Байронические герои

batman2305gmail.com
36 / 224340
Байронический герой — тип романтического героя, который покорил воображение европейской публики после выхода поэмы лорда Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812—1818), насыщенной автобиографическими мотивами. На рубеже 1820-х годов получил дальнейшее развитие в рассказе Джона Полидори «Вампир», романе Чарльза Матюрина «Мельмот Скиталец», байроновских поэмах вроде «Корсара».
Байронизм — романтическое течение в континентальной европейской литературе начала XIX века, которое возникло под влиянием английского поэта Джорджа Байрона. Для байронистов свойственно разочарование в обществе и мире, настроения «мировой скорби», резкий разлад между поэтом и окружающими, культ сверхчеловека (под определение которого идеально подходил Наполеон). Лирический герой их произведений получил название байронического.
Комментарии
Скрыть 20 комментариев
Показать 20 комментариев
Загрузить ещё 20 комментариев
kaurka
kaurka#
@Пазу, насчёт Онегина и Чацкого не могу согласится. Есть книги на эту тему. Например Лотмана или Тынянова. А я доверяю мнению специалистов.
Про Холмса хорошо написал Александр Генис. Холмс - продукт эпохи декаданса. А декаданс - это результат кризиса морали викторианской эпохи. Холмс сам по себе - вызов эпохе. Не могу согласится, что Холмса можно отнести только лишь к неоромантикам. Он искал острых ощущений (характерных для неоромантизма), в попытках избавиться от скуки (что характерно для декаданса). Для неоромантизма характерна борьба за духовную красоту, но у Холмса присутствуют явные проблемы с моралью и очевидный цинизм. Куда уж там до высших духовных ценностей. Да и вообще в Великобритании того времени неоромантизма в литературе в чистом виде не существовало.
На мой взгляд в Холмсе масса черт (описанных мною в предыдущем посте), присущих байрническому герою.

Саске я бы дала 4 из 10. Он просто заблудшая овца. Не романтик, не циник и не эстет, и не интеллектуал (просто он умней Наруто), а травмированный ребёнок, попавший не в те руки. В силу упрямства (юношеского максимализма), огромного количества догм и косности системы социальных норм (куда без них в аниме - оно ж японское!), он стал жертвой обстоятельств и скатился по наклонной. До поры до времени.
Капитан Харлок - вообще не то. Он же топорный, праведный и пафосный. На интригу не способен, пока кто-нибудь г.на на вентилятор не накинет. Да и тогда он просто ходит конём (углами, я бы сказала). Молча. Тоже мне мститель.
Пазу
Пазу#
Для неоромантизма характерна борьба за духовную красоту
А у романтиков нет? У того же Новалиса, Андерсена или раннего Гофмана этого предостаточно. Да и реалистам пафос духовной красоты ещё больше свойственен. Вспомнить праведнические повести Лескова, романы Достоевского (особенно, "Идиот") или позднее тв-во Толстого.
Романтизм изображает необычного героя в необычных обстоятельствах. Причём, берётся наиболее напряженный момент в судьбе героя. Это уже реалистов стала интересовать история всей жизни. А некоторых натуралистов и история целых поколений семьи ("Ругон-Маккары" Золя) Неоромантическая литература зачастую изображает либо необычного героя в обычных обстоятельствах (Холмс), либо же обычного героя в необычных обстоятельствах (Остров сокровищ).
Он искал острых ощущений (характерных для неоромантизма), в попытках избавиться от скуки (что характерно для декаданса)
Стоит напомнить, отчего скитался Чайлд-Гарольд?
Вступая в девятнадцатый свой год,
Как мотылек, резвился он, порхая,
Не помышлял о том, что день пройдет -
И холодом повеет тьма ночная.
Но вдруг, в расцвете жизненного мая,
Заговорило пресыщенье в нем,
Болезнь ума и сердца роковая,
И показалось мерзким все кругом:
Тюрьмою - родина, могилой - отчий дом.

Он совести не знал укоров строгих
И слепо шел дорогою страстей.
Или вот ещё более декадентский случай: Печорин, играющий в русскую рулетку. И это задолго до "Клуба самоубийц" Стивенсона, в котором отлично отражена атмосфера декаданса.
насчёт Онегина и Чацкого не могу согласится. Есть книги на эту тему. Например Лотмана
Так я трактовку Лотмана и пересказываю. Только Лотман пишет о многоликости Онегина в силу разных точек зрения на него в произведении. Но о Байронизме там говорится как социальной маске.
А я доверяю мнению специалистов.
Хорошо. Возьмём того же Лотмана.
Не случайно Пушкин в письме к Горчакову определил жанр «Пленника» как «романтическое стихотворение». В том же письме, характеризуя героя поэмы, Пушкин подчеркнул принципиальное тождество его лирическому герою эле­гий 1820-х гг.: «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века».
Отношение к элеги­ческой поэзии и к разочарованному герою в декабристской среде было, скорее всего, негативным. М.И. Муравьев-Апостол писал И.Д. Якушкину: «Байрон наделал много зла, введя в моду искус­ственную разочарованность. <...> Воображают, будто скукою по­казывают свою глубину,— ну пусть это будет так в Англии, но у нас, где так много дела, даже если живёшь в деревне, где всегда можно хоть несколько облегчить участь бедного селянина, лучше пусть изведают эти попытки на опыте, а потом уж рас­суждают о скуке».
А теперь обратимся к тексту произведения.
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек

Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Слово "москвич" (когда Онегин - петербуржец) в данном случае означает "провинциал, стремящийся подражать петербургским аристократам".
И Лотман пишет, что Онегин был "болен" байронизмом, как и многие светские молодые люди того времени. Т.е. Онегин - не байронический герой, а реалистический персонаж, который подвергся влиянию байронизма, как и многие поклонники Байрона.
Дубровский куда больше тянет на байронического героя, чем Онегин.
Не романтик, не циник
Разве?
не эстет
А кто там у Байрона эстет, окромя Дон-Жуана по части женской красоты?
не интеллектуал
Кроме Чайлд Гарольда и Манфреда, у Байрона не сильно интеллектуальные герои, просто умнее большинства. Тот же Конрад или Гуяр.
На интригу не способен
А кто у Байрона, окромя Манфреда, Дон Жуана и Люцифера, гениальные интриганы?
В силу упрямства (юношеского максимализма), огромного количества догм и косности системы социальных норм
Вылитый Байрон! Стоит напомнить, почему он не в родной Англии умер? А как метко заметил Пушкин, персонажи Байрона - его отражения.
он стал жертвой обстоятельств и скатился по наклонной
Так и про Чайлд Гарольда можно сказать.
Так-то Саске очень уж напоминает Гуяра. Только у первого была возможность получить прощение от друга, когда же Гуяр остался сначала скитаться, а потом и существовать в монастыре, дожидаясь последнего дня, полный сожалений.
kaurka
kaurka#
@Пазу, я еще не прочитала твоё гигантское сообщение, но хотела исправить кое-что. Пообщалась тут с филологом. Мне объяснили, что Чацкий слишком молод и любит жизнь, чтоб называться байрническим героем. Но главное, что он не разочарован в жизни. Так что Чацкого убираю ). Но. Мы пришли к выводу, что Гамлет вполне себе байронический герой, хотя Байрона в то время еще не было. Так что у мня замена игрока. Чацого заменяю на Гамлета. А теперь почитаю твой пост.
Пазу
Пазу#
Но главное, что он не разочарован в жизни.
Да, байронические герои либо разочарованы в жизни, как Чайлд Гарольд или Манфред, или же приходят к разочарованию, как остальные герои Байрона, вроде Гуяра или Каина.
А так, Чацкий разочаровывается в людях и обществе в финале, но именно на страницах пьесы он никоим образом не байронический персонаж.
Чацкий слишком молод
Эм, а Чайлд Гарольд больно стар? Тут-то всё дело в том, что молодой человек "стар душой" и ставит крест на своей жизни. Пушкин, кстати, высмеивает эту черту байронизма в образе Онегина едкими комментариями рассказчика.
Мы пришли к выводу, что Гамлет вполне себе байронический герой
В какой-то мере. Если я правильно помню, ещё Жирмунский в "Байрон и Пушкин" приводит такие параллели. А о делении персонажей лит-ры на Гамлетов и Дон-Кихотов предложил вообще Тургенев в одноименном эссе. И все байронические образы он относит именно к гамлетическому типу.
А так, ещё Карл Моор из "Разбоников" Шиллера является предтечей байронических героев.
kaurka
kaurka#
@Пазу,
Насчёт Онегина. Хорошо, я уточню, поскольку в предыдущем комменте только отослала тебя к литературоведам, но не выразила своего мнения на этот счёт. Я думаю, что у Онегина присутствует значительное количество черт байронического героя. Он пресыщен жизнью, ничем не занят, по сути разлагается. Он умнее своего окружения, но его же (окружения) дитя и заложник. И, как нас учили, он "лишний человек" - изгой. Как и Печорин, он пытается заполнить внутреннюю пустоту чем-нибудь. Чужими эмоциями, например. Этетизм - это главенство формы над содержанием. Это может значить, что человек не обращает внимания на суть (содержание). Очень даже по Байрону. Это признак неороманизма, да. И да, по-моему это Онегин. Суть-то он проморгал. Играя в Байрона. Бывает так, что маска становится лицом.
Про Гуяра ничего не знаю. Не читала. Корсара вообще не помню. Верю тебе на слово.
А теперь резкий переход.
Про Саске.
Ну... Сасек скуп на человеческие эмоции. Если он и романтик, то тщательно это скрывает. Он интроверт до социопата. Какая там романика-то?
Циник? Ну по-моему цинизм - это от лукавого. Это самообман такой. Саске же не врёт вроде. Если рассматривать замалчивание правды, как ложь, тогда может быть... Врёт ли Саске самому себе? Автор умалчивает. И Саске не обесценивает поступки других людей. Потому что цинизм - это еще и про обесценивание. Мне кажется, что он недостаточно вызывающий для этого. Не эпатажный.
И не эстет (см. выше).
Про интеллект. Ну так умнее большинства - это уже что-то. Но если Наруто - отправная точка, то большинство будет интеллектуалами. :lol:
Но. Ну ты так хорошо (убедительно) про Саске поёшь, что я согласна. 7 из 10.
Про интригу. Почему-то вспомнила Графа Монте-Кристо. Вот где интриган и г.но. Или там Печорин. Тот еще отброс. Да я не про то... а про интригу сюжета, т.е. про сложность и запутанность, не обязательно созданную героем. Это к автору вопросы уже. Ну и какие такие страсти у Харлока? Солдафон же. Глубокие страдания пустой души? Где? Кого бы на..ть, чтоб на душе стало лучше? (см. Печорин). Нее. Он же как рельса прямой.
kaurka
kaurka#
@Пазу, и к прошлому комменту вдогонку. Про москвичей вспомнила старую шутку про то, что родители Чехова "обеднели и переехали из Петербурга в Москву". :lol:
Шиллера не читала. Увы мне.
И совсем не о том стихи, но вспомнила строки:
Душой я бешено устал.
Точно тайный горб на груди таскаю,
Тоска такая!

Дальше не процитирую, ибо.
Пазу
Пазу#
Я думаю, что у Онегина присутствует значительное количество черт байронического героя
Не сказать, что значительное. Сам Пушкин писал, что в набросках вдохновлялся байроновским Дон Жуаном, который далёк от других байронических образов, ибо у него самые обычные любовные страсти (нет чего-то "сверхчеловеческого") и меланхолия, а не мировая скорбь.
Если он и романтик, то тщательно это скрывает.
Как Манфред или Каин. Романтик - это эксцентрик, что ли? Именно у Байрона, это романтические бунтари. Причём, 2 типа: яростные мстители (Конрад и Гуяр) и меланхоличные скитальцы или отшельники со страшной тайной (Манфред). Но последователи углядели по большей части "мировую скорбь" Чайлд Гарольда.
И Саске не обесценивает поступки других людей.
А попытка убить каге на совете, что и стало началом войны шиноби? А его попытка "революции"?
Ну и какие такие страсти у Харлока?
Ну да. Возможно, он просто этакий идеализированный романтический бунтарь. Чем-то напоминает байроновского Конрада, но в отличии от него, слишком благороден.
Загадочен и вечно одинок,
Казалось, улыбаться он не мог;
При имени его у храбреца
Бледнели краски смуглого лица;
Но не природа Конраду дала
Вести злодеев, быть орудьем зла;
Он средь людей тягчайшую из школ -
Путь разочарования - прошел;
Проклял честность он,
А не бесчестных, кем был обольщен.
Не верил он, что лучше люди есть
И что отрадно им добро принесть.
Оттолкнут, оклеветан с юных дней,
Безумно ненавидел он людей.
Священный гнев звучал в нем как призыв
Отмстить немногим, миру отомстив.
Себя он мнил преступником, других -
Такими же, каким он был для них,
А лучших - лицемерами, чей грех
Трусливо ими спрятан ото всех.
Он знал их ненависть, но знал и то,
Что не дрожать пред ним не мог никто.
Его - хоть был он дик и одинок -
Ни сожалеть, ни презирать не мог
Никто.
kaurka
kaurka#
@Пазу, ну так он и свою будущую жену пытался кокнуть. Куда уж больше ереси. Скажем так, он мог бы быть байроническим, если бы авторы не извращались. А то был такой прекрасный отрицательный герой, но нет и его превратили в слюнявого положительного. Видимо исходили из "ну не убивать же любимца публики". По логике-то ему самое место в земле.
TwELvE848
TwELvE848#
@kaurka, в первую очередь спасибо за подробное уточнение темы.
Можно ли Дио Брандо, тогда отнести к ним или я всё же ошибаюсь в толковании? либо тот же Алукард из Хелсинга, или Нанами из Магической Битвы?
kaurka
kaurka#
@TwELvE848, да не за что )
Алукарду не хватает человечности. Ну он и не человек. Он жестокий и циничный, но его цинизм не от разочарования. Вампир жеж. Хищник. В чем ему разочаровываться, когда он и очарован-то не был? Ему ж нет равных. Какая скучная жизнь...
Дио Брандо психопат обыкновенный )). Маньячина просто. Я уже не помню. Давно смотрела.
Нанами по-моему не тянет. Он слишком обыкновенный. Ну себе на уме, скрытный, хитрый, силь0ынй, но он совсем не сложный персонаж, как мне кажется. Ну я не особо полюбила Магическую битву, может что-то и ускользнуло от меня.
Мое мнение с твоим может не совпадать. ))
batman2305gmail.com
batman2305gmail.com#
@Пазу, респект, тебе за Онегина.
batman2305gmail.com
batman2305gmail.com#
Александр Великий 1
@batman2305gmail.com, ну верить полностью Википедии я бы не стал, у Гатса есть общие черты с байронистом, это тот же цинизм, поперание любых законов и понятий, вечное одинокое скитание и удивительный атеизм в средневековой эпохе. Но Гатс грубый, не образованный, без каких либо мыслей в голове, он сам согласился с тем что кроме "искр от бьющихся мечей" , его больше ничего не интересует. И самое главное, он ведомый персонаж, он постоянно за кем то следовал, сначало за своим отцом, потом за Гриффитом, а после за своей местью . Это главный лейтмотиф манги, где Гриффит настоящий байронический герой, показывает пропасть между ним и Гатсом, который всегда будет уступающим.
batman2305gmail.com
batman2305gmail.com#
SeyMur2
SeyMur2#
Не первую неделю уже смотрю на коллекцию и пытаюсь разобраться, подходит ли сюда Уильям Мориарти. Вроде бы основными чертами байронического героя он обладает...
batman2305gmail.com
batman2305gmail.com#
@SeyMur2, действительно, спасибо тебе.
Cannaganja
Cannaganja#
с какого перепугу сузаку байронический герой?
mond92
mond92#
Наткнулся на коллекцию случайно и упал от списка персонажей.
Автор, можешь пояснить, как под описание
Для байронистов свойственно разочарование в обществе и мире, настроения «мировой скорби», резкий разлад между поэтом и окружающими, культ сверхчеловека (под определение которого идеально подходил Наполеон)
подходят вот эти персонажи:
Эдвард Элрик,
Хомура Акэми,
Кёко Сакура,
Кайдзи Ито,
Юкио Тонэгава?
И это только те, кого я знаю.
batman2305gmail.com
batman2305gmail.com#
@mond92, спасибо.
Unknown Mister
Unknown Mister#
Случайно напоролся на коллекцию и... вопросов уйма. Во-первых, интересное описание коллекции. Без, собсна, определения конкретных черт "байронического" героя. Во-вторых, список персонажей тоже тот еще ахтунг.
Каким образом Эдвард Элрик байронический герой? Каким образом Аска и Жером Карлшталь байронические герои, что?... Саске, Джокер, Макисима, Мориарти - ладно, допустим, но извините меня, Л? По поводу Итачи... вопрос. Владилена Милизе тоже такое себе... слегка что-то похожее есть, но уж точно не с самого начала истории и уж точно так и не стала прям "байронической" даже к концу 2 кура (про ранобе вообще даже не говорю). А Пейн это вообще кукла-марионетка, (о чем все, почему-то, постоянно забывают), и каких-либо черт характера у него быть не может в принципе, тогда уж Нагато бы добавил.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть