Кстати, аналоги местных полицейских делятся на исполнителей и инспекторов. Первые – это потенциальные преступники с окончательно испорченным психопаспортом, и стоять на страже закона для них – это единственная альтернатива лечебнице строгого режима. Задача вторых – контролировать исполнителей, не ввязываясь в процесс детективной работы самим, чтобы сохранять свой психопаспорт в норме. Именно инспектором и станет протагонист.
Итак, почти с самого начала нам демонстрируют главного героя сериала – Цунемори Аканэ, только-только заступившую на службу в Бюро Общественной Безопасности. Сразу после того как флэшфорвардом покажут эпическое противостояние Когами Шиньи, одного из исполнителей Бюро, и Макишимы Шого, главзлодея всего шоу. Кажется, Уробучи, сценарист PP, вообще любит с начала показывать двух персонажей как заклятых врагов, и вести их борьбу через весь сюжет (привет, Fate/Zero). То, как открыто это пихается в лицо зрителю, выглядит не особенно изящно или естественно, да и заявленная «похожесть» этих двоих не добавляет каких-то новых граней их взаимоотношениям. Ну да ладно.
Возвращаясь к Аканэ - она характеризуется как талантливая, но не совсем уверенная в себе девушка. Благодаря высоким баллам на выпускных экзаменах она могла пойти работать куда угодно, но решение в пользу Бюро (где наблюдается дефицит квалифицированных кадров) является следствием ее желания реализоваться и найти свое место в обществе. Правда, поначалу ее поведение, мимика, ее реплики отчетливо указывают, что она чувствует себя не в своей тарелке, исполняя работу инспектора. Так, в первой же серии ей сходу приходится иметь дело с настоящим преступником, а пользоваться доминатором для нее в новинку. Хотя у нее точно были некие обучающие курсы, инспектор Гиноза и исполнители все равно объясняют ей (а на самом деле, конечно, зрителю) принципы работы доминатора, и каковы обязанности «начальников и подчиненных», так что смотрится все это самую малость странно.
Но это лишь мелочь. На самом деле, первая серия шоу выглядит очень многообещающе. Помимо непосредственного знакомства с главными принципами устройства этого мира, она четко задает идею, вокруг которой и будет вращаться весь сериал. С одной стороны мы имеем Сивиллу, при помощи новейших плодов научно-технического прогресса единолично выносящую приговор любому человеку в зависимости от его КП. А коллеги Аканэ по различным причинам, которые раскроются далее, безоговорочно ей подчиняются. С другой – сама Аканэ. Будучи сама частью системы, она видит ее проблемные места, и пытается хотя бы немного изменить это. Хотя бы повлиять на решения ее ближайшего окружения в лице исполнителей, насколько это вообще в ее силах. Именно это и происходит в сцене, где у девушки, ставшей жертвой преступника, КП возрос до значений, позволяющих использовать на ней доминатор. Абсолютно все окружающие Аканэ работники Бюро аки роботы готовы выстрелить в беззащитную девушку только потому, что это разрешает Сивилла. Чего Аканэ, разумеется, никак не хочет допустить. И в конечном счете ей самой, буквально сражаясь за жизнь девушки, приходится парализовать Когами выстрелом из доминатора.
Собственно, после событий первой серии Аканэ также сомневается в своем решении поступить на работу в Бюро, пытается лучше понять Когами.
Вообще, ее размышления, переживания, рефлексия касательно происходящего вокруг нее не в последнюю очередь и выделяет Аканэ на фоне остального каста. Как говорил Котомине Кирей, сомнения и делают тебя человеком. Но по ходу повествования она набирается опыта, становится более уверенной в себе, обретает больше решимости. Хотя на ее пути было достаточно препятствий, способных сломить ее, но то, во что она искренне верит и за что держится, не позволяет ей упасть. В определенный момент картина мира в ее сознании полностью складывается, за счет чего она окончательно формирует свои убеждения и отношение к системе. Это очень хорошая арка персонажа, которую я далее исследую подробнее. Со спойлерами, разумеется. Наглядно ее рост как человека и как блюстителя закона демонстрируют рифмующиеся сцены из начала и конца сериала: в первой серии она только заступала на службу, а Гиноза обучал ее, в последней же она сама выступает в роли наставника для новоприбывшей Шимоцуки. Правда, ее наставления несколько отличаются от того, в чем ее когда-то убеждал Гиноза.
Подводя промежуточный итог, образ Аканэ явно удался. А что насчет других сотрудников Бюро, за попытками которых выследить Макишиму мы и наблюдаем весь сериал? Коротко – очень скучно. У большинства из них одномерные, максимально поверхностные характеры, никуда не двигающиеся и никак не меняющиеся. Кагари - весельчак, Кунизука - бревно, Караномори – сексуализированное и «умное» бревно. Никакого утрирования, это вполне исчерпывающе характеризует их. Тем забавнее, что Кунизуке целую серию на флэшбек выделили. Которая, хотя и подкидывает пару маленьких деталей насчет мира сериала, никак не влияет на дальнейшее развитие истории и не способствует развитию Кунизуки как персонажа. Она как была бревном, валяющимся где-то на заднем плане и ничего полезного не делающим, так им и останется, никакой весомой роли в сюжете не играя. Похоже, это еще один излюбленный прием Уробучи – в рандомный момент повествования впихнуть никому не сдавшийся флэшбек, представляющий из себя бесполезную графоманию.
В меньшей степени проклятие плохой проработки персонажей коснулось образов Масаоки и Гинозы. Эти двое связаны четким, ощутимым конфликтом, во многом определяющим их как людей. Масаока даже после введения Сивиллы, хотя никогда не поддерживал ее, продолжил выполнять свой долг как детектив, в конечном счете испортив себе психопаспорт и не оставив себе других вариантов, кроме как стать исполнителем. Гиноза, его сын, воспринял это как предательство и, став инспектором, свел их общение вне рабочих рамок к минимуму. Однако понятно, что разногласия между ними все равно неизбежны. Тем не менее,
ближе к финалу Масаока не раздумывая жертвует собой, чтобы спасти сына, тем самым поставив близкого человека выше своего долга и на деле доказав, что для него важнее
Гиноза явно работает инспектором достаточно долго, поначалу он предан системе и пользуется ее особым доверием. Имея немалый опыт работы в Бюро с разделением на инспекторов и исполнителей, он пытается предостеречь Аканэ от сближения с потенциальными преступниками, в частности, с Когами, поскольку не желает для нее такой же судьбы, какая выпала последнему. С другой стороны, сама Аканэ, ее прогресс как детектива хоть и не напрямую, но заставляют Гинозу сомневаться, подталкивают его выйти на какой-никакой контакт с отцом. А впоследствии, в силу изменившихся обстоятельств, его преданность системе расшатывается, и он открыто просит у Масаоки совета. Сам Масаока же, наученный горьким опытом, предостерегает как Аканэ, так и Гинозу от того, чтобы идти вразрез с приказами Сивиллы. Такие органично вплетенные в сюжет отношения героев можно назвать примером качественной работы с персонажами.
Но понятно, что из всех коллег ГГ наиболее важен для сюжета Когами. И к сожалению, едва ли его можно назвать интересным персонажем. Весь сериал ходит с мордой кирпичом, демонстрирует минимум эмоций, строит из себя опытного умного детектива (но получается неоднозначно, о чем будет сказано далее). Его образ могла бы дополнить и углубить его предыстория, но она настолько скудна и банальна, что никаких эмоций не вызывает. После событий 1 эпизода Когами вроде бы заявляет Аканэ о своем желании быть именно детективом, защищающим обычных людей, а не просто «охотничьим псом» на службе системы, но это всего лишь пустые слова, ничем не подкрепленные. На деле же едва ли у Когами были иные цели, кроме как мстить и быть псом.
Еще в начале 3 серии показано, как он усердно тренируется, и как собирает сведения о Макишиме, ответственном за смерть его друга. И как только на сцене появляется этот самый Макишима, он действует исключительно как тот самый пес, движимый только местью, никак не меняясь на протяжении повествования. Даже когда у него появляется такой инспектор, как Аканэ, заботящийся о людях, а не просто о выполнении воли Сивиллы, Когами, как истинный Лев Толстой на словах, не предпринимает даже малейших попыток измениться как человек. Если смысл этой сюжетной линии в том, что он желал именно защищать людей, а не убивать их, но ради мести за друга он перестает думать о чем-то помимо убийства Макишимы, то это исполнено слишком скучно и просто слабо. Сложно сказать, что думает и чувствует Когами по этому поводу (ничего), тяжело ли ему дается принятие таких решений (нет), ведь он по большей части безэмоционален и полностью статичен. Его письмо Аканэ в конце 18 серии могло бы поправить ситуацию, но одного его мало - в контексте всего, что он делал раньше и будет делать далее, оно выглядит как отмазка и попытка оправдаться. Ложь во благо, так сказать.
Иначе, зачем вообще тогда вся эта история со смертью друга, попросту вредная для его сюжетной линии? Ведь из-за нее просто невозможно однозначно сказать, что именно движет Когами – месть и пресловутые инстинкты пса или желание остановить зло в лице Макишимы (хотя говорящих в пользу первого фактов несравненно больше). Других же проявлений этого, с позволения сказать, внутреннего конфликта, нам не завезли. Интересно, как при всем этом я должен сопереживать ему и беспокоиться за его судьбу? И по итогу Когами – это не более чем персонаж-инструмент, его максимум – коряво продемонстрировать, что система делает из людей с изначально благородными мотивами охотничьих псов, а интереса сам по себе он не представляет. Просто еще один камень в огород Сивиллы, призванный лишний раз показать, насколько же система плохая.
Далее, в течение порядка семи серий или около того, фокус смещается в сторону нескольких отдельных, поначалу не связанных друг с другом дел, которые расследуют герои. Самое время поговорить про детективную составляющую Psycho-Pass. Что ни говори, а детективная работа выступает в этом шоу основным двигателем сюжета, именно посредством "дедуктивного метода" герои в большинстве случаев определяют, что им следует делать дальше, чтобы достичь стоящих перед ними целей.
И она не то чтобы плохая… я лучше назову ее «странной». Одна из ее странностей – местами недостаток или полное отсутствие комментариев или пояснений насчет того, как рассуждают наши стражи порядка. В процессе расследования они находят улики и затем очень быстро приходят к выводам, неизменно правильным, но как им это удается, никто не объясняет. По сути, найденные ими улики лишь косвенно подтверждают их заключения, как косвенно подтверждают еще миллион других вариантов, но почему-то первая же версия у наших гениев всегда оказывается правильной. В квартире жертвы забит сортир – значит, преступник точно разрезал тело на куски и смыл его туда (как это вообще возможно? Ничего лучше не придумали?). За колонной стоит какой-то человек – значит, он и есть тот потенциальный преступник, который нам нужен. Почему именно он? «Зверь зверя издалека чует».
Если честно, весь этот «собачий нюх» - отдельная тема для обсуждения. В сериале неоднократно пытаются обосновать умозаключения персонажей тем, что они потенциальные преступники, и потому мыслят тем же образом, каким мыслят те, кого они ловят. Но вот как именно они мыслят, чем это мышление отличается от мышления обычного человека – показать ни у кого из авторов желания не было. Все это выглядит так, будто персонажи владеют абсолютной интуицией. Или читали сценарий. Масаока еще в первой серии обмолвился о том, что «в нашей работе логикой и не пахнет». Ну, оно и видно. Лично мне из всего этого особенно запомнился момент, когда Сайга, этакий наставник Когами, по одному взгляду на последнего сумел определить, что у того при себе есть припрятанный револьвер. Объясняет он это наблюдательностью и логическим мышлением, но опять же – как именно, на основе чего он так решил, авторы не объясняют. Очевидно, потому что сами не понимали, как вообще можно до такого додуматься, и из-за этого списали все на логическое мышление, пытаясь лишний раз показать персонажа умным. Хотя по факту все это не интуиция, не собачий нюх и не логика, а самая что ни на есть магия. Магия сценария.
К счастью, не всегда все происходит именно так. В ходе дела о Мидо блюстители порядка, обсуждая материалы у себя в HQ, выдвинули предположение, проанализировали статистику, отследили закономерность и лишь потом сделали вполне логичные выводы касательно того, кто же преступник, похищающий и использующий аватары других людей в местной виртуальной реальности. А в случае с Оре Рикако создатели сериала успешно показали, что даже наши гении детективного ремесла с их потрясающей эрудицией не всеведущи: чтобы лучше понять замысел автора скульптур из человеков, Когами пришлось искать стороннюю помощь в лице вот этого колоритного кадра. Жаль, что таких показательных моментов в сериале почти нет.
Ну, а когда герои наконец определяют личность преступника, их действия по его поимке, прямо скажем, тоже не всегда рациональны. Взять тот же случай на заводе – раз у вас есть подозреваемый, почему бы не вывести его за пределы экранирующего барьера и проверить психопаспорт? Если не уговорами, так просто вырубить и перенести? Какой смысл разыгрывать целый спектакль (крайне ненадежный, замечу) и затем рисковать своими жизнями, пытаясь поймать его с поличным? Забавно, что Аканэ, как единственный адекватный персонаж, даже после начала «операции» пытается вразумить остальных. «Зачем вы все это устроили?» или «Он уже выдал себя, вызовем подкрепление!». Но увы, в Когами опять какие-то стремные собачьи инстинкты взыграли.
Другой показательный пример, из финальной части сериала.
Методом собачьего нюха герои предполагают, что Макишима планирует и дальше строить свои козни по подрыву влияния Сивиллы, вместо того чтобы залечь на дно, но никаких конкретных зацепок у героев нет. Что же делать в таких невыгодных условиях? Сайга, к которому Когами обращается за помощью, придумывает гениальный план – зайти на некий сайт, не одобренный Сивиллой, и поспрашивать тамошний контингент на тему «как можно свергнуть систему». И это работает! Какое же замечательное совпадение, что очередная пешка Макишимы не только знает об этом сайте, посещает его в нужный момент и замечает публикацию Сайги, но и выкладывает там план «коллеги» на блюдечке с голубой каемочкой. Ну а затем безошибочно вычислить эту самую пешку для героев, конечно же, никакого труда не составит. Ммм-да, тут сценарист явно испытал приступ дичайшей лени. И как после этого называть Сайгу и Когами умными, склонными к «логическому мышлению» людьми, когда по факту они самые настоящие экстрасенсы?
Похоже, они и сами в курсе
И еще, насчет определения личности преступника. Другая проблема детектива в Psycho-Pass – зрителю практически не предлагают вопросов, найти ответ на которые он мог бы самостоятельно, поразмыслив. Круг подозреваемых либо состоит буквально из одного человека, либо злодея нам просто показывают прямо, в обход главных героев, — это даже Макишимы касается. Так что никакой интригой здесь и не пахнет, и приходится просто плыть по течению и ждать, когда вот этот конкретный тип будет схвачен или задоминирован. По факту, в таких условиях остается наблюдать лишь за способом, за счет которого герои обнаружат опасного элемента, но тут, как можно понять, не все гладко и раз на раз не приходится; загадок, над которыми героям действительно пришлось бы поломать голову, нет, а оценки ситуации сотрудниками Бюро варьируются от «в принципе, логично» до «как вы до этого могли додуматься?». Да и наблюдая за стороной преступников, то и дело задаешься вопросами. Например, удивительно, как при всех сканерах КП, дронах и прочих мерах безопасности они неизменно остаются незамеченными, а то и вовсе размещают скульптуры из человеческих тел прямо посреди города так, чтобы никто даже внимания не обратил. Или другой вопрос, один из многих, не дающих мне покоя в этом шоу: как это так получается, что повсюду в классах элитной академии, где училась Рикако, установлены камеры со звукозаписью, но нигде нет сканеров КП? Если бы они были, она со своим КП выше 400 не разгуливала бы преспокойно на свободе, а давным-давно превратилась бы в кровавую кашу.
И ладно бы еще эти преступники были интересны. Но нет, тут и говорить особо не о чем. Одна, пытаясь подражать отцу, делает статуи из трупов людей, другой охотится на людей и считает, что это продлевает ему жизнь и заставляет чувствовать себя молодым, третий - просто подсос главгада. Каждый из них – не более чем проходной психопат, фигурирующий в сюжете на пару-тройку эпизодов, после чего от него благополучно избавляются.
В общем-то, для авторов детектив тут явно не в приоритете; скорее, у первых серий Psycho-Pass есть другая, и довольно очевидная функция – познакомить зрителя с персонажами, а также с миром сериала. Каждое расследование проходит в новых декорациях и с новыми мотивами преступников, так что представление о жизни людей под контролем Сивиллы складывается, можно сказать, разностороннее. Мы наблюдаем и городские кварталы, и производственные предприятия, и ночные клубы, и даже VR-чаты; затрагиваются сферы искусства и образования. В общем, за это разнообразие шоу вполне заслуживает похвалы. Но нельзя не упомянуть, что все эти аспекты жизни либо демонстрируются крайне поверхностно и без попыток раскрыть соответствующую тему глубже, просто на уровне «оно существует» (как цензура в искусстве), либо оставляют вопросы к правилам работы этого мира и, следовательно, к важнейшему конфликту истории – система против… ну, на самом деле против анархии. Но об этом позже. Вместо этого, глубины поднимаемым в сериале темам призваны придать многочисленные отсылки на произведения искусства и философские труды, разбросанные по ходу повествования.
Небольшое отступление об отсылках, цитатах и прочем. Вероятно, существует мнение, что чем больше референсов к различным трудам философов и произведениям искусства напихать в свое творение, тем более умным и изысканным оно будет. По крайней мере, если исходить из конечной картины, так и считают авторы кое-каких шедевров. Такой подход запросто может стать одним из факторов, превращающих продукт в унылую душную поделку без особых намеков на качественный нарратив. Так вот - создатели Psycho-Pass, к счастью, понимают, как делать хорошие отсылки. Во-первых, они по большей части уместны. Если на фоне, пока идет монолог о Сивилле, мы наблюдаем фреску «Сотворение Адама» Микеланджело, мы можем легко отследить параллель: Сивилла стремится к идеалу, но так и не достигает его. Или книга «Сердце тьмы», которую читает Когами – произведение о, грубо говоря, темной стороне человеческой натуры, и это перекликается с идеями сериала о «преступном мышлении», убеждениями Макишимы и т.п. В ту же категорию цитаты вроде «Если долго смотреть в бездну, бездна тоже начнет смотреть в тебя» - слишком приблизишься к образу мышления потенциальных преступников, захочешь его понять, и сам можешь стать одним из них. Именно такое наставление дает Аканэ Масаока. Во-вторых, в качестве референсов используются вещи довольно известные, в том числе популярные в массовой культуре, поэтому тут хотя бы есть хорошие шансы, что зритель, не имеющий несколько всевышних в области гуманитарных наук, «выкупит». А кроме того, все это подается легко и ненавязчиво, как приятное дополнение к истории «для тех, кто шарит», и не претендует на то, чтобы эту самую историю собой заменить. В отличие от некоторых тайтлов.
Итак, герои наконец приходят к выводу, что за преступниками стоял один и тот же человек – некий кукловод, дергающий за ниточки. Собственно, это и есть Макишима, который, в свою очередь, заинтересовался Когами. Правда, это из-за его «способности добираться до правды», что не совсем коррелирует с идеями Макишимы, ну да ладно. Аканэ, за время совместной работы лучше познакомившаяся с Когами, желает помочь ему в поисках Макишимы. Именно для этого она просит Сайгу, того самого старого знакомого Когами, обучить ее методу составления профиля. Аканэ определенно успела вырасти с начала сериала – у нее теперь есть четкая цель, которой она намерена добиться. Она хочет выполнить свою работу как страж порядка вместе с Когами, в котором видит прежде всего человека, а не исполнителя. Это также приводит к перепалке с Гинозой, лучше раскрывающей убеждения их обоих и еще раз показывающей готовность Аканэ отстаивать свою точку зрения.
Однако, не успела Аканэ открыто встать в полный рост и проявить самостоятельность, как получила удар под дых от Макишимы. Последний использовал одного из своих ручных негодяев, чтобы устроить испытание для Когами, и в итоге все это привело персонажей
.
Сразу видно, у кого здесь highground
Расклад такой: у Макишимы есть ружье и подруга Аканэ в заложниках. Сам Макишима почему-то не распознается доминатором как угроза, так что нейтрализовать его не представляется возможным. И в завязавшемся разговоре Макишима озвучивает свое решение «проверить навыки детектива» Аканэ – он дает ей ружье и говорит убить его, мотивируя это тем, что так она совершит поступок согласно собственной воле, а не по воле системы. В противном случае он убьет заложницу. Аканэ в смятении и, вероятно, вообще не представляя, что делать, разряжает ружье, стреляя в воздух. Результат немного предсказуем.
И эта сцена, хотя и эффектная, но довольно-таки неоднозначная. С одной стороны, она хорошо дает прочувствовать отчаяние Аканэ, особенно после того, как она, выстрелив из ружья, лишилась последнего шанса спасти подругу. С другой – она не сумела сделать то, что было необходимо, не сумела вообще принять решение, и потому просто пожинает последствия. Это отчетливо показано в моменте, когда она поднимает ружье одной рукой, не бросая при этом доминатор, который держит другая; таким образом, демонстрируется, что Аканэ не готова освободиться от влияния Сивиллы, дабы сделать выбор. Я к тому, что ее действия вполне вписываются в ее характер, не противоречат ему и выглядят правдоподобно, вот только именно сочувствовать ей несколько сложнее, зная, что у нее был выбор – притом весьма простой, как минимум в теории. Однако, помимо прочего, данная сцена еще и дает полноценное и окончательное представление о Макишиме и его убеждениях.
Забегая вперед, мне тоже хотелось бы это знать
Вновь то же самое – впечатления двоякие. Макишима подсвечивает слабые стороны Сивиллы, тем самым ставя под удар веру Аканэ в систему, изначально более-менее стойкую. Он задает ей вопросы о том, достаточно ли вердикта доминатора для определения человека как преступника, можно ли на этой основе делить людей на злых и добрых. Более чем справедливые замечания, способные подтолкнуть ГГ к рассуждению о таких вещах, о которых она даже не задумывалась ранее; заставить ее впервые принять решение, отличное от решения Сивиллы. И вроде бы все прекрасно. Но когда он бросает Аканэ свое ружье, начинаются проблемы.
Во-первых, Макишима предлагает ей принять решение самостоятельно, но под решением он подразумевает исключительно убийство. Исходя из того, как будет действовать Макишима далее и из того, как он формулирует свою речь в этом моменте, он буквально оставляет Аканэ единственный вариант, остальные, вроде отказа от убийства из принципов, он вообще не котирует. Словами и действиями он подталкивает ее к конкретному поступку, и называет это решением, принятым «по собственной воле». Это уже звоночек касательно сути Макишимы как персонажа, но пойдем дальше. Во-вторых, Макишима открыто заявляет о своем мировоззрении – люди ценны только, если руководствуются в своих действиях собственной волей, чему препятствует Сивилла, принимая решения вместо них. О том, сколько лишних вопросов вызывают его идеи и насколько они абсурдны в рамках этого мира, я скажу в заключительной части рецензии. И в-третьих, ради этих идей он в прямом смысле готов умереть. Забегая вперед, у него есть большие планы, которые он мгновенно готов отбросить. И для чего? Чтобы пошатнуть психику Аканэ, одного-единственного человека, вынудив ее совершить убийство? Почему для него это настолько важно? Почему ему настолько плевать на свою жизнь? Ответов нет сейчас, и не будет дальше.
Его идеи будут актуальны всегда
Расклад такой: у Макишимы есть ружье и подруга Аканэ в заложниках. Сам Макишима почему-то не распознается доминатором как угроза, так что нейтрализовать его не представляется возможным. И в завязавшемся разговоре Макишима озвучивает свое решение «проверить навыки детектива» Аканэ – он дает ей ружье и говорит убить его, мотивируя это тем, что так она совершит поступок согласно собственной воле, а не по воле системы. В противном случае он убьет заложницу. Аканэ в смятении и, вероятно, вообще не представляя, что делать, разряжает ружье, стреляя в воздух. Результат немного предсказуем.
И эта сцена, хотя и эффектная, но довольно-таки неоднозначная. С одной стороны, она хорошо дает прочувствовать отчаяние Аканэ, особенно после того, как она, выстрелив из ружья, лишилась последнего шанса спасти подругу. С другой – она не сумела сделать то, что было необходимо, не сумела вообще принять решение, и потому просто пожинает последствия. Это отчетливо показано в моменте, когда она поднимает ружье одной рукой, не бросая при этом доминатор, который держит другая; таким образом, демонстрируется, что Аканэ не готова освободиться от влияния Сивиллы, дабы сделать выбор. Я к тому, что ее действия вполне вписываются в ее характер, не противоречат ему и выглядят правдоподобно, вот только именно сочувствовать ей несколько сложнее, зная, что у нее был выбор – притом весьма простой, как минимум в теории. Однако, помимо прочего, данная сцена еще и дает полноценное и окончательное представление о Макишиме и его убеждениях.
Вновь то же самое – впечатления двоякие. Макишима подсвечивает слабые стороны Сивиллы, тем самым ставя под удар веру Аканэ в систему, изначально более-менее стойкую. Он задает ей вопросы о том, достаточно ли вердикта доминатора для определения человека как преступника, можно ли на этой основе делить людей на злых и добрых. Более чем справедливые замечания, способные подтолкнуть ГГ к рассуждению о таких вещах, о которых она даже не задумывалась ранее; заставить ее впервые принять решение, отличное от решения Сивиллы. И вроде бы все прекрасно. Но когда он бросает Аканэ свое ружье, начинаются проблемы.
Во-первых, Макишима предлагает ей принять решение самостоятельно, но под решением он подразумевает исключительно убийство. Исходя из того, как будет действовать Макишима далее и из того, как он формулирует свою речь в этом моменте, он буквально оставляет Аканэ единственный вариант, остальные, вроде отказа от убийства из принципов, он вообще не котирует. Словами и действиями он подталкивает ее к конкретному поступку, и называет это решением, принятым «по собственной воле». Это уже звоночек касательно сути Макишимы как персонажа, но пойдем дальше. Во-вторых, Макишима открыто заявляет о своем мировоззрении – люди ценны только, если руководствуются в своих действиях собственной волей, чему препятствует Сивилла, принимая решения вместо них. О том, сколько лишних вопросов вызывают его идеи и насколько они абсурдны в рамках этого мира, я скажу в заключительной части рецензии. И в-третьих, ради этих идей он в прямом смысле готов умереть. Забегая вперед, у него есть большие планы, которые он мгновенно готов отбросить. И для чего? Чтобы пошатнуть психику Аканэ, одного-единственного человека, вынудив ее совершить убийство? Почему для него это настолько важно? Почему ему настолько плевать на свою жизнь? Ответов нет сейчас, и не будет дальше.
По итогу, этот эпизод больше и лучше работает именно на характеризацию Аканэ. В противовес себе же из начала сериала, она не видит смысла горевать по поводу случившегося (или по крайней мере, не показывает своих переживаний) – вместо этого она лишь укрепляется в своем желании поймать Макишиму, тем более что теперь у нее с Когами появилось куда больше общего. И для этого она решается на попытку воссоздать его образ, хотя есть риск негативных последствий для ее КП. В этом контексте лучше раскрывается ее вера в свой долг детектива, долг перед законом и обществом, который она ставит выше своих чувств и своего личного блага. По-видимому, это и служит ей опорой, не дающей ее психопаспорту испортиться. В отличие от Когами, она не просто жаждет мести, а стремится заставить Макишиму ответить за свои злодеяния в соответствии с законом. Вот почему она принимает решение не убивать поверженного Макишиму, хотя Когами пытался убедить ее в обратном.
Впрочем, вскоре Макишима сбегает, а следом за ним и Когами, и в изменившейся обстановке Сивилла решает придать Аканэ мотивации и раскрыть ей правду о себе – а именно, что
система есть набор живых мозгов криминально бессимптомных людей, обеспечивающих ей огромную вычислительную мощь
Так или иначе, нужный Сивилле эффект был достигнут: если раньше у Аканэ могли оставаться сомнения насчет того, правильно ли она поступает, то теперь в ее сознании места для колебаний не остается. Это связано с тем, что сейчас, наконец-то увидев полную картину, она понимает, чего желает и как ей следует поступать; понимает лучше, чем когда бы то ни было. По этой причине ее "перевоплощение" не кажется необоснованно резким, хотя де-факто резким оно и является. Тем не менее, несмотря на изменения ее личности, Аканэ остается верной своим идеалам: отправляясь на поиски Макишимы, она защищает не Сивиллу, а общество, ей подконтрольное, сохраняя веру в то, что однажды люди перестанут нуждаться во власти этой системы. Как и раньше, этот аспект ее персонажа остается неизменным: ради блага других людей Аканэ готова переступить через собственные чувства. В данном случае, через отвращение к Сивилле и ее открытым манипуляциям. А ее готовность соперничать с Когами в поисках Макишимы и использовать для этого все возможности Сивиллы лишь подчеркивает ее решимость.
Итак, сюжетная арка Аканэ – пожалуй, лучший элемент этого шоу. Аканэ достойно проходит все испытания, претерпевая изменения и в то же время сохраняя свои характерные черты. Окружающий ее мир и его устоявшийся порядок, стремящийся свергнуть его злодей, контактирующие с ГГ второстепенные герои – все это используется для создания условий, способствующих постепенному изменению протагониста как человека и обретению им более четких принципов и взгляда на реальность. Судя по общей картине, это первостепенная функция вышеназванных элементов истории, не выглядящих чем-то особенным в отрыве от остального, зато ее они выполняют как надо. Psycho-Pass – это история становления Аканэ, и если оценивать произведение исключительно с такой перспективы, с его просмотром возникает меньше всего проблем. Более серьезные вопросы появляются, если обратить внимание на, скажем так, идейную часть сериала и то, как это выполнено на практике. Коль скоро противостояние Сивиллы и Макишимы буквально тянется через весь сюжет, от начала до конца, являясь краеугольным камнем повествования, поднимаемую за его счет дилемму «контроль или свобода» игнорировать никак не получится. В конце концов, оно тут само напрашивается, особенно учитывая, сколько речей толкает на эту тему Макишима. И вот вопрос – как все это подается в сериале? Ну, на самом деле, Аканэ не просто так не выбирает ни один из двух стульев.
Понимаете, сам концепт Сивиллы уже неоднозначен. То есть, она, как утверждается, достигает счастья и стабильности в обществе путем жестких ограничений, контроля, и можно долго дискутировать на тему «насколько это хорошо или плохо», «насколько это оправданно» и т.д. и т.п. Но нам то и дело показывают, что даже при всем при этом Сивилла едва ли функционирует как должна. Например, на местном предприятии одного из работников унижают остальные, в то время как управляющий утверждает, что это нормально, так и должно быть, а Сивилла, вероятно, так и задумывала, ведь других способов развлечься у сотрудников нет. Конечно, это ни разу не будет портить людям психопаспорт, не создает потенциальных преступников, не поощряет агрессивное поведение, и вообще всеобщее счастье выглядит именно так [сарказм]. Если это лучшее, на что способна аналитика Сивиллы, я боюсь представить, сколько еще уникальных мозгов ей понадобится, чтобы стать более-менее компетентной в этом плане. Организовали бы на территории зал игровых автоматов, качалку, наконец, и все – проблема решена, отсутствие связи с внешним миром на фабрике никак не помешает этому.
А как насчет того факта, что система отправляет в дурку на бессрочно тех, кто еще даже ничего противозаконного не совершил, основываясь лишь на их психопаспорте? Ну, эта идея сама по себе крайне спорная, и тут может быть миллион доводов «за» и «против». Более того, оправданность такой политики системы в принципе тяжело оценить, ведь КП – это с самого начала абстрактный показатель, основанный непонятно на чем и непонятно как работающий. Если он отражает стресс и тревогу человека (а скорее всего, так и есть), и его даже можно понизить, как было показано в самой первой серии, откуда берутся люди со стабильно плохим психопаспортом, вроде исполнителей? А если даже это не так и дело в «преступном» мышлении, почему КП повышается у жертв преступников? Или у Аканэ в момент составления «портрета» Макишимы? А как работает психопаспорт у «криминально бессимптомных» вроде Макишимы? При том, что Сивилла объективно несовершенна, и нет никаких гарантий, что того же нельзя сказать про ее метод определения КП. В любом случае, никаких четких пояснений по поводу того, как устанавливается значение КП, в сериале не имеется, что весьма печально. Могут ли люди, живущие в этой версии Японии, на сто процентов доверять решениям Сивиллы? Не порождают ли эти решения толпы недовольных, чьих родных и близких, например, могли задоминировать или изолировать от общества, даже если они ничего плохого не сделали? А может, и вовсе являются пострадавшими?
Из вышенаписанного делается простой вывод о том, что в конфликте условной свободы и системы последняя явно не обладает выигрышной позицией. Нам не только показывают, а еще и прямым текстом говорят о том, что Сивилла далека от идеала. Хуже всего здесь то, что на фоне ее проблем ее сомнительные преимущества с трудом заставляют задуматься о неоднозначной природе управления обществом методами Сивиллы. Сомнительные они потому, что их вообще не демонстрируют, лишь на словах иногда заявляют, что они есть. Причем заявляет в основном сама Сивилла. Где эти пресловутые «счастье и стабильность» общества? Может быть, их не показывают, потому что шоу изначально концентрируется на работе органов охраны правопорядка, преступлениях и, соответственно, «темных сторонах» общественного устройства Японии будущего. Но даже так, факт остается фактом. У авторов были все возможности показать Сивиллу не чем-то откровенно злым, с какой стороны ни посмотри, а действительно системой, положительные стороны которой объективно перекрывают ее недостатки, даже если эти самые недостатки весьма серьезны. Но увы, у нас тут стандартнейшая антиутопия, и чем общественный строй будет более отталкивающим в глазах зрителя, тем лучше, наверное. И по итогу конфликт получается куда менее интересным, чем мог бы быть. Но что же насчет антагониста, представляющего другую сторону в этом противостоянии?
Пора наконец обсудить и Макишиму. Самое вкусное напоследок. Все-таки он – главный злодей истории, а значит, один из важнейших ее элементов, единолично проносящий свою идеологию через сюжет. Своей целью он ставит, конечно же, свержение Сивиллы, потому как убежден, что под ее контролем люди лишаются желаний и целей, слепо следуя воле системы вместо своей собственной. В принципе, на первый взгляд это вполне закономерно - злодей не просто встанет на пути героев, но и будет испытывать их идеалы на прочность. Однако, на данной основе еще нужно выстроить интересную личность, которую можно было бы как минимум понять, если не сопереживать ей. У авторов не получилось.
Дело в том, что у Макишимы буквально нет ничего, кроме его одержимости одной вышеописанной идеей. Каково его прошлое? Что сделало его тем, кто он есть? Почему он хочет того, чего хочет? Какое ему дело до «красоты человеческой души»? Никаких внятных ответов на эти вопросы нет, есть лишь ленивые догадки Когами в духе «он чувствовал себя лишним» и «система даже не считала его человеком», которые зрителю предлагается просто принять как объективный факт. Как, впрочем, и любые другие выводы, которые делают персонажи. Получается, вместо того чтобы, либо оставить образ злодея окутанным туманом тайны и исключить возможность хоть как-то оправдать его действия, либо дать ему полноценную предысторию, тем самым очеловечив (возможно, даже до уровня антизлодея), авторы выбрали промежуточный вариант, ощущающийся как "ни рыба ни мясо". Достаточно ли этого для хорошего злодея? Вполне может быть, что да. Но для хорошего персонажа этого просто критически мало. Да, Макишима обаятельный, цитирует труды философов по любому поводу и так далее, но это просто самый первый, верхний слой, за которым практически ничего нет. Вновь та же проблема с чисто функциональным статусом элементов шоу. Как нечто, побуждающее героев к действию и тем самым дающее толчок истории, Макишима работает, но на большее претендовать не способен.
Взять даже «мортидо» Макишимы – этим можно было бы оправдать ту же сцену с ружьем, к примеру. Только вот опять же – зачем? Почему? Откуда у него такой инстинкт смерти? В общем, на тему «что движет этим сбежавшим из дурки» можно лишь гадать, и в данном случае хорошего в этом немного.
Таким образом, Макишима – это по большей части пустышка в красивой обертке, существующая лишь потому, что сценаристу нужно было хоть какое-то существо, которое исполняло бы роль антагониста в сюжете. Закономерное следствие - не особенно интересный конфликт Макишимы и Когами, равно как и Макишимы и Аканэ. Можно назвать это придиркой с моей стороны, но они во многом сводятся просто к противоположным целям персонажей: в их отношениях нет какой-то личностной грани или связи, нет так называемой химии, если угодно. С Когами попытки были ("они понимали друг друга" и вот это вот все), но ничем это в итоге не кончилось. Для положительных героев Макишима выступает просто в роли механического препятствия, злого злодея, которого надо победить, и не более. Очень жаль. Не говоря уже о том, что его цель уничтожить Сивиллу выглядит абсолютно идиотской по двум причинам.
Во-первых, согласно планам Макишимы, сведение влияния Сивиллы на нет буквально означает тотальную анархию. Отчасти нечто подобное и произошло, когда он распространил шлемы, не позволяющие считать психопаспорт носителя. На улицах начались беспорядки из-за толп людей, осознавших свою безнаказанность, вплоть до волн убийств. Если бы он преуспел в исполнении своего злодейского плана по уничтожению почти всего продовольствия в стране, вероятно, случилось бы то же самое, только в большем масштабе. Более того, в первой половине сериала Макишима чем-то таким и занимался – обеспечивал людей с мотивами для преступлений всем необходимым, наблюдал за ними, развлекался за их счет, а потом выбрасывал, как использованный инструмент. По мнению Макишимы, через убийства, кровь, кишки и проявляется истинная суть человеческой души? Это для него значит мир, в котором «естественные вещи делаются естественным образом»? И от этого он получает искреннее удовольствие? Как это все вообще работает в его голове?
Я даже больше скажу: по некоторым фактам заметно, что Макишиме интересны именно самостоятельные решения людей, а не просто убийства. В конце концов, разве не поэтому он бросил Рикако, когда понял, что она «творит» просто ради памяти отца? Потому что он не расценивает это как свободную волю, имеется в виду. Так почему же он хочет создать мир, где будет царить одно сплошное насилие? И наконец, коль скоро для него люди – всего лишь мимолетное развлечение и расходный материал, а сам он готов убить кого угодно когда угодно и даже не почесаться, с чего бы ему рушить Сивиллу ради тех самых людей, чтобы они могли жить согласно собственным желаниям? Океан вопросов и никаких ответов.
Во-вторых, Сивилла по факту даже близко не соответствует представлению Макишимы о ней. Последний утверждает, что система отбирает у людей возможность принимать решения самостоятельно, но ведь на самом деле это вообще не так, а верно лишь в некоторой степени. Да, Сивилла ограничивает людям выбор профессии в зависимости от результатов их экзаменов (а разве в реальном мире не происходит то же самое?), да, она отправляет в места лишения свободы тех, у кого испорчен психопаспорт, и да, сотрудники Бюро по большей части привыкли следовать воле доминаторов, но все это - ни разу не уровень системы в сознании Макишимы, которая, по его мнению, всех людей превращает в машины без целей, желаний и эмоций. Такая гиперболизация лишь выставляет Макишиму еще более поехавшим (хотя куда уж более?), что точно не помогает проникнуться его идеями.
Так каким же местом это - один из лучших антагонистов в китайских мультиках? Что именно могло бы позволить Макишиме пересечь черту, отделяющую среднего антагониста от хорошего и, тем более, великого? Идеология? Возможно, так бы и было, если бы его желания освободить людей от гнета системы и убиватьубиватьубивать не противоречили друг другу. Харизма? Неплохо, но на одной только харизме далеко не уедешь. Особенно если она строится лишь на не сползающей с лица ухмылке и потоке философских цитаток. Личная связь с героем? Которой нет. Битва убеждений? Свелась к одной сцене с Аканэ и так ни во что толковое и не вылилась. "Сопереживабельный" образ? Вряд ли, психам "потому что психам" сочувствовать не проще, чем плохишам а-ля "злой, потому что злой". Честно сказать, не осознавал величия этого гениального персонажа при первом просмотре, не осознаю и теперь, после двух пересмотров.
В конечном счете, Psycho-Pass – хотя и хорошее, качественное, но несколько переоцененное произведение. Его крупнейшее упущение – основополагающий конфликт «система или ее отсутствие». По большей части не являясь чем-то более значимым, чем инструмент для развития ГГ, он даже близко не раскрывает весь заложенный в идее потенциал, поскольку у обеих сторон чрезвычайно мало хоть сколько-нибудь сильных привлекательных черт и хороших аргументов в свою пользу, и ни одна из сторон не выглядит интересной или заслуживающей сочувствия и поддержки. Эталонный пример теоремы Эскобара в действии: шо то неудовлетворительно, шо это неудовлетворительно. Недостатки Сивиллы явно превалируют над достоинствами, а главгад – пустое место, транслирующее идеи за рамками адекватности. Как, впрочем, и все преступники в этом шоу. Авторы упустили возможность показать, что искать себе место вне границ Сивиллы вынуждены люди с сильной волей, четкими целями и желаниями, которым могли бы симпатизировать как главные герои, так и зрители. А все потому, что те, кого берет под свое крыло Макишима, такие же наглухо отбитые, как он сам, и из-за этого не представляют особого интереса.
Кроме того, среди набора даже положительных персонажей полно унылого картона, за которым неинтересно наблюдать, а очень неровная детективная часть убивает львиную долю интереса вскоре после того, как он появляется. Конечно, сериал может похвастаться отлично прописанным протагонистом, парой добротных второстепенных персонажей и любопытной идеей про КП и все, что с ним связано. Другое дело – реализация… И общая картина, собранная в итоге, ощущается несколько неоднозначной. У этого аниме множество достоинств, и в том виде, в котором оно есть сейчас, оно никак не может быть названо плохим или посредственным. Но в то же время в Psycho-Pass присутствует целый ряд аспектов, нереализованный потенциал которых натурально режет глаза.
@eLcL@pg.EvilEye, найс аргументы, че тут сказать. Все по полкам разложил. Судя по тому, что ты говоришь о каком-то мифическом 12 классе, даже до уровня старшей школы ты не дорос. Гоблин давно уже дал исчерпывающую характеристику существам вроде тебя593x603
А вообще красава что рецензию написал, лайк, мне всегда про Психопаспорт интересно почитать
@eLcL@D4C Love Train, спасибо@Stannis, клёв, а по сути ответ будет? Читаю правила рецензий@Stannis,@Пазу,@Simplyage@pg.EvilEye, За рецензии отвечает другой человек. Я отвечаю за то, чтобы люди не сравнивали умственные развития других.@pg.EvilEye, забей. Я пытался под прошлой рецензией что-то объяснять. Бесполезно. Парень явно неглупый. Пусть сам разбирается.@eLcL, оффтоп. Причины:1. Непоследовательная структура, отчего хоть сколько-то интересные кусочки выглядят лирическими отступлениями. Стоит чётко определить, тут вы говорите об антиутопичности художественного мира (и системе Севилла заодно бы), здесь о детективной составляющей, тут о персонажах и т.д.
2. Значительная часть рецензии представляет собой сумбурный поверхностный рассказ о Психопаспорте другу. Например, нет даже попытки разобраться в образе и мотивах Макисимы. Один обзор лит-ры, за чтением которой его модно увидеть, многое для вас прояснит. Ещё более плачевная ситуация с работой Севиллы.
И даже это...
... толком не рассмотрено. Можно было написать неплохую статью только на эту тему.
3. В первых частях текста о персонажах очень много излишнего пересказа. Излишнего потому, что этот пересказ не анализируется, отчего является ненужным спойлером.
4. Логические ошибки.
Злодей и персонаж - разные вещи?
5. Избыточное использование личностных суждений
@eLcL@Пазу,@ПазуГрубо говоря, у многих. Вы либо констатируете ряд фактов, их подробно не разбирая, либо задаётесь рядом вопросов. Вот примеры.
Например?
Ну или вот самый явный пример.
Вы учитывайте, что статью могут читать и те, кто сериал не смотрел или помнит плохо. А тут у вас какое-то письмо о Психопаспорте другу. Где примеры? Где последовательное описание развития этого конфликта? Почему её "перевоплощение" не кажется вам обоснованным? Последнее предложение является бесполезным спойлером. Констатировали факт. Да, к этому приходит героиня. И что? Любой зритель с глазами, посмотрев сериал, увидит это. И какой толк ему тогда читать ваш немалый текст?
Если говорить не о чем, то, наверное, лучше и не упоминать.
То, что вы подразумеваете, понятно и без пояснений. Только поправлю вас. Злодей - это ролевая функция персонажа. Если персонаж плох как злодей плох, то он плох и как... персонаж.
Именно!
Нет. Вам надо выразиться иначе: перевести разговорный стиль речи в художественный.
В любой рецензии это не приветствуется. Даже в школьном сочинении за это снижается оценка. Последовательность изложения мыслей - очень хорошее качества, способствующее удобочитаемости текста.
Не обязательно. Достаточно последовательного изложения материала.
Таким образом, основные проблемы вашей статьи:
1. Непоследовательная структура.
2. Обилие тезисов и пересказа фактической стороны со слабым разбором.
3. Изобилие разговорной речи с ярко выраженной эмоциональной лексикой.
Если есть желание, то опубликуйте текст ещё раз, подредактировав прежде всего 1 и 3 пункты. Со вторым я, скорее всего, смогу вам помочь.
@eLcL@Пазу,@ПазуЭто проблема не произведения, а зрителя.
Это в каком это фильме или мультфильме такое практикуется? Это же не учебник какой.
Т.е. хорошее работающее произведение, по вашему, это то, в котором автор всё для вас разжевал и преподнёс жирными титрами? А вы не допускали, что могли, например, невнимательно смотреть или упустить что-то из виду?
В этом и проблема. Вы сумбурно излагает ключевые моменты, отчего ваша статья не имеет ценности для читателей, не смотревших этот сериал. Рассказывать о развитии персонажа желательно так, чтобы эволюция образа была понятна из самого вашего текста.
Тогда целесообразнее поделить часть текста о Макисиме: в одной части вы рассмотрите его в роли злодея, в другой же рассказываете о своём впечатлении о нём (неинтересный и проч.). Не мешало бы и оговориться, чего же ему не достаёт.
Обычно для этого требуется либо очень въедливый кропотливый анализ и доступная форма изложения, либо провокационные тезисы и мнение, либо очень популярное произведение с большой фанатской базой для разбора (как правило, боевые сёнэны ил романтика с вайфу сезона или года). Хотя в последних двух случаях, скорее, будут яростные бестолковые споры, или попросту срачи, а не обсуждение.
Для неплохой ответной реакции советую обратить внимание на что-то поновее, что редко упоминается. Например, Психопаспорт: Грешники системы или даже Psycho-Pass 3: First InspectorПсихопаспорт 3: Первый инспектор. Только излагать материл подробнее и последовательнее, как в первой вашей рецензии.
А для этого требуется самому представить необычный взгляд на произведение или персонажей.
Рад бы, но пока не могу. Я вам даже ответить нормально не в состоянии. За что глаз зацепился, так сказать. На следующей неделе у меня каникулы начинаются. Думаю, с загруженностью на работе полегче будет. Тогда можем и продолжить.
@eLcL@Пазу,Я хочу сказать, если сторонние материалы, отсылки и т.д. дополняют произведение, а не являются одной из важнейших его частей, без которой у истории начинаются явные проблемы, то у меня нет к этому претензий. Однако, если без знания работ Декарта, Паскаля или еще кого-нибудь злодей выглядит как обычный псих без какой-бы то ни было глубины...
Вот у нас есть такое "замечательное" аниме, как Fate/stay nightСудьба/Ночь схватки. Его главный герой - типичный ОЯШ, да еще и максимально тупой. Хотя особыми боевыми навыками не владеет, постоянно лезет на рожон, получает чуть ли не смертельные раны, но ничему не учится и продолжает пытаться себя умертвить. Короче, раздражающий идиот. Причина всему этому - плохая адаптация первоисточника, начисто вырезавшая весь контекст, внутренние монологи персонажа и прочие вещи, необходимые для понимания его образа. В противовес - замечательное без всяких кавычек аниме Fate/stay night: Unlimited Blade WorksСудьба/Ночь схватки: Бесконечный мир клинков. Там тебе и монологи, и диалоги, и постановка отдельных моментов - все это распределено по всему полотну хронометража, а потому довольно явно и доступно показывает ГГ не как ОЯШа, а как психически нездорового человека, страдающего от "вины выжившего" и не осознающего ценность собственной жизни. И вот пожалуйста - образ персонажа стал несравненно глубже, сопереживать ему легче, а его мнимой тупости появилось объяснение.
И что же, по вашей логике, нет смысла критиковать первую адаптацию? Может, следует собирать информацию по жалким крупицам, чудом сохранившимся после переноса в аниме-формат? Или смотреть вторую адаптацию/читать оригинал? Ну а что, это ведь очевидная нехватка кругозора, правда?
@ПазуГрубо говоря, тут у нас примитивно реализованный конфликт благого послушания и воли. Только если у какого-нибудь Раскольникова такой конфликт (тварь ли я дрожащая или право имею) был внутренним, то для Макисимы уже внешний: он испытывает других ради своего удовольствия. Другими словами, Макисима отнюдь не обычный псих, у него довольно сознательный сдвиг по фазе, истоки которого анализирует Когами (одиночество в силу внесистемности -> нужно сломать систему). Однако реализация всего этого ниже среднего. Одержимых персонажей легко воспринять "плоскими" и т.п.
Не обязательно быть авторским продуктом, чтобы испытывать эрудицию зрителя. Например, истории Dantalian no ShokaТаинственная библиотека Данталиан отсылают к тому или иному сюжету детективной или готической (преимущественно английской) лит-ры. Правда, вдохновение лит-рой не спасает истории от всеобщего уныния в силу слабой тематической реализации. Даже такое слащаво-конфетное аниме Kamisama no Inai NichiyoubiВ воскресенье даже Бог отдыхает умудряется постоянно ссылаться на Волшебника из страны Оз. Однако это отсылки в рамках сюжетов, в Психопаспорте же отсылки на литературу и общеизвестные имена дополняют образ Макисимы и Когами. Тут как с Онегиным: зритель. как Татьяна, видит круг чтения и лучше понимает персонажа.
Замечательно! Думаю, где-то в понедельник смогу найти время.