Мрачное небо, нависшее над полями чешско-немецкой границы. Вечная погоня и невыносимое чувство паранойи. Прежде гладкая, как зеркало, треснувшая жизнь. Разлетевшиеся на осколки судьбы и кривые тени, в которых трудно отличить ложь от истины, зло от добродетели, мальчика от девочки. В разбитом отражении сложно узнать себя. Светлые перспективы и радостные надежды на будущее разбиты, а детали кошмарных свершений прошлого, вырвались из ящика Пандоры, чтобы слиться с ужасами настоящего. Они готовы заглотить все на своем пути, подобно монстру. Монстру, родившемуся из людских заблуждений и полного безразличия.
Мэдхаус продолжает удивлять. Взяв за основу первоисточник, созданный на грани веков – психологический триллер, разыгрываемый в кулисах восточной Европы – совместив с приглушенной гаммой земленисто-серых оттенков и придав звучание мрачного фолка, возникло произведение, вобравшее лучшее, что есть в жанре, но так не похожее на всё остальное.
История в стиле драматического реализма, явила нового антагониста, молодого и светловолосого, злобного и, что еще хуже, гениального. Некто Йохан Либерт, символично притягательный для обоих полов, способный привлечь и уничтожить каждого.
«Вы пришли к выводу, что все равны. Я же показал вам, что все равны лишь перед смертью», – говорит он.
Протагонист – японец по происхождению (о чем красноречиво свидетельствует его имя), талантливый нейрохирург по призванию.
Кензо успешно строит карьеру в немецкой клинике и встречается с дочерью главврача. Сделав, казалось бы, высоконравственный выбор в пользу долга, а не чьих-то меркантильных интересов, хирург вытаскивает пулю. А вместе с ней, «короткую соломинку».
Повествование не ограничивает себя рамками одной страны и увозит в долгое, опасное путешествие. Рассказ строится вокруг нескольких основных героев, но затрагивает множество людей и судеб. Персонажей вводили, уделив внимание каждому, отчего те не воспринимались лишь как случайные прохожие. «Думаешь, все случайные встречи случайны? Ты ошибаешься».
«Come on, baby, give me action!».
Моррисон не пел эти строки, но реплика «мне не хватило действия» – избитый, народный мотив.
Есть множество способов привлечь зрителя. И качественный «homo fictus» – один из лучших. Персонажи в истории, все равно, что кирпичи из которых будет состоять дом. Это внимательное отношение, это серьёзность подхода, это интересно. А преобладание экшена – как раз простой и «дешевый» способ. Хотя, возможно, для боевого сенена он и подходит лучше. В «Монстре» нет ни особых спецэффектов, ни фантастических миров. Главная движущая сила здесь – «объемные» действующие лица. Их отличает наличие истории, дефекта и мотивации.
Без истории герой не интересен. Чтобы начать испытывать некие эмоции, необходимо узнать персонажа поближе. Проникнуться его мыслями, состоянием горя, обиды и счастья. Начать ему симпатизировать или ненавидеть. Странный тип, возникший из воздуха, не сможет удерживать внимание долго.
Дефект? Лощенные супруги Мэри и Марти Сью уместны лишь в условиях комичного изображения. Иначе, даже у Супермена есть слабые стороны. «Объемные» персонажи всегда имеют фобии, недостатки, совершают страшные грехи или испытывают невероятные муки совести.
Наконец, чувствуется внутренняя борьба, раскрытие тревог и сомнений, которые терзают героя и влияют на его поступки. Стимулом к действию наделены не только пара прота/антагониста. Каждый, встречающийся на пути повествования, будь то беглый преступник или пожилая пара, имеют свои основания поступать так, а не иначе.
Сюжет «Монстра» совершает движение в обе стороны. Помимо происходящего в настоящем, интрига кроется в моментах прошлого. При всем, никакая магия, мистика и путешествия во времени через микроволновку, не замешаны.
Пусть прозвучит, как неоригинальный слоган хоррора, но здесь все не так, как кажется на первый взгляд.
Тенма – добряк, который помогает всем?
Йохан – хочется перефразировать Тони Старка: «миллионер, плэйбой и мизантроп». Юноша витиевато выражается на латыни, балансирует на крыше, с которой открывается закатный городской пейзаж, а планы воплощает, подобно виртуозному исполнению на виолончели сюиты №1. В общем, ничего особенного. Но...
Ева – вечно пьяная, уже не маленькая папенькина дочка, чье поведение не приятно, а лицо раздражающее? Или, все же, нечто большее? Драматическая и динамичная фигура, в которой бурлят чувства злобы, ненависти, одиночества и любви.
Гриммер – причудливый идиот или персонаж, наполненный невероятной долей искренности, надежды и трагизма?
Здесь нет попытки насадить зрителю определенную эмоцию или отношение по средствам ярлыков «хорошие и плохие парни». Пострадавший становится виноватым, а виноватый оказывается жертвой. Сгусток красок резко сменяется погожим днем. Одна сцена залита кровью, а следующая пахнет обедом в семейном кругу.
Наконец, сама история, хоть и с детективной составляющей, отнюдь не о том. Не случайно, что название не «Маньяк с Дюссельдорфа».
«Люди не могут забыть чувства, я просто потерял их где-то».
Политические конфликты, проституция, насилие над детьми, беспризорность, нацизм, долг и выгода, ценность жизни, саморазрушение, одиночество отдельной личности и массовое безразличие. История затрагивает ряд проблем, однако, все их корни сводятся к одному.
Вопрос определения и тема сохранения «человеческого в человеке» – актуальны всегда. Как и многие, раскрывающие эту проблему работы, обретшие статус классики.
– Две недели в карцере того стоили?
– Я слушал музыку.
– Тебе разрешили взять проигрыватель?
– Нет. Музыка была «здесь» и «здесь».
Эта цитата из произведения, сыскавшего высокие оценки критиков и отклики множества сердец. В той сцене, главный герой указал на голову и сердце – мысли и чувства, которые никто не сможет отобрать.
Но что случится, если лишить кого-то возможности страдать, радоваться и переживать? Возможности искренне улыбаться и тосковать из-за потери близких? Ответ дается на протяжении 74 серий, где среди множественных сцен смертей, случавшихся разными способами, кровавой нитью проходит основная мысль: для убийства Человека, вовсе не обязательно пускать пулю в лоб.
«Убегать бесполезно. Необходимо принять правду и идти вперед».
За что зритель должен быть искренне благодарен – это достойный финал. Лучший из возможных вариантов.
Многоточие на последней странице, вырванных из блокнота листков. Когда повествование заканчивается, но действующие лица, словно продолжают существовать в параллельной вселенной. Пока ветер раздувает тонкую тюль на окнах, некоторым суждено вечно искать ответ на свой вопрос. Возможно, они еще встретятся. Но тогда, это была бы совсем другая история.
Что есть «Монстр»? Это не сказка на добрую ночь. Скорее, рассказ, который поведают шепотом и в кромешной тьме. Когда первые кадры погружают в атмосферу, а скрытые отсылки радуют воображение. Когда острота происходящего не может оставить в равнодушных. Когда ситуации заставляют героя нарушить свои границы и балансировать на краю, доходить до полного отчаяния и, тут же, воспрянуть духом. Это качественный образец аниме, его «забытый вкус», который многие ожидали ощутить от произведений-конфет – ярких, сладких – маскирующихся оберткой серьезности.
«Монстр» сталкивает всего тебя в пугающую темноту. Он отпускает твою руку, чтобы бросить во мрак, но не отпустит интерес.
Сериал наполнен более явными и более скрытыми аллюзиями, предлагая самым внимательным своеобразный квест. Автор ссылается на легенды, библейскую тематику, реальные локации, культурные традиции, историю 20 столетия, книги, кинематограф, рок музыку и тд.
Выбор Тенмы – отсылка к созданному философом Ф. Футом, этическому эксперименту о тележке. Концепция состоит в невозможности выбора между человеческими жизнями. Существует альтернативная трактовка той же проблемы, когда высококлассный хирург должен выбрать между пациентами.
Символ розы. Дом с красными розами.
- В древности, роза была атрибутом Гарпократа и означала «молчание». В католических исповедальнях, изображение розы означает тайну исповеди. Как знак, что сказанное здесь останется конфидециальным. По сюжету, дом использовался для секретных действий.
- «Я был рожден, чтобы засыпать тебя цветами» – письмо от таинственного поклонника, которое приходит Нине по электронной почте. Фраза отсылает к легенде о римском императоре, который собрал врагов на пир. Он приказал, в буквальном смысле засыпать их розами и все приглашенные задохнулись. Этот мотив, в картине «Погребённые в цветах», изобразил художник Павел Сведомский.
- Символ сжатой в кулаке красной розы, использовался социал-демократами. Сожжение дома в сериале – аллюзия на свержение режима в странах восточной Европы.
- Инспектор сравнивает особняк с заколдованным замком Спящей Красавицы, который зарос розами с шипами.
- Роза «Божественной комедии» Данте символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство. Дети, которых собирали в доме – «избранные».
- Шип розы символизирует страдание, смерть, грех. Согласно ранней христианской традиции, роза не имела шипов, пока не было совершенно грехопадение. Когда Анна убегала после проведенного эксперимента, она поцарапала руку о розовый шип.
Прочие библейские отсылки.
- Изображение карающего меча справедливости; послания, обретшие религиозную подоплеку: «узришь глаз божий».
- Начальная вставка из откровения Иоанна Богослова.
- 402 – номер палаты, в которой Йохан лежал после операции. Снова отсылка к откровению: «Деятельность антихриста-зверя будет лишь попущением и даже прямым воздействием Божиим. Поэтому и это господство в мире богохульства и богопротивления продолжится 42 месяца». (Откр.11:2)
- Рассказ бывшего нациста о птицах: «Я раскаиваюсь уже 60 лет. В этом лесу больше не прольется кровь, правда?».
Отсылка к Франциску Ассизскому – святому в католической традиции. Приверженец нищеты, любви к природе и следованию учениям Христа.
Запретный плод.
Анне несколько раз предлагают фрукты. Змей искушал Еву, предлагая запретный плод и ее грех повлек за собой изгнание из рая. Целью организации было склонить Йохана на свою сторону. Но прежде, чем искусить Адама, змей соблазнил Еву (а далее, она Адама). Поэтому, Анна служит приманкой для брата.
Один из нео-нацистов составляет фрукты в некую схему: четыре груши и кивано посередине, возвышается над ними.
Кивано – другое название «рогатая дыня». Его сладкая мякоть покрыта кожурой с шипами. Собственно, дыня представляет Йохана («зверь с рогами»), а четыре груши – трое волхвов и Иоан Креститель, которые первыми увидели Иисуса. Четверо основателей хотели сделать Йохана своей «мессией».
Кинемотографические отсылки.
«Беглец» (1993), Эндрю Дэвис. Счастливая жизнь хирурга в одночасье превратилась в ад: его обвиняют в убийстве, которое он не совершал. Врач утверждает, что видел настоящего преступника, но ему никто не верит. Герой сбегает, чтобы постараться доказать свою невиновность, а за его поимку берется, особенно преданный своему делу, инспектор.
«Невероятный Халк» (1878 г.) – американский телевизионный сериал, созданный на основе комикса Marvel. Во время эмоционального стресса, герой превращается в огромное, невероятно сильное существо. «Великолепный Штайнер» – сериал, который в детстве обожал Гриммер.
«Твин Пикс» – сериал 90-х, созданный Дэвидом Линчем. Танец карлика посреди Красной комнаты.
«Сияние» (1980), Стэнли Кубрик. Маленькие Йохан и Анна в платьях, напоминают культовых близняшек Грейди.
«Бумажная погоня» (1973), Джеймс Бриджес. Фильм о первокурснике юридического факультета Гарварда. Профессор Анны списан со строгого профессора Кингсфилда, который «мучил» студентов вопросами и унижал тех, кто не был в состоянии ответить.
«Я люблю тебя, Филлип Морис» – фильм появился намного позже аниме, но снят про реального, виртуозного мошенника 90-х. Стивена Рассела окрестили Гудини из-за того, что тот несколько раз успешно покидал исправительные учреждения.
«Летняя пора» Дэвида Линна, 1955 год. Фильм, который по сюжету являлся любимым у хозяина кафе Росо. Повествует о романтической встрече хозяина антикварного магазина и учительнице, которая приезжает в Венецию на каникулы. К слову, заканчивается кино также, как и расставание Росо с Анной – герой провожает девушку на вокзал и ту навсегда уносит поезд.
«В пасти безумия» – фильм ужасов режиссера Джона Карпентера, 1994 год. По сюжету, главный герой – писатель, чьи книги стали пользоваться невероятным успехом. На первый взгляд, в них нет ничего особенного, однако на читателей они производили неизгладимый эффект: вспышки гнева, психологические расстройства, потеря памяти. Сам автор внезапно исчезает, а страховой агент Джон отправляется на его поиски. В итоге, нити расследования приводят его в некий город, который описан в книге.
Эксперт, которого находит Тенма, характеризует сказки Поппе, как «дышащие злом». Именно они использовались во время психологических чтений для детей в доме Красных роз. Результаты поиска приводят хирурга в маленький немецкий город, изображенный на картинке.
"Деревня проклятых" (1960), вновь Джон Карпентер. На свет появляется группа похожих друг на друга, белокурых детей. Все они невероятно интеллектуальны и обладают способностями к психологической манипуляции. При этом, лишены какого-либо проявления эмоций. Дети убивают всех, кто, как они считают, представляет для них опасность.
Литературные отсылки.
- «Obluda, která nemá své jméno» – чешская сказка не раз упоминается, а ее сюжет неразрывно связан с сюжетом аниме.
- «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря – этот труд послужил инструментом в одином из самых интересных планов Йохана.
Студент совершает самоубийство и оставляет «предсмертную записку» с цитатой из латинского перевода книги. - На книжной полке в доме Йохана располагаются следующие книги: «Процесс» Франца Кафки, «Бесы» Федора Достоевского, «Исповедь» Жан-Жака Руссо, «Удивительная история Питера Шлемиля» Адельберта Шамиссо.
Кристоф выбирает последнюю и начинает читать. Книга повествует о человеке без тени. Помимо этого, в ней есть еще одна занимательная отсылка: «...человек один за другим вынимал из кармана предметы, которые никак не могли там поместиться, — подзорную трубу, турецкий ковёр, палатку и даже трёх верховых лошадей.» - «Sophie's Choice», Уильям Стайрон. Роман о судьбе польки, жившей в период Второй мировой войны. Фашисты арестовали ее сына Яна и дочь Еву. В Освенциме, в процессе «селекции», женщину заставляют сделать выбор – кого из детей она оставит, а кто отправится в газовую камеру. Мать просит сохранить жизнь сыну. В американском фильме 1982 года, главную роль исполнила Мерил Стрип.
Стиль и одежда.
- Кроссовки Тенмы – явная реплика конверов. Похожая модель, которую удалось найти Converse CT OX Arizona Racer White Athlet.
- Способ, которым Йохан повязывает шарф, называется Бидермейер. Аналогичное название имеет художественное направление в немецком искусстве 19 века. Основная его черта – идеализм. Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени. Тревожное положение вызывали необходимость ухода от реальности.
- Телохранитель Евы рассказывает как попал в тюрьму. Когда он встречался с зависимой от героина девушкой, однажды обнаружил ее в постели с любовником. Так вот, татуировки этого парня соответствуют тату фронтмена группы Red Hot Chili Peppers. В биографии Кидиса числится, что его знакомство с героином состоялось в возрасте 14 лет.
18+
Герои «Монстра» употребляют алкоголь и курят сигареты. Автор использовал реально существующие марки и коктейли.
- «Манхэттен без вишенки – не Манхэттен» - заявляет бармену Отто. А еще он считает, что «дела складываются удачно, когда вишенка во рту». Это иллюстрация некого ритуала, который совершают многие мошенники, отправляясь «на дело».
- Анна, в момент знакомства с инспектором в баре, пьет Голубую лагуну.
- Мюллер делает Московский мул.
- Робэрто курит Gauloises Légères (light) после секса с Евой.
- В разных сценах, Ева пьет виски – Джек Дэниэлс и Бен Невис 10-летней выдержки.
Оппенинг. Чешcко-немецкая граница.
Трамвай проезжает по Площади Республики, близ современного торгового центра «Палладиум», любимого туристами.
Герой на туманном Карловом мосту.
40 эпизод. Схема мошенников, показанная на вокзале, успешно практикуется в Германии и Чехии до сих пор. Не редко поступают предложения «добросовестно вернуть», спрашивая адрес.
41 эпизод. «Пан Петров, хотите кнедлики?»
Трудноописуемое изделие из теста, традиционное блюдо чешско-словацкой кухни.
42 эпизод. Автор подбирает идентичные имена (Зденек, Милош, Эленка Новакова) и названия (отель «Кафка», банк «Прохазка»). Сцена в такси, в которой японцы стараются не сломать язык. В прямом смысле.
– Сегодня хорошая погодка.
– Вы смотрели вчера футбол?
– Ага, да, но они особенно не преуспели.
Изображение StB. Достаточно спорный момент. Лишь в кадре блеснули клещи для ногтей, стало ясно – по классике жанра, беднягу ожидает не какое-то там нудное избиение. Кажется, что изображение пыток было использовано для создания особенно драматического надрыва. Пока пальцы превращают в кровавое месиво, слышится плачь цикад и крики еще одного, но уже токийского монстра.
«Эстэбак» (так в разговорной речи называли чешских коллег советского КГБ) действительно использовал методы, нарушающие права человека. Большинство источников не сообщают, какие конкретно, ограничиваясь общими фразами «применение насилия и наркотических препаратов». Но выдирание ногтей (как загнанные под них иглы) – больше принадлежит восточной традиции.
По крайней мере, в школьном учебнике истории, о режиме на территории советского блока и органе государственной безопасности, говорится: «Человека очень долго допрашивали, привязывали к стулу и светили яркой лампой в лицо».
Hospodářské noviny (перев. Новости экономики) – чешская газета, освещающая новости политики и экономики. Основана в 1990 году, выпуск продолжается по сей день.
Дети оставили послания на двери, где склонение глагола «být» использовано в варианте «jest nevinný» – устаревшая форма или книжный стиль. В современном языке, чаще употребляется вариант «je nevinný».
45 эпизод. Говорится, что герои находятся в кафе на площади Республики. Хотя, судя по статуи Яна Гуса на фоне, площадь Староместская.
47 эпизод. Образ дома «Три жабы», скорее всего вдохновлен домом «У трех страусов» (U tří pštrosů).
Дом расположен в старом центре и служит отелем.
48 эпизод. Инспектор заказывает пиво и спрашивает название. «Плзеньский Праздрой», известный Pilsner.
49 эпизод. Мальчик получает 500 крон. Банкнота с изображением писательницы Божены Немцовой.
Место действия и временной промежуток, в котором происходит конфликт – вполне достоверное изображение периода «до» и «после» падения Берлинской стены и Бархатной революции.
@Dragn, употребляется, просто звучит устарело.@Dragn@Divoska, ноуп. С чего ты вообще это взяла?@Divoska@Dragn, по правилу, верны обе формы. Но в разговорной речи, современные люди используют вариант jе. Иначе, будет в стиле:"Nevyslovitelné jest a bezejmenné, co mé duši působí trýzeň a sladkost a co jest i hladem mých vnitřností."
@DragnДа и пример вычурного ницшеанства, прям не знаю. Имао, это абсолютно лишняя (и неверная) ремарка в рецензии.
@Divoska@Dragn@Sephira,@Divoska@Dragn@Sephira, "рыцарь" прискакалнет. нахожусь в языковой среде
@Sephira@Dragnчто-то новенькое
полезный вопрос оказался
малая ©
@Toshiru,@DragnDěkuju.
@Divoska,@SephiraNemáš vůbec zač.
Google Překladač. © TM
@Завзятый матершинник[comment=2229023], что за дешевое трололо, заднеприводный?так вкусно, что не можешь забыть меня? попроси добавки, я не откажу.
@Первый казанский гей@nikolina, Фундаментальный подход, хвалю, основательный. Вы, голубушка, видимо относитесь серьёзно к "аниме" как к явлению и к собственному нахождению на энтом сайте и комментариям на нём подобным вашему. Ну моветон же, право слово.@nikolina,@Aspidogaster@Первый казанский гей, Я Вас хотела было голубком назвать (привычка общаться с человеком на его же языке=)), но тавтология получается. Поэтому просто Уважаемый. Уважаемый, удивительно, что Вы мой комментарий восприняли в таком ракурсе =). Вам померещилось, ничего архисУрьёзного. Что же Вас задело, ума не приложу, что Вы позволили себе попытку завуалированной "колкости". Не хочу Вас расстраивать, но в такие полемики и дискуссии я не вступаю, антимония не приносит мне удовольствия, как, видимо, Вам=). Но вы не огорчайтесь, Вам обязательно улыбнется удача=).Выражаю благодарность за такую проделанную работу в поиске отсылок.