Осторожно, в отзыве присутствует много спойлеров!
Предисловие: Этот отзыв – моя попытка в анализ + личные впечатления от просмотра аниме «Провожающая в последний путь Фрирен». Впереди много букв, поэтому надеюсь, что в ходе чтения вам будет хоть немного интересно. Начну издалека.
Впервые я узнал про «Фрирен» в октябре 2023 года, когда начали выходить первые серии аниме-адаптации. Ну, тогда я просто услышал что это годное аниме. Не люблю смотреть тайтлы в онгоинге, поэтому пришлось ждать полного релиза. Стоит отметить, что в ожидании я постоянно натыкался на обсуждения этого аниме и слышал про него отовсюду, причем видел, что люди в основном нахваливали этот тайтл, поэтому постепенно мои ожидания становились всё выше и выше. И вот, наконец, в марте 2024 это аниме полностью вышло. Моему удивлению не было предела, когда я увидел оценку «Фрирен» в 9.39 на MAL. Не подумайте, я не из тех, кто делает выводы об аниме по его средней оценке, но все же отрыв практически в 0.3 балла от второго места не давал мне покоя, и в голове был только один вопрос: «неужели это настолько хорошо?». Это еще больше подогрело мой интерес к тайтлу, так что недолго думая я пошел смотреть «Фрирен».
P.S. На написание отзыва спустя лишь столько времени меня сподвигнул недавний повторный просмотр этого аниме.
Сразу скажу, что я считаю «Фрирен» тайтлом-долгостроем, в последующих сезонах которого ещё много чего будет рассказано и показано. Поэтому не знаю, насколько уместно оценивать сюжет, ворлдбилдинг и лор первого сезона лишь по увиденным ~20% от всего произведения. Но все же, мне кажется, что для вводного сезона это было очень даже неплохо, ведь нам показали не так уж и мало важных вещей и познакомили с довольно важными персонажами.
Пробегусь вкратце по основным сюжетным моментам и аркам.
Вступление
«Фрирен» погружает нас в классический фэнтезийный мир, где первое, что привлекло мое внимание – не самый стандартный сюжетный ход от автора с самого старта, а именно начать повествование уже после победы геройского отряда Химмеля над владыкой демонов. На первый взгляд, кажется странным для аниме с жанром сёнэн – главный злодей уже повержен, о чём же тогда еще может быть это аниме? Но «Фрирен» вовсе не «типичный баттл-сёнэн»: магия здесь используется далеко не только для сражений, а сами битвы скорее отложены на второй план. В «Фрирен» нестандартно и то, что тут нет прямого явного "основного конфликта", а главный акцент в этом аниме делается на осмысление скоротечности времени, памяти и утрат через путешествие эльфийки FrierenФрирен, которая видит мир через призму своей долгой жизни и медленного течения времени.
После того как Химмель ушел из жизни, Фрирен, испытывая всю боль утраты, начинает понимать, насколько мимолетна жизнь людей. Именно в этот момент к ней начинает приходить осознание, что те самые 10 лет путешествий, проведенные в компании геройского отряда стали для нее самым ярким и значимым периодом в жизни.
На ваших глазах официальная карта материка из мира «Фрирен», на которой нарисован путь главных героев за первый сезон. На отмеченных точках цифрами указано в какой серии и где приблизительно побывали главные герои. В начале аниме было довольно много таймскипов, поэтому главные герои могли побывать в совершенно противоположных друг другу местах на карте, как например в 4 серии, или сразу в нескольких местах как в 5 серии. Цифрами «7~11, 12~15, 18~28» обозначены локации, в которых происходили основные сюжетные арки.
Небольшое пояснение
Цифра 4 справа сверху на карте означает не то, что Фрирен и Ферн пересекали океан, а то, что в этой серии они находились в деревушке, стоящей на берегу канала
Гранц (а то изображено не особо понятно).
Цифра 4 справа сверху на карте означает не то, что Фрирен и Ферн пересекали океан, а то, что в этой серии они находились в деревушке, стоящей на берегу канала
Гранц (а то изображено не особо понятно).
Из пролога в четыре серии мы узнаём, что цель нового путешествия Фрирен и её отряда – пройти по следам её прежних спутников и достигнуть конечную точку пути: Ореол или «Земля, где покоятся души», место, где Фрирен сможет вновь встретиться с Химмелем. Это путешествие также становится для неё способом понять насыщенность короткой человеческой жизни и обрести эмоциональную гармонию, которой ей так не хватало.
Арка с демонами в поместье графа Граната
Интересно раскрыта природа демонов и их сущность. Хоть внешне они и напоминают людей, в них нет ни капли человечности. Демоны в «Фрирен» – это не воплощение абсолютного зла, а скорее совершенно иная форма жизни со своими ценностями. Не испытывающие полного спектра человеческих эмоций, они используют людскую речь лишь ради обмана и охоты на людей, а их высокомерие иногда становится их главной слабостью, ведь часто демоны могут недооценить противника, особенно если тот умеет скрывать свою ману.
Бои из этой арки были прекрасны, очень динамичный и приятный для глаза экшен, ну и финал битвы Фрирен с Аурой – супер кайфовая, пафосная сцена. Кстати, знаю что скорее всего до меня это упоминалось уже сто раз, но не могу не отметить то, что LügnerЛюгнер внешне очень похож на Йохана из «Монстра».
Арка с Зайном
Арка с экзаменом на мага первого класса
В этой арке появилось много новых, колоритных персонажей. Перед экзаменом нам показывают, что FernФерн чувствует себя неуверенно и очень недооценивает свои силы, так что по сути – это арка, посвященная развитию Ферн и её становлению магом первого класса.
Как идея первый этап экзамена был просто неплох, а вот второй и третий этапы автор придумал интересно, я оценил. Ну и битва с копией Фрирен была очень зрелищная, пик анимации и визуала всего аниме.
По итогу прошли экзамен и стали магами первого класса шестеро: FernФерн, ÜbelЮбель, LandЛанд, DenkenДенкен, WirbelВирбель и MethodeМетоде. Интересно узнать, какое заклинание у Зерие приобрели оставшиеся 5 человек, прошедшие экзамен. Ну и стоит ли говорить про гениальный выбор Ферн… Впрочем, на то она и ученица Фрирен.
Различные интересные вещи, детали и отсылки
Мне понравилось, что EisenАйзен вовсе не настолько бесстрашный воин каким его все видят, а на самом деле боится и дрожит перед каждой трудной битвой, но все равно сражается. На его примере нам показывают, что храбрость – это не отсутствие страха, а способность идти вперёд, несмотря на страх.
Небольшая деталь, которую приятно было заметить: во второй серии упоминается, что Фрирен научилась заклинанию, которое превращает сладкий виноград в кислый; в третьей был флешбэк, где геройский отряд разговаривал о любимой еде и мы узнали, что Айзен любит кислый виноград; а уже в четвертой серии когда Фрирен и Ферн встретились с Айзеном и отправились в мини-путешествие, Фрирен использует эту магию и они все вместе едят виноград.
В третьей серии произошел прикольный разрыв шаблона про типичных «бандитов в таверне», которые сначала всем своим видом показывают, насколько они опасны и что лучше с ними не связываться, но по итогу спокойно и дружелюбно помогают узнать Фрирен где находится кондитерская, отвечая с энтузиазмом и без доли агрессии на такой казалось бы глупый вопрос для подобной обстановки, меня позабавило.
Теперь референсы из «Фрирен».
Крики Фрирен, когда она застревает в мимиках (микроспойлер из «Несносные пришельцы»)
Поцелуй Фрирен (микроспойлер к начальным сериям «Dragon Ball»)
Отсылка на момент с Пилафом и Бульмой из Dragon Ball (1986), Штарк и Ферн даже отреагировали практически точь-в-точь как MaiМай и ShuuШу.
Отсылка на момент с Пилафом и Бульмой из Dragon Ball (1986), Штарк и Ферн даже отреагировали практически точь-в-точь как MaiМай и ShuuШу.
Сцена прощания Фрирен с графом Гранатом
Моя шизотеория (микроспойлеры к начальным сериям 1-го сезона «Атаки титанов»)1920x10801920x1080
1920x10801920x1080
Лично я увидел сходства между Микасой и девочкой с шарфом из воспоминаний о детстве Вирбеля, а ещё я заметил, что у Вирбеля как и у Эрена довольно похожие цели. Возможно, конечно, это просто случайные совпадения и у меня шиза разыгралась, но всё же оставлю на ваше усмотрение…
1920x10801920x1080
С точки зрения чардизайна все персонажи в этом аниме выглядят хорошо, да и внешность подходит к характерам персонажей.
HimmelХиммель – добродушный герой, помогающий каждому прохожему, и в то же время нарцисс, который постоянно красуется собой и может целых 18 часов позировать для статуи. Тем не менее, Химмель производит огромное впечатление на множество персонажей. На его примере мы видим, что даже герои не всегда идеальны: Химмель был простым человеком со своими недостатками, но он все равно стал героем, доказав всё своими добрыми делами и подвигами.
FrierenФрирен – эльфийка, которая, несмотря на свою ленивость и некоторую детскую наивность, крайне хладнокровна и рассудительна в битвах. На протяжении всего аниме Фрирен искренне старается понять чувства людей, и хорошо прослеживается как у неё это получается: она постепенно меняется и становится более эмпатичной, ведь каждый раз, когда Фрирен вспоминает Химмеля, это способствует её эмоциональному росту. В начале аниме можно заметить, что когда Фрирен навестила уже постаревшего Хайтера, эта встреча не вызвала у неё практически никаких эмоций, но уже ближе к середине аниме, когда она встретила своего давнего знакомого Фолля, её улыбка не сходила с лица до самого ухода из деревни, потому что Фрирен начала понимать, что такие моменты нужно ценить. Кроме того, во время путешествия в геройском отряде Фрирен была намного холоднее и отстранённее, но теперь проявляет больше заботы и внимания к своим спутникам, а также путешествуя с Ферн и Штарком её восприятие времени медленно стало подстраиваться под человеческое.
Несмотря на свою зрелость, иногда Ферн обижается и ведет себя как ребенок, и на самом деле её можно понять: у Ферн не только было очень тяжелое детство, но и вряд ли вообще были друзья-сверстники до присоединения Штарка в отряд. К тому же, Фрирен по сути является её уже третьей семьёй. Кстати о семье, часто Ферн приходится быть в отряде «родителем» не только для себя, но и для Штарка и Фрирен:
Если добавить ко всему этому ещё и то, что Ферн провела большую часть жизни вместе с эмоционально незрелой Фрирен, составляется общая картина и становится понятно, почему у неё проблемы с пониманием своих чувств и общением. Её забота (или даже моментами гиперопека) по отношению к Фрирен и Штарку порой выглядит немного грубовато, когда она старается исправить их поведение или указать на ошибки, но всё же она это делает ради их же блага. Следует также отметить, что Ферн – вундеркинд среди магов, с детства обладающая талантом к магии, а вдобавок к этому она является ученицей Фрирен. Не смотря на свой юный возраст, её талант уже признала даже Зерие, а Фрирен и вовсе пророчит, что в этой эпохе Ферн станет магом поизвестнее, чем она сама.
StarkШтарк – самый экспрессивный из главных персонажей, и в то же время бедняга, которому сочувствуешь из-за характера Ферн и её амбивалентных чувств к нему, по причине её молодости и неопытности в общении с противоположным полом. Вопреки невероятному трудолюбию и многолетним тренировкам под руководством Айзена, Штарк часто боится и думает о побеге в сражениях против монстров, что вызывает у него презрение к самому себе. Однако, оказавшись в опасной ситуации, он в состоянии набраться мужества и сражаться даже ценой собственной жизни – в этом плане ученик похож на своего учителя. В целом присоединение Штарка к Фрирен и Ферн добавляет отличный контраст в их меланхоличные приключения, создавая много забавных ситуаций.
Мотивация и цели главных героев
Если говорить в целом, то после 4-х серийного пролога становится понятно, что общая цель главных героев – добраться до Ореола, но попытаюсь более подробно углубиться, и разобрать мотивацию, цели и причины отправляться в это приключение для каждого из главных персонажей.
Для Фрирен, проходя по следам геройского отряда и вспоминая пережитое, это возможность глубже понять людей, разобраться в своих чувствах и вновь встретиться с Химмелем, достигнув Ореол. По мере приключения у неё дополнительно появляется стремление заботиться и оберегать своих спутников в лице Ферн и Штарка из-за появления привязанности к ним.
Ферн на протяжении всего путешествия продолжает обучаться магии у Фрирен, и поскольку их путь явно не из лёгких, для Ферн это приключение также является потенциальным способом (как говорила Фрирен) вписать себя в историю и стать известнейшим магом, известнее даже чем сама Фрирен. Этим она не только добьется гордости от своего учителя, но также отдаст долг Хайтеру и ещё раз ему докажет, что он не зря спас её в детстве. Всего этого она сможет достигнуть добравшись до Ореола, где также сможет увидеться с Хайтером.
В случае с Штарком всё намного проще: он не только хочет отдать долг своему учителю Айзену за годы тренировок, пока тот ещё жив, но и как бы это банально ни звучало, он просто жаждет приключений.
Небольшое отступление про эмоционал персонажей
Не раз встречал мнение, что мол «в «Фрирен» персонажи – безэмоциональные куклы». Ну, вообще-то время от времени они изображают прикольные мемные мордашки, но если мы опустим это, то мой взгляд на это такой – да, так может показаться, потому что у персонажей здесь попросту нет излишней эмоциональной экспрессивности и они не овер-реактят на всё подряд. Единственным исключением иногда является Штарк, который по моему мнению как раз таки отлично вписывается, ведь во многом благодаря нему тайтл балансирует между грустными и комедийными моментами. Возможно, многие уже и привыкли видеть слишком карикатурных персонажей с гипертрофированными эмоциями в аниме, но лично мне больше по душе смотреть на спокойные лица в «Фрирен».
Добавлю ещё важную вещь: чтобы лучше понимать чувства персонажей в этом аниме, нужно не только уделять много внимания тому, что говорят, но и ещё больше тому, что показывают. Потому что здесь иногда вместо слов достаточно простой двухсекундной улыбки на экране, чтобы понять многое.
О каждом второстепенном персонаже писать не буду, затрону лишь нескольких самых интересных для меня (хотя на самом деле здесь таких много).
ÜbelЮбель, она же неуравновешенная маньячка-гений. Изначально нам известно, что с прошлого экзамена она была исключена за убийство экзаменатора (на минуточку мага первого класса), а во время действия нового экзамена она снова с легкостью смогла победить ещё одного экзаменатора, хоть и копию. Теперь давайте попытаемся оценить и разобраться в её способностях.
Юбель по своей внутренней природе имеет уникальную способность: она может копировать чужую магию. Всё что ей нужно для этого – достаточно проникнуться целью, то есть понять её чувства и смочь сопереживать ей, и тогда она сможет полностью скопировать магию своей цели. Юбель даже не нужно понимать как работает украденная ею магия, чтобы свободно использовать её, поскольку ещё одна из уникальностей Юбель в том, что у неё небольшие беды с башкой, отчего она может представлять то, что нормальному человеку и в голову не взбредёт, а всю магию может применять лишь полагаясь на свою интуицию и ощущения. Это позволяет ей использовать всю магию без необходимости понимать внутренние принципы работы.
