Комментарий #9848314

Savely Semyonov
@Saindst, говоря о христианской морали я в первую очередь имел ввиду, что та форма морали, что существует сейчас, имеет корни именно в христианстве, однако надо понимать, что я говорю про «мейнстримную» мораль, которую навязывает классическая европейская литература, которую навязывает американское кино и т.д. - процесс не быстрый, однако оказал влияние на весь мир, предполагаю именно поэтому существует тот же ООН, несмотря на все исторические различия во взглядах разных народов. Эта же мораль имеет корни в христианской религии, потому что классическая европейская литература, европейское искусство строилось на базисе религии, в схеме:церковь -> философ-церковник -> философ светский(политик, в первую очередь) -> писатель/деятель искусства -> массы. Всё это идёт в одной папке под названием «культура», а в эту же папку был заброшен элемент под названием «античность», который сильно изменил данные на выходе, хотя общий смысл остался тот же. Таким образом, конструкт постхристианской морали стал двигающим и определяющим нынешнюю политическую ситуацию инструментом(а как мы знаем, политика присутствует почти в каждом процессе, от уроков в школе, до покупки йогурта в продуктовом), благодаря которому общество очень быстро приобрело изменения, соответственно и прогресс строится на доведении этой морали до абсолюта(как толерантность 21 века например) и становится автоматически и целью и средством.
Однако нынешняя мораль это уже не та мораль, которая дана(если дана) нам природой, от природной морали мало что осталось, а потому привести каких-то чётких данных доказывающих или оспаривающих естественность морали нельзя, можно только искать параллели в других культурах(в том числе и древних), через призму наших взглядов, которые опять же сформированны европейской постхристианской моралью, где мы не можем быть не предвзяты - можно почувствовать себя Нео, который взял синюю таблетку.
Сравнение морали с инструментом чем-то политический реализм напоминает, что-то типо «я морален, когда мне это удобно» , но в данном случае речь не о удобстве, а «внеземной» свободе, которую, боюсь, обычный человек достигнуть не способен, ведь быть свободным от предубеждений = не быть человеком. Антон Чигур и его монетка).
Ответы
Saindst
Saindst#
@Savely Semyonov, да, я в курсе о возникновении современной морали. Добавлю только, что если мы говорим о наиболее популяризируемой её форме с ультратолерантностью и прочим, то это во многом определено даже не христианством в целом, а влиянием конкретно протестантизма. Конечно, у раннего изначального христианства тоже своих шизовых замашек хватало (если интересно, Доддс неплохо практики у ранних христиан с их перегибами описывал), но всё-таки позже те же католичество с православием приобрели и очень даже хорошие традиционные черты.
Я видимо не совсем точно передал мысль о морали как об инструменте. Там, разумеется, речь не о выгоде в значении достижения земных целей (как в политическом реализме, собственно), а о выгоде для метафизического возвышения. Условно, та же буддийская аскеза практикуется не потому что ограничиваемые действия сами по себе недопустимы, а потому что человек должен научиться не испытывать желания. Так что да, речь действительно скорее о "внеземной свободе". К слову, предположение о её нечеловечности едва ли её критикой является. В текстах напрямую говориться о том, что пробуждённый выше не только людей, но и даже богов, а потому это и не преувеличение вовсе - метафизическое возвышение буквально так и выглядит)
Что же до реконструкции - тут вопрос скорее предвзятости того, кто описывает. Отчасти более древнее отношение может быть лучше понято, если рассмотреть цивилизации, меньше менявшие его на протяжении всей истории, причём рассмотреть взглядом, лишённым предубеждений современности. Тут уже могу отослать к попыткам сделать это того же Генона, у коего восточная традиция хорошо изложена по признанию её же прямых представителей. Или Кумарасвами - он напрямую её представитель и есть. Тут всё-таки нужно понимать, что мифологии переплетены в достаточной мере для того, чтобы мы с применением сравнительного религиоведения реконструировали миф о смене Тюра на Одина в качестве условного главы пантеона (условного, потому что в язычестве такие явления всё же очень размыты, и статус точного главы местами создан уже христианским взглядом), обратившись к параллелям в индийском Мифе
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть