Сюжет
1
Хуже некуда
Персонажи
2
Ужасно
Рисовка
7
Хорошо
Звуковой ряд
5
Более-менее
Итоговая оценка
3
Очень плохо
Совсем другая история
Предупреждение: рецензия содержит огромное количество спойлеров как к самому аниме, так и к первоисточнику, коим является книжный цикл Урсулы Ле Гуин.
Те, кто близко знаком с творчеством студии Гибли, наверняка хотя бы раз видели следующее видео.
Как это ни странно, но все ключевые персонажи перекочевали в аниме из книжного цикла. Вот только они претерпели некоторые личностные (и физические) метаморфозы. В этом разделе мы опишем то, как были показаны герои в аниме, а сравнение их с первоисточником и детали их взаимодействий по сюжету аниме оставим на следующий раздел.
Основными персонажами являются следующие герои.
ArrenАррен (Лебаннен) – принц, убивающий своего отца и бегущий от собственной Тени, вызванной этим поступком и символизирующей все его прегрешения. Физически сильный, имеет доброе сердце, однако подвержен влиянию антагониста, отчего у него случаются приступы, когда он ведет себя не иначе как странно и агрессивно.
Ястреб (Гед) – верховный маг, находится в поисках решения глобальной проблемы, описанной в начале аниме. Помогает Аррену выпутываться из передряг, в которые тот попадает.
TenarТенар – старая подруга Геда, живет на ферме, является местной знахаркой, хотя в округе ее и называют ведьмой. Воспитывает Терру.
TherruТерру – девочка с ожогом на лице, которую покалечили и бросили ее родители. Сторонится окружающих. Хочет помогать остальным, как ей помогла Тенар. Несет в себе силу драконов.
Коб-Паук – антагонист, старый враг Геда. Волшебник, желающий получить власть над жизнью и смертью.
Может показаться, что здесь дано краткое описание, однако в самом аниме больше ничего и не говорится о данных персонажах, за исключением, быть может, Аррена, которого здесь можно назвать главным. В цикле, если что, каждому из героев (кроме антагониста) была уделена чуть ли не целая книга. И в аниме, надо сказать, отсылки на истории из этих книг есть, только вот они являются отсылками ради отсылок и ни к какому развитию или раскрытию персонажей не приводят от слова совсем. В самом же аниме ни словом, ни действием также это никак не показывается, и оттого складывается впечатление, что главный герой – псих, мотивацию которого вообще невозможно по сюжету от сцены к сцене понять, а остальные персонажи не выходят за пределы амплуа, описанного одной строкой (Гед – мудрый маг, Тенар – сильная независимая женщина, а Терру – агрессивная снаружи, добрая внутри).
При этом единственный персонаж, который сколько-нибудь имеет развитие, это главный герой Аррен, вот только его действия и мотивы воспринимаются не иначе как странными. Однако отчасти эта проблема вызвана неудачной адаптацией оригинального материала, о чем мы и поговорим в следующем разделе.
Цикл о Земноморье состоит из нескольких романов и сборников рассказов. В частности, в основу данного аниме легло четыре первых романа из цикла. Первый роман «Волшебник Земноморья» был полностью посвящен юным годам Геда и его проблемам с Тенью, которую он случайно вызвал во время одного из своих ритуалов. «Гробницы Атуана» были посвящены Тенар и ее служению темноте до тех пор, пока в земли, где она жила, не прибыл Гед и они не покинули храм. «На последнем берегу» рассказывает о том, как Гед и принц Аррен путешествуют по миру в поисках источника зла, высасывающего жизнь и магию из мира (источником этим является маг Коб-Паук). В «Техану» действие разворачивается после победы Геда и Аррена над злом. Гед отправляется в местность, где после ухода из храма живет Тенар с приемной дочерью Терру.
Между первым и вторым, а также между вторым и третьим романами проходят десятилетия, между третьим и четвертым же – буквально ничего, «Техану» начинается в тот момент, когда заканчивается «На последнем берегу». Именно эти два последних романа и стали основой для сюжета аниме. Однако сюжет здесь строится отлично от начала третьей книги, ведь принц Аррен убивает своего отца и после этого его преследует та самая Тень, которая была главным антагонистом в истории юного Геда в первом романе. И это даже не плохое изменение, ведь сила концепции Тени в книгах как раз и была в универсальности и кто угодно мог стать ее жертвой. Однако так же, как и со всем остальным в аниме, Тень была очень сильно урезана по своему влиянию на персонажей и сюжет.
