Оно стоит того чтобы его пересмотреть. Лëгкое и простое повествование, главные герои которые не раздражают, а заставляют улыбаться. Фрирен как персонаж очень вписывается в аниме, еë характер и мировозрение которое с каждым эпизодом меняется, с учëтом потери друзей и долгой жизнью... Это круто
Я бы сказал, что главной целью этого аниме было показать нам нашу жизнь и её устройство: авторы сделали акцент на взрослении, чувствах, эмоциях, трудностях, расставаниях, разных мелочах нашей повседневности и, в первую очередь, на скоротечности времени.
Фэнтезийный мир, хоть и банальный, крайне подошёл таким темам. Сюжет, персонажи, система сил, локации - так же банальны и мало чем примечательны, но: Но это было очень приятное путешествие, большинство серий пронизаны настоящим духом путешествия и повседневных приключений героев. Хорошие саундтреки, красивый на вид мир и качественное исполнение авторами своей задумки - это делает данное аниме действительно хорошим.
Это было очень хорошее аниме поначалу, на 8 баллов тянуло спокойно, ияшикей, но с сюжетом, более бодрым повествованием, смотришь словно книгу читаешь, тот же темп. У каждой следующей серии со сквозным сюжетом свой сценарный костяк, в дальнейшем они начали повторяться через неодинаковое количество серий. И длилось это бодро-успокаивающее светло-грусное повествование в духе Кино ровно до начала последней арки. Откуда под конец в толковом фентезийном более или менее взрослом ияшикееобразном аниме с привкусом дзёсея взялся сёненовый турнир 8классника, словно случайно выпавший по дороге из Хвоста Феи или Моей геройской академии и подобранный сценаристами "как есть"? А с этим экзаменотурниром сёненовым смотреть это стало сразу неинтересно, ибо бессмысленно. 1 серия точно такая же, как и все последующие, меняются только герои. Это очень скучно. И предсказуемо. На контрасте последняя арка срезает всему аниме сразу половину баллов, так как рушит строившуюся до этого полсезона атмосферу приключения, неизвестности, банально сводя её в стандартный махач с меряньем тем самым магическим с заранее известным итогом. В среднем получаем 8+4/2=6 баллов. Увы, но это так. Сразу вспоминается ситуация с Соул Итером, но там виноваты сценаристы аниме и заказчик, искусственно растянувшие сюжет никому не сдавшимися филлерами, ещё и отвратительными по качеству на контрасте с основной веткой, взятой из оригинала. А здесь кто виновен в преступлении? Графика базовая современная, просто норм. Так и должна выглядеть просто хорошо сделанная работа. На студию посмотрите, это не ноунейм какой-то, у неё на счету сотни прекрасных картин, среди них и прочих творений студии и получше рисовка найдется. Опенинги не запомнились, инсертостов словно не было вообще, у Кино были и те и те. С музыкой и остами в аниме сейчас вообще какая-то беда, даже в самых дорогих или хотя бы хайпанувших аниме нет нормальных остов, не то что выдающихся. Для сравнения: вот этот дефолтный сёнен по никому нафиг сегодня не нужной и неизвестной франшизе и ОФИГИТЕЛЬНЫЙ набор-альбом инсертостов, написанный композиторшей специально для этого аниме! Причем слушабельный отдельно от видеоряда, что важно! Или из более свежего и известного - Синий экзорцист. Послушайте саунтреки к сериалу и особенно первому фильму без видео и зацените разницу.
«Самобытное начало, и совершенно стандартное продолжение»
Начало. Всё было так хорошо. Спокойные серии, приятные, что не напрягают, ты погружаешься, создаётся своя атмосфера, от которой хорошо, а что самое главное, она тебя не душит. И тебе не хочется, чтобы это как-то ломалось или заканчивалось вовсе. Пусть некоторые истории и кажутся слишком быстрыми, но в этом тоже что-то да есть. Ты смотришь на мир глазами Фрирен и от этого логично, что всё скоротечно. Для неё десять лет то ничто, а небольшая история в какой-то деревне, которая длится от силы месяц, так и вовсе пшик, что скорее всего забудется под влиянием других событий. И от этого начинаешь сам думать, как всё скоротечно и как быстро всё идёт. Пока я об этом не подумал, хотелось докопаться, мол несколько историй я бы растянул на пару серий, для большего раскрытия и персонажей, и в целом жизни этих людей. Но думая, что мы смотрим на мир глазами эльфийки, заставило посмотреть на это под иным ракурсом. Что довольно прикольно, на самом деле. От чего быстрое, местами, повествование, это даже плюс сей тайтла, нежели минус.
И поначалу история самобытна. Она собирает заклинания, странные, полезные в быту. Да и первые серии на этом строятся, то очистить берег от обломков, то статую от ржавчины. Этим проникаешься. Начинаешь наслаждаться такими спокойными днями. Наверное, я знаю ответ на вопрос, почему всем так зашла Фрирен и у неё такая высокая оценка. Давно не было чего-то подобного. Чтобы фэнтези мир и не исекай, чтобы так спокойно, ещё и не стандартно. Тут владыка демонов побеждён и это не конец истории, а завязка и события спустя 70-80 лет. Классно же! Оригинально. Да и было ли вообще такое? Не помню. Уверен, что да, но я не знаю, поэтому буду считать, что нет.
Но у всего хорошего есть и обратная сторона. Фрирен не стала исключением. Тут перелом начался со сменой опенинга и крупной аркой, что стартовала в районе последней трети. Путешествие сразу же застопорилось, и вся атмосфера рухнула и поломалась, оставив после себя приятные воспоминания, но не более, ибо это уже другое аниме... Я даже расстроился. Я не этого хотел! Ну какой экзамен по всем канонам сёнэна? Он кажется лишним, душным и совершенно ненужным, ломая аниме, которое было иным! Из чего-то особенного, Фрирен стала простым сёнэном. Первое испытание так и вовсе веет экзаменом в лесу в Наруто. И тогда я вновь задался вопросом – а что оценка то такая высокая? Без сомнений, штука то классная, но как я уже сказал, мне очень не понравилась идея с экзаменом. И ладно, пусть он будет. Однако, после всей этой динамики, классного путешествия, смотреть на долгие диалоги, бои с диалогами и объяснением что, да как работает, это выбивается из данного сеттинга, и я не могу не поворчать. Подобные арки решили пихать везде? Где-то, разумеется, это в тему. Но Фрирен это не базовый сёнэн, и данная арка, это будто бы шаблон, который нужно впихнуть и не важно, сломает это динамику, атмосферу или нет. Для меня, Фрирен раскрылась не как боевое сёнэн аниме, а как нечто другое. И очень жаль, что всё привело к такой душной арке.
По итогу, аниме то мне понравилось, есть плюсы, минусы, но будь всё также как в первые 16 серий, я бы поставил 9. А так не могу выше 8. И то с натяжкой! Для меня это скорее 7,5. Но чисто за музыку, стиль и первые две трети, я ставлю 8, но всё равно не понимая, почему данное аниме на верхушке рейтингов.
Про лучший эндинг осеннего сезона, про красоту на экране и годное музыкальное сопровождение уже все знают, да и это не главное. Sousou no Frieren приятно пересматривать по второму кругу, мне нравится подмечать мелочи которые могли быть пропущены с первого раза. Например, давайте вернёмся к началу первой серии, где в двух слайдах Фламме рассказала о своём путешествии на край ойкумены. Я подозреваю, что многие из вас не обратили внимание на это, может быть, вы об этом забыли, а эти два слайда размером в 17 секунд экранного времени спойлерят весь сериал, так-то. Да, оказывается, спустя тысячелетие главная героиня сериала, сама того не зная, повторяет пройденный её наставницей путь! И более того, уничтожив повелителя демонов, она превосходит Фламме. В дальнейшем мы обязательно вернёмся к этой теме, поскольку она красной нитью вьётся от начала и до конца - ученики идут по стопам учителей, а учителя надеются, что те их обязательно превзойдут. И их надежды обязательно должны оправдаться. 1366x7681366x768
О повествовании
Теперь посмотрим на то, как строится повествование. С одной стороны, у нас есть обыкновенная фентезийная история об отряде героев, который состоит из типичных фентезийных типажей: мечник (Химмель), дворф-танк-двурук (Айзен), священник-хиллер (Хайтер) и эльфийка на позиции мага (Фрирен). Преследуемые ими цели тоже типичные, они волею судеб собрались вместе для того чтобы отправиться в долгий путь на встречу злоключениям. Спустя 10 лет, сразив армию демонов, наши герои побеждают их главаря, они возвращаются, их встречают как героев, им ставят памятник, им воздают заслуженные почести. Но вместе с тем, эта героическая история всё время присутствует где-то на заднем плане, мы с ней напрямую не знакомы, мы о ней знаем исключительно в пересказе, в воспоминаниях о давно прошедших днях. То есть, можно сказать, что повествование Sousou no Frieren строится ретроспективно, история движется с конца в обратную сторону. Если в прошлый раз Фрирен 10 лет шла на север чтобы уничтожить владыку демонов, то теперь она хочет расставить всё по полочкам, Не случайно хронология аниме в качестве точки отсчёта использует кончину Химмеля, которая с ног на голову перевернула жизнь Фрирен. 1366x7681366x768
Её погоняло "Провожающая в последний путь" можно понимать двояко, и с точки зрения демонов, для которых Фрирен была последним что они видели в своей жизни, и в том смысле. что Фрирен обречена на то чтобы пережить всех своих друзей. Жизнь эльфов тянется тысячами лет, Фрирен своими глазами видела как падали одни государства и появлялись другие, так что вполне резонно предположить что Химмель явно не первый человек которого она "проводила в последний путь", в конце концов, до него она похоронила Фламме. Это положение дел можно определить как обречённость на одиночество, поскольку с кем бы Фрирен ни пересеклась, с кем бы ни имела близость, рано или поздно этот кто-то близкий навсегда уйдёт в небытие. Все умрут, а она останется, так и не успев как следует поговорить с друзьями. Единственное, что остаётся от них, это воспоминания. По сути, память является лейтмотивом аниме, к ней постоянно возвращаются, воспоминаниям уделено много места в сюжете. 1366x7681366x7681366x768
О памяти
Давайте теперь немного порассуждаем об этом. Путешествие, которое заняло 1/100 часть жизни Фрирен, стало главным событием в ней. Что такое память для Фрирен? Это всё, что осталось ей от друзей. В погоне за утерянной возможностью поговорить с ним Фрирен, собственно, отправляется в Энде, где, как известно, живые могут встретиться с умершими. Это, я думаю, такая вещь, которая знакома многим из читателей, ведь все мы были на поминках, посещали могилы, оставляли на них еду и горячительные напитки (вспомните как Фрирен облила надгробие Хайтера вином). Может быть, мы надеемся на то, что люди не уходят в небытие, что мы с ними когда-нибудь вновь встретимся. Так или иначе, контакт со смертью неизбежно выводит нас на разговор об основах религиозности, тем более что в лоре Sousou no Frieren есть место для обсуждения религии, но лучше оставить его на новый сезон, когда тему с Богиней развернут более обширно. 1366x7681366x7681366x7681366x768
Остановимся на том, что Фрирен испытывает фрустрацию из-за невозможности коммуникации со старыми друзьями. Память важна также потому что ею можно делиться с другими. Всякие мелочи навроде приятных впечатлений о вкусном тортике или встреча рассвета в первое новогоднее утро обретают своё значение только потому что тебе есть с кем разделить эти мелочи. В шестнадцатой серии Фрирен радуется встрече со стариком Фоллем именно потому что единственный приятель с которым можно поговорить о прежних временах. Сам Фолль, правда, уже смутно помнит зачем он вызвался защищать деревню, даже лица жены не помнит, но он помнит главное, что эта деревня дорога его жене, и память об этом он пронёс через века. Вместе с этим, зацикленность на памяти является ещё и частью тревоги о конечности других людей и о собственной конечности, то есть память может представлять собой напоминанием о смерти. Все мы, так или иначе, хотим помнить других людей и хотим чтобы о нас вспоминали, хотим однажды сделать нечто такое что бы вписало наши имена в историю. Например, Химмель чуть ли не в каждой деревне по дороге оставил памятник самому себе. Но этими памятниками являются не каменные изваяния, о которых быстро забудут, а те добрые дела, те хорошие воспоминания о себе, которые Химмель оставил после себя. 1366x7681366x7681366x768
О демонах и эльфах
К слову, учитывая вышесказанное, можно ли говорить о том, что мы имеем дело с влиянием людей на долгожителей вроде дворфов и эльфов? Довольно очевидно, что из-за продолжительности онтогенеза у разных рас сложится разное мироощущение. В частности, Фрирен, которая никогда никуда не торопилась, для которой 10 лет как 1 день, постепенно, по ходу взаимодействия с людьми, стала интересоваться чужим временем. Если она это имеет ввиду, значит Фрирен в полной мере осознаёт конечность жизни людей. Вообще, обсуждая лор Sousou no Frieren в контексте взаимоотношений различных фэнтезийных рас, можно заметить явную параллель между эльфами и демонами. Во-первых, они живут тысячелетиями, во-вторых, что следует из первого, это самые древние расы этого мира, в-третьих, они не имеют привычного нам института семьи и деторождения. Вместе с тем, эльфы и демоны строго антагонистичны друг другу, что выражается в их давней войне, которую эльфы проиграли, ведь они практически истреблены. Ощутимой разницей между ними является магические способности, эльфы в большей степени ими одарены. Это не значит что демоны не являются сильными магами, просто они сильны только в одном заклинании, которое задрачивается столетиями. 1366x7681366x7681366x768
А магия в мире Фрирен это про воображение и творческое начало, которое у демонов отсутствует. Это связано с тем, что зло, которое демоны репрезентируют, является отсутствием блага, то есть демоны не способны к чему-либо положительному, они могут только заниматься имитацией. Демоны не способны по-настоящему любить, не способны испытывать эмпатию, не способны говорить правду. Для демонов язык и коммуникация это только инструмент манипуляции, а собеседник всегда является средством для достижения цели, а не самой целью. В этом проявляется типичное поведение хищника, вся суть демонов - приманить жертву и съесть. В отличии от них, люди это существа глубоко социальные и зависимые от языка, который занимает центральную роль в нашей коммуникации. В свою очередь, посредством коммуникации происходит выражение нашего психического состояния, в частности, выражение наших эмоций, в чём мы, люди, нуждаемся, и чем мы друг с другом занимаемся. Тем самым, общение для людей становится самоцелью, оно ценно само по себе, а не потому что оно является средством для чего-то другого. 1366x7681366x768
Единственное что объединяет демонов с людьми это гордыня, что следует из их довольно примитивной социальной организации, где кто сильнее, тот и прав. Они кичатся своей маной, они никогда её не скрывают, они попросту не способны сделать этого поскольку демонам западло скрывать свою силу, что, разумеется, играет с ними злую шутку. Главное оружие Фрирен это самоуверенность противника и её привычка скрывать ману. Про самих эльфов не так много рассказано, кроме того что они древние и что их можно по пальцам посчитать. Также понятно, что Фрирен по эльфийским меркам довольно молодая девушка, Зерие и монах Крафт намного старше её по возрасту. Крафт, кстати, пусть и эпизодический персонаж, но потенциально занимает куда больше места в сюжете чем может показаться на первый взгляд. Как минимум, потому что он изображён на памятнике неизвестным героям, который стоит столетиями. А ещё Крафт монах и верит в Богиню, в отличии от той же Фрирен или Айзена, причём нам намекают что он пришёл к вере в силу своего возраста, то есть Крафт наверняка помнит что-то, о чём Фрирен просто не могла узнать. Вообще, интересно было бы подумать о её идентичности, ведь Фрирен ребёнком удочерила и воспитала Фламме, главная героиня большую часть своей сознательной жизни прожила вне эльфийской культуры и без взаимодействия с эльфийским обществом. Что вообще для неё значит быть эльфийкой? 1366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
О людях
А с людьми получается особенно интересно. С одной стороны, люди во многих аспектах проигрывают остальным расам, и в продолжительности жизни, и в физической силе, но при этом всём именно люди наиболее успешно освоили фэнтезийный мир Sousou no Frieren. Помните как в 27 серии Фрирен говорит о том что наступила "эпоха людей"? Возможно, чтобы понять в чём тут дело, нам следует посмотреть на самих себя глазами тех кто может позволить себе прожить 1000 лет. Как ни странно, именно короткий век является главным конкурентным преимуществом людей. Они, подгоняемые смертью и забвением, стремятся как можно скорее что-то оставить после себя. Для какого-нибудь Квала 80 лет это практически ничто, но дайте людям эти 80 лет и они превратят смертоносный Зольтраак в базовое заклинение, которое знает практически любой маг. Мы также может взглянуть на реальный мир и вспомнить о том как выглядел мир 80 лет назад и каким он стал теперь. Так что Фрирен отдаёт себе отчёт в том, что будущее её мира принадлежит человеческому прогрессу, ведь, как было сказано в самом начале, ученики обязательно превзойдут учителей. 1366x7681366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
О том что значит быть героем
Ферн и Штарк, так-то, наследуют отряду Химмеля, Айзен, Хайтер и Фрирен приняли активное участие в их воспитании и обучении. В принципе, всю сюжетную ветку Ферн можно охарактеризовать как историю о становлении величайшей волшебницы, которая прошла путь от потери семьи в раннем возрасте (параллель с Фрирен) до батлрояля в конце сезона за место перворангового мага. И разумеется, раз уж она путешествует со сверстником, не обошлось без пубертата, в процессе которого Ферн и Штарк знакомятся друг с другом, пытаются угадывать чувства друг друга и потихоньку учатся тому что значит повзрослеть и быть взрослым. А ещё сюжетная линия Штарка задаётся интересным вопросом - что значит быть героем? Согласитесь, довольно важная тема в рамках обсуждения приключенческого жанра. 1366x768
Ну вот кто такой настоящий герой? Это тот, кто носит белый плащ и самый настоящий меч героя? Это тот, кому на роду написано быть героем? Химмель своим примером показал что можно быть героем и с фейковым мечом, и вовсе без меча. Может быть, герой это тот, кто самоотверженно лезет на рожон и показывает всем что он герой? Фламме тоже показала что нет, спасая Фрирен, она не собиралась соответствовать демоническим представлениям о чести. Более того, у героев руки дрожат и поджилки трясутся. А что, если герой это тот, кто имеет такой врождённый талант? И опять мимо, поскольку старший брат Штарка и Айзен готовили стейк не для тех, кто родился героем, а кто каждый день трудился, не щадя себя. Из всего этого следует, что настоящим героем и воином можно быть только по духу, а не по социальному статусу, и приходит это не с фатумом (Химмель победил Повелителя демонов фейковым мечом, напомню), а в результате усердия и труда над самим собой. 1366x7681366x768
О новом и старом
Получается, в Sousou no Frieren происходит демонтаж архетипа сказочного героя и пересборка его во что-то более человеческое. Заметьте, никакого лишнего пафоса, Вирбель попал в маги-рыцари просто потому что таково было его детское обещание. Закончить обсуждение сюжета хочется на том, почему именно Фрирен не получила первый ранг, хотя, казалось бы, кто как не она соответствует званию первоклассной волшебницы? С одной стороны, можно списать на то, что Фрирен, в отличии от Ферн, не заметила ничего странного в ауре Зерии, по крайней мере она об этом промолчала. Однако стоит вспомнить что Фрирен также спросили о её любимом заклинании, ведь именно из-за ответа на этот вопрос Зерие забраковала Фрирен. 1366x7681366x768
Можно сказать, что в сериале присутствует конфликт двух систем ценностей, двух точек зрения о том какой должна быть магия. Я считаю, что их следует представить по аналогии с Ветхим и Новым заветами Библии. Зерие репрезентирует архаику, где магия прежде всего оценивается как нечто могущественное, а сама она предназначена, прежде всего, для утоления амбиций. А вот Фрирен, как ученица Фламме, представляет новый взгляд на магию, которая основывается на любви и умилении, которая призвана радовать и создавать новые воспоминания. Поэтому понятно почему Зерие отвергла Фрирен, это же бьёт по её самолюбию, поскольку среди огромного количества могущественных заклинаний выбор Фрирен пал на какую-то бесполезную фигню. И правда, поля цветов не убивает драконов, оно не позволит обогатиться или приобрести вес в обществе. Но важно понимать одну простую вещь:
Повелитель демонов был сражён не древним пророчеством, не волшебным мечом и не талантливым магом, а тем тёплым детским воспоминанием о красивом цветочном поле, которое Химмель пронёс в себе всю жизнь чтобы вновь вернуть его Фрирен. 1366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
Это я решил взяться за основные сюжетные линии, текста стало бы в два раза больше если разбирать все личные истории второстепенных героев. Так что ради этого я когда-нибудь пересмотрю Фрирен в третий раз, ведь аниме, которое можно пересматривать трижды, по определению годное. Да, конечно, не всем понравилась арка с батлроялем, из-за него сюжет теряет динамику ближе к финалу, но это не критично, учитывая что потраченное экранное время ушло на хорошее раскрытие новых второстепенных персонажей. Мне вообще нравится мысль о том, что их жизнь не заканчивается на проваленном экзамене. Вот такое вот аниме мы с вами посмотрели и будем, по всей видимости, пересматривать перед новым сезоном. Может быть, нам побольше расскажут об эльфах, раскроют монаха Крафта как героя с интересной судьбой, познакомят с погребальными ритуалами дворфов. А ещё мы обязательно узнаем о том, встретил ли Зайн женщину постарше друга детства. 1366x768
Фрирен стала очень популярным аниме, потому что вышло в нужное время. В последние годы не хватало простых фэнтези, без исекайного элемента.
Что понравилось:
1. Понравилась атмосфера в этом аниме. Атмосфера фэнтези, путешествия по миру, приключений. Как пошутил гигук: "Фрирен это аниме про выполнение сайд квестов". 2. Хорошая рисовка и анимация. 3. Меметичность. 4. Юмор. 5. Некоторые второстепенные персонажи. Особенно Денкен. 6. Интересный лор. В целом, данное аниме приятно смотреть.
Что не понравилось: 1. Главные персонажи. Старк и Ферн плоские персонажи. Ферн постоянно дуется, а Старк тупит. На этом характеристика персонажей и заканчивается. Фрирен забавная и меметичная, но лично для меня не сильно интересный персонаж. Второстепенные персонажи интереснее. 2. Арка экзамена. В данной арке были интересные моменты, новые персонажи, битвы, но в целом это типичная турнирная арка из кучи других произведений.
Итого: Фрирен классное фэнтезийное аниме, но не надо завышать ожидания из-за оценки (она завышена). Подойдет тем, кому нравится расслабляющие произведение, с интересным лором. Для любителей сененов и экшена, либо терпите до арки экзамена, либо не начинайте смотреть (разочаруетесь).
Одно из лучших ламповых, добрых аниме жанра повседневность. Хоть главная героиня по силе почти равна местным (анимешным) исекаям, но история вовсе не про бои. Акцент идет на раскрытие персонажей, приятные мелочи жизни и просто наблюдение за жизнью наших героев. Я бы сказал аниме наполнено теплотой и любовью и его действительно приятно смотреть. Красивая рисовка и персонажи, за сюжетом интересно наблюдать и хочется продолжения, характеры героев хорошо раскрыты. Ты переживаешь все то, что происходит на экране. 10/10
Смотрю я на эту оценку (9.35) и понять не могу, что с людьми не так и кто это оценивал...
Это аниме даже средним не назовёшь. НА СТОЛЬКО скучно. Ели как выдержал это. Перед каждой новой серией пытался убедить себя, что вот вот что-то поменяется и станет интересно. Ну не просто же так на столько высокая оценка? Абсолютно все персонажи максимально скучные. Бои скучные. Эмоций вообще никаких не вызывает. Ни разу не улыбнулся, не погрустил, ничего... Даже более того. Главному герою САМОМУ НЕ ИНТЕРЕСНО происходящее. Ну чёт хожу, ну чёт брожу, туда сюда, пытаюсь людей понять. Цели у главного героя тоже нет ни какой. Ладно это всё обыгрывалось бы интересно как-то, но... Даже сказать нечего. Рисовка и та не впечатлила