Ожидало поле ягоды,
Ожидало моpе погоды.
Рассыпалось человечеством -
Пpосыпалось одиночеством.
Незасеянная пашенка,
Недостpоенная башенка.
Только yзенькая досточка
Только беленькая косточка.
Незавязанная ленточка,
Недоношенная доченька.
Обвязала белой ниточкой,
Обмотала светлым волосом
И оставила до вpемени
Вместе с вымытыми окнами,
Вместе с выцвевшими кpасками,
Вместе с высохшими глазками,
С огоpодным гоpем лyковым,
С благоpодным pаем маковым,
Очень стpашно засыпать.
Ожидало моpе погоды.
Рассыпалось человечеством -
Пpосыпалось одиночеством.
Незасеянная пашенка,
Недостpоенная башенка.
Только yзенькая досточка
Только беленькая косточка.
Незавязанная ленточка,
Недоношенная доченька.
Обвязала белой ниточкой,
Обмотала светлым волосом
И оставила до вpемени
Вместе с вымытыми окнами,
Вместе с выцвевшими кpасками,
Вместе с высохшими глазками,
С огоpодным гоpем лyковым,
С благоpодным pаем маковым,
Очень стpашно засыпать.
Янка – человек широко известный в узких кругах. И в этих узких кругах, сказано и написано про неё очень много. По этому, в данной статье я планировал ограничиться лишь кратким пересказом её биографии и столь же краткой характеристикой творчества, уделив больше внимания ознакомлению читателя с самими её произведениями. С одной стороны, это было бы даже правильнее, ибо и сама Янка всегда придерживалась подобной позиции – крайне редко давала интервью («Те, кому это нужно, и так разберутся, кто я и зачем»), да и в личном общении с друзьями и родственниками, была довольно скрытной, когда дело касалось её личных проблем и переживаний. Лишь в своём творчестве, она позволяла себе раскрыться и излить душу. И, стало быть, вряд ли можно рассказать о ней лучше, чем это сделают её стихи и песни.
С другой стороны, по своему личному опыту, я знаю, что знакомство с Янкиной биографией, позволяет лучше понять и глубже прочувствовать её произведения. По этому, рекомендую к прочтению биографическую статью на посвящённом Янке сайте: yanka.lenin.ru/biography.htm
Статья эта довольно велика и перегружена подробностями, но зато позволяет сформировать довольно полное представление как о самой Янке, так и о поздне-советском рок-андеграудном мире, в котором она жила.
Здесь же, (поскольку, обойтись кратким описанием мне не удалось) я привожу сильно сокращённую (примерно в 3 раза – но, всё равно, довольно большую) версию той статьи. Частично информация прямо с копипасщена оттуда, а частично материал пересказан "своими словами". Основной же акцент я делаю не на описании концертов и альбомов Янки, а на том, что, как мне кажется, позволяет лучше понять её как личность. Этому посвящены первые четыре части – читать их следует разве что только из любопытства. Главной же является
@пятая часть, где представлены образцы её творчества. В принципе, имеет смысл, начать с неё, а потом, если заинтересует эта тема, вернуться к первой части, или же, сразу читать большую статью.Часть 1 Ранние годы и начало творческого пути.
Очень важную, возможно определяющую, роль, в судьбе и творчестве Янки сыграли два человека – Александр Башлачёв (СашБаш) и Егор Летов.
К 1985 году, Янка, благодаря своей работе в АМИГО, имела уже некоторые знакомства в новосибирской рок-тусовке. В частности, была хорошо знакома с «рок-мамой» Ириной Летяевой, которая, на тот момент, координировала всю рокерскую деятельность в Новосибирске. На одном из организованных Ириной квартирников, Янка и познакомилась с СашБашем.
Александр с первой встречи произвел на нее сильное впечатление, оказавшее огромное влияние на дальнейший творческий путь Янки. С этого времени, по сути, и началась Янка такая, какой мы ее знаем.
В начале 1986-го года, Янка бросила учёбу в институте. Она постоянно тусила в рокерской среде и планировала выйти замуж за музыканта Дмитрия Митрохина, однако, их роман продлился не долго.
Янка была знакома и с Дмитрием Ревякиным («Калинов Мост»), даже стала соавтором текста одной из его песен.
К концу года после длительной болезни умирает от рака мать Янки. Хотя, о болезни знали, и итог был ожидаем, событие стало большим ударом для Яны, переносила она его долго и болезненно — мать Янка очень любила.
В феврале 1987-го года, в Новосибирск, на несколько дней, снова приехал СашБаш. Он дал несколько квартирников, был у Янки в гостях и, вместе с ней, посещал концерты местных групп. Вспоминают, что как раз в это время он находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогала ему справиться с этим состоянием. С Янкой они дружили, общались, Саша дарил ей свои записи, черновики неисполненных песен.
Видимо, после всех этих встреч и началось становление Янки как автора. Она стала гораздо серьезнее относиться к своим стихам, некоторые из них оформила в качестве песен. Отец вспоминает, что тогда она начала подолгу сидеть в своей комнате, что-то записывая, сочиняя. После этой встречи Янка на время забросила подруг, тусовки, сильно переменилась — находилась в состоянии огромного потрясения.
Однако сколь-нибудь заметных параллелей между произведениями Янки и СашБаша не прослеживается.
Вообще, об истоках Янкиного творчества и о влияниях писали многие и немало. Сравнения с Дженис Джоплин, Джоан Баэз, Патти Смит, Мелани, ранней Бичевской уже набили оскомину, и, по сути, не отражают ничего. Не стоит на этом останавливаться. Разумеется, Янка была знакома с творчеством всех этих певиц; известно, например, что она очень любила Джоплин и часто пела в компаниях ее блюзы, носила значок с изображением. Но прямого влияния не заметно.
Бросив вуз, Янка так и не получила никакой специальности. На работу устраиваться тоже не имела желания. Можно предположить, что какое-то время работала уборщицей, о чем свидетельствует текст песни «Полкоролевства». Также один из музыкантов певицы Пелагеи вспоминает, что они с друзьями жили в частном доме под Новосибирском, а Янка подрабатывала у них стиркой белья. Но все это было эпизодически, надолго Янка нигде не задерживалась. «Мне не нужны деньги», — объясняла она. Рассказывают, что она часто отказывалась от платы за квартирники даже когда стала знаменитой. А тогда, в 80-е, Янка с Ирой Летяевой жили на сорок копеек в день, питаясь в городских столовых, где гарниры и салаты стоили пять копеек. Общение с энергичной, заводной Ирой сильно поддержало Янку в непростой период после смерти матери. В это время она часто находилась в плохом настроении, испытывала депрессию.
Постепенно Янка начала исполнять свои песни для публики. Происходило это в основном в Академгородке, в молодежном клубе, который организовала некая энтузиастка. И вскоре подруги убеждают Янку ехать «завоевывать столицу». В Москве Яна пробыла два месяца. Вернулась спокойная, повеселевшая, деловая. Друзья вспоминают, что именно эта первая поездка научила ее целеустремленности и дала ей силы и умение для дальнейшей работы.
@Часть 2@Silicium°,@Silicium°,@Silicium°,@Митари,@Silicium°