Комментарий #9848061

Saindst
@Savely Semyonov, вообще тут надо бы начинать с того, насколько в дохристианских (но правильнее будет сказать "доавраамических" - всё-таки христианство тут не уникально) религиях в целом существовала мораль в привычном понимании этого слова. Вон, в буддизме вполне себе популярно сравнение морали с плотом, который собирается для пересечения реки, но как только то самое пересечение случилось, тут же разбирается, т.к. тащить его за собой бессмысленно, нелегко и не очень-то нужно. Собственно, я в предыдущем комментарии это уже отчасти упомянул - мораль в таких случаях позволяет избавиться от некоторых страстей, но в конечном итоге целью ставится и избавление от следованию ей, ибо точно такая же зависимость. Во многих традиционных доктринах предписания носят при этом кастовый характер и на универсальность не претендуют.
Упомянутые примеры разграничения по видам войн и соответствующим богам конечно имеют место, но и трактовки у них далеки от современного морального мейнстрима. Всё-таки справедливой вполне бы считалась и развязанная война с целью захвата - многое зависит от того, кого захватывают и при каких условиях.
В христианстве и прочих авраамических же скорее слишком сильно разделение на экзотеризм/эзотеризм, т.е. внешнюю и внутреннюю стороны учения. Если малость поискать что-нибудь о доктрине тех же тамплиеров, можно обнаружить, что некоторые даже ритуально распятия топтали, желая избавиться от привязанностей и табу (однако антихристианами от этого вовсе не становились и продолжали следовать учению - им попросту необходимо было именно что пройти через этап, когда исчезает преклонение). Разумеется, отношение к морали в подобных вполне себе христианских орденах было приближено скорее к той аналогии с плотом
Ответы
Savely Semyonov
Savely Semyonov#
@Saindst, говоря о христианской морали я в первую очередь имел ввиду, что та форма морали, что существует сейчас, имеет корни именно в христианстве, однако надо понимать, что я говорю про «мейнстримную» мораль, которую навязывает классическая европейская литература, которую навязывает американское кино и т.д. - процесс не быстрый, однако оказал влияние на весь мир, предполагаю именно поэтому существует тот же ООН, несмотря на все исторические различия во взглядах разных народов. Эта же мораль имеет корни в христианской религии, потому что классическая европейская литература, европейское искусство строилось на базисе религии, в схеме:церковь -> философ-церковник -> философ светский(политик, в первую очередь) -> писатель/деятель искусства -> массы. Всё это идёт в одной папке под названием «культура», а в эту же папку был заброшен элемент под названием «античность», который сильно изменил данные на выходе, хотя общий смысл остался тот же. Таким образом, конструкт постхристианской морали стал двигающим и определяющим нынешнюю политическую ситуацию инструментом(а как мы знаем, политика присутствует почти в каждом процессе, от уроков в школе, до покупки йогурта в продуктовом), благодаря которому общество очень быстро приобрело изменения, соответственно и прогресс строится на доведении этой морали до абсолюта(как толерантность 21 века например) и становится автоматически и целью и средством.
Однако нынешняя мораль это уже не та мораль, которая дана(если дана) нам природой, от природной морали мало что осталось, а потому привести каких-то чётких данных доказывающих или оспаривающих естественность морали нельзя, можно только искать параллели в других культурах(в том числе и древних), через призму наших взглядов, которые опять же сформированны европейской постхристианской моралью, где мы не можем быть не предвзяты - можно почувствовать себя Нео, который взял синюю таблетку.
Сравнение морали с инструментом чем-то политический реализм напоминает, что-то типо «я морален, когда мне это удобно» , но в данном случае речь не о удобстве, а «внеземной» свободе, которую, боюсь, обычный человек достигнуть не способен, ведь быть свободным от предубеждений = не быть человеком. Антон Чигур и его монетка).
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть