентрация чеховских ружей (возможно автор намекает на самого себя, говоря об этом приеме в 12 томе). Из очевидно вспоминающихся - металлический стержень из титана и цезия, закопанный 300 лет назад; откуда у Харухи сила Бога; какова истинная цель МСООИМ и Доминиона Небесного свода; что за "информационный взрыв" произошел три года назад; кто такая Цуруя на самом деле и т.п.
И это грустно. 12 том появился спустя 10 лет после перерыва, и на тебе - 0 сюжета. Надеюсь, что автор сможет достойно закончить историю и не дропнет это произведение.

В качестве бонуса - небольшое и убогенькое графическое представление всех путешествий во времени, которые обозначены цветными линиями. Более темное пространство - это события ранобэ, которые не вошли в экранизацию. Серое же - экранизированное.
Вдруг кого-то это заинтересует также, как и меня! Если смотреть издалека и не приближать картинку, то существенных спойлеров можно избежать и просто глянуть на таймлайн х)
Спойлеры!