В общем, из-за невероятных способностей к визуализации Юбель может творить своими заклинаниями казалось бы невозможное для обычных людей. Она владеет заклинанием Раильзайден, которое способно разрезать почти всё что угодно, если она сама верит и может представить, что это можно сделать. Да-да, ведь магия – это в первую очередь визуализация. Заклинание сильное, но вовсе не настолько имбовое как многие думают: оно не может прорезать магический щит, а его радиус всего пять метров. Благодаря своему нестандартному мышлению и подходу к магии Юбель очень выделяется среди всех других магов.
Кстати говоря, на экзамене видно, как Юбель привязывается к Ланду и постоянно следует за ним, потому что хочет узнать его получше и завладеть его способностью, которая, стоит признать, и правда любопытная.
LandЛанд – интересный и харизматичный персонаж, о котором мало что известно. Обладает способностью создавать клонов, которые имеют все способности оригинала и могут существовать на больших расстояниях от него. Момент, когда выяснилось, что Ланд весь экзамен сидел дома и чаи гонял, конечно, удивил.
DenkenДенкен – на первый взгляд мутный и коварный, а на самом деле очень смышленный и приятный старичок. Бедняга, которому пришлось сдавать экзамен лишь для того, чтобы попасть на могилу своей жены. До экзамена он воспринимал магию по большей части как инструмент для политической борьбы, но встреча с Фрирен его немного поменяла.
Происхождение и развитие магии
Согласно преданиям, изначально магия считалась порождением демонов и была полностью запрещена среди людей. Всё изменилось только благодаря великому магу FlammeФламме, которая добилась начала исследований магии и подготовки первых магов. Это дало людям возможность противостоять демонам. С тех пор её считают основательницей всей человеческой системы магии. Её ученица Фрирен также внесла значительный вклад в развитие магии: с её помощью человечеству удалось освоить смертельное заклинание демонов Зольтраак, которое позже модифицировали специально для убийства демонов.
Также людьми была создана защитная магия (магический щит), специально против Зольтраака и других магических заклинаний. В одной из серий RichterРихтер нам дает знать, что этот щит практически бесполезен против физических атак, а для того чтобы компенсировать эту уязвимость – нужно усилить щит, но чем прочнее нужен щит, тем сложнее заклинание его сотворения. В опасный момент маг может попросту не успеть его создать и погибнуть.
Устройство магии
Магия основана на визуализации и зависит от трёх основных компонентов: количества маны, умения её контролировать, и силы, с которой магия испускается. По сути, магия здесь бывает четырех видов: человеческая, демоническая, эльфийская и магия Богини (лечебная). Из интересного, это не создаёт никаких ограничений – магия одной расы может быть усвоена другой расой. Например, от Фрирен мы узнаём, что человечество повзаимствовало магию полёта у демонов. Лечебная магия обыграна любопытно: только талантливые священники владеют магией исцеления и способны лечить раны с помощью магию Богини, но использовать её могут не только они – любой маг, имеющий при себе священное писание, тоже может применять простые целебные заклинания. Мне понравилась общая логика магии: заклинания, которые когда-то были крайне опасными, спустя 80 лет значительно ослабевают из-за различных факторов, потому что магия в мире Фрирен постоянно меняется и развивается.
Про юмор, мемы и фансервис
Юмор – это вещь очень субъективная, так что скажу за себя. Юмор в «Фрирен» мне понравился и показался уместным и не надоедливым, без слишком сильного перегибания до какого-то мега кринжа.
Насчёт фансервиса в «Фрирен». Существует два мнения: 1) что его в этом аниме достаточно; 2) его нету, и вообще фансервис сцены на самом деле не фансервис. Итак, чтобы разобраться в этом, давайте обратимся напрямую к истинному значению этого слова. Фансервис – прием, предназначенный для привлечения внимания зрителя (дословно – «обслуживание фанатов»). Это сцены, визуал или отдельные объекты в кадре, иногда отсылки, целые серии или арки, направленные на удовлетворение эстетических потребностей какой-либо группы фанатов. Фансервис, как правило не влияет на сюжет.
Теперь вопрос: есть ли фансервис в «Фрирен»? Ответ: конечно есть, правда, не такой, какой все привыкли видеть.
В этом аниме действительно это реализовано интересно, я бы даже сказал гениально. Фансервис здесь очень аккуратный и неклассический, но вполне рабочий – не сказать что от него портится вайб, и при этом он явно принес немало популярности тайтлу: Фрирен, постоянно застревающая в мимиках, кадры с ножками на весь экран, и... не поверите, даже кадр с подмышкой Юбель – всё это завирусилось в интернете, также как и мемы с самодовольным лицом Фрирен в сцене с зельем. Ну и все эти мордашки, которые строят Фрирен, Ферн и даже Зерие (хоть и всего один раз) – это умилительно прекрасно. < ( = w = ) >
Студия Madhouse во главе с режиссером Keiichirou SaitouКэйитиро Сайто (известен по своей работе над Bocchi the Rock!) показали настоящий мастер-класс. Известно, что некоторые серии (7, 13, 14, 17, 18, 19, 22) были полностью переданы на аутсорс другим студиям, но особо сильной просадки в качестве я не наблюдал.
Визуальная часть и качество анимации просто на запредельном уровне, особенно в экшен-сценах. Хореография боёв была поставлена великолепно. Ещё иногда сильно бросается в глаза то, насколько качественная анимация у одежды и волос.
Сейю для персонажей подобраны удачно, голоса очень подходят к темпераментам персонажей (в английской озвучке голос той же Фрирен мне вообще не понравился, в японской намного более подходящий). Звуковой дизайн сделан на высоком уровне, а саундтреки Эвана Колла создают прекрасную атмосферу и идеально дополняют визуал. Среди опенингов и эндингов я бы выделил первый опенинг от YOASOBI и первый эндинг в исполнении milet.
Сцена с танцем в 15 эпизоде – мое почтение, отличная проработка теней и анимация. Для экранизации одного единственного (!) фрейма с танцем из манги Madhouse обращались за помощью в школу танцев, чтобы им предоставили хореографию и референсные кадры. Удивительно также и то, что ключевой аниматор этой сцены полностью нарисовал её от руки, не прибегнув к использованию ротоскопинга или CGI. Ну и вишенкой на торте является шедевральная композиция от Эвана Колла, созданная специально под этот вальс.
Коротко про эту сцену
В аниме индустрии не так уж и часто можно увидеть, когда адаптация лучше чем первоисточник, но Фрирен – это как раз тот случай, где аниме явно превосходит мангу. В основном я говорю про визуальную часть, но не только про неё, ведь в аниме было добавлено немало новых сцен, а также значительно улучшены или переработаны многие уже имеющиеся элементы. Заметно, что студия Madhouse и причастные к адаптации люди приложили огромные усилия, стремясь выжать максимум из каждого фрейма. Ниже наглядно приведу примеры для сравнения:
Серия 2
701x258
В манге от всего этого диалога было лишь самое начало, и то в другой локации. Дальше сразу же таймскип
701x258
В манге от всего этого диалога было лишь самое начало, и то в другой локации. Дальше сразу же таймскип
Серия 10
Серия 14
Серия 15
В этой серии нововведений, изменений и улучшений было больше всего:
410x557
Как танец Ферн и Штарка выглядел в манге
Вернёмся в самое начало этой же серии. В аниме добавили сцену в повозке, где Зайн спрашивает у главных героев сколько они уже вместе путешествуют
После победы над цветком хаоса в аниме показали короткую сцену где Штарк просыпается, в манге этого не было
Дальше интересное изменение:
В этой серии нововведений, изменений и улучшений было больше всего:
Как танец Ферн и Штарка выглядел в манге
Вернёмся в самое начало этой же серии. В аниме добавили сцену в повозке, где Зайн спрашивает у главных героев сколько они уже вместе путешествуют
