От переводчика. Книга У. Поля Джонса "Теологические миры: Понимание альтернативных ритмов христианской веры" хорошо известна теологам. Она предоставляет обширную культурологическую информацию, чтобы описать понимание христианской доктрины, существующей среди различных категорий верующих. В книге Джонс производит их классификацию, где он выделяет 5 групп, которые представляют тех, кого условно можно отнести к чужакам, воинам, изгоям, беглецам и др. В предлагаемой статье другой автор, преподобный Люк, имеющий степень бакалавра в Библейском языке и религии Университета Карсона-Ньюмана, показывает, насколько точно идеи тайтла [Mahou Shoujo Madoka★Magika] и самой Мадоки в роли жертвенного спасителя соответствуют религиозному миру номер 4 по классификации Джонса. Это редкая возможность взглянуть на мир аниме глазами профессионального религиозного культуролога.
Внимание, в тексте имеются существенные спойлеры!
В своей книге "Теологические миры" У. Поль Джонс исследует 5 наиболее распространенных типов христианской веры ("теологических миров") с целью помочь христианам лучше понять, почему они следуют определенным постулатам своей веры, и быть более терпимыми к тому, во что верят другие. Для меня эти теологические миры удивительно точно соответствуют особенностям персонажей сериала Девочка-волшебница Мадока. Я хочу начать с разбора титульного персонаж сериала, Мадока Канамэ, насколько хорошо она представляет Мир Номер 4 (Осуждение и Прощение) и как ее принадлежность к этому миру влияет на сюжет тайтла.
Члены Мира Номер 4 также испытывают чувство моральной ответственности, подпитываемой ощущением вины... Здесь признание греха становится явным выражением воли его (потенциального) носителя, намеренным и однозначным. Острое чувство вины, по крайней мере частично, является следствием того, что человек четко осознает последствия своих проступков (Jones, стр. 82). Мадока ощущает свою вину, когда видит, как ее друзья несут тяжесть существования в роли магических девочек. Она подавлена чувством ответственности, зная, что присоединиться к борьбе с ведьмами "правильный поступок", хотя на это у нее самой не хватает воли. Она понимает, что не делать этого - "неправильный, преднамеренный и умышленный поступок, выбранный ею самой". Поэтому она чувствует вину, оставляя своим подругам сражаться с ведьмами, в то время как она сама остается в стороне.
Вина в Мире Номер 4 базируется не на том, что человек сделал, а на том, что он не делает того, что, казалось бы, должен сделать. Это основа для осознания своей слабости из-за собственного бездействия. Джонс пишет, "Клеймо вины не совсем следствие 'деланья'. Это осознание цены собственной жизни, которая требует за нее 'платы'. Просто 'жить' означает существование за счет других" (Jones, стр. 88). Мадока слишком хорошо осознает свое бессилие что-то сделать и верит, что, став магической девочкой, она освободится от этого чувства. В 3-м эпизоде ее ментор, магическая девочка Мами, спрашивает, почему Мадока хочет быть магической девочкой, заостряя ее внимание на важности этого решения. Мадока отвечает, "Во мне нет ничего особенного. Я никогда не была особо хороша в учебе и у меня нет никаких талантов. Меня пугает то, чем стала моя жизнь - всегда просить помощи и не быть способной помочь другим, когда им нужна моя помощь." У нее нет власти над окружающим миром. Это утверждение выходит за границы мира магических девочек и распространяется также на ее обычную жизнь. Мать Мадоки, Джунко Канамэ, значительная фигура в мире бизнеса, не щадит своих сил ради благополучия своей семьи. Она имеет возможность пообщаться с Мадокой только рано утром, когда они вместе совершают утренний туалет, и поздно вечером. В 6-м эпизоде она говорит своей дочери, "Когда ты станешь старше, твои ошибки будут иметь гораздо более высокую цену. Чем больше у тебя обязанностей, тем меньше ошибок ты можешь себе позволить." Легко понять, почему Мадока так высоко ценит реальные поступки, которые она сама не способна совершить. Это та причина, почему она настолько уверена в собственной слабости.
Как только Мадока набралась смелости изъявить свое желание, она уже не была приговорена к Миру Номер 4, она стала жертвенным спасителем. Она осуществляет это через механизм искупления. Джонс пишет, "В Мире Номер 4 искупление должно исполнять функцию возмещения. Потому, что Любовь, прощая недостойные поступки, должна заменить все неправильное и создать новое из разрушенного. Она (Любовь) не должна принимать одну из сторон, как в Мире Номер 2, она должна просто заменить весь мир на себя саму." (Jones, стр. 202) Мадока, как обитатель Мира Номер 4, не могла поступить по другому и ее желание стало осуществлением такой замены. Чтобы спасти свою Вселенную, Мадока должна была принести в жертву саму себя. И она берет на себя бремя всех магических девочек навечно.
В Мире Номер 4 Иисус Христос был "'Агнец закланный' (Отк. 5:12), с чьей помощью мы, его враги, 'примирились с Богом смертью Сына Его' (Рим. 5:10)" (Jones, стр. 204). Мадока исполняет эту роль для магических девочек в качестве избавителя, жертвуя собой ради того, чтобы освободить их от их проклятия и бремени сражаться с ведьмами, собирая Зерна Скорби. Джонс пишет, "С христианской точки зрения, что нам нужно от Спасителя - Он тот, кто избавляет нас от всего, что отравляет и препятствует нашим отношениям с Богом." (Jones, стр. 202) Мы видим, как Мадока, до того, как она сама подверглась разлагающему воздействию Жемчужины Души, берет на себя бремя иметь дело с этим символом магического контракта, спасая от него других магических девочек.
Если бы кто-то из других персонажей оказался в центре событий, история скорее всего бы развивалось совершенно по другому сценарию. Но им оказалась Мадока, играющая роль спасителя, и ее мир - мир осуждения и прощения. Разве не многие из нас живут в таком мире, где мы точно знаем, что мы должны сделать, но не находим достаточных сил воплотить это жизнь, как бы мы не пытались? Мы все считаем себя жертвами обстоятельств и можем получить избавление только если кто-то сильнее и выше, чем мы сами, чем породившая нас система, вызовется нести нашу ношу. Иисус Христос решил вмешаться и страдать вместо нас. Он дал нам освобождение от греха неповиновения Богу и от вины, которую мы из-за этого ощущаем. Грех, который мы никогда бы не были способны преодолеть самостоятельно. Для тех из нас, кто живет в Мире Номер 4, история Мадоки - свежее прикосновение к старой-старой истории. Для тех, кто вне Мира Номер 4, ее история дает возможность взглянуть на тот мир, который избрали другие братья и сестры во Христе.
Источник: Rev. Luke, The Theological World of Madoka Kaname, Word Press, 2016.
[Перевод мой. Цитаты из Библии даны по Синодальному переводу 1876 г.]
[ Jones] W. Paul Jones, Theological Worlds: Understanding the Alternative Rhythms of Christian Belief, Abingdon Press, 1989
Полный и исправленный вариант рецензии (и его 2-ю часть) вы можете найти здесь.
.
@Aspidogaster@S John. Кхм, нашёл вот здесь что-то вроде краткого изложения идей Джонса. После беглого ознакомления стало интересно, каким мирам соответствуют образы других героинь?А что же касается
@S John@Aspidogaster@Silicium°,@S John@Andrew BrusentsovРечь-то о Мадоке, а не о религии.
А для авторов Мадоки в христианстве вряд ли есть что-то своё.
@Andrew Brusentsov,Первое. Если бы автор статьи стал утверждать, что Мадока является настоящим выразителем идеи Спасителя, то он бы мгновенно лишился своего сана и даже, может быть, был бы отлучен от Церкви. Потому, что с точки зрения Церкви это кощунство.
Второе. Если бы автор обнаружил, что Мадока является прямым аналогом Спасителя, то тон бы статьи был совершенно другим. Тайтл был бы признан кощунственным и не только автор, но и все христианские конфессии на тайтл ополчились.
На самом деле речь в статье идет только о том, что образ Мадоки построен так, как некоторые группы верующих воспринимают Спасителя. Не сама Церковь, не верующие в целом, а только некоторые (не очень умные и плохо разбирающиеся в религиозных догматах) группы верующих. И автор говорит - вот, посмотрите, такие люди есть, они так думают, они не плохие, будьте к ним снисходительны.
@S John, просто автор статьи писал, что для него эти теологические миры удивительно точно соответствуют особенностям персонажей сериала. Вот я и попытался предугадать ход его мыслей. А похожесть можно объяснить как раз ограниченностью количества типов мировоззрения, о котором я писал. Учитывая, что в аниме много отсылок к христианству, логично предположить, что Уробути знаком со многими поклонниками Иисуса (если не лично, то хотя бы по книгам, фильмам). Так что он вполне мог заметить различия в их убеждениях. Да и вообще типажи "бойца", "искупителя" и т. д. довольно часто встречаются в искусстве и в отрыве от религии.@S John@Aspidogaster, может и так, просто случайное совпадение.@Aspidogaster@S John, скорее независимое подтверждение теории.@S John@Aspidogaster, может быть и не случайное совпадение. Тем больше заслуги Уробути. В любом случае, это выдающийся автор.Рецензия не полезна, это точно! на 100% ибо всё это просто болтология не о чём.
@Melkor, Это всего лишь перевод. Это не оригинал.@Melkor@Don't Blink, Я знаю, спасибо за работу ему.@S John@turtlekun, спасибо.Не знаю, полезна ли рецензия, но за перевод спасибо
@S JohnСпасибо за благодарность.