Комментарий #665096

Silicium°
Часть 2. Летов.
спойлер
С Егором Летовым Янка встретилась впервые в апреле 1987-го года на Первом новосибирском рок-фестивале, проходившем в ДК Чкалова. Сразу после этого фестиваля, ставшего переломным в жизни Янки, она, вместе с другими музыкантами, едет в Омск, где знакомится с товарищами Егора по группе «Гражданская оборона» и другими омскими рокерами. Янке хватило недели, чтобы безоглядно влюбиться в Егора и остаться с ним на полтора года.
В начале лета Егор, был объявлен в розыск и подался в бега, дабы избежать принудительного психиатрического лечения. Все лето и осень этого года они с Янкой путешествовали по стране автостопом.
Летов
«Мы были в «бегах» до декабря 1987-го года, объездили всю страну, жили среди хиппи, пели песни на дорогах, питались, чем Бог послал, на базарах воровали продукты. Так что опыт бродячей жизни я поимел во всей красе. Где мы только ни жили — в подвалах, в заброшенных вагонах, на чердаках… »
Останавливаясь у друзей, в различных городах, они часто вместе выступали, играли квартирные концерты, вместе записывались.
В отличие скромной, не очень уверенной в себе Янки, Егор всегда считал, что любое творчество должно быть обнародовано, записывал бесчисленное количество альбомов и бутлегов, включая в них все, даже неудачные свои творения, бракованные дубли песен.
Егор пытается расшевелить и Янку, вытащить ее на публику, убеждает в необходимости петь свои песни людям.
Выступая на квартирниках, тусовках, Янка видит, что ее песни действительно находят живой отклик у слушателей, нравятся людям. Приходит уверенность в собственных силах. В период 1987—1988 годов Янкой написано больше всего из известных стихов и песен.

Впрочем, многие друзья и критики считают, что участие Янки в Егоровых альбомах не было равноправным: по сути, Янкина деятельность того периода ограничилась лишь незначительными вкраплениями в альбомы «Гражданской обороны».
Но гораздо сильнее проявилось неравноправие в том, что Летов диктовал Янке, как ей писать ее альбомы, — делал и записывал он их исключительно на свое разумение.
Трудно сказать, устраивало это именно Янку или нет, но в действительности Летов ей много дал, — вывел на сцену, помог обрести уверенность в себе, научил работать в студии. Жаль только, что она так и не успела почти ничего записать самостоятельно, уже обретя какой-то опыт, — все ее альбомы и многие концерты были сделаны с участием Егора или других участников «Обороны» и несут на себе печать этого звучания.

Некоторые друзья считают, что Летов был диктатором не только в творчестве, но и в быту, в семейной жизни. Мог устроить Янке скандал по любому поводу, или после концерта при всех ее отругать. Янка в глубине души не принимала многих летовских взглядов, с Егором они часто и горячо спорили о любви, милосердии, жалости. В то же время Янка всеми силами пыталась дотянуться до уровня своего избранника. Если Егор сказал, что песня плохая – Янка прислушивалась к его мнению и старалась оттачивать свои тексты и аранжировки в соответствии с представлениями Летова о музыке.

Осенью 1987 года, будучи в Ленинграде, Янка и Егор встречаются с Башлачёвым на его квартирнике (для Летова это была первая и последняя встреча с СашБашем). Концерт получился очень неудачным — СашБаш находился в депрессии, играл мало и неэнергично: спев несколько песен, оборвал выступление. Летов был разочарован увиденным — по рассказам Янки он ожидал чего-то невероятного, а увидел опустошенного, потухшего, погруженного в свои проблемы человека. Все это произвело на Яну очень гнетущее впечатление.
В ноябре 1987-го года, уже в Омске, началась работа над первым альбомом Янки.
В декабре Егор узнал, что розыск с него сняли, и он может вернуться домой.
Начались первые серьезные ссоры Янки с Егором.