После победы над цветком хаоса в аниме показали короткую сцену где Штарк просыпается, в манге этого не было
Серия 16
В начале 16 серии была добавлена сцена с флешбэком Зайна, где он в юности проводит время со своим другом Гориллой, в манге этого нету
В начале 16 серии была добавлена сцена с флешбэком Зайна, где он в юности проводит время со своим другом Гориллой, в манге этого нету
Серия 23
В аниме на сцену с битвой против копии LaufenЛауфэн было выделено немало времени, и это всё с очень хорошей анимацией и визуалом
415x535
В манге вместо этого был просто один фрейм с уже побеждённой копией Лауфэн
В аниме на сцену с битвой против копии LaufenЛауфэн было выделено немало времени, и это всё с очень хорошей анимацией и визуалом
415x535
В манге вместо этого был просто один фрейм с уже побеждённой копией Лауфэн
Серия 24
Серия 27
Небольшой косяк от автора
Сравнение фоновой проработки и детализации
Сравнение архитектуры домов
В манге во многих локациях можно частенько увидеть очень недетализированные и буквально "ctrl+c" "ctrl+v" дома, из которых созданы даже целые деревни, что выглядит немного нелепо. В аниме-адаптации в этом плане реализовано получше
697x2901920x1080
471x3851920x1080
807x3841920x1080
344x4481920x1080
270x3901920x1080
В манге во многих локациях можно частенько увидеть очень недетализированные и буквально "ctrl+c" "ctrl+v" дома, из которых созданы даже целые деревни, что выглядит немного нелепо. В аниме-адаптации в этом плане реализовано получше
471x3851920x1080
807x3841920x1080
344x4481920x1080
270x3901920x1080
Как я понимаю, студия Madhouse редко продолжает работу над одним и тем же тайтлом после анимации первого сезона, обычно передавая права другой студии. Однако в случае с «Фрирен» уже официально подтвердилось, что они продолжат работу над вторым сезоном, и слава богу.
После анонса второго сезона появились слухи о том, что над ним будет работать та же команда профессионалов, что и над первым сезоном. Из уже подтвержденной информации известно, что в проекте примут участие следующие люди: режиссер первого сезона Keiichirou SaitouКэйитиро Сайто, композитор Evan CallЭван Колл и ответственная за фоновую рисовку Seiko YoshiokaСэйко Ёсиока. Вселяет большие надежды на качественную адаптацию второго сезона.
«Провожающая в последний путь Фрирен» – это невероятно душевное, доброе, уютное и милое аниме с потрясающей визуальной составляющей и отличными саундтреками. Это аниме, при просмотре которого можно как погрустить, так и хорошенько посмеяться, ну или хотя бы улыбнуться. Лично я получил невероятное эстетическое удовольствие лишь просто смотря этот тайтл, и мне понравились даже не столько битвы, сколько простые одиночные эпизоды с короткими историями, которые как раз и заставляют прочувствовать то, насколько это аниме человечное – постоянный wholesome вайб сохраняется весь просмотр. Удивительно, как «Фрирен» заставляет полюбить или хотя бы проникнуться уважением практически к каждому персонажу, который появлялся в этом аниме.
Подводя итоги, это аниме принесло мне гораздо больше впечатлений, чем я ожидал изначально. Тайтл лично для меня идеален во многих аспектах, а если в чем-то и не идеален, то всё равно лучше чем любой среднячок, выходящий в наше время. Очень понравился меланхоличный стиль повествования и его размеренный темп, ну и чилловая атмосфера, которая сохраняется на протяжении всего аниме. С нетерпением жду второй сезон!
Комментарии
Твой комментарий
@butterfly effect, Отличный отзыв на отличное аниме. Подобного старания над отзывом Фрирен явно заслуживаетЕдинственное я бы тебе посоветовал в некоторых местах поменять div=cc-2a, на просто div=cc-2, чтобы на телефонах интерфейс адаптировался и не было подобных багов:
Хотя тут смотрится хорошо:
519x583
@butterfly effect@BadPurse, Спасибо, исправил.@BadPurse@butterfly effect,996x818
@Ozil, Ну, как минимум, Волчица и пряности, Союз Серокрылых@butterfly effect, Дружище, эти пропущенные через нейросетку скриншоты выглядят максимально плохо. Если тебе самому хочется извращений с апскейлом, то хотябы нормальный алгоритм используй типа Anime4K (Работает как шейдер для плеера в реальном времени к тому же), а не этот дешман. Если для тебя на первом месте читатели обзора, то вставляй оригинальные кадры@butterfly effect@Coлнышкo, Хорошо, просто я прибегнул к использованию апскейла по той причине, что у меня сейчас монитор даже не full hd, поэтому качество на всех моих скриншотах само по себе было плохое. Нормальных и бесплатных сайтов/программ для этого дела особо не знаю, поэтому что первое нашёл через то и прогнал, так и получилось. Не думал конечно, что это прям так плохо выглядит, но если так то окей, мне просто на своём мониторе тяжело судить)) а так спасибо за адекватную критику и совет, посмотрю и что нибудь придумаю.@Coлнышкo@butterfly effect, Главная проблема апскейла что ты использовал в количестве артефактов. Взгляни на окружение (Твой скриншот - Ориг - Anime4K):1920x10801920x10801920x1080
Если же говорить о технологии в целом, то тут сильно зависит от графики тайтла, конкретного кадра, степени апскейла: где-то и вправду картинка станет приятней даже на "максимальных оборотах", а где-то даже небольшой апскейл сильно всё испортит просто из-за воздействия на лайн например (Может появиться много "грязи" при слишком тонком или мыла при толстом). Вообще тут оч много моментов, но не буду углубляться
@butterfly effect@Coлнышкo, Вижу, странно конечно, что я сам этого не заметил, хотя в глаза вроде сразу бросается, надо будет поправить обязательно@Coлнышкo@butterfly effect, Если соберешь номера серий и таймкоды для скриншотов, то меня не затруднит сделать их для тебя в хорошем качестве@butterfly effect@Coлнышкo, Спасибо, но не хочу обременять своими проблемами, я в принципе уже разобрался с Anime4K, так что думаю справлюсь сам)@butterfly effect,Хороший обзор, но коротковат... Пары томов не хватает...
видно, что автор старался, но не смог усидеть на двух стульях сразу и смешал скучную нудную интересную только ему воду и реальную конкретику про само аниме.. больше двух абзацов не выдержал "этого".
не мне решать какие отзывы хорошие, а какие то отврат, но любому было бы интереснее читать отзыв про само аниме, впечетление о нем, плюсы и минусы, какие эмоции оно подарило, а не как автор познакомился с сериалом...
@butterfly effect,@Animator007И я не знаю зачем, ведь если вы только знакомитесь, то вряд ли вам в принципе стоило открывать этот отзыв, поскольку в самом начале предупреждение о спойлерах, но вы кажется это не увидели.
Опять же, если вам просто нужен синопсис - достаточно было прочитать описание аниме на этом же сайте, а не лезть в отзыв с пометкой *осторожно спойлеры*.
В предисловии я сразу написал о том, что отзыв (который по сути обзор) будет большой, и уже лишь по этой информации можно понять, что это не просто короткий отзыв с синопсисом и "плюсами и минусами". Это вы, судя по всему, тоже пропустили.
Кому-то интересно, если вам нет - не читайте, всё просто. Кстати, то, что вы под конец перечислили как раз в отзыве есть, и этого там вполне достаточно. И учитывайте, что я никого не заставляю читать мой отзыв от начала и до конца. Тем более, что он для тех, кто уже посмотрел это аниме, а не для тех, кто только с ним знакомится. Догадаться об этом можно было увидев ту же пометку о спойлерах.
@Faze_Goqu@butterfly effect,Это лучший отзыв на фрирен, друг мой. Действительно отличная работа, которую я буду рекомендовать людям, сомневающимся, стоит ли смотреть это аниме. (тем, кто не боится небольших спойлеров, само собой )
@butterfly effect,@Animator007@Соnnоisseur_desu, Спасибо, приятно@butterfly effect, 10 из 10 отзыв!!!Читать было все крайне интересно и познавательно.
Спасибо за проделанную работу.