"Пусть друг будет для вас праздником земли и предчувствием сверхчеловека" - Ф.Ницше «Так говорил Заратустра», притча «О любви к ближнему»
Аясэ-тян:ОПАСАЙТЕСЬ СПОЙЛЕРОВ!
СЮЖЕТ
- История развивается очень динамично, темп высокий. Кроме того, здесь присутствует постоянная беготня по временным промежуткам, за одну только первую главу получается четыре временных отрезка: сначала из 1973 в "двадцать первый век", потом в 1997 и оттуда 1969 - это может негативно сказаться на восприятии информации читателем как чего-то целостного. С другой стороны, это может повлиять на лучшее понимание масштабности происходящего внутри манги, ведь для персонажей проходит целая жизнь - от их детства до их старости или около того.
- Здесь нет сюжетных арок в привычном их понимании, однако, история делится по временным отрезкам: Детство (1969-1973), Взрослая жизнь (1997-2000), ОН СТАЛ БОГОМ (2014-2015), Эпоха Друга (2016-2018). Точно также историю можно подразделить другим способом, к которому прибегают англоязычные читатели: Книга пророчеств, Новая книга пророчеств и Конец мира.
- Касательно жанровой принадлежности, на сайте приведён вполне себе адекватный ориентир для читателей: сэйнэн, драма, детектив, фантастика, исторический и психологическое.
Однако не всё так радужно. В работе есть явные проблемы касательно "фантастической составляющей", а именно сверхспособности, которыми наделены "Друг", Канна и "Бог". Ни источник, ни принцип работы не объясняются, а читателю остаётся лишь воспринимать предвидение и победу в казино со 100 % - ой вероятностью как данность. Даже более того, сам персонаж "Бог" говорит о своём даре лишь: "Не знаю, как. Само собой выходит".
- Сюжетные ходы и твисты, используемые автором сплетают целиком историю, которая там и тут скачет из настоящего в прошлое, а из прошлого в будущее. Есть видеоролик на YouTube-канале "SeaGee", рассматривающий один из таких примеров - "Ложь 1970 и 1971".
- К очевидным минусам сюжетной составляющей можно отнести следующую черту, присущую манге - "Герои никогда не умирают". К сожалению, выражение здесь применено не в положительном ключе, а намекает на некоторую абсурдность происходящего, когда речь заходит о "сюжетной броне". Например, Кэнджи, не то что не умирает от взрыва в канун "Кровавого Нового Года" - это-то ещё ладно, но в 198-й главе он встаёт после ранения от огнестрельного оружия как ни в чём не бывало. Почему? Достаточно было сказать "Встань. Я ведь стою, Джо". Да, отсылка, но стоит ли оно того? Быть может, он не умер потому что "Справедливость бессмертна" ? Может, а может просто автор не желает избавляться от протагониста истории и рушит рамки мира.
КОНЦОВКА
PERFECT EDITION И АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ФИНАЛ
- Что такое Perfect Edition?
- Что за альтернативный финал?
В идеальном издании "21-х мальчишек" также раскрывается личность "второго Друга", но также выясняется, что...он всегда был "Другом", а Фукубэй умер в детстве.
Таким образом, существует две версии концовки, благодаря чему персонаж Кацуматы становится куда интереснее, также возрастает пространство для свободы интерпретации и различных теорий. На самом деле, такой формат чем-то напоминает структуру визуальных новелл и руты, ведь оба варианта финала являются одинаково каноничными и лишь располагают читателя к перечитыванию произведения, дабы взглянуть на историю с новой перспективы.
Желаю отметить, что на русском языке нет "Идеального издания", также как и в целом сканы в интернете найти тяжеловато даже на английском. Однако, заинтересованный или сомневающийся в вышеприведённой информации читатель может найти подтверждение в следующих источниках:
1) Пользователь iamgertruda платформы YouTube имеет ролик (на русском языке) на тему анализа персонажа "Друга", но также ролик содержит информацию касательно факта изменения концовки (28:13 - его разделение, 29:50 - сам момент);
2) Пользователь .your_friend_ платформы TikTok имеет ролик (на английском языке) на тему изменения концовки (для упрощения поиска, дата - 31.10.2021).
ТЕОРИЯ: МЫ - ОДИН ЧЕЛОВЕК?
На просторах reddit'a можно найти интересную теорию касательно идентичности "Друга".
Главным тезисом теории является отличный от обоих и оригинального, и идеального издания вариант идентичности "Друга". Автор теории утверждает, что "Друг" - это всегда один человек, а Фукубэй = Кацумата.
Среди доказательной базы приводится указание на последовательную ложь Фукубэя, которая может касаться и его имени, а также разного рода чрезмерные сходства между двумя персонажами. Автор теории также даёт своё видение и интерпретации спорных моментов. Перед прочтением следующего материала, я настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с теорией на реддите.
Поскольку я нигде раньше не видел, чтобы эта теория освещалась на русском языке и поскольку мне она нравится, я желаю развить её и дополнить следующими утверждениями:
В 1970 году Фукубэй демонстрирует зацикленность на Кэнджи, но откуда она взялась?
На момент приведённой выше панели они взаимодействовали лишь пару раз: когда Фукубэй давал Кэнджи и Маруо мангу, да когда рассказывал ему про Экспо в 1969-м.
С другой стороны, мы знаем, что Кацумата по вине Кэнджи был "умерщвлён" Фукубэем из-за ложного обвинения в воровстве также в 1970-м. Во время этой сцены Кацумата был одет в маску Садакийо. Кто ещё носил такую же маску в 1970-м, кроме самого Садакийо? Фукубэй, ведь он скрывал, что не поехал на Экспо во время каникул.
Ранее, в своей предыдущей работе - «Монстр», Урасава объяснял зацикленность Йохана на Тэнме спасением жизни. В «Мальчишках» точно также протагонист (Кэнджи) спасает жизнь антагонисту (Кацумате), чем объясняется зацикленность Кацуматы (Фукубэя).
Точно также стоит учитывать проблемы с идентичностью того же Йохана - внутренний конфликт, который персонажи «Монстра» интерпретировали как раздвоение личности и то, как он неосознанно "украл" чужие воспоминания.
В 202-й главе есть момент, когда Фукубэй (!) заявляет о желании уничтожить человечество. Однако, среди двух людей, скрывавшихся за маской "Друга" эту идею транслировал именно Кацумата, когда как Фукубэй стремился к мировому господству.
Если Фукубэй желает признания, что является основной его мотивацией (Экспо, рассуждения о манге и секретной базе, доминация над Садакийо и Яманэ, чудеса), то почему здесь он резко желает уничтожить человечество?
В случае Кацу уничтожение человечества выглядит куда логичнее, учитывая вопрос, которым он задавался "Я нужен? А этот мир?"
Доподлинно известно, что Фукубэй желал посетить Экспо в 1970-м году, но задуманное не реализовал. Удивительно, но в 222-й главе "второй Друг" (Кацумата) заявляет Канне, что тоже хотел попасть на Экспо, но не смог.
Учитывая всю доказательную базу, да прибавляя словосочетание "свобода интерпретации" получаем вот что:
Вся сцена с умерщвлением из 8-й главы "21-х мальчишек" может восприниматься не как взаимодействие между двумя реальными людьми, но как борьба идентичностей одного человека.
Само появление "Фукубэя" в этой ситуации вполне закономерно, ведь это можно интерпретировать как реакцию изначально "несуществующего" Кацуматы на внешний раздражитель и стрессовую ситуацию (позор, ситуация с бабой из "Дзидзибабы"). Как известно, учёные выделяют как непосредственную причину появления второй личности - психологическую травму, которой и является ситуация с "воровством" значка. Также стоит учитывать возможную предрасположенность Кацуматы, ввиду недостатка внимания.
Таким образом, не в силах самостоятельно пережить стресс, Кацумата абстрагируется от реальности настолько, что внутри него формируется нечто новое и..
Так появился он..Фукубэй Хаттори.
ТЕМА ЭТИКИ В «МАЛЬЧИШКАХ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»
Этика - это наука о морали, философия морали. Предметом изучения науки являются ценности и общественные постулаты нравственности.
В «Мальчишках» связь общества и морали, а также неоднозначность последней впервые поднимается в арке персонажа Канны. В дальнейшем также встречается и в рассуждениях Садакийо, и в диалогах других персонажей.
- «Мальчишки» через ситуацию с полицейскими разрывают идеалистические воззрения, отбрасывая моральный абсолютизм и веру в абсолютное добро или абсолютное зло.
- Такой персонажи как Отчё допускает трактование "добра и зла" в зависимости от оценивающего субъекта, что можно интерпретировать как перспективизм. Перспективизм указывает на зависимость действительности от оценивающего её субъекта, таким образом, обозначая "множественность" реальности, а не её объективное единство.
Отрешённость "Друга" представляет из себя финальный аккорд темы этики в «Мальчишках». Он утверждает, что его Вселенная находится вне дихотомии добро-зло. Нравственный кризис человечества, актуальный в настоящее время, подталкивает к критике ценностей прошлого и формированию чего-то нового. Персонаж "Друга" (Кацу), познавший абсурд этих категорий в полной мере, даёт внятный ответ и читателю, а с учётом его предыстории и прихода к имеющейся позиции - эффект невероятный.
- Что за предыстория?
Прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет Кацумата.
Кацумата - это собирательный образ всей группы Фукубэя:
1) Желание утвердить себя - от Фукубэя;
2) Кризис идентичности, непонимание "Кто я?" - от Садакийо и Фукубэя;
3) Безликость, отсутствие внимания - Опять от Садакийо и Фукубэя, на что даже намекает идентичность масок Садакийо и Кацуматы в детском периоде;
4) Интерес к науке - Яманэ.
В 246 главе показывается, что Кацумата выиграл значок "Героя справедливости" в магазине Дзидзибабы. По-настоящему выиграл, а ведь, со слов мальчишек это было не так то уж и просто. Однако, из-за воровства Кэнджи, он был несправедливо обвинён и впоследствии умерщвлён личностью Фукубэя.
- Момент реализации
Всеобщий любимец и носитель значка "Героя справедливости", Кэнджи - настоящий преступник, вор и источник метафорической смерти Кацу, когда как Кацумата сам был настоящим "Героем справедливости". Отсюда и проистекают его последующие действия под маской "Друга", когда он, знавший истинную природу Кэнджи, делает из лгуна, вора и всеобщего любимца - террориста и злодея.
Таким образом, сталкиваясь во внешнем мире с иллюзорностью таких понятий как "добро" и "зло", разочаруясь в желанном для всех мальчишек статусе "Героя справедливости", Кацумата претерпевает внутренние деформации и развитие через переоценку ценностей. Уже в будущем, он будет проецировать своё внутреннее во внешний мир, будучи "Президентом Мира". Это, к слову, можно интерпретировать как реализацию мессианской функции Кацу, как "Сверхчеловека", ведь "Сверхчеловек" - это тот, кто приходит на место Бога и становится экзистенциальным гарантом, обеспечивающим смысл существования и формирующим "правду" этого мира.
Помни! Ты здесь злодей...Кэнджи-кун!
ПЕРСОНАЖИ
КЭНДЖИ ЭНДО
Протагонист истории, "Lookin' like a true survivor, feelin' like a little kid". Как и Кэндзо Тэмма - протагонист Урасавы из «Монстра», обладает несколькими параллелями с Иисусом и фигурой Мессии. Да что уж там, в 199-й главе его прямо так и называют - "Мессия". Карает не мечом, но словом.
Противопоставляется антагонисту, а их взаимное влияние друг на друга или по-другому "динамика" просто на высшем уровне.
В своём заключении показывает один из основных посылов произведения - необходимость признания себя и своего прошлого, дабы двигаться дальше.
Помимо вышеупомянутых символизмов, обладает "низким порогом вхождения" т.е. персонаж довольно хорош касательно "relatability" - его просто понять, а его увлечения, реакции и жизненный путь могут быть близки среднему читателю.
КАННА ЭНДО
Дейтерагонист истории. Максимально неоднозначный персонаж, за которым, быть может, и покажется интересно наблюдать в силу развития а-ля переход от идеалистических воззрений к более реалистичным, но..всё это отходит на второй план постольку-поскольку весь путь персонажа затмевается её "мэри-сьюшностью", 100 % - м везением и тому подобным "удачным совпадениям", которым объяснения дано не будет.
Суперсилы есть? Есть. Откуда? "Друг" дал. Куда делись? "Их больше нет. Те странные силы, которые у меня были, исчезли..."
А то, как она робота остановила..
ДРУГ
Он же "Коллинз". Антагонист истории. Лучший на все времена, недостижимая вершина медиа, отличительный знак индустрий, золотой стандарт антагонистов, апогей креативной мысли, пик изобретательности, граница воображения, первооткрыватель инноваций, величайший для величайших, легенда среди легенд, 12/10!, люблю тебя и никогда не забуду.
Визуальная характеризация
Ещё начиная с дизайна персонажа, видна характерная для автора проработка антагониста. Здесь, три маски "Друга" подпадают под первую из "речей Заратустры" - «О трёх превращениях», где:
- Маска Садакийо - дух верблюда ("Что есть трудное? - так вопрошает выносливый дух; скажите, герои, чтобы взял я это на себя и радовался силе своей. Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать своё высокомерие?");
- Маска Хаттори - дух льва ("Создавать новые ценности - этого не может ещё лев; но создать себе свободу для нового созидания - это может сила льва");
- Маска Кацуматы - дух ребёнка ("Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения").
Отдельного внимания стоит маска Хаттори, отсылающая к манге - Ниндзя Хаттори (1964), что как раз из времён детства "мальчишек". Таким образом, маска сама по себе является указателем на предмет зацикленности и ментальной стагнации.
Также стоит обратить внимание на маску Кацуматы, внешний вид которой намекает на описание лжемессии в Исламе - Даджжаля.
"Одноглазый Даджжаль" и дизайн маски Кацу пересекаются не только визуально, но также и "Друг" противостоит настоящему Мессии внутри манги.
Представление персонажа / Introduction
- "Друг" представляется читателю как некоторое руководящее лицо то ли в какой-то организации, то ли в каком-то культе. Все называют его "Друг", а его настоящая личность сокрыта не только для читателя, что подогревает интерес, но и, судя по всему, для окружающих его культистов.
- Символ, над которым взлетает "Друг" отсылает к воспоминаниям Кэнджи и указывает на "общее прошлое" персонажей, а суть символа - "Настоящий Друг", в какой-то мере, отражает и суть "Друга".
- "Друг взлетел". Полёт представляет из себя перемещение по воздуху, невозможное для человеческого существа в силу физических особенностей и сил гравитации. Однако, "Друг" взлетел. Таким образом, с одной стороны - он выше человеческого существа, он его превосходит, с другой - игнорирование гравитации можно интерпретировать как игнорирование или неподчинение "земным порядкам", что даёт почву для будущих рассуждений касательно этической составляющей "Друга".
Приход "Друга" к власти
Воля к власти - одно из базовых понятий в Ницшеанстве, источником которого можно обозначить влияние А.Шопенгауэра на философию Ницше. Грубо говоря, это Ницшеанская самоактуализация под соусом иррационализма.
В контексте "Друга" это понятие имеет вес в том случае, что отражает устремления "Друга" вне зависимости от его мотивации - будь то желание признания, рождение "Сверхчеловека" с последующей созидательной деятельностью или желание уничтожить мир.
"Бог умер" 1/2
Фраза "Бог умер" принадлежит Ф.Ницше. Её смысл означает утрату веры в абсолютные постулаты нравственности, нравственный кризис человечества и, как возможность, переоценку ценностей. Само собой, стоит учитывать автора фразы и его отношение к "христианским ценностям". В мире «Мальчишек» это высказывание объясняет ряд сюжетных моментов, на которые часто кидают претензии: "Как культ "Друга" набирал обороты и почему люди верили в него, шли за ним?" - "Им просто надо во что-то верить".
Касательно вопроса "Почему люди шли за "Другом" и как это ловко всё у него получилось?":
- Почему люди шли в культ "Друга"?
Человечество на рубеже двадцать первого столетия пережило две мировые войны, ядерную угрозу, холодную войну между Востоком и Западом, бесконечные локальные конфликты, возникшие после крушения коммунизма и тут.."Друг".
- Как "Friendship Democratic Party" добилась признания и дальнейшего контроля Японии?
- Неужели никто не усомнился в чудесах "Друга", неужели никто не видел его обман?
Когда "Друг" взлетал и демонстрировал иные чудеса, он знал, что этим он даёт людям то, что они хотят видеть - спасителя. Также это является очередным указанием на "Друга", как на лжемессию, ведь вторая из десяти заповедей гласит - "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". "Друг" просто являлся тем идолом, которым его желали видеть другие и именно эта толпа и является основным источником успеха "Друга".
Также, когда выясняется истинная суть и мотивация "Друга", то становится понятно, что весь этот фарс внутри манги является некоторым подобием пещеры Платона, ведь изначально сторонники "Друга" полагались лишь на чувственное мировосприятие и потому оказались подвержены иллюзиям. Судившие по теням на стенах пещеры, они не способны были увидеть истину, ведь нисколько не сомневались в реальности того, что они видят.
- Также не стоит забывать и про супер способности Кацу:
"Эпоха Друга"
Крайне добротный пример антиутопии с явными отсылками на некоторые культовые произведения жанра.
1) Тут и политика сегрегации, пусть и довольно примитивного типа - территориальная;
2) Тут и цензура, когда за "неудобную" мангу отправляют в отделённую от материка тюрьму - Умихотару;
3) Тут и следящие устройства в телевизорах, вызывающие поломку при просмотре нежелательного контента - Урасава явно черпал вдохновение из «1984» с его "Телескрином";
4) И конечно же, всеми любимый культ личности. "Друг", как и "Большой брат" - два безликих образа.
Концепт персонажа
Интересной деталью касательно "Друга", облегчающей понимание его персонажа, является сам его концепт, идея - обезличенный образ, за которым может скрываться кто угодно.
При прочтении с оригинальной концовкой впечатление наиболее яркое, однако, оно также необходимо для переосмысления персонажа с учётом концовки "Идеального издания" и, тем более, приведённой ранее теории.
Детерминизм
Детерминизм - философская концепция, учение о всеобщей причинности или закономерности событий.
Конкретно "Друг" репрезентует антропологическо-этический детерминизм, т.е. обусловленный человеческой волей.
Наиболее ярко это проявляется в 133-й главе, когда "первый Друг" - Фукубэй, не может принять собственную смерть, идущую вразрез "Книге пророчеств".
Как антагонист произведения, "Друг" впадает в явную крайность, слепо следуя "пророчествам", в то время как другие персонажи давно их позабыли. Однако, посыл манги находится где-то "посередине" и указывает как на наши прошлые действия и их влияние, так и на необходимость двигаться дальше.
Übermensch
"Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!" - Ф.Ницше, «Так говорил Заратустра», «Предисловие Заратустры».
"Друг" представляет из себя довольно целостный пример репрезентации образа "Сверхчеловека" внутри художественного произведения.
Начиная от его этической составляющей, которую можно в целом интерпретировать как его мессианскую функцию для мира, в котором "Бог умер", также его путь и внутреннее развитие, сочетающееся с речью Заратустры «О трёх превращениях» - "Созидать это великое избавление от страдания и облегчение жизни. Но чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям" (Ф.Ницше «Так говорил Заратустра», «На блаженных островах»), не стоит забывать и о его проявлении воли к власти с целью проекции своего внутреннего во внешний мир.
Религиозный символизм
"Друг" с самого начала манги представляется как лидер религиозной организации. Он демонстрирует разного рода чудеса, подтверждающие его Божественный статус, делает пророчества о конце света (и чудеса, и знамения упоминаются в стихе 9-м главы 2-й Второго послания к Фессалоникийцам) и утверждает, что он - Мессия.
Однако, "Друг" - это лжемессия.
Лжемессия - это термин, использующийся, как правило, в аврамических религиях для обозначения человека, который объявляет себя Мессией, но на самом деле таковым не является.
Помимо ранее упомянутой "отсылки" на лжемессию в Исламе - Даджжаля, "Друг" также репрезентует собой Антихриста.
Например, в главе 169-й есть замечательный "пик" - "ОН СТАЛ...БОГОМ...", который можно трактовать через стихи 3-й и 4-й главы 13-й Откровения Святого Иоанна Богослова:
"И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?"
"Друг", иллюзорно воссоздаёт воскрешение и за счёт этого обретает власть и статус "Президент Мира".
Также обращаю внимание на возможные параллели между "Эпохой Друга" и периодом власти Антихриста.
Откровение ап. Иоанна Богослова, Глава 13, стихи 16-17: "И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его".
Начертание можно толковать как непосредственный контроль "Друга" и подчинение общества ему.
Люцифер, "Несущий свет";
Кацумата / Фукубэй - Кэнджи;
Параллель: быть / казаться или истина / ложь
Кацумата, в отличие от Фукубэя, действительно обладал сверхъестественными способностями, но был в тени Фукубэя, который лишь имитировал их наличие у него. Влияние Хаттори и иерархию внутри "группы Фукубэя" сюда же как подтверждение их вертикальных отношений.
В данном случае, параллель истина (Кацумата, действительно обладающий сверхспособностями) была во мраке лжи (Фукубэя, имитирующий сверхспособности) в контексте двух людей, скрывающихся за образом "Друга".
Точно также, параллель истина / ложь уместна, если обращаться к теории о раздвоении личности, ведь Кацумата (истина) - это настоящая личность, а Фукубэй (ложь) - придуманная.
Схожая параллель есть у Кацуматы и с Кэнджи, когда истина (Кацумата, выигравший значок "Героя справедливости") была во мраке лжи (Кэнджи, укравший значок), здесь связующее - значок "Героя справедливости".
И там, и там свет истины оказывается во мраке лжи. И тут, вспоминается фрейм "Я ВИЖУ СВЕТ". Кацумата, символизирующий всем своим существом свет истины напоминает гностическое восприятие Люцифера (=Несущий свет), как персонажа несущего истину и борющегося с Демиургом (Богом-творцом).
Символизм Кацу - Люцифер также подходит под восприятие "Друга" обществом, как спасителя (Люцифер в гностицизме), и восприятие этого же самого "Друга" в качестве угрозы и воплощения зла командой Кэнджи (традиционное восприятие Люцифера в Христианстве).
Также сравнить фигуру Люцифера можно с "первым Другом" - Фукубэем.
Отправной точкой этой параллели будет признание за данность того, что настоящий Мессия - это Кэнджи.
И Фукубэй, и Люцифер схожи в одном - это гордость и последующая зависть.
"Я - Коллинз"
"Я - Коллинз" - один из многих референсов у "Друга". В данном случае он отсылает вовсе не к ирландскому революционеру, а к Майклу Коллинзу - американскому астронавту, одному из тех, кому удалось впервые приблизиться к спутнику Земли. К своему несчастью, Коллинз лишь наблюдал, как двое других высадились на Луне.
По мнению самого "Друга", факт "затмения другими" является точкой пересечения между ними и именно этим Коллинз и импонирует "Другу".
Такова правда
Одним из интереснейших моментов сюжета, отражающих многогранность и комплексность истории, является "пик" - "ТАКОВА ПРАВДА"
В этот момент, Кацумата отбрасывает идентичность Фукубэя и признаёт, что:
- тот, как "Друг", действительно умирал и воскресал (в рамках оригинальной концовки)
- тот действительно умер в детстве (в рамках концовки "Идеального издания")
- никогда не существовал, а "Друг" - это он сам (в рамках вышеприведённой теории, сюда же, кстати, можно привести как очередное доказательство теории - название 155-й главы "Искажённые воспоминания)
"Друг" (Кацумата) / Кэнджи
1) Взаимное влияние.
Кэнджи, украв значок - предопределил "смерть" Кацу и "рождение" "Друга" (это к мотивации) точно также, как "Книга пророчеств" предопределила действия "Друга".
"Друг" также оказывает большое влияние на жизнь Кэнджи, объявив последнего террористом и врагом № 1.
2) Движение и стагнация.
Одной из основных параллелей между персонажами Кэнджи и "Друга" является факт движения дальше / стагнации: пока Кэнджи двигается дальше, играет в группе и заботится о Канне, забывая о своём грехе прошлого; "Друг", напротив, зациклен на детстве и не может идти вперёд.
Точно также эта параллель имеет место быть с Отчё, когда тот взрослеет и двигается по карьерной лестнице, каким-то образом умудряется жениться, а "Друг" - знакомится и заводит отношения с Кирико только ради реализации плана и "создания созидающего".
3) Конформизм и нонконформизм.
Конформизм - де-факто это слово для обозначения следованию взглядам большинства, приспособленчество и Кэнджи неплохо репрезентует это, когда его жизнь зависит от внешних обстоятельств по типу заботы о Канне и всё это подаётся на контрасте с эгоизмом в виде сильной воли к власти "Друга", желающего переоценки общественных ценностей.
4) Ложь и правда.
Кэнджи - настоящий Мессия, но также настоящий злодей в случае со значком. "Друг", напротив, жертва воровства Кэнджи в прошлом, но агрессор и лжемессия во время событий манги. Эта параллель отражает неоднозначность ярлыков и человеческого существа в зависимости от контекста, отдельно-взятой ситуации или перспективы оценивающего.
5) Мораль рабов и мораль господ.
Дихотомия Ницшеанства касательно этики. В то время, как Кэнджи (мораль рабов) ориентируется на абстрактные и навязанные извне категории оценки по типу добра, "Друг" (мораль господ) руководствуется силой, гордостью и волей к власти.
"Друг" (Кацумата) / Канна
Ты молод и желаешь ребёнка и брака. Но я спрашиваю тебя: настолько ли ты человек, чтобы иметь право желать ребёнка?
Победитель ли ты, преодолел ли ты себя самого, повелитель ли чувств, господин ли своих добродетелей? Так спрашиваю я тебя.
Или в твоём желании говорят зверь и потребность? Или одиночество? Или разлад с самим собою?
Я хочу, чтобы твоя победа и твоя свобода страстно желали ребёнка. Живые памятники должен ты строить своей победе и своему освобождению.
Дальше себя должен ты строить. Но сперва ты должен сам быть построен прямоугольно в отношении тела и души.
Не только вширь должен ты расти, но и ввысь! Да поможет тебе в этом сад супружества!
Высшее тело должен ты создать, начальное движение, самокатящееся колесо - созидающего должен ты создать. - (Ф.Ницше, «Так говорил Заратустра», притча «О ребёнке и браке»)
Победитель ли ты, преодолел ли ты себя самого, повелитель ли чувств, господин ли своих добродетелей? Так спрашиваю я тебя.
Или в твоём желании говорят зверь и потребность? Или одиночество? Или разлад с самим собою?
Я хочу, чтобы твоя победа и твоя свобода страстно желали ребёнка. Живые памятники должен ты строить своей победе и своему освобождению.
Дальше себя должен ты строить. Но сперва ты должен сам быть построен прямоугольно в отношении тела и души.
Не только вширь должен ты расти, но и ввысь! Да поможет тебе в этом сад супружества!
Высшее тело должен ты создать, начальное движение, самокатящееся колесо - созидающего должен ты создать. - (Ф.Ницше, «Так говорил Заратустра», притча «О ребёнке и браке»)
Зачатие и последующие эксперименты "Друга" над матерью Канны - Кирико, можно интерпретировать как попытку создания подобного себе сверхчеловека. Попытку, удачную, между прочим. Однако, ввиду ложных воззрений и "морали рабов" Кэнджи, Канна отвергает своего создателя.
Мессианский архетип / Мессия
Несмотря на то, что "Друг" являет собой довольно целостный пример мессианского архетипа, Мессией - он не является. Всё дело в "сути" персонажа, положительный он или отрицательный. Например, так во франшизе «Звёздных войн», Энакин (мессианский архетип) ≠ Мессия, настоящий Мессия - это сын Энакина, Люк. Так же и здесь, Кацумата не является Мессией, но ей является его дочь - Канна.
Явные указания на неё, как на "последнюю надежду" можно воспринимать как некоторый "привет" от Урасавы - Джорджу Лукасу (название IV эпизода кинофраншизы - «Новая надежда»).
"Друг" (Кацумата) / Садакийо
Параллель, необходимая для лучшего понимания персонажа Кацуматы. Здесь и про "умерщвление Фукубэем", ввиду которого "я просто не существовал", и про внутренний конфликт хороший-злой - на всё это намекает идентичность масок обоих персонажей.
Часть пути "Друга", когда его дух - ещё "дух верблюда" наиболее ярко демонстрируется как раз в арке Садакийо, когда он рассказывает о себе Кёко Коидзуми.
Заключение персонажа и посыл
Бог умер 2/2
Высказывание "Бог умер" Ницше сочетается с началом пути "Друга", но также может являться одной из интерпретаций его финала.
Что оставляет после себя "Друг" ?
Мир пост-апокалипсиса. С его смертью, человечество теряет не просто лидера, но и веру во всё, во что ранее массово верили - это-то и подталкивает к переоценке прошлого, куда входят и ценности. Возможно, что мир, в котором "нет ни зла, ни добра" будет возможен именно благодаря перформансам "Друга".
Кроме того, "смерть Бога" в рамках произведения можно трактовать как твёрдое "НЕТ" детерминизму, который являлся одной из основных тем "Друга'".
"Друг", до этого чётко полагавшийся или имитирующий пророчества, наконец может отпустить прошлое и двигаться дальше. Посыл у этого финала довольно явный: не стоит слишком сильно зацикливаться на прошлом, теряясь в его влиянии на настоящее, ведь то что по-настоящему формирует настоящее и будущее - это проявление свободной воли.
Своего собственного закона должен он стать судьёй, и мстителем, и жертвой. - Ф.Ницше, «Так говорил Заратустра», притча «О самоопределении»)
Смерть "Друга" происходит из-за того, что на него падает его же летающая тарелка, что можно интерпретировать как смерть от собственного творения. Очередное пересечение с "Ницшеанской Библией".
После своей смерти, единственным местом, где можно встретить "Друга" и где он остаётся подобием живого - это в его виртуальном аттракционе. Там, получив извинения от Кэнджи в «Мальчишках двадцать первого века», "Друг" наконец может освободиться от негатива и деструктивной по своей природе мести, действительно реализовывая свой потенциал "Героя справедливости", создав мир без ложных ценностей.
Нельзя не обратить внимание на уникальное в рамках манги явление - "руты", определяющие природу "Друга". Автор, прибегнув к реткону в "Идеальном издании" - оставил после себя два варианта концовки и это, несомненно, значительно расширяет возможные трактовки природы "Друга". Как пример, приведённая ранее теория.
О чём ещё заставляет задуматься персонаж "Друга", так это о Ницшеанстве. Множество указаний и пересечений с философией Фридриха Ницше явно носят рекомендательный характер для ознакомления с оригиналом, а финал темы этики в арке "Друга" - напрямую намекает на неактуальность ценностей прошлого и необходимость переоценки.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ И ЖЕНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
Урасава, как и всегда, постарался. О каждом персонаже даётся ровно столько информации, чтобы читатель имел о нём полное или около того представление. Мотивация, предыстория, причинно-следственные связи, параллели с главными героями - всё это есть.
Так же как и в «Монстре» они представляют из себя кучу маленьких историй, являющихся частью одной большой.
Женский подбор персонажей не получился особенно колоритным, "уровня" той же Анны Либерт - нет никого.
САДАКИЙО
Он же Сада Киёши. Сюжетно-необходимый персонаж, одним из первых поднимающий тему этики в произведении. Его внутренний конфликт можно описать как "nature vs nuture" (природа против воспитания) - Хороший/Плохой, Учитель/Управляющий.
Демонстрирует кризис идентичности ввиду непонимания своего места в мире из-за отсутствия внимания, отсутствия от слова "совсем" и в будущем именно это позволит "Другу" манипулировать Садакийо, создавая иллюзию дружбы для психологически-слабого человека, зацикленного на прошлых неудачах и потому неуверенного в том, что он сможет обрести настоящих друзей.
РИСОВКА
Конкретно в «Мальчишках» к достоинствам визуала можно отнести работу с дизайнами персонажей, архитектуру "Эпохи Друга", а также вездесущее изображение символа "Друга", что нагнетает дополнительный саспенс и позволяет читателю представить масштабность явного присутствия "Друга" и его сторонников.
ИТОГ
Урасаве удалось создать по-настоящему комплексную историю, совмещающую в себе множество разных идей, отсылок и символизмов. Несмотря на неоднозначную проработку мира касательно сверхспособностей, это, по большей части, не мешает восприятию.
Хороший набор персонажей в целом и "средний" в рамках автора также располагают к прочтению, а антагонист и вовсе явно придётся по душе любителям символизмов и Йохана Либерта.
В целом, я рекомендую воспринимать "Мальчишек", как некоторый сборник идей, а также историю "О принятии себя прошлого и настоящего", историю, в которую просто нужно верить.
Это драма, "Защитник справедливости".
типа гиперкомпенсация?
странно, что вроде ни разу не упомянуто про астронавта. а это помойм ключевое в понимании "друга" а ля "я останусь за спиной и позволю тебе сиять, ведь я друг". и основной вопрос "что чувствовал тот астронавт, что остался "за спиной" ?".
и, кстати, точно не помню - он же исполнял не свои фантазии, а фантазии друзей? (которых за ### и в музей)). то есть "друг" - этакая тень. а почему он зациклился на кенджи - прост хотел его другом стать но
@mamashinji,@Winkel@mamashinji@Winkel,По мнению самого "Друга", факт "затмения другими" является точкой пересечения между ними и именно этим Коллинз и импонирует "Другу".
не согл.
- Фукубэй, скорее, чувствовал одиночество и, будучи в тени Кэнджи, страстно желал и внимания того, и превосходства над ним. одно другому не мешает!
с одной стороны, учитывая показанную "безликость" Фукубэя, можно понять его заинтересованность в Кэнджи, ведь Кэнджи внимательно слушал рассказ того про Экспо. с другой стороны, Фукубэю было необходимо самоутверждаться, превосходить и внешними успехами подкреплять свою, безликого, ценность.@infirmi, СЕНКЮ@Winkel@mamashinji,я там этот кадр запомнила - который намекает на диссоциативное расстройство личности или вроде того
468x464
алсо - я это все оч давно читала и помню только основные положения, которые поняла по прочтению. если чет гдет напутала или забыла - поправь.
@mamashinji@Winkel,на самом фрейме я бы больше отнёс это к кризису идентичности, когда Фукубэй, будучи в тени Кэнджи, оказался забытым, незаметным, etc (Коллинз сюда же) и ввиду этого очень сильно нуждался во внимании и поддержке извне, дабы компенсировать собственные сомнения/псих. траблы - это к мотивации становления "Другом". тип, если его никто не замечает, то кто же он вообще и зачем нужен?.. поддержка/внешнее внимание здесь выступает как гарант признания его существующим, а также как возможность идентифицировать его. можно продолжить в целом эту тему и заявить, что Фукубэй - незаметный для всех, "Друг" - заметный для всех и потому "Друг" - это единственный вариант для Фукубэя существовать/жить.
одиночество сюда же, как пример отсутствия коннектов с внешними. ярко демонстрируется в моменте с радугой, вроде 171 глава
@Winkel@mamashinji,созидание - это совершенно четкое понимание правильного и неправильного.
я, честно говоря, ницше никогда особо не интересовалась и что он там пытался втемяшить. какую-то книгу начала и подумала.. ну не буду говорить что подумала, а то фанаты обидятся
но, в целом, как у него "сверхчеловек", который, я так поняла, превосходит окружающих и вне законов зла и добра, - должен в итоге прийти к созиданию. типа "а нафига ему это". это как-то пояснено?
он не понимал что должен чувствовать и как реагировать в тех или иных обстоятельствах. на эту зыбкую почву и поставило его как-раз то, как слуги с ним обращались. тк они всегда при этом улыбались, смеялись и так далее. и он, как ребенок, улыбался им в ответ, типа "наверное происходит что-то веселое и правильное".
тк мне всегда казалось странным, что такой мальчик нашел тех, с кем общаться. и никогда в их играх не было чего-то дружеского и прочего.
так что он там вполне вероятно сам с собой и общался.
@mamashinji@Winkel,созидание - это совершенно четкое понимание правильного и неправильного.
я, честно говоря, ницше никогда особо не интересовалась и что он там пытался втемяшить. какую-то книгу начала и подумала.. ну не буду говорить что подумала, а то фанаты обидятся
но, в целом, как у него "сверхчеловек", который, я так поняла, превосходит окружающих и вне законов зла и добра, - должен в итоге прийти к созиданию.
тк мне всегда казалось странным, что такой мальчик нашел тех, с кем общаться. и никогда в их играх не было чего-то дружеского и прочего.
так что он там вполне вероятно сам с собой и общался.
@Winkel@mamashinji,почему эта тема так волнует умы мальчиков, кст? что такого крутого в становлении "сверхчеловеком"? какие причины заставляют этой концепцией восхищаться?
прост я не помню - какая-то причина "странности" ребенка-друга указывалась? я чисто к этому это вспомнила.
@mamashinji@Winkel@mamashinji,так там апокалипсис же произошел, а его последователи - литерали сектанты.
этим буквально весь 20й век и занимались, а скорее испокон веков (вот тебе и создание чего-то качественно нового))
всё еще не улавливаю при чем там сверхчеловек. то есть любой кто харизмой или шизой может увлечь умы людей и навязать свое миропонимание - сверхчеловек? чарльз мэнсон там, сёко асахара - дофига сверхчеловеки?)
@mamashinji@Winkel@mamashinji,изначально это меня и смутило же:
типа гиперкомпенсация?
а по дальнейшим пояснениям вообще выходит, что смог се секту устроить - сверхчеловечище)
или урасава так постебал сам концепт (если он правда на него ссылался, что не факт), или его понимание этого довольно обывательское (а ля "король мира", "напишу законы и буду радоваться" етс).
@mamashinji,@mamashinji@Winkel,изначально это меня и смутило же:
@Winkel, тип, смотри, я тебе пишу про то, что "Друг" в манге, подобно сверхчеловеку, занимает место Бога т.е. экзистенциального гаранта - он определяет кто и что есть "добро", а кто и что есть "зло". Приход "Друга" к власти - есть проявление воли к власти, дабы реализовать ту самую мессианскую функцию сверхчеловека, путь "Друга" как человека и персонажа, прослеживаемый через маски также параллелен первой (после предисловия) речи о "трёх превращениях".Тема этики и здесь в манге, и там в "Так говорил Заратустра" (бтв и других трудах Ницше, например, "Генеалогия морали", "Антихрист") занимает одно из центральных мест, в манге весь посыл сводится не столько к Ницшеанской этике, сколько к зависимости категорий "добра" и "зла" от перспективы смотрящего.
Как, почему, с помощью чего, при каких обстоятельствах "Друг" обрёл свою этическую позицию, свою волю к власти и свой путь - вопросы, относящиеся не столько к концепту "сверхчеловека", сколько к самому персонажу "Друга" т.е. к той его части, что является худ.образом, воспроизводящим те или иные концепты/идеи.
@mamashinji, хорошая рецензия, лайк поставил, прояснил некоторые моменты для себя.Теория о том что Фукубей = Кацумата ниче так, но ты слишком конечно проталкиваешь её тут, как мне показалось. Мне как-то комфортнее их отдельными персонажами считать. Прост скорее Кацумата считает Фукубэя частью своей сущности и воспринимает их как одно целое, что свидетельствует о потере им своей идентичности.
602x339
Ещё вот этот фрейм в манге хорош (тут кста вроде цвет пиджака не тот ваще)
602x857
Наглядная демонстрация того, как Кацумата "застрял" в прошлом: время изменилось на 21 век, но он по-прежнему считает, что живет в 20 веке. Персонаж застрял в прошлом, определяется своей травмой и не может двигаться вперед, поэтому он проецирует свои чувства на мир.
Алсо ща наткнулся на инфу (не знаю правда или нет), что он в оригинале обращается к себе местоимением Боку (такое юзают мальчики, а когда взрослеют переходят на Оре).
@mamashinji@aetherld@aetherld,@mamashinji@sanketsuame, 1280x720@mamashinji@sanketsuame,ещё вот такое есть - 984x1230
@sanketsuame,@aetherld, 1280x1280Спасибо за буквы. Ждём рецензию на Вагабонд