В начале 1988-го года, опять-таки при содействии Летова, был создан проект «Великие октябри» (название было придумано самой Янкой в спешке и казалось потом не вполне удачным). Отец Яны все время очень удивлялся способности дочери «командовать» парнями. Но вообще в семье она была довольно скрытной, и о своей деятельности особо не рассказывала. Возможно, из скромности, возможно считала, что отцу это будет не интересно, возможно не хотела беспокоить его и огорчать какими-то неудачами и проблемами.
Скрытность, но нежность и доброта — вот, пожалуй, основные Янкины черты. Она очень любила животных, часто приносила в дом всякую живность, которая болела, сама лечила. «Вот если б можно было всем помочь!» — все время говорила Янка. Особенно любила котов, ласково их называя «котейка» (это слово часто встречается в поэзии как Янки, так и Егора, который тоже любил кошек).
Одевалась Янка просто и скромно, почти не пользовалась косметикой, была весьма непритязательна в быту. На наряды денег не было, да и не обращала Янка на одежду большого внимания. Зато обожала всякие хипповские штучки — бисерные и деревянные фенечки, кожаные шнурочки, хайратники, ксивники, сумочки — сама мастерила их, дарила друзьям. Прическа — всегда одна и та же: длинные распущенные волосы…
Практически все вспоминают Янку как человека чрезвычайно простого и приятного в общении, добрую, веселую и контактную девчонку, временами немного странную, но всеми любимую. Никакой заносчивости, или «звездной болезни», свойственной многим рокерам. Иногда Янка рвалась к людям, в компанию, иногда стремилась уединиться – все в зависимости от настроения. Тем не менее, она, как правило, была в центре внимания любой тусовки. В любом городе, куда бы она ни приезжала, тут же находились люди, наперебой предлагавшие ей ночлег, еду, всевозможную помощь. Янка никогда не вываливала на окружающих свои проблемы, не жаловалась. Все переживала в себе, и стандартным ответом на вопрос: «Как дела?» было: «Хорошо, нормально». Самое большее, что могла позволить себе даже с близкими друзьями — поделиться какими-то мелкими неприятностями, обидами. Наоборот, — всем помогала, поддерживала морально, умела найти нужные слова утешения для друзей.
Несмотря на открытость и простоту, по-настоящему близких людей в ее жизни было немного, — Янка очень разборчиво и придирчиво относилась к дружбе и к выбору тех, кто был рядом с нею.
Вспоминает один из новосибирских музыкантов Дмитрий Радкевич:
Лично я не воспринимал ее как женщину, для многих мужчин она была «своим парнем», но не больше. Янка ведь как женщина была абсолютно несексуальна. Одно время слишком полная и жутко неуклюжая, — ничего не могла удержать в руках. В ее перспективе семья и материнство не рассматривались. «Хлопотно», — говорила она. Янка вообще была лишена каких-то семейных установок. Например, она никогда не отмечала день рождения, поэтому никто из нас не знал этой даты.
Первая студийная Янкина акустическая запись — «Не положено» была сделана в Омске и относится к январю 1988-го года. К песням, написанным в Питере (после неудачной встречи с СашБашем), Янка добавила пару более старых и несколько новых. Из-за краткости альбом почти не распространялся или имел хождение в качестве дописок.

17-го февраля покончил с собой Александр Башлачев. Янка поехала на похороны, в Ленинград. С этой трагедии и началась полоса депрессии, сопровождавшая Янку до конца жизни. Будучи скрытной, Янка редко говорила о Саше и своем знакомстве с ним, разве что иногда, с самыми близкими друзьями. Но очевидно, что общение с ним оставило сильный след в ее душе, и гибель СашБаша она переживала очень долго и тяжело. Наверняка и перемены в ее творчестве были связаны с этим событием, от которого Янка так никогда полностью и не оправилась.

Первое публичное Янкино выступление вне родного города, на крупном мероприятии — на первом Фестивале альтернативной и леворадикальной музыки в Тюмени (июнь 1988 года). Выступление Янки разительно отличалось от других музыкантов. Если обычно появление группы сопровождалось выкриками и шумом, то когда на сцену выходила Янка, весь зал погружался в тишину, и только после песни звучали бурные овации. К сожалению, запись этого концерта не найдена.
Мнение очевидца:
Уральские баллады о тусовочной жизни современной девушки хиппи. С панк-роком ничего общего не имеет.
А вот характеристика Егора:
Баба-панк, к хиппизму отношения не имеет, чистый панк, агрессивный.
Этот фестиваль стал первым серьезным испытанием для Янки и подтверждением ее значимости в рок-жизни Сибири.

В течении лета и осени 1988, Янка с Егором постоянно путешествовали по стране, давали квартирники, иногда учувствовали в крупных концертах.
В начале ноября они попадают в Питер, где уже ждали известного по самописным альбомам Летова. Зрители получали в качестве приложения Янку, которая произвела на всех большое впечатление. В Москве — та же реакция:
От песен Янки веет безысходностью, но с ними почему-то легче безысходность эту преодолеть,
написала журналистка, Светлана Кошкарова.

В период с 1988-го по 1990-й годы Янка активно участвовала в проектах Егора. Кое-где она пела свои и чужие песни (каверы советских «Ничего не вижу», «Белый свет»), подыгрывала на металлофоне, подпевала Егору.
Но, между тем, между Янкой и Егором нарастали противоречия. И через полтора года совместной жизни они расстались.
Чтобы с ним жить, надо быть ему равным. Если ему уступаешь, он тебя сминает,
говорила Янка. Причину их размолвки Егор не рассказывал, а Яна постаралась как можно скорее забыть об этом периоде. Наверняка и Егор по-своему любил Янку. Но любви мешали постоянные соревнование и разногласия, как в творчестве, так и в отношении к жизни. Многие до сих пор продолжают обвинять Егора Летова в смерти Янки. Лишь ее близкие друзья утверждают обратное: они расстались задолго до ее смерти и с тех пор не очень много общались. Правда, почти до конца часто играли в совместных концертах. Иногда Янка обращалась к Егору, он помогал ей.
@Часть 1
@Часть 3
Ответы
Silicium°
Silicium°#
Часть 3. Последние годы.
спойлер
После 1988-го года — и чем дальше, тем заметнее — ее стихи и песни становятся все более темными, неконкретными, тяжкими. Многие — в мужском роде. И все больше о смерти: карнизы, падения и многоэтажки…

17-го февраля 1989-го года — годовщина гибели Саши Башлачева. Янка участвует в серии концертов его памяти. 20-е февраля — концерт памяти Башлачева в Питере. Организаторы не хотели, чтобы на концерт попали все без разбора, и попытались устроить вечер «для посвященных» — маленький зальчик ДК Пищевиков, в сборной солянке из необъявленных исполнителей (в лицо знали, кажется, только Ревякина и Задерия) три песни Янки, сравнимые по силе эмоционального воздействия с языческими заклинаниями, многократно усиленные ревером.

Мороз по коже, шепот: «Кто это?»,
вспоминает присутствовавшая на концерте Екатерина Борисова.

После всех этих мероприятий Янка находится в сильной депрессии:
Башлачев протоптал дорожку, и мне пора по ней. От меня в этой жизни всем только неприятности и страдания. Все вздохнут с облегчением, когда я исчезну,
повторяла она после приезда домой. Многие вспоминают, что эта черта была вообще характерна для Янки — вину за все неприятности, случившиеся с другими людьми, склонна была приписывать себе. Даже если никаких рациональных объяснений этому не существовало.

Постепенно отходя от Егора, Янка почти перестает общаться и с остальными своими товарищами, с которыми вместе работала. Сама Яна говорила о Летове:
Всё, мы поссорились так, что обратной дороги нет.
В какой-то момент она осталась практически одна — без подруг, без семьи, без любимого человека.
Вспоминает один из знакомых Янки, Дмитрий, муж Янкиной одноклассницы и подруги Ольги Глушковой, врач-психиатр новосибирской клиники:
Однажды я ей про своих пациентов рассказывал, «Представляешь, —говорю, — сегодня была пациентка с диагнозом «ангедония». — «Что это?» – заинтересовалась Янка. «Это состояние, когда нет радости, нет счастья, но не депрессия». — «Это мой диагноз», — решила тогда она. И через неделю написала песню с одноименным названием.
В 1989-м году Станислав Иванович (отец Янки) женился и переехал к жене, Алле Викторовне, жившей с сыном и невесткой. Вскоре они получили квартиру на улице Доватора, а Янка осталась в старом доме на Ядринцевской, 61.

Янка продолжает давать концерты. Много ездит по России и союзным республикам. Выступает иногда одна, иногда совместно с Гражданской Обороной. с 25-го августа по 16-го сентября в Омске дома у Егора и под его руководством записываются первые «официальные» и (что немаловажно) признанные за таковые самой Янкой электрические альбомы «Ангедония» и «Домой!».
И хотя сам Летов почти не играл на этих альбомах, они несут явный отпечаток звука, присущего «ГО».
Летов
Раздражающую меня этакую скорбную, пассивную и жалкую констатацию мировой несправедливости, заметно присутствующую в Янкином голосе и исполнении, я решил компенсировать собственной агрессией… Возможно, в результате возникло не совсем ей свойственное (а, может быть, и совсем не свойственное), зато получилось нечто общее, грозное и печальное, что в моем понимании — выше, глубже, дальше и несказанно чудеснее изначального замысла.
Мнение Янки по этому поводу не было однозначным: порой она бунтовала против такого звучания, порой была вполне довольна. Егор гордился результатами своих трудов — зато, мол, вышел не «бессильный бабий плач», а крутой панк, без «эстетства и утонченности», и без презираемой Егором жалости к миру. Но эта жалость все равно рвется из этого шумного, скрежещущего, заглушающего чистый Янкин голос «фирменного» грязного саунда Летова и компании. Жаль, что нет практически ни одной электрической записи, где инструменты звучали бы адекватно Янкиным песням, не портили бы их, не заглушали, а наоборот, выгодно оттеняли и делали еще лучше, еще выразительнее…

После разрыва с Егором Янка хотела работать уже самостоятельно, собрать свою группу. Такие попытки несколько раз предпринимались, но реально из этого ничего не получилось. Во-первых, из-за нежелания Егора, во-вторых, трудно было найти музыкантов, которые играли бы только в ее группе.
Тяжело переносила Янка сложности с поиском музыкантов. К их подбору она относилась очень серьезно (как и ко всему в жизни) — технического мастерства для нее было недостаточно, ей была нужна близость по духу, дружба, полное взаимопонимание с полуслова. «Своим» музыкантом, который больше нигде не играл, у нее был только Сергей Зеленский, боготворивший Янку. Очень теплые отношения были и с Джеффом, который тоже постоянно рвался играть не с «ГО», а на бас-гитаре в группе Янки. С Джеффом Янку объединяла и страсть к народной музыке. Вдвоем они иногда ездили по деревням, собирая местный фольклор, записывали уникальные народные песни, сказания. Сама Янка тоже часто исполняла различные русские народные песни на тусовках одна или с кем-то хором, кое-что из этого было записано — «Сад», «То не ветер», «Позабыт-позаброшен», стилизованная под народную «Думы окаянные» Юлия Кима…

Не ладилось и со студией. Нужны были деньги, связи, организаторские способности. Ничего этого не было. В итоге проще всего было записываться у своих людей — на «ГрОб-студии». А там приходилось считаться с Летовым, его вкусами и его видением музыки.