Как бы там ни было, в аниме зрителям представляют вымученную экспозицию, в которой жирными мазками вырисовывается спойлер к концовке. Ведь нам за минуту буквально раскрывают основные твисты уже более поздних работ Ле Гуин относительно того, что люди и драконы связаны. А еще нам дают понять, что, прямо как в книге, мир окутала странная лихорадка: животные дохнут, люди становятся злее и бесчувственнее, а маги забывают, как колдовать. Занимается решением этой проблемы архимаг Гед, который в своих странствиях находит Аррена и берет с собой просто так, безо всякой причины. И, казалось бы, тут должно начаться приключение из книги, которое пронесет героев и зрителя по куче разнообразных локаций, но нет: после одного посещения большого города и неудачной стычки Аррена с работорговцами мы перемещаемся в дом Тенар и в роман «Техану», где хозяйка вместе с Терру должна выхаживать героев. Темп сюжета резко меняется на уныло-скучный, но только зритель успевает привыкнуть к нему, как его тут же выдергивают на сражение с главным злодеем. Усугубляет всю эту ситуацию тот факт, что главные герои, вообще говоря, не являются двигателями сюжета, поскольку чаще всего изменяют положение вещей в аниме злодей и его прихвостни, которые похищают Аррена, а потом и Тенар.
Таким образом, у главных героев вообще ничего из личностных характеристик не остается, потому что, как уже было сказано выше, прописаны как характеры они очень слабо. Гед вышел просто никаким, хотя он был чуть ли не главным героем всего цикла. Аррену вроде как добавили глубины с его проблемами с Тенью, но в то же время он такой же поверхностный, как и сам Гед. Терру в книгах и выглядела, и имела предысторию куда чудовищнее, чем это показано в аниме, да и характер у нее был иной. А от книжной Тенар и вовсе ничего не осталось, только единственные на весь фильм светлые волосы и оттенок кожи.
Что же касается основного сюжета и посыла, то в аниме он выражается через противопоставление Коба и Терру, где с одной стороны мы имеем желание избежать смерти, пусть даже ценой утраты всех чувств и всего человечного, а с другой – желание жить, чувствовать и творить добро. Оба персонажа сражаются за Аррена и в конце концов он делает свой положительный выбор. И вроде посыл хороший и мысль глубокая, но вот только все эти колебания Аррена возникают как будто из ниоткуда, а решение и душевные разговоры настолько театральны, что в них ни разу не веришь.
В книге «Техану» было похожее противостояние, но там куда четче была выражена идея смены гендерных ролей, когда Гед лишался всех сил, а Тенар и Терру занимались, можно сказать, его работой по устранению вредных магов. И в этой книге, как и в «На иных ветрах» намного сильнее чувствовалась феминистская повестка в сюжете и общем посыле истории. И очень странно, что в данном аниме эти мотивы как будто подчистую стерты, хотя студия славится своими сильными женскими персонажами. За исключением одной-двух фраз Терру, которые, не зная первоисточник, можно даже по-другому проинтерпретировать, здесь эти темы просто не поднимаются.
Ну и отдельно стоит сказать обо всем том волшебстве мира Земноморья, которое в аниме места себе не нашло. Ни острова волшебников, создающего штормы, чтобы отвадить проплывающие мимо корабли, ни племени, живущем круглый год на плотах далеко в океане, ни культа тьмы с символом в виде черного камня, на котором никогда мох не растет, ни различных школ магии, в конце концов. Никаких этих запоминающихся моментов из книжного цикла в аниме нет. Тут даже архимаг максимум светиться ярко умеет. А что же касается фундаментальных для мира понятий истинных имен и баланса, то в первом случае оно один раз упоминается и один раз используется, а втором – просто проговаривается Гедом и ни к чему не приводит.
