Комментарий #2108484

Aspidogaster
@Shir0

Предположим, что кто-то тебе скажет, что черный - это белый, какой в этом толк?
Если мне это скажут, то я отвечу, что "чёрный" - это тот, который поглощает все электромагнитные лучи видимого диапазона, а белый - тот, который их отражает. Я к тому, что волновая теория света - точная наука, в которой есть весьма однозначные определения. А вот с оценкой явлений культуры всё по-другому, ибо нравиться или не нравиться они могут каждому по разным причинам. Если бы это было не так, то нужда в критике вообще бы отпала. Кстати о ней.
Кто тебе такое сказал? Рецензия - это критический анализ с последующей оценкой художественной или научной работы.
Тут тоже проблема в определениях. Я, конечно, не большой специалист в данной области, так что могу ошибаться, однако на то, чем именно должна являться рецензия, существуют разные взгляды. Вот здесь, например, говорится, что с объективностью в этом жанре публицистики не всё так просто. Как раз об этом я и хотел бы поспорить (ибо скучно обсуждать, насколько обоснованно каждое отдельное утверждение автора)!
Мнение большинства может не быть объективным, строго говоря, объективное представление о чем-либо, может вообще быть фундаментальным фактом, а не мнением. При оценке человек должен опираться на рациональное видение предмета, насколько это возможно.
Вот мой взгляд на проблему. Сразу скажу, что мы говорим об оценке произведений искусства, поэтому научные критерии истинности тут неуместны. Итак, для чего же эти произведения создаются? Грубо говоря, для того, чтобы вызвать у субъекта некий эмоциональный отклик, изменить его сознание. Поэтому логично предположить, что наиболее объективной будет оценка, представляющая собой некую среднюю температуру по больнице, то есть учитывающая мнение о рассматриваемом культурном феномене каждого, кто с ним познакомился. Именно по этому принципу работают и разные системы оценки, в том числе и MAL'овская. Поэтому лукавством будет попытка выставления отдельным субъектом (рецензентом, к примеру) объективной оценки, так как он не может проникнуть в головы других людей. Другое дело, что он может предположить, кому из потенциальных потребителей данное произведение может (не) понравиться (раз уж в аниме есть сосущиеся мужики, то яойщицы будут в восторге, а гомофобы - точно нет).
Дискасс?
Ответы
Toshiru
Toshiru#
"чёрный" - это тот, который поглощает все электромагнитные лучи видимого диапазона, а белый - тот, который их отражает.
Это просто бла-бла для любого человека с нарушением зрения, да и не только. Данная фраза дает ровно нулевое представление непосредственно о предмете разговора, т.е. человек все равно не сможет представить себе "черный" или "белый" цвета.
То же самое и в этой рецензии - набор обрывочных фраз, которые ни к чему не ведут и ни о чем не рассказывают.
Ты тут говоришь о том, что у автора есть аргументы? Покажи мне хоть один.
Начало - некое ля-ля о том, что с серии не 24 минуты, а 23. И что? На что это повлияло? Для чего этот информационный вброс? Для количества букв, видимо.
Далее фраза о наличии синих тонов. Где именно они были, для чего они, графические примеры... Нет, ничего этого нет.
Потом идет фраза, звучащая в упрощенном виде примерно так: "синий есть в ужастиках, хотя данное аниме и не ужастик, но синий есть". Это тоже аргумент? Хотелось бы тогда понять, чего именно.
Дальнейший текст написан в том же духе.
slavarussko
slavarussko#
@Aspidogaster, выходит,Казанцев был прав касательно рациональной природы прекрасного. А я что говорил в теме Осаматсу!
Shir0
Shir0#
Если мне это скажут, то я отвечу, что "чёрный" - это тот, который поглощает все электромагнитные лучи видимого диапазона, а белый - тот, который их отражает. Я к тому, что волновая теория света - точная наука, в которой есть весьма однозначные определения. А вот с оценкой явлений культуры всё по-другому, ибо нравиться или не нравиться они могут каждому по разным причинам. Если бы это было не так, то нужда в критике вообще бы отпала.
На что тебе тот гипотетический человек с проблемами со зрением закономерно ответит, что такого не может быть, потому что он видит как черный светится, то есть отражает видимый спектр электромагнитного излучение, а белый наоборот его поглощает, ну или он вообще укажет на то, что не понимает о чем идет речь. Но это все переливание из пустого в пустое, ты ведь и так понимаешь о чем я. Нельзя сказать, что Хворостовский - говно, только потому что тебе не нравится опера в целом, и баритон в частности. Потому что вокал, поддается объективной оценке, как и абсолютное большинство проявлений искусства. Особенно это хорошо чувствуется в академической сфере. А если бы все было, как ты говоришь, то мы бы в принципе не имели никакой культуры, у людей были бы абсолютно разные взгляды, которые невозможно было бы привести к общему знаменателю. Тем не менее реальность доказывает обратное. В сферах искусства, находящихся в поле интереса у определенного количества людей, отличного от одного, автоматически появляются общие нормы, которые и позволяют давать относительно объективную оценку.. Иначе искусство умирает так и не родившись. А грамотная критика нужна не для высказывания своего ИМХО, а для открытия неизвестных сторон произведения, и положительных и отрицательных.
Тут тоже проблема в определениях. Я, конечно, не большой специалист в данной области, так что могу ошибаться, однако на то, чем именно должна являться рецензия, существуют разные взгляды. Вот здесь, например, говорится, что с объективностью в этом жанре публицистики не всё так просто. Как раз об этом я и хотел бы поспорить (ибо скучно обсуждать, насколько обоснованно каждое отдельное утверждение автора)!
Проблемы нет, есть твое желание поспорить... Я прочитал характеристику рецензии как жанра журналистики по твоей ссылки, и там нет ничего, чтобы противоречило моим словам, и подтверждало бы твои. Я не буду копировать сюда весь текст, кто хочет - пускай сам перейдет по ссылке и прочитает, но выделю сюда несколько ключевых моментов оттуда, на которые ты обязан был обратить внимание.
Рецензия как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения).
Если ты посмотришь в словаре определния слов "исследование" и "анализ", разговор о допустимости субъективной формы рецензии можно будет не продолжать.
Учебники и пособия отмечают, что рецензия – жанр не субъективный, а основанный на аргументированном разборе источника. В действительности ситуация сложнее. Очень часто оценки одного и того же произведения оказываются диаметрально противоположными – даже у признанных, авторитетных критиков. Таким образом, рецензент преследует две цели: информационно-познавательную и исследовательскую, подразумевающую анализ произведения.
Специально решил обратить внимание на этот фрагмент текста, потому что скорее всего именно он привлек твое внимание. Оценки, именно оценки, это очень важный момент, в рамках рецензий разных авторов действительно могут быть диаметрально противоположными. И при этом они могут быть одновременно объективными, но только в том случае если они строятся на основании объективных фактов, то есть с достаточной аргументацией. Такое случается, когда анализ работы проводится с разных ракурсов. Но это не делает саму рецензию субъективной. Так же важно заметить, что в рамках рецензии абсолютная объективность крайне трудно достижимая цель в принципе.
Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они, в отличие от других жанров, не из жизни, а из произведений литературы, живописи и т. д. То есть факт в рецензии подвергается вторичной обработке.
Дать исчерпывающий, полностью аргументированный анализ в рамках небольшой газетной рецензии невозможно. Есть два пути решения этой проблемы.
Аргументированное исследование, когда читатель соприкасается с мыслительным процессом критика, свойственно обстоятельным, профессиональным рецензиям, публикуемым в специализированных изданиях.
И так далее...
Вот мой взгляд на проблему. Сразу скажу, что мы говорим об оценке произведений искусства, поэтому научные критерии истинности тут неуместны.
Я не знаю как научные, а качественные еще как уместны. В академической живописи понятия света/тени, формы, перспективы и так далее введены не просто так, и по ним реально оценивают работы. Спеть одну и ту же мелодию можно попав в ноты, а можно и не попав. Сюжетные ходы могут быть продуманные, а могут быть и нет. В художественной работе может быть замысел, а может и не быть. Это только малая часть примеров того, как искусство поддается объективной оценке, и хочу подчеркнуть, ее можно делать независимо от личного отношения критика к предмету оценки.
Поэтому логично предположить, что наиболее объективной будет оценка, представляющая собой некую среднюю температуру по больнице, то есть учитывающая мнение о рассматриваемом культурном феномене каждого, кто с ним познакомился.
...
Поэтому лукавством будет попытка выставления отдельным субъектом (рецензентом, к примеру) объективной оценки, так как он не может проникнуть в головы других людей.
То, что ты назвал объективной оценкой, на деле называется рейтингом популярности. Давай объясню на примерах, большинство людей так или иначе знакомы с оперой, но ты правда думаешь, что они обладают сколько-нибудь объективным мнением, да вообще мнением, об этом виде искусства? Очевидно, что нет, потому что для этого нужно иметь хотя бы базовое музыкальное образование или природный музыкальный слух. Поэтому объективную оценку чему-либо дает не большинство, а люди разбирающиеся в вопросе. Логично, не правда ли?
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть