Итак, наш главный герой умер. Меня не охватило особое волнение из-за состояния Арараги к концу «Koyomimonogatari», потому что, если смотреть франшизу в порядке выхода аниме, зритель уже видел будущее и знает, что он поправится. Вопрос в том: зачем его убили? Ведь в мире, наполненном сверхъестественным, нет ничего невероятного в том, чтобы возродить Арараги. Зачем вообще его разрезать? Какой цели служит его смерть? И, действительно, каким целям служит его жизнь? Арараги настолько пешка, что даже не контролирует собственную жизнь и смерть, и всё же на его благо тратится много усилий. С какой целью?
Это вопрос, на который мы ответим позже. Пока же авторам необходимо сделать что-то из смерти Арараги, иначе его убийство будет выглядеть как дешёвый клиффхэнгер, пригодный лишь для временного шока. К счастью, отправка его в ад превращает смерть Арараги в удобный момент для развития его характера. И это также прекрасная возможность вернуть в сюжет Маёй Хатикудзи, . Не знаю, то ли потому, что мы не видели её долгое время, то ли из-за большого количества экспозиций, через которые пришлось продираться в первом сезоне, но Коёми и Маёй выглядят ещё более , чем обычно, несмотря на то, что мертвы. Первая реакция Арараги при виде маленькой девочки — напасть на неё; неудивительно, что он попал в ад.
Кстати, интересное примечание о буддийском аде. Я сам никогда особо не интересовался буддизмом, но из того, что знаю о буддийском подземном мире, он ближе к Чистилищу Данте, нежели к его Аду. Души спускались на тот уровень, который соответствовал их карме, отрабатывали её, а затем перерождались в высших мирах. Все, кроме нижнего уровня «Авичи», который похож на адскую темницу. Там самые развращённые — то есть Арараги, полагаю — оставлены и забыты, томясь вечность на постоянном огне без какой-либо передышки. И вот Арараги попадает туда, а затем фактически выбирается из него. Здесь есть что обсудить, но, к сожалению, моё незнание японского языка не позволяет мне понять все игры слов (разве что некоторые были понятны благодаря субтитрам) и косвенные намёки, сопровождающие любой сценарий «Гатарей». Посмотрим, что можно вывести, основываясь только на субтитрах и .
Насколько я понимаю, в аду перед Арараги стояло два вопроса. Первый — просто вопрос размышлений. Да, конечно, в том, что он вампир и помогает вампиру, есть особенность, но, думаю, здесь также применима обычная концепция буддийского ада — карма, реинкарнация, стремление вести жизнь лучше, чем предыдущая. Арараги пересматривает все моменты своей жизни, когда он мог сделать неправильный выбор, что в итоге привело к его нынешнему плачевному состоянию, и решает, что даже если бы ему дали шанс что-то поменять, он выбрал бы тот же путь. Он убеждён, что даже если это были ошибки, всё равно всё было правильно. Да, он часто ошибается в своих решениях и ещё чаще не осознаёт больших последствий своих действий, а его благие намерения просто играют на руку большим силам. Поучительно, что Арараги встречает . Это не просто для того, чтобы кто-то объяснил запутанную схему, разработанную с целью обезвредить Арараги, детали которой меня мало интересовали как осложнения ради осложнений. Это потому, что Тадацуру – добровольная марионетка, , и Арараги тоже должен быть . Да, он может чувствовать себя привязанным к своей роли и не знать почему, но он найдёт нечто большее за её пределами.
Второй вопрос – заслуживает ли он того, чтобы избежать ада. , напомнит некоторым из вас японскую историю о том, как Будда спустил нить из паучьего шелка, чтобы помочь преступнику в аду. По преданию, этот преступник однажды пощадил жизнь паука, поэтому Будда решил дать ему шанс. Однако, по мере того как преступник поднимался по нити, за ним поднимались и другие. Опасаясь, что нить оборвётся под тяжестью, преступник кричит остальным, чтобы они отпустили его, и что нить предназначена только для него. В этот момент нить обрывается, и все грешники падают обратно в ад. Очевидно, что Арараги читал эту историю и даже . Думаю, смысл в том, что врождённый альтруизм Арараги в конечном итоге искупает его вину. Также влияет то, что в жизни Коёми есть , кто искренне рады видеть его живым и здоровым. Если есть какие-то сомнения в том, заслуживает ли он жить, этого должно быть достаточно.
Многовато рефлексий для одного персонажа, но он буквально попал в ад, так чего же ещё ожидать? На этой ноте перейдём к «Рандеву Хитаги».
Можно было бы предположить, что эта арка будет лёгкой и непринуждённой, но, как оказалось, это значимая глава истории. Хотелось бы выделить один большой вывод из этой арки: . Это показывает, как давно у неё не было собственной арки, потому что в последний раз, когда мы её видели, она всё ещё была со своими греховно короткими волосами.
Хитаги — естественный персонаж. Все вокруг, и даже она сама, часто называют её «девушкой-цундере», и, возможно, так оно и есть, но её обыденность интересна тем, что она осознаёт себя. Поэтому Хитаги играет роль , завязывая себя в риторические узлы, чтобы заранее оправдать выходной, проведённый с Коёми, даже не дожидаясь его ответа. Она жаждет , но у неё это плохо получается — отсюда её . Поскольку Хитаги настолько человечна, её трудно использовать в «Гатарях». Она просто пытается разобраться в своих отношениях. Она не связана со сверхъестественным. Сцены с ней наименее сюрреалистичные: , ; это контрастирует с Оуги или с адом из предыдущей арки. Пока в «Гатарях» постоянно говорят, Хитаги уделяют , чтобы она могла просто быть очаровательной со своим парнем, без какого-либо подтекста. Хитаги — это нормальное счастье, и это то, чего у Коёми сейчас нет. Поэтому, когда он снова убегает, чтобы разобраться с очередной странностью, Хитаги терпеливо ждёт, хотя это и неоправданно.
Оуги задаёт вопрос: почему Хитаги должна ждать? Коёми может наслаждаться своим человеческим счастьем прямо сейчас. Он избавился от вампиризма. Он полностью смертен. Он может оставить сверхъестественный мир позади и радоваться жизни, проводя время со своей любимой девушкой. Оуги утверждает, что это единственно правильный выбор, и тут снова вспоминается разговор Коёми с Маёй в аду. Сама Оуги наблюдает за соблюдением правил. В каком-то смысле она их даже олицетворяет. А нарушение правил влечёт за собой последствия. Перейдём к заключительной арке «Тьма Оуги».
Мне не очень нравится, когда в аниме всё объясняют слишком подробно. Это не способствует интересному повествованию. Во-первых, пропадает элемент тайны. Как и сама , многие истории подпитываются загадочностью, а убрать её с помощью инфодампа — всё равно что нажать на тормоза набирающего скорость автомобиля. Во-вторых, прямое изложение вещей редко бывает лучшим способом донести что-то до аудитории. У людей есть сильные ментальные барьеры против идей извне, но изнутри мы можем убедить себя практически в чём угодно, поэтому гораздо эффективнее дать подсказки и позволить сделать собственные выводы. Тонкость — вот ключ. Но у нас есть , а она — кувалда сюжета, и если уж есть время всё прояснить, то сейчас. Итак, «Овари» прямо говорит: история о юности Коёми заканчивается.
Оуги всегда была чем-то вроде отражения Коёми, и теперь мы знаем почему: она была буквально создана, чтобы быть его противоположностью. Она — его в юнгианском смысле, то, что он не хочет принимать, но в конечном итоге . Некоторое время обсуждалась разница между правильным поступком и исправлением ошибок, и в аду Коёми решил, что поступал правильно, и если ему дать возможность перестроить свою жизнь, он всё равно сделает те же выборы. Тем не менее, он признаёт, что совершил немало ошибок, и, возможно, однажды они его настигнут. Но этого не происходит. Он убеждён, что они должны его настичь, отсюда и Оуги.
Оуги — существо правил. Конечно, она не является самими правилами, поскольку мы знаем, что она просто маскируется под . И та фундаментальная ложь, которая лежит в основе её существования, является явным нарушением этих неписаных правил. Но это только подчёркивает её уважение к порядку вещей, особенно в сравнении со специалистами. Они играют с правилами свободно и умело изгибают их в собственных целях. вместо змеи, потому что улитка превосходит змею? Да, конечно, почему бы и нет. Если она притворялась моей племянницей, . Баланс восстановлен. Это чистая риторика и, в общем-то, смахивает на обман, но работает. А вот Оуги так не действует. Она не приемлет возможности обходить строгие последствия с помощью словесного дзюдо. Но при этом Оуги также высмеивает концепцию чёрно-белой дихотомии:
— Если я причинила им какой-нибудь вред, то это исключительно их заслуга. Это не то, что я сделала или не сделала. Ты же сам понимаешь это в глубине души, не так ли? Беды, вред, несчастья — они не всегда чёрно-белые. И чем запутаннее они, тем сложнее их различить.
— …В таком случае, праведность — чёрно-белая? Можешь ли ты чётко различить правильное от неправильного?
— Конечно нет. Это невозможно. Вот почему я объединилась с тобой, чтобы иметь дело со всем, что мы встречали на нашем пути. Даже если мы не сможем отличить правильное от неправильного, то как минимум сможем определить, кто из нас прав, не так ли?
— …В таком случае, праведность — чёрно-белая? Можешь ли ты чётко различить правильное от неправильного?
— Конечно нет. Это невозможно. Вот почему я объединилась с тобой, чтобы иметь дело со всем, что мы встречали на нашем пути. Даже если мы не сможем отличить правильное от неправильного, то как минимум сможем определить, кто из нас прав, не так ли?
Я думаю, что лучше представить Оуги такой, какая она есть: воплощением сомнений Арараги в себе, его ненависти к себе и самокритики. Не больше, не меньше — это объясняет почти каждый её поступок. Если представить Оуги не как независимую фигуру со своей необычной моралью, а как тёмную сторону Арараги, которая нашёптывает ему самому, внезапно всё приобретает смысл: от её неприятия того, что Арараги полагается на помощь Ханекавы, до её уверений, что карма когда-нибудь настигнет Кайки. Последнее также считается частью её кампании по избавлению от специалистов:
— она заставила безымянного ребёнка, пострадавшего от проклятия змеи, напасть на Кайки;
— она убедила Тадацуру схватить сестёр Арараги, чтобы избавиться от него, а также создать «трещину» между Арараги и Ононоки;
— она наложила проклятие «потерянной коровы» на Меме и Кагенуй, чтобы отправить их к полюсам;
— она поставила барьер в городе, который Гаэн смогла преодолеть благодаря своему мечу против странностей.
Неплохо для существа, порождённого тёмной стороной Арараги. Что касается заключения, Карл Юнг выразился лучше, чем я: «Как я могу быть реальным, если я не отбрасываю тень? У меня должна быть и тёмная сторона, если я хочу быть полноценным человеком».
Возвращаясь к Коёми, он олицетворяет юношескую наивность. Он верит в то, что нужно помогать людям без вопросов, верит, что каждый заслуживает счастливого конца, и что правильные поступки зависят от намерений, а не от последствий. Оуги, с другой стороны, верит в мир, в котором есть правила, мир, который упорядочен, и что существуют естественные последствия действий независимо от намерений. Они оба пытаются придать миру смысл: первый — морально, вторая — логически. Если правильные поступки не приводят к счастливому концу, тогда мир теряет смысл с моральной точки зрения. Но если ошибки не приводят к наказанию, то мир не имеет логического смысла. Конечно, ничего не бывает так просто, но нам хочется, чтобы всё было проще, а в юности мы можем упрямо настаивать на этом.
Если вы помните, Коёми любил математику. Математика логична. Математика чиста. Математика элегантна. При правильном процессе всегда можно прийти к верному решению. Даже весь этот раскол между Коёми и Оуги возник из поиска элегантности. Столкнувшись с двумя, казалось бы, противоречивыми философиями, подсознание Коёми, очевидно, решило, что одна из них должна быть правильной, а другая — неправильной. Таким образом, Оуги становится злодеем и врагом, с которым можно бороться. Если Коёми побеждает Оуги, он оправдывает себя. Если Оуги побеждает Коёми, то его ненависть к себе будет удовлетворена. Это напоминает то, как Кайки играет роль злодея. Настоящее зло не имеет формы, поэтому Кайки берёт на себя роль зла, ибо всё работает легче, когда есть явный злодей. Действительно, Коёми всегда будет очернять Кайки и будет от этого счастливее.
Но Коёми никогда не был одним из тех, кто смотрит на картину в целом или глубоко философствует. Поэтому он , спасает себя. По сути, он отказывается отпускать юность. Чтобы стать взрослым, часто требуется убить искру идеализма, но Коёми не может этого сделать. В мире должен быть порядок, в нём должен быть смысл. Вполне естественно, что, как только он примиряется с тем, что олицетворяет Оуги, появляется и нарушает правила, чтобы всё получилось. Эта искра юношеского идеализма достойна защиты, и я думаю, что справедливо, если взрослые люди будут её оберегать.
Если вы дочитали досюда, то я перед вами снимаю шляпу. В своём повествовании я забыл упомянуть о музыкальной составляющей — она здесь шикарна. Мне очень понравились все три опенинга, особенно опенинг Оуги.