Что касается визуала, то здесь нам уже придется все сравнивать с более ранними работами студии Гибли. И сравнение опять будет не в пользу данного аниме. Ведь если говорить о персонажах, то складывается впечатление, что все лица зритель уже где-то видел в ранних работах Миядзаки-старшего. И тут надо признать, что и у Хаяо не то, чтобы было сильное разнообразие в стилистике героев, ведь практически все его женские персонажи страдают синдромом диснеевских принцесс, когда формы лиц кочуют из одного аниме в другое. Но в работах отца уникальность создавалась хотя бы за счет разнообразия аксессуаров в образах героев и героинь, здесь же мы имеем максимально минималистичные образы вообще всех персонажей. Глазу буквально не за что зацепиться. Исключения составляют разве что шрамы на лицах Геда и Терру, но и те сделаны вообще без какой-либо фантазии, просто кусочек лица другого цвета, ни текстуры тебе, ни даже лишней морщины или изгиба в профиле. Однако здесь есть исключение: дизайн антагониста и его метаморфозы в конце восхищают и без преувеличения пугают. Складывается впечатление, что именно на проработку визуала этого персонажа было потрачено все время ответственных за анимацию людей. Также можно указать на то, что во время приступов у Аррена его лицо действительно меняется, а эффект этот достигается лишь несколькими морщинами и изгибом бровей. Чем-то напоминает методы показа разных личностей главной героини из сериала Serial Experiments LainЭксперименты Лэйн.
Что же касается задников, то они деградируют прямо на глазах. Если поначалу зрителю демонстрируют восхитительные кадры с королевским дворцом, кораблями среди дюн или большим торговым городом с его лавками, то после прибытия героев на ферму все это напрочь забывается и на смену приходят безынтересные пейзажи в середине аниме и унылые стены крепости злодея ближе к концу.
Сюда же в недостатки можно вписать и абсолютное отсутствие оригинальности в стиле представленного в аниме мира. Если поначалу еще можно было усмотреть что-то в деталях большого города, то ферма и крепость злодея не описывается никаким словом лучше, чем типичные. По сравнению с работами Миядзаки-старшего, данное аниме ощущается, будто после невероятно разнообразного мира Морровинда запускаешь Обливион и ходишь по совершенно обычным лесам и посещаешь абсолютно обычные крепости.
Однако все же надо признать, что анимация и общее качество рисовки остается на уровне, приемлемом для работ студии Гибли, а это достаточно высокий уровень.
Кроме довольно красивой песни Терру в середине аниме, музыка по большей части не запоминается. Единственное, что можно по поводу нее сказать, так это то, что и ее используют в качестве инструмента для обозначения отсылок к оригинальному материалу. Будь то представления Геда или воспоминания Тенар о гробницах Атуана, каждый раз, когда речь заходит об элементах мира, описанных в первоисточнике, музыка усиливается и приобретает легко уловимые нотки ностальгического пафоса, будто зритель сталкивается с чем-то невероятно важным и значимым. И для подготовленного зрителя так и есть, только вот за пафосом, нагнанным музыкой, здесь ничего не кроется и аниме пытается работать лишь за счет того, что зритель сам подтягивает воспоминания об эпичных моментах романов. Для неподготовленного же зрителя эти заигрывания с музыкой не вызывают ничего, кроме больших ожиданий того, что затронутые персонажами темы будут иметь какое-то развитие в дальнейшем. Но поскольку этого развития нет, то зрителю остается только недоумевать, почему во время того же представления Геда динамики словно взрываются от пафосной музыки.
Итого, мы имеем самый слабый фильм от студии Гибли. Имеющий такой сильный в своей проработанности и объемный первоисточник, а также технически сделанный чуть ли не по шаблонам предыдущих работ студии, данный мультфильм не несет в себе практически никаких достоинств ни первого, ни второго. Тем, кто не знаком с первоисточником, аниме покажется просто странной историей с непроработанными персонажами, пусть даже и с в меру красивой технической реализацией. Тем же, кто знаком, это аниме покажется разве что очень неудачной попыткой экранизировать книгу и не более того. И, конечно, вне зависимости от фактора подготовки, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что аниме имеет существенный недостаток в виде затянутости происходящего. Интересным это аниме может быть только в разрезе исследования личностей и талантов режиссера и его отца.
Не рекомендуется к просмотру.
Через пять лет на свет выходит «Со склонов Кокурико», в котором Горо также числится режиссером, однако реальность такова, что это скорее продукт видения его отца и это аниме можно смело вставлять в ряд работ Хаяо между Поньо и Ветром.
Однако еще через несколько лет начинает выходить сериал о Ронье, чуть менее известном персонаже Астрид Линдгрен, чем Пеппи Длинный Чулок или Карлсон.
И вот это уже больше похоже на что-то авторское (хоть и также сделано по книге), ведь этим сериалом студия Гибли начала протаптывать себе дорожку в мир CGI, а уже в 2020 году вышло и полнометражное 3D-аниме от Горо под названием «Ая и ведьма». И его тогда втоптали в грязь все, кому не лень. И хотя сейчас все больше склоняются к нейтральной, нежели негативной оценке этой работы, будущее 3D анимации в студии Гибли остается неясным.
И надо признать, что это скорее плохо, чем хорошо. Ведь если задуматься о том, что один из главных авторов студии уже ушел на вечный покой (Isao TakahataИсао Такахата), а другому идет уже девятый десяток (Хаяо Миядзаки), то станет очевидным, что скоро у руля студии будут совсем другие люди с несколько другим видением. И среди них могут быть Hiromasa YonebayashiХиромаса Ёнэбаяси, работавший над многими классическими работами студии вместе с Миядзаки-старшим, а также режиссер Ариэтти и Марни, таких же копирок стиля Миядзаки, только с более приземленными и слезливыми сюжетами, и сам Горо. Первый из двоих без Хаяо самостоятельно сможет разве что конкурировать со студией Ponoc, синхронно с ними деградируя сюжеты и атмосферу аниме, пока работы студии не будут полностью состоять из мультфильмов, по качеству напоминающих данное аниме. Второй же, если у него хватит сил гнуть свою линию, может вывести студию к чему-то новому. Признаться честно, хотелось бы, чтобы реализовался именно последний сценарий. Ведь в таком случае вместо стагнации нас ждало бы перерождение студии и, возможно, новые прекрасные аниме-полнометражки. И тогда звезда Горо засияет собственным светом, а не лишь блеклым отражением света своего отца, как это отчетливо видно в данном аниме. Но это уже будет совсем другая история.
@earney@Onturt Kantar, спасибо за комментарий.Да, Горо не Миядзаки, но почему-то мир так устроен, особенно в области искусства, что гении рождаются один на сто миллионов или как-то так, и то, что твой отец гений не значит ничего. Но я не согласен, что фильм неудачный. Думаю, он хотел сделать то, что сделал - красивую сказку с моралью. Мне было интересно наблюдать за героями и погружаться в этот мир, нарисовано тоже неплохо. Учитывая, что большинство новых фильмов почему-то хочется выключить посмотрев 10 минут, а потом забываешь что там было через пару месяцев, очень даже неплохо.
@Romantic@BarmaleyZloy, ты наверно хотел сказать если твой отец гений не значит что и ты гений и хороший творец.@BarmaleyZloy@Romantic, нет, я считаю, фильм хороший, а значит, творец тоже. Я не согласен с тем, что его сравнивают с шедеврами Миядзаки. Давайте возьмем рандомный фильм, например, "Форму голоса" и тоже сравним его с шедеврами Миядзаки@Romantic@BarmaleyZloy, чел, режиссёр этого филиал Горо Миядзаки - сын того самого. Я к этому веду.@BarmaleyZloy@Romantic, я в курсе. Но в данном случае оценка за сюжет 1 из 10 явно поставлена не объективно и, подозреваю, в виду того самого сравнения с шедеврами мастера. Фильм неплохой и заслуженно имеет несколько наград, оценка 1 это невероятное дно, каковые тайтлы любой человек выключит в первые 5 минут.@earney@BarmaleyZloy, спасибо за комментарий. Оценка 1 за сюжет поставлена скорее в результате сравнения с первоисточником, а также после анализа сюжета аниме как самостоятельной вещи. Конечно, здесь имеет место некоторая доля субъективности, но я в рецензии попытался аргументировать свою позицию. И да, книги Ле Гуин далеко не идеальны и я могу отчасти согласиться с твоими словами, но даже по сравнению с ними сюжет аниме выглядит максимально блекло.Ну и напоследок, конечно же, мы можем все что угодно попытаться сравнить с чем угодно другим. Но иногда, даже сравнивая с работами гения, вроде Миядзаки-старшего, это сравнение не обязательно будет иметь разгромные по отношению к другой стороне результаты. Если сравнить работы Хаяо с работами того же Исао Такахаты, то (лично для меня, опять-таки) работы второго стоят особняком и имеют невероятно сильное преимущество перед работами первого: разнообразие визуальных стилей. И это не говоря уже о своеобразном шарме куда более приземленных историй Такахаты. А если сравнить с полнометражными работами Сунао Катабути, то разрыв между творцами становится еще меньше. Ну а в случае Горо, фигура его отца - это слон в комнате, которого невозможно игнорировать, тем более что для своего аниме Горо решил выбрать стилистику, больше напоминающую именно работы Хаяо.
@BarmaleyZloy@earney, вот мувик с оценкой 3 для примера Super Child. Посмотри на него, потом на Сказания Земноморья, потом сделай так еще раз сто и может до тебя дойдет, что "некоторая доля субъективности" это не про данный случай, в данном случае у тебя объективности ноль@earney@BarmaleyZloy, у твоего примера 7 оценок. Я сомневаюсь, что такая маленькая выборка является репрезентативной, чтобы на нее хотя бы с какой-нибудь долей объективности можно было ссылаться.Ну а по поводу моей рецензии, ты можешь покритиковать ее в объективной манере, поспорив с моими объективными претензиями к низкой детализации визуального стиля персонажей, к обилию отсылок, которые никуда не ведут, и к тому факту, что протагонисты внесли вклад в развитие истории, близкий к нулю. И желательно, чтобы это было сделано в той же вежливой манере, в которой, например, Пазу критиковал структуру моей рецензии.
@BarmaleyZloy@earney, со всем неуважением, ты почему-то решил обосрать именно тайтл, у которого 6 с половиной тысяч оценок, из которых 1100 десятки, а не всего 7 оценок.@Ballast1@BarmaleyZloy, если сравнивать с другими работами Ghilbi, то эта тысяча 10-ок окажется очень незначительной. Это очевидный провал для студии, но тем не менее всё ещё смотрибельный фильм.А вот оценки у ревьюера из крайности в крайность скачут, хотя сам текст мне понравился.
@earney,@BarmaleyZloy@Ballast1, спасибо за комментарий.@Ballast1, я согласен, что этот фильм не входит в десяток мировых шедевров. Но ставить ему оценку на уровне фильмов с дна, которые притом никто не смотрит, и на этом основании что-то советовать другим - я считаю это необъективностью и целенаправленным вредительством. И некоторые уже отписались на основаниии этой рецензии, что не будут смотреть. Как, каким образом, 1 человек из хотя бы 1100 что-то там втаптывает... в землю@Ballast1@BarmaleyZloy, мне тоже не нравится как радикально автор выставляет оценки, но его утверждения, приводящие к этим оценкам неплохи и вполне объективны.На мой взгляд, ему бы стоило отказаться от десятибалльной системы оценивания. Ведь заключение лаконичнее с этим справляется. Там же и написано - "Не рекомендую. Один из самых слабых фильмов Гилби. Дебютная работа Горо, в которой разочаровался его отец."
@BarmaleyZloy@Ballast1, я не согласен с большинством его утверждений, но спорить не хочу, абсурдно низкая оценка в данном случае показывает неадекватность, ничего доказать невозможно, я уже навидался таких. По крайней мере, эта рецензия привела к тому, что я пересмотрел этот тайтл и получил удовольствие от просмотра. На том автору рецензии спасибо 1920x10801920x1080Сама Ле Гуинн - переоцененный для своего статуса писатель, трогали как то недавно Волшебника Земноморья и это очень среднее.
Возможно ему стоит брать книжки более насыщенные, или брать ранобэ, или оригинальные сценарии. И не пытаться косить под отца, а вырабатывать свой стиль. Эти книжки старые из 60х годов, они наивные и простые. А сейчас зритель избалован условной "остросюжетностью" фансервисом и ярким экшеном. Когда он хочет что то спокойное, то смотрит повседневность. А такие истории ни туда ни сюда.