Если попытаться кратко и лаконично описать сумму моих впечатлений и те споры, которые велись вокруг Die Neue These последние полгода, то получится что-то вроде этого: www.youtube.com.
Подобное расхождение во вкусах по поводу ремейка между смотревшими и не смотревшими оригинал - явление в наше время уже далеко не редкое. Достаточно вспомнить те же Звездные Войны, вокруг новой трилогии которых уже обломано не одно копье. Однако над создателями новой "Легенды" не висели ни жесткие экономические и временные рамки диснеевского менеджмента, ни дамоклов меч diversity management, заставляющий искажать повествование в угоду политической конъюнктуре. У них был свободный выбор - делать или не делать. И если они выбрали в пользу первого варианта, то логично предположить, что у них была четкая и ясно поставленная цель, а не просто желание, что называется, "срубить баблишка" на известной как в Японии, так и за её пределами франшизе. В последнее совсем не хочется верить, но другого смысла существования Die Neue These мне в голову так и не пришло.
Создается ощущение, что задачу перед авторами сериала не ставили вовсе, а сами её сформулировать они оказались не в состоянии. Отсюда и вытекают его многочисленные проблемы: неуклюжий и, порой, даже странный дизайн персонажей, явный перекос от сюжета и построения общего нарратива в сторону космических сражений, неровный, то чрезмерно растянутый, то слишком спешащий темп повествования и другие. Вопреки распространенному убеждению, сериал не произвел на меня впечатления попытки приблизить "Легенду о героях галактики" к книжному оригиналу Ёсики Танака. Если судить по доступным в английском переводе нескольким первым томам, то Die Neue These стремиться совсем не к тексту, а скорее, наоборот, - от текста. Он близок к книге событийно, согласен, однако совершенно не выдерживает подчеркнуто-отстраненный авторский стиль Танаки, который избегает как огня однозначных оценочных суждений, вкладывая их исключительно в уста своих персонажей - высказывания которых зачастую противоречат друг другу. Разобраться в том, как оценивает описываемые события сам автор можно только читая между строк, да и то не всегда. Не выдерживал этой дистанции, конечно, и старый сериал, но и новый нисколько к ней не приблизился.
Сказать, что дизайн персонажей как-то приблизился к книге тоже нельзя. Ян, например, никогда не надевает очки (упомянутые в первоисточнике), напротив, почему-то очки художники выдают физически здоровому Казельну. Причина этого лежит на поверхности: речь, похожа, шла не о том, чтобы было "поближе к книге", а о том, насколько сильно художники смогут "поиграть" со старым дизайном персонажей. При внимательном рассмотрении это становится очень и очень заметно: некоторых персонажей (Ян, Миттермайер) оставили совершенно без изменений, других - поменяли местами (например, Оберштайна и Ройенталя), третьих - подретушировали и омолодили (превратив, например, Овлессера из сурового скандинава в женственного самурая). Именно такое вольное обращение с первоисточником (а первоисточник в данном случае именно сериал, а не книга) и неуважительно отношение к труду прошлых поколений аниматоров портит первое впечатление от Die Neue These - и как следствие практически сводит на нет те немногие достоинства нового дизайна, которые у него безусловно есть.
Старый сериал тоже не стремился беспрекословно следовать букве книги, однако ему все-таки удавалось следовать её духу. Не каждый персонаж, появляющийся на экране обязан быть первостатейным красавцем, да и красота сама по себе понятие растяжимое - разве она укладывается исключительно в моложавость? Следуя такому подходу, старому сериалу удавалось вытащить на своем горбу невероятное количество персонажей - и многие второстепенные заседали в памяти не хуже первостепенных. В новом же сериале "красивость" всех подряд лишь только путает. В конечном счете, он знает в отличие от оригинала лишь два типажа - красавцы и каменномордые свиньи.
По той же самой причине (отсутствие четко поставленных целей) страдает и темп повествования. Сто серий оригинального сериала стали возможны благодаря особенностям эпохи 90-х, когда основное производство аниме на короткое время почти полностью перешло с телевидения на домашние видеокассеты. Он мог позволить себе быть неспешным и благодаря этому его просмотр правильнее сравнивать с чтением книги, чем с просмотром фильма. Новый же сериал начинается из ниоткуда и, по сути, заканчивается ничем - а заодно все время пытается куда-то спешить, будто боится, что зритель заснет без очередной экшн-сцены. Понять, почему темп для такой истории так важен можно только в сравнении. Представьте, как бы в Die Neue These смотрелась, например, такая сцена: www.youtube.com. Совсем не к месту, не правда ли? А ведь именно на таких, казалось бы, мелочах и строился оригинальный сериал, наполнялся жизнью; благодаря им, а совсем не красиво нарисованным истребителям, он надолго оставался в памяти.
Как ни посмотри, вопрос о целях существования Die Neue These остается для меня загадкой. Старый сериал был лебединой песней уходящей эпохи космической романтики. Современный космос стал близок и прагматичен, вспомнить хотя бы недавний успех Космических братьев. Космос прошлого же был далек и романтичен; казалось, что его населяют исключительно герои и злодеи, рыцари и принцессы, честные и отважные люди; казалось, что он другой именно потому, что настолько далек от нас, суетных и земных. Закат эпохи космоопер как раз и был ознаменован их постепенным спуском на грешную Землю, поближе к нашим современным проблемам: Легенда о героях галактики была наполнена реалистичным изображением политики; а, скажем, Звездный Герб - тонкостями внутрисемейных отношений. Но именно поэтому, на мой взгляд, остатки в них доброй меланхоличности и сказочности надо ценить и лелеять, а не развеивать их по ветру. Нет-нет, да и пытается сегодня кто-то переснять Галактический экспресс 999 или Terra e... - однако ухватить старую атмосферу у ремейков почти не получается.
Невозможно сделать из Легенды о Героях Галактики боевичок на вечерок. Да в общем-то и не надо. Лучше отправить её на заслуженный покой.
Goodnight, sweet prince.
www.youtube.com
Подобное расхождение во вкусах по поводу ремейка между смотревшими и не смотревшими оригинал - явление в наше время уже далеко не редкое. Достаточно вспомнить те же Звездные Войны, вокруг новой трилогии которых уже обломано не одно копье. Однако над создателями новой "Легенды" не висели ни жесткие экономические и временные рамки диснеевского менеджмента, ни дамоклов меч diversity management, заставляющий искажать повествование в угоду политической конъюнктуре. У них был свободный выбор - делать или не делать. И если они выбрали в пользу первого варианта, то логично предположить, что у них была четкая и ясно поставленная цель, а не просто желание, что называется, "срубить баблишка" на известной как в Японии, так и за её пределами франшизе. В последнее совсем не хочется верить, но другого смысла существования Die Neue These мне в голову так и не пришло.
Создается ощущение, что задачу перед авторами сериала не ставили вовсе, а сами её сформулировать они оказались не в состоянии. Отсюда и вытекают его многочисленные проблемы: неуклюжий и, порой, даже странный дизайн персонажей, явный перекос от сюжета и построения общего нарратива в сторону космических сражений, неровный, то чрезмерно растянутый, то слишком спешащий темп повествования и другие. Вопреки распространенному убеждению, сериал не произвел на меня впечатления попытки приблизить "Легенду о героях галактики" к книжному оригиналу Ёсики Танака. Если судить по доступным в английском переводе нескольким первым томам, то Die Neue These стремиться совсем не к тексту, а скорее, наоборот, - от текста. Он близок к книге событийно, согласен, однако совершенно не выдерживает подчеркнуто-отстраненный авторский стиль Танаки, который избегает как огня однозначных оценочных суждений, вкладывая их исключительно в уста своих персонажей - высказывания которых зачастую противоречат друг другу. Разобраться в том, как оценивает описываемые события сам автор можно только читая между строк, да и то не всегда. Не выдерживал этой дистанции, конечно, и старый сериал, но и новый нисколько к ней не приблизился.
Сказать, что дизайн персонажей как-то приблизился к книге тоже нельзя. Ян, например, никогда не надевает очки (упомянутые в первоисточнике), напротив, почему-то очки художники выдают физически здоровому Казельну. Причина этого лежит на поверхности: речь, похожа, шла не о том, чтобы было "поближе к книге", а о том, насколько сильно художники смогут "поиграть" со старым дизайном персонажей. При внимательном рассмотрении это становится очень и очень заметно: некоторых персонажей (Ян, Миттермайер) оставили совершенно без изменений, других - поменяли местами (например, Оберштайна и Ройенталя), третьих - подретушировали и омолодили (превратив, например, Овлессера из сурового скандинава в женственного самурая). Именно такое вольное обращение с первоисточником (а первоисточник в данном случае именно сериал, а не книга) и неуважительно отношение к труду прошлых поколений аниматоров портит первое впечатление от Die Neue These - и как следствие практически сводит на нет те немногие достоинства нового дизайна, которые у него безусловно есть.
Старый сериал тоже не стремился беспрекословно следовать букве книги, однако ему все-таки удавалось следовать её духу. Не каждый персонаж, появляющийся на экране обязан быть первостатейным красавцем, да и красота сама по себе понятие растяжимое - разве она укладывается исключительно в моложавость? Следуя такому подходу, старому сериалу удавалось вытащить на своем горбу невероятное количество персонажей - и многие второстепенные заседали в памяти не хуже первостепенных. В новом же сериале "красивость" всех подряд лишь только путает. В конечном счете, он знает в отличие от оригинала лишь два типажа - красавцы и каменномордые свиньи.
По той же самой причине (отсутствие четко поставленных целей) страдает и темп повествования. Сто серий оригинального сериала стали возможны благодаря особенностям эпохи 90-х, когда основное производство аниме на короткое время почти полностью перешло с телевидения на домашние видеокассеты. Он мог позволить себе быть неспешным и благодаря этому его просмотр правильнее сравнивать с чтением книги, чем с просмотром фильма. Новый же сериал начинается из ниоткуда и, по сути, заканчивается ничем - а заодно все время пытается куда-то спешить, будто боится, что зритель заснет без очередной экшн-сцены. Понять, почему темп для такой истории так важен можно только в сравнении. Представьте, как бы в Die Neue These смотрелась, например, такая сцена: www.youtube.com. Совсем не к месту, не правда ли? А ведь именно на таких, казалось бы, мелочах и строился оригинальный сериал, наполнялся жизнью; благодаря им, а совсем не красиво нарисованным истребителям, он надолго оставался в памяти.
Как ни посмотри, вопрос о целях существования Die Neue These остается для меня загадкой. Старый сериал был лебединой песней уходящей эпохи космической романтики. Современный космос стал близок и прагматичен, вспомнить хотя бы недавний успех Космических братьев. Космос прошлого же был далек и романтичен; казалось, что его населяют исключительно герои и злодеи, рыцари и принцессы, честные и отважные люди; казалось, что он другой именно потому, что настолько далек от нас, суетных и земных. Закат эпохи космоопер как раз и был ознаменован их постепенным спуском на грешную Землю, поближе к нашим современным проблемам: Легенда о героях галактики была наполнена реалистичным изображением политики; а, скажем, Звездный Герб - тонкостями внутрисемейных отношений. Но именно поэтому, на мой взгляд, остатки в них доброй меланхоличности и сказочности надо ценить и лелеять, а не развеивать их по ветру. Нет-нет, да и пытается сегодня кто-то переснять Галактический экспресс 999 или Terra e... - однако ухватить старую атмосферу у ремейков почти не получается.
Невозможно сделать из Легенды о Героях Галактики боевичок на вечерок. Да в общем-то и не надо. Лучше отправить её на заслуженный покой.
Goodnight, sweet prince.
www.youtube.com
Комментарии
Твой комментарий
@Pancealot, Отличный отзыв . Стоит смотреть если незнаком с оригиналом ?@Pancealot@Cytramon, Мое мнение - смотреть все же стоит, но не стоит особо сравнивать с оригиналом, сравнения он не выдерживает. Старый сериал тоже советую, хотя и понимаю, как сложно решиться взяться за старье, да ещё когда там и больше ста эпизодов. Из потраченного времени я, однако, не пожалел ни минуты)@Cytramon@Pancealot, Спасибо за ответ.) Старый сериал давно висит в планируемом. Я люблю старье , режиссура и анимация аниме 90х моя любимая ) Вот потяну ли больше ста серий диалогов о космической политике - вот это интересный вопрос.)@Pancealot@Cytramon, В LoGH'e не только куча космической политики и стандартного космооперного пафоса - там море маленьких жизненных шуточек а ля слайс, много романтики, да и космические бои мне понравились. Хотя вынужден признать, бои эти весьма странные: начиная от того, что они ведутся исключительно на плоскости (это в космосе-то), могут занимать по несколько серий, и иногда про них скорее рассказывается, чем они показываются сами. Так что это моя личная субъективщина: я любил разглядывать планы старых сражений (вроде битвы Александра Македонского с Дарием, или Ганнибала с римлянами) ещё в учебнике по истории; теперь люблю ютутбовские видео вроде таких www.youtube.com. Поэтому уклон старого сериала в описательность, медлительность и вообще массивность и эпохальность описываемых событий мне очень зашел. Но это вкусовщина)А ещё там прекрасная классическая музыка и очень часто совсем не заезженная: www.youtube.com.
Понравится ли он вам в конце концов или нет я не знаю. Одно могу сказать точно - сериал совсем не однообразный.
@Pancealot, великолепно сказано!Подписываюсь под каждым вашим словом!@Pancealot,@Pancealot,@Latoya@Arch, Пример, наверное, не самый удачный, согласен; но уж очень сейчас редко такие ремейки делают. До атмосферы манги сериал все равно не тянет, а насчет старого мувика можно ещё поспорить - рисовка и атмосфера там моментами ничего. Хотя наверное, последний ремейк Харлока - пример получше.@Arch@Arch@Latoya, я бы не сказал, что есть какие-то "тенденции". Есть Лейдзиверс, который экранизируют в различных форматах все, кому не лень, вот есть ЛоГХ. В области фантастики больше особо ничего и не было, если мне память не изменяет.@Latoya,@Pancealot@Pancealot@Latoya, В случае ЛОГХа как раз изменится - политика и социология там весьма конкретные, современные представлениям середины-конца двадцатого века. Плюс надо учитывать то, что всё это писал японец. Танака с одной стороны не может ругать демократию по понятным причинам (как и советские писатели по понятным причинам не могли ругать коммунизм), поэтому у него большинство демократов - суть белые рыцари на конях, за исключением пары коррумпированных бюрократов. Но при этом он ещё и занимается оправданием японского милитаризма - поэтому у него монархисты тоже сплошь все рыцари, за исключением пары прогнивших аристократов. Нет, Легенда интересна как раз своим историческим и политическим контекстом. То, что она "космо-" - это потому что надо всё это отдалить от сегодняшнего дня и сделать условным; "опера" - потому что возвышена и патетична - отсюда все эти забавные сцены с гипертрофироваными переживаниями. Я не фанат сай-фая и утопических фантазирований на тему будущего, но если бы ЛОГХ был бы не "космо-" и не "оперой", то я бы даже на него время не стал бы тратить.@Arch, Концовка всё равно странная и у фильма, и у манги,и у сериала. Жаль, что в широком контексте всё это переливание из пустого в порожнее - нового в этом жанре ничего не делают; обходитесь ремейком чего-нибудь раз в пару лет. Вот бы Rintaro ещё чего-нибудь снял. Хотя это, наверное, все равно что просить Миядзаки вернуться с пенсии@0000____0000,@Arch,@Latoya@Pancealot,"монархисты тоже сплошь все рыцари"
Это кто, к примеру? Да даже тот же Райнхард, будучи примером "идеального" правителя, совершил достаточно много далеко не рыцарских поступков.
Разве что, Кирхиайз подходит под рыцаря.
@Pancealot@エンヅシフツ, Не по поступкам, а по речи и манерам. Слово "благородство" выразило бы смысл точнее.@Pancealot, фильм не досмотрел и мангу не дочитал, а с концовкой сериала что не так?Нового не пишут, это, к сожалению правда. А вот в плане экранизаций та же Терра даже и не совсем ремейк, ибо в фильме материала намного меньше, это первая полноценная экранизация. Правда, и она вышла уже больше 10 лет назад. Еще Гандамы новые выходят относительно часто, а вот на не-мехи спроса нет.
Мне кажется, фундаментальная проблема в том, что в аниме-формате это востребованный жанр, а в манга/ранобэ - не очень, поэтому нового материала на экранизацию не появляется, а на масштабные ориджинал-проекты студии решаются нечасто.
@Pancealot@Pancealot@Arch, Я уже не помню сейчас конкретных деталей, смотрел лет 6 назад, поэтому сразу приношу извинения, что не очень хочу тот сериал обсуждать. Помню только, что "хеппи энд" в конце оставил весьма смазанное впечатление.@Latoya,Всё изменится. Мне сложно представить себе на Земле автократическую империю с абсолютистской монархией (а именно такой рисует Танака империю Голденбаумов - эдакая смесь Франции Людовика XIV и немецкого империализма времен Бисмарка, см. "железом и кровью") из которой сбегает группа несогласных демократов и создает собственное государство. Во всей мировой истории что-то подобное случилось единожды - это война за независимость США; да ведь там победила как раз демократия, да и конфликт по современным меркам был локальный, а не глобальный. "Политота и социология" - это гуманитарные науки, сильно привязанные к контексту; это в математике можно изучать вечные формы, а политология зависит от господствующего режима или, шире, от господствующей философской установки (для сравнения: "вся власть от Бога" и "вся власть советам"). ЛОГХ существует не в историческом контексте, а в псевдоисторическом, он условен и отстранен от реальной политики. Поэтому именно космоопера, а не научная фантастика или что-то подобное. Жанровых аналогов космоопере не так уж и много - фентези, наверное.
А я и не говорил, что Танака милитарист. Я сказал, что он занимается оправданием милитаризма, пусть и косвенно. В Японии сегодня говорить о милитаризме открыто, конечно, непозволительная роскошь. Поэтому, с одной стороны, он выписывает войну как бессмысленную жестокость, а с другой - выписывает целый ряд положительных военных, вежливы, благородных, решительных - именно "героев". Собственно на героической риторике тут и построен весь пафос. У Танаки кто благороден - тот герой, и не важно какие у него убеждения. Поэтому Райнхард будет абсурдно миловать тех своих политических врагов, которые "сохраняют верность своему господину" - да он, кажется, даже на Ансбаха(!) после убийства Кирхиайса не был особо обижен. Такое в реальности, может и бывает, не знаю, но выглядит всё это притянутым за уши. Танака просто наслаждается этим вымученным военным благородством, не забывая иногда поплакать по поводу невинно убиенных (а речь, напомню, идет о миллионах погибших). Ранобе ещё позволяет себе эпизоды, когда Яну приходит письмо от какой-то старушки, которая называет его хладнокровным убийцей её сына; а аниме - уже нет.
Поэтому моё личное мнение (а я получил от старого сериала море удовольствия) - с озвученной задачей показать противостояние двух государств Танака никак не справился. Тут другое - тут борьба идеалов старой Японии, с её благородными самураями, портретом императора в каждом доме, имперским национализмом и т.д. с Японией современной, демократической и бюрократической, обществом потребления, засильем американской культуры (неслучайно Союз Свободных планет так напоминает эстетически Америку), в общем, всеми прелестями глобального мира. С моей колокольни Легенда о Героях Галактики выглядит именно так. Прошу прощения за многобукв.
@Arch@Pancealot, не настаиваю. Но все-таки есть один забавный момент: хэппи-энда-то там и не было.И да: спойлеры! Я легенду смотрел, но Кирхайса надо таки под спойлер прятать.
@Pancealot@Arch