В разных городах начинают ходить по рукам ее записи, в основном акустические. Янка становится известной не только в андеграундных кругах, но от официальных записей отказывается.
Летов в одном из интервью говорил, что «Мелодия» предложила Янке записать пластинку, но было поставлено условие — без мата. Вначале Янка действительно собиралась сделать сборник из разных альбомов, но потом отказалась от записи.
Тем не менее, примерно в это же время песни Янки начинают потихоньку появляться на радио, преимущественно на молодежных станциях. Вряд ли сама Янка знала об этом, и вряд ли кто-то спрашивал ее разрешения. В Лондоне известный ведущий радио ВВС Сева Новгородцев также включает ее песни в свои программы.
Приходили даже приглашения поехать с концертами во Францию, Германию. Неизвестно почему, но эти замыслы так и не осуществились, хотя сама Янка воспринимала известия о подобных приглашениях с радостью и энтузиазмом.
Хочу посмотреть, как люди ходят по улицам и просто так улыбаются,
говорила она.

1990 год начался для Янки гастролями (в том числе в Москве и Ленинграде), совместными концертами с ГО и «Великими Октябрями» и выступлениями на крупных фестивалях.

20-го февраля — мемориал Башлачева в Питере, в БКЗ «Октябрьский». Чуть ли не единственное выступление Янки на столь официальном мероприятии. Опять с Летовым (и опять после Летова! — он всегда настаивал на таком порядке), опять мало песен — всего три. Организаторы в шоке после их выступлений:
— Кто эти гопники, выступавшие сейчас — тощий парень и толстая девушка?! Не могли пригласить певцов получше?! Еще мата со сцены не хватало!..
Концерт едва не закончился скандалом. Липницкий в «СДВИГ-афише» упрекнул Янку в излишней безысходности и отсутствии юмора в песнях. Известно, что в жизни она была веселым и смешливым человеком, но нет ни одной смешной песни, ни одного забавного стишка. Да и о каком юморе можно говорить на поминальном концерте?

Весной и летом этого года, Янка продолжает давать концерты в различных городах, а живёт преимущественно в Новосибирске, в общежитии НЭТИ. Пишет несколько новых песен, готовится к записи альбома.

Тогда же в Янкиной жизни появился близкий человек, Сергей Литаврин, который был старше ее лет на десять. Жил он в том же общежитии. Сергею нравилась та музыка, которую делала Янка, ее песни, они с Яной любили друг друга, но, видимо, не все было гладко, — многие вспоминают теперь об их странных молчаливых отношениях, о жалобах на взаимное непонимание. Весь последний год Янка мучительно разрывалась между нормальными человеческими желаниями — иметь семью, дом, любимого человека, и творчеством.

29 сентября был концерт в Новосибирске, в Академгородке совместно с группой «Петр III». Присутствовали в основном друзья, знакомые, был там и Янкин папа. Тогда Янка впервые исполнила новые песни: «Придет вода», «Выше ноги от земли» и другие, ставшие последними в ее жизни. Впоследствии, в интервью каналу «НТВ» Станислав Иванович сказал, что он еще тогда воспринял песню «Придет вода», как прощание.

Последний из «больших» фестивалей с Янкой — «Рок-Азия» в Барнауле. 9—13 октября 1990-го года, ДК Химиков играла с «Октябрями».
Выступление (как и некоторые предыдущие) было испорчено сбоями в работе техники.
Янка была очень недовольна — едва закончив последнюю песню, сорвала гитару и грохнула ею о сцену. И ушла. По мнению очевидцев, несмотря на все технические проблемы,
Выступление было мощное, но абсолютно суицидальное. Следующим актом было бы самоубийство на сцене.
После выступления с Янкой случилась истерика, за кулисами организаторы успокаивали ее и отпаивали чаем.
После этого абсолютно провального выступления Янка окончательно разочаровывается в электричестве и в своих музыкантах. Это был ее последний электрический концерт.

Тем временем, Янку снова зовут в Иркутск. Согласие она дала неохотно, тем не менее, в начале ноября Янка туда приезжает.
В Иркутске она даёт несколько акустических концертов. Проходят они удачно, да и настроение у неё существенно улучшается.
Последний из концертов прошёл 10-го ноября, в актовом зале Политехнического института. Редкий случай, когда Янка изменила своему правилу не отвечать на вопросы (среди сохранившихся записей это единственная подобного рода). Между песнями — ответы на записки из зала. Живая непосредственная запись, непринужденное общение со слушателями.
@Часть 2
@Часть 4
Silicium°
Silicium°#
Янка
Будешь светлым лучом, рождённым в тени, или тенью, родившей луч?
Википедия
Янка (Яна Станиславовна) Дягилева (4 сентября 1966, Новосибирск — вероятно 9 мая 1991, Новосибирский район, Новосибирская область, (24 года)) – рок-певица, поэтесса, автор песен, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Одна из самых ярких представительниц сибирского андеграунда конца 1980-х годов.

Янка – человек широко известный в узких кругах. И в этих узких кругах, сказано и написано про неё очень много. По этому, в данной статье я планировал ограничиться лишь кратким пересказом её биографии и столь же краткой характеристикой творчества, уделив больше внимания ознакомлению читателя с самими её произведениями. С одной стороны, это было бы даже правильнее, ибо и сама Янка всегда придерживалась подобной позиции – крайне редко давала интервью («Те, кому это нужно, и так разберутся, кто я и зачем»), да и в личном общении с друзьями и родственниками, была довольно скрытной, когда дело касалось её личных проблем и переживаний. Лишь в своём творчестве, она позволяла себе раскрыться и излить душу. И, стало быть, вряд ли можно рассказать о ней лучше, чем это сделают её стихи и песни.
С другой стороны, по своему личному опыту, я знаю, что знакомство с Янкиной биографией, позволяет лучше понять и глубже прочувствовать её произведения. По этому, рекомендую к прочтению биографическую статью на посвящённом Янке сайте: yanka.lenin.ru/biography.htm
Статья эта довольно велика и перегружена подробностями, но зато позволяет сформировать довольно полное представление как о самой Янке, так и о поздне-советском рок-андеграудном мире, в котором она жила.
Здесь же, (поскольку, обойтись кратким описанием мне не удалось) я привожу сильно сокращённую (примерно в 3 раза – но, всё равно, довольно большую) версию той статьи. Частично информация прямо с копипасщена оттуда, а частично материал пересказан "своими словами". Основной же акцент я делаю не на описании концертов и альбомов Янки, а на том, что, как мне кажется, позволяет лучше понять её как личность. Этому посвящены первые четыре части – читать их следует разве что только из любопытства. Главной же является @пятая часть, где представлены образцы её творчества. В принципе, имеет смысл, начать с неё, а потом, если заинтересует эта тема, вернуться к первой части, или же, сразу читать большую статью.



Часть 1 Ранние годы и начало творческого пути.
спойлер
Википедия
Яна Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске в семье инженеров Станислава Ивановича и Галины Дементьевны Дягилевых. Окончила среднюю школу № 42 (ныне — Гимназия № 1) города Новосибирска, также училась один год в музыкальной школе в классе фортепиано, однако забросила обучение. После появилось желание научиться игре на гитаре. Осваивала гитару в кружке при клубе Жиркомбината. Точные науки не любила, проявляла склонность к гуманитарным, в частности к литературе; хорошо писала сочинения. Много читала, среди её любимых авторов были Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Андрей Платонов. Уже в школьные годы писала стихи (не сохранились), пела и играла на гитаре, участвовала в школьной самодеятельности. В 1984 году поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Была членом ансамбля политической песни «АМИГО». На втором курсе бросила институт

Очень важную, возможно определяющую, роль, в судьбе и творчестве Янки сыграли два человека – Александр Башлачёв (СашБаш) и Егор Летов.

К 1985 году, Янка, благодаря своей работе в АМИГО, имела уже некоторые знакомства в новосибирской рок-тусовке. В частности, была хорошо знакома с «рок-мамой» Ириной Летяевой, которая, на тот момент, координировала всю рокерскую деятельность в Новосибирске. На одном из организованных Ириной квартирников, Янка и познакомилась с СашБашем.
Александр с первой встречи произвел на нее сильное впечатление, оказавшее огромное влияние на дальнейший творческий путь Янки. С этого времени, по сути, и началась Янка такая, какой мы ее знаем.

В начале 1986-го года, Янка бросила учёбу в институте. Она постоянно тусила в рокерской среде и планировала выйти замуж за музыканта Дмитрия Митрохина, однако, их роман продлился не долго.
Янка была знакома и с Дмитрием Ревякиным («Калинов Мост»), даже стала соавтором текста одной из его песен.
К концу года после длительной болезни умирает от рака мать Янки. Хотя, о болезни знали, и итог был ожидаем, событие стало большим ударом для Яны, переносила она его долго и болезненно — мать Янка очень любила.

В феврале 1987-го года, в Новосибирск, на несколько дней, снова приехал СашБаш. Он дал несколько квартирников, был у Янки в гостях и, вместе с ней, посещал концерты местных групп. Вспоминают, что как раз в это время он находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогала ему справиться с этим состоянием. С Янкой они дружили, общались, Саша дарил ей свои записи, черновики неисполненных песен.
Видимо, после всех этих встреч и началось становление Янки как автора. Она стала гораздо серьезнее относиться к своим стихам, некоторые из них оформила в качестве песен. Отец вспоминает, что тогда она начала подолгу сидеть в своей комнате, что-то записывая, сочиняя. После этой встречи Янка на время забросила подруг, тусовки, сильно переменилась — находилась в состоянии огромного потрясения.
Однако сколь-нибудь заметных параллелей между произведениями Янки и СашБаша не прослеживается.
Вообще, об истоках Янкиного творчества и о влияниях писали многие и немало. Сравнения с Дженис Джоплин, Джоан Баэз, Патти Смит, Мелани, ранней Бичевской уже набили оскомину, и, по сути, не отражают ничего. Не стоит на этом останавливаться. Разумеется, Янка была знакома с творчеством всех этих певиц; известно, например, что она очень любила Джоплин и часто пела в компаниях ее блюзы, носила значок с изображением. Но прямого влияния не заметно.

Бросив вуз, Янка так и не получила никакой специальности. На работу устраиваться тоже не имела желания. Можно предположить, что какое-то время работала уборщицей, о чем свидетельствует текст песни «Полкоролевства». Также один из музыкантов певицы Пелагеи вспоминает, что они с друзьями жили в частном доме под Новосибирском, а Янка подрабатывала у них стиркой белья. Но все это было эпизодически, надолго Янка нигде не задерживалась. «Мне не нужны деньги», — объясняла она. Рассказывают, что она часто отказывалась от платы за квартирники даже когда стала знаменитой. А тогда, в 80-е, Янка с Ирой Летяевой жили на сорок копеек в день, питаясь в городских столовых, где гарниры и салаты стоили пять копеек. Общение с энергичной, заводной Ирой сильно поддержало Янку в непростой период после смерти матери. В это время она часто находилась в плохом настроении, испытывала депрессию.

Постепенно Янка начала исполнять свои песни для публики. Происходило это в основном в Академгородке, в молодежном клубе, который организовала некая энтузиастка. И вскоре подруги убеждают Янку ехать «завоевывать столицу». В Москве Яна пробыла два месяца. Вернулась спокойная, повеселевшая, деловая. Друзья вспоминают, что именно эта первая поездка научила ее целеустремленности и дала ей силы и умение для дальнейшей работы.
@Часть 2
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть