По ориентации на возрастную категорию ТЧ - сэйнэн, т.е. здесь вы не увидите ОЯШей и тему школы, взрослые герои вертятся вокруг взрослых проблем. Имеется один-два момента фансервиса, но что такое пару раз за 20 с лишним серий? Имеются и кривляния с комичными персонажами, однако только в рамках целенаправленной пародии.
Краткое описание сеттинга для не знакомых с франшизой читателей
Недалёкое будущее, за десять лет до описываемых в сериале событий, на Земле появляются аномальные зоны, названные позже «Вратами Рая» (зона в Южной Америке) и «Вратами Ада» (зона в Японии) – они являются разными сторонами одного и того же явления (скорее всего, явление «суперпозиции»). На их территории загадочным образом гибнут люди, растут неизвестные науке растения и появляются призраки. Правительства организуют эвакуацию, а сами зоны огораживают стеной. На базе ООН создаётся специализированный институт по изучению аномалии – Пандора (англоязычная аббревиатура от Physicalquantity Alternation Natural Deconstruction Organized Research Agency). И всё бы хорошо, да влияние зоны распространилось далеко за её границы.
Среди людей начали появляться контракторы – люди, наделённые особыми возможностями, У каждого контрактора своя плата за использование сверхспособностей, которая может быть как безобидной (делать оригами, раскладывать камни), так и не очень (ломать пальцы, пускать кровь, пить алкоголь), или вовсе постепенно убивать владельца (стареть/молодеть, терять возможность двигаться). Можно наблюдать закономерность: в некоторых случаях, способность как-то связана с прошлым контракторов (страхи/наваждения/переживания). Принято считать, что контракторы лишены чувств и руководствуются исключительно здравым смыслом и логикой, однако, это не совсем так. Распознать контрактора какими-либо тестами невозможно, однако, когда он применяет свои способности, вокруг него появляется световое излучение.
Возможности контракторов были по достоинству оценены и, вскоре, многие из них попали на работу в спецслужбы, якудзу или террористические организации. Правительства скрывают существование контракторов от общественности, а память контактировавших с ними людей стирается с помощью технологии M.E. (одна из разработок, созданных учёными на базе материала, собранного во время изучения аномальных зон, позволяющая изменять или извлекать чужие воспоминания).
Среди контракторов выделяются «моратории», обладающие более сильными способностями, которые не могут контролировать. Названы так потому, что смогли отсрочить плату за контракт.
Зачастую в паре с контракторами работают «куклы» – пассивные медиумы, получаемые из людей, которым стёрли память. Практически лишены эмоций. Могут использовать духов-наблюдателей, которые перемещаются по определённой среде (вода, стекло, электропровода и т.д.). Способны со временем «эволюционировать», приобретая волю и чувства на почве привязанности к определённому человеку.
Также с появлением Врат небо над Землёй было заменено фальшивкой – в этом мире больше не видно луны по ночам, а каждая звезда «отвечает» за определённого контрактора. Она загорается, когда контрактор проявляет свои способности, и падает, если тот умирает. Если «врата» будут уничтожены, то все контракторы погибнут.
Среди людей начали появляться контракторы – люди, наделённые особыми возможностями, У каждого контрактора своя плата за использование сверхспособностей, которая может быть как безобидной (делать оригами, раскладывать камни), так и не очень (ломать пальцы, пускать кровь, пить алкоголь), или вовсе постепенно убивать владельца (стареть/молодеть, терять возможность двигаться). Можно наблюдать закономерность: в некоторых случаях, способность как-то связана с прошлым контракторов (страхи/наваждения/переживания). Принято считать, что контракторы лишены чувств и руководствуются исключительно здравым смыслом и логикой, однако, это не совсем так. Распознать контрактора какими-либо тестами невозможно, однако, когда он применяет свои способности, вокруг него появляется световое излучение.
Возможности контракторов были по достоинству оценены и, вскоре, многие из них попали на работу в спецслужбы, якудзу или террористические организации. Правительства скрывают существование контракторов от общественности, а память контактировавших с ними людей стирается с помощью технологии M.E. (одна из разработок, созданных учёными на базе материала, собранного во время изучения аномальных зон, позволяющая изменять или извлекать чужие воспоминания).
Среди контракторов выделяются «моратории», обладающие более сильными способностями, которые не могут контролировать. Названы так потому, что смогли отсрочить плату за контракт.
Зачастую в паре с контракторами работают «куклы» – пассивные медиумы, получаемые из людей, которым стёрли память. Практически лишены эмоций. Могут использовать духов-наблюдателей, которые перемещаются по определённой среде (вода, стекло, электропровода и т.д.). Способны со временем «эволюционировать», приобретая волю и чувства на почве привязанности к определённому человеку.
Также с появлением Врат небо над Землёй было заменено фальшивкой – в этом мире больше не видно луны по ночам, а каждая звезда «отвечает» за определённого контрактора. Она загорается, когда контрактор проявляет свои способности, и падает, если тот умирает. Если «врата» будут уничтожены, то все контракторы погибнут.
В одной из серий учёный высказывает гипотезу, что мир объят зоной «врат», а настоящие звёзды находятся за ней.
В общем, с виду имеем японских людей-икс с примесью «Пикника на обочине» братьев Стругацких и инверсией идей Шопенгауэра и христианской символики. От X-Men у нас тут люди с внезапно проявляющимися сверхспособностями (особенности которых также связаны с характером, а порой и прошлым владельца), которые рушат их жизнь и за которыми охотятся различные организации; мутанты омега-ранга, которые так же, как «моратории», не могут контролировать свои чрезвычайно мощные силы; про- и антиконтракторские организации. В OVA сходство станет максимально очевидным, когда появится местный Магнетто. От «Пикника» у нас аномальные зоны. А чтобы вы лучше почувствовали сходство, вот вам экспозиция произведения Стругацких:
Примерно за 13 лет до начала описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре возникает шесть «зон» — областей, в которых начинают происходить странные явления, нарушающие известные законы физики. Зоны расположены вдоль плавной линии на поверхности Земли, проекции так называемого радианта Пильмана — точки, лежащей на прямой, соединяющей Землю и Денеб. Быстро выяснилось, что людям и животным проживать в Зонах очень опасно, и всё население было из них срочно эвакуировано. Территории Зон были обнесены ограждением, взяты под строгую охрану и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения. Некоторые из них весьма полезны — например, могут лечить болезни, некоторые просто странные игрушки, а некоторые — крайне опасны.
Однако если взглянуть со строгой придирчивостью любителя твёрдой НФ, то сеттинг сериала изобилует чрезмерными условностями. Например, в последней серии выясняется, что человек может стать контрактором под действием особых излучаемых частиц, которые меняют структуру вещества на квантовом уровне. А вот как это работает, когда контракторами становятся рандомные люди по всей планете, непонятно. Такое ощущение, будто у создателей было много крутых идей калейдоскопа сверхсил и ситуаций, в которые сверхлюди могут попасть, но вот придумать адекватного оправдания основных условностей так и не смогли (или не захотели), поэтому намешали какую-то непостижимую чушь про загадочные появляющиеся «врата» и фальшивое небо, заменяющее реальное, чьи звёзды горят ярче, когда контрактор использует свои силы.
Термин «контракт» в данном сериале обозначает сверхсилу, за использование которой надо платить. Концепция замечательная, но вот её реализация оставляет желать лучшего.
Наличие какой-то расплаты за использование сверхсилы уходит своими корнями в древний мировой мистицизм, однако особенности «платы» в некоторых случаях совершенно бессмысленны: раскладывание камней квадратной сеткой всякий раз после использования способностей, выкуривание сигарет или загибание уголков каждой страницы книги (а разгибать-загибать одну и ту же страницу будто нельзя). Ну и моё любимое: пить горячее молоко! В общем, та ещё нелепица. По крайней мере, контрактор, которому приходилось ломать себе палец каждый раз, когда он использовал свои силы, имел реальную (и заслуживающую доверия!) цену. Я уж не говорю про тех контракторов, которые за овладение чужим телом расплачиваются своим, или, используя свои крайне могущественные силы, стареют или молодеют.
Однако всё же такой элемент расплаты - явный плюс (баланс же!).
...плата за контракт. Иногда она абсурдна, но это её цель, это отдача от способности. Привычный механизм магии (когда у персонажа есть запас в 100 маны, и на использование заклинания ты тратишь 50, т.е. персонаж может использовать 2 таких заклинания подряд) заменён на обратный, что сначала используется заклинание (акция), а потом идёт плата (реакция). А сам характер платы, что у кого-то плата пустяковая, а у кого-то ужасная, оставляет элемент случайности, т.е. не тупая логика: чем сильнее "контракт", тем выше плата. И с другой стороны, она показывает зрителю, что даже пустяковая плата с выкуриванием сигарет утомляет человека, даже если на первый взгляд кажется что это пустяк.
...плата в "Темнее чёрного" - это как самоукращение. Загибание страниц, раскладывание камешков, наказание самого себя каким-либо действием - всё это как действия, которые насильно заставляют контрактора принадлежать миру людей. Чем-то напоминает песочный мандал буддистов мраморной крошкой, когда тратят кучу времени и усилий на создание узора, а потом его же уничтожают, отрекаясь таким образом от мирского, не привязываясь к миру.
А что там вне фантастики? В сюжете действуют множество различных организаций, которые друг с другом конкурируют за различные исследования или данные о «вратах». Вот только и здесь не всё так просто.
спойлерВ оправдание сего можно упомянуть, что многие агенты «Организации» не знают друг о друге. Но логика работы «Организации», как и её мотивы (хотят вернуть небо? Ненавидят контракторов? Хотят вернуть мир к прежнему состоянию?) вызывают нервный смешок в рамках серьёзных щей произведения.
Ivan Kross
Есть стенка вокруг Врат, в которой так удобно располагается научная организация «Пандора», директор, которой состоит в «Организации».
Есть МИД Японии, оно же почему-то – полиция Токио (но оставим бюрократию), глава которой тоже член «Организации»!
Есть отдел МИ6 в Токио, глава которого угадайте кто… правильно, член «Организации»!
И есть группа главного героя, которая получает прямые приказы от…, не поверите, «Организации»!
Есть «ИПР» – единственная группировка, противостоящая «Организации».
Есть МИД Японии, оно же почему-то – полиция Токио (но оставим бюрократию), глава которой тоже член «Организации»!
Есть отдел МИ6 в Токио, глава которого угадайте кто… правильно, член «Организации»!
И есть группа главного героя, которая получает прямые приказы от…, не поверите, «Организации»!
Есть «ИПР» – единственная группировка, противостоящая «Организации».
Чтобы оценить повествование, возьмём сериал с отлично выполненным эпизодическим нарративным процедуралом - Cowboy BebopКовбой Бибоп. Каждый побочный мини-сюжет Бибопа посвящён тому или иному персонажу главной пятёрки. Незначительные второстепенные персонажи работают на раскрытие центральных. Теперь пройдёмся по эпизодам ТЧ.
- Первая арка с Chiaki ShinodaТиаки Синода посвящена Хэю. Зритель узнаёт, что Хэй из себя представляет в общих чертах.
- Вторая арка с Mai KashiwagiМай Касиваги работает на раскрытие сеттинга. Сам сюжет заимствован всё у тех же Стругацких. Несмотря на то, что Хэй участвует в этом эпизоде, зритель видит его с деловой стороны - его маску.
- Третья арка с HavocХавок посвящена прошлому Хэя. Во второй раз мы видим человеческую сторону протагониста. Также вводится команда трио контракторов из МИ-6 во главе с November 11Ноябрь 11. JulyИюль из этой же троицы будет важным второстепенным персонажем во втором сезоне.
- Четвёртая арка с Amitabh KapoorАмитабх Капур, по-сути филлер, львиную долю которого занимает пародийный сюжет с расследованием Gai KurasawaГай Курасава по просьбе Arisa YuzukiАриса Юдзуки. Грубо говоря, посвящён Мао. Заготавливает чеховское ружьё, которое выстрелит в ближе к финалу.
- Пятая арка с Alice WangАлиса Ван посвящена Misaki KiriharaМисаки Кирихара.
- Шестая арка про проникновение в исследовательский центр "Пандоры" посвящена Хэю и одновременно работает на раскрытие новых тонкостей сеттинга и закидывает удочку для глобального сюжета в финале.
- Седьмая арка с ItzhakИцхаком и BerthaБерта посвящена Инь. Лучшая арка, по моему скромному мнению. За эти 2 серии самого молчаливого персонажа и двух эпизодических антогонистов раскрывают лучше, чем Хэя за 14.
- Восьмая арка приоткрывает глобальный сюжет.
- Девятая арка с Kenji SakuraiКэндзи Сакурай и куклой параллелит отношения Хэя с Инь.
- Десятая арка посвящена Хуану.
Уже можно увидеть, на какие грабли наступает ТЧ. При вертикально-горизонтальном типе повествования, зачастую работающего по принципу "сюжет через персонажей", не очень хорошо брать персонажей, не значимых для истории в целом, и тратить часть произведения для их обстоятельного изображения, потому что к финалу, эти персонажи не будут среди главных участников событий, т.е. они имеют малое влияния на историю (если вообще имеют). Из этой ситуации есть простой выход - сюжет будет развиваться через единственного протагониста (ну или двух) с чёткой целью или желанием, который развивается за счёт побочных мини-сюжетов, как, например, в Violet EvergardenВайолет Эвергарден или Casshern SinsГрехи Кассяна. Но тут не тот случай. И в ТЧ как раз допускается эта ошибка: в конце сериала второстепенные персонажи, для которых выделили целые серии либо вообще отсутствуют (их убивают), либо присутствуют, но ничего существенного не делают. По итогу у нас оказывается три важных персонажа: Хэй, Инь и AmberЭмбер. Ну ещё два персонажа сыграют свою роль во втором сезоне - Мао и Июль.
По поводу финала
спойлер
Чем-то напоминает сюжетную линию Нео из последних двух фильмов «Матрицы».Врата поделили людей на две разновидности: обычных людей и контракторов. Первые используют вторых, да ещё и «кукол-медиумов» делают. Как предсказывает прорицательница из обсерватории астрономического отдела, есть избранный, от жизни которого зависит дальнейшее будущее контракторов и людей. Всё зависит от того, чью сторону он займёт. Люди, занимающиеся вратами, хотят избавиться от контракторов раз и навсегда. Во второй половине сериала всплывает проконтракторская организация, связанная с прошлым главгероя, у которой свои взгляды на судьбы людей. Избранный выбирает третью сторону. Однако вместо решения проблемы (сделать с «Вратами Ада» то же, что его сестра сделала с «Вратами Рая»), лишь отсрочивает её (что мешает «Организации» построить новый ускоритель частиц?)
Тем не менее, финал в 25-ой серии кажется слишком поспешным, особенно из-за того, что нсеколько персонажей, которым были посвящены отдельные серии "выпадают" ещё до кульминации действия.
В нём собрано всё то, что ассоциируется со словом «круто»: анонимность (носит маску), ходит в черном пальто, безэмоциональнен, хладнокровен, за плечами трагичное прошлое, туманное будущее…
Не пустословит, говорит всегда по делу… предусмотрителен. А его образ «Чёрного жнеца», который охотится за контракторами, вообще один из самых крутых и эффектных, коих я видела.
Поначалу Хэй представлен как антигерой-прагматик. На людях прикидывается скромным и добреньким китайским студентом по имени Ли Шень-Шунь. Его двуличность символизирует маска, которую он надевает на задания.
У Хэя, действительно, есть сердце, что отмечают иные контракторы, но под прикрытием маски он совершает бессердечные поступки.
Позже выясняется, что
Хэй не является полноценным контрактором, а лишь использует способности своей сестры (изменение структуры вещества на квантовом уровне), как следствие, не имеет платы вовсе. Каким образом сестра передала часть своей сверхсилы брату, да и без «платы»? Аниме об этом умалчивает. Хотя на FandomWiki сказано, что она «слилась» с братом. Однако вместо реального изменения структуры вещества на квантовом уровне (фазовые переходы материи: а это от хождения сквозь стены до квантовой телепортации), Хэю достался лишь лёгкая манипуляция с электронами. Логичность, хладнокровие и прагматизм были свойственны Хэю ещё до того, как он стал контрактором.
В общем, очень «крутой» персонаж, но... Хэй довольно молчалив. С одной стороны, это интересно и свежо, но раскрывать его всё равно нужно. Он много ест, но это штамп сёнэнов. Скрытному молчуну нужны повадки, привычки, походка, реакция на события. А у Хэя только две эмоции: покерфэйс и хмурое, да ещё повторяющийся штамп со сжимающим кулаком.
Окамура явно поставил на развитии этого персонажа большую ставку, поэтому и придерживал момент, чтобы вытащить свой козырь. Инь посвящено целых два эпизода, которые углубляются в проблему того, что значит быть лишённым эмоций, с впечатляющими результатами. Безмолвная битва Инь за воссоединение с воспоминаниями об эмоциях, которые она больше не может испытывать, имеет невероятную глубину, которая стыдит всю бессмыслицу сказки о суперсилах, фальшивом небе и т.п. Думаю, Окамура осознавал тот факт, что маленькие окошки во внутренний двор главных героев намного превосходят эфемерный и глупый фасад домика. Не будет преувеличением сказать, что аниме-сериал лучше всего проявляет себя в самом личном. Здания рушатся, силы сходят с ума, а закулисные интриги сплетаются в тройные узлы, но ничто из этого не производит такого впечатления, как даже самые тихие интроспективные интерлюдии Инь. Несмотря на все деньги, вложенные в бои Хэя, очевидно, что Окамура больше любит драму, чем действие. Бесполезные старания Инь вызвать улыбку выглядят мило и убедительно, в то время как схватка Хэя, например, с контрактором Бертой, хотя и умело анимирована, очень поверхностна. Только во время кульминационного воспоминания Инь Окамура, его команда и композитор Йоко Канно достигают своего рода синергии, вливая свои значительные навыки в последовательность безмолвной красоты и силы. Это единственный по-настоящему запоминающийся момент в аниме, который прекрасно подчёркивает как режиссерское мастерство Окамуры, так и его готовность позволить его визуальным эффектам говорить. К сожалению, это также напоминание о том, насколько всё остальное не впечатляет.
Мао (Рикардо) – ещё один напарник Хэя, говорящий кот, контрактор, обладающий способностью вселяться в тела животных (плата – потеря своего тела). Чтобы компенсировать умственные способности животного, подключён беспроводным интерфейсом к внешнему серверу, где сохраняет резервные копии сознания и воспоминаний (интересно, как он это предусмотрительно провернул?). Дурацкую условность для объяснения сознания придумали, а вот на проблему речепроизнесения при кошачьей артикуляции забили. Такое ощущение, будто разные моменты сценария писали совершенно разные люди, ибо сложно объяснить проработку некоторых моментов (хотя бы поопытки) и полное игнорирование всего остального. Мао – герой довольно интересный, но слабо раскрытый. Причем, это единственный персонаж в аниме без тяжёлого прошлого, навязчивых стремлений и скрытых психологических проблем. Он потерял тело, но смирился, и даже нашёл плюсы в жизни животного.
Хуан (Киоси) – координатор между «Организацией» и командой Хэя. Ненавидит контракторов, хотя работает с ними. Излучает типичную атмосферу нуарного гангстера или детектива с тёмным прошлым. Хуан имеет добротную личную драму и убедительный личностный рост (при крайне сомнительном его финале). Довольно интересный персонаж. Правда, первую половину лишь мелькает в кадре, выдавая задания или ругая Хэя за самодеятельность.
Мисаки Кирихара – лейтенант японской полиции (МИДа). Она знакома с Хэем в обеих его ипостасях: и в виде контрактора (встречаются почти на каждом задании Мисаки), и в виде студента Ли Шень-Шуня. Подразделение Кирихары имеет дела с другими контракторами и часто их с Хэем дороги пересекаются, чтобы в итоге привести обоих героев в точку кульминации.
Ноябрь 11, он же Джек Саймон (это также псевдоним) – очаровательный блондин в деловом костюме со способностью замораживать любую жидкость. Ноябрь 11 может быть жесток и самодоволен, имеет извращённое чувство юмора, настоящий великолепный мерзавец.
Ноябрь, делая хорошие, по его мнению, дела, имеет плату саморазрушения (ухудшающую здоровье). И в итоге сам себя и разрушил, пойдя на суициидальную миссию. В погоне за справедливостью.
Расстраивает только контроль качества - частая проблема студии Bones этого периода.
На общем фоне, "Темнее чёрного" - добротное аниме. С большими изъянами, но добротное. Фансервис и кривляния практически отсутствуют, герои вменяемые, интересные. А уж про атмосферу, в большей части создаваемую музыкой Канно, и говорить не приходится. Лёгкий налёт нуара не держит зрителя в постоянном напряжении, а даёт некий эффект ламповой стилизации. Думаю, именно в силу этих причин, сериал найдёт многих поклонников.
Я же однако придерживаюсь таких взглядов: общий фон, пускай даже и плохой, не повод давать поблажку за то, что аниме-сериал лучше общего фона, "глоток свежего воздуха", и чтобы понять насколько хорошо произведение, сравнивать его нужно с себе подобными (сёнэн с сёнэнами; сейнэн с сейнэнами). Если смотреть по фактам - аниме, скорее, средненькое. На фоне хороших сэйнэн-аниме (атмосферных и со взрослым героем), вроде MushishiМастер муси, Black JackЧёрный Джек, Ковбой Бибоп, MonsterМонстр, "Темнее чёрного" со своей простенькой основной сюжетной линией, с более чем 60% филлеров (пускай и интересных, малая часть из которых всё-таки работает на общий сюжет) и проблемами сеттинга и сценария выглядит бледновато.
Фантастический боевик категории B+.
Целевая аудитория: сэйнэн.
О системе оценок
Первые четыре ранга (D,C,B,A) стандартные аниме, оценка которых опирается на общее впечатление и на отдельные аспекты. Остальные же говорят о более уникальной с эстетической точки зрения подаче идей (модернизм, авангард, постмодернизм, метамодернизм) или крайне нестандартном и даже глубоком содержании.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
@Roshanak, я вас понял. Спасибо за разъяснения.@Пазу, насколько же нужно быть японцем в душе, чтобы воспринять Актрису? Там же проблематика максимально удаленная от иностранного зрителя, плюс японский кинематограф, самый унылый на планете. Или эти 60 страниц исключительно о графике и гениальной режиссуре?@Пазу,@Kitsune74@SergejVolkov, японский кинематограф дал творчество таких гениев, как Акира Куросава, Ясидзиру Одзу, Кендзи Мидзуготи... Голливуд в своё время изрядно понатырил сюжетов Куросавы (долларовая трилогия Лионе, Их было семеро и т.п.). И данные авторы мне куда ближе Линча, А.Микеланджелли или Пазолини.Ничего такого сложного в Актрисе нет, если немного интересоваться японской культурой. Это далеко не Жар-птица Тедзуки или Чудные вещи, которые невозможно смотреть без тщательного знания японской истории и культуры.
Я предполагаю тщательный разбор содержания и киноязык. Например, первоначальный материал к рецензии по GitS был где-то на 80 страниц... Материал всегда значительно больше итогового результата.
@SergejVolkov@SergejVolkov, почему удалённая?@SergejVolkov@Пазу, я много Куросавы смотрел, и, да, он гений. Только почему-то во всем остальном мире его любят и знают больше, чем в самой Японии. Я бы не сказал, что его фильмы олицетворяют чисто японский взгляд на вещи, взять хотя бы тот же После дождя (смотрел недавно, потому помню лучше). Там скорее критика, чем восхваление японского устройства общества. Припомните самурайские сцены из Актрисы - патриотизм и уважение к традициям изо всех щелей прет.@Kitsune74, не могу разобраться, смотрел ты или нет? Без этого не могу строить план ответа.@Kitsune74@SergejVolkov, не, не смотрел. Просто по описанию тайтла не вижу ничего такого уж специфического.@SergejVolkov@Kitsune74, вот и ответ на твой вопрос. Представь себе аниме, которое сплошь состоит из очень кинематографичных отрывков из самых кондово-японских фильмов, которые пользовались популярностью на отечественном рынке, но обречены на провал за рубежом. Получишь Актрису тысячелетия.@Kitsune74@SergejVolkov, вот кабы я ещё смотрел эти фильмы :-)Я примерно понимаю мысль, которую ты хочешь донести, но мне представляется, что в полной мере японский фильм будет всяко лучше того, который делался с прицелом на западного зрителя.
@SergejVolkov@Kitsune74, в аниме (особенно в старых) полно аллюзий на их кинематограф. Примерно составить мнение можно.1 Дорама - дрянь, уступаюшее даже бразильским сериалам. С мексиканскими может ещё и поборется. Словно собрались друзья, купили камеру. А давайте ка снимем кино про что нибудь?
2 Копирование западной культуры и фильмов.
3 Ну если уж ничего не прокатило - тогда Кабуки. Не в смысле сам Кабуки, а кино, где мысли и эмоции снаружи.
@Kitsune74@SergejVolkov, ну, я так понимаю, вот этот пунктМнение о дорамах не разделяю, благо видел их сам. Про п.3. ничего сказать не могу, поскольку не очень понимаю, что имеется в виду.
@SergejVolkov@Kitsune74, в таком случае добавляй Актрису в птв, не прогадаешь.@Пазу@Oleg Klautov, пока из таких планируется только на Код Гиас... в формате, как рецка на Судьбу, только с объемным разбором заимствований из Гандамов (Поколение, Зета...). Но это нескоро. Как показывает опыт с рец. на Судьбу, мне потребуется очень много свободного времени для написания двух таких статей; я уж молчу о редактировании. К тому же, нужно больше материала... возможно, придётся поучаствовать в дискуссиях и срачах с фанатами - хороший способ слегка абстрагироваться от своего взгляда и обратить внимание на какие-то существенные детали... Наверное, осенью руки дойдут. По крайней мере, пока не закончу гранд-рецензии на GiTS SAC и ЛоГГ, за Гиас не примусь.@Oleg Klautov@Пазу, Ну я сам по себе могу сказать плюс это Гиггук отмечал что Код гиаса просто для подростка и человека который мало что смотрел слишком большое впечатление оказывает, а все плохое о тайтле забывается. Я хоть и смотрел его не так давно в году 15-16, но уже забыл что там оказывается была серия про кошку)@Пазу@Oleg Klautov, так-то Гиас - отличная меха. Чтобы понять это, нужно просто посмотреть Гандам Поколение. Гиас- это то же Поколение, только где почти все доведено до идеала.Что плохо - детская история и образ Лелуша. 1. Он - гений, который выше всякой морали - этакий ницшеанский «сверхчеловек». Правда, в финале он вдруг задумывается о морали, придумывает, что сестренке нужен счастливый мир без войн (хотя она об этом никогда не говорила), а сам сливается, так и не приняв ответственность за свои поступки. 2. Сама его гениальность - сплошные кустовые рояли. 3. Он гениален, однако внимательнее просмотреть карту и додуматься, что оползень по его плану сползёт на жилой район и убьёт тучу невинных людей (и родителей Ширли) - не смог. Я уж молчу о том, что его товарищи ему такое спустили. Просто если абстрагироваться от эмоций, то это история про сверхсильного сопляка, который угробил тысячи, а может, и миллионы людей, ради немыслимо наивной реализации идеи о мире без войн. План Шнайзеля о ядерном сдерживании был куда реалистичнее. Но Шнайзель не прав, потому что... он не главный герой. Просто фраза: «ты даёшь им настоящее, а людям нужно будущее», отдаёт инфантильностью, но не веским аргументом. Я могу бы долго это мусолить, но нет времени.
Почему такое заходит? Посмотрев достаточно мех, и в том числе Гандамов (хотя и не все), не переставал удивляться, какую хрень можно запихнуть в меха-махач. Тем более, в Гиасе меха-махачи отличные (хотя и нереалистичные), да и развитие персонажей показано хорошо: понимаешь, как Лелуш к этому пришёл (редко вглядываясь в суть)... и прочее. В общем, сделано на славу, однако наполнение вызывает снисходительную улыбку.
@Cytramon@Пазу,@Пазу, хорошая рецензия. Однако не согласен с@Пазу@tikhon, огнестрельное оружие всё равно эффективнее. Да и одной лески было бы достаточно. А так получается забавный косплей Бэтмена (у него такая же примочка имеется; можно увидеть в сериале Лига справедливости 2001 г.).@tikhon@Пазу, ну здесь суть в электропроводности провода. Хотя я не могу не согласиться, что во многих аниме суперспособности не сильно превосходят огнестрел и это выглядит глупо. В той же Тетради Смерти меня часто бесило, что почему-то нельзя просто застрелить противника@Пазу@tikhon, ну так одной лески было бы достаточно. Нож - своеобразный (и не самый практичный) обвес, чтобы цеплялся. Однако Хэй использует его именно как нож на верёвочке в бою (тут мне вспоминается эпичный сюрикен на тросах в Break BladeСломанный меч), тогда как тот же Бэтмен использует бэт-ранг на тросе как пулю, стреляя почти в упор, чтобы электрошоком обезвредить противника с суперсилой типа логия.Впрочем, такие моменты характерны для подростковых боевиков. В том же Клинке... (нужный таймкод выставлен)
Но момент с ядом ещё ерунда, когда можно отливать пули и стрелы из солнечного металла. К этому времени уже больше полстолетия в Японии есть стволы, способные снести голову с не самых широких плеч.
1024x4821920x1317
В общем, я просто подметил некую нелепость. Понятно, что такая примочка нужна для образа и демонстрации способностей, как у того же Бэтмена. В статье поправил.