Я посмотрел «Монстра» три месяца назад, но до сих пор его периодически вспоминаю. Обычно за такой срок любое (или большинство) из произведений выветривается из головы, в памяти заседают лишь какие-то детали и моменты, но не в этом случае. Я же вспоминаю десятки разных здешних персонажей, от ключевых до эпизодических. Я никак не забуду ту потрясающую историю, которая здесь рассказывалась. Навсегда засела в моей памяти приземлённая атмосфера восточной Европы периода 80-90-х годов. Это поразительное и прямо-таки грандиозное произведение по своим масштабам, которое можно сравнить с лучшими книгами Ф. Достоевского и братьев Стругацких, а также с сериалом «Во все тяжкие». Это уже должно говорить о том, что «Монстр» способен задеть за живое и запомниться на всю жизнь.
Возможно, кому-то будет достаточно того, что я написал выше, чтобы подтолкнуть к просмотру, но я всё же попробую разобрать тайтл по полочкам.
СЮЖЕТ. Я совру, если не скажу, что здесь лучший сюжет среди всего аниме и один из лучших среди любых художественных произведений (естественно, из того, что мне довелось оценить). Несмотря на то, что поначалу всё кажется камерным и очень локальным, на деле масштабы тут эпические ввиду огромного количества локаций и многих десятков персонажей, но стоит понимать, что всё раскрывается очень постепенно, именно вглубь, а не вширь. Правда, поражает не только факт наличия всего этого, а то, как вся эта история выстроена. Не в первую очередь благодаря сложным и живым персонажам, история вокруг которых и крутится с закономерным и грамотным развитием, раскрывая все карты тонко и аккуратно... Одинаково удивляют убедительно выписанные характеры, перенос реальных образцов локаций и иностранного языка. Гениальный антагонист, который предпочитает действовать по-особенному в отличие от множества плохишей из других произведений, сильно западает в душу и глубоко запоминается. Здесь поистине гениально выстроен нарратив и проделана колоссальнейшая сценарная работа, это образец того, как надо делать, притом по заветам классической драматургии. Персонажи без исключения все прописаны мастерски, а ведь их множество десятков, ключевые так и вовсе как живые — в итоге сопереживать легко всем.
Назначение любого предмета искусства — это дарить эмоции, вызывать какие-то ощущения, наталкивать на какие-то мысли, и будет не преувеличением, если я скажу, что «Монстр» справляется со всем этим просто безупречно, играя на чувствах зрителя по полной программе, дабы позволить ему проникнуться событиям, вызывая от тревоги, слёз, шока до смеха, злости и даже счастья.
Отдельно в таком ключе хочется отметить атмосферу — она просто смак, здесь только восторгаться. География разных мест Европы здесь довольно обширна, пусть по большей части всё происходит в Германии и Чехословакии 1980-1990-х годов, но это не отменяет того, что атмосфера различных мест того периода передана на экраны блистательно и со всем вниманием к деталям. Стоит понимать, что всё это не попросту, так как сама атмосфера здесь максимально приземлённая и в ней преобладает исключительно реализм, что положительно сыграло на погружение в историю. Само же действо происходит очень неторопливо и навеяно при этом депрессивной меланхоличностью и некой серой тягучестью, потому может показаться, что тайтл и сама его история слегка уныловаты, но в контексте недостатком это назвать нельзя, потому что это нужно для атмосферы и убедительного нарратива — у нас тут ведь реализм, а реальная жизнь, как всем известно, тоже скучна и неспешна.
В общем, история тут не иначе как монументальная, но также важно и то, что на протяжении всего действа высочайшая планка держится и никак не опускается, да и уровень проработки всех деталей впечатляющий, хотя всё же стоит отметить, что концовка и некоторые сценарные ходы могут показаться спорными, но это больше вкусовщина, которая никак не сможет отменить всей гениальности здешнего нарратива и факта титанической работы над сценарием.
РИСОВКА. Учитывая такую большую длительность в 74 серии и общую сложность реализации, я ожидал, что картинка будет максимально невзрачной и скудной на детали, но не тут-то было и дела по итогу обстоят наоборот, хотя и того, что на графику отвалили бюджета очень прилично, тоже не сказать — здесь всего в меру, авторы просто сумели умно выжать из бюджета все соки, максимально грамотно распределив ресурсы, отчего всё прорисовано очень качественно: от деталей окружения, персонажей и их реалистичной мимики до различных эффектов и точного (или почти) воссоздания реальных мест. Для таких масштабов обычно выделяют кучу денег, и авторы в итоге отрисовывают целые города, но почему-то не всегда у них получатся точно передать атмосферу, здесь же всё подаётся мазками, на более тонком уровне, вследствие чего даже этого достаточно для того, чтобы во многих деталях потрясающе передать атмосферу и весь колорит зрителю. Браво художникам, что тут ещё сказать.
МУЗЫКА И РАБОТА СЭЙЮ. Расписывать всё в точных подробностях смысла нет, скажу, что самой музыки здесь не так много, она не пихается всюду без разбора как это делают многие по шаблону — её в целом достаточно и она используется лишь по назначению, чтобы придать нужных красок, усилить драматизм, подчеркнуть атмосферу и так далее; в саундтреке преобладает в основном классическая музыка, безо всякой дряни, опенинг и эндинг также крайне хороши, со своей изюминкой. Что до сэйю, то их работу я могу назвать безукоризненной, это же можно отнести и к работе режиссёра озвучания: подобрать актёров к такому огромному количеству персонажей — это не шутки, а тем более максимально подходящим образом и с требованием высочайшей самоотдачи. Актёры у ведущих персонажей так и вовсе изумительно исполнили свою работу, каждый из которых вжился в свою роль с полной головой, придав дополнительной глубины персонажу.
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКА. На оригинальную мангу было потрачено много лет и по размерам она огромная, но авторы сумели её перенести на экраны крайне точным образом. Перенести точно — уже очень сложно, но здесь у них получилась не то, что эталонного качества адаптация первоисточника, но и мощнейшее самостоятельное произведение, в полной мере передающее дух и атмосферу оригинала. Не упустить детали при режиссуре, суметь сделать правильный монтаж, выбрать ракурсы для сцен, правильно поработать со светом и гаммой, подобрать музыку и нигде не ошибиться — невероятно сложно, ноХидэо Масаюки Кодзима, режиссёр адаптации, зашёл ещё дальше: он смог выдержать темпоритм на протяжении целых семидесяти четырёх серий и сумел сделать каждую из них в чём-то ценной и нигде не затянуть, оставив только нужное и не добавляя ничего лишнего — это огромный сериал, но со своей работой режиссёр справился феноменально, за что ему хочется даже поставить памятник из золота где-нибудь в Токио.
ИТОГИ. «Монстр» — вещь не для всех: сложная, комплексная, с размеренным действом и тягучей атмосферой, которая не каждому придётся по вкусу. Здесь нет развлечения и легкомыслия, только серьёзные темы. Она про жизнь, человеческие пороки и ошибки, ей не чуждо задавать вопросы о сущности человека как такового, необходимости моральных ценностей и о том, кто таков монстр по своей натуре. Главное, помните, что на эти и другие, не менее сложные и умные вопросы кроме вас самих в собственных размышлениях по ходу просмотра не ответит никто.
10/10
P. S. отдельная благодарность Bella & Praded за блестящую работу над переводом.
Возможно, кому-то будет достаточно того, что я написал выше, чтобы подтолкнуть к просмотру, но я всё же попробую разобрать тайтл по полочкам.
СЮЖЕТ. Я совру, если не скажу, что здесь лучший сюжет среди всего аниме и один из лучших среди любых художественных произведений (естественно, из того, что мне довелось оценить). Несмотря на то, что поначалу всё кажется камерным и очень локальным, на деле масштабы тут эпические ввиду огромного количества локаций и многих десятков персонажей, но стоит понимать, что всё раскрывается очень постепенно, именно вглубь, а не вширь. Правда, поражает не только факт наличия всего этого, а то, как вся эта история выстроена. Не в первую очередь благодаря сложным и живым персонажам, история вокруг которых и крутится с закономерным и грамотным развитием, раскрывая все карты тонко и аккуратно... Одинаково удивляют убедительно выписанные характеры, перенос реальных образцов локаций и иностранного языка. Гениальный антагонист, который предпочитает действовать по-особенному в отличие от множества плохишей из других произведений, сильно западает в душу и глубоко запоминается. Здесь поистине гениально выстроен нарратив и проделана колоссальнейшая сценарная работа, это образец того, как надо делать, притом по заветам классической драматургии. Персонажи без исключения все прописаны мастерски, а ведь их множество десятков, ключевые так и вовсе как живые — в итоге сопереживать легко всем.
Назначение любого предмета искусства — это дарить эмоции, вызывать какие-то ощущения, наталкивать на какие-то мысли, и будет не преувеличением, если я скажу, что «Монстр» справляется со всем этим просто безупречно, играя на чувствах зрителя по полной программе, дабы позволить ему проникнуться событиям, вызывая от тревоги, слёз, шока до смеха, злости и даже счастья.
Отдельно в таком ключе хочется отметить атмосферу — она просто смак, здесь только восторгаться. География разных мест Европы здесь довольно обширна, пусть по большей части всё происходит в Германии и Чехословакии 1980-1990-х годов, но это не отменяет того, что атмосфера различных мест того периода передана на экраны блистательно и со всем вниманием к деталям. Стоит понимать, что всё это не попросту, так как сама атмосфера здесь максимально приземлённая и в ней преобладает исключительно реализм, что положительно сыграло на погружение в историю. Само же действо происходит очень неторопливо и навеяно при этом депрессивной меланхоличностью и некой серой тягучестью, потому может показаться, что тайтл и сама его история слегка уныловаты, но в контексте недостатком это назвать нельзя, потому что это нужно для атмосферы и убедительного нарратива — у нас тут ведь реализм, а реальная жизнь, как всем известно, тоже скучна и неспешна.
В общем, история тут не иначе как монументальная, но также важно и то, что на протяжении всего действа высочайшая планка держится и никак не опускается, да и уровень проработки всех деталей впечатляющий, хотя всё же стоит отметить, что концовка и некоторые сценарные ходы могут показаться спорными, но это больше вкусовщина, которая никак не сможет отменить всей гениальности здешнего нарратива и факта титанической работы над сценарием.
РИСОВКА. Учитывая такую большую длительность в 74 серии и общую сложность реализации, я ожидал, что картинка будет максимально невзрачной и скудной на детали, но не тут-то было и дела по итогу обстоят наоборот, хотя и того, что на графику отвалили бюджета очень прилично, тоже не сказать — здесь всего в меру, авторы просто сумели умно выжать из бюджета все соки, максимально грамотно распределив ресурсы, отчего всё прорисовано очень качественно: от деталей окружения, персонажей и их реалистичной мимики до различных эффектов и точного (или почти) воссоздания реальных мест. Для таких масштабов обычно выделяют кучу денег, и авторы в итоге отрисовывают целые города, но почему-то не всегда у них получатся точно передать атмосферу, здесь же всё подаётся мазками, на более тонком уровне, вследствие чего даже этого достаточно для того, чтобы во многих деталях потрясающе передать атмосферу и весь колорит зрителю. Браво художникам, что тут ещё сказать.
МУЗЫКА И РАБОТА СЭЙЮ. Расписывать всё в точных подробностях смысла нет, скажу, что самой музыки здесь не так много, она не пихается всюду без разбора как это делают многие по шаблону — её в целом достаточно и она используется лишь по назначению, чтобы придать нужных красок, усилить драматизм, подчеркнуть атмосферу и так далее; в саундтреке преобладает в основном классическая музыка, безо всякой дряни, опенинг и эндинг также крайне хороши, со своей изюминкой. Что до сэйю, то их работу я могу назвать безукоризненной, это же можно отнести и к работе режиссёра озвучания: подобрать актёров к такому огромному количеству персонажей — это не шутки, а тем более максимально подходящим образом и с требованием высочайшей самоотдачи. Актёры у ведущих персонажей так и вовсе изумительно исполнили свою работу, каждый из которых вжился в свою роль с полной головой, придав дополнительной глубины персонажу.
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКА. На оригинальную мангу было потрачено много лет и по размерам она огромная, но авторы сумели её перенести на экраны крайне точным образом. Перенести точно — уже очень сложно, но здесь у них получилась не то, что эталонного качества адаптация первоисточника, но и мощнейшее самостоятельное произведение, в полной мере передающее дух и атмосферу оригинала. Не упустить детали при режиссуре, суметь сделать правильный монтаж, выбрать ракурсы для сцен, правильно поработать со светом и гаммой, подобрать музыку и нигде не ошибиться — невероятно сложно, но
ИТОГИ. «Монстр» — вещь не для всех: сложная, комплексная, с размеренным действом и тягучей атмосферой, которая не каждому придётся по вкусу. Здесь нет развлечения и легкомыслия, только серьёзные темы. Она про жизнь, человеческие пороки и ошибки, ей не чуждо задавать вопросы о сущности человека как такового, необходимости моральных ценностей и о том, кто таков монстр по своей натуре. Главное, помните, что на эти и другие, не менее сложные и умные вопросы кроме вас самих в собственных размышлениях по ходу просмотра не ответит никто.
10/10
P. S. отдельная благодарность Bella & Praded за блестящую работу над переводом.
Комментарии
Твой комментарий
Ну, нет
Вообще разные степи
Как пример?..
А ты откуда знаешь?
Ты не читал оригинальную мангу
@Vlador_true@Lecktor,Вообще разные степи
У Достоевского - "Преступление и наказание"
У Стругацких - "Гадкие лебеди"
@immaculate sae